Научная статья на тему 'Показатели оценки экономической эффективности инновационных решений предприятий связи'

Показатели оценки экономической эффективности инновационных решений предприятий связи Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ / ОБЪЕМ ПРОДУКЦИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / СРОК ОКУПАЕМОСТИ / КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ / ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ / ECONOMIC EFFICIENCY / INCOME / OUTPUT / INDICATORS / PAYBACK PERIOD / CAPITAL INVESTMENT / OPERATING COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Витевская О.В., Голиков О.И.

В статье рассматриваются основные показатели по определению экономической эффективности капитальных вложений предприятий связи, обосновывается выбор показателей в зависимости от иерархического уровня использования будущих объектов капитальных вложений: макроэкономического, отрасли, предприятия. Особое внимание уделено тенденциям развития рынка услуг сотовой связи. Обращается внимание, что необходимо осуществлять капитальные вложения, направленные на усовершенствование процедур предоставления услуг сотовой связи, при этом делается акцент на консолидацию. Приводятся примеры развития услуг сотовой связи в 2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS OF ECONOMIC EVALUATION INNOVATIVE SOLUTIONS TO COMMUNICATIONS COMPANIES

The article examines the main indicators to determine the economic efficiency of capital investments of enterprises of connection. substantiates the choice of indicators depending on the hierarchical level of use of future facilities capital investment, including macroeconomic, industry, company. Special attention is given tendencies of development of the market of services of cellular communication. The attention that is needed to make capital investments aimed at improving procedures for the granting of services of cellular communication, at the same time, the emphasis on consolidation. Examples of the development of cellular services in 2017.

Текст научной работы на тему «Показатели оценки экономической эффективности инновационных решений предприятий связи»

УДК: 338

ББК: 65

Витевская О.В., Голиков О.И.

ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ ПРЕДПРИЯТИЙ СВЯЗИ

Vitevskaja O. V., Golikov O.I.

INDICATORS OF ECONOMIC EVALUATION INNOVATIVE SOLUTIONS TO COMMUNICATIONS COMPANIES

Ключевые слова: экономическая эффективность, доходы, объем продукции, показатели, срок окупаемости, капитальные вложения, эксплуатационные расходы.

Keywords: economic efficiency, income, output, indicators, payback period, capital investment, operating costs.

Аннотация: в статье рассматриваются основные показатели по определению экономической эффективности капитальных вложений предприятий связи, обосновывается выбор показателей в зависимости от иерархического уровня использования будущих объектов капитальных вложений: макроэкономического, отрасли, предприятия. Особое внимание уделено тенденциям развития рынка услуг сотовой связи. Обращается внимание, что необходимо осуществлять капитальные вложения, направленные на усовершенствование процедур предоставления услуг сотовой связи, при этом делается акцент на консолидацию. Приводятся примеры развития услуг сотовой связи в 2017 г.

Abstract: the article examines the main indicators to determine the economic efficiency of capital investments of enterprises of connection. substantiates the choice of indicators depending on the hierarchical level of use of future facilities capital investment, including macroeconomic, industry, company. Special attention is given tendencies of development of the market of services of cellular communication. The attention that is needed to make capital investments aimed at improving procedures for the granting of services of cellular communication, at the same time, the emphasis on consolidation. Examples of the development of cellular services in 2017.

Изучение рынка услуг сотовой связи позволяет выявить следующие тенденции. Первая тенденция - это ориентация на интенсивное развитие дополнительных сервисов мобильных операторов. Данная тенденция связана с тем, что услуги голосовой связи практически исчерпали возможности для роста, следовательно, рынок услуг мобильной передачи данных не может развиваться высокими темпами.

Для повышения объема реализации услуг сотовой связи (снижение объема реализации было связано с финансовым кризисом), необходимо разрабатывать дополнительные сервисы.

