Научная статья на тему 'Поколение ЕГЭ: последствия современного образования для будущего России'

Поколение ЕГЭ: последствия современного образования для будущего России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
666
61
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / БЮДЖЕТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДОГОВОРНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ОБРАЗ РОССИИ / USE / QUALITY OF EDUCATION / ADDITIONAL TRAINING / BUDGET TRAINING / CONTRACTUAL TRAINING / EMPLOYMENT / IMAGE OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботин Владимир Яковлевич, Хайруллина Нурсафа Гафуровна

В представленной статье ставится важная для российского общества проблема выявления социальных последствий, детерминируемых включением в экономику России большого числа немотивированных к трудовой деятельности специалистов выпускников высших учебных заведений. Авторы обосновывают актуальность выбранной темы исследования, формулирует проблемы, анализирует работы, опубликованные за последние пятнадцать лет, посвященные реализации и внедрению государственного экзамена, формулирует цель и задачи предстоящего исследования, предлагают методы исследования. Авторы предлагают вернуться к возможности внедрения ГИФО (государственное именное финансовое обеспечение). В рамках модернизации российского образования на 2001-2010 годы было предусмотрено совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников средних школ со вступительными испытаниями в учебные заведения единый государственный экзамен (далее ЕГЭ). На основании полученных результатов предусматривалась выдача государственного именного финансового обязательства (ГИФО), которое позволяло полностью или частично оплачивать обучение в выбранном вузе. По мнению авторов, внедрение ГИФО позволит снизить социальные последствия для незащищенных категорий выпускников, которые не могут финансировать свое обучение и, как следствие, многие выпускники получили образование по специальностям и направлениям подготовки, на которые не были профессионально ориентированы. Это привело к тому, что в российской экономике заняты специалисты, которые испытывают постоянную неудовлетворенность условиями собственной трудовой деятельности, что может вызвать социальные противоречия и явиться причиной социальной напряжённости в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Generation of Unifi ed State Examination: Consequences of Modern Education for the future of Russia

The article raises such important problem for Russian society as identifi cation of social consequences determined by the inclusion in the Russian economy of a large number of unmotivated professionals graduates of higher educational institutions. The authors prove the relevance of the chosen research topic, formulate the problems, analyze the works published over the past fi fteen years and devoted to the implementation of the state exam, formulate the purpose and the objectives of the upcoming study and off er research methods. Of particular interest is the possibility of introducing SRFS (state registered fi nancial support). In the framework of modernization of Russian education for the period of 20012010 the combination of the state (fi nal) certifi cation of graduates of secondary schools and introductory tests in educational institutions (the unifi ed state exam (hereinafter: USE) was provided. On the basis of the obtained results the graduate was provided with the issuance of the state nominal fi nancial obligation (SIFO), which allowed to fully or partially paying for training at the chosen University. According to the authors, the introduction of GIFO will reduce the social consequences for undefended categories of graduates, in particular from rural areas, indigenous peoples of the North, from large families, families of single mothers, etc., who can not pay for their education. As a result, over the past fi fteen years the majority of graduates have received education in specialties and areas of training, where they were not professionally oriented, and that can cause social contradictions and cause social tension in the Russian society.

Текст научной работы на тему «Поколение ЕГЭ: последствия современного образования для будущего России»

DOI 10.26105/SSPU.2019.61.4.007 YAK 37.015.6 ББК 74.04к94

H.r. ХАЙРУААИНА, ПОКОЛЕНИЕ ЕГЭ: ПОСЛЕДСТВИЯ

В.Я. СУББОТИН СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДЛЯ БУДУЩЕГО РОССИИ

N.G. KHAYRULLINA, GENERATION OF UNIFIED STATE EXAMINATION: V.Y. SUBBOTIN CONSEQUENCES OF MODERN EDUCATION

FOR THE FUTURE OF RUSSIA

В представленной статье ставится важная для российского общества проблема выявления социальных последствий, детерминируемых включением в экономику России большого числа немотивированных к трудовой деятельности специалистов - выпускников высших учебных заведений. Авторы обосновывают актуальность выбранной темы исследования, формулирует проблемы, анализирует работы, опубликованные за последние пятнадцать лет, посвященные реализации и внедрению государственного экзамена, формулирует цель и задачи предстоящего исследования, предлагают методы исследования.

