Научная статья на тему 'Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном'

Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / КАДЕТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ / ПОЛИАТЛОН / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / MILITARY AND PROFESSIONAL / CADETS / EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF BOUNDARY BODIES OF FSB OF RUSSIA / POLIATHLON / PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Бакаев Владислав Владимирович, Челядинов Владимир Васильевич

Установлено, что военно-профессиональная направленность кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России в значительной степени зависит от уровня их подготовленности по полиатлону. Это свидетельствует о необходимости использования средств полиатлона не только для совершенствования военно-прикладных навыков у кадетов, но и для развития у них военнопрофессиональной направленности, позволяющей осознано готовить себя к службе в пограничных органах ФСБ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Бакаев Владислав Владимирович, Челядинов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF MILITARY AND PROFESSIONAL NAPRAV-LENNOSTI OF CADETS OF THE POGRANICHNYH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE BODIES OF FSB OF RUSSIA WHICH ARE ENGAGED IN POLYATLON

It is established that military and professional activity of cadets of educational institutions of boundary bodies of FSB of Russia substantially depends on readiness level on poliathlon. It testifies to need of use of means ofpoliathlon not only for improvement of military and applied skills at cadets, but also for development in them of the social activity allowing is realized to train itself for service in boundary bodies of FSB of Russia.

Текст научной работы на тему «Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном»

Токмакова Наталья Юрьевна, канд. биол. наук, доц., elenaart-712@,yandex.ru, Уфа, Башкирский институт физической культуры,

Богданова Регина Флюровна, аспирант, elenaart- 712@, yandex. ru, Уфа, Башкирский медицинский университет

THE POSSOBILITIES OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH MENTAL

RESTRICTIONS

G.N. Bogdanova, N.YU. Tokmakova, R.F. Bogdanova

Methodical bases of the correctional developing training of mentally retarded children at physical education classes are provided. It is proved that accomplishment of certain exercises adds to motive experience of children with restrictions of intellectual development and promotes successful application of these movements in life.

Key words: physical rehabilitation, children, mental restriction, adaptive physical

training.

Bogdanova Galiya Nagimovna, doctor of medical Sciences, elenaart-712@yandex.ru, UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Tokmakova Nataliy Yurievna, candidate of biological Sciences, associate professor, elenaart-712@yandex.ru, UFA, Bashkirian Institute of Physical Culture,

Bogdanova Regina Flurovna, graduate student, elenaart- 712@yandex. ru, UFA, Bashkir Medical University

УДК 796.093.6:377.6

ПОКАЗАТЕЛИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

НАПРАВЛЕННОСТИ КАДЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПОЛИАТЛОНОМ

А.Э. Болотин, В.В. Бакаев, В.В. Челядинов

Установлено, что военно-профессиональная направленность кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России в значительной степени зависит от уровня их подготовленности по полиатлону. Это свидетельствует о необходимости использования средств полиатлона не только для совершенствования военно-прикладных навыков у кадетов, но и для развития у них военно-профессиональной направленности, позволяющей осознано готовить себя к службе в пограничных органах ФСБ России.

Ключевые слова: военно-профессиональная направленность; кадеты; образовательные учреждения пограничных органов ФСБ России; полиатлон; физическая подготовка.

В современный период предъявляются повышенные требования к уровню физической подготовленности выпускников вузов пограничных органов ФСБ России. Существенно возросли требования к формированию личности выпускника в процессе физической подготовки. Практика

показала, что наряду с физическими качествами, будущий офицер-пограничник должен обладать соответствующими нравственно-волевыми качествами. Это обусловлено изменяющимися условиями жизни нашего общества, характером военно-профессиональной деятельности офицеров-пограничников. В настоящее время отмечается, что нравственная специфичность личности будущего офицера-пограничника глубже и ярче всего отражается в её военно-профессиональной направленности [9,10].

Под военно-профессиональной направленностью мы понимаем сложное целостное образование, состоящее из разнообразных по нравственному содержанию, силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, выражающихся в реальном поведении кадетов. Это поведение должно соответствовать целям обучения в вузах пограничных органов ФСБ России. Среди педагогов нет единства взглядов на природу данного понятия. Одни рассматривают военно-профессиональную направленность как избирательную активность кадетов в отношении к будущей деятельности в пограничных органах ФСБ России [1, 9, 10]. Другие, определяют её как избирательное отношение кадетов к реальной действительности, которая влияет на их деятельность и учебу

[3. 9, 10].