Принимая во внимание, что в 2017 г. Сбербанк России начинает осуществлять процедуры предоставления мобильных услуг, что повлечет за собой, с одной стороны, снижение стоимости рассылки смс-

уведомлений, предполагается, что это составит около 100 млн. долларов ежегодно, с другой стороны, Сбербанк России получит возможность привязки карт к номеру телефона, что в перспективе позволит расширить сферу применения бесконтактных платежей, а также мобильного банкинга [11].

Вторая тенденция связана с необходимостью обеспечения конкурентоспособности деятельности операторов сотовой связи. Учитывая необходимость обеспечения конкурентоспособности деятельности экономических субъектов, действующих в области оказания услуг сотовой связи, разрабатываются мероприятия, направленные на повышение эффективности деятельности, включающие в себя совместные программы капиталовложений в оборудование сотовой связи (вышки, кабели, трансляторы и т.д.), а также дальнейшее совместное использова-

ние объектов капитальных вложений. Таким образом, в последние годы сотовые операторы разрабатывают программы, направленные на импортозамещение, ведущие сотовые операторы стремятся к консолидации в развитии инфраструктуры [1, 11]. Например, выделение строительства и эксплуатации сетей в отдельный бизнес позволяет формировать доходы за счет их «шеринга» (совместного использования сетей на условиях аренды несколькими операторами).

Еще одним направлением консолидации является активная экспансия сотовых операторов на рынок розничного мобильного ритейла, что способствует объединению мобильных операторов с крупными муль-тибрендовыми продавцами. Например, «Связной» и «Вымпелком» подписали соглашение о совместном развитии фирменной розницы.

Как показывает практика, существовавшая в течение последних 10-15 лет тенденция роста количества операторов, использующих инфраструктуру крупного сотового оператора и предлагающих услуги под собственным брендом, сегодня уже не наблюдается.

До финансового кризиса это позволяло снизить себестоимость услуг сотовой связи в связи с отсутствием капиталоемких затрат, которые включали в себя расходы на строительство и прочие капитальные вложения, и, соответственно, расходы на ремонт, техническое обслуживание, реконструкцию и модернизацию в последующем.

Но практика показывает, что предложение стандартных пакетов услуг делает этот бизнес неконкурентоспособным из-за недостаточного охвата абонентов. Поэтому в сегодняшних условиях выжить и расширить свой бизнес могут лишь MVNO-операторы, предлагающие уникальные продукты, имеющие целевую потребительскую аудиторию, отличную от операторов «большой четверки».

В предыдущие годы сотовые операторы снижали стоимость услуг сотовой связи при повышении качества сервисов. Кризисные явления последних двух лет пока не привели к существенному росту тарифов, но сократили размеры базовых пакетов услуг. Если воздействие кризиса продолжится в

2017 году, то у компаний не будет другого выхода, кроме как повысить стоимость услуг сотовой связи и мобильного Интернета.

Третья тенденция связана с выявлением резервов повышения эффективности деятельности сотовых операторов на основе внедрения инновационных решений.

Экономическая эффективность - это экономическая выгода в виде доходов, прибыли или экономии эксплуатационных затрат на единицу единовременных инвестиций, капитальных затрат (капитальных вложений).

Экономическая выгода определяется в зависимости от иерархического уровня использования будущих объектов капитальных вложений.

Если это объект макроэкономического значения, то в качестве экономической выгоды может выступать прирост валового продукта, национального дохода (НД), экономия фонда заработной платы (ФЗП).

На уровне предприятия или отрасли -это прирост чистого дохода (ЧД), прирост валового дохода (АД), чистая нераспределенная прибыль или ее прирост; экономия эксплуатационных расходов. Чистые доходы определяются как валовые доходы минус налог на добавленную стоимость.

На уровне отдельных структурных подразделений в качестве экономической выгоды могут выступать доходы (Д), чистые доходы (ЧД), прирост валовой прибыли, прирост нераспределенной прибыли, экономия эксплуатационных расходов для убыточных подразделений.

