РОССИЙСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Том 18 • Номер 24 • декабрь 2017
ISSN 1994-6937 Russian Journal of Entrepreneurship
^^^ издательство
Креативная экономика
поколение Z как потребители товаров и услуг
Рожина Е.Ю.1, Селиванова И.В. 1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Статья посвящена оценке психологических особенностей российской молодёжи c целью прогнозирования ориентиров развития и продвижения брендов в условиях социального контекста. Авторами сделан теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике, проведено исследование запросов молодёжи, что позволило спрогнозировать ориентиры развития бренда. Далее было изучено отношение поколения Z к продвижению брендов на рынке (рекламной компании) и сформулированы соответствующие рекомендации для маркетологов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: поколение Z, бренд, продвижение бренда, маркетинговая стратегия, прогнозирование.
Generation Z as consumers of goods and services Rozhina E.Yu.1, Selivanova I.V. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Целью настоящего исследования является изучение особенностей поколения Z c целью прогнозирования ориентиров развития бренда в условиях социального контекста и дальнейшего определения маркетинговых стратегий.
Представляется, что данная цель может быть достигнута в процессе решения следующих задач:
1) теоретический обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по данной проблематике;
2) проведение «специализированной (маркетологической) диагностики» и составления более детальной характеристики современного поколения как потребителя товаров и услуг.
Предметом исследования являются группы студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова, представители поколения Z, а также последние аналитические обзоры по данной проблематике, представленные в отечественной и зарубежной литературе.
Объектом исследования, в свою очередь, послужили данные, полученные в ходе проведенного опроса и анкетирования.
Методы: в исследовании применен комплекс взаимодополняющих методов: сопоставительный анализ литературы по проблеме исследования, метод прогнозирования. С целью научной фиксации результатов исследования используются методы анкетирования и тестирования.
Гипотеза: выявление психологических особенностей, свойственных поколению Z, стособствует выработке эффективной маркетинговой стратегии (позволяет спрогнозировать возможные эффективные бренды и сформулировать принципы продвижения последних на рынке с целью повышения продаж).
Практическая значимость исследования состоит в том, что знание особенностей цифрового поколения позволяет создать необходимые рычаги рекламного воздействия на него с помощью эффективных маркетинговых средств и бизнес-стратегий.
А.ктуальность: необходимость создания новых эффективных брендов в современных рыночных условиях с учетом ориентации результатов исследования на конкретные рекомендации для маркетологов.
История вопроса. Теория поколений
Важнейшей проблемой в последнее десятилетие является вхождение в сферу экономики, культуры и образования нового поколения людей, родившихся на переломе тьтсячелетий, сформировавшихся в сетевом обществе, получающих информацию из любых современных гаджетов в режиме «on-line». Понятие «цифровое поколение», или «поколение Z», относится к теории поколений, которая стала активно разрабатываться в зарубежных социогуманитарных науках в 1990-х гг. Родоначальниками современной версии теории поколений можно считать Нэйла Хоува и Уильяма Штрауса. В 1991 г. в книге «Поколения: история американского будущего, 1584-2069» они впервые сформулировали основные идеи своей концепции поколений, которые легли в основу
ABSTRACT:_
The article is devoted to the assessment of psychological characteristics of Russian youth in order to predict the development benchmarks and promote brands in a social context. The authors undertake a theoretical review and analysis of domestic and foreign literature on this issue, they also study the needs of young people. That allowed predicting the development benchmarks for the brand. Then we consider the views of generation Z on the promotion of brands in the market (an advertising company) and give recommendations for marketers.
