ВОСПИТАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ
УДК 37.011
Шурбе Вера Захаровна
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Новосибирского государственного технического университета, v.z.shurbe@mail.ru, г. Новосибирск
ПОКОЛЕНИЕ КАК СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИя И ОБЪЕКТ фОРМИРОВАНИя
Аннотация. Автор выявляет и описывает процессные характеристики поколения как агрегированного субъекта социального взаимодействия. По мнению автора, эти характеристики позволяют использовать социологический подход к педагогической деятельности и практике, которые направлены на формирование у детей и подростков опыта межпоколенного взаимодействия.
Ключевые слова: поколение, межпоколенные взаимодействия, полифигуративный тип культуры, поколение хай-тек
Shurbe Vera Zakharovna
Candidate of Sociology Science, Docent of the Department of Sociology at the Novosibirsk State Technical University, v.z.shurbe@mail.ru, Novosibirsk
GENERATION AS SUBJECT OF INTERACTION AND Object OF FORMATION
Abstract. The author reveals and describes process characteristics of generation as the aggregated subject of social interaction. According to the author, these characteristics allow to use a sociological approach to pedagogical activity and practice which is directed on formation at children and teenagers of experience of inter-generational interaction.
Key words: generation, inter-generational interactions, polifigurative type of culture, generation of hi-tech.
Педагогическая деятельность является одним из видов социальной деятельности и повседневной практики. Результаты педагогического воздействия наряду со всеми другими проявляются в облике современных и будущих поколений. Межпоколенные взаимодействия, взаимоотношения и взаимосвязи и зависимости являются всеохватной средой, в которой рождается ребенок и формируется его личность и индивидуальность. Но в тоже время бесконечное индивидуально-личностное множество и разнообразие в каждый момент времени порождают как типовые, так и особенные социально-культурные формы межпоколенных взаимодействий. Поэтому возникает острая необходимость не только междисциплинарного подхода к педагогической практике, но и социологического.
Поколение является одним из агрегированных субъектов взаимодействия, культурного развития и социокультурной динамики. Как социальный феномен поколение не может определяться и познаваться как константа, статичность, но как взаимосвязь и взаимозависимость. Поколение формируется и может состояться как социальная общность только в процессе взаимосвязанного и взаимозависимого взаимодействия. То есть, не только новое поколение зависит от предыдущего, но и предыдущие поколения зависят от новых. Эта зависимость проявляется и в конкретном повседневном взаимодействии, и в восприятии прошлого опыта, и в прогнозировании и проектировании будущего опыта: какой опыт прошлого считать ценным и почему, какие практики и опыт следует знать и использовать, какие смыслы нужно
сохранять, какие роли и образы, взятые из прошлого будут нужны сегодня, чтобы было завтра?
Поколение является целостной социальной общностью, единством высокой сложности, но внутри оно очень сложно дифференцированно и, в тоже время, каждый её элемент высоко интегрирован. Поколение, с одной стороны, вполне управляемо институциональными средствами и процессами, но, с другой, крайне сложно поддаются «внешнему» управлению межпоколенные процессы. Есть основания полагать, что эта сложность связана прежде всего с тем, что поколение представляет собой «многообразно интегрированные единства» или фигурации, «которые люди образуют между собой... через соответствующие пространственно-временные модели - модели социального процесса» [8]. В этом контексте обращают на себя внимание такие особенности, как: А) многообразие: а) интеграции; б) интегрированного единства; в) интегрируемого единства в целое; Б) вариабельность социального процесса как индивидуальногрупповое проявление его «исполнения»; В) соответствующее перечисленному выше многообразию многообразие пространственно-временных моделей.
Поколение является динамичной само-воспроизводящейся (биологически и социально) социальной материй и фиксируется и теоретически, и эмпирически. Такая особенность поколения, с одной стороны, создает видимую (кажущуюся) простоту данного объекта, но, с другой, обладает рядом трудно и теоретически, и эмпирически фиксируемых признаков. Сложность обусловлена тем, что поколение как социальный феномен является не только фиксируемой материей, но и обладает всеми процессными признаками: неравномерностью и негомогенностью (гетерогенностью), непреднамеренностью действий и последствий, динамичностью, пластичностью, изменчивостью, сменяемостью, дискретностью, интегративностью, фигуративностью. Не принимая во внимание эти особенности и признаки, невозможно адекватно интерпретировать содержание, формы, значение межпоколенных взаимодействий.
