Научная статья на тему 'Межрегиональная конкуренция, пути повышения конкурентоспособности региона'

Межрегиональная конкуренция, пути повышения конкурентоспособности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
459
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / РЕГИОН / COMPETITION / INTERREGIONAL COMPETITION / REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Швец И.Ю.

Процессы расширения региональных субъектов на мировом рынке привело к существенным изменениям не только в подходах, методах и инструментах управления и регулирования международных экономических отношений, но и в рамках региональной экономической политики, осуществляемой в странах. Региональная экономическая политика уже не является инструментом чисто внутренней экономической политики государства и превратилась в инструмент управления, в значительной степени отвечающий за конкурентоспособность страны. Этот новый статус обусловлен также тем фактом, что регион по сравнению с национальной экономикой обладает значительно более адаптивным потенциалом в плане изменения внешних условий и менее инерции в процессе развития. Это является широким способом концентрации факторов производства в сравнительно короткий период времени, создавая необходимые условия для воздействия масштабов производства, воздействие агломерации, на которое в значительной степени зависит конкурентоспособность территории и действующих в ней экономических субъектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERREGIONAL COMPETITION, WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE REGION

The processes of expansion of regional entities in the world market have led to significant changes not only in approaches, methods and instruments for the management and regulation of international economic relations, but also within the framework of regional economic policies carried out in countries. Regional economic policy is no longer an instrument of purely domestic economic policy of the state and has become a management tool, largely responsible for the country's competitiveness. This new status is also due to the fact that the region, in comparison with the national economy, has a much more adaptive potential in terms of changing external conditions and less inertia in the development process. This is a broad way of concentrating the factors of production in a relatively short period of time, creating the necessary conditions for the impact of the scale of production, the impact of the agglomeration, on which the competitiveness of the territory and the economic actors operating in it largely depends.

Текст научной работы на тему «Межрегиональная конкуренция, пути повышения конкурентоспособности региона»

УДК 332.145

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ, ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА Швец И.Ю.1,2

1 Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российская академия наук, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 65, е-mail: i.y.shvets@mail.com 2 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 125993, г. Москва, Ленинградский пр-т, 49-55,

е-mail: i.y.shvets@mail.com

Аннотация. Процессы расширения региональных субъектов на мировом рынке привело к существенным изменениям не только в подходах, методах и инструментах управления и регулирования международных экономических отношений, но и в рамках региональной экономической политики, осуществляемой в странах. Региональная экономическая политика уже не является инструментом чисто внутренней экономической политики государства и превратилась в инструмент управления, в значительной степени отвечающий за конкурентоспособность страны. Этот новый статус обусловлен также тем фактом, что регион по сравнению с национальной экономикой обладает значительно более адаптивным потенциалом в плане изменения внешних условий и менее инерции в процессе развития. Это является широким способом концентрации факторов производства в сравнительно короткий период времени, создавая необходимые условия для воздействия масштабов производства, воздействие агломерации, на которое в значительной степени зависит конкурентоспособность территории и действующих в ней экономических субъектов.

Ключевые слова: конкуренция, межрегиональная конкуренция, регион.

ВВЕДЕНИЕ

Для того чтобы определить необходимые предпосылки и осветить движущие силы регионализации и глобализации в их историческом развитии и на нынешнем этапе, а также определить теоретические предпосылки для развития конкурентоспособных отношений, необходимо более подробно разъяснить методологические положения этого исследования. Как представляется, процессы регионализации и глобализации, происходящие в современной мировой экономике, а также конкурентные отношения между ее субъектами, имеют прогноз на национальном, региональном и местном (местном) уровнях. С учетом их взаимозависимости и динамизма можно сказать, что они имеют диалектическую и синергетическую основу.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ; МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Научные публикации по исследуемой проблеме можно условно разделить на следующие аспекты: общие концептуальные проблемы экономического регионализма и глобализации рассматриваются в работах Н.Т. Агафонова [1], И.Ю Швец, Ю.Ю. Швец [2]. Проблемам развития отраслевой структуры, рыночной реструктуризации производственно-территориальных комплексов, трансформации системы размещения и развития производительных сил регионов посвящены труды Н.В. Чепурных, А.Л. Новоселова, А.В. Мерзлова [3], Л.М. Григорьева, Н.В. Зубаревич, Ю. Урожаева [4]. Проблемы взаимодействия регионов с федеральным центром, регулирования этих отношений как инструмента регионального развития раскрыты в трудах Н.М. Добрынина [5], В.С. Золотараева, В.Ю. Наливайского [6], И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец [7, 8]. Воспроизводственному подходу к анализу экономики региона посвящены исследования Г.П. Кулаковского [9], С.Г. Тяглова, Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова, Т.А. Салтанова [10], А.И. Цацулина [11].