KEYWORDS: generation Z, brand, brand promotion, marketing strategy forecasting
JEL Classification: D11, D12, Z13 Received: 24.11.2017 / Published: 28.12.2017
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Rozhina E.Yu. (Katepandora@mail.ru)
CITATION:_
Rozhina E.Yu., Selivanova I.V. (2017) Pokolenie Z kak potrebiteli tovarov i uslug [Generation Z as consumers of goods and services]. Rossiyskoe predprinimatelstvo. 18. (24). - 4289-4300. doi: 10.18334/rp.18.24.38585
как их собственных интерпретаций, так и работ других исследователей [13]. Согласно теории Хоува и Штрауса, поведение человека зависит от того, в каких условиях он жил и воспитывался до 12-14 лет. Поколенческие ценности являются глубинными, подсознательными, не носят явно выраженной формы, в том числе для самих представителей поколений, но при этом определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей [5, с. 37] (Nechaev, Durneva, 2016).
В 2001 г.термин «цифровой абориген» (Digital Native), человек, с самого рождения находящийся в цифровой среде и пользующийся digital-технологиями, был впервые использован американским писателем-футурологом Марком Пренски [16] (Prensky, 2001). Затем термин «цифровое поколение» стал использоваться в научных работах российских и зарубежных авторов.
поколение Z в работах российских и зарубежных авторов 2000-х гг.
Изучение истории создания брендов, их лингвистической сущности, а также обучение молодого поколения иностранному деловому и профессиональному языку [6, с. 94; 8, c. 35] (Rozhina, Selivanova, 2014; Sergeeva, Yarchak, 2016) привели нас к исследованию запросов молодежи и прогнозированию ориентиров развития бренда в условиях социального контекста, а именно, типичных представителей поколения Z, или цифрового поколения.
На этапе сбора теоретической информации авторами были изучены актуальные на сегодняшний день материалы по данной проблематике. В литературе представлены различные концепции определения принадлежности к поколению Z. Так, российские исследователи считают, что к нему относятся лица, рожденные с 2001 г. и по настоящее время [5, c. 39; 1, с. 103] (Nechaev, Durneva, 2016; Dergunov, 2015).
Европейские специалисты причисляют к поколению Z тех, кто появился на свет в 1994-2010 гг. [15, 21, 22] (Mohr, 2015).
Авторы статьи предполагают, что за разницей в датах стоит тот факт, что россияне начали активно пользоваться мобильными телефонами, смартфонами и планшетами несколько позже, нежели другие представители Западной Европы. Что касается характеристики поколения Z, следует заметить, что в процессе анализа теоретических положений разночтений среди российских и зарубежных источников обнаружено не было.
ОБ АВТОРАХ:_
Рожина Екатерина Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков № 2 (Katepandoraß mail.ru)
Селиванова Ирина Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков № 2 (irinaselivanßyandex.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Рожина Е.Ю., Селиванова И.В. Поколение Z как потребители товаров и услуг // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4289-4300. doi: 10.18334/rp.18.24.38585
Так, представители поколения Z быстро находят и легко усваивают информацию, получают доступ к многообразию мира [17, с. 94] (Roberts, 2010). Молодежь воспринимает краткую и наглядную информацию. Поколение Z отличает тотальное следование рекомендациям информационных ресурсов Интернета. Представители этого поколения следуют за кураторами, открывающими наиболее интересную информацию и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов. Для завоевания внимания и преодоления этих фильтров их следует обеспечить переживаниями, приносящими немедленную пользу и являющимися очень увлекательными. Молодежь хочет приобретать эмоции, а не конкретную вещь. Если покупку нельзя «расшарить» (от английского «share» - делиться) для друзей, то она теряет свою привлекательность [2, с. 119-120; 21, с. 9] (Kusina, 2013). По данным исследования агентства Deep Focus, 63% представителей поколения Z хотят видеть в рекламе реальных людей, а не звезд, получать честную информацию о продукте. «Be real» (будь настоящим, искренним) -требуют они от западных маркетологов [11]. Например, в ежегодном мероприятии Brandcast, где Google показывает продукты, которые планируется внедрить в возможности видео, наряду со звездами участвовали также обычные люди, фанаты YouTube. Тренд «Be real» набирает популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране. В социальных сетях каждый день появляется огромное количество кадров с хештегом #NoFilter. Именно реальность, не приукрашенная фотошопом, вызывает наибольший отклик у поколения Z.
