Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОСВОЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОСВОЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
23
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — О.Н. Савельев, Н.Н. Фундюр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Work capacity of a visual analyzer of adolescents has been studied during their mastering the professions of semiconductor assemblers, radio installers, and examiners of electronic devices. There are presented the recommendations on professional selection of students of vocational schools with account of professionally significant visual capacities (visual acuity nearby, accommodation, convergence) and the type of visual work.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОСВОЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

УДК 371.71:331.361.3:621.381:658.311.44

О. Н. Савельев, Н. Н. Фундюр

ПОКАЗАТЕЛИ ЗРИТЕЛЬНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ ПОДРОСТКОВ К ОСВОЕНИЮ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

В основных профессиях электронной промышленности преобладают зрительные работы I и II разрядов точности, выполнение которых нередко требует применения микроскопов. Зрительная работоспособность работников данных специальностей зависит от состояния зрительных функций: остроты зрения вблизи, аккомодации, фузи-(¿г онной способности глаз [1]. Вместе с тем про-^ фессиональный отбор подростков в профессионально-технические училища (ПТУ) данного профиля ведется с учетом только остроты зрения вдаль и вида рефракции.

В результате ранее проведенных нами исследований установлено, что среди 597 учащихся ПТУ электронного профиля (возраст 15—18 лет) у 18,09 % обследованных встречается понижение остроты зрения вблизи при нормальной остроте зрения вдаль (скиаскопически эмметропическая и слабой степени гиперметропическая рефракция). У этих подростков выявлено ослабление функций аккомодации и конвергенции. Так, понижение остроты зрения вблизи до 0,9 сопровождалось уменьшением положительной части относительной аккомодации (ПЧОА) до 4,25± ±0,25 диоптрий (дптр), положительного фузи-онного резерва (ПФР) до 24,0±0,89 призмен-ных диоптрий (призм, дптр). У подростков с остротой зрения вблизи 0,8 ПЧОА равнялась / 3,79±0,12 дптр, ПФР составил 20,8±0,71 призм. II, дптр. У подростков с остротой зрения вблизи 1,0 ПЧОА и ПФР находились в пределах возрастных норм [2, 6] и составляли соответственно 6,69±0,1 дптр и 29,1 ±0,78 призм, дптр.

Целью настоящей работы явилось изучение работоспособности зрительного анализатора учащихся с учетом функционального состояния профессионально значимых функций (остроты зрения вблизи, аккомодации, конвергенции) и характера зрительных работ для обоснования критериев профессиональной пригодности к освоению специальностей электронной промышленности. Проведено комплексное исследование зрительных функций у подростков в начале и конце смены. О работоспособности мышечного аппарата глаз судили по изменению ближайшей точки ясного зрения (БТЯЗ), ПЧОА [2] и ПФР (согласно инструкции к офтальмокомпенсатору призменному — ОКП-1). Сенсорное утомление регистрировали путем измерения критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) и вычис-, ления коэффициента устойчивости ясного вйде-

ния (КУЯВ). Для интегральной оценки зрительной работоспособности исследовали скорость переработки зрительной информации (СПЗИ) по корректурным таблицам с кольцами Ландольта [4]. Исследование зрительной работоспособности проведено у 147 девушек-подростков, осваивавших в процессе производственного обучения (на базовом предприятии) специальности сборщика полупроводниковых приборов (56 человек), монтажника радиоаппаратуры (52 человека), испытателя деталей и приборов электронной техники (49 человек).

Установлено, что у сборщиков полупроводниковых приборов напряженная зрительная работа занимает 77 % рабочего времени. Основные операции (подготовка деталей и пайка) выполняются под микроскопом и требуют различения объектов размером 0,02—0,2 мм (I разряд зрительных работ [7]). Монтажники радиоаппаратуры производят пайку навесных радиоэлементов на плату. Различение невооруженным глазом объектов размером 0,2—0,3 мм (II разряд зрительных работ) проводится на протяжении 73 % времени смены. Работа испытателя деталей и приборов электронной техники относится к V разряду зрительных работ. Операции под контролем зрения выполняются в течение 56 % рабочего времени.

