УДК 636
А. Л. ГЛУХАРЕВА, В. Н. ЧИЧАЕВА, А. С. ЗЕЛЕНИНА
ПОКАЗАТЕЛИ РУБЦОВОГО МЕТАБОЛИЗМА ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ В РАЦИОН ВЫСОКОПРОДУКТИВНЫХ КОРОВ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПРОТЕИНА
Ключевые слова: высокопродуктивные коровы, распадаемый и нераспадаемый протеин, микроорганизмы рубца.
Аннотация. Использование в рационе высокопродуктивных коров протеиновых концентратов из кукурузного глютена, экструдированных рапса и сои активизирует рубцовое пищеварение, деятельность микроорганизмов рубца.
В системе полноценного кормления сельскохозяйственных животных большое значение имеет обеспеченность их протеином. Это связано с тем, что дефицит кормового белка все еще остается одной из основных проблем в кормлении сельскохозяйственных животных. При таких условиях наряду с увеличением производства высококачественных белковых кормов не менее важное значение имеет разработка способов повышения эффективности их использования.
Целью нашей работы является изучение эффективности нормирования рационов высокопродуктивных коров с учетом распадаемой и нераспадаемой фракции протеина и влияния качества протеина различных концентрированных кормов.
© Глухарева А. Л., Чичаева В. Н., Зеленина А. С.
Научная работа проводилась в условиях подсобного хозяйства «Пушкинское» Нижегородской области, где продуктивность коров составляет более 10 тыс. кг молока за лактацию. Животных формировали в группы методом парных аналогов по следующим показателям: возраст, порода, фаза лактации голштинизированной черно-пестрой породы (живая масса коров 650 кг). Было сформировано 4 группы коров по 3 головы в каждой.
Используя химический состав кормов, составлены рационы в соответствии с детализированными нормами А. П. Калашникова (2003) [4]. Проведен анализ кормов по содержанию сырого протеина и его фракций [2]. В состав основной части рационов включали силос кукурузный, сенаж злаково-бобовый, патоку кормовую, а концентратами в определенной пропорции создавали различный фон протеинового питания. Из силоса, сенажа и патоки готовили кормосмесь, которой скармливали 40 кг в день. Кормо-смесь состояла из 25 кг силоса кукурузного, 13 кг сенажа злаково-бобового, 2 кг патоки кормовой.
В рационах коров всех четырех групп содержалось 40 кг кормосмеси (из расчета 25 кг силоса, 13 кг сенажа и 2 кг патоки кормовой). Рационы различались составом концентратов, и окончательное балансирование протеина до нормативного параметра выполнялось экструдированными соей, и рапсом, и кукурузным глютеном. Опытные группы соответственно назывались: рапсовая, соевая, кукурузная. Схема кормления представлена в таблице 1.
Рацион коров первой и второй групп был сформирован из кормов, полностью производимых в хозяйстве, зерна сои и рапса экструдировались, что обеспечивало снижение затрат на покупные белковые добавки. Зерно рапса и сои используются в кормлении последние 3 года. В
рационе третьей группы был использован кукурузный глютен для балансирования труднораспадаемой фракции протеина (НРП).
Таблица 1 - Схема кормления
№ % соотношение кормов в рационе Содержание протеиновых добавок в % от СВ рациона Отношение РП к НРП
I группа (рапсовая) 48,0 % — кормосмесь из объемистых кормов и патоки кормовой, 52,0 % — злаковые концентраты с экструдированным рапсом 9,6 3,4
II группа (соевая) 48,5 % — кормосмесь из объемистых кормов и патоки кормовой, 51,5 % — злаковые концентраты с экструдированной соей 9,4 3,3
III группа (кукурузная) 49,0 % — кормосмесь из объемистых кормов и патоки кормовой, 51 % — злаковые концентраты с кукурузным глютеном 9,1 1,4
IV группа контроль (шрот подсолне- чнико- вый) 49,0 % — кормосмесь из объемистых кормов и патоки кормовой, 51,0 % — злаковые концентраты с шротом подсолнечниковым 9,1 3,9
В четвёртой группе использовали подсолнечнико-вый шрот как основной, десятилетиями закупаемый, белковый корм в хозяйствах Нижегородской области.
Ввиду того, что у жвачных животных все принимаем ые корма, подвергаются в преджелудках кардинальному преобразованию микроорганизмами рубца, влияние примен яемых в наших экспериментах белковых кормов на обменные процессы в организме коров так же были опосредованы через влияние на рубцовое пищеварение.
Для контроля состояния обмена веществ коров в конце опыта у высокопродуктивных коров были взяты пробы рубцового содержимого (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели рубцовой ферментации у коров
Показатели I группа (рапсовая) II группа (соевая) III группа (кукурузная) IV группа — контроль шрот подсолнечн.
