Научная статья на тему 'Анализ рынка авиационных перевозок и государственное регулирование отрасли в Российской Федерации'

Анализ рынка авиационных перевозок и государственное регулирование отрасли в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК / ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / AIR TRANSPORTATION MARKET / PASSENGER TRANSPORTATION / STATE REGULATION OF AIR TRANSPORTATION / TRANSPORT INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Непогожева Анастасия Вячеславовна

Рынок авиационных перевозок является одной из важнейших отраслей экономики любой страны. Актуальность темы исследования заключается в том, что в Российской Федерации рынок авиаперевозок находится на стадии активного развития и, по мнению отечественных экономистов, монополизирован. Цель исследования проанализировать отрасль пассажирских перевозок с помощью индексов рыночной концентрации и охарактеризовать нормативно-правовое регулирование сферы. В анализе были использованы математические методы и метод сравнительного анализа. В результате расчетов было получено, что рынок авиационных пассажирских перевозок в России имеет среднюю концентрацию с присутствием четырех ведущих компаний. Правовое регулирование представлено Воздушным кодексом и множеством других нормативно-правовых актов.The market of air transportation is one of the most important branches of the economy of any country. The relevance of the research topic lies in the fact that in the Russian Federation the air transportation market is at the stage of active development and, in the opinion of domestic economists, is monopolized. The purpose of the study is to analyze the industry of passenger transportation using market concentration indexes and characterize the regulatory and legal regulation of the sphere. In the analysis, mathematical methods and the method of comparative analysis were used. As a result of calculations, it was received that the market of air passenger transportation in Russia has an average concentration with the presence of four leading companies. Legal regulation is represented by the Air Code and many other regulatory and legal acts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ рынка авиационных перевозок и государственное регулирование отрасли в Российской Федерации»

УДК 338.24

АНАЛИЗ РЫНКА АВИАЦИОННЫХ ПЕРЕВОЗОК И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Непогожева Анастасия Вячеславовна, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань E-mail: nepogojeva.nastya@yandex.ru

Аннотация. Рынок авиационных перевозок является одной из важнейших отраслей экономики любой страны. Актуальность темы исследования заключается в том, что в Российской Федерации рынок авиаперевозок находится на стадии активного развития и, по мнению отечественных экономистов, монополизирован. Цель исследования - проанализировать отрасль пассажирских перевозок с помощью индексов рыночной концентрации и охарактеризовать нормативно-правовое регулирование сферы. В анализе были использованы математические методы и метод сравнительного анализа. В результате расчетов было получено, что рынок авиационных пассажирских перевозок в России имеет среднюю концентрацию с присутствием четырех ведущих компаний. Правовое регулирование представлено Воздушным кодексом и множеством других нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: рынок авиационных перевозок, пассажирские перевозки, государственное регулирование авиационных перевозок, транспортная инфраструктура.

Abstract. The market of air transportation is one of the most important branches of the economy of any country. The relevance of the research topic lies in the fact that in the Russian Federation the air transportation market is at the stage of active development and, in the opinion of domestic economists, is monopolized. The purpose of the study is to analyze the industry of passenger transportation using market concentration indexes and characterize the regulatory and legal regulation of the sphere. In the analysis, mathematical methods and the method of comparative analysis were used. As a result of calculations, it was received that the market of air passenger transportation in Russia has an average concentration with the presence of four leading companies. Legal regulation is represented by the Air Code and many other regulatory and legal acts.

Key words: air transportation market, passenger transportation, state regulation of air transportation, transport infrastructure.

Гражданская авиация давно заняла прочную позицию среди других видов транспорта как в большинстве регионов мира, так и в Российской Федерации, где географические условия и протяженность территорий диктуют необходимость интенсивного использования авиационного транспорта, а сообщение с отдельными регионами страны и вовсе невозможно без авиации ввиду отсутствия доступа к другим видам транспорта.

Рынок авиационных пассажирских перевозок служит специфическим индикатором состояния экономики в целом. По уровню предложения услуг в этой отрасли можно судить о развитости инфраструктуры всей экономики; по уровню спроса на авиаперевозки - об уровне благосостояния населения, степени его мобильности, что обуславливает актуальность выбранной темы. Цель статьи - определить с помощью индексов рыночной концентрации состояние российского рынка авиационных перевозок

В 2017 году пассажиропоток на российском рынке авиационных перевозок, с учетом иностранных авиакомпаний, по сравнению с 2016 годом, вырос на 20,3% и составил 123,7 млн человек.

130

ё 120

в

2 110

3

« 100

д

Э 90 80

2013 2014 2015 2016 2017 год

Рис. 1 Пассажиропоток на российском рынке авиаперевозок в 2017 году, млн чел.

Источник: Росавиация

При этом растет и процент занятости пассажирских кресел как на международных перевозках, так и на внутренних, что говорит об улучшении экономической ситуации в стране и об оптимизации рынка авиаперевозок.

