Научная статья на тему 'Педагогическая модель физической подготовки кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона'

Педагогическая модель физической подготовки кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КАДЕТЫ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / ПОЛИАТЛОН / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарев Валерий Игоревич, Челядинов Владимир Васильевич

Установлено, что в ходе разработки модели тренировки кадетов следует определять ее структурные компоненты и их взаимодействие путем использования полиатлона. Структурные компоненты педагогической модели должны служить ее фундаментальными характеристиками. Они должны устанавливать внутреннее устройство элементов процесса физической подготовки кадетов с использованием полиатлона. Эффективность данной модели была проверена в ходе эксперимента. Кадеты экспериментальной группы имели более высокие показатели в развитии физических качеств. Кроме того, кадеты экспериментальной группы имели достоверное преимущество над кадетами контрольной группы в уровне развития навыков в стрельбе, плавании и передвижения на лыжах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарев Валерий Игоревич, Челядинов Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of physical training of cadets of educational institutions of boundary bodies of FSB of Russia with use of poliathlon

It has been established that during development of the model for training of the cadets it is necessary to define its structural components and their interaction by use of poliathlon. Structural components of the pedagogical model have to serve as its fundamental characteristics. They have to set up the internal device of the elements for the process of physical training of cadets with use of poliathlon. Efficiency of this model has been checked during the experiment. Cadets from the experimental group had higher rates in development of the physical qualities. Besides, the cadets of the experimental group had reliable advantage over cadets of the control group in level of development of the shooting skills, swimming and movements on skis.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель физической подготовки кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России с использованием полиатлона»

УДК 796.07

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДЕТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПОГРАНИЧНЫХ ОРГАНОВ ФСБ РОССИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛИАТЛОНА

Валерий Игоревич Бочкарев, кандидат педагогических наук, доцент, Владимир Васильевич Челядинов, соискатель, Курганский пограничный институт ФСБ России, Курган

Аннотация

Установлено, что в ходе разработки модели тренировки кадетов следует определять ее структурные компоненты и их взаимодействие путем использования полиатлона. Структурные компоненты педагогической модели должны служить ее фундаментальными характеристиками. Они должны устанавливать внутреннее устройство элементов процесса физической подготовки кадетов с использованием полиатлона. Эффективность данной модели была проверена в ходе эксперимента. Кадеты экспериментальной группы имели более высокие показатели в развитии физических качеств. Кроме того, кадеты экспериментальной группы имели достоверное преимущество над кадетами контрольной группы в уровне развития навыков в стрельбе, плавании и передвижения на лыжах.

Ключевые слова: педагогическая модель; кадеты; структурные компоненты; полиатлон; физическая подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p44-47

PEDAGOGICAL MODEL OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF BOUNDARY BODIES OF FSB OF RUSSIA

WITH USE OF POLIATHLON

Valery Igorevich Bochkaryov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Vladimir Vasilyevich Chelyadinov, the competitor, Kurgan boundary institute FSB of Russia, Kurgan

Annotation

It has been established that during development of the model for training of the cadets it is necessary to define its structural components and their interaction by use of poliathlon. Structural components of the pedagogical model have to serve as its fundamental characteristics. They have to set up the internal device of the elements for the process of physical training of cadets with use of poliathlon. Efficiency of this model has been checked during the experiment. Cadets from the experimental group had higher rates in development of the physical qualities. Besides, the cadets of the experimental group had reliable advantage over cadets of the control group in level of development of the shooting skills, swimming and movements on skis.

Keywords: pedagogical model, cadets, structural components, poliathlon, physical training.

В настоящее время в педагогических исследованиях широко применяется метод моделирования тех или иных явлений. Под педагогической моделью подразумевают искусственную структуру, которая используется как аналог общественного явления, связанного с обучением или воспитанием людей. Следовательно, возникает возможность по аналогии перенести информацию с модели на педагогический процесс. В этом и состоит суть специфического метода моделирования в педагогике.

