Научная статья на тему 'Показатели оценки и пути совершенствования инвестиционного климата Пермского края'

Показатели оценки и пути совершенствования инвестиционного климата Пермского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
938
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ РИСК / ИНВЕСТИЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденко М.Н., Смакова Р.Ф.

В статье проведен анализ различных оценок инвестиционной привлекательности Пермского края. Выделены составляющие инвестиционного климата региона, находящиеся в компетенции региональной власти и оказывающие наибольшее влияние на его инвестиционную привлекательность. Даны рекомендации по направлениям совершенствования инвестиционной привлекательности края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели оценки и пути совершенствования инвестиционного климата Пермского края»

УДК 330.101.541

показатели оценки

и пути совершенствования инвестиционного климата

пермского края

М. н. руденко,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой национальной экономики и экономической безопасности E-mail: m. ru. ko@mail. ru

Р. Ф. СМАКОВА,

магистр второго года обучения кафедры национальной экономики и экономической безопасности E-mail: raylya-smakova@yandex. ru Пермский государственный национальный исследовательский университет

В статье проведен анализ различных оценок инвестиционной привлекательности Пермского края. Выделены составляющие инвестиционного климата региона, находящиеся в компетенции региональной власти и оказывающие наибольшее влияние на его инвестиционную привлекательность. Даны рекомендации по направлениям совершенствования инвестиционной привлекательности края.

Ключевые слова: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный риск, инвестиционная стратегия Пермского края; совершенствование инвестиционной привлекательности региона.

Благоприятный инвестиционный климат в регионе напрямую влияет на активность инвестиционной деятельности на его территории; в свою очередь активная инвестиционная деятельность является стимулом к интенсивному росту экономики региона.

Под инвестиционным климатом (ИК) региона понимается система социально-экономических

отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов на различных уровнях управления регионом, определяющая возможности компаний и формирующая у них стимулы к осуществлению продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест и расширению деятельности на его территории [5].

В настоящее время проблема заключается в недостаточной изученности факторов, определяющих инвестиционную привлекательность региона, в частности Пермского края. Как следствие, отсутствует методика оценки ИК, которая давала бы наиболее полную его характеристику, и, соответственно, не ясны возможные направления совершенствования инвестиционного климата.

В ходе исследования авторами проанализирован ряд оценок ИК Пермского края. Во-первых, интерес представляют показатели, по которым проводится оценка инвестиционной привлекательности региона. Во-вторых, особого внимания заслуживают сильные и слабые стороны ИК Пермского края, выделенные в рассмотренных исследованиях.

Материалы выбраны исходя из соответствия проблематике исследования, а также из расчета компетентности источников в исследуемой области -инвестиционный климат регионов России.

В рейтингах инвестиционной привлекательности регионов за 2009-2012 гг. [10-12], составленных рейтинговым агентством «Эксперт РА», Пермскому краю присвоен итоговый рейтинг 2В, характеризующий средний потенциал и умеренный риск инвестиционной деятельности в регионе.

При этом в рейтинге инвестиционного риска край находится в нижней половине, занимая 52-е место из 83. Такое положение связано с наличием большого числа составляющих инвестиционного риска: экономической, экологической, социальной и управленческой. Именно по этим направлениям, исходя из результатов данного исследования, требуется принимать меры в первую очередь.

Рассматривая рейтинг инвестиционного потенциала, в котором Пермский край занимает 13-е место, можно выделить такие сильные позиции региона, как высокий уровень природно-ресурсной и производственной составляющей, средние показатели по трудовой и потребительской составляющей, и низкие позиции - по инфраструктурной.

Ориентируясь на оценочные веса показателей риска и потенциала, в методику оценки ИК региона следует также включить как наиболее интересные для потенциальных инвесторов производственный, финансовый, инфраструктурный и трудовой факторы инвестиционного потенциала. При этом следует учесть социальный, финансовый, управленческий и экономический факторы инвестиционного риска.