Авторы предлагают вернуться к возможности внедрения ГИФО (государственное именное финансовое обеспечение). В рамках модернизации российского образования на 2001-2010 годы было предусмотрено совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников средних школ со вступительными испытаниями в учебные заведения - единый государственный экзамен (далее ЕГЭ). На основании полученных результатов предусматривалась выдача государственного именного финансового обязательства (ГИФО), которое позволяло полностью или частично оплачивать обучение в выбранном вузе. По мнению авторов, внедрение ГИФО позволит снизить социальные последствия для незащищенных категорий выпускников, которые не могут финансировать свое обучение и, как следствие, многие выпускники получили образование по специальностям и направлениям подготовки, на которые не были профессионально ориентированы. Это привело к тому, что в российской экономике заняты специалисты, которые испытывают постоянную неудовлетворенность условиями собственной трудовой деятельности, что может вызвать социальные противоречия и явиться причиной социальной напряжённости в российском обществе.

The article raises such important problem for Russian society as identification of social consequences determined by the inclusion in the Russian economy of a large number of unmotivated professionals - graduates of higher educational institutions. The authors prove the relevance of the chosen research topic, formulate the problems, analyze the works published over the past fifteen years and devoted to the implementation of the state exam, formulate the purpose and the objectives of the upcoming study and offer research methods. Of particular interest is the possibility of introducing SRFS (state registered financial support). In the framework of modernization of Russian education for the period of 20012010 the combination of the state (final) certification of graduates of secondary schools and introductory tests in educational institutions (the unified state exam (hereinafter: USE) was provided. On the basis of the obtained results the graduate was provided with the issuance of the state nominal financial obligation (SIFO), which allowed to fully or partially paying for training at the chosen University.

According to the authors, the introduction of GIFO will reduce the social consequences for undefended categories of graduates, in particular from rural areas, indigenous peoples of the North, from large families, families of single mothers, etc., who can not pay for their education. As a result, over the past fifteen years the majority of graduates have received education in specialties and areas of training, where they were not professionally oriented, and that can cause social contradictions and cause social tension in the Russian society.

Ключевые слова: ЕГЭ, качество образования, дополнительная подготовка, бюджетное обучение, договорное обучение, трудоустройство, образ России.

Key words: USE, quality of education, additional training, budget training, contractual training, employment, image of Russia.

Введение. В настоящее время в российских высших учебных заведениях на бюджетной основе обучается значительное число студентов, которые первоначально планировали обучаться по другим специальностям. Но полученные баллы по профильным предметам, которые они сдавали в формате ЕГЭ, не позволили им поступить на данные специальности (на бюджетные места), и абитуриенты были вынуждены принять решение об обучении на других специальностях. Незначительная часть мотивированных к обучению на конкретной специальности выпускников (не обязательно из обеспеченных семей) выбрала договорную форму обучения. Другая часть мотивированных к обучению на конкретной специальности выпускников (из обеспеченных семей, которые имели возможность обучаться на договорной основе) под влиянием родителей приняла решение обучаться на тех специальностях, по которым проходили на бюджетное финансирование. Многолетние наблюдения показывают, что за годы обучения лишь малая часть студентов переориентируются на данные специальности, другие не могут обучаться и отчисляются, но большинство успешно завершает обучение и трудоустраивается по специальности. Но интерес к работе не всегда достигается, поскольку детские и юношеские желания сохраняются на всю жизнь. Таким образом, девушки и юноши без особого интереса осуществляют профессиональную деятельность, нанося ущерб в первую очередь себе, а затем и работодателям, экономике России в целом. За последние пятнадцать лет вузы подготовили и выпустили не одну сотню тысяч таких немотивированных специалистов для российской экономики [16].

Сложившаяся ситуация возвращает к вопросу внедрения государственного именного финансового обеспечения, так называемого ГИФО, когда выпускник школы, собирающийся поступать в высшее учебное заведение, сдает Единый государственный экзамен и набирает определенное количество баллов. Каждый балл выражается денежным эквивалентом (условно 1 балл - 500 руб., 200 баллов - 100 тыс. руб.). Абитуриент, набравший самый высокий балл, получает полное государственное обеспечение и не платит за обучение в вузе, которому перечисляются соответствующие средства из бюджета государства. Мотивированные абитуриенты, желающие обучаться только на выбранной специальности, доплачивают за обучение в обратной зависимости от суммы баллов, набранных ими на Едином экзамене. Те же абитуриенты, которым не важна специальность, таких, по данным исследований, около 20-25% от общего числа обучающихся на бюджетной форме обучения, выбирают любую специальность, главное - за нее не нужно доплачивать родителям или самому абитуриенту. Варианты могут быть различными, они требуют решения специалистами различных государственных структур и ведомств.