При конструировании педагогической модели использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России

мы использовали следующие подходы к ее построению:

- выявлялись согласующиеся элементы полиатлона и будущей военно-профессиональной деятельности;

- определялись физические качества и военно-прикладные навыки, которые следует развивать у кадетов в образовательных учреждениях пограничного профиля ФСБ России;

- устанавливались возможности исследуемого явления перемещаться из одного состояния в другое, то есть определялись возможности полиатлона для формирования физической готовности кадетов к последующему обучению в вузах ФСБ России пограничного профиля.

В педагогической практике существуют процессные модели. Такие модели позволяют исследуемому педагогическому явлению перемещаться из одного состояния в другое под воздействием преподавателей. Данные модели являются наиболее распространенными в педагогической практике. Одной из разновидностей таких моделей являются структурно-функциональные модели. Важной характеристикой таких моделей является отражение всех связей использования полиатлона в процессе физической подготовки кадетов. Структура рассматриваемой модели с использованием полиатлона оценивается с позиций выполняемых функций. Разработка таких моделей требует определения и уточнения структурных компонентов. Определяется направленность взаимодействия этих компонентов, а затем определяются функции данной модели в соответствии с главной целью физической подготовки кадетов.

В своем исследовании мы использовали построение структурно-функциональной педагогической модели. Ключевой характеристикой такой модели является отражение всех связей и ее структуры с выполняемыми функциями. При разработке данной модели определялись структурные компоненты и их взаимодействие. Затем определялись функции самой педагогической модели и всех её компонентов.

Структурные компоненты служили фундаментальными характеристиками нашей педагогической модели. Они устанавливали внутреннее устройство элементов процесса физической подготовки с использованием полиатлона: цели, задачи и особенности педагогической деятельности преподавателей. Функциональные компоненты способствовали устойчивой взаимосвязи структурных компонентов, характеризуя формирование, движение и совершенствование педагогической модели. На основе данных компонентов была разработана модель тренировки кадетов с использованием полиатлона. (рисунок 1).

В ходе разработки этой модели использовался системный подход к ее созданию. Определяя системный подход как один из методологических подходов к исследуемому нами процессу использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России, мы исходили из того, что он демонстрирует методологический принцип моделирования деятельности преподавателей по физической подготовке в довузовской школе.

Системный подход использовался нами как способ практического исследования нашей модели, раскрытия механизмов, обеспечивающих целостность процесса использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России. Системный подход к использованию полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России представляет данный процесс в виде модели, для которой характерны целесообразность организации физической подготовки кадетов, наличие внутренних и внешних связей. Целесообразность организации физической подготовки кадетов, с использованием полиатлона определила направленность деятельности преподавателей и кадетов. При этом мы использовали основные характеристики понятия деятельности: деятельность имеет цель, осознана, решает конкретные задачи; деятельность выступает как движущая сила развития общества и личности; деятельность системна, имея свою структуру и функции; деятельность проявляется в различных видах в зависимости от потребностей данного человека, его индивидуальных и возрастных особенностей.

В ходе педагогического эксперимента мы использовали построение структурно-функциональной педагогической модели с учетом отражения всех связей и ее структуры с выполняемыми функциями. При разработке данной модели определялись структурные компоненты и их взаимодействие путем использования полиатлона в физической подго-

товке кадетов.

1.................................. 1 I 1

Формируемые качества у кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России

А.....................................*....................................1 1

Цель использования полиатлона - обеспечение физической готовности кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России

I

Деятельность руководства и профессорско-преподавательского состава

Методическая система физической подготовки кадетов

- Применение навыков из полиатлона при обучении военным наукам

- Организация тренировочного процесса по полиатлону

- Военно-прикладные средства и методы физической подготовки с использованием полиатлона

X'

г

Формы физической подготовки кадетов с использованием полиатлона

Учебные занятия по физической подготовке с использованием дисциплин полиатлона

I

Тренировки по отдельным видам по-лиатлона: стрельбе, плаванию, бегу, подтягиванию и лыжам

Попутные физические тренировки с использованием отдельных видов полиатлона

I

Спортивно-массовые мероприятия, соревнования по полиатлону и отдельным видам

Формируемые качества у кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России

