Научная статья на тему 'Показатели результативности управления развитием потенциала пространственного развития'

Показатели результативности управления развитием потенциала пространственного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОН / ИННОВАЦИИ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / INDICATORS / TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT / REGION / INNOVATION / SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец И.Ю.

Развитие потенциалов региональных социально-экономических систем является объективной основой формирования признаков надежности функционирования отечественной экономической системы, что обусловлено наличием и значимостью влияния ряда факторов эндогенного и экзогенного характера. Целью настоящего исследования является анализ проблем и подходов к формированию системы индикаторов эффективности технологического развития региональных социально-экономических систем. Для объективизации перспективных вариантов технологических решений был рассмотрен комплекс макроэкономических показателей для идентификации масштабов развитости промышленного потенциала страны. Проведенный экономико-статистический анализ технологической структуры промышленности по результатам реализации технологий, услуг и товаров позволяет сделать вывод, что радикальных изменений требует механизм управления именно технологической составляющей формирования, наращивания и использования промышленного потенциала отечественной экономики. В связи с этим первоочередной целью долгосрочной экономической политики в пределах реального сектора отечественной экономики должна быть структурная перестройка региональных социально-экономических систем на базе современных технологий, которая обеспечит повышение уровня качества жизни населения, уровня конкурентоспособной продукции предприятий и самих предприятий, уровня конкурентоспособности территории и переход до более современного технологического уклада. Определение приоритетов технологического развития потенциала развития региональных социально-экономических систем базируется на применении объектно-целевого подхода к идентификации, который дает возможность выявить и оценить инновационный, информационный, научно-технический потенциалы в перспективном периоде с учетом требований подсистем общегосударственного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERFORMANCE INDICATORS OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF SPATIAL SUSTAINABLE DEVELOPMENT

The development potential of regional socio-economic systems is an objective basis for the formation of the reliability features of functioning of the domestic economic system, due to the presence and significance of the impact of a number of factors both endogenous and exogenous. The aim of this study is to analyze the problems and approaches to the formation of a system of indicators of efficiency of technological development of regional socio-economic systems. For objectification of promising options for technological solutions complex macroeconomic indicators for the identification of the scale of development of the country's industrial capacity was considered. The performed statistical analysis of the economic and technological structure of the industry on the results of the implementation of technologies, services and products leads to the conclusion that the radical changes required control mechanism is the technological component of the formation, capacity and utilization of industrial capacity of the domestic economy. In this regard, the primary purpose of the long-term economic policy within the real sector of the domestic economy should be the restructuring of the regional socio-economic systems based on modern technologies, which will provide the level of quality of life improvement of the population, the level of competitive production enterprises and the enterprises themselves, the level of competitiveness of the territory and the transition to more modern technological structure. Prioritization of technological development potential of regional socio-economic systems based on the use of object-oriented approach to the identification, which allows you to identify and assess innovative, informative, scientific and technical potential in the perspective period to meet the requirements of national-level subsystems.

Текст научной работы на тему «Показатели результативности управления развитием потенциала пространственного развития»

УДК 332

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПОТЕНЦИАЛА

ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Швец И.Ю.1,2

1 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российская академия наук 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, е-mail: i.y.shvets@mail.com 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49-55, е-mail: i.y.shvets@mail.com

Аннотация. Развитие потенциалов региональных социально-экономических систем является объективной основой формирования признаков надежности функционирования отечественной экономической системы, что обусловлено наличием и значимостью влияния ряда факторов эндогенного и экзогенного характера. Целью настоящего исследования является анализ проблем и подходов к формированию системы индикаторов эффективности технологического развития региональных социально-экономических систем. Для объективизации перспективных вариантов технологических решений был рассмотрен комплекс макроэкономических показателей для идентификации масштабов развитости промышленного потенциала страны. Проведенный экономико-статистический анализ технологической структуры промышленности по результатам реализации технологий, услуг и товаров позволяет сделать вывод, что радикальных изменений требует механизм управления именно технологической составляющей формирования, наращивания и использования промышленного потенциала отечественной экономики. В связи с этим первоочередной целью долгосрочной экономической политики в пределах реального сектора отечественной экономики должна быть структурная перестройка региональных социально-экономических систем на базе современных технологий, которая обеспечит повышение уровня качества жизни населения, уровня конкурентоспособной продукции предприятий и самих предприятий, уровня конкурентоспособности территории и переход до более современного технологического уклада. Определение приоритетов технологического развития потенциала развития региональных социально-экономических систем базируется на применении объектно-целевого подхода к идентификации, который дает возможность выявить и оценить инновационный, информационный, научно-технический потенциалы в перспективном периоде с учетом требований подсистем общегосударственного уровня.

