Научная статья на тему 'Показатели культуры здоровья обучающихся в общеобразовательной школе'

Показатели культуры здоровья обучающихся в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
357
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ОБУЧЕНИЕ ЗДОРОВЬЮ / ПОКАЗАТЕЛИ / ВОСПИТАННОСТЬ / СТАНДАРТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гринченко Наталья Александровна

В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья в средней школе. Предлагается общая модель создания стандарта показателей сформированности культуры здоровья для разных образовательных ступеней и разных педагогических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели культуры здоровья обучающихся в общеобразовательной школе»

Список использованной литературы:

1. Блоховцова Г.Г., Шахов Д.В. Формирование профессионально-личностных качеств магистранта в процессе обучения в магистратуре//В сборнике: ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО. Сборник статей по материалам межвузовской научно-методической конференции, посвященной 85-летию образования кафедры иностранных языков Кубанского государственного аграрного университета. Министерство сельского хозяйства РФ; Кубанский государственный аграрный университет. ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет». 2016. С. 185-192.

2. Блоховцова Г.Г. Педагогическое творчество в сфере высшего образования//В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова. 2016. С. 317-319.

3. Гоник Г.Г. Участие студентов в научно-исследовательской работе как важное средство развития творческого интеллектуального потенциала/Г.Г. Гоник// В сборнике: Научные открытия 2016. XII Международная научно-практическая конференция. Научный центр «Олимп». 2016. С. 296-304.

4. Гоник Г.Г. Работа студенческого научного общества как необходимый элемент методической работы кафедры статистики и прикладной математики/Г.Г. Гоник// В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза. сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова . 2016. С. 163-165.

5. Даг, Валентин. Дистанционное обучение: преимущества, проблемы и возможности. Государственный университет западной Грузии [Электронный ресурс]. URL: http://bahri.edu.sd/cde/.

6. Нассе, Бижан. Краткая история дистанционного образования. Государственный университет Болла [Электронный ресурс]. URL: http://cms.bsu.edu.

© Блоховцова Г.Г., Волохатых А.С., 2016

УДК 377.5

Гринченко Наталья Александровна

канд.пед.наук, доцент ЕГУ им. И.А. Бунина, г.Елец, РФ e -mail: grinchenko@inbox.ru

ПОКАЗАТЕЛИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья в средней школе. Предлагается общая модель создания стандарта показателей сформированности культуры здоровья для разных образовательных ступеней и разных педагогических систем.

Ключевые слова

Культура здоровья, обучение здоровью, показатели, воспитанность, стандарт.

Сегодня актуальность проблемы здоровьесбережения школьников не вызывает сомнений. Показатели культуры здоровья тесно связаны с определением целей и основного содержания образовательной

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

деятельности по воспитанию обучающихся и являются своеобразным запланированным результатом в этой области.

Культура здоровья — фундаментальная наука о человеке и его здоровье, интегральная отрасль знания, разрабатывает и решает теоретические и практические задачи гармоничного развития духовных, психических и физических сил человека, его оптимальной биосоциальной адаптации к среде обитания (В. А. Скумин, 1995); комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья, то есть оздоровления (А.Н.Разумов, 1996).

В федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения (ФГОС 2) предлагается перечень направлений работы по воспитанию культуры здоровья на разных ступенях обучения.

«Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» в начальной школе должна обеспечивать:

o «пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

o формирование установки на использование здорового питания;

o использование оптимальных двигательных режимов для детей с учётом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

o применение рекомендуемого врачами режима дня;

o формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

o становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение и употребление алкоголя, других веществ;

o формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены» [16, с.27-28].

В основной школе здоровью школьника посвящены разделы в «Программе воспитания и социализации», которая предусматривает:

«осознание обучающимися ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;

формирование установки на систематические занятия физкультурой и спортом, готовности к выбору индивидуальных режимов двигательной активности на основе осознания собственных возможностей;

осознанное отношение обучающихся к выбору индивидуального рациона здорового питания;

формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять;

овладение современными оздоровительными технологиями, в том числе, на основе навыков личной гигиены;

формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения, профилактики употребления наркотиков и других психоактивных веществ, профилактики инфекционных заболеваний, убеждённости в выборе здорового образа жизни и вреде употребления алкоголя и табакокурения;.