В работе Центра экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЭФИР) при Российской экономической школе (при поддержке компании Emst&Young Russia и методологической поддержке Всемирного Банка и Европейского Банка Реконструкции и Развития) «Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах» за 2010 г. Пермский край был рассмотрен с нескольких позиций [6]. В частности, были определены наиболее серьезные барьеры, препятствующие практической деятельности коммерческих предприятий.

По мнению авторов, для совершенствования методики оценки ИК региона необходимо в первую очередь учитывать следующие факторы, приведенные в данном исследовании: инфраструктуру, финансовое регулирование, налоги и бизнес-лицензирование, коррупцию и трудовые ресурсы.

Исходя из результатов упомянутого исследования, можно сделать следующие выводы о состоянии ИК Пермского края:

1) наиболее серьезными препятствиями для деятельности предприятий в Пермском крае являются высокая ставка налогообложения, затрудненный доступ к финансированию, сложные условия аренды или выкупа земли, коррупция, сложность получения лицензий, административная нестабильность1 и неразвитость судебной системы. При этом, если фактор доступа к финансированию является решающим во всех исследуемых регионах, то по факторам коррупции и административной нестабильности край лидирует;

2) для малых предприятий основным препятствием в практической деятельности является коррупция; для средних - конкуренция в теневом секторе и сложность получения лицензий; для крупных - трудность аренды или выкупа земли. Во всех случаях наиболее серьезными барьерами для экономической деятельности в регионе авторы считают затрудненный доступ к финансированию и административную нестабильность.

Кроме того, можно отметить следующее: в крае существуют перебои с электроснабжением производства, высока доля предприятий, использующих сырье и материалы иностранного производства, относительно высок уровень преступности и низок процент финансирования инвестиций за счет внешних источников.

В совместном исследовании Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), международной аудиторской компании KPMG, Международного совета по сотрудничеству и инвестициям при РСПП и Комитета по международному сотрудничеству «Анализ инвестиционного климата Пермского края: мнение иностранных инвесторов» инвестиционная привлекательность региона была охарактеризована соотношением «барьеры ниже среднего - потенциал ниже среднего» [2]. При этом были выделены как сильные позиции инвестиционного потенциала - природно-ресурсный и размер доступного рынка промышленных товаров, так и слабые - географическое положение и научно-тех-

1 Под административной нестабильностью в данной работе понимаются постоянные кадровые перестановки в краевых органах власти, в частности в аппарате Правительства Пермского края, что приводит к отсутствию единой системы работы с инвестором.

- 45

ническая база. Основными составляющими инвестиционного риска были признаны законодательная, политическая, экономическая и трудовая.

Также, исходя из результатов этого исследования, можно говорить о наличии серьезного разрыва между ожиданиями инвесторов и действиями региональных властей, что может свидетельствовать о слабой связи этих субъектов инвестиционной деятельности.

В исследованиях «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2010-2011» и «Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2012», проведенных Евразийским институтом конкурентоспособности и консультационной компанией Strategy Partners Group по заказу общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», было рассмотрено 39 регионов Российской Федерации [8, 9].

Для составления методики оценки ИК региона в данном исследовании особый интерес представляют следующие группы факторов: доступность и уровень развития инфраструктуры, кадровые ресурсы, финансовые ресурсы, административные барьеры и коррупция.

В части характеристики Пермского края в итоговом рейтинге 2012 г. по индексу условий для развития бизнеса регион занял 18-19-е место против 9-го места в рейтинге 2010-2011 гг. Ухудшение состояния произошло по всем группам исследуемых показателей, но особенно были выделены такие препятствия для развития бизнеса в регионе, как кадровый и финансовый «голод» (особенно велика потребность в технических специалистах и «длинных» деньгах), несправедливая конкуренция (что может говорить о слабости законодательной базы) и различные административные барьеры. По уровню развития инфраструктуры и доступности недвижимости край также находится на последних позициях рейтинга.

