Научная статья на тему 'Показатели оценки организационно-технологических решений при проектировании организации и производства работ на железнодорожном транспорте'

Показатели оценки организационно-технологических решений при проектировании организации и производства работ на железнодорожном транспорте Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
415
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / КАЧЕСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шехтман Е. И.

Приводятся основные показатели оценки организационно-технологических решений при проектировании организации и производства работ на железнодорожном транспорте, а также ранжирование удельных технико-экономических показателей на основе экспертного опроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели оценки организационно-технологических решений при проектировании организации и производства работ на железнодорожном транспорте»

Проблематика транспортных систем

Кроме того, организация данного вида перевозок в России позволит более равномерно загрузить транспортную инфраструктуру страны, что обеспечит повышение эффективности ее работы и наиболее полное соответствие высоким требованиям потребителей транспортных услуг, даст возможность гибко реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Опыт зарубежных стран доказывает экономическую эффективность контрейлерных перевозок.

Библиографический список

1. Using discrete event simulation to evaluate different railway container wagon alternatives, Hilmola Olli-Pekka, Saranen Juha (Доступно по адресу http://www.intermodal-lognet.eu/fi/seminars/lognetworkshop2008).

2. Совет министров транспорта Европейских государств

(www. internationaltransportforum. org).

3. Параметризация технологии контрейлерных перевозок внешнеторговых грузов : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.08 / Снигур Ольга Валерьевна. - М., 2006. -207 с. - Библиогр.: с. 7-16.

4. Выбор технико-технологических параметров системы контрейлерных перевозок на железнодорожных направлениях сети : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.08 / Шапкин Андрей Сергеевич. - М., 2004. - 151 с. - Библиогр.: с. 11-24.

5. Development of Small-scale Intermodal Transport in a Systems Context, Doctor’s Dissertation, Woxenius, J.: Department of logistics and transportation, Chalmers University of Technology, Goteborg 1998. - РР. 15-47. - ISBN 91-7197-630-2.

6. Контрейлерные перевозки: два в одном: будет ли эффект? // РЖД-Партнер. -№ 9. - 2008 (доступно http://www.rzd-partner.ru/magazine/rzd-partner/133/4289.html).

Статья поступила в редакцию 16.04.2010;

представлена к публикации членом редколлегии Ю. И. Ефименко.

УДК 69.003

Е. И. Шехтман

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ОРГАНИЗАЦИОННОТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Приводятся основные показатели оценки организационно-технологических решений при проектировании организации и производства работ на железнодорожном транспорте, а также ранжирование удельных технико-экономических показателей на основе экспертного опроса.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

Проблематика транспортных систем

55

экономические показатели, проектирование, качество, планирование, организация.

Введение

Существующая система проектирования организации строительства и производства работ включает следующую организационно-технологическую документацию: проект организации строительства; проекты организации и производства работ; технологические карты на выполнение отдельных видов работ1.

1 Основные показатели оценки

В качестве обобщенных параметров для оценки организационно -технологических решений могут использоваться: объемные (V); ресурсные (R); пространственные (P); временные (T); качественные (K).

Очевидно, что на каждом уровне производственного планирования показатель, описывающий целевую функцию соответствующего уровня, должен иметь вид:

т

Г(Л) = !>,.■ xf • min(max), (1)

7=1

где xf - искомые переменные;

cj - коэффициенты при переменных, отражающие количественные зависимости;

m - число переменных.

Сущность решения задач производственного планирования при проектировании организации и производства работ состоит в поиске рациональных значений искомых переменных xf, при которых F(xj) достигает экстремума.

Другие параметры системы выступают в качестве ограничений и имеют следующий вид:

п

Tja,'xi <=>bi’ (2)

i=l

Организация, планирование и управление железнодорожным строительством : учебник / ред. В. П. Химченко.- СПб. : Военно-трансп. ун-т ж.-д. войск, 2004. - 480 с. -

ISBN 5-93583-009-4.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

Проблематика транспортных систем

где af - потребность в ресурсах на единицу переменной х[ ;

bf - ограничивающие показатели по каждому виду ресурса; n - общее число ресурсов.

Так, если в качестве целевой функции (1) служит продолжительность строительства комплекса объектов, которую необходимо минимизировать, то ограничениями (2) являются имеющийся уровень трудовых и материально-технических ресурсов (R) и требуемые объемы строительства

(V).

Искомыми переменными xf служит рациональная очередность возведения комплекса объектов.

Очевидно, что показатель, описывающий целевую функцию соответствующей подсистемы, на другом уровне производственного планирования может выступать в качестве ограничения, т. е. происходит взаимозаменяемость (1) и (2).

При проектировании организации отдельного вида работ в составе технологической карты (ТК) в качестве целевой функции и ограничений целесообразно использовать пространственные и временные параметры (P и T) соответственно. Оптимизация пространственных параметров позволит организовать работы в пространстве строительной площадки в ограниченные сроки.

При проектировании производства работ (ППР) по возведению отдельных объектов и их комплексов основным критерием эффективности формируемого календарного плана служит временной параметр (T). Ресурсные, объемные, пространственные и другие параметры являются соответствующими ограничениями.