Поколение представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых инте-
ракций (взаимодействий). Эта зависимость проявляется и в конкретном взаимодействии, и в восприятии прошлого опыта, и в прогнозировании и проектировании будущего опыта. В интерпретации Н. Лумана и Н. Элиаса эту систему можно рассматривать как фигурацию, которая отражает структурно, функционально и содержательно социе-тальное сообщество и его среды.
В современных условиях все одновременно сосуществующие (живущие) поколения-генерации находятся в ситуации неопределенности, для которой ни у одного поколения нет адекватных практик, способов и механизмов жизнедеятельности. Процессы трансформации оказываются более быстрыми по сравнению с процессами формирования, апробации и аккумулирования социального опыта. За процессами не успевает даже молодежь. Скорость социального времени начинают ощущать и фиксировать дети. Новые условия межпоколенных взаимодействий востребуют новые способы передачи социокультурного опыта и новые формы взаимодействия поколений в условиях неконтролируемой информации и стремительных технологических инноваций. Цифровая революция «поставила» перед человечеством проблему передачи и использования социального и информационнотехнологического опыта и взаимодействия человека с человеком в мире техники и неконтролируемой информации. Эта проблема приобретает форму множественного вопроса: кто кому, в какой последовательности (если она вообще возможна в современных условиях) от какого поколения к какому и какой социальный и информационно-технологический опыт передаёт, какие сохраняет и какие формирует моральные и духовнонравственные основы передачи и использования этого опыта? Вопросы могут быть продолжены.
Каждое новое поколение осваивает совокупное наследие культуры, которая выступает и объектом освоения и формой передачи социального опыта. Цифровые технологии не только, как научное, но и культурное явление, также явились результатом деятельности предшествующих поколений (родителей и прародителей поколения хай-тек - поколения цифрового человека) и также произошла передача культуры хай-тек.
В этом смысле процесс передачи социального опыта произошел - поколение, создавшее цифровые технологии, передало новому поколению эти технологии и опыт их использования.
Но сможет ли и дальше таким же образом осуществляться передача социального опыта? Молодое поколение, получив в руки высоко технологичные «игрушки», оказалось не подготовлено старшим поколением к трансляции этой культуры следующим поколениям. И дело не в поколении, а в содержании этих игрушек. Они увлекают и «извлекают» человека из традиционной конкретной социальности и создают новые формы взаимодействия и социальности.
Педагогическая практика во всех её проявлениях не может разрешить эту проблему, так как парадокс заключается в том, что поколения, создавшие и создающие хай-тековские игрушки и технические средства конструирования реальности, тоже не знают, как этот опыт можно передавать и какой из них и с какой скоростью нужно осваивать. Количество компьютерного программного обеспечения и всевозможных модификаций технических продуктов - телефонов, ноутбуков, смартфонов и других нарастает. Уже никто точно не может сказать, что нужно и в какой последовательности осваивать, в каких социальных сетях регистрироваться, какие программные продукты устанавливать в учебных заведениях, офисах и квартирах, какие компьютерные программы изучать в школах или вузах, какие нужно производить и продавать. Хай-тек-технологии позволяют конструировать множества индивидуальных, индивидуально-групповых, социальных опытов, знаний, форм, и, тем самым, конструируют неоднозначные множества миров настоящего и будущего и затрудняют сохранение и передачу однозначных, линейно транслируемых способов освоения мира. И тогда процесс линейного поступательного развития перестает быть единственно возможным и потому трудно регулируемым.
В условиях мощных информационных потоков пост-, ко- и префигуративные типы культур, как способы передачи социального опыта, выявленные и сформулированные М. Мид, становятся всё менее эффективными. Каждый тип культуры, фигурация как форма социального взаимодействия по-
колений-генераций, по мнению М. Мид, «отражает то время, в котором мы живём». Кроме того, Мид подчеркивает, что в пост-фигуративной культуре «каждое изменение протекает настолько медленно», что «прошлое взрослых оказывается будущим каждого нового поколения» [4, с. 322]. Такой тип культуры, заключает М. Мид, характерен в большей степени для тех обществ, у которых «нет письменности, нет документов прошлого» и поэтому «восприятие новиз-ны.тонет в общей атмосфере прошлого» [4, с. 336]. Однако, по мнению антрополога, исследователи на это обстоятельство «недостаточно обращали внимание». После публикации работы М. Мид на русском языке прошло несколько десятков лет, но многие исследователи, изучая межпоколенные взаимодействия, по-прежнему не всегда учитывают описанное выше обстоятельство.
