УДК 378.01 ББК 4481.00
ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАННОСТИ
О.А. Ханжина
Южно-Уральский государственный университет
QUALITY FIGURES OF STUDENTS’ AXIOLOGICAL ATTITUDE TO SCHOLARSHIP
O.A. Hanzhina South Ural State University
Раскрывается содержание понятия «ценностное отношение», рассматриваются показатели качества ценностного отношения студентов к образованности, выделяются уровни согласованности социальной ценности образованности с личными ценностями студентов.
Ключевые слова: качество, образованность, ценность, ценностное отношение.
The content of the notion “axiological attitude” is revealed, quality figures of students9 axiological attitude to accomplishment are observed, coherence levels of social value of accomplishment with students9 personal values are marked.
Keywords: quality, accomplishment, value, axiological attitude.
Ценностное отношение студентов к образованию и к образованности является одним из критериев качества образования [1] в силу следующих обстоятельств. Мотивы как причины осуществления студентами образовательной деятельности активизируются в их внутреннем мире под влиянием внешних и внутренних факторов. Внутренние факторы базируются на потребностях, намерениях, замыслах образующегося человека. Внешние же факторы вызывают определенное (внутреннее) отношение человека к ним. Ясно, что благоприятное отношение человека к внешним факторам позитивно сказывается на мотивации его образовательной деятельности. Неприятие внешних факторов вряд ли способствует мотивации образовательной деятельности.
Особым видом внешних факторов являются социальные ценности. Благоприятное отношение студентов к ним можно назвать одной из целей педагогического влияния на образование студентов. Это обусловлено тем, что ценностное восприятие студентами действительности порождает и мотивацию действий и поступков, основанную на социально значимых ценностных ориентациях. Такого рода
мотивация дополняет и обогащает мотивацию, основанную на потребностях и замыслах.
Каждый студент осуществляет свою образовательную деятельность в соответствии с собственными мотивами. Под ценностями понимаются идеалы, обобщенные представления, которые необходимы для оценки и ориентации студентов в социальной действительности.
Социальные ценности накоплены в процессе исторического развития человеческой цивилизации. В образовательном процессе они предъявляются студентам для усвоения. Накапливается определенный багаж знаний студентов о социальных ценностях, что является одним из формальных признаков образованности каждого из них. Явления и события вызывают у студента одобрение или неодобрение, он соотносит их со своим внутренним мироощущением и определяет полезность, ценность усвоенных знаний для себя. Происходит осмысление и понимание студентом существующих моральных и нравственных норм и правил, способность выражения своего собственного ценностного отношения к себе и к окружению через призму своего собственного восприятия.
Теория и методика профессионального образования
Будучи информированным об общечеловеческих социальных нормах поведения и морали, то есть о тех ценностях, которые приняты в обществе, студент может ориентироваться на них. Тем самым формируются собственные ценностные ориентации, усвоенные и принятые, которыми он руководствуется в жизни. Причём необходимо отметить, что это соответствие не всегда совпадает с его внутренним мировоззрением, т.е. личные ценности могут не соответствовать или частично соответствовать социальным ценностям. Внутренние сложившиеся ценностные ориентации могут быть в русле общепринятых социальных ценностей, а могут идти вразрез с ними (табл. 1). Но данное противоречие внутреннего личного отношения не всегда проявляется на деле, то есть в поступках студентов.
Социальные ценности, усвоенные и принятые человеком, называются ценностными ориентациями. Ими он руководствуется в жизни. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость человека, преемственность определенного типа поведения и деятельности [5].
Ценностное же отношение - достаточно емкое понятие. Философская категория отношения выражает суть идеи всеобщих взаимосвязей в мире. Целесообразно ценностное отношение рассматривать как аспект сложившихся ценностных ориентаций. В них выражается отношение человека к различного рода социальным аспектам жизнедеятельности. Они же обусловливают мотивацию и направляют образовательную деятельность учащихся на достижение образованности, соответствующей социально принятым нормам.
В управлении образовательным процессом целесообразно выделить аспекты социальных ценностей, которые значимы как доминирующие ценностные ориентации. К ним относится образованность.
Каждый студент как-то относится и к своей образованности. Информация о состоя-
нии ценностного отношения студента к соответствующим социально значимым свойствам людей необходима для того, чтобы со знанием дела влиять на позитивное развитие соответствующих ценностных ориентаций студентов. Получить такого рода информацию можно путем экспериментального исследования, целью которого является выявление показателей качества ценностного отношения респондента к определенному параметру, например к образованности. В основе такого исследования лежат определенные методики снятия (измерения) сведений о том, как тот или иной студент относится к обозначенной выше социальной ценности. Для этого можно использовать формальные и неформальные признаки.
Формальный признак связан с внешними проявлениями обострившихся потребностей человека. Он обнаруживается в поведении студентов, в результатах образовательной деятельности. Следовательно, формальный признак состояния ценностных ориентаций студентов можно наблюдать со стороны, фиксировать на объективных носителях, обрабатывать по известным методикам.
