Научная статья
УДК 159.942-057.876
doi: 10.35266/2949-3463-2024-1-6
ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Наталья Игоревна Кошкарова1, Ольга Геннадьевна Литовченко ш
1 Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия
2 Сургутский государственный университет, Сургут, Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4479-5661
2 [email protected] в, https://orcid.org/0000-0002-8368-2590
Аннотация. Целью данного исследования являлось изучение особенности психоэмоционального состояния студентов технического колледжа. В работе использовался опросник «Самочувствие, активность, настроение». По результатам было выявлено, что медианные значения шкал в общей группе студентов соответствовали благоприятному состоянию. Значения по всем шкалам в группе девушек были выше. Статистически значимых отличий по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение» между значениями исследуемых групп девушек и юношей не наблюдалось, как и между группами разного возраста.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студенты колледжа, самочувствие, активность, настроение
Шифр специальности: 5.3.7. Возрастная психология.
Для цитирования: Кошкарова Н. И., Литовченко О. Г. Показатели психоэмоционального состояния студентов технического колледжа // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 1. С. 42-47. DOI 10.35266/2949-3463-2024-1-6.
Original article
INDICES OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF ENGINEERING VOCATIONAL SCHOOL STUDENTS
Natalia I. Koshkarova1, Olga G. Litovchenko ш
1 Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia
2 Surgut State University, Surgut, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4479-5661
2 [email protected] B, https://orcid.org/0000-0002-8368-2590
Abstract. The purpose of the research was to study the features of psycho-emotional state of engineering vocational school students. A "wellbeing, activity, mood" questionnaire was used in the research. According to the results of the questionnaire, median scale values of the entire group of students were equivalent to psycho-emotional well-being. The values of all scales were higher in the women's group. There were no statistically significant differences in "well-being", "activity" and "mood" indices either between the studied groups of young men and women, or between the groups of students of different age.
Keywords: psycho-emotional state, vocational school students, well-being, activity, mood Code: 5.3.7. Developmental Psychology.
For citation: Koshkarova N. I., Litovchenko O. G. Indices of psycho-emotional state of engineering vocational school students. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2024;25(1):42-47. DOI 10.35266/ 2949-3463-2024-1-6.
ВВЕДЕНИЕ
Учащимся учреждений среднего профессионального образования свойственны особые условия жизни и труда, и следствием учебного процесса у них становятся в том числе и изменения физиологического и психологического характера, цель которых -приспособиться к новым условиям. По сравнению со школой колледж характеризуется совершенно другими условиями протекания процессов обучения и развития, и структура образования в нем тоже иная. Кроме этого, студенты сталкиваются со сменой оценочных критериев, неравномерным и резким ростом нагрузки и умственной работы, крайне возрастающим в период зачетов и экзаменов, появляются профилирующие предметы, изменяются формы контроля. Также изменения касаются отношений между учащимися и преподавателями [1, 2, 3].
Осложняют процесс приспособления к новым условиям такие факторы, как нарушение питания, несоблюдение режимов отдыха и труда, постоянное фоновое эмоциональное и психическое напряжение; в некоторых случаях это может привести к развитию неблагоприятных состояний и даже болезней [4].
Эффективность протекания процессов приспособления к изменившимся характеристикам учебной и трудовой деятельности, а также показатели здоровья во многом связаны со способностью преодолевать стресс, которая состоит из разнообразных личностных свойств, среди которых можно выделить нормальную самооценку, низкий уровень общей тревожности и напряжения (психического и нервного), эмоциональную стабильность, находящуюся в пределах нормальных значений работоспособность. Стрессоустой-чивость проявляется во всех сферах жизнедеятельности индивида и является залогом достижения поставленных им целей [3, 5].
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Исследование осуществлялось в осенне-зимний период, в течение которого были опрошены студенты первых трех курсов Многопрофильного колледжа ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет».
Общее число респондентов - 215 чел., из которых 54,9 % (118 чел.) - юноши и 45,1 % (97 чел.) - девушки. Средний возраст студентов составил 17,5 ± 1,4 лет. Обследование осуществлялось в утренние часы. Действие стрессовых факторов, таких как соревнования, экзамены зачеты и другие мероприятия, исключалось.