Они придерживаются тех идей, которые вызывают чувства и переживания, совпадающие с их собственными. Покупая молодежную марку, молодой человек «приобретает ценности, которые нельзя измерить рублем», прежде всего идентичность с себе подобными, открывающую ему возможность общения со сверстниками. Профессионалы говорят, что де-факто происходит «перенос приобретаемой потребителем неутилитарной ценности, ассоциируемой с ситуацией его потребления (на вечеринках, дискотеках, в ночных клубах и других аналогичных случаях) на бренд». Они всерьез обсуждают, чем ценности бренда «А» отличаются от ценностей бренда «Б» [7].
Таким образом, на этапе сбора информации авторы получили обобщённую картину о представителях поколения Z.
Исследование запросов молодёжи. Прогнозирование ориентиров развития бренда
Принимая во внимание полученную информацию, была поставлена задача провести «специализированную (маркетологическую) диагностику» и составить более детальную характеристику современного поколения как потребителя товаров и услуг. Для этого было разработано и реализовано анкетирование студентов 1-2 курсов, позволяющее оценить отношение последних к рекламным акциям и брендбилдингу. Студентам было предложено:
1) ответить на ряд вопросов об отечественных и зарубежных брендах:
• какие бренды Вы хотели бы видеть на рынке?
• какие качества бренда являются для Вас наиболее ценными?
• на что Вы ориентируетесь при выборе товаров?
• что есть для Вас лицо бренда?
2) дать оценку определенным рекламным роликам/заметкам.
Анализ полученных результатов (преимущественно ответов на вопросы касательно брендов) позволил охарактеризовать студентов как потребителя, который:
• ориентируется на моду и интернет при выборе товаров [20, с. 3];
• тщательно выстраивает свой образ в интернете и социальных сетях [4, с. 8] (Maksimova, 2013);
• многозадачен [14, с. 38] (Frank, Jukes, McCain, 2008);
• любит путешествовать и хочет увидеть мир;
• ценит свою свободу и комфорт;
• долго примеряется перед тем, как сделать выбор;
• не любит, когда его загоняют в рамки;
• предпочитает виртуальное общение живому;
• хочет видеть лицами брендов настоящих людей со всеми присущими им странностями, причудами и несовершенством.
Кроме того, проведенное среди студентов анкетирование позволило выявить следующие факторы, которые уже влияют и будут влиять на стратегию брендбилдинга в ближайшем будущем. Так, поколение Z:
• хочет видеть честные торговые марки, у которых слова (слоганы) не расходятся с действием: что обещают, то и дают;
• считает, что бренды должны менять мир к лучшему, меняя тем самым своих потребителей.
Среди многих качеств, важных для бренда, студентами были отмечены:
1. Настойчивость на пути к свершениям (62%) (любая рекламная кампания Adidas подходит под это описание), например: перечеркнутое слово superstar характерными для логотипа тремя линиями и комментарии на фотографии мужчины: «It's not about numbers of views, likes or shares» (Суперзвезда - это не количество просмотров, лайков или репостов; перевод Рожиной Е.Ю.), и на фотографии женщины (актрисы): «It's not about walking down red carpets, talking to reporters and waving at fans» (Суперстар - это не значит вышагивать по красной дорожке, общаться с репортерами и махать фанатам; перевод Рожиной Е.Ю.)
2. Эмпатия и лояльность клиентам (87 %). Например, услуги, которые могут предлагать в магазинах или заведениях известных брендов постоянным клиентам - можно взять зонт в дождь, воспользоваться бесплатно сканером/ксероксом или выпить чашку кофе.
3. Требовательность (56 %) - подталкивание потребителей к самосовершенствованию - кампания Nike: «Я только лучше».
