Научная статья на тему 'Показатели уровня развития человеческого капитала как фактора экономического роста'

Показатели уровня развития человеческого капитала как фактора экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
221
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL / ГЕНДЕР / GENDER / ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО / GENDER EQUALITY / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна

Основой исследования стал анализ воспроизводственных процессов человеческого капитала с учетом гендерных особенностей, а также оценка направлений достижения гендерного равенства в контексте повышения эффективности использования человеческого капитала. В качестве объекта исследования выступил человеческий капитал регионов, предмета гендерный аспект, как один из факторов развития человеческого капитала. Воспроизводство человеческого капитала невозможно без адекватного учета гендерных показателей, которые выступают резервами повышения эффективности использования человеческого капитала как на уровне регионов, так и на уровне страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гриненко Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели уровня развития человеческого капитала как фактора экономического роста»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Indicators of the level of development of a human capital as factor of economic

growth Grinenko S.

Показатели уровня развития человеческого капитала как фактора

экономического роста Гриненко С. В.

Гриненко Светлана Викторовна / Grinenko Svetlana — доктор экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и инновационных технологий, Южный федеральный университет, г. Таганрог

Аннотация: основой исследования стал анализ воспроизводственных процессов человеческого капитала с учетом гендерных особенностей, а также оценка направлений достижения гендерного равенства в контексте повышения эффективности использования человеческого капитала. В качестве объекта исследования выступил человеческий капитал регионов, предмета - гендерный аспект, как один из факторов развития человеческого капитала. Воспроизводство человеческого капитала невозможно без адекватного учета гендерных показателей, которые выступают резервами повышения эффективности использования человеческого капитала как на уровне регионов, так и на уровне страны в целом. Abstract: the analysis of reproduction processes of a human capital taking into account gender features, and also assessment of the directions of achievement of gender equality in a context of increase in efficiency of use of a human capital became a basis of a research. The human capital of regions, a subject - a gender aspect as one offactors of development of a human capital acted as an object of a research. Reproduction of a human capital is impossible without adequate accounting of gender indicators which act as allowances of increase in efficiency of use of a human capital both at the level of regions, and at the level of the country in general.

Ключевые слова: человеческий капитал, гендер, гендерное равенство, регион. Keywords: human capital, gender, gender equality, region.

Экономический рост страны неразрывно связан с процессом наращивания национального богатства, под которым согласно предложенной Всемирным банком концепции понимаем совокупность трех составляющих: природного капитала (невоспроизводимого), производственных и непроизводственных активов (воспроизводимого капитала) и нематериальных активов, в т. ч. человеческого капитала. При этом к человеческому капиталу следует отнести ряд показателей, характеризующих благосостояние и качество жизни населения. На воспроизводство человеческого капитала ежегодно расходуются значительные средства, включающие расходы на функционирование системы воспитания, образования, укрепление здоровья и других факторов повышения работоспособности людей, увеличение трудоспособного периода и другие стороны условий для благоприятной жизнедеятельности. Это, в свою очередь, ведет к повышению производительности общественного труда и росту уровня жизни населения.

Всемирный банк определяет человеческий капитал как важнейший элемент национального богатства и фактор экономического роста, который можно учесть посредством оценки совокупности затрат в отрасли жизнеобеспечения, в т.ч. в образование, квалификацию, здоровье, повышение уровня жизни. В данном исследовании приоритетное внимание уделено воспроизводству человеческого капитала женщин в контексте достижения гендерного равенства, которое положительно влияет на экономический рост.

Измерение национального человеческого капитала, в состав которого входят, помимо общенациональных составляющих, корпоративный и индивидуальный человеческие капиталы, а также человеческий капитал домохозяйств, представлено в работах Корчагина Ю. А. [4], Крыловской Е. М. [5], Козловой Т. В. [3]. Национальный человеческий капитал формируется за счет инвестиций в воспитание, образование, культуру, здоровье населения, в повышение профессионализма, уровня и качества жизни населения, в науку, знания и интеллектуальный капитал, в предпринимательскую способность, в информационное обеспечение и безопасность граждан, в экономическую свободу в ее международном определении, в инструментарий

интеллектуального труда, в среду функционирования человеческого капитала как фактора развития экономики и общества.

Корчагин Ю. А., отмечая, что человеческий капитал как запас знаний, умений, навыков, опыта способен не только накапливаться в процессе инвестирования, но и материально и морально изнашиваться, но при этом интегральная доходность от инвестиций в человеческий капитал в эффективном государстве возрастает со временем, делает вывод о том, что человеческий капитал - интенсивный фактор развития экономики и общества, включающий креативные трудовые ресурсы, инновационную систему, высокопроизводительные накопленные знания, системы обеспечения профессиональной информацией, инструменты интеллектуального и организационного труда, качество жизни и интеллектуальной деятельности, обеспечивающие эффективное функционирование человеческого капитала.