В совместных публикациях Всемирного банка и Международной финансовой корпорации «Ведение бизнеса в России - 2009» и «Ведение бизнеса в России - 2012» были рассмотрены наиболее экономически развитые регионы России, представленные их крупнейшими городами [3, 4]. При этом Пермский край, представленный своей столицей -Пермью, занял только 7-е место в рейтинге благоприятности инвестиционного климата 2009 г. среди 10 регионов, а в рейтинге 2012 г. - 25-е место среди 30 регионов (9-е место среди 10 регионов, рассмотренных в 2009 г.).

Данное исследование рассматривало показатели, которые, по мнению аналитиков, отражают основные аспекты регулирования предпринимательской деятельности в регионе: создание компании; получение разрешений на строительство; регистрация собственности; международная торговля; подключение к системе электроснабжения. Эти факторы были выбраны для составления методики оценки ИК региона, поскольку являются характеристиками более общего фактора - «Административные барьеры».

По первому показателю («Создание компании») Пермский край занял 5-е место в рейтинге из 10 рассмотренных регионов (13-е из 30). Это говорит о том, что в крае для этого существуют не самые обременительные требования по сравнению с другими регионами. Для создания компании в крае необходимо пройти 7 процедур (на которые в среднем уходит 25 дней) и понести затраты, соответствующие 2,2 % от среднего дохода на душу населения.

По показателю «Получение разрешений на строительство» Пермь характеризуется следующими данными: количество процедур - 21, срок - 229 дней и затраты в 107,7 % от среднедушевого дохода населения. Таким образом, занимая 12-е место из 30 в рейтинге, столица края занимает средние позиции среди рассматриваемых регионов.

Показатель «Регистрация собственности» характеризуется в Пермском крае следующими данными: 4 процедуры, 47 дней, затраты в среднем 0,2 % от стоимости имущества. Такие характеристики обеспечивают краю 10-е место среди 10 регионов и 27-е среди 30, что говорит о низкой скорости и эффективности проводимых реформ по сравнению с регионами-конкурентами.

Последний рассматриваемый показатель -«Подключение к системе электроснабжения», по которому Пермь занимает 18-е место в рейтинге из 30 регионов (7-е место из 10). Причиной этому являются длительные сроки подключения - 305 дней (самые большие среди 10 рассматриваемых регионов), среднее количество процедур (6) и средний показатель стоимости процедуры (618,2 % от среднедушевого дохода).

Таким образом, данное исследование, несмотря на ограниченное число факторов, позволяет выделить направления оптимизации ИК по рассмотренным выше показателям.

В исследовании «Инвестиционная привлекательность городов России», проведенном журналом

Forbes [7], были выделены следующие факторы, важные для большинства инвесторов: наличие людских ресурсов - трудовой и потребительский потенциал, наличие сырьевых ресурсов и инфраструктуры, доступность земли и помещений для размещения производства, а также лояльность региональных властей к инвесторам. Кроме того, были отмечены барьеры: сопротивление со стороны региональной власти (заинтересованность в развитии бизнеса конкурентов), неразвитость инфраструктуры и недостаточный кадровый потенциал.

При этом главными отличительными чертами региона, идеального для ведения бизнеса, являются независимость бизнеса от власти, четкая работа правовой системы, низкий уровень коррупции, а также достаточный уровень потребления, вызванный стремлением населения повысить свой уровень жизни.

В рейтинге инвестиционной привлекательности из 30 городов России, составленном журналом Forbes [1], в 2011 г. Пермь занимала 8-е место, а в 2012 г. - уже 23-е. При этом регион, по мнению аналитиков, имеет благоприятную тенденцию к снижению уровня криминального риска, повышению качества жизни населения и увеличению оборота компаний. Конечно, существуют и проблемы: высокая стоимость подключения к электрическим сетям, низкие показатели трудового, инфраструктурного и финансового потенциалов, средний уровень административных барьеров.