Почему это важно? Мир маркетинга уже озадачился созданием брендов, ориентированных на поколение, которое будет доминировать на потребительском рынке завтра [19, с. 18]. На них будет ориентирована реклама, под них будут позиционироваться бренды. Интересы поколения Z будут задавать тон в маркетинге и брендинге следующие несколько лет. Маркетологи ввели новое слово «необрендинг» для представителей этого поколения и задумались о «гуманизации» брендов, т.к. на рынке наблюдается парадоксальная ситуация: в условиях десоциализации («отгораживания от мира») поколение Z ценит интерес и гуманное отношение к своим предпочтениям и вкусам, а также обращение к его душевным ценностям [3, с. 153; 10, с. 85] (Leonteva, Kotenko, 2017; Carr, 2010).
Многие известные бренды достаточно быстро ориентируются на рынке для поддержания имиджа, не меняя названий. А новым компаниям необходимо достаточно тщательно подбирать названия, чтобы утвердиться.
изучение особенностей восприятия рекламной кампании поколением Z
Следующим этапом нашего исследования стало изучение отношения поколения Z к продвижению брендов на рынке (рекламная кампания). При этом за основу были взяты наработки компании Kantar Millward Brown, которая на протяжении 15 лет работает над проектом под названием Ad Reaction. В ходе исследования, результаты которого опубликованы в начале 2017 г., опрошено около 600 респондентов в каждой из 39 стран, включая Россию (общее число - около 24 тыс. человек). Из них к поколению Z (возраст 16-19 лет) относится около 7 тыс., к поколению Y (возраст 20-34 года) - около 8,5 тыс., к поколению X (возраст 35-49 лет) - около 8,3 тыс. человек. Выявлено девять рекомендаций, которых следует придерживаться рекламным компаниям, чтобы получить отклик поколения Z [9]:
Реклама не должна быть слишком навязчивой (100 % респондентов).
Социальные сети становятся все более важными (98 %). По сравнению со старшим поколением молодежь проводит больше времени в соцсетях и пользуется их большим количеством [см. также 12, с. 148] (Greenfield, 2012). Наряду с Facebook, Twitter, YouTube популярными стали Instagram и Snapchat. Рекламодателям следует обратить на это внимание при размещении роликов, всплывающих строк и т.д.
Восхищение музыкой и фильмами. 39 % респондентов отмечают благотворное влияние рекламной информации, содержащей музыку и фильмы (для поколения X, родившихся в 1963-1983 гг., характерно 28 %), причем 43 % опрошенных хотели бы иметь постоянный доступ к музыкальным сайтам.
Краткость - сестра таланта. Поколение Z предпочитает видеоролики продолжительностью в 10 секунд, поколение X тяготеет к 20-ти секундному формату [см. также 12, с. 149] (Greenfield, 2012).
Творческая составляющая. Музыка, юмор и вероятность проявления эмоций делают поколение Z более восприимчивым. Юные потребители более открыты для рекламы (35-31 %), готовы к сотрудничеству, активно участвуют в создании рекламы.
Важен дизайн. Эстетическая составляющая представляет для поколения Z большую ценность (82 %.) Оно способно оценить внедрение современных технологий, таких как Augmented Reality, Virtual Reality, равно как и нового формата Native Advertising.
Поколение Z «mobile-first» (86 %), однако традиционные СМИ также не следует недооценивать (56 % хотя бы несколько раз в неделю слушает радио, смотрит телевизор, читает газеты).
Более быстрое принятие решений (73 % опрошенных отметили, что обладают такой способностью). Поколение Z способно быстрее дать оценку рекламе, однозначно определить, нравится ли ролик или нет.
Реклама не может быть универсальной (76 %). Идентичные во всем мире рекламные кампании скорее обречены на провал, нежели на успех. Рекламные сообщения должны содержать местные и региональные особенности. В Китае, к примеру, рекламные ролики постоянно требуют громкого музыкального сопровождения. В Германии дело обстоит иначе: тихое музыкальное сопровождение помогает понять сущность рекламного содержания [см. также 15] (Mohr, 2015).
Для большей наглядности особенности поколения Z представлены в таблице ниже. Исходя из этих особенностей, авторами также сформулированы соответствующие рекомендации для маркетологов.
