Научная статья на тему 'Поклон учителю (к 85-летию Юлдуз Галимжановны нигматуллиной)'

Поклон учителю (к 85-летию Юлдуз Галимжановны нигматуллиной) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
255
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поклон учителю (к 85-летию Юлдуз Галимжановны нигматуллиной)»

Том 156, кн. 2

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гуманитарные науки

2014

ЛЮДИ НАУКИ

ПОКЛОН УЧИТЕЛЮ (к 85-летию Юлдуз Галимжановны Нигматуллиной)

А.Н. Пашкуров

29 апреля 2014 года исполнилось 85 лет Юлдуз Галимжановне Нигматуллиной, одному из старейших литературоведов Казанского университета, создателю первой в России школы системно-комплексного изучения литературы и культуры, заслуженному деятелю науки Республики Татарстан и Российской Федерации, заслуженному профессору Казанского университета, филологу с мировым именем.

Жизнь Юлдуз Галимжановны - книга, полная ярких открытий, глубокого труда настоящего Учителя и просветителя. В разные годы под её руководством было защищено 11 кандидатских и 4 докторские диссертации. 12 монографий, множество статей и сборников, инновационные научно-методологические разработки - таков вклад профессора Ю.Г. Нигматуллиной в литературоведение, в гуманитарное знание.

Системно-комплексное исследование процессов в словесности и культуре разных времён, стран и народов привело ко множеству интересных открытий и Юлдуз Галимжановну, и её коллег, учеников, с которыми она всегда щедро и благородно делится своим творчеством. В гармоничном диалоге сложились три взаимосвязанных направления исследований её школы:

1) разработка теории, методологии и методики системно-комплексного анализа художественного творчества, применение этой методологии в исследованиях по истории русской и татарской литератур (в создании этой методики

262

А.Н. ПАШКУРОВ

большую роль сыграла интеграция научных данных на основе синергетики, главная цель такого рода исследований - выявление потенциального содержания художественного произведения, а на его основе - предугадывание дальнейшей эволюции творчества писателя);

2) разработка теоретических, методологических и методических принципов прогнозирования основных закономерностей развития литературы и искусства; новизна комплексного подхода в прогнозировании (художественных методов, стилей, жанров, эволюции творчества отдельного писателя и др.) заключается в том, что открывается возможность поиска единой основы разных аспектов прогноза в специфических особенностях внутренней организации произведения с учётом детерминированных и стохастических процессов художественного творчества (эта методика с воодушевлением была воспринята московскими учёными-прогнозистами А.В. Бестужевым-Ладой, В.М. Петровым);

3) на протяжении всех этапов научно-педагогической деятельности в центре внимания профессора Ю.Г. Нигматуллиной находилась проблема диалога национальных литератур, решение которой претерпело определённую эволюцию.

В 60-е годы ХХ века в книге «И.С. Тургенев и татарская литература начала XX века» (Казань, 1961) рассматривались конкретные факты влияния русской литературы на татарскую. В 70-е годы на широком материале русской, татарской, армянской, азербайджанской, турецкой литератур в философско-эстети-ческом, социально-историческом, психологическом, литературоведческом аспектах определяются общие и национальные особенности эстетического идеала в этих литературах, что нашло отражение в монографии «Национальное своеобразие эстетического идеала» (Казань, 1970).

В 90-е годы Ю.Г. Нигматуллина впервые в науке проводит сопоставительное изучение истории русской и татарской литератур в аспекте типов культур и цивилизаций. В монографии «Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур» (Казань, 1997) она рассматривает их эволюцию с X века до наших дней, показывая, каким образом смена типов культур связана с развитием цивилизаций и как этот процесс отражается в изменении структуры произведений. При этом учитываются национальное своеобразие художественного мышления и национальные традиции. Теоретические и методологические положения этой монографии проф. Ю.Г. Нигматуллиной положены в основу кандидатской диссертации Чанг Ван Юй «Романы Цао Сюэ-циня "Сон в красном тереме" и Л.Н. Толстого "Анна Каренина": сравнительно-типологический анализ», аспирантки Пекинского государственного университета, проходившей стажировку на кафедре русской и зарубежной литературы Казанского университета под руководством Ю.Г. Нигматуллиной в 2000-2001 годах.

