SUMMARY
Prospects of study of dermatoglyphical asymmetry. Communication 1: System of finger dermatoglyphes as model of hemisphere structural organization U.Gashimova
Dermatoglyphical analysis is known as a useful diagnostic and research tool providing important insights into etiology and pathogenesis of many clinical disorders. Since 1950s intense studies have been carried out exploring dermatoglyphical characteristics in various medical disorders and congenital malformations and by now available dermatoglyphical literature contains a plenty of data
from researches performed in different aspects. It should be noted however that the routine program of dermatoglyphical studies practically does not involve bilateral dermatoglyphical asymmetry. The latter possesses considerable information potential for insights into a number of biological and medical problems. The present work is an attempt to explore the prospects of studying the asymmetry of finger dermatoglyphics. It summarizes finding from study examining the levels of asymmetry of finger dermatoglyphics in groups of volunteers with different type of handedness.
Поступила 05.03.2003
Показатели метаболического гомеостаза у онкологических больных с субклиническими нарушениями функции печени
С. Р. Гиясбейли
Онкологический научный центр, г. Баку, Азербайджанская Республика
Печень принимает непосредственное участие в обмене белков, жиров, углеводов, пигментов, ферментов, витаминов, гормонов, секреции желчи и др. (12). Выполняя функции "метаболического мозга", она адаптирует течение обменных процессов к ситуационным особенностям внешней среды и, тем самым, обеспечивает организму оптимальный режим метаболизма в изменившихся условиях существования (1). Поэтому ее патология закономерно влечет за собой дезинтеграцию звеньев жизнедеятельности организма и снижение его адаптационного потенциала.
Учитывая, что у абсолютного большинства онкологических больных отмечаются многочисленные и, как правило, тесно сопряженные и соподчиненные между собой, сдвиги в метаболическом гомеостазе, обусловленном системным (а иногда и локальным) действием злокачественной опухоли на организм (10), мы полагали, что в условиях наличия у них, даже субклинической гепатоцеллюлярной дисфункции, отмечаемые у них метаболические нарушения могут быть более глубокими и более выраженными.
Если же принять во внимание широкое распространение у этого контингента больных субклинических нарушений функции печени (3, 5) и, особенно, у больных с распространенными формами злокачественных опухолей (4), сле-
дуя логике надо полагать, что частота и выраженность сдвигов в метаболическом гомеостазе в этих случаях должны быть еще более высокими. Однако, в доступной нам литературе нам не удалось найти публикаций, раскрывающих особенности метаболических расстройств у больных распространенными формами онкологических заболеваний. Между тем, такая информация позволила бы оптимизировать подходы к проведению поддерживающей терапии пациентов с субклиническими дисфункциями печени (11) и улучшить переносимость лекарственного лечения этого контингента больных (6).
Исходя из этого, мы поставили перед собой цель оценить частоту обнаружения и характер изменений ряда паказателей метаболического гомеостаза у больных распространенными формами злокачественных опухолей, имевших и не имевших биохимические признаки субклини-чески протекающих нарушений функции печени (НФП).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ. В основу исследования легли результаты лабораторного обследования 120 больных раком молочной железы (РМЖ) III и IV стадий, 100 больных раком легкого (PA) III и IV стадий и 70 больных раком желудка (РЖ) IV клинической стадии, отобранных из числа больных, находившихся в отделении химиотерапии ОНЦ Минздрава Азербайджанской Республики и обследованных до начала консервативного лечения.