Начинают «давать сбой» и юнгианские архетипы. Культурные формы претерпевают мощные ситуационные модернизации, часть из которых закрепляется в повседневных практиках. Конфликтная парадигма как методологическое основание изучения меж-поколенных взаимодействий и инструментальный подход к разрешению социальной проблемы «отцов и детей» также становится все менее эффективной. Межпоколенные отношения - это примеры и образы детства и юношества, взросления и взрослости, старости и ухода из жизни в смерть (или бессмертие). Это видение других миров, других онтологий, другой бытийности, со-онтологии и со-бытийности. Межпоколенные отношения - это сопереживание одно- и разновременно (имеется в виду онтологический сдвиг, в одно время - в точке-изохроне - сосуществующих) одинаково и в то же время по-разному переживающих и проживающих одни события и социальные процессы. Под разновременностью в данном контексте понимается хронология возраста (генерационные различия), под одновременностью понимается то, что разные генерации являются участниками либо свидетелями одних событий [7].
Множественность и многомерность подсистем, функций, внутренних и внешних сред, систем действий и систем социальных взаимодействий позволяют говорить о формировании нового типа культуры - поли-
фигуративного. Этот тип культуры характеризуется тем, что разные поколения учатся у разных поколений. В опыте каждого поколения - одно- и разно- временно действующих - формируется общий опыт, который в самом процессе формирования проходит и социокультурную апробацию и модификацию, и нормативно-ценностную оценку. Этот тип культуры требует на современном этапе социального развития общества не только его принятия и осмысления, но и воплощения, что, впрочем, начинает происходить естественным образом.
Каждый тип культуры имеет устоявшиеся культурные формы, образцы, символы и многое другое. Существующие возрастные классификации и характеристики возрастов, используемые в социальной политике, не отвечают полифигуративному типу культуры. Поэтому время поставило задачу: найти не столько адекватную возрастную классификацию, сколько онтологическую характеристику каждому поколению. Так, возрастная особенность молодости проявляется в позиции: «я хочу быть причиной чего-то в этом мире, а не только его следствием, я хочу, чтобы мир был лучше или таким, каким я его вижу и представляю». Эта позиция дает возможность влиять на происходящие события и проявлять поколению свою уникальность.
Поколение как социальный субъект отражает эту полифигуративность, являясь не только фиксируемой социальной материей, но и социальной организацией и обладает всеми системными свойствами, а также процессными признаками. Поколение как форма устойчива, но она текуча.
Поколение - вневременное понятие и социальное образование. Оно отражает качественные характеристики общности. Представители одного и того же поколения обладают рядом различных качественных характеристик. И именно не возрастное (хронологическое, временное), а качественное многообразие поколенной структуры создает многообразие социальной жизни. Таким образом, поколение выступает образом того, что должно быть и того, что есть. Это желаемые состояния, действия, социальные практики, которые позволяют обществу быть устойчивым, но при этом постоянно совершенствоваться или меняться.
Устойчивость и изменчивость, устойчивая изменчивость и изменяющаяся устойчивость социальных практик предполагают необходимость обращения к опыту ушедших поколений как к архетипам. Новые практики, пришедшие в современный мир из футурологии, порождают условно новые архетипы поколений. Эти архетипы существовали в сказках, сказаниях, былинах, мифах, религиях, а теперь - в фантастике.
Поколение обладает такими свойствами, как: устойчивостью (исторической, социокультурной, поли- изоморфной, т.е. в полиморфизме, множественности формы и в тоже время идентичности, и изоморфности, т.е. изменчивости, но узнаваемости по всем признакам); возобновляемостью (естественно-природной - биологической, социокультурой - из века в век произносится - «поколение» и узнается по этим признакам); естественно-природной сменяемостью; цикличностью (одно поколение уходит, другое приходит).