Рассмотрев различные методики оценки ИК, можно свести их в общую формулу инвестиционной привлекательности региона в глазах потенциального инвестора: высокий инвестиционный потенциал региона в совокупности с низким уровнем инвестиционных рисков (барьеров). При этом важен не только общий уровень потенциала или риска, но и состояние определяющих их факторов.

На основании анализа приведенных исследований возможно создание единой методики оценки ИК региона, выбранного для реализации инвестиционного проекта. При этом следует уделить больше внимания тем составляющим инвестиционного потенциала или инвестиционного риска, которые в первую очередь обусловливают привлекательность региона для потенциального инвестора, а также непосредственно находятся в компетенции региональной власти.

Авторами предлагается проведение оценки ИК региона по показателям, отобранным на основании следующих факторов:

• мнение потенциальных инвесторов и значимость показателей по мнению экспертов в рассмотренных исследованиях;

• оценка экспертов организаций, призванных способствовать улучшению ИК регионов, отраженная в нормативных документах. В частности, это ключевые аспекты инвестиционной привлекательности региона, выделенные в Стандарте деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанном Агентством стратегиче ских инициатив [13];

• инфраструктурный потенциал - транспортное положение региона, доступность и качество промышленной инфраструктуры, в том числе для бизнеса, или деловой инфраструктуры (складские, выставочные помещения и т. п.);

• трудовой потенциал - трудовые ресурсы и их образовательный уровень;

• потенциал делового климата - развитие малого и среднего бизнеса, лояльность властей по отношению к инвесторам, приемлемые стоимость и сроки регистрации компании;

• институциональный потенциал - степень развития ведущих институтов рыночной экономики;

• законодательный и административный риски -юридические условия инвестирования в те или иные области или сектора экономики;

• управленческий риск - возможности регулирования и контроля;

• экономический и финансовый риски - экономические и в, частности финансовые, условия инвестирования в регионе;

• экологический риск - возможность неблагоприятных последствий для окружающей среды, а также чрезвычайных ситуаций вследствие осуществления человеком своей хозяйственной и иной деятельности.

По мнению авторов, оценка региона по данным показателям будет полезной всем группам заинтересованных лиц и организаций.

Региональные власти будут способны выявить сильные и слабые места инвестиционной привлекательности субъекта, что может стать базой для создания новых или корректировки имеющихся положений стратегии регионального инвестиционного развития с целью развития компонентов инвестиционного потенциала и нивелирования инвестиционных рисков.

Потенциальные инвесторы смогут получить наиболее полные данные о возможностях развития бизнеса на территории региона и вероятных препятствиях на этом пути.

Государственные и общественные организации по работе с инвесторами смогут реально оценить инвестиционные возможности и риски субъекта и в соответствии с этим производить отбор компаний потенциальных инвесторов, устраивать для них рекламные кампании региона как места реализации инвестиционных проектов и предлагать решения, способные сделать инвестиционную деятельность в регионе более простой и эффективной.

Однако, оценивая инвестиционную привлекательность региона по приведенному набору показателей, необходимо учитывать, что могут иметь место противоречия как в самой системе показателей (улучшение ситуации по одному фактору может ухудшить ее в другом), так и в отношении системы показателей к иным целям и приоритетам социально-экономического развития региона. Исходя из этого принципа и основываясь на имеющихся данных о состоянии ИК Пермского края, авторы рекомендуют следующие пути его совершенствования.

Развитие инфраструктурного потенциала Пермского края. Совершенство инфраструктуры является одним из ведущих факторов, влияющих на решение инвестора о реализации в регионе инвестиционного проекта. Предлагаются следующие направления развития инфраструктуры региона:

- использование проектов с привлечением федеральных финансовых средств на повышение инвестиционной привлекательности края (проекты «Большое Савино», БЕЛКОМУР, «Пермь 2»);

- снижение изношенности объектов коммуникаций силами поставщиков услуг и региональных властей, в том числе с использованием энергосберегающих технологий;

- перевод части расходов по прокладке коммуникаций и подключению к ним на поставщика услуг и региональный бюджет;

- развитие путей сообщения на территории края и повышение их плотности через ежегодное выделение определенного процента краевого бюджета на сооружение нового дорожного покрытия, отвечающего мировым стандартам;

- обеспечение транспортной сети в крупных городах края многоуровневыми парковками;

- возведение новых объектов деловой и досу-говой инфраструктур или модернизация име-

ющихся в условиях государственно-частного партнерства.

