Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ'

ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Г.П. Алексеева, С.В. Казначеев, Р.Е. Филипченко, Л.В. Молчанова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ»

УДК в!2.825.8+в12.89]-057.875

Г. П. Алексеева, С. В. Казначеев, Р. Е. Филиппенко, Л. В. Молчанова

ПОКАЗАТЕЛИ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Институт клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения АМН

СССР, Новосибирск

В настоящее время важное значение уделяется вопросам исследования адекватности процесса обучения и здоровья студентов, а также тем физиологическим сдвигам, которые возникают в их организме под влиянием интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, сопровождающих процесс обучения, особенно на I курсе (В. К. Водяга; К. О. Сантро-сян; Б. М. Федоров и соавт.; 8оЬо1е\у$к1).

Целью нашей работы являлись изучение динамики ряда показателей умственной работоспособности студентов I курса исторического факультета педагогического института в течение учебного года н сопоставление полученных данных с состоянием вегетативной нервной системы.

Обследовано 85 студентов (39 юношей и 46 девушек) в возрасте от 17 до 20 лет, преимущественно жителей Новосибирской области. Обследование проводили в октябре — в первые месяцы учебы в вузе, в феврале—после зимних каникул и мае — перед весенними зачетами.

Для характеристики умственной работоспособности использовали таблицу Платонова, с помощью которой устанавливали скорость восприятия простых зрительных раздражителей и ответа на них, скорость переключения внимания с одного раздражителя на другой, корректурную пробу с кольцами Ландольта, определяли долговременную и кратковременную память на слова (В. П. Загрядский и 3. К. Сулимо-Самуйлло).

Состояние вегетативной нервной системы оценивали по изменению частоты пульса, АД и индексу Кердо (Е. И. Соколов и соавт.). Все перечисленные параметры измеряли в покое и после дозированной физической нагрузки Р\УС|7о. Результаты исследований обработаны по критерию Стью-дента.__________________

Рассматривая показатели умственной работоспособности у студентов исторического факультета в начале учебного года, обнаружили, что скорости переработки заданной информации (СПЗИ), скорость восприятия простых зрительных раздражителей и ответа на них, скорость переключения внимания с одного раздражителя на другой находились в пределах нормы. СПЗИ у юношей составляла 3,47±0,1 знака в 1 с, у девушек — 3,26±0,09 знака в 1 с. Время прямого, обратного и смешанного счета у юношей равнялось соответственно 54±2,17, 55±1,78 и 246±9,21 с, у девушек — 52±1,9, 61 ±1,35 и 249±9,6 с. Объем кратковременной памяти у девушек 6,97±0,17 слова, у юношей 7,19±0,2 слова. Однако процент ошибок в начале учебы был довольно высок: у девушек 23,72±3,1, у юношей 17,48±2,37.

Физическая нагрузка не вызвала заметных изменений СПЗИ и процента ошибок у студентов обоего пола, но снизила объем кратковременной памяти у юношей до 6,36± 0,25 слов (Ж0.01).

После зимних каникул изученные нами показатели умственной работоспособности у студентов улучшились по сравнению с начальным периодом учебы. У девушек возросла СПЗИ (до 3,56±0,06 знака в 1 с, Ж0.005), сократилось время прямого (до 40±4 с, Я<0,025) и обратного счета (до 51±1,6 с, Ж0,00П, снизился процент ошибок (до 16,51 ± 1,66, Р<0,05). У юношей в это время уменьшилось время обратного (до 48±1,67 с, Ж0.005) и смешанного счета (до 210±6,83 с, Я<0,001), но в то же время сократился объем кратковременной памяти по сравнению с начальным периодом учебы. Сравнивая показатели умственной работоспособности у юношей и девушек после зимних

каникул, мы установили, что скорость прямого счета по таблице Платонова в этот период и кратковременная память выше у девушек (40±4 и 50±1,93 с, Ж0.025; 6,89± ±0,2 и 6,28±0,2 слов, Ж0.025), чем у юношей.

Таким образом, в начале учебного года умственная работоспособность юношей несколько выше, чем девушек; после зимних каникул по ряду показателей она выше у девушек.

При исследовании показателей умственной работоспособности у студентов в конце учебного года выявлено, что они существенно не отличались от данных, полученных в середине учебного года, и несколько улучшились по сравнению с началом учебы. Так, у девушек в конце учебного года СПЗИ увеличилась по сравнению с первыми месяцами учебы (/><0,001) и после зимних каникул (Р<0,001). Время прямого, обратного и смешанного 'счета у студентов заметно сократилось по сравнению с началом учебного года. Укоротилось время смешанного счета у юношей (Я<0,001) и у девушек (Р<0,005). Время обратного счета ускорилось только у девушек (Я<0,001). Следует заметить, что по мере обучения в институте процент ошибок по сравнению с первыми месяцами учебы у студентов снизился и составил 12—13 %, причем у девушек это изменение оказалось более выражено (Ж0.01).