Но большинство ученых считают, что военно-профессиональная направленность кадетов неотделима от цели обучения. Она выражается в активной деятельности кадетов, направленной на достижение целей, связанных с поступлением в вузы пограничных органов ФСБ России [6-8]. Военно-профессиональная направленность кадетов сложна, динамична, тесным образом связана с системой мотивов. Между потребностью и военно-профессиональной направленностью кадетов существует глубокая взаимосвязь. Практика показала, что они могут являться причиной и следствием друг друга. Необходимо также отметить, что понятие «военно-профессиональная направленность кадетов» отличается от понятия «социальная установка кадетов». Практика показала, что установка - это одна из возможных форм проявления военно-профессиональной направленности кадетов. Она выражается настроенностью кадетов осуществлять определенные действия. И физическая подготовка кадетов с использованием полиатлона играет в данном случае не последнюю роль.

Применительно к личности будущего офицера-пограничника военно-профессиональная направленность кадетов может быть определена как устойчивая готовность к мотивированному, с полной отдачей сил выполнению ими своих учебных и служебно-боевых обязанностей с высоким сознанием общественного долга. Физическая подготовка кадетов с использованием полиатлона способствует воспитанию соответствующих качеств [1, 4, 6-10]. Очевидно, что в воспитании этих качеств у кадетов проблема мотивации на службу в пограничных органах ФСБ России является основной. Только формирование у кадетов прочных нравственных

мотивов поведения может сделать устойчивой и их военно-профессиональную направленность. Среди внутренних побудителей военно-профессиональной направленности кадетов видное место занимает непосредственный интерес к будущей военно-профессиональной деятельности в пограничных органах ФСБ России. Физическая подготовка кадетов с использованием полиатлона раскрывает в определенной мере особенности этой деятельности.

Мотивация у кадетов проявляется в стремлении к учебе, к освоению профессии офицера-пограничника, а также активной разнообразной деятельности по обеспечению физической готовности к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России. Практика показала, что физическая подготовка кадетов с использованием полиатлона способствует решению этих задач. Тем самым воспитательное влияние учебной деятельности повышается. Это позитивно сказывается также на формировании готовности следовать общественному долгу [3-8, 10].

Готовность следовать общественному долгу фундаментальная, нравственно-волевая черта будущего офицера-пограничника. Поэтому воспитательное значение физической подготовки кадетов с использованием полиатлона трудно переоценить. Необходимо сказать, что долг не исчерпывается знанием и пониманием служебных обязанностей сотрудника пограничных органов ФСБ России. Ведь бывает и так, что офицер-пограничник хорошо понимает свои обязанности, но не выполняет их. В этой связи значительное место занимают мотивационно-ценностные особенности кадетов, в частности, специфическая военно-профессиональная мотивация или нацеленность на службу в пограничных органах ФСБ России.

Для обоснования подходов к использованию полиатлона, для формирования военно-профессиональной направленности и обеспечению физической готовности кадетов чрезвычайно важна идея динамического соотношения и взаимопереходов потребностей и других мотивационно-личностных характеристик. На наш взгляд, чрезвычайно важно рассматривать мотивацию как результат трансформации потребности кадетов. Трансформация потребностей кадетов есть, в сущности, главный предмет их изучения. Отсюда эффективность решения задач по формированию личности будущего офицера-пограничника требует такого педагогического воздействия, которое обеспечивает процесс трансформации потребностей кадетов до мотивов службы в пограничных органах ФСБ России. Здесь видится важная роль физической подготовки кадетов с использованием полиатлона. Поскольку стремление к самореализации в процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона является показателем мотивационной готовности к службе в пограничных органах ФСБ России.

Необходимо иметь в виду, что мотив к конкретной деятельности ситуативен, возникая под воздействием предметного ее содержания. Поэтому потребность к службе в пограничных органах ФСБ России, будучи уже сформированной в ходе обучения кадетов, становится основой для военно-профессиональной направленности. Иными словами, потребность детерминирует поведение кадетов в любой ситуации, связанной со службой в пограничных органах ФСБ России. В процессе физического развития и воспитания кадетов меняется характер их взаимоотношений с окружающими. В процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона происходит усвоение новых форм поведения, необходимых в военно-профессиональной деятельности. Идет переоценка ценностных ориентаций, а это стимулирует развитие всей мотивационной сферы кадетов к службе в пограничных органах ФСБ России. В ходе исследования проводился анализ военно-профессиональной направленности кадетов с разным уровнем спортивной подготовленности по полиатлону. Результаты анализа военно-профессиональной направленности кадетов с разным уровнем спортивной подготовленности по полиатлону, представлены в таблице.