Таблица
Возможности учёта особенностей поколения Z в рекламных кампаниях
и брендообразовании
Особенности поколения I Возможности их учета в рекламных кампаниях и брендообразовании
1 Отвергают навязчивые идеи Сократить количество рекламы
2 Активные пользователи социальных сетей Размещать рекламу в социальных сетях
3 Восхищение музыкой и фильмами Рекламные ролики должны быть похожи на клипы или короткие фильмы
4 Хорошо развиты творческие способности Привлекать молодёжь к участию в рекламных акциях
5 Ценят эстетическую составляющую Стремиться к оригинальным дизайнерским решениям
6 Чаще пользуются мобильным телефоном, реже СМИ Активное использование смс-рассылки в рекламной кампании, размещение в СМИ
7 Быстро оценивают, лучше воспринимают 10-секундные рекламные ролики Сократить продолжительность рекламных роликов
8 Ценят индивидуальные особенности, противники универсального Подчеркивать уникальное, учитывать национальные особенности реципиентов
Источник: составлено авторами.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что поставленная цель авторами достигнута: особенности поколения Z изучены, ориентиры развития и продвижения бренда в условиях социального контекста спрогнозированы.
Следует также подчеркнуть, что в настоящее исследование базируется на теории поколений, родоначальниками которой являются Н. Хоув и У. Штраус. Согласно этой теории, поколенческие ценности определяют формирование личности, оказывают влияние на жизнь, деятельность и поведение людей. Руководствуясь данным положением, авторы проанализировали особенности современной молодёжи и сделали прогноз на будущее.
Основные выводы настоящей работы сводятся к следующему:
1) Теория поколений нашла своё продолжение в работах отечественных и зарубежных ученых. В литературе представлены различные концепции определения принадлежности к поколению ^ Российские исследователи считают, что к поколению Z относятся лица, рожденные с 2000 г. и по настоящее время. Зарубежные специалисты причисляют к поколению Z тех, кто появился на свет в 1994-2010 гг.
2) Авторы статьи предполагают, что за разницей в датах стоит тот факт, что россияне начали активно пользоваться мобильными телефонами, смартфонами и планшетами несколько позже, нежели другие представители Западной Европы. Что касается характеристики поколения Z, следует заметить, что в процессе анализа теоретических положений разночтений среди российских и зарубежных источников обнаружено не было.
3) На этапе сбора информации авторы получили обобщенную картину о представителях поколения Z. Далее была проведена «специализированная (маркетологическая) диагностика», что, в свою очередь, позволило представить в настоящей работе детальную характеристику современного поколения как потребителя товаров и услуг, который:
• ориентируется на моду и интернет при выборе товаров;
• тщательно выстраивает свой образ в интернете и социальных сетях;
• многозадачен;
• любит путешествовать и хочет увидеть мир;
• ценит свою свободу и комфорт;
• долго примеряется перед тем, как сделать выбор;
• не любит, когда его загоняют в рамки;
• предпочитает виртуальное общение живому
• хочет видеть лицами брендов настоящих людей со всеми присущими им странностями, причудами и несовершенством.
• хочет видеть бренды с развитым сознанием, у которых слова не расходятся с действием;
• считает, что бренды должны менять мир к лучшему, меняя тем самым своих потребителей.
Среди многих качеств, важных для бренда, студентами были отмечены настойчивость на пути к свершениям (62 %), эмпатия и лояльность клиентам (87 %), требовательность (56 %).
Следующим этапом нашего исследования было изучение отношения поколения Z к продвижению брендов на рынке (рекламная кампания). Выявленные особенности цифрового поколения, среди которых важность социальных сетей, восхищение музыкой и фильмами, быстрое принятие решений, творческая составляющая и другие, дали авторам возможность сформулировать соответствующие рекомендации для маркетологов.
ИСТОЧНИКИ:
1. Дергунов Т. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководи-
теля. Loshkarov-v.narod2. [Электронный ресурс]. URL: http://loshkarov-v.narod2.ru/ pdf/timur_dergunov_formula_menedzhmenta_prakticheskoe_.pdf.