Развитие трудового потенциала Пермского края. Данный регион характеризуется средним уровнем трудового потенциала, в то время как этот показатель является одной из наиболее важных составляющих инвестиционного потенциала края. Поскольку трудовой потенциал напрямую влияет на размер социального риска и уровень производственного потенциала, необходимо использовать все пути повышения последнего в регионе, а именно:

- дальнейшее развитие региональных программ, направленных на повышение профессионального уровня трудовых ресурсов и удержание в крае квалифицированного населения;

- расширение сферы реализации программ самозанятости в городе и на селе с помощью обучающих предпринимательских курсов;

- развитие системы заказа на специалистов вузам;

- повышение эффективности работы центров занятости населения;

- обеспечение притока молодых кадров в инновационные производства через систему поддержки студентов, магистров и исследователей, специализирующихся на приоритетных для потенциальных инвесторов направлениях.

Развитие делового потенциала Пермского края. Деловой потенциал определяет удобство реализации проекта на территории региона. Поскольку он напрямую связан с величиной управленческого риска инвестиций, необходим комплексный подход к развитию данного фактора инвестиционного потенциала, а именно:

- совершенствование и четкое регламентирование деятельности службы «одного окна», введение единого электронного реестра компаний, отказ от требований, не соответствующих современному уровню развития делопроизводства (в частности при операционной деятельности печати следует заменить электронной подписью);

- принятие нормативных актов, ограничивающих субъективное отношение к нескольким инвесторам, представляющим одну сферу деятельности;

- наполнение и периодическая актуализация электронного ресурса о порядке оформления документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;

поддержка предприятии, экспортирующих не сырьевую, а инновационную продукцию (в частности информационная - представительствами Пермского края в других регионах); административная поддержка предприятии, привлекающих к сотрудничеству иностранные компании инновационного сектора. Развитие институционального потенциала Пермского края. Данный фактор является самым важным среди рассматриваемых и характеризуется, прежде всего, низкой эффективностью государственных институтов края, отвечающих за экономическую деятельность, регулирование и контроль. Для его развития необходимо, в первую очередь, следующее:

- поддержка расширения деятельности СРО и других саморегулирующих рынок институтов;

- развитие в крае бизнес-представительств различных стран и регионов (по примеру представительства провинции Китая);

- развитие институтов, обеспечивающих равноправный диалог между представителями бизнеса и власти;

- активизация деятельности Агентства содействия инвестициям Пермского края в поиске инвесторов и их деятельности на стартовых площадках для высокотехнологичных стартап-проектов (Greenfield Projects);

- стимулирование к более продуктивной деятельности Ассоциации международного партнерства «Пермский регион» (объединение компаний-инвесторов и муниципалитетов с целью упрощения работы в регионе и повышения узнаваемости региона для инвесторов);

- повышение эффективности деятельности экспертной группы «Инвестиционная привлекательность региона. Комфортная бизнес-среда», действующей на основании указа губернатора Пермского края;

реализация проекта по созданию индустриальных парков;

привлечение на территорию края международных организаций через их представительства и инвестиционно привлекательные проекты; - реализация положений Инвестиционной стратегии Пермского края и Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного ИК в регионе с их постоянной корректировкой в соответствии с результатами.