Таблица. Частота изменений некоторых биохимических показателей крови у больных распространенными формами РМЖ, РЛ и РЖ, имевших и не имевших биохимических
признаков НфП
Изменение биохимического показателя С признаками НФП Без признаков НФП
РМЖ п=60 РЛ п=50 РЖ N=35 РМЖ п=60 РЛ п=50 РЖ п=35
Повышение активности ЩФ 90,0% 92,0% 94,3% 6,6% 4,0% 11,4%
Повышение активности ЛДГ 81,7% 94,0% 91,4% 23,3% 22,0% 25,7%
Снижение уровня АЛ 26,7% 32,0% 60,0% 20,0% 24,0% 31,4%
Повышение уровня ГЛ 48,3% 56,0% 48,6% 38,3% 42,0% 34,3%
Снижение уровня ФГ 11,7% 14,0% 20,0% 5,0% 6,0% 11,4%
Снижение ПИ 23,3% 30,0% 42,9% 13,3% 14,0% 22,9%
Снижение уровня ГН 61,7% 56,0% 71,4% 43,3% 38,0% 42,9%
Повышение активности СОД 13,3% 12,0% 8,6% 25,0% 24,0% 17,1%
Повышение активности ГПО 10,0% 6,0% 8,6% 33,3% 30,0% 22,9%
Повышение активности ГР 10,0% 10,0% 2,9% 18,3% 18,0% 11,4%
В исследование были включены только те больные, у которых на момент исследования крови не было отмечено вторичного (метастатического) поражения печени, каких-либо клинических проявлений патологии печени (желтуха и др.) и данных о наличии существенных изменений в ультрасо-нографической картине этого органа.
Каждая нозологическая группа больных была сформирована таким образом, чтобы половина из обследованных больных имела биохимические признаки субклинического НФП, а вторая половина имела бы нормальные биохимические показатели [4]. Это позволяло сравнить соответствующие показатели между указанными подгруппами пациентов.
Биохимическими признаками НФП считали повышение в сыворотке крови активности аланин-аминотрансферазы (АлАТ) и гамма-глутамил-транспептидазы более, чем на 30% от верхней границы нормы и результат тимоловой пробы более 5 ед^Н. В наблюдение были включены только те пациенты с повышенной активностью АлАТ, у которых коэффициент де Ритиса (отношение активности аспартат-аминотрансферазы к активности АлАТ) не превышал 1,3: это позволяла полагать, что гипераминотрансфераземия имела печеночное происхождение [2].
При этом, при сравнении во внимание принимали: активность в сыворотке крови щелочной фосфатазы (ЩФ) и лактатдегидрогеназы (АДГ), уровень в сыворотке крови альбуминов (АА), глобулинов (ГА) и фибриногена (ФГ>, величину протром-бинового индекса (ПИ) по Квику, а также концентрацию в крови восстановленного глутатиона (ГН) и активность супероксиддисмутазы (СОД), глу-татионпероксидазы (ГПО) и глутатионредуктазы (ГР).
Повышенной активностью ЩФ считали ее величину, более 300 МЕ, а активность АДГ - более 210 МЕ. Сниженными считали: уровень АА - ниже 45% от общего белка плазмы, уровень ФГ - ниже 1,8 г/л и ПИ - ниже 75%. Повышенным считали уровень ГА ниже 45% от общего белка плазмы. Сниженным считали уровень ГН в крови ниже 5 мМ/л. Повышенными считали активность: СОД - выше 1,0 усл ед/мг гемоглобина, ГПО - выше 125 мМ/ГН/НЬ), а ГР - выше 62 мМ/ГН/НЬ [9].
При анализе полученных результатов мы при-
няли во внимание не сами абсолютные цифровые показатели определенных нами параметров, а частоту обнаружения их отклонения от нормальных величин у больных с биохимическими признаками НФП и у больных, не имеющих этих признаков. Такой подход позволял легко и более наглядно осуществить сравнение между соответствующими показателями в подгруппах больных, имевших и не имевших признаков НФП.
Сравнение результатов анализа осуществляли традиционным методом вариационной статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ. Результаты проведенного нами сравнения представлены в таблице.
Судя по цифровым показателям, у больных, имеющих биохимические признаки НФП и не имеющих таковых, видны отчетливые различия в частоте выявления отклонений целого ряда показателей метаболического гомеостаза.