2. Кусина О.А. Социальные сети как эффективный инструмент маркетинга в инду-
стрии встреч // Креативная экономика. - 2013. - № 1(73). - с. 11-123.
3. Леонтьева Т.И., Котенко С.Н. Особенности обучения иностранному языку поко-
ления Z: традиции и новаторство // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2017. -№ 1(36). - с. 152-158. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=28869216.
4. Максимова О.А. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. -
№ 22(313). - с. 6-10. - url: https://elibrary.ru/item.asp?id=20445252.
5. Нечаев В.Д., Дурнева Е.Е. «Цифровое поколение»: психолого-педагогическое иссле-
дование проблемы. Педагогика. [Электронный ресурс]. URL: http://sevcbs.ru/main/ wp-content/uploads/2016/05/Statya-k-zhurnalu-Pedagogika-2016-----1.pdf.
6. Рожина Е.Ю., Селиванова И.В. К вопросу о брендбилдинге в России и за рубежом в
контексте обучения профессиональному иностранному языку // Современные тенденции в образовании и науке: Сб. научн. трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 14 частях. - Ч. 10. Тамбов, 2014. - с. 94-99.
7. Рукавишников А.П. Позиционирование бренда для молодежи. Marketing. [Электронный ресурс]. URL: http://www.marketing.spb.ru.
8. Сергеева В.П., Ярчак И.Л. Технология интерактивного обучения бакалавров дело-
вому общению на иностранном языке. Среднее профессиональное образование. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27162274.
9. Engaging Gen X, Y and Z. AdReaction. [Электронный ресурс]. URL: http://www.
millwardbrown.com/adreaction/genxyz/.
10. Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our Brains. Lass312a14. [Электронный ресурс]. URL: http://lass312a14.pbworks.com/w/file/fetch/85789675/ Carr_TheShallows.pdf.
11. Cassandra Report: Gen Z Uncovers Massive Attitude Shifts. Deep Focus'. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.deepfocus.net/press/deep-focus-cassandra-report-gen-z-uncovers-massive-attitude-shifts/.
12. Greenfield S. Influence of New Media on Human Brain // The Influence of New Media on Consciousness and Behavior of Youth: International Research and Practice WebConference Proceedings (National Research Tomsk State University, May 29-31, 2012). Томск, 2012. - p. 145-151.- url: https://elibrary.ru/item.asp?id=24119235.
13. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America's Future, 1584 to 2069. - New York: William Morrow & Compan, 1991. - 544 p
14. Kelly Frank S., Jukes Ian, McCain Ted. Teaching the Digital Generation: No More Cookie-Cutter High Schools. Play.google. [Электронный ресурс]. URL: https://play. google.com/store/books/details?id=bcYhAQAAQBAJ.
15. Mohr R. Generation Z: oder Von der Zumutung, älter zu werden. - Frankfurt am Main: Fischer Verlag GmbH, 2015.
16. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants // On the Horizon. - 2001. - № 5.
17. Roberts R. The Digital Generation and Web 2.0: E-Learning Concern or Media Myth? In Handbook of Research on Practices and Outcomes in E-Learning: Issues and Trends. New York: IGI Global. [Электронный ресурс]. URL: https://www.igi-global.com/ chapter/digital-generation-web/38348.
18. Schwegler P. Das braucht Werbung um Frauen ueber 50 anzusprechen. Wuv. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wuv.de/medien/das_braucht_werbung_um_ frauen_ueber_50_anzusprechen.
19. The digitisation of everything. Ey. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/ Publication/vwLUAssets/The_digitisation_of_everything_-_How_organisations_must_ adapt_to_changing_consumer_behaviour/%24FILE/EY_Digitisation_of_everything.pdf.
20. Voigt A., Linder P. Moderne Medienwelten, „Werbung ist wichtig". Sachsen-Anhalt SEMIK-Projekt MedienBausteine. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bildung-lsa.de/archiv/medienbausteine/pdf/voigt.pdf.