Устранение законодательных и административных барьеров. Здесь рекомендуется реализация следующего комплекса мер:

- четкое определение законодательной базы для инвестиционной деятельности в регионе. Ключевыми документами для инвестиционного развития региона должны стать Инвестиционная стратегия Пермского края и Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, при этом все нормативные акты по инвестиционной деятельности должны следовать приоритетам, обозначенным в них;

- развитие института оценки регулирующего воздействия нормативных правовых актов в части инвестиционной политики края;

- разработка и внедрение в практику четко определенных механизмов, процедур и регламентов взаимодействия с инвесторами;

- разработка и реализация на практике нормативных актов, утверждающих права инвестора, определение услуг, которые он имеет право получить от региональных органов власти и различных специализированных органов с участием регионального капитала, реализация иных мер, упрощающих ведение инвестиционной деятельности в крае.

Устранение управленческих барьеров. Учитывая серьезность последствий управленческих рисков в инвестиционной деятельности, на региональном уровне необходима реализация комплекса следующих мер:

- упрощение всех процедур, необходимых для осуществления деятельности фирмы (как пример, создание муниципальной структуры, которая по доверенности от инвестора занималась бы подготовкой всей необходимой документации);

- личный контроль губернатором всех инвестиционных проектов хотя бы на первоначальном этапе (обеспечение постоянного прямого доступа инвестора к губернатору для повышения эффективности деятельности чиновников, участвующих в реализации проекта);

- реализация механизма обратной связи на интернет-ресурсах представителей региональной власти;

- создание и реализация стратегических программ по борьбе с коррупцией и с теневым сектором в регионе;

- внедрение механизма персональной ответственности сотрудника региональной администрации или аффилированного специализированного агентства (фактически прикрепленного к инвестору проектного менеджера региональной администрации) за оперативную реализацию инвестиционного проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Устранение экономических и финансовых барьеров. Экономические инвестиционные риски в регионе зависят от типа будущей деятельности и сектора реализации инвестиционного проекта. По мнению авторов, в среднесрочной перспективе необходимы следующие меры:

- снижение части региональных налогов для инвесторов в приоритетных отраслях экономики;

- снижение части региональных налогов для предприятий, осуществляющих инвестиции в открытие новых производств или модернизацию имеющихся;

- обеспечение стабильного развития экономики региона, отход от приоритетов в сырьевом секторе, помощь развивающимся предприятиям инновационных отраслей экономики;

- разработка новых способов стимулирования экономики региона в целом и приоритетных направлений в частности, отказ от режима «ручного» управления экономикой и внедрение системы встроенных стабилизаторов (например развитие эффективной системы трансфертов при страховании от безработицы). Снижение экологических рисков. Хотя состояние окружающей среды оказывает косвенное влияние на ИК региона, его необходимо учитывать. Это связано с тем, что в случае наступления неблагоприятных экологических последствий ущерб будет в той или иной мере разделен между всеми субъектами инвестиционной деятельности: компаниями, региональными властями, населением региона.

Однако мероприятия по снижению экологических рисков могут создать дополнительные финансовые и административные препятствия для реализации определенных инвестиционных проектов на территории края. По мнению авторов, мероприятиями, которые способны в среднесрочной перспективе снизить уровень экологических рисков, не создав при этом дополнительных барьеров для инвесторов, являются:

- разработка и внедрение системы налоговых льгот для предприятий, осуществляющих эко-

логическую модернизацию производств либо реализующих «зеленые» инвестиционные проекты, способствующие улучшению экологической обстановки в регионе;

- реализация в рамках социальной политики проектов, направленных, в первую очередь, на экологическое воспитание и образование населения;

- установление четких требований к расселению жителей региона и градостроительной политике, включая введение экологического зонирования территорий;

- размещение на региональных интернет-ресурсах информации о местных предприятиях, получающих заметную материальную выгоду за счет использования «зеленых» технологий или оборудования, как пример для коллег по производственному сектору;

- мотивация региональных исследовательских центров к разработкам в сфере экологической безопасности производств и их последующая рекомендация потенциальным потребителям. Для осуществления указанных мероприятий

по реализации региональных проектов необходимо также привлечение административного и финансового ресурсов федеральных властей.