Ключевые слова: индикаторы, технологическое развитие, регион, инновации, социально-экономические системы.

ВВЕДЕНИЕ

Пространственное развитие страны и ее регионов является залогом успешной долгосрочной стратегии развития национальной социально-экономической национальной системы. Последовательная реализация курса экономических реформ требуют своевременной коррекции процесса государственного управления, направленного на решение сложных экономических, экологических и социальных проблем, решения в процессе государственного управления природопользованием и эффективного использования всех видов ресурсов.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Неоднородность социально-экономического и географического пространства России обусловила появление работ, связанных с анализом разработки методического инструментария мониторинга, оценки устойчивого экономического развития в пространственном и региональном разрезе. В научных трудах отечественных и зарубежных авторов С.Н. Бобылева, С В. Соловьева [1], Е.А. Куклиной [2], А.Ю. Ретеюма [3], И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец [4, 5] и др. представлены основные теоретические и методические подходы по данному направлению. Вопросы социально-экономического оценки в России были комплексно рассмотрены в работах О.В. Кузнецова, А.Е. Кузнецова [6], В.И. Меньщикова, Н.В. Синополец [7] и др. Разработка системы показателей для региона опирается на диалектику взаимодействия функционирования и развития, включая показатели, характеризующие все элементы экономики региона, учитывая все аспекты устойчивого развития. Экономико-технологические и организационные аспекты перехода России к инновационному типу развития, рыночная реструктуризация производственно-территориальных комплексов, трансформации системы размещения и развития производительных сил регионов были комплексно рассмотрены в работах таких авторов как Глазьев С.Ю. [8], Горидько Н.П., Нижегородцева Р.М., Цукермана В.А. [9] и др. Развитие информационно-аналитического пространства объективных результирующих и факторных признаков и оценка их взаимосвязи остается сложной задачей, требующей дальнейшего исследования.

Несмотря на значительный вклад ученых и экспертов, развитие потенциала пространственного устойчивого развития очень сложный и многогранный процесс, поэтому разработанность поставленной проблемы нельзя назвать исчерпывающей, накопленный опыт стран, особенно в последнее десятилетие, требует переосмысления и позволяет интерпретировать исследование в новом ключе.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью настоящего исследования является формирование системы показателей результативности управления развитием потенциала пространственного устойчивого развития.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Наличие и значимость влияния ряда факторов эндогенного и экзогенного характера, оказывает влияние на развитие потенциалов региональных социально-экономических систем и является объективной основой формирования признаков надежности функционирования отечественной экономической системы. За счет концентрации отдельных ресурсов в точках промышленного роста, в рамках приоритетных на современном этапе развития отечественного хозяйства видах экономической деятельности инновационных сдвигов, следует обеспечить определенный уровень технологической конкурентоспособности отраслей и производств в системе разделения труда в контексте повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Отсюда для оценки уровня масштабов развитости промышленного потенциала, а также для объективизации перспективных вариантов технологических решений необходимо использовать комплекс следующих показателей (табл. 1).

Наращивание масштабов развитости промышленного потенциала сейчас является критерием идентификации результативности управления потенциалом пространственного устойчивого развития России, прогрессивности структурных изменений в его пределах и определяющей составляющей обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики. Динамика развития технологического уровня промышленной продукции не является положительной.

Таблица 1.

Показатели идентификации промышленного потенциала страны

Группа измерений Абсолютные значения показателей

Показатели ресурсопотребления на единицу произведенной продукции в пределах определенного вида экономической деятельности Энергоемкость; трудоемкость; затраты на изготовление технологической линии (технологической системы в целом или технологического оборудования в частности), отнесенные на единицу конечного результата

Показатели технологического риска промышленности Эргономичность технологической системы (постоянство, безопасность воздействия на людей); надежность; функционирования промышленных предприятий; экологическая чистота используемых технологий управления и средств; вероятность травматизма

Показатели конкурентоспособности технологий и промышленной продукции Индекс доходности технологического процесса; индекс потребительской ценности продукции