Для определения психоэмоционального состояния использовали методику «Самочувствие, активность, настроение» (далее - САН), разработанную сотрудниками ФГАОУ ВО «Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России» В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шараем и М. П. Мирошни-ковым в 1973 г. [6]. Данный тест хорошо зарекомендовал себя на практике и широко используется при проведении различного рода психофизиологических обследований. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений [6, 7]. Средний балл каждой шкалы равен 4; оценки выше 4 баллов говорят о благоприятном состоянии респондента. Значения ниже 4 баллов характеризуют состояние респондента как «неблагоприятное». Нормальные оценки состояния располагаются в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Для психоэмоционального напряжения характерны низкие значения шкал опросника САН [5]. Принято считать, что на основании трех выделенных категорий можно получить достаточно объективную характеристику функционального состояния организма человека. «Самочувствие» характеризуется набором ощущений субъективного характера, которые демонстрируют то, насколько комфортно индивиду в психологическом и физическом планах; оно может быть как параметром, сводящим воедино весь комплекс ощущений, так и тяготеть к определенным его формам или местам локализации. «Активность» - общее свойство организмов, которое представляет собой динамику их развития, источник взаимодей-
ствия с окружающим миром, способность к преобразованию и реагированию. «Настроение» - объектная особенность, которая появляется в эмоциональной сфере и проявляется в ответ на влияние любого характера; может восприниматься как определенное состояние или как эмоциональный фон [8, 9].
Полученный материал обрабатывался на персональном компьютере с помощью пакета прикладных программ Statistica 10.0. Для каждой категории: «Самочувствие», «Активность», «Настроение» вычислялись медиана (Ме) и квартили (01-03). Для оценки нормальности распределения использован метод Колмогорова - Смирнова. Распределение значений
Значения по всем шкалам в группе девушек были выше, однако статистически значимых отличий между значениями показателей юношей и девушек не выявлено. Более низкие медианные значения выявлены для шкалы «Активность». Особенно в группе юношей
выборки не подчинялось закону нормального распределения. Достоверность различий признаков (р) в сравниваемых группах определялась по ^-критерию Манна - Уитни для несвязанных выборок. За критический уровень значимости различий принято значение p < 0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты исследования позволили выявить, что медианные значения шкал опросника САН в общей группе соответствовали благоприятному состоянию, значения находились в диапазоне 5,00-5,40 баллов (см. рисунок).
медианные значения равны 4,70, что близко к среднему значению данного показателя (табл. 1, 2). В таблицах результатов исследования введены условные обозначения, где «С» - самочувствие, «А» - активность, «Н» - настроение.
Таблица 1
Показатели шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» у юношей технического колледжа (Ме), баллы
Показатели Шкалы
С А Н
Ме 4,90 4,70 5,30
01-03 3,50-6,20 3,65-5,95 4,15-6,30
Частота встречаемости значений меньше 4 (%) 15,32 % 14,22 % 9,01 %
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
© Кошкарова Н. И., Литовченко О. Г., 2024 1111 44
цз
5,60 5,40 5,20 5,00 4,80 4,60 4,40 4,20
5,40
5,45
5,30
Юноши и девушки Юноши Девушки
■ самочуствие ■ активность ■ настроение
Рисунок. Показатели шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» (Ме), баллы
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Таблица 2
Показатели шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» у девушек технического колледжа (Ме), баллы
Показатели Шкалы
С А Н
Ме 5,10 5,05 5,45
Q1-Q3 4,08-6,50 4,10-5,83 4,38-6,50
Частота встречаемости значений меньше 4 (%) 10,04 % 9,01 % 9,91 %
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Процент встречаемости юношей - студентов технического колледжа с неблагоприятным состоянием по шкалам составил: «Самочувствие» - 15,32, «Активность» - 14,22, «Настроение» - 9,01 (табл. 1). По мнению А. Д. Соколова и его соавторов, это может быть связано с неудовлетворенностью результатами обучения и с низкой успеваемостью [10].
В группе девушек значения нижних квартилей по всем шкалам превышали 4 балла, что соответствует благоприятному состоянию, также и удельный вес девушек со значениями менее 4 по шкалам «Самочувствие» и «Активность» меньше, чем юношей (табл. 2).