Исследованиям формирования направлений пространственного планирования и развития регионов Российской Федерации посвящены работы С.С. Артоболевского [12], А.Г. Гранберга [13], Нижегородцева Р.М. [14], Рукина И.М. [15], Фролов Д.П. [16] и других.

В тоже время, остались недостаточно разработанными вопросы методических подходов к формированию сценариев пространственного развития в долгосрочном периоде, учитывающих внешние и внутренние вызовы и ограничения пространственного развития, оценки региональных рисков социально-экономического развития, прогнозные оценки вероятного состояния социально-экономического потенциала в территориальном разрезе, прогнозные оценки конкурентных позиций Российской Федерации в мировом хозяйстве и в регионах мира.

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью данной статьи является исследование межрегиональной конкуренции и повышения уровня конкурентоспособности региона.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

Диалектическая основа связана с подчинением процессов глобализации и регионализации объективным закономерностям общественного развития (законам единства и борьбы противоположностей, переходу количества в качество и др.). Синергетическая же основа этих процессов позволяет учитывать те их особенности, которые не поддаются (или не в полной мере поддаются) трактовке, исходя из диалектической точки зрения.

Особенности глобализации и регионализации, как нелинейность, нестабильность, неустойчивость, цикличность, многовариантность, неопределенность и неоднозначность результатов и т.д. Процессы глобализации и регионализации характеризуются противоречивостью, проявляющейся в одновременном наличии как эволюционных, так и коэволюционных изменений и тенденций. Наличие диалектической и синергетической основ развития, взаимообусловленности и взаимовлияния процессов регионализации и глобализации, позволяет использовать соответствующие методологические концепции (подходы) к их исследованию и характеристике - диалектический и синергетический подходы.

Наиболее привычный и доказавший свою эффективность диалектический подход составляет основу практически любой современной научной методологии (в частности, в рамках предложенного еще К. Марксом основного методологического подхода экономической науки -диалектического материализма). Однако и он сегодня нуждается в совершенствовании, в результате качественного изменения факторов производства. В частности, это касается снижения значимости фактора ручного труда в создании материальных продуктов (материальной стоимости), его фактической замены трудом машинным, и увеличения значимости интеллектуального труда и информации в создании стоимости (не обязательно выраженной материально). С синергетическим подходом дело обстоит еще сложнее. Синергетика, рассматривающаяся как междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является познание принципов самоорганизации различных систем, получила научное признание и развитие во второй половине XX века.

В связи с усложнением структуры и характера взаимодействия социально-экономических и производственно-технологических систем и процессов, а так же в связи с формированием глобальной экономической системы, методологическая позиция и инструментарий синергетического подхода оказались в большей готовности (по сравнению с диалектическим подходом) воспринимать, исследовать и интерпретировать происходящие структурные изменения. С точки зрения преемственности диалектикой синергетический подход часто рассматривается как развитие междисциплинарного использования основного подхода диалектики - системного подхода.