Анализ современного состояния структурных и технологических процессов в промышленности свидетельствует о технологическое отставание промышленного комплекса России от развитых государств, а именно рост удельного веса (на 48,0 %) в технологической структуре промышленного производства первого и второго укладов, основанных на доиндустриальных технологиях, и традиционного третьего (прежде всего металлургического и энергетического комплекса) и снижение удельной доли пятого и шестого укладов (производство сложной измерительной техники), современных видов вооружений, программного обеспечения, авиационной и космической промышленности, телекоммуникаций, биотехнологий) на 30,0 %. В 2006-2017 гг. суммарная доля высокотехнологичной и среднетехнологичной продукции в общем объеме реализованной промышленной продукции России определяется на достаточно низком уровне - 22,3-22,9 %. Но положительным при этом является то, что доля средненизких видов деятельности сократилась с 51,1 до 51-47,3 %. Однако в то же время несколько возросла доля низкотехнологичных видов деятельности - с 26,0 до 29,5 %.

Проведенный экономико-статистический анализ позволяет сделать вывод, что радикальных изменений требует механизм управления именно технологической составляющей формирования, наращивания и использования промышленного потенциала отечественной экономики. Указанное свидетельствует, что отставание России в плоскости модернизации технологической базы может привести к снижению конкурентных преимуществ. Проведенный анализ статистических источников в контексте реализации технологий управление развитием промышленного потенциала доказал, что инвестиционная деятельность в рамках отдельных видов экономической деятельности имеет положительное влияние на повышение их технологического уровня; формирование положительных тенденций к изменениям в структуре инвестиций в основные производственные средства реального сектора; повышение конкурентоспособности реального сектора отечественной экономики.

При этом сдерживающим фактором инвестиционной активности стал рост себестоимости продукции в химической промышленности, металлургии, производстве другой неметаллической минеральной продукции, пищевой промышленности [10]. Необходимо подчеркни и тот факт, что на инвестиционную составляющую механизма управления потенциалов развития в стране негативно влияет определенный инфляционный потенциал функционирования отечественной промышленности в целом. Поэтому основной угрозой экономического роста есть высокая инфляционная динамика в промышленности России, которая, по данным Федеральной службы статистики России [10], наблюдается в 2008 году, когда индекс цен составил 113,5 % и практически приблизился к уровню 2000 года и 106,4 % - в 2013 году, а в 2015 году составил -112,9 %. Как свидетельствуют реалии, инфляцию в России удалось лишь стабилизировать до уровня 106,1 % в 2011 году; 106,6 % в 2012 году и 106,5 % в 2013 году, минуя ее непосредственные причины, связанные, прежде всего, с неравновесной структурой производства и скрытой безработицей в пределах отечественной промышленности. Одновременно результатами методологического анализа и изложения принципов как системных и объектно-целевых, показало, что в производственно-экономической системе преобладают такие виды экономической деятельности, как тяжелая индустрия и ВПК, которые нацелены на постоянный рост инфляции. Так, например, инвестиции в этих направлениях расширяют совокупный спрос, создавая доходы, без соответствующего расширения предложений в потребительском секторе региональной экономики. Это приводит к тому, что часть платежеспособного спроса не имеет ответственного товарного покрытия и, как следствие, равновесие устанавливается за счет инфляционного роста цен. Недостаточными также являются объемы финансирования и инновационной деятельности в пределах промышленности России. В целом можно подтвердить, что объем инновационных затрат в промышленности в 2017 г вырос на 7,6 % к 2007 году, при этом в 2017 году 60,2 % этих затрат составляют собственные средства промышленных предприятий. Учитывая указанное, система государственного регулирования должна поддерживать те нововведения, которые вкладываются в базовые и опорные производства или улучшают ресурсную базу промышленного комплекса и способствуют устранению социально-экономического неравенства развития отечественной экономической системы в целом. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики России, общий объем внедренных новых технологических процессов в 2017 году по сравнению с 2008 года увеличился на 34,2%, при этом количество внедренных малоотходных и энергоэффективных технологий уменьшилось [10].

В связи с этим первоочередной целью долгосрочной экономической политики в пределах реального сектора отечественной экономики должна быть структурная перестройка региональных социально-экономических систем на базе современных технологий, которая обеспечит повышение уровня качества жизни населения, уровня конкурентоспособной продукции предприятий и самих предприятий, уровня конкурентоспособности территории и переход до более современного технологического уклада.