Для выявления специфики показателей психоэмоционального состояния студентов технического колледжа целесообразно сравнить полученные данные с результатами других авторов, исследовавших иные группы учащихся. Так, в исследовании Е. Ю. Шала-мовой с участием студентов младших курсов БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия», значения по шкале «Активность» были наименьшими [9]. Напротив, в исследовании Е. А. Захаровой, у студентов первого курса Технического института (филиала) ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова» в г. Нерюнгри в первом семестре показатель активности был наивысшим [5]. Оценивая общий показатель теста САН, отмечено, что эмоциональное состояние студентов имеет среднюю оценку совокупности показателей «Самочувствия», «Активности» и «Настроения» - 4,93. Значения показателей, полученные А. А. Калаевой у учащихся 10-х классов общеобразовательной школы, свидетельствовали о хорошем состоянии учащихся. Также значения шкалы «Настроение» были наивысшими и составляли 7,15 баллов [6].
Исследовать функциональное психологическое состояние необходимо не только на основе показателей абсолюта, но и руководствуясь соотношением величин, полученных в соответствии со шкалами. В случае нормального функционального психологического состояния данные по самочувствию, активности и настроению, полученные благодаря самостоятельному анализу, можно сопоставить друг с другом, но, если оно ухудшится, - это неизбежно приведет к изменению соотношения между величинами опорных шкал. В данном исследовании обнаружено относительное снижение самочувствия и активности по сравнению с настроением, предположительно вследствие накопления усталости к концу первого семестра обучения.
Значения медиан в изученных возрастных группах по всем шкалам «Самочувствие», «Активность» и «Настроение» свидетельствовали о нормальном общем состоянии, однако по шкалам «Самочувствие» и «Активность» в группе 18-летних значения были снижены относительно других возрастов (табл. 3). Удельный вес студентов со значениями меньше 4 баллов в группе 18-летних был наивысшим. Также и нижние квартили имели наименьшие значения в данной возрастной группе, что может говорить о некоторых дезадаптивных процессах, вызванных рядом факторов, связанных с индивидуальными особенностями студентов, состоянием здоровья, большим объемом профильных предметов, практических занятий, производственной практикой, физической нагрузкой. Статистически значимых отличий изучаемых показателей в группах разного возраста не обнаружено.
Таблица 3
Показатели шкал «Самочувствие», «Активность», «Настроение» в возрастных группах (Ме), баллы
Возраст Шкалы Ме Q1-Q3 Значения меньше 4 (%)
16 лет С 5,40 4,20-6,70 7,21
А 5,10 4,20-6,30 5,41
Н 5,60 4,60-6,80 7,21
17 лет С 4,80 4,00-5,75 5,75
А 5,00 3,88-5,40 5,40
Н 5,15 4,10-5,93 5,93
18 лет С 4,70 3,03-6,53 9,91
А 4,45 3,30-6,08 9,01
Н 5,40 3,63-6,70 6,31
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По данным опросника САН, большая часть студентов технического колледжа имеет благоприятные показатели эмоционального, физического состояния и настроения. Статистически значимых отличий по показателям «Самочувствие», «Активность», «Настроение» между значениями исследуемых групп девушек и юношей не наблюдалось, как и между
Список источников
1. Индейкина О. С., Хошгелдиева Ш. Самочувствие, активность и настроение учащихся // Теоретические и прикладные аспекты естественнонаучного образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 19 мая 2022 г., Чебоксары. Чебоксары : Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 228-231.
2. Злоказова М. В., Семакина Н. В., Убайдуллае-ва М. А., Ланских Ю. В. Использование динамической оценки самочувствия, активности и настроения студентов технического вуза для оптимизации учебного процесса // Совершенствование воспитательной работы в вузе: патриотическое воспитание : сб. ст. VI Межвуз. науч.-практ. конф., 02-06 декабря 2019 г., Киров. Киров : Вятский государственный университет, 2020. С. 109-113.
3. Шукуров Ф. А. Психоэмоциональное состояние и успеваемость студентов в процессе их обучения // Агаджаняновские чтения : материалы II Всерос. науч.-практ. конф. Посвящается 90-летию со дня рождения академика Н. А. Агаджаняна, 26-27 января 2018 г., Москва. Москва : Российский университет дружбы народов (РУДН), 2018. С. 303-304.
4. Кашина Ю. В., Покровский В. М., Чередник И. Л., Бурлуцкая А. В. Комплексная оценка адаптации студентов к процессу обучения в вузе // Человек. Спорт. Медицина. 2023. Т. 23, № 1. С. 73-79.
5. Захарова Е. А. Эмоциональное состояние студентов в первый семестр обучения // Международный студенческий научный вестник. 2019. № 3. С. 60.
группами разного возраста. На данном этапе следует осуществлять мониторинг состояния студентов и проводить контрольные тестирования в начале и в конце учебного года, для поддержания благополучного психоэмоционального состояния. Для определения состояния студента на разных этапах обучения целесообразно использовать метод САН.