pH 6,80±0,11 6,90±0,31 6,90±0,08* 6,50±0,12
Аммиак, мг/% 7,10±0,08* 7,00±0,05* 6,30±0,05** 7,60±0,06
ЛЖК, моль/л 7,70±0,60 5,40±0,40* 6,20±0,33* 8,00±0,23
Амилаза, мг/% 1,50±0,69 1,20±0,32 1,90±0,03** 1,30±0,06
Общее количество микроорганизмов млрд/мл 10,50±0,69 10,50±1,10 10,60±0,11* 9,50±0,34
Число инфузорий, тыс/мл 213±14,0 278±34,9 380±17,3** 216±4,4
Амилолитичес-кая активность Е/мл 28,90±1,90 33,30±2,50 35,60±1,80 29,90±0,20
Целлюлозо-литическая активность, % 9,80±0,50 7,10±1,40 12,0±0,14** 8,20±0,40
Контроль кормления в первую очередь осуществляют по такому показателю, как pH рубцового содержимого. В исследованиях ряде авторов Кондрахина И. П. (2005) и Тлиджан М. (1986) отмечено, что оптимальное значение pH содержимого рубца у коров составляет 6,5...7,3, а у высокопродуктивных коров этот показатель несколько снижен и равен 6,1. 6,2, так как в рационе большую часть составляли концентраты. Анализ рубцового содержимого подопытных коров показал, что благодаря частому кормлению показатель pH рубцовой жидкости находился на оптимальном уровне для деятельности микрофлоры и наблюдалось нормальное количество инфузорий.
Проведенные исследования показывают, что в 1 мл содержимого рубца в контрольной группе насчитывается около 9,5 млрд бактерий и 216 тыс. инфузорий. В опытных группах преобладание бактерий по отношению к контролю составило 10.11 %. Существенно большее количество инфузорий наблюдалось в рубцовой жидкости коров III группы 380 тыс/мл, это в итоге обеспечило лучшее течение ферментативных процессов. Проведенные нами исследования рубцовой жидкости подопытных животных показали, что при ежедневном скармливании коровам комбикорма с кукурузным глютеном, он оказывает положительное влияние на развитие микрофлоры в рубце.
Скармливание животным кормов с легкорастворимыми азотистыми веществами приводит к интенсивному образованию аммиака в рубце и к дальнейшему выделению большей части его из организма в виде мочевины, что, в конечном счете, снижает эффективность использования кормов. На основании отмеченной закономерности ряд исследователей рекомендует использовать показатель концентрации аммиака в рубцовой жидкости в целях оценки питательных достоинств протеина различных кормов и рационов [1, 3].
Использование в рационе высокопродуктивных коров протеиновых концентратов из кукурузного глютена, экструдированных рапса и сои активизирует рубцовое пищеварение, деятельность микроорганизмов рубца, о чем свидетельствует повышение общего количества микроорганизмов, амилолитическая и целлюлозолитическая активности рубцового пищеварения. В группе коров с кукурузным глютеном отмечено достоверное повышение численности инфузорий на 75 % и целлюлозолитической активности микроорганизмов на 46,3 % (p<0.001).
ЛИТЕРАТУРА
1. Барановская Т. Я. Влияние дефаунации на усвоение азота у овец при разной степени распадаемости протеина кормов / Т. Я. Барановская // Бюлл. ВНИИФБиП с.-х. животных Боровск. 1987. Вып. 2 (86). С. 30-33.
2. Ермакова А. И. Методы биохимического исследования растений / А. И. Ермакова. Л.: «Колос», 1972. 456 с.
3. Ерсков Э. Р. Протеиновое питание жвачных животных / Пер с англ. Э. В. Овчаренко, Г. Н. Жидкоблино-вой, под ред. В. И. Георгиевского. М.: Агропромиздат, 1985. 183 с.
4. Калашников А. П. Нормы и рационы кормления
сельскохозяйственных животных: справочное пособие/
А. П. Калашников, В. И. Фисинин, В. В. Щеглов. 3-е изд., перераб и доп. М., 2003. 456 с.
PARAMETERS OF THE CICATRICIAL METABOLISM AT INCLUSION IN THE DIET HIGHLY PRODUCTIVE COWS OF VARIOUS SOURCES PROTEIN
Keywords: highly productive cows, a disintegrated and integrated protein, microorganisms of ridge.
Annotation. Use in a diet of highly productive cows of protein concentrates from corn gluteinum, extrudeted rhaps and a soya, makes active cicatricial digestion, activity of microorganisms of ridge.
ГЛУХАРЕВА АНАСТАСИЯ ЛЕОНИДОВНА - кандидат биологических наук, преподаватель кафедры «Кормление с.-х. животных» Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, Россия, Нижний Новгород, ([email protected])
GLUHAREVA A. L. - the candidate of biological sciences, the teacher of the chair of feeding of agricultural animals of Nizhniy Novgorod state agricultural academy, Russia, Nizhniy Novgorod, ([email protected])
ЧИЧАЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА - доктор с.-х. наук, профессор кафедры «Кормление с.-х. животных» Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, Россия, Нижний Новгород, ([email protected])
CHICHAEVA V. N. - the doctor of agricultural sciences, the professor of the chair of feeding of agricultural animals of Nizhniy Novgorod state agricultural academy, Russia, Nizhniy Novgorod, (osnovsh @yandex.ru)
ЗЕЛЕНИНА АННА СТАНИСЛАВОВНА - кандидат биологических наук, преподаватель кафедры «Кормление с.-х. животных» Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии, Россия, Нижний Новгород, ([email protected])
ZELENINA A. S. - the candidate of biological sciences, the teacher of the chair of feeding of agricultural animals of Nizhniy Novgorod state agricultual academy, Russia, Nizhniy Novgorod, ([email protected])