Таким образом, снизится число немотивированных к обучению студентов, что увеличит жизненные шансы современной молодежи для достижения личного успеха и достижения стратегических приоритетов и точек роста России.

Степень разработанности темы. За последние 18 лет опубликовано более 25 тысяч научных работ, посвященных внедрению и реализации эксперимента по введению Единого государственного экзамена на территории Российской Федерации. Анализ опубликованных работ позволяет их объединить в следующие укрупненные тематические группы.

1. Отношение к ЕГЭ старшеклассников, родителей, учителей, общественности: плюсы и минусы. Например, Абрамова Т.В., Баканов С.А., Кузнецов В.М. разработали и апробировали социологический инструментарий для оценки успешности эксперимента, его социальной востребованности. В июле 2004 г. по заказу Министерства образования и науки Челябинской области они провели опрос в вузах гг. Челябинска и Магнитогорска с целью выявления отношения абитуриентов к ЕГЭ. Согласно полученным данным, 65,8% респондентов выразили положительное отношение к ЕГЭ; 13,9% -

нейтральное отношение; 7,1% - отрицательное, а 3,3% затруднились ответить [1]. Собкин В.С. провел социологический опрос 2334 учителей общеобразовательных школ в четырех регионах (Москва, Московская область, Красноярский и Ставропольский края). Опрос позволил проанализировать мнения сельских и городских учителей об адекватности ЕГЭ как объективного показателя при итоговой аттестации и вступительных испытаниях в вуз. Кроме того, анализировались представления педагогов о социальных функциях ЕГЭ и тех рисках, которые связаны с введением ЕГЭ [14].

2. Особенности профориентационной работы и профильного образования в условиях ЕГЭ. Карнаухов Н.Н., Хайруллина Н.Г., Юмачикова Ю.Р. на примере Тюменского государственного нефтегазового университета обосновали необходимость внесения изменений и дополнений в правила приема на основании подготовленных Министерством образования России рекомендаций по разработке «Правил приема в вузы» с учетом различных нормативных документов, регламентирующих прием и процедуру проведения эксперимента. Авторы отметили, что участие в эксперименте повлекло изменения в работе приемной и экзаменационной комиссий, так как следовало учесть специфику проведения приемных испытаний для проведения конкурса и зачисления [15].

Самое многочисленное число публикаций, размещенных в российской научной электронной библиотеке, посвящено таким аспектам внедрения ЕГЭ, как:

- Анализ качества и объективности тестов ЕГЭ по различным предметам.

- Анализ результатов ЕГЭ по различным предметам в различных регионах.

- Качество подготовки учащихся к ЕГЭ по различным предметам в различных регионах.

- Методические рекомендации по выполнению и оцениванию заданий по различным предметам.

- Особенности подготовки к ЕГЭ по различным предметам в школе.

- Подготовка специалистов для проведения и оценки ЕГЭ [2, 3, 6, 8, 16].

Анализ многочисленных публикаций по перечисленным направлениям позволяет констатировать, что для повышения качества образования необходимо разрабатывать новые формы подготовки старшеклассников, совершенствовать общеобразовательные учебные программы, повышать уровень подготовки учителей, оснащенность процесса обучения современными техническими средствами.

Отношение к модернизации ЕГЭ, проблемы и перспективы реформирования ЕГЭ. В многочисленных публикациях представлен региональный опыт, особенности и система подготовки учащихся к единому государственному экзамену по различным предметам, инновационные технологии в подготовке к единому государственному экзамену, особенности самостоятельной работы старшеклассников, методические рекомендации и контрольные работы по различным предметам.