В то же время синергетический подход открывает новые возможности и перспективы для изучения современных процессов экономического развития и взаимодействия социально-экономических систем. Первый - это возможности изучения систем, их взаимодействие и процессы внутри них, используя инструменты кибернетики, с тем чтобы можно было исследовать и моделировать внутренние и внешние связи, проблемы Организации системы с использованием принципа обратной связи (принцип причинно-следственных связей), как негативных (саморегулирующихся), так и позитивных.

В настоящее время не оспаривается необходимость перестройки, качественного изменения специализации и диверсификации экономики России и экономики российских регионов. В этой ситуации основная цель заключается в сокращении доли сырьевых и низкотехнологического секторов в репродуктивной структуре экономики. Эта цель является одной из целей. Конкурентоспособность экономики страны и ее регионов в значительной степени зависит от ее решения. Именно поэтому на самом высоком политическом уровне страны была начата и осуществлена всеобъемлющая стратегия модернизации и технологического развития российской экономики.

Однако при рассмотрении вопроса о появлении новой системной модели экономики в качестве инструмента повышения своей конкурентоспособности в качестве главной цели

модернизации следует понимать, что ее можно достичь лишь на основе комплексного подхода, в рамках которого особое внимание уделяется различным направлениям процесса модернизации. В этом случае, как было продемонстрировано при рассмотрении основных принципов новаторского подхода к управлению, целесообразно использовать синергетический подход, позволяющий логически увязать основные направления модернизации:

1. Направление возобновления производства (структура, оборудование, технология) и совершенствование установленной структуры промышленных отношений, производственно-логистической цепочки и технологических цепочек;

2. Направление для обновления нормативной базы путем разработки новых стандартов и требований для организации производства и технического обслуживания, технических стандартов, показателей качества и т. д. (или их "импорта" из других систем - международного сообщества, стран и регионов), обеспечивающих равные условия конкуренции;

3. Направление совершенствования организационных структур и методов управления и их ориентация на достижение нового качества управления процессом социально-экономического развития;

4. Направление преобразования традиционных ценностей и мотиваций, достижения их новых характеристик и новой "философии" управления, адекватного нового состояния экономики и общества.

Направления модернизации (или направления формирования новой системной модели экономики и управления) сформулированы на основе классической трактовки термина «модернизация». Под модернизацией понимаются взаимообусловленные общественные процессы во всех социальных и экономических институтах, сопровождающие процесс индустриализации и характеризующиеся:

1) ростом специализации и дифференциации труда;

2) формированием соответствующих политических институтов современного типа;

3) открытой стратификационной системой;

4) высокой мобильностью;

5) ослаблением и изменением традиционных ценностей др.

Другое определение термина "модернизация" достаточно глубоко в большом экономическом словаре: "... совершенствование, улучшение, обновление объекта, адаптация его к новым требованиям и нормам, техническим условиям, показателям качества".

С точки зрения синергизма направления модернизации, основанные на осмысленном анализе различных подходов к определению термина, должны рассматриваться как взаимосвязанные и последовательные направления для формирования новой модели экономики и управления (на мировом и региональном уровнях). Для обеспечения конкурентоспособности в условиях глобализации и динамической среды модель должна отвечать требованиям добросовестности, гибкости, адаптируемости, мобилизации и ряда других императивных требований.

Поэтому системная модель самого процесса модернизации должна рассматриваться как общая теоретическая модель повышения конкурентоспособности, применимая как к макроэкономическим (странам региона), так и к микроэкономическому образованию (промышленности, фирмам). Кроме того, в последующих главах эта теоретическая модель воспринимается в качестве основы для новой модели региональной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона.

Изменение структуры экономики требует изменения организационных структур, методов и инструментов управления социально-экономическими процессами. Поэтому искажение системной модели модернизации и повышения конкурентоспособности макроэкономического субъекта может быть вызвано «однобокостью» проводимой экономической политики, которая зависит от ее целевой направленности и механизмов реализации. В частности, принято выделять три типа системной модели модернизации - модель импортозамещающей модернизации, модель догоняющей модернизации, модель «органичной» модернизации.