Вне зависимости от нозологической группы, во всех случаях у больных с исходными изменениями индикаторных признаков НФП, имело место достоверное повышение активности ЩФ. В общей группе 145 онкологических больных с признаками НФП, активность ЩФ была повышенной в 91,7±2,3% случаев, а у больных без признаков НФП - в 6,9±2,1% (р<0,0001). По всей вероятности, повышение активности ЩФ было непосредственно связано с наличием НФП и свидетельствовало о развитии внутрипеченочного холестаза и наличии у больных мезенхимально-воспалительного синдрома.
Повышение активности ЛДГ в общей группе больных с признаками НФП было отмечено в 92,4±2,2%, а в группе больных, не имевших НФП -в 23,4±3,5% (р<0,0001). Учитывая, что общая активность ЛДГ (без раздельного определения активности ее изоферментов) в сыворотке крови является относительно неспецифическим показателем (9), мы полагали, что в данном случае, более частое повышение ее активности, по-видимому, также указывало на цитолиз гепатоци-тов.
Судя по результатам проведенного нами сравнения во всех трех группах, у больных с признаками НфП снижение концентрации в сыворотке крови альбумина отмечалось чаще и, особенно, у больных РЖ - в этом случае частота отличалась почти в 2 раза. Так, в общей группе у больных с признаками НфП уровень АЛ оказался пониженным в 36,6±4,0%, а у больных без признаков НфП - в 24,1±3,6% случаев (р<0,05). Это явление, на наш взгляд, отражало более частое нарушение белок-синтезирующей функции печени у больных с субклиническими НфП.
Результаты сравнения частоты гипоглобули-немии у больных с признаками НфП и без них показали, что, в среднем, она отмечалась у 51,0±4,2% больных с признаками НфП и у 38,6±4,0% больных без этих признаков (р<0,05). Этот факт мы связали с закономерностью, сформулированной в "правиле" Вундерли-Вурманна (1952), согласно которому для поддержания он-котического гомеостаза гипоальбуминемия всегда компенсируется гиперглобулинемией (16).
Поскольку понижение белок-синтетической функции печени, естественно, должно найти выражение в изменениях режима синтеза в печени про- и антикоагулянтных веществ (фибриноген, протромбин и др.), наше внимание привлекло и изменение таких основополагающих ко-агулологических показателей, как уровень фГ и величина ПИ.
Полученные нами данные указывали на то, что снижение уровня фН в крови у больных с признаками НфП вне зависимости от нозологических форм онкологических заболеваний, регистрировались в два раза чаще (14,5±2,9%), нежели у больных, не имевших признаков НфП (6,9±2,1%). Такая же картина выявилась и в отношение частоты снижения величины ПИ, которая выявилась у 30,3±3,8% больных с признаками НфП и у 15,9±3,0% больных без этих признаков (р<0,01).
Печень является главным органом, обеспечивающим защиту организма от эндогенных (продукты клеточного метаболизма) и экзогенных веществ, способных оказывать на организм токсическое воздействие. Здесь синтезируется глутатион - один из важнейших эндогенных анти-оксидантов организма (2). Последний, помимо нейтрализации токсических для организма свободно-радикальных соединений, выполняет и ряд других функций и, в частности, способен модулировать эффективность ряда противоопухолевых химиопрепаратов (7).
СОД - фермент, катализирующий дисмута-цию супероксидных радикалов с образованием пероксида водорода и молекулярного кислорода, является основным ферментом внутриклеточной антирадикальной защиты. При патологичес-
ких состояниях, сопровождающихся генерацией свободных радикалов активность СОД вначале повышается и носит защитно-компенсаторный характер, а в дальнейшем, на стадии декомпенсации антиоксидантных процессов активность СОД снижается. ГПО - фермент, катализирующий окисление ГН, причем, этот процесс тесно сопряжен с восстановлением ГН, катализируемым ГР (8).