Социально-психологические проблемы ЕГЭ рассматриваются многими исследователями. Так, Кожемякина М.П., Спасенников В.В., анализируя психологическую составляющую подготовки учеников к ЕГЭ, предлагают использовать учебные действия контроля и оценки, от полноценности формирования которых зависит развитие навыков рефлексии: владение действиями самоконтроля и самооценки. Социальный компонент личностной готовности актуализируется под влиянием изменений потребностей и ценностных ори-ентаций школьника. Но групповой характер учебной деятельности требует от школьника соответствовать тем или иным требованиям, игнорирование которых может оказать негативное влияние на процесс обучения в условиях эксперимента. В качестве основных показателей социальной готовности авторы предлагают использовать следующие: наличие навыков учебно-социального

взаимодействия (для решения учебно-познавательных задач); степень значимости школьного окружения в системе социальных ценностей школьника. Главным индикатором психологической готовности школьника является субъективная активность и стремление учащихся к самостоятельности в процессе учебного процесса для подготовки к сдаче ЕГЭ [9].

Водяха Ю.Е., Ворошилова О.О. считают, что психологическая готовность старшеклассников к итоговой контрольно-оценочной процедуре во многом определяет степень успешности и результативности ЕГЭ. Использование эмпирических психодиагностических методов позволило авторам распознать параметры психологической готовности школьников к сдаче ЕГЭ [4]. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Годованец О.Г. в 2016 году провели психологическое исследование в общеобразовательных школах воспитательных колоний. Они определили проблемы психологической подготовки, затрудняющие организацию ЕГЭ для учащихся школ воспитательных колоний [5].

Экономические проблемы реформирования системы образования. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. исследовали финансово-экономические аспекты модернизации системы образования в Российской Федерации. Основной проблемой, по оценкам авторов, является дефицит бюджетных средств, выделяемых на совершенствование системы образования. Для обеспечения эффективной деятельности образовательных учреждений необходимо создание единого механизма, сочетающего государственные интересы и интересы обучающихся. Это в свою очередь предполагает создание условий для наибольшей эффективности использования денежных средств из государственного бюджета и расширение самостоятельности и ответственности за их использование [7]. Пашкус Н.А. предпринял попытку анализа экономических проблем эффективности реформирования системы образования России [13].В условиях модернизации российского образования, когда обеспечение качества и доступности являются базовыми задачами государственной политики, на местах остается много нерешенных вопросов.

Успеваемость студентов вузов и результаты ЕГЭ. Хайруллина Н.Г., Юмачикова Ю.Р. в 2004 г. анализировали мотивы поступления в вузы выпускников тюменских школ, а также тенденции в выборе будущей специальности. Для этого было опрошено 750 человек, из числа опрошенных 42% юноши, 58% - девушки. Согласно полученным данным большинство опрошенных старшеклассников высказались за получение высшего образования. При этом по очной форме обучения высшее образование планировали получать девять из десяти респондентов. По вопросу о мотивах получения высшего образования старшеклассники отмечали желание получить специальность (37%); возможность личного роста (23%); желание получить диплом (16%); престиж высшего образования (10%).

Определяющим фактором при выборе вуза для обучения респонденты назвали наличие интересующей специальности (33%); рекомендации родителей, родственников и друзей (19%), а также возможность реализовать свои способности (17%). Последний фактор можно рассматривать в качестве индикатора, характеризующего качество знаний выпускников, поскольку от этого зависит реализация планов в будущем, возможность получения высшего образования. Но на вопрос о том, достаточно ли полученных в школе знаний для поступления в вуз, только один их трех участников опроса ответил утвердительно (32,4%); каждый второй - отрицательно (46,7%); каждый пятый затруднился ответить на поставленный вопрос (20,5%). Представленные данные позволяют утверждать, что полученных знаний большинству выпускников не достаточно для поступления в высшие учебные заведения.

А как оценивают выпускники уровень своей подготовки? Согласно полученным данным, отличную оценку своей подготовке поставили менее десяти процентов опрошенных (6,9%); хорошую - менее половины респондентов (40,6%); чуть более трети - удовлетворительную, а неудовлетворительную - 4,5%. При этом каждый десятый затруднился с ответом [8, 15].

Проведенный анализ научных публикаций показал, что российские ученые исследовали различные проблемы, связанные с реализацией эксперимента по введению ЕГЭ. К сожалению, отсутствуют работы, посвященные выявлению социальных последствий, детерминируемых включением в экономику России большого числа немотивированных к трудовой деятельности специалистов - выпускников высших учебных заведений, оценки степени этого влияния в целом на будущее России и в частности на различные аспекты экономической деятельности субъектов экономики.

