Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ'

ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муравьева Я.И.

В статье рассматривается главные показатели рыночной концентрации, проводится их анализ на основе критериев «идеального показателя», дается обоснование выбора наилучшего показателя рыночной концентрации.The article examines the main indicators of market concentration, analyzes them based on the criteria of the "ideal figure", explains the rationale for choosing the best measure of market concentration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ»

Предполагает моделирование ситуаций с целью развития либо закрепления определённых навыков, освоения новых моделей поведения и т.д. Данный метод не является базовым, а включает в себя совокупность следующих: деловые, ролевые игры и др.

- практическое применение полученных знаний;

- актуальность получаемых знаний;

- повышение мотивации обучающихся, во время прохождения тренинга.

привлекать третьих лиц к составлению программы тренинга.

Использованные источники:

1. Библиотека экономической переводной литературы: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://econbooks.ru (дата обращения: 04.05.2016)

2. Плугина Ю. А. Современные методы профессионального развития персонала предприятия. Электронный журнал «Вестник экономики транспорта и промышленности». - 2013. - № 43: [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 06.05.2016)

3. Словари и энциклопедии на Академике: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru (дата обращения: 04.05.2016)

4. Студопедия — Ваша школопедия: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studopedia.ru (дата обращения: 04.05.2016)

Муравьева Я.И. студент 4 курса факультет «Бизнеса и менеджмента» Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики» Россия, г. Москва ПОКАЗАТЕЛИ РЫНОЧНОЙ КОНЦЕНТРАЦИИ В статье рассматривается главные показатели рыночной концентрации, проводится их анализ на основе критериев «идеального показателя», дается обоснование выбора наилучшего показателя рыночной концентрации.

MARKET CONCENTRATION INDICATORS

The article examines the main indicators of market concentration, analyzes them based on the criteria of the "ideal figure", explains the rationale for choosing the best measure of market concentration.

На сегодняшний день в экономике для анализа рынка используется несколько показателей рыночной концентрации, однако ни один из них не

может в полной мере судить об интенсивности конкуренции. Кобраль в своей работе выделяет несколько критериев «идеального показателя». Один из вариантов перечня критериев «идеального» показателя концентрации

а) Непротиворечивость.

Непротиворечивость представляет собой возможность проранжировать любые две отрасли по уровню концентрации. Показатель СЯп показывает концентрацию исключительно крупных игроков, при этом не давая информации о распределении рыночных долей тех компаний, которые не попали в выборку, а также непонятно соотношение рыночных долей тех компаний, которые попали в выборку. Кроме того, с помощью данного показателя нельзя сравнивать две разные отрасли, поскольку в некоторых случаях он может дать разную информацию. Приведем пример: пусть есть отрасли А и Б и есть распределение рыночных долей игроков в каждой из отраслей:

Отрасль А Отрасль Б

0,3 0,3

0,22 0,3

0,2 0,22

0,2 0,09

0,08 0,09

Рассчитаем показатель СЯ3 для отрасли А=0,3+0,22+0,2=0,72,а для отрасли Б= 0,3+0,3+0,22=0,82. Получается, исходя из данного показателя, что концентрация в отрасли Б выше, чем в А. Однако рассчитаем теперь показатель СЯ4 для отрасли А=0,72+0,2=0,92, а для отрасли Б=0,82+0,09=0,91. Получается, исходя из данного показателя, что теперь концентрация выше в отрасли А, чем Б. Таким образом, было показано, что показатель СКп не всегда дает однозначные результаты. Это происходит потому, что при расчете мы игнорируем распределение долей фирм внутри выборки и среди тех фирм, которые не попали в расчет.