21. Wie Werbung für Generation Z sein sollte. JungeZielgruppen.de. [Электронный ресурс]. URL: http://jungezielgruppen.de/millward-generation-z/.
22. Werbung für die Generation Z. AMERIA GmbH, Heidelberg. [Электронный ресурс]. URL: https://ameria.de/werbung-fuer-generation-z/.
REFERENCES:
Carr N. The Shallows: What the Internet Is Doing to Our BrainsLass312a14. Retrieved from http://lass312a14.pbworks.eom/w/file/fetch/85789675/Carr_TheShallows.pdf Cassandra Report: Gen Z Uncovers Massive Attitude ShiftsDeep Focus'. Retrieved from http://www.deepfocus.net/press/deep-focus-cassandra-report-gen-z-uneovers-massive-attitude-shifts/
Engaging Gen X, Y and ZAdReaction. Retrieved from http://www.millwardbrown.com/ adreaction/genxyz/
Greenfield S. (2012). Influence of New Media on Human Brain The Influence of New Media on Consciousness and Behavior of Youth. 145-151.
Kelly Frank S., Jukes Ian, McCain Ted Teaching the Digital Generation: No More Cookie-Cutter High SchoolsPlay.google. Retrieved from https://play.google.com/ store/books/details?id=bcYhAQAAQBAJ
Kusina O.A. (2013). Sotsialnye seti kak effektivnyy instrument marketinga v industrii vstrech [Social Networks as an Effective Marketing Tool of MICE]. Creative economy. (1(73)). 11-123. (in Russian).
Leonteva T.I., Kotenko S.N. (2017). Osobennosti obucheniya inostrannomu yazyku pokoleniya Z: traditsii i novatorstvo[Teaching English to Generation Z students: traditions and innovations]. Territoriya novyh vozmozhnostey. Vestnik Vladivostokskogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i servisa. 9 (1(36)). 152-158. (in Russian).
Maksimova O.A. (2013). «Tsifrovoe» pokolenie: stil zhizni i konstruirovanie identichnosti v virtualnom prostranstve["Digital" generation: lifestyle and identity building in virtual space]. Bulletin of Chelyabinsk State University. 81(22(313)). 6-10. (in Russian).
Mohr R. (2015). Generation Z: oder Von der Zumutung, älter zu werden Frankfurt am Main: Fischer Verlag GmbH.
Prensky M. (2001). Digital Natives, Digital Immigrants On the Horizon. 9 (5).
Roberts R. The Digital Generation and Web 2.0: E-Learning Concern or Media Myth? In Handbook of Research on Practices and Outcomes in E-Learning: Issues and TrendsNew York: IGI Global. Retrieved from https://www.igi-global.com/chapter/ digital-generation-web/38348
Rozhina E.Yu., Selivanova I.V. (2014). K voprosu o brendbildinge v Rossii i za rubezhom v kontekste obucheniya professionalnomu inostrannomu yazyku [On the issue of brand building in Russia and abroad in the context of professional foreign language teaching] Modern trends in education and science. 94-99. (in Russian).
Schwegler P. Das braucht Werbung um Frauen ueber 50 anzusprechenWuv. Retrieved from https://www.wuv.de/medien/das_braucht_werbung_um_frauen_ueber_50_ anzusprechen
The digitisation of everythingEy. Retrieved from http://www.ey.com/Publication/ vwLUAssets/The_digitisation_of_everything_-_How_organisations_must_adapt_ to_changing_consumer_behaviour/%24FILE/EY_Digitisation_of_everything.pdf
Voigt A., Linder P. Moderne Medienwelten, „Werbung ist wichtig"Sachsen-Anhalt SEMIK-Projekt MedienBausteine. Retrieved from https://www.bildung-lsa.de/ archiv/medienbausteine/pdf/voigt.pdf
Werbung für die Generation ZAMERIA GmbH, Heidelberg. Retrieved from https://
ameria.de/werbung-fuer-generation-z/ Wie Werbung für Generation Z sein sollteJungeZielgruppen.de. Retrieved from http:// jungezielgruppen.de/millward-generation-z/