В 2000-е годы диалог культур изучается Ю.Г. Нигматуллиной также на материале сопоставления литературы и изобразительного искусства. В монографии «"Запоздалый модернизм" в татарской литературе и изобразительном искусстве» (Казань, 2002) эти две подсистемы культуры впервые рассматриваются в подобном сопоставительном плане и в широком контексте авангардистского искусства России и Западной Европы.

Внимательный друг и наставник своих учеников, учёный-универсал молодого, ясного творческого огня, Юлдуз Галимжановна, приняв творческую эстафету у выдающихся филологов 1-й половины XX века Московской, Ленинградской, Казанской исследовательских школ, открыла свой научный мир, со временем ставший широко известным и у нас в стране, и за рубежом. Ещё в 1987 г. её книга «Методология комплексного изучения художественного творчества» вышла в переводе на китайский язык в едином исследовательском комплексе, вступив в интересный творческий диалог с публикациями авторитетных западных учёных (Ц. Тодоров, Ж. Женет, Ш. Бебер и другие).

В 1992 г. Ю.Г. Нигматуллина приняла участие в состоявшейся во Фрибурге (Швейцария) международной научной конференции по проблеме возвышенного в русской литературе, выступила с докладом «Функция возвышенного в произведениях русского классицизма и романтизма», а в 1995 г. по приглашению проф. Р. Фигута (Швейцария) читала лекции и доклады по русской и татарской литературе в университетах Фрибурга, Берна, Лозанны, Цюриха. Часть материалов её выступлений опубликована в Вене (1994) и Потсдаме (1997). В 1996 г. в сборнике материалов научной конференции Гиссенского университета (Германия) была напечатана статья Ю.Г. Нигматуллиной «Философия языка и новые подходы к искусству в современном немецком и российском литературоведении». В 2000 г. в Анкаре на турецком языке опубликована её вступительная статья к каталогу татарского художника-модерниста Х. Шарипова. На монографию «Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур» был получен высокий отзыв английского слависта из Кембриджского университета Эндрю Рейнольдса, который затем был опубликован в журнале «Научный Татарстан» (1998, № 2).

Пекин, Вена, Потсдам, Фрибург, Берн, Лозанна, Цюрих, Анкара, Гиссен... Географию выступлений Юлдуз Галимжановны на обширных международных форумах и географию городов мира, где известны и переводились её труды, можно множить и множить. Глубокие размышления о типах культур и цивилизаций привели учёного на рубеже веков и в первые годы столетия нового к созданию новых концепций: динамики срединной культуры, диалектического взаимодействия словесного и живописного искусств.

Примите, дорогая Юлдуз Галимжановна, от благодарных учеников и коллег самые искренние и светлые пожелания здоровья, творчества и добра! Пусть всё в Вашей жизни будет светло, высоко и прекрасно - так, как написал любимый Ваш Иван Сергеевич Тургенев: «.Великолепен и ясен становится день, когда свет. восторжествует и. волны согретого тумана. исчезают в голубой, нежно сияющей вышине»!

Основные труды Ю.Г. Нигматуллиной

1. О характере психологического конфликта в повести-воспоминании И.С. Тургенева 60-70-х годов // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1963. - Т. 123, кн. 8: Вопросы эстетики и теории литературы. - С. 93-117.

2. К вопросу о разграничении понятий «тип творчества» и «тип художественного мышления» // Учён. зап. Казан. ун-та. - 1969. - Т. 128, кн. 4: Вопросы романтизма. -С. 140-158.

264

А.Н. ПАШКУРОВ

3. Национальное своеобразие эстетического идеала. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1970. - 210 с.