References
1. Indeikina O. S., Khoshgeldieva Sh. Samochuvstvie, aktivnost i nastroenie uchashchikhsia. In: Proceedings of the All-Russian Research-to-Practice Conference "Teoreticheskie i prikladnye aspekty estestvenno-nauchnogo obrazovaniia", May 19, 2022, Cheboksary. Cheboksary: Chuvash State Pedagogical University named after I. Ya. Yakovlev; 2022. p. 228-231. (In Russian).
2. Zlokazova M. V., Semakina N. V., Ubaidullaeva M. A., Lanskikh Yu. V. Ispolzovanie dinamicheskoi otsenki samochuvstviia, aktivnosti i nastroeniia studentov tekhnicheskogo vuza dlia optimizatsii uchebnogo protsessa. In: Proceedings of the 6th Inter-University Research-to-Practice Conference "Sovershenstvovanie vospitatelnoi raboty v vuze: patrioticheskoe vospi-tanie", December 02-06, 2019, Kirov. Kirov: Vyatka State University; 2020. p. 109-113. (In Russian).
3. Shukurov F. A. Psychoemotional state and accessibility of students in the process of their training. In: Proceedings of the 2nd All-Russian Research-to-Practice Conference "Aghajanian's Reading. Dedicated to the 90th anniversary since the birth of academician N. A. Aghajanian ", January 26-27, 2018, Moscow. Moscow: RUDN University; 2018. p. 303-304. (In Russian).
4. Kashina Yu. V., Pokrovskii V. M., Cherednik I. L., Burlutskaia A. V. Comprehensive assessment of adaptation to university among students. Human. Sport. Medicine. 2023;23(1):73-79. (In Russian).
6. Калаева А. А. Исследование состояний обучающихся 10-х классов по методике САН // Научный альманах. 2019. № 1-2 (51). С. 198-201.
7. Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., Мирошни-ков Н. П., Шарай В. Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. Т. 19, № 6. С. 141- 145.
8. Кабачкова А. В. «Самочувствие-активность-настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 29-31.
9. Шаламова Е. Ю., Сафонова В. Р. Психофункциональный статус, качество жизни и совладание со стрессом студентов северного медицинского вуза // Индивидуальные и региональные факторы образа жизни в формировании здоровья участников образовательного процесса. Сургут : Библио-графика, 2016. С. 4-103.
10. Соколов А. Д., Рыспекова Ш. О., Жумакова Т. А., Артыкбаева У. С., Ерлан А. Е., Жунистаев Д. Д., Хасенова К. Х., Джусипбекова Б. А., Алпысбае-ва К. К. Изменения эмоционального состояния студентов в ходе учебного процесса // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 3-4. С. 556-559.
Информация об авторах
Н. И. Кошкарова - старший преподаватель. О. Г. Литовченко - доктор биологических наук,
доцент.
5. Zakharova E. A. The emotional state of students in the first semester. Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. 2019;(3):60. (In Russian).
6. Kalaeva A. A. Investigation of the condition of 10th grade students according to the SAN methodology. Scholarly almanac. 2019;(1-2):198-201. (In Russian).
7. Doskin V. A., Lavrenteva N. A., Miroshnikov N. P., Sharai V. B. Test differentsirovannoi samootsenki funktsionalnogo sostoianiia. Voprosy Psykhologii. 1973;19(6):141—145. (In Russian).
8. Kabachkova A. V. Well-being-activity-mood of first-year students when attending physical education classes. Theory and practice ofphysical culture. 2015;(7):29-31. (In Russian).
9. Shalamova E. Iu., Safonova V. R. Psikhofunktsion-alnyi status, kachestvo zhizni i sovladanie so stressom studentov severnogo meditsinskogo vuza. Individual-nye i regionalnye faktory obraza zhizni v formirovanii zdorovia uchastnikov obrazovatelnogo protsessa. Surgut: Bibliografika; 2016. p. 4-103. (In Russian).
10. Sokolov A. D., Ryspekova Sh. O., Zhumakova T. A. et al. Izmeneniia emotsionalnogo sostoianiia studentov v khode uchebnogo protsessa. Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovanii. 2016;(3-4):556-559. (In Russian).
Information about the authors
Natalia I. Koshkarova - Senior Lecturer. Olga G. Litovchenko - Doctor of Sciences (Biology), Docent.