Всю систему показателей по определению экономической эффективности капитальных вложений можно разделить на группы: основные, дополнительные и макроэкономические.

Основные показатели по определению экономической эффективности капитальных вложений предприятий связи включают:

-исходные (начальные) показатели; расчетные показатели для выбора лучшего, эффективного варианта решения.

К исходным данным по определению экономической эффективности капитальных вложений предприятий связи относятся:

-объем продукции, услуг

-доходы (Д);

- производственная мощность (К) в номерах, в каналах, в канало-киломеграх и др.;

капитальные вложения (К) - единовременные затраты (инвестиции);

годовые эксплуатационные (текущие) расходы (Э);

текущие расходы на эксплуатацию соответствующего направления научно-технического прогресса, объекта.

На основе исходных данных рассчитываются показатели для выбора лучшего варианта, эффективного решения, к которым относятся:

показатель абсолютной (общей) экономической эффективности (Еа);

показатель сравнительной экономической эффективности (Е) и годовые приведенные затраты - (\пч = (Эг + ЕНКг) .

Для уточнения целесообразности внедрения варианта решения определяются:

-срок окупаемости (т);

- годовой экономический эффект (Ефр).

Дополнительные показатели при определении экономической эффективности используются для обоснования выбора решения в условиях получения равноценных результатов по основным показателям и уточнения целесообразности внедрения выбранного варианта по второй подгруппой расчетных основных показателей.

К дополнительным показателям относятся:

-фактор времени; показатели, характеризующие качество выполнения функций устройствами (например, для устройств связи - затухание, чувствительность, скорость передачи, нестабильность частоты, и др.);

качество обслуживания услугами связи - средний радиус обслуживания одним структурным подразделением, количество услуг на одного человека, количество телефонных аппаратов фиксированной и мобильной связи, пользователей Интернет на 100 жителей, в том числе по квартирному сектору;

показатели, характеризующие надежность - средняя наработка на один отказ, ресурс работы (срок службы или время работы до первого капитального ремонта), вероятность безотказной работы, коэффициент го-

товности; обеспеченность территории соответствующими видами и услугами связи;

показатели конструктивного характера, характеризующие габариты, вес, размеры, необходимая производственная площадь;

удельные затраты дефицитных материалов и металлов;

затраты электроэнергии, потребляемой со стороны для производственных нужд;

удельные эксплуатационные и капитальные затраты на единицу мощности (единицу объема продукции);

экономические показатели эффективности использования ресурсов и финансовый результат (себестоимость, фондоотдача и фондоемкость; производительность труда; прибыль и рентабельность);

показатели жизнебезопасности и экологического характера, социального характера (уровень техники безопасности и охраны труда, эстетика производства, охрана окружающей среды); показатели, определяющие загрязнение окружающей среды. Показатели жизнебезопасности людей и экологии могут оказаться решающими при выборе варианта к внедрению.

Макроэкономические показатели определяют эффективность нововведений с точки зрения влияния их на прирост валового национального продукта, национального дохода и улучшения социальных условий каждого человека в обществе.

При определении экономической эффективности направлений научно-технического прогресса должен быть обеспечен вариантный подход, то есть разрабатываются и учитываются несколько вариантов решений.

В качестве базовых решений для сравнения принимаются:

лучшие образцы отечественных и зарубежных решений;

существующие объекты связи или заменяемая техника;

если нет никаких конструктивных решений поставленной задачи, то за базовое решение принимается существующая методика подхода к выполнению поставленной задачи.

При определении экономической эффективности все варианты решений должны быть поставлены в одинаковые (сравниваемые) условия с точки зрения:

типа предприятий, использующих

эти решения;

-времени расчета единовременных, текущих расходов и получения эффекта;

-использования цен для расчета единовременных, текущих расходов и эффекта;

- использования одинаковых элементов для расчета единовременных и текущих затрат;

- использования одинакового объема продукции или одинаковой величины мощности;

методики вычисления стоимостных показателей.