Физическая нагрузка сопровождалась неоднозначными изменениями умственной работоспособности в конце учебного года. Так, процент ошибок у девушек под действием физической нагрузки увеличивался. Объем кратковременной памяти на слова после физической нагрузки у юношей существенно не изменялся, в то время как у девушек уменьшался (Ж0.001), что, по-видимому, связано с их большей утомляемостью и меньшей тренированностью к физической нагрузке. СПЗИ у студентов после нагрузки практически не изменилась.

При сравнении изменения показателей умственной работоспособности после зимних каникул в зависимости от пола обнаружено, что СПЗИ у юношей в этот период не изменилась, в то время как у девушек возросла, процент ошибок у юношей не изменился по сравнению с началом учебного года, а у девушек снизился, т. е. показатели умственной работоспособности у юношей более стабильны, чем у девушек.

Таким образом, прослеживая изменение умственной работоспособности у студентов I курса исторического факультета, мы установили наиболее низкие показатели в первые месяцы учебы, заметное улучшение их после каникул и в конце учебы по сравнению с началом учебного года.

При оценке состояния сердечно-сосудистой системы выяснилось, что в первые месяцы учебы систолическое давление у юношей находилось на уровне 113,09±1,57 мм рт. ст., у девушек—117,00± 1,72 мм рт. ст. После зимних каникул систолическое давление у студентов не изменилось но сравнению с первыми месяцами учебы, а перед весенними зачетами у девушек снизилось по сравнению с февралем (до 104,00±1,93 мм рт. ст., Ж0.001). У юношей этот показатель достоверно не изменился. Аналогичные данные получены и другими авторами (В. К. Водяга; Ю. А. Литвинова). Снижение систолического давления может быть связано со значительным умственным утомлением в конце учебного года. Диастолическое давление у юношей в начале го-

да было 70,50±1,43 мм рт. ст., у девушек 69,57±1,06 мм рт. ст. и впоследствии существенно не менялось.

Частота сердечных сокращений (ЧСС) в первые месяцы учебы в институте у девушек была выше, чем у юношей (82,45±1,85 и 72,95±2,09 в минуту, Р<0,001). После зимних каникул этот показатель у лиц обоего пола практически совпал за счет снижения ЧСС у девушек. В конце учебного года ЧСС не изменилась по сравнению с февралем, но снизилась по сравнению с началом учебного года у юношей с 73±2,09 до 65±1,92 в минуту (Р<0,05), у де-^ вушек — с 82±1,85 до 69±2,05 в минуту (Я<0,001).

Оценивая состояние вегетативной нервной системы у студентов по индексу Кердо, мы обнаружили функциональное напряжение ее в первое время учебы. Так, у 77,01 % обследованных преобладал симпатический и только у 22,99 % — парасимпатический тонус. Подобные сдвиги во время экзаменационной сессии наблюдал Н. Я. Волкинд.

В процессе учебы после зимних каникул среди обследованных нами студентов уменьшилось число лице преобладанием симпатического тонуса по сравнению с началом учебного года. Из числа обследованных в это время 48 % составили студенты с преимущественной симпатической и 52%—с преимущественной парасимпатической активностью, т. е. полученные данные показали наличие примерно равного соотношения лиц с симпато- и ваготонией. Анало-гичные данные установили Е. А. Маркова и В. В. Коптюх у студентов III курса. Эти результаты свидетельствуют о снижении вегетативного напряжения у студентов I курса. В начале весенних зачетов среди этих же студентов увеличился процент лиц с преобладанием парасимпатического (64,1) и уменьшился процент лиц с преобладанием симпатического (25,65) тонуса по сравнению с начальным периодом учебы и после зимних каникул. Подобные данные мы находим у В. И. Вахрушева, который показал, что по мере увеличения стажа работы и развития комплекса приспособительных реакций организма индекс Кердо становится отрицательным. Рассматривая распределение лиц с преобладанием симпато- и ваготопии в зависимости от пола, мы обнаружили, что группу симпатотоников в основном составили девушки, а ваготоников — юноши, однако по мере учебы число девушек-ваготоников возрастало.