Первая модернизация заключается в стимулировании импортных отраслей путем перераспределения и концентрации ограниченных внутренних ресурсов на их развитии. В то же время следует понимать, что концентрация экономических ресурсов в узкой сфере деятельности, как правило, сопровождается жесткой централизации управления и повышением роли государства

в экономике. Такая политика может привести к созданию специализированного импортируемого сектора экономики под государственным контролем и защиты от протекционистских мер, которые рассматриваются в качестве инструментов для создания конкурентных преимуществ. В этих условиях невозможно создать долгосрочные конкурентные преимущества и развернуть механизмы саморегулирования и расширить систему самоуправления.

Конкуренция должна рассматриваться как наиболее важная форма экономических отношений в господствующей капиталистической форме производства и открытой рыночной конъюнктуре в мировой экономической системе. В то же время существование множества экономических субъектов, каждый из которых имеет свои собственные интересы (отнюдь не совместимые с другими субъектами), а также широкое разнообразие форм и способов взаимодействия, следует рассматривать как предпосылки для развития конкурентоспособных отношений. Конкуренцию следует рассматривать не только как особую форму экономических отношений, но и как важный стимулирующий фактор для субъекта в отношениях.

Положение о том, что конкурентные отношения между территориями (так же, как и в большинстве отраслей промышленности и товарных рынков) основываются на модели монополистической конкуренции, предоставляя потенциальным клиентам (отдельным лицам и компаниям) широкий выбор в области интересов (специализация). Для подтверждения этого были выявлены характеристики и свойства модели монополистической конкуренции в отношении территории.

В отличие от конкуренции, которая должна рассматриваться в качестве абсолютного понятия, понятие конкурентоспособности имеет относительную ценность (т. е. конкурентный объект или субъект может сравниваться только с другим объектом или субъектом и на дискретный период времени). С этой точки зрения конкурентоспособность можно рассматривать как определенное свойство (или набор свойств) объекта, который может быть реализован или не реализован на практике.

С учетом этой важной черты категории "конкурентоспособность" управленческий фактор (или "институциональный потенциал") имеет важное значение для создания и поддержания конкурентоспособности на сайте управления (региона). Конкурентоспособность территории в большей степени определяется не наличием объективных факторов и допущений (а именно: в первую очередь), а также качество управления и высокий "институциональный потенциал", позволяющий им создавать вторичные факторы и предпосылки для развития территории, а также устойчивые конкурентные преимущества.

Оценка влияния глобализации и регионализации (микрорегионализации) на развитие конкурентных отношений между макроэкономическими субъектами позволила сформулировать следующие выводы:

Глобализация выступает в качестве одного из важных факторов, определяющих конкурентоспособность территории, выводя на первый план его способность создавать привлекательные условия для расширенного воспроизводства капитала, встраиваться в цепочки добавления стоимости на основе имеющихся внутренних ресурсов и внешних возможностей.

Углубление международного разделения труда и специализации территорий приводит тому, что в глобальном масштабе конкуренция все больше уступает место различным формам взаимовыгодного сотрудничества. Следовательно, характер конкуренции изменяется от внешней конкуренции (предусматривающей наличие внешнего соперника) к конкуренции внутренней (складывающейся между организационными потенциалами территорий и способами использования экономических ресурсов).

Активное включение региона в процесс глобализации заставляет его искать факторы и инструменты, которые позволили бы обеспечить уникальность его предложения, дифференцировать его от предложений других территориальных субъектов. Зачастую такие внутренние скрытые источники роста закладываются в основу устойчивых конкурентных преимуществ региона, обеспечивая его конкурентоспособность.

Страны и регионы, вступая в процесс региональной интеграции, создают между собой благоприятные условия для торговли и движения факторов производства, что отражается на повышении общего уровня их конкурентоспособности.

Микрорегионализм, как инструмент повышения конкурентоспособности региона, способен выступить в качестве катализатора, способствующего формированию и развитию региональных

производственных кластеров, их вовлечению в международные производственные, финансовые и торговые логистические сети.