Если объем продукции или величина мощности разные, то приведение всех вариантов в сравниваемые условия производится путем пересчета начальных основных показателей на единицу объема продукции или единицу мощности.

В этом случае для каждого варианта рассчитывают следующие показатели:

удельные капитальные вложения по формулам:

а

или

N..

удельные эксплуатационные расходы

по формулам:

~ Эг - Эг

С г =— С г = -—

О или ^ '

где К - капитальные вложения по 1-му варианту;

Эг- - годовые эксплуатационные расходы по /-му варианту;

Qi - объем продукции по /-му варианту;

N - мощность /-го варианта.

Все дальнейшие расчеты основных показателей экономической эффективности определяются уже исходя из удельных показателей.

Показатель абсолютной экономической эффективности определяется как отношение эффекта к единовременным затратам. С помощью этого показателя характеризуется эффективность объекта с точки зрения хозяйства, отрасли (подотрасли) и предприятия связи.

Основные формулы расчета общей (абсолютной) экономической эффективности для различных иерархических уровней внедрения направлений научно-технического прогресса и хозяйственных решений приведены в таблице.

Таблица 1 - Расчет показателя общей (абсолютной) экономической эффективности

Иерархический уровень внедрения направлений НТП и хозяйственных решений Коэффициент общей (абсолютной) экономической эффективности Срок окупаемости капитальных вложений (инвестиций), лет Критерий экономической эффективности

Макроэкономический (с точки зрения государства) Е - ШГ Еаг К К Еад(н); ^аг(н)

Отрасли (подотрасли) Еа отр — ДП^ где ДПотр —ДД - ДЭ ^гал = К/АПотр Еа отр(н); ^отр(н);

Предприятия - новые объекты и рентабельные предприятия П Е—К где П = ЧД - Э II г ОТ-Э)

Нерентабельные предприятия Е (Э- э2) а К ' К (Э- Э2) / — (Фоси+Фоб) лучшего аналогичного объекта

Реконструкция, модернизация, техническое перевооружение г (П2- п 1) Еа — К К (П 2- П)

где индексы 1, 2 - до и после внедре- ДНд - прирост национального дохода,

ния мероприятия; ден.ед.;

К - сумма капитальных вложений (инвестиций), ден.ед..

ДПотр - прирост прибыли отрасли, ден.ед.; ДД - прирост доходов ден.ед.; ДС -прирост годовых эксплуатационных затрат, ден.ед. ;

ЧД - чистые доходы, ден.ед.; Э - годовые эксплуатационные затраты, ден.ед.;

П - прибыль предприятия, ден.ед. ; Фосн, Фоб - стоимость основных и оборотных средств предприятия, ден.ед. ; г - уровень рентабельности Для каждого анализируемого предложенного варианта решения определяют абсолютную и относительную величину сравнительной экономической эффективности. Абсолютным показателем сравнительной экономической эффективности являются приведенные затраты, которые определяются как сумма годовых эксплуатационных расходов (текущие расходы) и капитальных вложений, приведенных к одинаковой временной размерности в соответствии с нормативом эффективности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Спр = (Э + ЕНК), где Э - годовые эксплуатационные (текушие) расходы, ден.ед. ;

К - капитальные вложения, ден.ед. ; Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, (ден.ед./год.) /ден.ед.