В исследованиях, посвященных поколенной и межпоколенной тематике, поколение, в основном, определяется как единичное образование, например, поколение детей, поколение родителей, поколение сверстников, поколение «модернити», «войны» и т.п. Такой подход к определению поколения не позволяет рассматривать поколение как целостную социальную общность, социальный организм. Как целостный социальный организм поколение изначально противоречиво, так как социальный организм «существует как множество отдельных социальных организмов» (поколение как единичное образование - генерация), является «взаимодействующим» со средой, «реализует себя противоречиво - он становится не один, а во множестве». Поколение как единичное проявление целого можно определить (обозначить) как «локальные случаи реализации организменности общества» или «отдельные формы существования социального организма» [1, с. 75]. Локальные проявления можно определить как множественные проявления единой социальной материи. С позиции феноменологического подхода поколение как социальную материю можно рассматривать как феномен, обладающий особыми свойствами - качествами, которые, с одной стороны, четко фиксируются (на-
пример, поколение детей, поколение Next и т.п.), а, с другой, трудно поддаются эмпирической фиксации в силу своей динамичности, изменчивости, текучести, дискретности, латентности, целостности.
Как целостная социальная материя и социальный организм поколение является дискретным. Но как локальное проявление целого оно обладают свойствами целостности, но не является самодостаточным и целостным. Свойства дискретности и свойства целостности проявляются во взаимодействии друг с другом, как локальности с локальностью. Можно, в данном случае, использовать применяемое Н. Луманом понятие «наблюдателя» системы. В определении поколения как социальной материи, социального организма, можно утверждать, что поколения наблюдают друг за другом, наблюдая, вступают во взаимодействия, взаимодействуя, взаимно влияют друг на друга и, тем самым, видоизменяют друг друга как целостности. Рассматривая поколение как взаимодействующего наблюдателя и как наблюдающего актора, напрашивается вывод, что поколение само в себе, поколение как локальность (единичное, локальное проявления целого) не может не меняться. Изменения поколения и поколений неизбежны в силу объективно существующей социальной динамики, диалектических взаимопереходов количества и качества, а также в силу того, что поколение само в себе и поколение как локальность (единичность) обладают и функциональными свойствами, и, главным образом, свойством изменчивости. Поколению объективно заданы изменчивость и взаимодействие как способы бытия и как механизмы переходов, взаимовлияний, взаимозависимостей.
Используя отдельные лексические конструкты, предложенные исследователями социальных трансформаций, можно охарактеризовать поколение как единство высокой сложности и дифференциации» и как «многообразно интегрированные единства» или фигурации, «которые люди образуют между собой . через соответствующие пространственно-временные модели - модели социального процесса [1; 2; 6; 8]. Поэтому важным методологическим основанием в исследовании межпоколенных взаимодействий может являться фигурация как социальная модель процесса, как переплетение
взаимозависимостей, которые образуются посредством языковой коммуникации, в которой язык выступает символом. Язык, символы как социокультурные формы социальных взаимодействий и взаимозависимостей рассматривает в своих исследованиях С. А. Смирнов [5].
По мнению Н. Элиаса, динамизм меж-поколенных взаимозависимостей и истоки межпоколенных конфликтов находятся в цивилизационном пространстве, так как стандарты и запреты, налагаемые обществом, меняются, а с ними меняется и порог неудовлетворенности и страха перед социальной жизнью. В процессе цивилизации возрастает дистанция в поведении и всей психологической структуре между детьми и взрослыми. В этой структуре скрыто объяснение того, почему некоторые люди или целые группы кажутся нам моложе или более похожими на детей. На основе социогенетического закона индивид за короткий срок своей истории проходит через гораздо большее количество процессов, чем общество, в котором он живёт. Эти выводы
Н. Элиаса и его сторонников переплетаются с пониманием «культурного возраста человека», которое вводит в научный оборот С. А. Смирнов.
Неравномерность индивидуальных жизненных историй, постоянное непреходящее замещение индивидов из поколения в поколение, цивилизационные сдвиги, со-трансформации локальных и целостных систем, индивидуальное многообразие и ряд других оснований, таким образом, порождают разноуровневое соотношение культурных возрастов в локальных целостных поколенческих образованиях и, тем самым, порождают социальное напряжение, которое находит своё выражение в динамике межпоколенных отношений.