Возможно, такая особенность в распределении ваго- и симпатотонни в зависимости от пола может быть объяснена разной эмоциональной лабильностью юношей и девушек, чем свидетельствуют и данные Н. Я. Волкинда.

При сравнении изменения умственной работоспособности с состоянием вегетативной нервной системы мы установили, что умственная работоспособность у студентов I курегг исторического факультета в начале учебного года ниже, чем в последующие периоды обследования. В это время преобладали лица с симпатическим тонусом, что свидетельствовало о наличии эмоционального напряжения. К. О. Сантросян также выявил снижение концентрирования внимания под действием эмоционального напряжения у первокурсников.

В процессе учебы умственная работоспособность студентов улучшалась по сравнению с началом учебного года, число студентов с парасимпатическим тонусом возрастало. Увеличение числа студентов с парасимпатическим тонусом и улучшение умственной работоспособности, очевидно, мо-

гут свидетельствовать о снижении эмоционального напряжения.

Кроме того, отмечено, что после зимних каникул и в конце учебного года по некоторым показателям умственная работоспособность (долговременная память, процент ошибок после физической нагрузки) выше у студентов с преобладанием парасимпатического по сравнению с лицами с преобладанием симпатического тонуса. Очевидно, полученный результат физиологически оправдан. К. О. Сантросян подчеркивает, что симпатическая нервная система активизируется при эмоциональном напряжении, которое суживает возможности студента, лишает его гибкости.

Определенную роль в улучшении умственной работоспособности играет и тренированность ее в процессе учебы.

Увеличение числа лиц с преобладанием парасимпатического тонуса и уменьшение с преобладанием симпатического, улучшение умственной работоспособности, очевидно, отражают некоторую адаптацию студентов к условиям обучения в вузе.

Выводы. 1. У студентов показатели умственной работоспособности улучшаются по мере продолжения учебы по сравнению с началом учебного года.

2. Количество лиц с преобладанием парасимпатического тонуса увеличивается по мере учебы, количество лиц с преобладанием симпатического тонуса снижается. Группу ваготоников в основном составляют юноши, симпатотоников — девушки.

3. Для оценки умственной работоспособности наиболее информативными показателями являются скорость восприятия простых зрительных раздражителей, скорость переключения внимания с одного зрительного раздражителя на другой, СПЗИ, процент ошибок, объем кратковременной и долговременной памяти.

Литература. Вахрушев В. И. — В кн.: Биологические проблемы Севера. Петрозаводск, 1976, с. 35—36.

Воояга В. К. Динамика состояния здоровья студентов начальных курсов технического вуза. Автореф. дис. канд. М„ 1972.

Волкинд Н. Я. — Ж- высш. нервн. деят., 1975, № 6, с. 1181—1187.

Загрядский В. П., Силимо-Самуйлло 3. К. Методы исследования в физиологии труда. Л., 1976, с. 60.

Литвинова Ю. Л.— Гиг. и сан., 1980, № 5, с. 17—18.

Маркова Е. А., Коптюх В. В. — Там же, 1978, № 2, с. 45— 47.

Сантросян К. О. — В кн.: Психологические и соцналыю-псн-хологичсскне особенности адаптации студента. Ереван, 1973, с. 6—8.

Соколов Е. И., Подачин В. П., Белова Е. В. Эмоциональное напряжение и реакции сердечно-сосудистой системы. М., 1980, с. 33.

Федоров Б. М., Подрезова Н. А., Синицина Т. М. и др. — Физиология человека, 1976, № 6, с. 956—969.

Sobolewski А. — Рг. Inst. nauk. ekon.-spol. P. Warsz., 1981, № 27, p. 83—100.

Поступила 01.04.82

УДК 613.632:546.799.4J-092.9

Г. А. Демина, JI. А. Булдаков, Г. В. Халтурин К ОЦЕНКЕ СОДЕРЖАНИЯ 239Ри В ОРГАНИЗМЕ

Ввиду возможности поступления трансурановых элементов в организм человека в результате несчастных случаев (Л. А. Ильин), важное значение имеют сведения о метаболизме различных соединений плутония (Ри) в организме в зависимости от пути поступления, валентности, физико-химического состояния. В связи с этим целью данного исследования являлось изучение влияния валентно-

сти (IV и VI) и пути поступления (органы дыхания, раны), на динамику естественного выведения Ри нэ организма крыс в ранней метаболической фазе.

Эксперименты выполнены на 90 крысах-самках линии Вистар с исходной массой 150±10 г, которым однократно внутритрахеально, внутримышечно или подкожно вводили по 0,3 мл стандартных свежеприготовленных раство-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.