Индекс Херфиндаля Хиршмана позволяет решить данную проблему, поскольку в расчет включается все компании ( однако сложность возникает в том, чтобы определить рыночные доли всех компаний на рынке). Также данному условию удовлетворяет и индекс Холла-Тайдмана

нт = ^-1—ч—

2(ТИ гх )-1 ,

^-ч-1 , поскольку учитывает рыночные доли всех фирм на

рынке и к каждой компании присваивается свой ранг в зависимости от доли

на рынке (самая большоя доля- ранг 1, далее 2 и тд). К достоинствам индекса

Херфиндаля Хиршмана также следует отнести, что существует и другая его

формула расчета, которая включает в себя не просто рыночные доли, а

включает кол-во игроков на рынке, а также дисперсию рыночных долей, что

позволяет судить о равномерном или неравномерном распределении

9 1

НН1 = т2 + -

рыночных долей игроков. п , где п- кол-во фирм, ба2- дисперсия

рыночных долей. Эта формула является наиболее универсальной, так как включает два индикатора, по которым сопоставляется концентрация на рынке: кол-во игроков и их соответсвующие доли.

б). Инвариантность измерения (соотношение показателей концентрации не должно зависеть от используемых единиц измерения)

Данному критерию удовлетворяют все три показателя: СЯп, НН1, НТ. Поскольку вне зависимости от единиц измерения (рыночные доли в процентах или долях, дисперсия рыночных долей и кол-во игроков) мы получаем одни и те же результаты. Однако тут важно, что при рыночных

Показатель Пограничное значение

СЯп В процентах:

Менее 45% - низкая концентрация

45%-70% - средняя концентрация

70%-100% - высокая концентрация

В долях

Менее 0,45 - низкая концентрация

0,45-0,7- средняя концентрация

0,7-1 - высокая концентрация

НН1 В долях:

менее 0,1- низкая

0,1-0,18 - средняя

более 0,18 - высокая

В процентах:

менее 1000- низкая

1000-1800 - средняя

>1800 - высокая

НТ

В долях: Максимальное значение показателя равно 1, минимальное значение равно 1/п, где п - число фирма в отрасли В процентах: Максимальное значение показателя равно 1, минимальное значение равно 1/п, где п - число фирма в отрасли

Из таблицы видно, что, хотя показателя могут рассчитываться в процентах или в долях, но однако вывод не меняется. Следовательно, можно сказать, что все три показателя удовлетворяют данному критерию.

в). «Уступка доли» (концентрация растет, если за счет доли мелкой фирмы увеличивается доля крупной)

Индекс Херфиндаля Хиршмана позволяет удовлетворить данному критерию, поскольку учитывает распределение рыночных долей всех игроков. Например, в отрасли А индекс НН1 равнялся 2248. Если предположить, что первая компания поглотила последнюю, то ее рыночная

доля стала равна 0,38 и тогда ИИ1=2728. Аналогично будет происходить и с индексом Холла-Тайдмана, так как в результате сделок слияния/поглощения будет происходить перераспределение рыночных долей, а, следовательно, перераспределение рангов. Так как показатель учитывает рыночных доли всех игроков и особенности их распределения, то в результате сделок слияний/поглощений данный показатель будет расти.

Однако показатель СЯп не позволяет получить подобные результаты, поскольку все будет зависеть от того, сколько компаний мы включили в расчет. Например, пусть в отрасли В СЯ3=0,8. Распределение долей

Компания1 Компания2 Компания3 Компания4 Компания5 Компанияб

■0,3 0,3 0,2 0,1 0,05 0,05

Пусть крупная Компания 4 с рыночной долей 0,1 (не входящая в расчет СЯ3) объединилась с Компанией 5 (рыночная доля 0,05). Тогда получаем следующее новое распределение рыночных долей:_

Компания1 Компания2 Компания3 Компания4 Компания5

■0,3 0,3 0,2 0,15 0,05

Таким образом, видно, что СЯ3 не поменялся и составил 0,8. Приведенный контаргумент показывает, что СЯп снова не удовлетворяет критерию (уступка доли), так как в расчет не включает всех игроков. Исходя из вышеперечисленного, получаем следующее:

Критерий HHI CRn

Непротиворечивость + + +/-

Инвариатность + + +

Уступка доли + + -

Таким образом, получаем, что показатель Херфиндаля-Хиршмана является наиболее правильным, позволяя более полно описать картинку конкуренции в отрасли.

Использованные источники:

1. Авдашева С. Б., Розанова Н. Теория отраслевых рынков //Москва. - 1998.

2. Кабраль Л. Организация отраслевых рынков //а** а. - 2003. - Т. 18. - №. 20. - С. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.