Методологическими предпосылками изучения поколения «в самом себе» и поколения как генерации, являющейся в то же время компонентом поколения «в самом себе» являются работы, в которых объектами изучения являются система и целостность. Целостность рассматривается как интер-гативность, интегративное качество системы. Логика изучения системы, по мнению В. И. Игнатьева, такова: «целостность должна быть рассмотрена как некая совокупность
элементов, обладающая определенными качествами. В этом случае интеграция является как одно из качеств. Другим качеством взаимодействующих элементов системы служит их взаимообусловленность и взаимодополняемость. При этом элемент тогда является фрагментом системы как целого, когда приобретает свои специфические свойства только в пределах данной системы. Поэтому целостность объекта раскрывается через специфические отношения между частями как элементами системы» [1, с. 19].
Поколение как социальная материя, социальный организм представляет собой целостность, которая представлена генерационными отношениями четырех-пяти взаимосвязанных локальных поколений, выступающих элементами этой целостности. Социальное поколение является продуктом интеграции как минимум четырех генерационных поколений в исчислении средней продолжительности жизни современного поколения в 20-25 лет. В свою очередь, генерационные поколения взаимообусловлены самим фактом своего биологического происхождения и тем самым взаимодополняемы. Так, А. С. Казеннов подчеркивает, что родитель может проявиться только в факте рождения ребенка, т.е. отец в сыне, отец отца в своем отце и так далее. Биологическое происхождение является актом социальной взаимообусловленности и взаимодополняемости, так как сразу же возникает отношение взаимозависимости: будущее родительского поколения зависит от будущего молодого поколения и наоборот [2]. Любое из генерационных поколений может приобрести черты социального поколения только в пределах именно социальных взаимозависимостей и взаимоотношений. В противном случае оно будет обладать иными свойствами и будет являться чем-то иным, если не будет взаимообусловлено и взаимодополняемо другими постоянно возобновляемыми генерационными поколениями.
Отметим, что изучение поколения на примере одного генерационного поколения характеризует его только в отдельных свойствах, характеристиках, чертах, ситуатив-
ных проявлениях и даже взаимодействиях. Однако понять социальное поколение через изучение свойств только одного (даже многократно изучая) поколения невозможно, так как недостаточно представлять объект в расчлененном виде как множество его разносторонних определений. Одной из внутренне присущих поколению социальных функций является взаимодействие, которое имеет различные взаимодополняемые и взаимоисключаемые, взаимопроникаемые и взаимно противоположные формы, содержание, культурные образцы, смыслы, символы, знаки.
Таким образом, современная социальная ситуация востребует от педагогической практики, формируя личность ребенка, формировать её как единичное проявление социального поколения.
Библиографический список
1. Игнатьев В. И. Системно-генетическая динамика социума. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. - 296 с.
2. Казеннов А. С. Генерационные отношения в воспроизводстве человека и самоорганизации общества. - СПб.: Лен. гос. обл. ун-т им. А.С. Пушкина, 2002. - 176 с.
3. Луман Н. Введение в системную теорию. -М.: Издательство «Логос», 2007. - 360 с.
4. Мид М.Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Главная редакция восточной литературы изд-ва «Наука», 1988. - 429 с.
5. Смирнов С. А. Культурный возраст человека: Философское введение в психологию развития. - Новосибирск: ЗАО ИПП «Офсет», 2001. -261 с.
6. ШеинаЕ. Н. Ценностное отношение к «феномену детства» в основных формах его репрезентации (философия, социология, педагогика) // Сибирский педагогический журнал. - 2011. -№ 10. - С. 156-162.
7. Шурбе В. З. Социокультурные доминанты межпоколенного взаимодействия // Известия Волгоградского государственного технического университета. Серия «Проблемы социально-гуманитарного знания». Вып. 10. - 2012. -№. 3(90) - С. 53-59.
8. Элиас Н. О процессе цивилизации. Социо-генетические и психогенетические исследования. Т. 2. Изменения в обществе. Проект теории цивилизации. - М., Университетская книга, - 2001. -382 с.