Ответственность, дисциплинирова нность, трудолюбие, целеустремленно

Военно-прикладные умения и навыки, физические качества

Работоспособность, хорошее функциональное состояние организма

Развитие выносливости, силы, быстроты, ловкости и волевых качеств

Результат физической подготовки кадетов с использованием полиатлона

Рисунок 1. Педагогическая модель использования полиатлона для подготовки кадетов к обучению в вузах пограничных органов ФСБ России

В ходе эксперимента определялись функции самой педагогической модели и всех её компонентов. Структурные компоненты служили фундаментальными характеристиками, разработанной нами педагогической модели. Они устанавливали внутреннее устройство элементов процесса физической подготовки с использованием полиатлона. При этом учитывались особенности педагогической деятельности преподавателей. Функциональные компоненты способствовали устойчивой взаимосвязи структурных компонентов. На основе данных компонентов была разработана модель тренировки кадетов с использованием полиатлона. Эффективность данной модели была проверена в ходе эксперимента. Кадеты экспериментальной группы имели более высокие показатели в развитии физических качеств. Кроме того, кадеты экспериментальной группы имели достоверное преимущество над кадетами контрольной группы в уровне развития навыков в

стрельбе, плавании и передвижения на лыжах.

ВЫВОД. В ходе разработки модели тренировки кадетов следует определять ее структурные компоненты и их взаимодействие путем использования полиатлона. Структурные компоненты педагогической модели должны служить ее фундаментальными характеристиками. Они должны устанавливать внутреннее устройство элементов процесса физической подготовки кадетов с использованием полиатлона.

Контактная информация: a_chel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2016

УДК 796.011

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРЕНКУРА И ХОДЬБЫ С ПАЛКАМИ

(NORDIC WALKING) В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

Юлия Алексеевна Васильковская, кандидат педагогических наук, доцент,

Людмила Валентиновна Малыгина, кандидат педагогических наук, доцент, Юлия Александровна Тумасян, кандидат педагогических наук, доцент,

Лидия Константиновна Федякина, кандидат педагогических наук, доцент, Сочинский государственный университет (СГУ), Сочи

Аннотация

Рассматриваются особенности использования терренкура и ходьбы с палками (Nordic Walking) в физическом воспитании студентов вуза, что оказывает существенное влияние на эффективность построения регламентированных занятий. Предложены методические приемы, позволяющие оптимизировать индивидуальную величину тренировочной нагрузки в зависимости от уровня физической подготовленности студентов, а так же, методические приемы, связанные с рациональной организацией оздоровительного занятия.

Ключевые слова: физическое воспитание студентов, терренкур, ходьба с палками (Nordic Walking), интенсивность нагрузки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.03.133.p47-49

PECULIARITIES OF HEALTH PATH AND NORDIC WALKING IN PHYSICAL EDUCATION OF THE STUDENTS Yuliya Alekseevna Vasilkovskaya, the candidate of pedagogical sciences, Lyudmila Valentinovna Malygina, the candidate of pedagogical sciences, Yuliya Aleksandrovna Tumasyan, the candidate of pedagogical sciences, Lidiya Konstantinovna Fedyakina, the candidate of pedagogical sciences, Sochi State University, Sochi

Annotation

We have examined the peculiarities of the Health path and Nordic Walking in physical education of higher school students that have an essential influence on the efficiency of planning of the regulated lessons. The methodical techniques to optimize the value of the individual training load, depending on the level of physical condition, together with the methodical techniques related to the rational organization of the health-improving training activity were suggested.

Keywords: physical education of students, Health path, Nordic walking, intensity of training load.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время во многих научных работах, посвященных физическому воспитанию студентов, отмечается снижение уровня здоровья, физической и функциональной подготовленности [1, 2, 4]. Значительная часть студентов испытывает определенные трудности при выполнении учебных нормативов и норм комплекса ГТО, в тестах, связанных с проявлением выносливости [4]. Студенты, даже при выполнении разминочного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.