Уровни военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном (в %)

Уровни направленности Спортсмены I разряда и выше Спортсмены II и III разрядов Кадеты безразличные к полиатлону

«Высокий» 33,1 28,3 11,8

«Средний» 28,2 27,1 17,6

«Низкий» 21,8 22,9 32,4

«Отсутствие направленности» 16,9 21,7 38,2

Из представленной таблицы видно, что у кадетов, активно занимающихся полиатлоном, военно-профессиональная направленность выше. Исследования показали, что военно-профессиональная направленность кадетов в значительной степени зависит от уровня подготовленности по полиатлону. Это свидетельствует о необходимости использования средств полиатлона не только для совершенствования военно-прикладных навыков у кадетов, но и для развития у них военно-профессиональной направленности, позволяющей осознано готовить себя к службе в пограничных органах ФСБ России.

Педагогическое рассмотрение физической подготовки кадетов с использованием полиатлона для обеспечения физической готовности и формирования военно-профессиональной направленности требует

определения её предмета. Основополагающим при этом является рассмотрение жизненной потребности кадетов в отношениях с окружающими людьми, которые включены в процесс их обучения. Эти отношения становятся жизненно значимыми для обеспечения физической готовности кадетов к учебной и служебно-боевой деятельности в вузах пограничных органов ФСБ России. Кадеты испытывают потребность в гуманных отношениях со стороны преподавателей и товарищей по учебе, для которых специфично проявление доброты, отзывчивости, взаимопонимания, соучастия, взаимовыручки. Все эти качества необходимо воспитывать в процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона.

Таким образом, эффективность обеспечения физической готовности кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России во многом зависит от того, насколько успешно создается положительная мотивация к физической подготовке с использованием полиатлона.

Объективные истоки формирования военно-профессиональной личности кадетов лежат во взаимосвязи индивида с образовательной средой. Субъективные истоки формирования военно-профессиональной направленности лежат на уровне взаимодействия рациональной и эмоциональной сфер кадетов.

Рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты военно-профессиональной направленности кадетов находятся во взаимосвязи и определяют их нравственные поступки, на основе морального поведения. Анализируя особенности морального поведения, следует отметить две его составляющие: готовность действовать и способность действовать. Физическая подготовка кадетов с использованием полиатлона позволяет эффективно решать эти обе задачи в воспитании кадетов. Готовность же действовать порождает проявление силы воли, настойчивости, активности и т. д. В процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона успешно воспитываются эти качества. Поэтому можно сделать важный вывод о том, что физическая готовность и желание кадетов поступать морально формируются под воздействием, прежде всего, военно-профессиональной направленности, которая формируется в процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона.

Принимая такую логику анализа, мы определяем военно-профессиональную направленность как сложное личностное образование кадетов. Оно характеризуется изменениями и противоречивым единством мыслей, чувств, желаний, действий, реализуемых в адекватном поведении кадетов, направленном на подготовку к службе в пограничных органах ФСБ России. Это, в свою очередь, позволяет утверждать, что в основе военно-профессиональной направленности кадетов лежит желание в эмоционально-

поведенческом единстве, которое формируется в процессе физической подготовки кадетов с использованием полиатлона.

Таким образом, военно-профессиональная направленность кадетов -это определенный образ их мыслей, чувств, действий, который реализуется в адекватном поведении, направленном на обеспечение физической готовности к службе в пограничных органах ФСБ России. Функционирование этих явлений затрагивает ключевые психолого-педагогические реальности мысли, чувства, действия и поведение кадетов. Установлено, что самые добрые мысли и чувства, не воплощенные в реальном поведении, ещё не характеризуют устойчивую военно-профессиональную направленность кадетов к службе в пограничных органах ФСБ России. Одним из наиболее эффективных средств, формирующих устойчивую военно-профессиональную направленность кадетов к службе в пограничных органах ФСБ России, является организация их физической подготовки с использованием полиатлона.

Исследования показали, что военно-профессиональная направленность кадетов в значительной степени зависит от уровня их подготовленности по полиатлону.

Список литературы

1. Бакаев В.В., Бочкарев В.И., Челядинов В.В. Структура факторов, определяющих необходимость использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития: сб. статей Межд. науч.-практ. конф. Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2016. С. 46-49.

2. Бакаев В.В., Челядинов В.В. Обоснование факторов, определяющих необходимость использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России // Наука и инновации в современных условиях: сб. статей Межд. науч.-практ. конф. Уфа: МЦИИ «Омега Сайнс», 2016. С. 101-102.