Состояние ценностных ориентаций студентов характеризует внутреннее отношение студентов к соответствующим социальным ценностям. Неформальный признак базируется на воспринятых и усвоенных знаниях. Этот признак ощущается, чувствуется человеком. Он приблизительно выражается в форме личных предположений, оценок. Руководствуясь различиями формального и неформального признаков, характеризующих состояние ценностного отношения студентов к образованности, установим специальные уровни: низкий, средний, высокий. Опишем особенности, относящиеся к измерению каждой из вычлененных ценностных ориентациях студентов на каждом установленном уровне.
Процесс присвоения образованности сопровождает человека на протяжении всей его жизнедеятельности [4]. Получая образование в школе, а в дальнейшем продолжая его в
Таблица 1
Показатели уровней согласованности социальных ценностей с личными ценностями студентов
Уровень Уровневая характеристика
Рассогласования Несовпадение социальных общепринятых норм с личными усвоенными ценностями
Частичного совпадения Частичное принятие социальных норм морали, ценностей в соотношении с личными
Полной согласованности Совпадение существующих в обществе социальных ценностей с личными ценностями человека
профессиональных образовательных учреждениях, он находится в постоянном непреры-вающемся процессе присвоения образованности. Но даже получение формального образования не является завершением процесса присвоения образованности.
Выполняя свои профессиональные обязанности в качестве специалиста и расширяя свой кругозор, человек ощущает внутреннюю потребность и необходимость в получении дополнительных знаний в различных областях своей жизнедеятельности, в том числе и в профессиональной деятельности (необходимость повышения компетентности). Ценностное отношение человека к собственной образованности может составить важный мотив продолжения образования. Образованность является одной из ведущих социальных ценностей. Поэтому ценностное отношение студентов к собственной образованности является одним из основных мотивов его осуществления.
Разная мера соотнесенности усвоенных личных ценностных ориентаций и социальных ценностей ложится в основу личной степени эффективности образовательного процесса. Социальная ориентация общества направлена в первую очередь на формальное образование.
Показателем сформированности ценностного отношения человека к своей образованности в соответствии с формальным подходом является регулярное посещение учебных занятий, высокая активность на занятиях, точное и добросовестное выполнение учебных заданий в срок, а также внутренняя потребность в присвоении образованности. Внутреннее желание получить знания ради того, чтобы пользоваться ими в разных ситуациях, является мотивацией для продолжения своего образования, для получения дополнительного образования и стимулом в процессе самообразования студента.
Неформальный признак характеризуется внутренне осознанной заинтересованностью человека в получении образования и базируется на понимании и принятии «образованности» как лично значимой ценности. Это соотносится с качеством образовательного процесса. Качество образовательного процесса проявляется в первую очередь в его эффективности по отношению к образованию студентов. При этом под качеством понимается одна из сторон, определяющих меру, характеризующих сущностные стороны образовательных процессов [2]. В табл. 2 приведены значения показателей качества ценностного отно-
Таблица 2
Показатели качества ценностного отношения студента к своей образованности
Уровень Неформальный признак Формальный признак
Низкий Не чувствует потребности в получении образования, не знает и не интересуется перспективами своей образованности (будущей профессиональной деятельности), отсутствует потребность в самообразовании и в получении дополнительного образования Проявляется в нерегулярном посещении занятий, неудовлетворительном выполнении заданий, невысокой активностью на занятиях, низкой концентрированностью внимания на занятиях
Средний Чувствует потребность получения образования только в некоторых областях (по некоторым предметам), проявляет односторонний (узконаправленный) интерес к своей образованности (будущей профессиональной деятельности), чувствует потребность в получении дополнительного образования только в некоторых аспектах Характеризуется достаточно регулярным посещением занятий, не всегда точным и полным выполнением заданий, отсутствием высокого уровня внимательности в ходе образовательного процесса, иногда высокой, а иногда средней активностью на занятиях
Высокий Чувствует и осознает потребность в получении образования, знает и заинтересован в перспективах своей будущей профессиональной деятельности (своей образованности), убежден в необходимости дальнейшего образования, хочет заниматься самообразованием Находит свое отражение в точном выполнении заданий в срок, посещении занятий без пропусков, высокой концентрации внимания на уроке, активном участии в образовательном процессе
Теория и методика профессионального образования
Таблица 3
Ценности, предъявляемые для определения отношения студентов к своей образованности
Расположите в порядке уменьшения значимости для Вас роли образования Количество респондентов, выбравших ценности, %
Учиться всю жизнь
Уметь учиться
Понимать значение полученных знаний
Учиться применять свои знания на практике
Учиться смотреть на жизнь «своими глазами»
Воспитание требовательности к себе
Достижение высокой общей эрудиции
Усвоение знаний
Добросовестность
Трудолюбие
Способность постоянно совершенствовать свои знания
Интеллектуальное развитие
Высокая общая культура
Широкий кругозор
Соответствовать общепринятому представлению об «образованном человеке»
шения студентов к своей образованности по формальному и неформальному признакам на низком, среднем и высоком уровнях развития.