Освещенность рабочих мест подростков обеспечивалась в светлое время суток системой совмещенного освещения, в темное время — за счет комбинированного освещения и составляла у сборщиков . полупроводниковых приборов 3900—4800 лк (4000—4500 лк в поле зрения микроскопа), у монтажников радиоаппаратуры 3000—3800 лк, у испытателей 500—1000 лк.

Исследование параметров микроклимата показало, что температура воздуха в холодный и переходный периоды составляла 19—23 °С, относительная влажность — 55—65 % при скорости движения воздуха 0,2 м/с. В теплое время года эти показатели равнялись соответственно 21—25°С, 50—65 %, 0,2—0,3 м/с. Содержание аэрозоля свинца в воздухе рабочей зоны не превышало ПДК-

Таким образом, условия производственного обучения учащихся соответствовали гигиеническим требованиям.

Исследование зрительной работоспособности (см. таблицу) позволило выявить ухудшение к концу смены ее показателей у всех сборщиков

Работоспособность зрительного анализатора учащихся, осваивавших специальности электронной промышленности, М±т

Острота зрения вблизи

Показатель 1,0 0.9 0,8

до работы после работы до работы после работы до работы после работы

Сборщик полупроводниковых приборов

БТЯЗ, см ПЧОА, дптр ПФР, призм, дптр КЧСМ, Гц КУЯ В, усл. ед. СПЗИ, бит/с

БТЯЗ, см ПЧОА,дптр ПФР, призм, дптр КЧСМ, Гц КУЯ В, усл. ед. СПЗИ, бчт/с

БТЯЗ, см ПЧОА, дптр ПФР, призм, дптр КЧСМ, Гц КУЯВ, усл. ед. СПЗИ, бит/с

8,57 ±0,11 6,23+0,19 25,94±0,76 35,33 ±0,38 0,78 ±0,007 1,44 ±0,03

8,57 ±0,12 6,08 ±0,21 26,50 ±0,72 34,80±0,4 0,77 ±0,009 1,43±0,04

8,85±0,11 5,85±0,23 23,82±0,90 34,24±0,48 0,72 ±0,01* 1,36±0,04

9,13±0,12 4,37 ±0,11 23,13±1,08 34,94 ±0,33 0,74 ±0,01 1,39 ±0,04

9,76±0,08* 3,9±0,13* 19,13 ± 1,37* зо,о: ±0,46* 0,62±0,03* 1,23±0,05*

Монтаоюник радиоаппаратуры

8,87±0,12 5,83±0,22 24,60 ±0,95 33,99 ±0,42 0,73 ±0,01* 1,37 ±0,04

9,20±0,13 4,25±0,13 23,34±1,11 34,08 ±0,29 0,75±0,02 1,41 ±0,04

9,64 ±0,08* 4,03 ±0,12 21,0±1,47 31,59 ±0,37* 0,69±0,02* 1,32±0,04

Испытатель деталей и приборов электронной техники

8,54±0,11 5,95±0,20 26,19±0,61 34,72 ±0,40 0,78±0,005 1,42±0,03

8,73±0,13 5,74 ±0,20

25.06 ±0,77

34.07 ±0,45 0,76±0,01

1,38±ю,03

9,30 ±0,16 4,40±0,12 24,05±0,84 33,78±0,58 0,75±0,01 1,43 ±0,05

9,75±0,10* 4,15±0,21 22,65±1,32 31,91 ±0,87 0,70±0,02* 1,37±0,05

9,49±0,08 3,90±0,12 18,35±0,7 33,65±0,34 0,67 ±0,02 1,35±0,04

9,4±0,12 3,83±0,13 18,83±0,82 33,52 ±0,36 0,69 ±0,02 1,32±0,03

9,57 ±0,15 3,75 ±0,16 19,06±0,85 33,04 ±0,59 0,68 ±0,02 1,37±0,03

10,72 ±0,12* 3,05±0,12* 12,95±0,63* 27,96 ±0,39* 0,50 ±0,03* 1,03±0,04*

10,38 ±0,14* 3,17±0,17* 14,83±1,24* 30,22 ±0,41* 0,55 ±0,02* 1,15±0,04*

10,32 ±0,14* 3,50 ±0,19 17,50±1,22 31,15±0,84 0,62 ±0,02* 1,28 ±0,05

Примечание. Звездочка — достоверные различия с показателями до работы (р<0,05).