При проектировании организации работ (ПОР) на годовую программу в качестве целевой функции используется минимизация колебаний уровня потребляемых ресурсов, т. е. ресурсный параметр (R). Другие параметры, формируемые при составлении ППР, выступают в качестве ограничений.

Как же адекватно оценивать организационно-технологические решения на любых уровнях производственного планирования, сравнивать их и производить выбор наиболее предпочтительных?

Для достижения этой цели предлагается использование объемных, пространственных, временных и качественных параметров путем их комбинирования в различных соотношениях и сочетаниях на каждом уровне производственного планирования строительных систем и подсистем.

Все многообразие формируемых технико-экономических показателей можно разделить на две основные группы:

абсолютные показатели;

относительные показатели.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

Проблематика транспортных систем

57

Абсолютными показателями являются объемные (количественные), временные, пространственные и ресурсные параметры, обладающие качеством аддитивности и формирующиеся из аналогичных показателей более низкого уровня. Эти показатели являются структурообразующими элементами, связывающими различные уровни проектирования организации строительства и производства работ (технологическая карта, ППР, ПОР).

К ним относятся:

1) количественные - объем работ в стоимостном измерении (руб.);

2) временные - общая продолжительность строительства (смен);

3) пространственные - площадь территории строительного

Л

генерального плана / строительной площадки (м );

4) ресурсные - трудоемкость строительства (чел.-смен).

Ко второй группе показателей принадлежат относительные или удельные технико-экономические показатели, использование которых рекомендуется при сравнении и выборе рациональных вариантов организационно-технологических решений.

Формирование и ранжирование удельных технико-экономических показателей производилось на основе экспертного опроса.

В результате установлено, что качество проектирования организации отдельного вида работ в составе технологической карты рекомендуется оценивать следующими показателями (по убыванию значимости):

1) темп выполнения работ (пог. м/смен, м /смен, м /смен);

-5

2) выработка в натуральном измерении (пог. м /чел.-ч, м/чел.-ч, шт/чел.-ч);

3) удельный объем грузовой работы на единицу продукции (т-м/шт.);

4) показатель полезного использования строительной площадки (£0/£схр, где £о - площадь, занимаемая объектом строительства, м2, £стр -площадь строительной площадки, м2);

3 2

5) удельная трудоемкость работ (чел.-смен/м , чел.-смен/м );

-5

6) удельная машиноемкость работ (маш.-смен/м );

7) средний разряд исполнителей;

8) удельный расход материально-технических ресурсов i-го вида на

-5

единицу продукции (т/м );

л

9) посменный расход i-го ресурса на 1 м строительной площадки

л

(т/м • смен);

10) уровень использования i- го вида ресурса (Ягтах/Ягср).

Для оценки качества организационно-технологических решений при разработке ППР рекомендуется использовать следующие техникоэкономические показатели:

1) продолжительность строительства объекта (смен);

-5

2) темп строительства объекта (пог. м /смен, м /смен);

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

Проблематика транспортных систем

3) выработка в натуральном измерении (изм/чел.-смен);

4) удельная трудоемкость возведения объекта (чел.-смен/изм.);

5) средний разряд исполнителей;

6) показатель застройки (£0/£схр);

7) коэффициент неравномерности движения рабочей силы (^Шах/^ср);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8) коэффициент неравномерности использования i-го вида

материально-технических ресурсов (Rm^/R^);

9) показатель совмещения работ календарного плана

П

п„„=2>,/п

7=1

10) уровень механизации (%).

Для оценки качества организационно-технологических решений при формировании ПОР на годовую программу работ рекомендуется использование следующих удельных технико-экономических показателей:

1) темп возведения всего комплекса объектов (изм/смен);

2) коэффициент неравномерности движения рабочей силы;

3) выработка в стоимостном измерении (руб/чел.-смен);

4) удельная трудоемкость при возведении всего комплекса объектов (чел.-смен/изм.);

5) показатель совмещения работ календарного плана;

6) показатель критичности работ календарного плана

т п

n^XVX^

i=1 i=1

т

где 2Х - затраты ресурсов на производство тех работ графика,

7=1

которые лежат на критическом и подкритических путях;

п

Xй' - то же на весь комплекс работ;

7=1

7) средний разряд исполнителей;

8) уровень механизации.

Значения коэффициентов конкордации показали высокую степень согласия экспертов.

Экспертами были установлены также численные величины значимости каждого показателя. Тогда сравнение и выбор рациональных вариантов организационно-технологических решений рекомендуется производить на основе суммарных величин значимости показателей. Вариант с максимальным значением суммарной величины является наиболее эффективным.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

Проблематика транспортных систем

59

Заключение

Данная система технико-экономических показателей позволяет формировать рациональные организационно-технологические решения при разработке технологических карт, проектов производства работ, проектов организации работ, а также производить их оценку и сравнение на каждом уровне производственного планирования.

Статья поступила в редакцию 03.05.2010;

представлена к публикации членом редколлегии Л. С. Блажко.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2010/2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.