Формирование ценностного отношения студента к своей образованности рассматривается как процесс, сопровождающий присвоение образованности. Этот процесс пронизывает весь жизненный путь человека. Усвоенные знания, освоенные умения и приобретенные навыки в процессе образования фактически гарантируют появление социально ценных качеств человека [4]. Объективное признание и субъективное понимание студентами значимости роли образования существенным образом влияет на качество образовательного процесса, является основой и способствует в дальнейшем профессиональному самоопределению.
Выявление посредством различных методик ценностного отношения студента к своей образованности (показателей качества ценностного отношения к образованию) способствует прогнозированию формы продолжения образования студентами. Понимание значимости образования для себя позволяет сделать правильный, обоснованный выбор относительно своего дальнейшего профессионального самоопределения, а также определиться в других областях жизнедеятельности. Если студент задумывается над тем, для чего он учится, и определяет для себя, что такое образованность, ставит для себя цель - дальнейшее получение образования, то в этом случае
можно сделать вывод о его формирующихся или уже частично или полностью сформировавшихся ценностных ориентациях. Определяя в качестве приоритетных для себя такие ценности, как «умение учиться», «понимание значимости полученных знаний», «умение применять свои знания на практике», «необходимость интеллектуального развития», «достижение общей высокой эрудиции» и др., студент становится готовым к продолжению образования. Для определения ценностного отношения к образованности предлагается воспользоваться табл. 3.
Целью нижеследующей беседы (интервью) является определение качественного уровня ценностного отношения студента к своему образованию: к знаниям; к применению знаний в своей жизнедеятельности, которые он усваивает во время учебного процесса; к получению дополнительных знаний; к значимости лично для него процесса присвоения образованности (образования); к роли уровня образованности в процессе его дальнейшей жизнедеятельности и т.п.
Беседа (интервью) для определения ценностного отношения студента к своей образованности
1. Как Вы считаете, зачем Вы учитесь?
2. Чем, по Вашему мнению, отличается человек, который учился, от человека, который не учился?
3. Как Вы можете сформулировать для себя понятие «образованность»?
4. Считаете ли Вы необходимым посещать все занятия в соответствии с учебным планом и почему?
5. Что влияет, по Вашему мнению, на уровень образованности человека?
6. Необходимо ли, по Вашему мнению, получение дальнейшего образования?
7. Где и как Вы считаете возможным применить ваши знания на практике?
8. Какой предмет является для Вас любимым?
9. Интересуетесь ли Вы дополнительной информацией по какому-либо предмету?
10. Считаете ли Вы необходимым точно и добросовестно выполнять учебные задания? Если «да», то почему?
11. Какая область знаний вызывает у Вас особый интерес?
12. Книгам какой тематики Вы отдаете большее предпочтение?
13.Как часто Вы уделяете время чтению периодических изданий и художественной литературы?
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработки результатов, гибкость - возможность варьировать материалом (списком ценностей). Особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым.
Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить, что у респондента неполностью сформировалась система ценностей относительно измеряемого показателя.
Для более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций рекомендуется проведение беседы (интервью), которая даст дополнительную диагностическую информацию и позволит сделать более обоснованные выводы.
Метод беседы (интервью) - это психологический инструмент, который может слу-
жить критерием оценки уровня ценностного отношения студента к своему образованию [2]. Специфика беседы заключается в непосредственном взаимодействии с опрашиваемым. Данный метод позволяет не только получить необходимые сведения в форме, напрямую содержащей ответы в вопросах, но и обратить внимание на невербальные проявления респондентов [3]. Данные проявления помогают уточнить сообщаемую студентами информацию, уточнить ее содержание, которое может противоречить словесному сообщению, выявить его истинное ценностное отношение.
Рассмотренная совокупность методов является адекватной задаче исследования ценностного отношения студентов к образованию и образованности. Предложенная методика измерения ценностного отношения позволяет преподавателю получить информацию о состоянии данного параметра. На основании этой информации могут разрабатываться меры, направленные на повышение качества образовательного процесса по критерию «ценностное отношение студентов к образованию».
Литература
1. Показатели оценки качества результатов образовательного процесса / И.О. Котлярова, Г.Н. Сериков, С.Г. Сериков, O.A. Ханжина // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Здравоохранение. Физическая культура». - 2008. - Вып. 17. - №29(129). -С. 31-51.
2. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. ИВ. Дубровиной. - М.: ТЦ «Сфера», 1997. -528 с.
3. Реан, A.A. Психология и педагогика / A.A. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. -СПб.: Питер, 2000. - 432 с.
4. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. -М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
5. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия» / Столяренко Л.Д. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544 с.
Поступила в редакцию 17 сентября 2009 г.