полупроводниковых приборов с пониженной остротой зрения вблизи. У них утомление развивалось как в мышечном, так и сенсорном аппарате глаз, что отражалось на СПЗИ. При этом у лиц с остротой зрения вблизи 0,9 изучаемые показатели снизились на 7—17%, а у лиц с остротой зрения вблизи 0,8—на 13—29% (р<0,001).

При освоении специальности монтажника радиоаппаратуры ухудшение всех показателей зрительной работоспособности отмечалось у подростков с остротой зрения вблизи 0,8 (на 10—21 %)• При остроте зрения вблизи 0,9 достоверно удалялась БТЯЗ, снижались КУЯВ и КЧСМ, что свидетельствует о развитии утомления преимущественно в сенсорном аппарате глаз.

Зрительная работоспособность учащихся — испытателей электронной техники с пониженной остротой зрения вблизи изменялась на 4—8%.

Работоспособность зрительного анализатора у подростков с нормальной остротой зрения вблизи отличалась стабильностью и практически не зависела от точности зрительных работ (достоверно изменялся только КУЯВ у монтажников и сборщиков).

В исследованиях изучена эффективность применения очковой коррекции у лиц с пониженной остротой зрения вблизи при освоении указанных специальностей. Коррекцию проводили у монтажников радиоаппаратуры с остротой зрения вблизи 0,8 с учетом рекомендаций В. В. Волкова и А. Б. Парпарова [3]. Учащиеся — испытатели электронной техники с пониженной остро-

той зрения вблизи, а также монтажники радиоаппаратуры с остротой зрения вблизи 0,9 в коррекции не нуждались, так как зрительная работоспособность у них была достаточно стабильной в течение смены. У сборщиков полупроводниковых приборов с пониженной остротой зрения вблизи коррекцию не производили, поскольку средством увеличения изображения в данном случае является микроскоп. Однако работа с микроскопом сопровождается значительной нагрузкой на мышечный аппарат глаз в связи с периодической в процессе работы перефокусировкой прибора [5], а также из-за нарушения привычной связи между аккомодацией и конвергенцией, возможности возникновения вертикального дисбаланса изображений при малейшей неточности юстировки окуляров, ограничения подвижности глаз [1].

Изучение зрительной работоспособности учащихся, работавших в очках, проведено через 1,5 мес после начала исследований. Из полученных данных следует, что при работе в очках происходит уменьшение ПЧОА к концу смены на 12,5%, ПФР на 18,1 %, СПЗИ на 9,29%. Таким образом, применение очковой коррекции не обеспечивало сохранение зрительной работоспособности при выполнении работ II разряда точности.

Освоение специальностей, относящихся к I разряду зрительных работ, может быть рекомендовано подросткам с остротой зрения вблизи не ниже 1,0. ПЧОА не меньше 5 дптр, ПФР не ниже 25 призм, дптр. Профессии, относящиеся ко

II разряду зрительных работ, могут осваивать подростки с остротой зрения вблизи 1,0 и 0,9, ПЧОА не ниже 4 дптр, ПФР не меньше 20 призм, дптр. Лицам с остротой зрения вблизи 0,8—0,5 и ослабленным мышечным аппаратом глаз (ПЧОА менее 4 дптр, ПФР до 20 призм, дптр) может быть рекомендована работа по специальностям с меньшей зрительной нагрузкой (необходимость различения объектов размером 1—5 мм и более).