87

72

2013 2014 2015 2016 2017 год

^^—международные перевозки внутренние перевозки всего

Рис. 2 Процент занятости пассажирских кресел на российском рынке

авиаперевозок в 2017 году Источник: Росавиация

На рисунке 3 представлено, какую долю рынка в пассажиропотоке занимали первые десять авиакомпаний в 2017 году.

■ Аэрофлот ■ Россия ■ Сибирь « Уральские Авиалинии ■ ПАО "Авиакомпания "ЮТэйр" ■ Победа

■ Глобус ■ АЗУР эир ■ Северный Ветер

■ ВПМ-АВПА ■ Другие авиапредприятия

Рис. 3 Доли рынка авиапредприятий России в 2017 году

Далее были рассчитаны индексы рыночной концетрации CR-3 и CR-4, которые характеризуют, какая доля рынка приходится на троих и четырех крупных игроков соответственно. CR-3=51,78% и CR-4=59,46%. Для более полного описания рынка были также рассчитаны индексы Херфиндаля-Хиршмана (НШ) и Холла-Тайдмана (НТ).

Формула индекса Херфиндаля-Хиршмана: = , где (.;, - доля

ьой фирмы в объеме рынка. В отличие от CR учитывает как число предприятий, так и их неравенство на рынке. Чем меньше значение принимает индекс, тем слабее рыночная власть фирм. Индекс Герфиндаля-Хиршмана получился равным 1390,23.

Индекс Холла-Тайдмана рассчитывается на основе сопоставления рангов предприятий на рынке и их рыночных долей. Формула для расчета:

НТ = 1

, где - ранг ьго предприятия на рынке (по убывающей, самое

крупное предприятие имеет ранг 1), (). - доля ьго предприятия на рынке.

Индекс Холла-Тайдмана равен 0,0992, что означает, что ситуация на рынке авиаперевозок близка к чистой конкуренции.

Российский рынок авиаперевозок является умеренно концентрированным, так как индексы CR-3 и НН1 находятся в диапазонах от 45% до 70% и от 1000 до 2000 соответственно. Индекса Линда. Определяет степень неравенства между лидирующими на рынке предприятия и используется для определения границы олигополии.

^ — йг(А'-1)^г,= 1 , где К — число крупных продавцов (от 2 до п); 0: — отношение между средней долей рынка /продавцов и долей К-/ продавцов; / -

Л1 . ¿к-Аг

число ведущих продавцов среди К крупных продавцов, ф = — : ^ ' где ^ _

общая доля рынка, приходящаяся на / продавцов; --'- доля рынка, приходящаяся

на К крупных продавцов

Индекс Линда используется в качестве определителя «границы» олигополии следующим образом: рассчитывается L для К = 2, К = 3 и так далее до тех пор, пока не будет больше IИндекс Линда равен 4. Это значит, что на российском рынке авиационных перевозок четыре ведущих компании -Аэрофлот, Россия, Сибирь и Уральские Авиалинии.

Проанализированная область показывает развитость инфраструктуры в стране, отражает потребности населения в передвижении. Лидером рынка можно считать группу «Аэрофлот». Компании группы занимают ведущие позиции во всем исследуемом периоде и по всем показателям. Пассажиропоток,

занятость пассажирских кресел и другие индикаторы зависят от многих факторов. Например, от сезонности, экономической ситуации в стране, внешнеполитической обстановки.

Основополагающим нормативно-правовым актом отрасли является Воздушный кодекс Российской Федерации. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности[2].

Наряду с Воздушным кодексом РФ в нашей стране действуют Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, которые устанавливают порядок использования воздушного пространства РФ в интересах экономики и обороны страны, в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства [1].

Помимо нормативно-правового регулирования государство применяет тарифную политику для регулирования рынка авиаперевозок. Тарифом называется плата за перевозку пассажира или массы груза на определенное расстояние. Тарифная политика является эффективным инструментом в области коммерческого управления авиакомпании, позволяющим формировать ценовую политику, отвечающую основным запросам повышения доходности пассажирских авиаперевозок.

Рынок авиационных перевозок, как и любой другой рынок, имеет свою специфику. У него есть определенные показатели, которые нельзя применить к другим сферам, свои нормативно-правовые акты. Сфера авиационных пассажирских перевозок имеет многогранное правовое регулирование, что обуславливается необходимостью в обеспечении безопасности одновременно большого количества людей, а наличие интеграционных процессов в сфере свидетельствует об изменении деятельности участников рынка, о прекращении работы нестабильных авиакомпаний и о развитии авиационных перевозок в целом.

Список использованных источников:

1. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 14.02.2017) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98957

2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_13744/ (дата обращения: 21.11.2017)

3. Перевозки пассажиров и пассажирооборот за январь-декабрь 2016-2017 гг. (международные и внутренние перевозки) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.favt.ru/public/materials//e/b/8/9/5/eb89549831e6b870264709b135c089a7.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.