Определение приоритетов технологического развития потенциала развития региональных социально-экономических систем базируется на применении объектно-целевого подхода к идентификации, который дает возможность выявить и оценить инновационный, информационный, научно-технический потенциалы в перспективном периоде с учетом требований подсистем общегосударственного уровня. «Дерево целей» предлагается строить на основе системы критериев общегосударственного, регионального и отраслевого значения с такими уровнями оценок с целью идентификации реальных масштабов потенциалов государства, как: основная общенациональная

цель; критерии оценки временных приоритетов видов экономической деятельности на базе новых технологий; критерии оценки приоритетов научно-технической деятельности на разных уровнях социально-экономической системы; критерии оценки приоритетных направлений инновационной деятельности уровней: страны, региона, отрасли; обобщающие критериальные показатели, характеризующие уровень привлекательности и вероятности введения в практику соответствующего типа прогрессивных технологий.

Предположения относительно прогнозной динамики промышленного производства по видам деятельности определены с учетом статистики относительно кризисного спада промышленного выпуска по фактическим данным и оценки результативности возможных мер по преодолению последствий кризиса. Так, в частности, в 2009-2017 гг. наблюдаются усиление структурной диспропорции и внутренних шоков в промышленном производстве через активизацию оттока национального и иностранного капитала, более высокие темпы упадка инвестиционно-направленных видов экономической деятельности, девальвация рубля и дефицита государственного бюджета и распространение неучтенной экономической деятельности. При этих условиях, а также из-за потери Россией ряда внешних рынков и падения внешнего спроса на основную экспортную продукцию промышленности, что происходит на фоне сужения внутреннего рынка (за счет критического свертывания инвестиционной активности, падения доходов населения), возможное сокращение выпуска продукции экспортно-ориентированных отраслей промышленности и объемов, приводит к ухудшению динамики выпуска других отраслей и дальнейшего падение масштабов развитости потенциала промышленности. В то же время в 2016 году спад производства указанных отраслей замедлился вследствие определенной стабилизации экономической ситуации, усилился современными регрессивными общественно-политическими и депрессивными процессами.

В тоже время, кризис открывает новые возможности относительно осуществления основополагающих структурных изменений и совершенствования системы управления развитием потенциала регионального развития с перспективами преодоления выявленных противоречий и диспропорций в экономике, снижение ее зависимости от конъюнктуры мировых рынков и устранение на этой основе затратного характера производства. Развитие страны и ее регионов зависит от всех элементов рынка и в первую очередь определяется конкурентоспособностью хозяйствующих субъектов и производимых ими товаров и услуг. В то же время все хозяйствующие субъекты функционируют в экономической среде конкретного региона и их успех во многом предопределен исключительно региональными факторами. Наличием местных ресурсов, объектов инфраструктуры, рабочей силы, взаимоотношениями с местной властью. Именно тесными связями с местными условиями создаются и удерживаются конкурентные преимущества хозяйствующих субъектов в регионе, в том числе промышленных предприятий, являются зависимыми от природных ресурсов. Анализ научно-прикладных разработок по проблемам предметной сферы исследование позволяет сделать вывод о том, что достижение устойчивого развития регионов природно-ресурсной специализации объективно предполагает эффективное использование их природных, географических конкурентных преимуществ, поскольку региональная экономика в большей степени связана с природно-географическими факторами - наличием полезных ископаемых, других видов природных ресурсов, источников энергии, благоприятных условий географической среды. Это обуславливает большую зависимость уровня экономического развития региона от совокупности природных факторов и состояния окружающей среды.

Основываясь на методологии системного подхода, регион как географическое и экономическое понятие можно представить системой взаимодействия с внешним средой. Элементами этой системы являются природные ресурсы - природные элементы, предприятия -экономические элементы, население - социальные элементы, экологические объекты -экологические элементы, между которыми существуют устойчивые связи и отношения. При этом в процессе взаимодействия природных, экономических, социальных и экологических элементов возникает особая разновидность систем - социо-эколого-экономическая система государства. В этом контексте именно понятие природные ресурсы и природно-ресурсный потенциал рассматривается нами согласно положениям стратегии индустриального метаболизма, что обусловлено современной трактовкой известной формулы триединых факторов производства и собственно понятие национальное богатство, трактуется как совокупность накопленного

человеческого, природного и воспроизводимого, материального капиталов в контексте необходимости реализации стратегии страны к устойчивому развития.