Абсолютный показатель сравнительной экономической эффективности (приведенные затраты) рассчитывается для каждого варианта решения, и лучший вариант выбирается по минимуму приведенных затрат:

СПР1=(Э,+ЕНК1)

минимум,

где I - индекс варианта решения. Коэффициент сравнительной экономической эффективности (относительный показатель сравнительной экономической эффективности) рассчитывается по формуле:

Е = -

Э -Э

■-и эф ^

эф

КЭф ~~ КНэф

если есть два варианта, которые имеют соотношение исходных данных:

Ээф < Энэф, а Кэф > Кнэф,

где (Энэф - Ээф) - экономия годовых эксплуатационных расходов при внедрении

выбранного варианта решения, { АЭэф =

(Энэф - Ээф)};

(Кэф - Кнэф) - дополнительные капитальные вложения для внедрения выбранного варианта решения, { ДКэф =(Кэф - Кнэф)};

Е - расчетный коэффициент сравнительной экономической эффективности; причем этот показатель сравнивается с нормативным, который использовался для расчета годовых приведенных затрат.

Если Е > Ен, то вариант выбранного решения по приведенным затратам является эффективным.

Срок окупаемости показывает, за сколько лет капитальные вложения перекроются суммой получаемого эффекта в год. Эффект может быть выражен суммой прибыли или суммой экономии годовых эксплуатационных расходов, то есть срок окупаемости является обратной величиной показателю эффективности:

т = (капитальные вложения /(эффект / год)), лет.

Расчет срока окупаемости с учетом показателя абсолютной экономической эффективности определяется в зависимости от иерархии введения соответствующего решения по формуле:

1

г, =- лет,

Е.

где Еа = Еан; или Еш- = Еа отр; или Еаг =

Еа.

Условием эффективности по этому показателю является:

т, <ТН,

где тн - нормативный срок окупаемости, который определяется как:

1

н р

Еаг(н)

где Еаг-(н) - нормативный показатель абсолютной экономической эффективности, если он установлен или задается инвестором или заказчиком или устанавливается на основе лучших аналогичных объектов.

Если рассматриваются несколько вариантов решений и, исходя из приведенных затрат, выбрано два варианта для дальнейшего исследования, то срок окупаемости определяется как обратная величина расчетного коэффициента сравнительной экономической эффективности:

Т~ Е '

Определяется срок окупаемости для выбранного (эффективного) варианта, если выполняется условие:

Ээф < Энэф, а Кэф > Кнэф,

прибыль:

тогда

Е = -

э А-э

нэф

эф

К эф К нэф

и срок окупаемости дополнительных капитальных вложений

{Д Кэф =(Кэф - Кнэф)} за счет экономии годовых эксплуатационных расходов { ДЭэф — (Энэф - Ээф)} при внедрении выбранного варианта будет равен:

т -

К эф ^ нэф

Э -Э

нэф эф

лет,

В этом случае полученный срок окупаемости показывает, за сколько лет при внедрении выбранного варианта дополнительные капитальные вложения окупаются за счет экономии годовых эксплуатационных расходов.

Условием эффективности в этом случае является:

1 \

Ен

где Ен - нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности, который использовался при расчете годовых приведенных затрат.

Для инвесторов важно получить прибыль предприятия при внедрении новой техники, за счет которой должны окупаться вложенные денежные средства (инвестиции, кредиты). В этом случае определяется для эффективного варианта срок окупаемости как отношение капитальных вложений (инвестиций) на прибыль:

к

эф

' эф

п,

лет;

(Т)

пОБШ = д-ндс-э

при этом может учитываться общая

ОБЩ

Или чистая прибыль:

ЧПт=(Д-НДС-Э)-Ннал

где ПОБщ - общая прибыль;

Д - доходы (выручка);

НДС - налог на добавленную стоимость;

Ннал - налог на прибыль;

ЧПХ - чистая прибыль .

Если объем продукции (или мощность) по вариантам имеют равные величины:

Qнэф — Qэф или #нэф — №эф,

годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

ЭфР =(Энэф+ЕнКнэф)-(Ээф+ЕнКэф),

или

Эфр = СШнэф ~СПРэф,

где нэф, эф - индексы, обозначающие неэффективный и эффективный варианты решения.