Цели и задачи исследования. Основная цель исследования - выявление социальных последствий, детерминируемых включением в экономику России большого числа немотивированных к трудовой деятельности специалистов - выпускников высших учебных заведений, что может вызвать социальные противоречия и явиться причиной социальной напряжённости в российском обществе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

- проанализировать современное состояние системы российского образования в отношении отдельных социальных категорий граждан, которые в первую очередь не могут получить образование по выбранной специальности или направлению подготовки (сельские жители, абитуриенты из числа коренных народов Севера, из многодетных семей, из семей матерей-одиночек и др.);

- разработать многофакторную модель определения оптимального варианта поступления выпускников муниципальных образовательных учреждений, лицеев, колледжей, учреждений среднего профессионального образования в высшие учебные заведения, с оценкой значимости каждого из факторов;

- разработать стратегию приема в высшие учебные заведения на основе государственного именного финансового обязательства, которое позволит полностью или частично оплачивать обучение в выбранном вузе и повысить мотивированность к будущей трудовой деятельности специалистов - выпускников высших учебных заведений;

- определить прогнозные тенденции будущего России на основе опроса тюменских старшеклассников, студентов тюменских вузов и выпускников вузов последних лет; экспертного опроса из числа руководителей образовательных учреждений, предприятий различных форм собственности, властных структур, бизнес-элит;

- разработать систему индикаторов, позволяющих отслеживать качество получаемого образования;

- разработать конкретные мероприятия по минимизации отрицательных последствий обучения немотивированных к трудовой деятельности специалистов - выпускников высших учебных заведений и рекомендации для органов государственной власти и образования по снижению социальной напряженности в российском обществе.

Методы. Решение обозначенных задач подразумевает использование комплекса исследовательских методов количественного и качественного характера, применение инновационных стратегий сбора и обработки эмпирической информации. К числу инновационных подходов можно отнести использование интернет-технологий для сбора первичных данных (сервис онлайн-опросов <^и^еуМопкеу»). Авторы планируют в рамках исследования провести:

- анкетный опрос, который позволит получить оценки по основным аспектам профессионально ориентированного образования, социальные последствия немотивированной трудовой деятельности выпускников высших учебных заведений;

- опрос экспертов позволит получить комментарии о существующем положении дел, определить основные направления возможного развития ситуации;

- интервьюирование (полуформализованное биографическое) позволит выявить темпоральные структуры реализации жизненных планов студенческой молодежи, оценить наличие или отсутствие у них мотивации к трудовой деятельности, выявить оценку ими возможностей оказывать влияние на будущее России;

- сбор статистических данных социально-экономического характера для определения социальных последствий от трудовой деятельности немотивированных специалистов - выпускников высших учебных заведений.

Обработка и анализ количественных данных будет осуществляться в статистической программе SPSS. Наряду с дескриптивной статистикой будут использованы многомерные методы: регрессионный, кластерный и факторный виды анализа.

Результаты. Научная значимость результатов исследования заключается в разработке методологии междисциплинарного исследования социальных последствий немотивированных к трудовой деятельности выпускников российских вузов с использованием современных исследовательских методов. В ходе непосредственного исследования будут получены новые данные, характеризующие существующие проблемы в системе образования, раскрыты социальные возможности через внедрение ГИФО повысить мотивацию к трудовой деятельности выпускников вузов, выявлена оценка их возможностей влиять на будущее России. Полученные результаты позволят обогатить существующую научную базу новым теоретическим и эмпирическим материалом, характеризующим жизнедеятельность российских студентов в современных условиях.

Прикладная значимость результатов исследования заключается в выработке конкретных мер по минимизации отрицательных последствий немотивированных к трудовой деятельности выпускников через внедрение ГИФО и рекомендаций для органов государственной власти и образования по снижению социальной напряженности в российском обществе.

Настоящий проект опирается на серьезную предварительную подготовку, осуществленную коллективом исполнителей.

Обсуждение. В начале 2000-х годов в России началась модернизация образования, которая предусматривала совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников средних школ со вступительными испытаниями в вузы - Единый государственный экзамен (далее ЕГЭ). Это потребовало от российских вузов изменить работу приемных комиссий (структуру приема документов, процедуру проведения вступительных испытаний), изменить акценты в профориентационной работе структурных подразделений (кафедр, институтов, филиалов), а также стратегию довузовской подготовки.