Поэтому системное достижение поставленной цели предполагает переход экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, что возможно в первую очередь за счет устойчивого развития природно-ресурсных регионов, которые играют важную роль в формировании доходной части бюджета государства и укреплении его экономического потенциала. Это обстоятельство во многом определяет необходимость эффективного использования природных ресурсов в целом и производственного капитала и определяется, прежде всего, сбалансированностью пространственного развития отечественной экономики, что включает в себя формирование новых центров динамичного экономического роста на всей территории страны, а также реализацию конкурентных преимуществ каждого региона. При этом в период интенсивного использования сырьевой базы конкурентные преимущества регионов могут быть достигнуты за счет сохранения качества, повышения эффективности использования национального природного богатства и сокращения негативного воздействия хозяйственной деятельности социума на окружающую природную среду.

Наряду с этим исследование вопросов оценивания сырьево-ресурсной компоненты потенциала пространственного устойчивого развития обусловлено необходимостью создание предпосылок устойчивого развития страны с учетом рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды; укрепление минерально-сырьевого потенциала. Длительные экономические преобразования в нашей стране обуславливают необходимость осмысление вопросов теории и анализа практического опыта при исследовании насущных проблем устойчивого развития социально-экономических систем и инновационного роста страны, создают организационно-экономические предпосылки для реализации научных достижений в этой сфере. Поэтому без экономической оценки масштабов развитости ресурсов проанализировать все эти аспекты невозможно. Для определения этой оценки необходимо использование системы, которая предусматривает применение оценочного фактора в тесной взаимосвязи с другими системными подходами.

Учитывая сказанное, определим такие прерогативы и детерминанты формирования инновационной стратегии управления развитием стратегического потенциала, которые формализованы в соответствии с задачами в сфере формирования определенных групп потенциалов (табл. 5).

Таблица 5.

Ресурсы и показатели результативности управления развитием потенциала пространственного _устойчивого развития_

Ресурс устойчивого развития Показатели результативности освоение потенциала устойчивого развития Возможные/оптимальные для определенного региона нововведение ради активизации деятельности по обеспечению высокой результативности реализации социально-экономической политики

Трудовой потенциал Капиталовооруженность труда в пределах региона Финансирование научно-технической деятельности в пределах региона. Стимулирование инвестиционной деятельности в рамках региона. Увеличение объемов кредитования определенных видов экономической деятельности региона

Производительность труда работников Стимулирование повышения уровня квалификации и организации труда в пределах региона. Стимулирование научно-технического прогресса

Оплата труда Регулирование уровня минимальной заработной платы и увеличение размера среднемесячной заработной платы. Уменьшение прямого и косвенного налогообложение оплаты труда работников

Уровень безработицы в регионе Создание новых рабочих мест; регулирование предложений на рынке труда через систему образования и подготовки, переподготовки кадров в регионах; создание расширенной информационной сети трудоустройство по требованиям и системно-универсальных условий с предоставлением возможности заниматься

предпринимательской/ индивидуальной деятельностью

Ресурсно-сырьевой потенциал Собственная добыча Финансирование геологоразведочных работ, освоение месторождений, увеличение объемов добычи собственных полезных ископаемых

Импорт Диверсификация импорта

Ресурсосбережения и энергоэффективность Стимулирование инновационной и научно-технической деятельности. Увеличение рентных платежей. Стимулирование вовлечения в топливно-энергетический баланс России нетрадиционных источников энергии

Научно-технический и инновационный потенциал Объем собственной научно-технической деятельности Увеличение бюджетных расходов на научно-техническую деятельность. Увеличение корпоративных источников для научно-технической деятельности

Импорт научно-технической продукции Создание льготного режима для импорта высокотехнологичной продукции и льготных условий для импорта лицензий и патентов в Россию

Инвестиции в инновационную деятельность Стимулирование инвестиционного климата и диверсификация инвестиционных источников в пределах региона

Уровень развития информатики и компьютерной техники Развитие предпринимательства в сфере информационных технологий и их внедрение в практику хозяйствования. Государственная поддержка импорта информационных технологий и их трансфера

Управленческий потенциал Эффективности управление Оптимизация соотношения прибыли производства и численности аппарата управления

Экономичность управление Создание достаточных организационно-экономических условий для уменьшения расходов на управление