Путем создания благоприятных условий для эффективной интеграции отдельного своего региона в систему мирохозяйственных связей страна способна встроиться в глобальные цепочки добавления стоимости, получить от этого достаточный стимул для развития своей экономики и повышения конкурентоспособности.

Тесное взаимодействие процессов глобализации и регионализации создает благоприятные условия и возможности для развития межрегиональной конкуренции, формируя множество дифференцированных рыночных ниш даже для малых регионов, не способных достаточно «громко» заявить о своих конкурентных преимуществах и интересах на глобальном уровне.

В части методологического обеспечения исследования межрегиональной конкуренции в данной главе показано, что в условиях многовариантности выбора, неопределенности развития и неоднозначности результатов реализации управленческой программы наиболее глубоко понять суть происходящих изменений в социально-экономической системе помогает синергетический методологический подход.

Его сравнение с диалектическим подходом при исследовании процесса развития, как динамического процесса, позволило сформулировать и выделить основные положения двух подходов к управлению развитием социально-экономических систем - традиционного и инновационного. Первый ориентирован на развитие системы на основе адаптации своего и чужого положительного опыта (модель стандартизации); второй - на развитие системы на основе предвосхищения общих тенденций (модель лидерства).

Показано, что использование синергетического методологического подхода применительно к региону, как субъекту конкурентных отношений, позволяет ввести в исследование гипотезу о влиянии процессов глобализации и регионализации на способности саморегулирования и саморазвития социально-экономической системы через достижение ею новых равновесных состояний.

В рамках практической осуществимости синергетического подхода были рассмотрены три системных модели модернизации, модель модернизации, модель догоняющей модернизации и модель модернизации органического оборудования. Системная модель модернизации должна рассматриваться в качестве универсальной теоретической модели повышения конкурентоспособности, применимой как к макроэкономическим (страновым, региональным), так и к микроэкономическим субъектам (предприятиям, фирмам). На основе сопоставления системная модель "органической" модернизации является наиболее важной для создания устойчивых долгосрочных конкурентных преимуществ для макроэкономического образования.

Межрегиональная конкуренция является сегодня не только формой экономических отношений, но также важным стимулирующим фактором регионального развития, вынуждая их находить пути и механизмы дифференциации, разрабатывать уникальные комбинации факторов производства в регионе и предлагать потенциальным клиентам уникальные предложения. Это, в свою очередь, позволяет не только утверждать, что задача повышения глобальной конкурентоспособности региона в настоящее время становится ключевой задачей региональной экономической политики, но и ведет к важным научным и теоретическим выводам. В частности, в результате трансформации самой сути межрегиональной конкуренции она все чаще становится монополистической конкуренцией, победа которой в значительной степени связана с поиском и созданием уникальных конкурентных преимуществ, уникальных региональных продуктов и предложений для потенциальных клиентов территории.

Таким образом, источником повышения конкурентоспособности региона является эффективность организационной и управленческой деятельности в регионе, которая в практическом плане осуществляется в рамках региональной экономической политики.

Современное региональное экономическое и социальное развитие происходит в условиях все более конкурентоспособного региона, что позволяет создать благоприятные условия для предпринимательской деятельности и повысить качество жизни населения. Одной из важных проблем современной России является значительная дифференциация темпов экономического развития в российских регионах. Рыночные условия также изменили понимание региональной политики, проводимой федеральным центром и самими регионами.

Конечной целью любой экономической системы является повышение уровня и качества жизни населения. Это повысило важность не только экономических и социальных факторов, но и конкурентных аспектов регионов. В условиях нестабильной экономической обстановки, которая осложняется последствиями мирового финансового кризиса, конкурентоспособность является решающим фактором, который может обеспечить новаторство России в целом и стратегическое развитие регионов.

В настоящее время проблемы развивающихся стран региона и конкурентоспособности регионов должны быть одним из наиболее важных приоритетов в области развития. Таким образом, в процессе формирования политики региона следует в полной мере учитывать понимание региональной конкурентоспособности и особенностей регионального экономического развития.