осознания обучающимися взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-2/2016 ISSN 2410-700Х_

безопасности, необходимости следования принципу предосторожности при выборе варианта поведения» [17, с. 34-36].

Причём, воспитание культуры здоровья в программе основной школы рассматривается в тесной связи с духовно-нравственным развитием и воспитанием личности и её успешной социализацией.

«Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся» в средней (полной) школе во многом повторяет идеи программы для основной школы: в ней также говорится о взаимосвязях культуры здоровья с экологией, духовно-нравственным воспитанием, социализацией личности, системой ценностей личности. Программа также предусматривает:

«формирование осознанного отношения к выработке собственного уклада здорового образа жизни, включающего: ценность и взаимозависимость физического, психологического и социального здоровья и экологического состояния окружающей его среды, оптимальное сочетание труда и отдыха, режим дня, индивидуальный рацион здорового питания, оптимальный режим двигательной активности;

формирование устойчивой потребности к занятиям физическим трудом, физической культурой и спортом на протяжении всей жизни;

формирование устойчивой негативной позиции по отношению к сквернословию, табакокурению, употреблению алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

формирование мотивации самостоятельно поддерживать и укреплять своё здоровье через осознание значимости профилактических мероприятий, использование технологий современных оздоровительных систем и навыков личной гигиены» [18, с.51-55].

Таким образом, во ФГОС 2 названы основные направления образовательной деятельности по воспитанию культуры здоровья у обучающихся, которые являются общим ориентиром при разработке программ на разных образовательных ступенях. Существует необходимость разработки стандартов в области культуры здоровья.

Что предлагает российская наука?

Неотъемлемая часть процесса формирования культуры здоровья, по мнению Н.К. Смирнова, -обучение здоровью. В процессе этого обучения должны быть сформированы:

• научное понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;

• отношение к здоровью как к ценности;

• целостное представление о человеке;

• навыки управления своим здоровьем;

• знания в области профилактики вредных привычек и зависимостей, а также различных заболеваний, понимание сущности этих явлений;

• навыки оказания первой медицинской помощи;

• культура межличностных отношений;

• навыки безопасного (для здоровья личности) поведения в различных жизненных ситуациях;

• стратегии и технологии саморазвития [15, c.46].

И. Андреева выделяет основные блоки знаний о здоровье:

1) болезни социальной обусловленности: ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм, употребление табака, венерические заболевания, туберкулёз;

2) хронические неинфекционные заболевания (ХНЗ), являющиеся следствием нарушений взаимодействия человека с окружающей средой и дефицита знаний о здоровье;

3) школьные болезни - нарушения осанки, нарушения зрения, болезни органов пищеварения, заболевания нервной системы;

4) факторы риска и патологические состояния:

• неправильное питание;

• ранняя беременность и роды;

• гиподинамия (уроки физкультуры лишь на 10-18% компенсируют дефицит

движений);

• заболевания как результат несчастных случаев;

• заболевания как последствия природных и техногенных катастроф [3, с.28-29].

Различают «показатели здоровья» и «показатели сформированности культуры здоровья». О.Д.

Григорьева и Ж.В. Тома понимают культуру здоровья как: 1) сформированность представлений о здоровье и здоровом образе жизни; 2) наличие знаний о способах укрепления и сохранения здоровья; 3) осознание базовых ресурсов своего организма; 4) понятие всей полноты ответственности за состояние своего здоровья; 5) развитие навыков психофизической саморегуляции и самоконтроля; 6) отсутствие вредных привычек [5].

Н.Г. Гаркуша для оценки по критерию «воспитанность культуры здоровья школьников» предлагает исследовать показатели: осознание ценности здоровья, гармоничность образа жизни, владение культурными нормами, здоровьесозидающая деятельность [4, с.12-19].