В первые годы эксперимента по введению ЕГЭ абитуриенты имели право подать заявления для одновременного участия в конкурсе не только в несколько учебных заведений своего города, но и в любых российских городах, причем на несколько направлений подготовки и специальностей. Личный опыт работы руководителем приемной комиссии Тюменского государственного нефтегазового университета позволяет мне утверждать, что приемные комиссии были завалены папками с личными документами «виртуальных» абитуриентов, которые усложняли работу как специалистов, так и значительно повышали расходы вузов (на приобретение папок, бумаги, картриджей, выплату заработной платы и пр.). Конкурс с учетом таких абитуриентов в вузах достигал 20 и более человек на место. Абитуриент, самостоятельно изучая сайты ОУ, выбирал вуз, в который он мог (не планировал, а проходил по набранным баллам) поступить. Чаще всего абитуриенты не могли ориентироваться в огромном потоке информации (на сайтах были представлены ФИО абитуриентов без подлинников, и предугадать поведение абитуриентов было сложно). Абитуриент не мог принять правильное решение, зачастую не успевал представить подлинник документа об образовании в приемную комиссию выбранного вуза в установленные сроки, поскольку

сроки устанавливались самостоятельно приемной комиссией. Часть абитуриентов с высокими результатами ЕГЭ успевала в связи с этим зачислиться в один вуз, забрать оригиналы документов и представить их в другой вуз для зачисления. Вакантные места по усмотрению вуза закрывались самостоятельно. Особое внимание уделялось организации работы по зачислению, связанной с оповещением абитуриентов об условиях зачисления, использованием «листа ожидания» и поэтапным формированием проектов приказов о зачислении, что дополнительно усложняло работу сотрудников приемных комиссий. Позднее была введена первая и вторая волна зачисления, последние годы устанавливается приказом Министерства единый день зачисления, что позволило решить перечисленные выше проблемы.

Другой проблемой были минимальные проходные баллы по предметам, которые являлись обязательными для поступления на ту или иную специальность или направление подготовки вуза (проблема для льготных категорий граждан, например, инвалидов, сирот, а также для абитуриентов, поступающих на договорной основе). Необходимо было установить порог и для медалистов - значение (в баллах), соответствующее оценке «отлично» на вступительных испытаниях и порог оценки «неудовлетворительно», для абитуриентов, которые не допускаются к сдаче остальных экзаменов.

Выводы. За прошедшие 15 лет произошли значительные изменения в правилах приема: сократилось количество вузов, в которые абитуриент может подавать документы, сократилось число направлений подготовки, изменился порядок проведения самого экзамена (например, в 2002-2006 гг., вступительные испытания в рамках эксперимента по ЕГЭ по предметам, включенным в программу эксперимента, проводились централизованно для выпускников текущего года - в период выпускных экзаменов в школе (как правило, в мае); для остальных категорий поступающих в вуз - в период обычного проведения экзаменов в вузы (в июле), существенные изменения произошли в качестве контрольно-измерительных материалов, их доставки, проверки и пр. Учащиеся одиннадцатых классов в конце 2000-х годов могли наугад выбирать ответы и набирать минимальный проходной балл для поступления на договорную форму обучения. Сегодня в КИМах все задания предусматривают описание последовательности решения задания.

К числу нерешённых в современной науке проблем относится построение многофакторной модели определения оптимального варианта поступления выпускников муниципальных образовательных учреждений, лицеев, колледжей, учреждений среднего профессионального образования в высшие учебные заведения, с оценкой значимости каждого из факторов. Особый интерес представляет возможность внедрения ГИФО (государственное именное финансовое обеспечение). В рамках модернизации российского образования на 2001-2010 годы было предусмотрено совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников средних школ со вступительными испытаниями в средние специальные и высшие учебные заведения - единый государственный экзамен. На основании полученных результатов выпускнику предусматривалась выдача государственного именного финансового обязательства, которое позволяло полностью или частично оплачивать обучение в выбранном ВУЗе. Данный этап модернизации не был реализован, хотя российские вузы еще в 2002 г. разработали «Стратегии приема в условиях перехода к единому государственному экзамену», включавшие и особенности приема с учетом ГИФО. Внедрение ГИФО позволит снизить социальные последствия для незащищенных категорий выпускников, в частности из числа сельских жителей, коренных народов Севера, из многодетных семей, семей матерей-одиночек и др., которые не могут финансировать свое обучение и выбирают ту специальность или направление обучения, на которое хватило баллов ЕГЭ. Как следствие, на протяжении последних пятнадцати лет большинство выпускников получили образование и сегодня продолжают обучаться студенты на специальностях и направлениях подготовки, на кото-