Наличие гендерного неравенства, профессиональной и половой сегрегации выступают в роли коррупционной и/или криминальной составляющей, снижающей качество человеческого капитала женщин, обесценивая их знания, умения и опыт, увеличивая долю неоплачиваемого женского труда, выступают в роли коррупционной и/или криминальной составляющей, снижающей качество человеческого капитала женщин, обесценивая их знания, умения и опыт, увеличивая долю неоплачиваемого женского труда. Все это снижает отдачу от инвестиций в человеческий капитал женщин, объем которых в нашей стране весьма значителен - уровень образования при выходе на рынок труда у женщин выше, качество образования довольно часто также выше, кроме того, женщин трудоспособного возраста больше чем мужчин.

Исходя их определения сущности отрицательного человеческого капитала, следует отметить, что он не имеет гендерной специфики, но наличие отрицательного человеческого капитала в семье (домохозяйстве) может стать фактором, влияющим на воспроизводство человеческого капитала в домохозяйстве в целом, поскольку индивид с отрицательным человеческим капиталом - потребитель, разрушитель и иждивенец для созидательной части домохозяйства/населения. Следует также отметить, что не существует прямой зависимости между наличием отрицательного человеческого капитала и уровнем образования индивида.

Пассивный человеческий капитал - это доля низко конкурентоспособного и некреативного человеческого капитала любого уровня, которая в основном направлена на самовыживание и самовоспроизводство и не участвует в инновационных процессах развития. Также следует говорить о том, что пассивность человеческого капитала не зависит от его уровня. Гендерное неравенство формирует и наиболее значимо влияет именно на рост этой доли человеческого капитала, поскольку профессиональная и вертикальная сегрегация не позволяет переходить накопленному человеческому капиталу женщин в его активную, созидательную фазу. Большинство женщин, даже обладая высоким уровнем человеческого капитала априори остаются пассивными, не участвующими в инновационных процессах, не влияющими на экономический рост в силу гендерного неравенства.

Отрицательный человеческий капитал требует дополнительных инвестиций для изменения сущности знаний и опыта, образовательного процесса, инновационного и инвестиционного потенциалов, менталитета населения, для достижения гендерного равенства и повышения его культуры.

Неэффективные инвестиции в человеческий капитал - это вложения средств в неэффективные проекты или семейные затраты по повышению качества составляющих человеческого капитала, не приносящие адекватную отдачу, приводящие к росту отрицательной составляющей человеческого капитала. При этом исследователи называют различные направления неэффективных инвестиции, такие как инвестиции в неспособных к обучению и восприятию современных знаний индивидов, дающие нулевой или незначительный результат, в неэффективный образовательный процесс, в ложные или низкоэффективные НИОКР, проекты, инновации, но не говорят об эффективных вложениях, не приносящих отдачу и в дальнейшем трансформирующих вполне высокий уровень эффективного человеческого капитала, в отрицательный или пассивный.

Принимая концепцию, согласно которой человеческий капитал может изменять свой «знак» и величину на протяжении жизненного цикла, следует уделить тендерному равенству особое внимание, так как высокий уровень накопленного инновационного, креативного человеческого капитала под действием гендерных стереотипов, обусловливающих сегрегацию в профессиональном, социальном и культурном аспектах может трансформироваться в пассивный и далее в отрицательный человеческий капитал. Влияние отрицательного и пассивного капитала на общую стоимость национального

человеческого капитала и, как следствие, на показатели экономического роста, качества жизни, инновационность экономики проявляется косвенно.

Основной тенденцией экономического развития является переход к экономике знаний, как высшей форме постиндустриальной экономики, что требует качественного воспроизводства и эффективного использования креативного инновационного человеческого капитала. В силу этих причин формирование креативного человеческого капитала женщин и создание условий, не позволяющих переходить ему в пассивную и отрицательную формы, является задачей адекватной гендерной политики государства.

Для выбора и оценки показателей, характеризующих влияние гендерного фактора на процессы воспроизводства человеческого капитала используется затратный подход с учетом уравнения Дж. Минцера, модифицированного в рамках исследования, поскольку эта методика эффективна при оценке индивидуального накопленного человеческого каптала. Недостаток затратного метода - это невозможность оценить инвестиции в отрицательный накопленный человеческий капитал, который препятствует процессам экономического роста, а также увидеть различия пассивного и креативного человеческого капитала.

Нивелировать этот недостаток возможно на основе динамического подхода к оценке, а также дополнив рассчитанный показатель индикатором эффективности накопленного человеческого капитала. Эффективность использования накопленного человеческого капитала следует рассматривать как индивидуальную и национальную. Делая вывод об эффективности использования человеческого капитала в России, следует отметить неполное использование, потери в связи с оттоком креативного инновационного человеческого капитала, переходом в пассивный и отрицательный капитал, что требует приоритетного внимания, в том числе при разработке гендерной политики, так как более 50% трудоспособного населения - женщины, имеющие высокий уровень человеческого капитала, который используется неэффективно.