Переход российской экономики от экспорта к инновационному социально-ориентированному развитию повысит конкурентоспособность российской экономики за счет расширения ее сравнительных преимуществ, использования новых источников экономического роста и улучшения благосостояния.

При рассмотрении существа, целей, задач и организационных особенностей разработки и осуществления региональной экономической политики, направленной на повышение конкурентоспособности региона, был сделан еще один важный вывод. Это касается того факта, что сложная задача обеспечения конкурентоспособного руководства региона в области межрегиональной конкуренции немыслима без осуществления структурных изменений в экономике региона. Это означает, что региональная экономическая политика должна быть структурной по своему характеру. Она должна быть построена таким образом, чтобы создать условия, с одной стороны, для инициирования структурных изменений в экономической и региональной сферах, а с другой для быстрой адаптации региона к изменениям в факторах и условиях внешней среды.

В значительной степени благодаря этим процессам широкое расширение региональных субъектов на мировом рынке привело к существенным изменениям не только в подходах, методах и инструментах управления и регулирования международных экономических отношений, но и в рамках региональной экономической политики, осуществляемой в странах. В этом контексте еще один важный вывод заключается в том, что в сегодняшнем контексте региональная экономическая политика уже не является инструментом чисто внутренней экономической политики государства и превратилась в инструмент управления, в значительной степени отвечающий за конкурентоспособность страны. Этот новый статус обусловлен также тем фактом, что регион по сравнению с национальной экономикой обладает значительно более адаптивным потенциалом в плане изменения внешних условий и менее инерции в процессе развития. Это является широким способом концентрации факторов производства в сравнительно короткий период времени, создавая необходимые условия для воздействия масштабов производства, воздействие агломерации, на которое в значительной степени зависит конкурентоспособность территории и действующих в ней экономических субъектов.

Процесс совершенствования государственной региональной политики в странах (в том числе в России), наряду с делегированием региональным органам достаточных полномочий для независимого формирования собственных стратегий развития, выбор инструментов и механизмов их осуществления и совершенствование системы экономического федерализма способствуют активной интеграции регионов в микрорегионализации процесс. Это, в свою очередь, еще более усиливает важность региональной экономической политики как инструмента управления, который выходит далеко за пределы административных границ конкретного региона. Сам процесс, микрорегионализации с этой точки зрения, следует рассматривать в качестве инструмента повышения конкурентоспособности региона. Она может служить катализатором для формирования и развития региональных производственных комплексов и их интеграции в международные производственные, финансовые и торговые системы логистического обеспечения.

ВЫВОДЫ

Следовательно, истоки повышения конкурентоспособности региона лежат в эффективности организационно-управленческой деятельности в регионе, которая в практическом плане реализуется посредством региональной экономической политики.

В результате этих процессов широкое расширение региональных субъектов на мировом рынке привело к существенным изменениям не только в подходах, методах и инструментах управления и регулирования международных экономических отношений, но и в рамках региональной экономической политики, осуществляемой в странах. В этом контексте еще один важный вывод заключается в том, что в сегодняшнем контексте региональная экономическая политика уже не является инструментом чисто внутренней экономической политики государства и превратилась в инструмент управления, в значительной степени отвечающий за конкурентоспособность страны. Этот новый статус обусловлен также тем фактом, что регион по сравнению с национальной экономикой обладает значительно более адаптивным потенциалом в плане изменения внешних условий и менее инерции в процессе развития. Это является широким способом концентрации факторов производства в сравнительно короткий период времени, создавая необходимые условия для воздействия масштабов производства, воздействие агломерации, на которое в значительной степени зависит конкурентоспособность территории и действующих в ней экономических субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов, Н.Т. Территориальная организация общества в России // Теоретические проблемы региональной политики и региональное реформирование. Кн. 2. - СПб.: Петрополис, 1994.- С. 5-41.

2. Швец, И.Ю. Управление пространственным развитием региона/ И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец: Монография. - М.: Онтопринт, 2016. -402 с.