Целеустремленность системы управления Выбор соответствующих организационных структур управления для решения специальных задач в контексте обеспечения устойчивого развития государства

ВЫВОДЫ

Выполнение предложенных мер может обеспечить: объективное установление приоритетных направлений в соответствии с определенной цели относительно управления развитием стратегического потенциала за счет активизации инновационных процессов в регионе; определение этапности выполнения целевого плана конкретных действий относительно государственного управления развитием базовых для определенного региона в настоящее время групп потенциалов; согласование со стратегией социально-экономического развития региона используемых технологий управления развитием потенциалов системно-универсального функционирования; координацию действий в пределах определенного региона с предусмотренными стратегией развития науки и инноваций в России мероприятиями; учетом основных направлений развития в области возрождения отечественной инновационной системы; инкорпорацию рычагов и регуляторов влияния на формирование, наращивание и использование научного, трудового, организационного и информационно-методического потенциалов до прикладного инструментария стратегического субъектов управления структурно-инновационными сдвигами в пределах региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бобылев, С.Н. Методические рекомендации по разработке и внедрению индикаторов устойчивого развития регионального уровня / Бобылев С.Н., Соловьева С.В.- М.: ЕЯМ, Изд-во Научного и учебного методического центра, 2003. - 36 с.

2. Куклина, Е.А. Теория и методология устойчивого развития региона на основе управления промышленными комплексами: Монография. СПб.: СПбГИЭУ, 2008. - 122 с.

3. Ретеюм, А.Ю. Мониторинг развития // Российский региональный экологический центр. М.: Хорион, 2004. — 160 с.

4. Швец, И.Ю. Управление пространственным развитием региона / Швец И.Ю., Швец Ю.Ю. - М.: Онтопринт, 2016. - 402 с.

5. Швец, И.Ю. Об индикаторах развития региональных социально-экономических систем // Самоуправление. - 2016. - №9 (102). - С. 5-9.

6. Кузнецова, О.В. Системная диагностика региона / Кузнецова О.В., Кузнецов А.В. — М.: URSS, 2012. — 232 с.

7. Меньщикова, В.И. Социально-экономические явления и процессы / Меньщикова В.И., Синополец Н.В. - 2011. - № 5-6 (027-028). - С. 155-160.

8. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М. - 2010. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://glazev.ru/upload/iblock/e1a/e1a2d6989eece928b95efe9a49c22a05.pdf.

9. Горидько, Н.П. Инновационные векторы экономического роста северных регионов: возможности, оценки, прогнозы / Горидько Н.П., Нижегородцев Р.М., Цукерман В.А. - Апатиты: Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН (Апатиты). 2013. - 199 с.

10. Сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/.

PERFORMANCE INDICATORS OF POTENTIAL DEVELOPMENT OF SPATIAL

SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Shvets I.Yu.1, 2

1 Institute of Control Sciences. V.A. Trapeznikova Russian Academy of Sciences, 117997, Moscow, ul. Profsoyuznaya, 65, e-mail: i.y.shvets@mail.com 2 Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, 119571, Moscow, Vernadsky Prospekt, 82, p. 1, e-mail: i.y.shvets@mail.com

Annotation. The development potential of regional socio-economic systems is an objective basis for the formation of the reliability features of functioning of the domestic economic system, due to the presence and significance of the impact of a number of factors both endogenous and exogenous. The aim of this study is to analyze the problems and approaches to the formation of a system of indicators of efficiency of technological development of regional socio-economic systems. For objectification of promising options for technological solutions complex macroeconomic indicators for the identification of the scale of development of the country's industrial capacity was considered. The performed statistical analysis of the economic and technological structure of the industry on the results of the implementation of technologies, services and products leads to the conclusion that the radical changes required control mechanism is the technological component of the formation, capacity and utilization of industrial capacity of the domestic economy. In this regard, the primary purpose of the long-term economic policy within the real sector of the domestic economy should be the restructuring of the regional socio-economic systems based on modern technologies, which will provide the level of quality of life improvement of the population, the level of competitive production enterprises and the enterprises themselves, the level of competitiveness of the territory and the transition to more modern technological structure. Prioritization of technological development potential of regional socio-economic systems based on the use of object-oriented approach to the identification, which allows you to identify and assess innovative, informative, scientific and technical potential in the perspective period to meet the requirements of national-level subsystems. Keywords: indicators, technological development, region, innovation, social and economic systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.