Культура здоровья каждого человека, по А. Толоконину, формируется на основании следующих компонентов: когнитивного, эмоционального, волевого и коммуникативного. Когнитивный компонент это - информированность человека в отношении физиологических и патологических процессов в организме, а также о влиянии на них различных факторов окружающей среды и образа жизни; эмоциональный это - доминирующие эмоции и положительный эмоциональный настрой; волевой это -мотивация, самообладание, целеустремлённость; коммуникативный это - адекватность взаимодействия человека с другими людьми и окружающим миром [20].

При разработке стандартов мы предлагаем взять четырёх компонентную модель культуры здоровья по А. Толоконину с рассмотрением внутри каждого из компонентов разных направлений образовательной деятельности на разных ступенях. В самом общем виде показатели культуры здоровья могут выглядеть так:

Показатели культуры здоровья на начальной ступени

1. Когнитивный компонент:

• знания о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, нерациональное питание, табак, алкоголь, наркотики, инфекционные заболевания и др.);

• понятие о культуре общения;

• знание стратегий решения конфликтной ситуации.

2. Эмоциональный компонент:

• желание заботиться о своем здоровье;

• установка на использование здорового питания;

• потребность в занятиях физической культурой и спортом;

• готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

3. Волевой компонент:

• применение рекомендуемого врачами режима дня;

• становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, других веществ;

4. Коммуникативный компонент:

навыки и умения вступить в разговор, продолжить разговор, закончить разговор.

Степень сформированности каждого из компонентов культуры здоровья определяется по уровням: высокий, средний, низкий. Аналогичным образом составляются модели для основной и полной общеобразовательной школы.

Для грамотного составления стандарта показателей сформированности культуры здоровья требуется сотрудничество педагогов, психологов, медиков. Дальнейшими шагами будут: создание комплексных школьных образовательных программ культуры здоровья и методических систем, позволяющих использовать потенциал отдельных школьных учебных предметов.

Список использованной литературы 1. Андреева И. Здоровье человека в содержании образования //Педагогика.-2011.-№10.-С.27-33.

2. Гаркуша Н.С. Интегративная модель воспитания культуры здоровья российских школьников//Психология образования в поликультурном пространстве.-2015.-№30 (2).-С.12-19.

3. Григорьева О. Д., Тома Ж.В. Культура здоровья как приоритетная задача общественного развития молодежи /http://lib.sportedu.ru/Press/SP/2009N2/p63-67.htm

4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии с современной школе.- М.: АПК и ПРО, 2002.-121 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 6 октября 2009 г., № 373/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 декабря 2010 г., № 1897/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

7. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект. Доработка 15 февраля 2011г. Школа/ http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=4100

8. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». №273-ФЗ от 20.12.2012//http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/

9. Толоконин А. Мировые оздоровительные технологии в восстановительной медицине/http://tolokonin.ru/library/my-monography/kultura-zdorovia/.

© Гринченко Н. А., 2016

ББК 78.3 УДК 02.027.5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дубровина Елена Михайловна,

заведующая по работе с юношеством и молодежью

ЦРБ МБУК «ЦБС № 2» Губкинский городской округ Белгородской области

E-mail: lena.dis16@yandex.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНОШЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Аннотация

В статье приводятся методы библиотечного педагогического воздействия, их краткая характеристика и критерии.

Ключевые слова

Юношеская библиотека, молодежь, воздействие, методы, профессионализ.

Стремительное развитие науки, техники, высоких технологий, а также нарастание общих для всего человечества глобальных проблем настоятельно требуют от людей и новых знаний, и высокого профессионализма, и, самое главное, ответственности за свои действия и наше общее будущее. [1, с.6]. Осознавая эти вызовы времени, специалисты библиотек стремятся строить библиотечное обслуживание молодежи в соответствии с современными требованиями. В последние годы деятельность юношеских библиотек отличает ориентация на программно-целевое планирование (переход от отдельных мероприятий к долгосрочным тематическим проектам, для реализации которых в качестве партнеров привлекаются различные организации и учреждения), на развитие инновационных библиотечных процессов и технологий, на создание особой интеллектуально-эмоциональной среды, привлекательной для молодежи. Библиотекарь строит диалог с молодежью на качественно новой основе, оказывая педагогическое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.