Учитывая, что дисфункции печени закономерно сопровождаются сдвигами в функционировании ГН и сопряженных с ним энзимов (ГПО, ГР и СОД), существование злокачественной опухоли в организме приводит к грубому изменению метаболизма и значительному повышению в организме свободно-радикальных веществ, мы попытались оценить функциональное состояние биохимической системы, сопряженной с ГН и обеспечивающей детоксикацию ксенобиотиков в печени.
Общий взгляд на цифровые показатели, представленные в таблице и отражающие функциональное состояние, ассоциированной с ГН системы детоксикации свободных радикалов, позволяет увидеть, что у больных, имевших и не имевших биохимические признаки НфП, выявились определенные отличия.
Средняя частота снижения уровня восстановленного ГН у больных с признаками НфП составила 62,1±4,0% и была значительно выше по сравнению с больными без этих признаков, у которых этот показатель оказался равным 41,4± 4,1% (р < 0,01).
В отношение ферментов системы антирадикальной защиты выявилась противоположная тенденция. В частности повышение активности СОД было выявлено у 11,7±2,7% больных с признаками НфП и у 23,1±3,5% больных без этих признаков (р<0,05). Повышение активности ГПО и ГР у больных с признаками НфП было выявлено в 8,3±2,3%, в то время как у больных, без признаков НфП эти показатели составили 29,6±3,8% и 16,7±3,1%, соответственно (р<0,05).
Выявленная нами картина, по-видимому, отражала то, что наличие признаков НфП у онкологических больных усугубляло снижение интенсивности антиоксидантных процессов, протекающих на фоне распространенного онкологического заболевания, безотносительно его нозологической формы (15).
Для дополнения демонстративности картины, отражающей характер метаболических сдвигов уместно вспомнить результаты выполненного с нашим участием исследования, посвяще-ного определению уровня одного из эстроген-ных гормонов у женщин, больных РМЖ и имевших биохимические признаки субклинической дисфункции печени (14).
Роль печени в балансе стероидных гормо-
нов хорошо известна: хотя они (кортикостерои-ды, андрогены и эстрогены) синтезируются вне печени, но именно последней принадлежит решающая роль в их ферментативном расщеплении и функциональной инактивации (2).
Известно, что гиперэстрогенемия, усиливающая пролиферативную активность клеток молочной железы и матки, способна ускорять прогрессию опухолей этих органов и, тем самым, отягощать течение соответствующих онкологических заболеваний (13). Между тем, мы не нашли в литературе работ, в которых было бы показано наличие такой гиперэстрогенемии у больных с распространенным РМЖ. Это и побудили нас провести специальное исследование, посвященное данному вопросу.
С помощью иммуноферментного метода на основе использования коммерческих наборов для определения в сыворотке крови концентрации эстрадиола были обследованы 15 женщин с РМЖ III стадии, имевших биохимические признаки НФП и 15 больных РМЖ III стадии, без этих признаков. Все женщины, возраст которых колебался в пределах 35-50 лет, находились в менопаузе более 1 года, а у 21 больной была проведена кастрация. Оказалось, что у пациенток с признаками НФП средняя концентрация эстрадиола в сыворотке крови составила 35,6±5,0 пг/мл, в то время как у женщин без этих признаков уровень этого гормона, в среднем, достигал лишь 21,4±3,2 пг/мл (р< 0,05).
Очевидно, что больные РМЖ, имеющие биохимические признаки НФП отличались от больных РМЖ, не имеющих эти признаки, более высоким уровнем эстрадиола в крови. Этот факт демонстрировал связь между наличием у онкологических больных биохимических признаков НФП и повышенным уровнем одного из гормонов. Кроме того, он косвенно указывал на вероятное наличие у больных, имеющих гепато-целлюлярную дисфункцию, и других нарушений в гормональном гомеостазе.