3. Чепурных, Н.В. Региональное развитие. Сельская местность / Чепурных Н.В., Новоселов А.Л., Мерзлов А.В. - M.: «Наука», 2006. - 384 с.

4. Григорьев, Л.М. Региональные проблемы и региональная политика / Григорьев Л.М., Зубаревич Н.В., Урожаева Ю. // В кн.: Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации / Науч. ред.: Л.М. Григорьев, Н.В. Зубаревич, Г. Хасаев. - М.: ТЕИС, 2011. -С. 86-109.

5. Добрынин, Н.М. Российский федерализм: генезис, эволюция: избранные публикации: 2 т. Т. 2 / Н.М. Добрынин. - Новосибирск: Наука, 2008. - 494 с.

6. Экономическая стабилизация и развитие региональной экономики: Монография под ред.

B.С. Золотараева, В.Ю. Наливайского / Рост. гос. экон. акад. - Ростов-на-Дону, 1999. - 186 с.

7. Швец, И.Ю. Региональный механизм управления развитием сферы туризма: Монография / И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец. - М.: Издательство «ОнтоПринт», 2016. - 500 с.

8. Швец, И.Ю. Размещение производительных сил и регионалистика РФ/ И.Ю. Швец, Ю.Ю. Швец. - Симферополь: Диайпи, 2013. - 361 с.

9. Кулаковский, Г.П. Интеграция региона в инновационное пространство // Ученые записки Северо-Восточного гуманитарного института. Ежегодный сборник. - Нерюнгри: Изд. СВГИ, 2009. - С. 112-115.

10. Региональная экономика / Тяглов С.Г., Черныш Е.А., Молчанова Н.П., Черненко О.Б., Новикова А.А., Левицкая Н.А., Молчанов И.Н., Салтанова Т.А. / Под ред. профессора Н.Г. Кузнецова и профессора С.Г. Тяглова. Серия «Учебники и учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 303 с.

11. Валеахметов, Н.И. Создание регионального кластера как способ экономического развития территории / Н.И. Валеахметов, А.Н. Цацулин // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2009. -№ 4 (81). - С. 281-288.

12. Региональная политика, направленная на снижение территориальных, экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации: проект концепции / С.С. Артоболевский и др. // Регион. - 2001. - № 1. - С. 322.

13. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. — М.: Наука, 2004. -720 с.

14.Нижегородцев, P.M. Россия перед выбором // Экономика развития региона: проблемы, поиски перспективы: Ежегодник. Вып.7: в 2 т. - Волгоград: Изд-во ВолГУ. 2006. - Т. 1. - 625 с. -

C. 12-24.

15. Рукина, И.М. Регион и его роль в создании общего экономического пространства / И.М. Рукина // Экономическая наука современной России. 2003. - № 3. - С. 73-85.

16. Фролов, Д.П. Институциональный подход в теории и практике региональной экономики / Д.П. Фролов // Региональная экономика: теория и практика. - 2008. - № 25. - С. 19-24.

INTERREGIONAL COMPETITION, WAYS TO IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF

THE REGION

Shvets I.Yu.12

1 Institute for Management Issues VA Trapeznikov Russian Academy of Sciences, Moscow 2 Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Annotation. The processes of expansion of regional entities in the world market have led to significant changes not only in approaches, methods and instruments for the management and regulation of international economic relations, but also within the framework of regional economic policies carried out in countries. Regional economic policy is no longer an instrument of purely domestic economic policy of the state and has become a management tool, largely responsible for the country's competitiveness. This new status is also due to the fact that the region, in comparison with the national economy, has a much more adaptive potential in terms of changing external conditions and less inertia in the development process. This is a broad way of concentrating the factors of production in a relatively short period of time, creating the necessary conditions for the impact of the scale of production, the impact of the agglomeration, on which the competitiveness of the territory and the economic actors operating in it largely depends.

Key words: competition, interregional competition, region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.