4. Комплексный анализ художественного творчества. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1976. - 42 с.

5. Комплексный метод и проблема прогнозирования // Проблема комплексности изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 9-13.

6. Основные аспекты моделирования литературного процесса // Русская литература последней трети XIX века (некоторые аспекты системно-комплексного анализа литературного процесса). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 9-23.

7. Соотношение типов творчества в свете теории детерминизма // Русская литература последней трети XIX века (некоторые аспекты системно-комплексного анализа литературного процесса). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 33-48.

8. Потенциальные возможности художественного метода // Русская литература последней трети XIX века (некоторые аспекты системно-комплексного анализа литературного процесса). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1980. - С. 96-101.

9. Метод ретроспекции как звено прогнозирования искусства // Художественное творчество. - Л.: Наука, 1983. - С. 76-83.

10. Методология комплексного изучения художественного творчества. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1983. - 104 с.

11. Вероятностное моделирование в художественном творчестве и критерии художественности // Критерий художественности в литературе и искусстве творчества (в свете содружества наук). - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1984. - С. 3-13.

12. Критерий выбора методов прогнозирования // Поиск методов прогнозирования литературы и искусства. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1988. - С. 7-25.

13. Комплексное исследование художественного творчества: Проблемы прогнозирования. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1990. - 148 с.

14. Функция возвышенного в произведениях русского классицизма и романтизма // Wiener Slavistischer Almanach. - 1994. - Bd. 34. - S. 17-32.

15. Философия языка и новые подходы к искусству в современном немецком и российском литературоведении // Beiträge zur Slavistik. Bd. 28: Deutsch-russische Sprach-, Literatur- und Kulturbeziehungen im 20. Jahrhundert. - Frankfurt a. M.; Berlin; Bern; N. Y.; Paris; Wien: Lang, 1996. - 20 S.

16. Типы культур и цивилизаций в историческом развитии татарской и русской литератур. - Казань: Фэн, 1997. - 191 с.

17. «Запоздалый модернизм» в татарской литературе и изобразительном искусстве. -Казань: Фэн, 2002. - 175 с.

18. Системно-комплексное исследование художественного творчества: история научного направления в Казанском университете. - Казань: Фэн, 2004. - 249 с.

19. Синергетический аспект в исследовании художественного творчества. - Казань: Фэн, 2008. - 89 с.

20. Изучение русской литературы в Казанском государственном университете (19401988 годы) // Учён. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2009. - Т. 151, кн. 3. -С. 7-20.

21. Татавангард и современный цивилизационный процесс. - Казань: Фэн, 2011. - 68 с.

22. Между дисгармонией и гармонией: Проблемы срединной культуры / Науч. ред. Ю.Г. Нигматуллина. - Казань: Фэн, 2013. - 112 с. (в соавт. с А.Н. Пашкуровым, И.Л. Даниловой и др.).

Литература о жизни и творчестве Ю.Г. Нигматуллиной

1. Саяпова А.М. На высоте мировой научной мысли // Научный Татарстан. - 1999. -№ 1. - С. 78-82.

2. Балакин Г.А. Нигматуллина Ю.Г. // Казанский университет, 1804-2004: биобиб-лиогр. словарь: в 3 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2004. - Т. 3. - С. 42-43.

3. Фасхутдинова Э. Верность призванию // Казань. - 2004. - № 10. - С. 82-83.

4. Нигматуллина Ю.Г. // Татарская энциклопедия: в 4 т. - Казань: Ин-т Тат. энцикл., 2008. - Т. 4. - С. 421.

5. Воронова Л.Я. Нигматуллина Ю.Г. // Русское литературоведение в Казанском университете (1806-2009): биобиблиографический словарь. - Казань: Казан. ун-т, 2011. -С. 171-176.

Пашкуров Алексей Николаевич - доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы и методики преподавания, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. E-mail: anp.72@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.