Таким образом, подводя итоги настоящего исследования, можно полагать, что наличие у больных распространенными формами злокачественных опухолей биохимических признаков субклинических НФП сопровождается более частым изменением целого ряда показателей, отражающих состояние метаболического гоме-остаза, по сравнению с больными распростра-
ненными формами тех же онкологических заболеваний, но не имеющих таких признаков.
ЛИТЕРАТУРА
1.Алиев Д.А., Мамедов М.К., Зейналов Р.С., Рагимова С.Э. Рак молочной железы и функциональное состояние печени. Баку: Би-лик, 1996; 2.Бышевский А.Ш., Терсенов О.А. Биохимия для врача. Екатеринбург: Уральский рабочий, 1994; З.Гиясбейли С.Р. Изменение показателей функционального состояния печени больных некоторыми злокачественными опухолями Vita Med.J., 2002, №12, c.47-49; 4.Гиясбейли С.Р. Показатели функционального состояния печени у больных распространенными формами злокачественных опухолей. - Vita, 2002, №3-4, c.33-34; 5.Гиясбейли С.Р., Над-жафов Т.А., Солтанов А.А., Мамедов М.К. О распространенности субклинических нарушений печени среди больных раком молочной железы, легкого и желудка. - Здоровье (Баку), 2002, №7, c.45-47; б.Горбунова В.А., Мамедов М.К., Зейналов Р.С., Гиясбейли С.Р., Дадашева А.Э. Поддерживающая терапия в лечении больных раком молочной железы, имеющими субклинические нарушения функции печени. - Азерб.Ж.онкологии, 2003, №1, c.113-114; 7.Гудратов Н.О. Биомедицинское значение селена. - Биомедицина, 2003, N.1, c.3-6; 8.Гудратов Н.О., Мамедов М.К. Влияние модуляторов глутатиона на некоторые биохимические показатели крови.
- Патологическая физиология и эксперим., 1991, №4, с.27-28; 9.Лифшиц В.М., Сидельникова В.И. Биохимические анализы в клинике. М.: МИА, 2001; 10.Мамедов М.К., Оруджли Р.Н., Гиясбейли С.Р. Воздействие злокачественной опухоли на организм: современные представления. - Азерб.Ж.онкологии, 2000, №1-2, с.10-17; 11.Мамедов М.К., Зейналов Р.С., Гиясбейли С.Р. Поддерживающая терапия в онкологии: проблемы и решения. -Азер.Ж.онкологии, 2001, №1, с.21; 12.Шерлок Ш., Дули Дж. Заболевания печени и желчных путей. М., М: Геотар, 1999. 13.Giyasbeily S. Concerning main mechanisms of hepatopathy negative influence to course and prognosis of breast cancer. - Azerb.J. oncol., 1997, v.3, р.57; 14.Giyasbeily S., Orujli R., Akhmedova A. Estradiol level in women with malignant tumor and subclinic hepatopathies. - Azerb.J.oncology, 1998, v.1, р.93; 15.Giyasbeily S., Zeinalov R.S., Orujli R.N., Dadasheva A.E. About biochemical parameters reflected function of gluthation-associated system of xeno-biotics detoxication at oncological patients with subclinic hepatopathy.
- Azerb.J.oncol., 1999, v.1, р.95; 16.Wuhrmann F., Wunderley C. Die Bluteweisskorper des Menshen. Basel: Aufl. Swabe, 1952.
SUMMARY
Metabolic homeostasis parameters in malignant tumour patients with subclinic liver dysfunctions S.Oiyasbeily
The author comparized results of biochemical testing of patients with advanced forms of malignant tumors (120 breast cancer, 100 lung and 70 stomach cancer) who had subclinic liver dysfunctions (SLD) and had no one.
It was shown different metabolic disorders and hyper estrogenemia at patients with biochemical signs of SLD were detected more frequently than at patients without these signs.
Поступила 19.03.2003