Литература

1. Аветисов Э. С., Розенбмо» Ю. 3. // Офтальмоэргономи-ка, —М„ 1976, —С. 5—19.

2. Аветисов Э. С., Розенбмом Ю. 3. Оптическая коррекция зрения. — М., 1981.

3. Волков В. В., Парпаров А. Б. // Офтальмоэргономи-ка. — М„ 1976. — С. 20—39.

4. Генкин А. А., Медведев В. И., Шек М. П. // Вопр. психол. — 1963. — № 1. — С. 104—110.

5. Зоз Н. И., Кузнецов Ю. А. //Гиг. труда. — 1977. — № 12.— С. 13—15.

6. Сазанчук И. Ф. // Офтальмол. жури.— 1976. — № 3.— С. 197—199.

7. Строительные нормы и правила (СНиП II—4—79). — М„ 1980. — Ч. 2, —Гл. 4.

Поступила 01.06.87

Summary. Work capacity of a visual analyzer of adolescents has been studied during their mastering the professions of semiconductor assemblers, radio installers, and examiners of electronic devices. There are presented the recommendations on professional selection of students of vocational schools with account of professionally significant visual capacities (visual acuity nearby, accomodation, convergence) and the type of visual work.

УДК 613.167/.168-07

Ю. Д. Думанский, Д. С. Иванову Н. Г. Никитина

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ И КОНТРОЛЬ ИЗЛУЧЕНИЙ ДВУХКАНАЛЬНЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ РАДИОЛОКАТОРОВ

Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева

Принятый принцип дифференцированного (по частоте, времени и режимам излучения, спектру сигнала) нормирования электромагнитных излучений обеспечил рациональное использование территории селитебной зоны городов и поселков и гарантирует защиту населения от этих излучений. Разработанные нормативы [1] относятся к изолированному воздействию источников на одной частоте. В реальной жизни такие случаи встречаются нечасто. Поэтому в настоящее время проводится нормирование одновременного воздействия чпе^ромягнитных излучений, создаваемых несколькими источниками [2]. Эта сложная проблема имеет ряд частных случаев. Так, известен класс метеорологических радиолокаторов, которые одновременно в одном телесном угле с помощью двух антенн излучают на двух частотах. Такие радиолокаторы называют двухканальными. При нормировании в этом случае устанавливаются предельно допустимые уровни (ПДУ) для каждого из каналов при условии излучения обоих. Методика расчета границы санитарно-защитной зоны (СЗЗ) и зоны ограничения (30) застройки для такого случая отсутствует. В общем случае необходимо было бы рассчитать плотность потока энергии, создаваемую каждым из каналов в зависимости от дальности и для нескольких значений высоты. Затем каждую зависимость разделить на соответствующее значение ПДУ и сложить отношения в функции от дальности. Проделав это для данных по каждой из высот, найти те дальности и высоты, на которых это отношение равно еди-

нице. Такой расчет громоздок и требует большой затраты времени.

С целью упрощения расчетов для рассматриваемого класса радиолокаторов можно воспользоваться тем обстоятельством, что оба канала имеют одинаковые высоты антенн, размеры луча, т. е. ширина диаграммы направленности антенны у них одинакова, а энергетический потенциал каналов остается неизменным.

Результирующая интенсивность излучения при работе обоих каналов будет равна

= % +п2, (1)

где пь п2 — плотность потока энергии, создаваемая первым и вторым каналом соответственно.

Известно, что плотность потока энергии, создаваемая радиолокатором, определяется выражением [3]

п = тН2 (в),

С — 8- Ю-0 Pcp-gф3) (2)

Pep = Рнти/пЧаФт'

где ри — импульсная мощность излучения, Вт; ти — длительность импульса, мке; /п—частота повторения импульсов, Гц; т^афт— коэффициент потерь на передачу; g — коэффициент усиления антенны; ф3 — коэффициент, учитывающий влияние земли; /2(0) — диаграмма направленности антенны в вертикальной плотности; С — коэффициент мощности, мкВт; 6 — угол, образованный направлением на расчетную точку и на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.