3. Бакаев В.В., Челядинов В.В. Структура педагогической модели физической подготовки кадетов, образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона // Среднее профессиональное и высшее образование в сфере физической культуры и спорта: современное состояние и перспективы развития / под ред. М.В. Габова: матер. Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Уральская Академия, 2016. С. 355-358.

4. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипачев С.А. Педагогическая модель физической подготовки курсантов вузов ПВО с применением нормирования тренировочной нагрузки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 9 (115). С. 11-14.

5. Болотин А.Э., Борисов А.В., Скрипачев С.А. Психолого-педагогические условия, необходимые для эффективного нормирования тренировочной нагрузки в процессе физической подготовки курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 8 (114). С. 39-42.

6. Болотин А.Э., Буханов А.В. Структурно-функциональная модель управления профессиональной подготовкой личного состава аварийно-спасательных формирований ракетных комплексов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 9 (103). С. 30-34.

7. Болотин А.Э., Зюкин А.В., Напалков Ю.А. Педагогическая модель формирования готовности курсантов вузов ВВ МВД России к боевой деятельности, с использованием средств огневой и физической подготовки // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 6 (112). С. 75-79.

8. Болотин А.Э., Скрипачев С.А. Факторы, определяющие необходимость нормирования тренировочной нагрузки во время занятий физической подготовкой курсантов вузов ПВО // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2014. № 5 (111). С. 17-21.

9. Бочкарев В.И., Челядинов В.В. Педагогическая модель физической подготовки кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 3 (133). С. 44-47.

10. Бочкарев В.И., Челядинов В.В. Факторы, определяющие необходимость использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2015. № 12 (130). С. 58-62.

Болотин Александр Эдуардович, д-р пед. наук, проф., a holotinainhox.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Бакаев Владислав Владимирович, канд. пед. наук, проф., hakaev vvasphstu.ru, Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого,

Челядинов Владимир Васильевич, соискатель, a holotina inhox.ru, Россия, Курган, Курганский пограничный институт ФСБ России

INDICATORS OF MILITARY AND PROFESSIONAL NAPRAV-LENNOSTI OF CADETS OF THE POGRANICHNYH EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE BODIES OF FSB OF RUSSIA WHICH ARE ENGAGED IN POLYATLON

A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, V.V. Chelyadinov

It is estahlished that military and professional activity of cadets of educational institutions of houndary hodies of FSB of Russia suhstantially depends on readiness level on poliathlon. It testifies to need of use of means ofpoliathlon not only for improvement of military

and applied skills at cadets, but also for development in them of the social activity allowing is realized to train itself for service in boundary bodies of FSB of Russia.

Key words: military and professional; cadets; educational institutions of boundary bodies of FSB of Russia; poliathlon; physical training.

Bolotin Alexandr Eduardovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, a_bolotin@inbox.ru, Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Bakayev Vladislav Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, bakaev vv@spbstu.ru, Russia, Saint-Petersburg, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University,

Chelyadinov Vladimir Vasilyevich, applicant, a_bolotin@,inbox. ru, Russia, Kurgan, Kurgan Boundary Institute FSB of Russia

УДК 796.5:378

ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

М.А. Возисова

Представлен теоретический и методический материал по формированию компетентности бакалавров по физической культуре в вопросах обеспечения безопасности туристской деятельности, представлены результаты проведенного педагогического эксперимента, осуществленного в течение четырех лет с будущими бакалаврами физической культуры.

Ключевые слова: компетентность по обеспечению безопасности туристской деятельности, туризм, профессиональное образование студентов, бакалавры по физической культуре.

В настоящее время система профессиональной подготовки бакалавров физической культуры требует осмысления ее компонентов, содержания, ценностных ориентиров, форм, методов и педагогических технологий (Лубышева Л.И.) [11], которые должны рассматриваться как своеобразные модели путей достижения профессиональной компетентности, ориентированные на личностно-центрированный, комплексный и практический характер образования (Байденко В.И., Зимняя И. А.) [3, 10], включая при этом инновационные знания и умения по спортивно-оздоровительному туризму и его безопасности.

Актуальность таких знаний обусловлена динамичным развитием спортивно-оздоровительного туризма (Алилуйко Е.А., Бабий Г.И., Будик И.Б., Ворошилова Т.В., Гаранина Е.Н., Гультяева Н.А.) [1, 2, 5, 7, 8, 9], его расширением в образовательных учреждениях, в сфере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.