рые не были профессионально ориентированы. Данное обстоятельство в будущем окажет негативные последствия в связи с произошедшей реформой пенсионной системы в части повышения пенсионного возраста россиян. Поэтому важной проблемой является исследование возможных социальных последствий повышения пенсионного возраста россиян, поскольку немотивированные специалисты будут осуществлять трудовую деятельность на пять лет дольше, оказывая негативное влияние в целом на будущее России, что может вызвать социальные противоречия и явиться причиной социальной напряжённости в российском обществе.

Литература

1. Абрамова Т.В., Баканов С.А., Кузнецов В.М. О результатах опроса абитуриентов вузов Челябинской области об отношении к единому государственному экзамену // Историко-педагогические чтения. 2005. № 9. С. 235-237.

2. Акимов А.И., Фатыхов М.А. Эффективность приобретения общеучебных навыков, необходимых при сдаче ЕГЭ по физике при использовании электронных изданий. Уфа, 2008. С. 130-132.

3. Боченков С.А. Анализ и интерпретация результатов ЕГЭ-2012 // Управление образованием: теория и практика. 2012. № 3 (7). С. 9-34.

4. Водяха Ю.Е., Ворошилова О.О. Психологическая готовность старших подростков к единому государственному экзамену в условиях образовательной организации // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2017. № 3. С. 6-10.

5. Данилин Е.М., Давыдова Н.В., Годованец О.Г. Психологическая подготовка к единому государственному экзамену учащихся школ воспитательных колоний / В сборнике: II Всероссийский съезд психологов силовых структур Российской Федерации / под общ. ред. Ю.П. Зинченко, А.Г. Караяни, Ю.С. Шойгу. 2016. С. 513-519.

6. Долгополова И.В. Психологическая готовность детей к ЕГЭ // Гуманитарный научный журнал. 2015. № 2. С. 14-17.

7. Игнатова Т.В., Филимонцева Е.М. Финансово-экономические аспекты модернизации системы образования в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2016. № 3. С. 153-161.

8. Карнаухов Н.Н., Хайруллина Н.Г., Юмачикова Ю.Р. Региональный университет и реформа образования / Тюменская общество: наука и общество (социально-экономическое и этнокультурное развитие) / под ред. В.К. Левашова, Н.Г. Хайруллиной. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2005. С. 176-198.

9. Кожемякина М.П., Спасенников В.В. Анализ психологической составляющей подготовки учеников к единому государственному экзамену // Психология в экономике и управлении. 2011. № 2. С. 72-77.

10. Масленникова А.С., Юрина В.М. ЕГЭ как попытка борьбы с коррупцией в сфере образования. Минск, 2017. С. 115-118.

11. Монахов В.В. Анализ результатов ЕГЭ по математике и физике и интернет-олимпиады по физике // Компьютерные инструменты в образовании. 2011. № 1. С. 50-57.

12. Омельченко Е.Л., Лукьянова Е.Л. Эффективность ЕГЭ: попытка социологического анализа // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2006. № 1 (5). С. 326-334.

13. Пашкус Н.А. Экономические проблемы эффективности реформирования системы образования России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 7. № 28. С. 67-75.

14. Собкин В.С. Отношение учителей к единому государственному экзамену (по материалам социологического исследования). М., 2009.

15. Хайруллина Н.Г., Юмачикова Ю.Р. Региональный университет в условиях модернизации образования. Тюмень: Изд-во ТюмГНГУ, 2004. 52 с.

16. Хайруллина Н.Г. Итоги реализации эксперимента по введению единого государственного экзамена в Тюменском государственном нефтегазовом университете. Тюмень: Велимир, 2003. С. 20-25.

References

1. Abramova T.V., Bakanov S.A., Kuznecov V.M. O rezul'tatah oprosa abiturientov vuzov Chelyabinskoj oblasti ob otnoshenii k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu // Istoriko-pedagogicheskie chteniya (Historical and pedagogical readings), 2005, № 9, s. 235-237 (in Russian).