В заключение отметим, что описанные выше пути преодоления инвестиционных и прочих рисков в регионе могут быть, а после необходимого согласования должны быть внесены в Программу социально-экономического развития Пермского края, поскольку во многом совпадают с ее приоритетными целями и задачами. Более того, указанные мероприятия способны вызвать эффект мультипликатора: создать ситуацию, когда определенный импульс, зародившийся в одной сфере хозяйства, при взаимосвязанности различных видов экономической деятельности на территории региона приводит к позитивному воздействию на другие его области.

Список литературы

1. 30 лучших городов для бизнеса - 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. forbes. m/rating/30-luchshih-gorodov-dlya-biznesa-2012/20 12?full=1&table=1.

2. Анализ инвестиционного климата Пермского края: мнение иностранных инвесторов. Исследование РСПП, KPMG, Международного совета по сотрудничеству и инвестициям при РСПП

и Комитета по международному сотрудничеству [Электронный ресурс]. URL: http://www. kpmg. com/RU/ru/IssuesAndlnsights/ArtidesPubHcations/ Documents/Increasing-FDI-in-the-Russian-regions-rus. pdf.

3. Ведение бизнеса в России - 2009. Совместная публикация Всемирного банка и Международной финансовой корпорации [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness. org/~/ media/FPDKM/Doing %20Business/Documents/ Presentations/Subnational/DB 12-Russia-Presentation-russian. ppt.

4. Ведение бизнеса в России - 2012. Совместная публикация Всемирного банка и Международной финансовой корпорации [Электронный ресурс]. URL: http://russian. doingbusiness. org/~/media/ FPDKM/Doing %20Business/Documents/Subnational-Reports/DB12-Sub-Russia-russian. pdf.

5. Гусева К. Ранжирование субъектов РФ по степени благоприятности инвестиционного климата // Вопросы экономики. 1996. № 6. С. 90-100.

6. Измерение условий ведения бизнеса. Центр экономических и финансовых исследований и разработок при РЭШ при поддержке Ernst&Young Russia и методологической поддержке ВБ и ЕБРР [Электронный ресурс]. URL: http://www. ey. com/ Publication/vwLUAssets/BEEPS-B00K-2011-RU/ $FILE/BEEPS-B00K-2011-RU. pdf.

7. Мы очень многого требуем от нашей страны // Forbes, 27.05.2010. URL: http://www. forbes.

ru/svoi-biznes/50276-my-ochen-mnogogo-trebuem-ot-nashei-strany.

8. Предпринимательский климат в Рос -сии: индекс ОПОРЫ 2010-2011 [Электронный ресурс]. URL: http://tomsk. opora. ru/analysis/ research/12831.

9. Предпринимательский климат в России: индекс ОПОРЫ 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://www. nisse. ru/business/article/article_1998. html.

10. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2009-2010 гг. // Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: http:// www. raexpert. ru/ratings/ regions/2010.

11. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2010-2011 гг. // Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: http://www. raexpert. ru/ratings/ regions/2011.

12. Рейтинг инвестиционной привлекательности в 2011-2012 г. // Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: http://www. raexpert. ru/ratings/ regions/2012.

13. Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанный Агентством стратегических инициатив в партнерстве с общероссийской общественной организацией «Деловая Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://www. asi. ru/asi_in_regions/Standart. pdf.

17 сентября 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию

«Банковская информатизация 2013»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» Основные вопросы конференции:

• какие задачи в сфере банковской информатизации требуют немедленного решения;

• как определить эффективность процессов;

• как повысить экономическую эффективность с помощью ИТ;

• какие новые решения предлагает рынок банковской информатизации;

• как вендоры реагируют на новые потребности банков.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3141, 3435, 3477, 3439, 3478 либо e-mail: events@cnews.ru Армен Айвазов, Алексей Четвернин, Елена Забродина, Ольга Крысина, Наталья Теличева

http://events.cnews.ru/

_ М

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.