На эффективное использование человеческого капитала в регионах с учетом гендерной составляющей влияют следующие факторы: уровень образования мужчин и женщин; уровень оплаты труда мужчин и женщин; экономический рост территории (чем выше экономический рост, тем более сглажено гендерное неравенство); религия; степень урбанизации территории; доступ женщин к руководящим должностям (женщины выведены из сферы принятия решений, несмотря на более высокий образовательный капитал); уровень феминизации отраслей; вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация в образовании и на рынке труда.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что параллелизм концепций гендерного равенства и человеческого капитала неслучаен, и обусловлен эволюционными процессами общества и экономики, связанными с изменением роли человека в общественном производстве, что привело также к изменению социальной, гендерной роди женщин, и, как следствие, признанию равных прав и возможностей всех людей. Воспроизводство человеческого капитала невозможно без адекватного учета гендерных показателей развития общества и экономики, что обосновано конвергенцией показателей гендерного равенства и человеческого капитала (образование, квалификация, трудовой опыт и т. п.), которые являются как естественными, так и приобретенными в процессе жизнедеятельности.

«Человеческий капитал - каковыми бы ни были инвестиции в его образование - дает отдачу только тогда, когда он максимально полно востребован, используется по назначению и эффективно» [7]. Высокий уровень вертикальной и горизонтальной сегрегации в пользу мужчин, сочетающийся с более высоким уровнем образования занятых женщин, указывает не только на неэффективное использование человеческого капитала региона (и страны в целом), но и на широкую распространенность гендерных стереотипов. Гендер и человеческий капитал -это социальные конструкты, проявляющиеся при социализации людей, их включении в процесс общественной жизнедеятельности, что обусловливает необходимость формирования эффективной социально, гендерной политики, направленной на воспроизводство качественного человеческого капитала, соответствующего экономическому укладу.

Переход достаточно высокого накопленного человеческого капитала в пассивную или отрицательную форму связан также с неформальной занятостью, которая характеризуется низкими требованиями, отсутствием необходимости в качественном университетском образовании, но наличием «отрицательных» компетенций. По разным оценкам, основанным на данных Росстата, неформальная занятость в целом составляет от одной пятой до трети рабочей силы - это преимущественно простой, низкотехнологичный, некапиталоемкий и социально незащищенный труд, который особо распространен в торговле, строительстве и услугах. Согласно статистике, торговля и услуги - это женские отрасли, и реализация женского человеческого капитала в этих сферах, безусловно, является негативной тенденцией,

снижающей индивидуальную отдачу от инвестиций в человеческий капитал и снижение объема накопленного национального человеческого капитала.

Вследствие низкого качества и эффективности российского человеческого капитала, низкой отдачи от инвестиций в него невозможно достичь устойчивого экономического роста, что требует разработки эффективной политики управления человеческим капиталом страны, в том числе женским на основе установления индикаторов эффективного использования, среди которых следует особо выделить гендерное равенство.

В парадигму развития необходимо заложить новые принципы стратегического планирования, в основе которых лежат высокое качество жизни населения и высокое качество национального человеческого капитала, которое формируется как синергетический эффект совокупности индивидуальных человеческих капиталов. Комплексная стратегия развития российского национального человеческого капитала и повышения его качества, должна содержать обязательные элементы, направленные на достижение гендерного равенства, повышающие эффективность использования женского человеческого капитала.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-0200384.

Литература

1. 2Q15 Index of Economic Freedom Ambassador Terry Miller Anthony B. Kim with James M. Roberts, Bryan Riley, and Ryan Olson // Copyright © 2015 by The Heritage Foundation and Dow Jones & Company, Inc. [Electronic tesource]. URL: http://www.heritage.org/index/pdf/2Q15/book/ index_2015.pdf/ (date of access: 18.11.2Q16).

2. База данных о городах и странах во всем мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.numbeo.com/quality-of-life/indices_explained.jsp/ (дата обращения: 20.11.2016).

3. Козлова Т. В. Человеческий капитал как структурный элемент национального богатства // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2008. № 12.

4. Корчагин Ю. А. Российский человеческий капитал: фактор развития или деградации?: Монография. Воронеж: ЦИРЭ, 2005.

5. Крыловская Е. МЧеловеческий капитал как составляющая национального богатства России // Социально-экономические явления и процессы, 2014. № 3. Том 9.

6. Нестеров Л., Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // ВЭ, 2003. № 2.

7. Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития. Краткая версия доклада [Текст]: докл. К XVII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 19-22 апр. 2016 г. / отв. ред. Я. И. Кузьминов, Л. Н. Овчарова, Л. И. Якобсон; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.