2. Akimov A.I., Fatyhov M.A. Effektivnost' priobreteniya obshcheuchebnyh navykov, neobhodimyh pri sdache EGE po fizike pri ispol'zovanii elektronnyh izdanij. Ufa, 2008, s. 130-132 (in Russian).

3. Bochenkov S.A. Analiz i interpretaciya rezul'tatov EGE-2012 // Upravlenie ob-razovaniem: teoriya i praktika (education Management: theory and practice), 2012, № 3 (7), s. 9-34 (in Russian).

4. Vodyaha Yu.E., Voroshilova O.O. Psihologicheskaya gotovnost' starshih podrost-kov k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu v usloviyah obrazovatel'noj orga-nizacii // Municipal'noe obrazovanie: innovacii i eksperiment (Municipal education: innovation and experiment), 2017, № 3, s. 6-10 (in Russian).

5. Danilin E.M., Davydova N.V., Godovanec O.G. psihologicheskaya podgotovka k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu uchashchihsya shkol vospitatel'nyh kolonij / V sbornike: II Vserossijskij s"ezd psihologov silovyh struktur Rossijskoj Federacii / pod obshch. red. Yu.P. Zinchenko, A.G. Karayani, Yu.S. Shojgu, 2016, s. 513-519 (in Russian).

6. Dolgopolova I.V. Psihologicheskaya gotovnost' detej k EGE // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal (Humanities scientific journal), 2015, № 2, s. 14-17 (in Russian).

7. Ignatova T.V., Filimonceva E.M. Finansovo-ekonomicheskie aspekty mod-ernizacii sistemy obrazovaniya v Rossijskoj Federacii // Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS (State and municipal management. Proceedings of the SKAGS), 2016, № 3, s. 153-161 (in Russian).

8. Karnauhov N.N., Hajrullina N.G., Yumachikova Yu.R. Regional'nyj universitet i reforma obrazovaniya / Tyumenskaya obshchestvo: nauka i obshchestvo (social'no-ekonomicheskoe i etnokul'turnoe razvitie) / pod red. V.K. Levashova, N.G. Hajrullinoj. Tyumen': Izd-vo TyumGNGU (Publishing house TSOGU), 2005, s. 176-198 (in Russian).

9. Kozhemyakina M.P., Spasennikov V.V. Analiz psihologicheskoj sostavlyayush-chej podgotovki uchenikov k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu // Psi-hologiya v ekonomike i upravlenii (Psychology in economy and management), 2011, № 2, s. 72-77 (in Russian).

10. Maslennikova A.S., Yurina V.M. EGE kak popytka bor'by s korrupciej v sfere obrazovaniya. Mininsk, 2017, s. 115-118 (in Russian).

11. Monahov V.V. Analiz rezul'tatov EGE po matematike i fizike i internet-olimpiady po fizike // Komp'yuternye instrumenty v obrazovanii (Computer tools in education), 2011, № 1, s. 50-57 (in Russian).

12. Omel'chenko E.L., Luk'yanova E.L. Effektivnost' EGE: popytka sociologichesk-ogo analiza // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Social'nye nauki (Vestnik of Nizhny Novgorod University. N. I. Lobachevsky. Series: Social Sciences), 2006, № 1 (5), s. 326-334 (in Russian).

13. Pashkus N.A. Ekonomicheskie problemy effektivnosti reformirovaniya sistemy obrazovaniya Rossii // Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogichesk-ogo universiteta im. A.I. Gercena (news of the Russian state pedagogical University. A.I. Herzen), 2007, T. 7, № 28, s. 67-75 (in Russian).

14. Sobkin V.S. Otnoshenie uchitelej k edinomu gosudarstvennomu ekzamenu (po materialam sociologicheskogo issledovaniya). Moskva, 2009 (in Russian).

15. Hajrullina N.G., Yumachikova Yu.R. Regional'nyj universitet v usloviyah mod-ernizacii obrazovaniya. Tyumen': Izd-vo TyumGNGU (Publishing house TSOGU). 2004. 52 s. (in Russian).

16. Hajrullina N.G. Itogi realizacii eksperimenta po vvedeniyu edinogo gosudarst-vennogo ekzamena v Tyumenskom gosudarstvennom neftegazovom univer-sitete. Tyumen': Izdatel'skij Centr «Velimir» (Publishing Center "Velimir"), 2003, s. 20-25 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.