Если объем продукции (или мощность) по вариантам имеют разные величины:

бнэф * бэф ИЛИ #нэф * Л^эф,,

то годовой экономический эффект рассчитывается по формуле:

ЭфР =[{снэф +Енкюф)-{сэф+ЕнкэфШэф,

где С нэф, С эф - удельные эксплуатационные затраты на единицу объема продукции (единицу мощности);

к нэф, кэф - удельные капитальные затраты на единицу объема продукции (единицу мощности);

Qэф - объем продукции (или мощность) эффективного варианта.

В зависимости от наличия исходных данных могут быть различные модификации в использовании общих формул для определения годового экономического эффекта.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК

1. Васильчук, О.И. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг // Известия Академии управления: теория, стратегии, инновации. - 2011. - № 5. - С. 12-16.

2. Васильчук, О.И. Средства компенсации угроз и аудита безопасности корпоративной информационной системы // Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. - 2013. - № 4 (30). - С. 127-131.

3. Васильчук, О.И., Соколова, И.А., Медведева, Е.В. Предпринимательские риски

предприятий сферы услуг: анализ и управление: монография. - Тольятти, ПВГУС, 2009.

4. Витевская, О.В. Инновационные процессы в телекоммуникациях: сб. XXII Российской научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов. - Самара, 2015.

5. Голикова, О.В., Федоров, А.Р., Васильчук, К.С., Дорофеев, А.В. Проблемы обеспечения эффективной работы в процессе разработки программного обеспечения на примере «Vkminer» // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 2. -С. 131-136.

6. Губанова, С.Е. Атрибутный подход к обеспечению защиты информации при организации экономически безопасной политики предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. - 2016. - Т. 2. - № 1. - С. 126-131.

7. Дорофеев, А.В., Васильчук, К.С. Повышение эффективности разработки программного обеспечения в условиях малых команд: в сб. «Микроэлектроника и информатика -2016»: материалы научно-технической конференции. - 2016. - С. 38-41.

8. Егорова Г.В., Федосеева О.Ю. Стратегические аспекты структурирования процессов принятия управленческих решений // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. №1(35), том 2, 2016, Экономические науки. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2016. - 143-150 с.

9. Егорова Г.В., Федосеева О.Ю. Управление информационными рисками предприятия // Вестник Волжского университета имени В.Н. Татищева. №2(24) 2015, Информатика. - Тольятти: Волжский университет им. В.Н. Татищева, 2015. - 32-36 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Инновационная экономика: монография. - 2-е изд. / под ред. A.A. Дынкина, Н.И. Ивановой - М.: Наука, 2004. - 352 с.

11. Инновационные технологии и решения в ИКТ-образовании / Андреев В.А. [и др.] // Электросвязь. - 2010. - № 7. - С. 10-13.

12. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика: учебн. / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. - [2-е изд. перераб. и доп.]. - М.: ЗАО Экономика, 2004. - 518 с.

13. Особенности бухгалтерского учета и экономического анализа предприятий бытового обслуживания населения: учебное пособие / под ред. Васильчук О.И. - М., 2011.

14. Потапова-Синько, Н.Е., Бондаренко, О.В. Показатели эффективности реализации бизнес-плана инновационного проекта в практическую деятельность предприятия: Труды Северо-Кавказского филиала Московского технического университета связи и информатики «ИНФОКОМ-2014». - Ростов н/Д.: ПЦ «Университет» СКФ МТУСИ, 2014. - C. 91-95.

15. Рынок сотовой связи в 2017 году: тренды, перспективы [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.delprof.ru/press-center/articles/3777/.

16. Федоров, А.Р., Васильчук, К.С., Дорофеев, А.В. Создание масштабируемых средств для решения задач анализа больших объемов данных на основе системы управления базы данных MONGODB // Вестник ПВГУС. Серия: Радиотехнические и инфокоммуникационные системы. - 2016. - № 1 (29). - С. 55-63.

17. Экономика предприятия (фирмы): учебник / под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.