НРАВСТВЕННОСТЬ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
Л.Н. Овинова ЮУрГУ
Рассмотрены педагогические аспекты нравственности, дано определение нравственности как педагогического понятия. Нравственность соотнесена с характеристиками образованности.
Образование в современном его понимании практически не рассматривает способность к нравственному становлению личности в качестве предмета образовательной деятельности. Проведенный нами анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования показал, что основное внимание в образовательном процессе вуза направлено на передачу и усвоение студентами предметных знаний. Это, в свою очередь, противоречит положениям национальной доктрины образования Российской Федерации, в которой приоритетное место отведено духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения.
Проблема воспитания нравственности студентов в практике образовательного процесса в вузе осложняется, на наш взгляд, недостаточной разработанностью понятийного аппарата. Данная статья предполагает внесение определенной лепты в дело решения этого вопроса.
Основными понятиями, которыми приходится оперировать при рассмотрении проблем нравственного становления личности, являются понятия этики, морали и нравственности.
Этика - это наука, предметом которой являются мораль и нравственность. Мораль -это совокупность норм и требований, принятых в обществе и обусловливающих поведение индивида в данном обществе. Анализ философской, психолого-педагогической литературы позволил нам установить многообразие подходов к определению взаимосвязи между моралью и нравственностью.
Большинство ученых отождествляют мораль и нравственность. Такого мнения придерживаются философы, психологи и педагоги (Т.Т. Акмамбетов, С.Ф. Анисимов, Е.М. Бабо-сов, Е.В. Беляева, В.А. Беляева, В.А. Блюмкин, Г.Н. Гумницкий, И.Л. Зеленкова, Е.В. Зо-лотухина-Оболина, Г.Т. Квасов, В.А. Кондратов, Я.С. Котигер, Н.Н. Крутов, С.Ш. Па-
шаев, Р.В. Петропавловский, В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко, Л.А. Попов, А.И. Титаренко,
О.Г. Филатова, Т.В. Цырлина, В.И. Чамлер и др.). Философские, педагогические словари, словари по этике трактуют понятия «нравственность» и «мораль» как синонимы.
Другая точка зрения заключается в разграничении этих понятий в пределах морали. Так, Ю.М. Смоленцев считает, что мораль как область нравственного требования (должное) и нравственность как сфера фактических нравов (сущее) находятся между собой в диалектически противоречивом единстве. По мнению А.А. Гусейнова, различия между моралью и нравственностью можно понять только в рамках их единства. Данного мнения придерживается в своих работах и О.Г. Дроб-ницкий.
Исследуя различные точки зрения ученых о связи понятий «мораль» и «нравственность», нами было установлено, что существует еще один подход, который заключается в четком разграничении данных понятий. Ученые Л.Н. Коган, В.И. Басова, А.И. Шемшури-на, Г.Н. Сериков, И.Ф. Харламов определяют мораль как совокупность норм и правил поведения в обществе, т.е. то, что действует извне; нравственность же трактуется ими как личностная характеристика.
Таким образом, рассмотрев различные точки зрения ученых на проблему взаимосвязи между моралью и нравственностью, считаем целесообразным в русле темы нашего исследования придерживаться того подхода, который основывается на разграничении понятий «мораль» и «нравственность» и соотносит нравственность с личностью.
Подтверждением целесообразности нашего выбора является то, что усваиваемые человеком социальные ценности не становятся автоматически его личными ценностями. Более того, человек может внутренне не соглашаться с какими-то социальными нормами,
даже если хорошо знает их. Мотивы же его поведения обусловливаются не только усвоенной им социальной моралью, но и своим отношением к ней в целом или к каким-то ее аспектам.
Опираясь на сказанное, важно подчеркнуть субъективный аспект нравственности человека. Речь идет о том, что нравственность человека не следует представлять только как формальное соблюдение им определенных моральных норм. Личный опыт человека может превалировать в мотивации его поведения. Тогда субъективный аспект нравственности человека выражает его личную нравственную позицию как внутренний ориентир мотивации своего поведения. Смеем утверждать, что в субъективном характере нравственности заключается ее основное отличие от норм морали.
Сформулируем определение понятия нравственности: нравственность - это свойство человека, базирующееся на знаниях норм морали, которое проявляется в его отношении к себе, к окружающей действительности в образовательном процессе и в других аспектах жизнедеятельности.
Усвоение норм морали человеком осуществляется в процессе его жизнедеятельности при поддержки окружения. Одной из значимых сфер контактов человека с социумом является сфера образования. Нужно заметить, что люди имеют довольно длительные во временном отношении контакты с образованием как учащиеся. Попав в образовательное учреждение, человек становится обязанным усваивать то содержание образования, которое ему предлагается. Фактически человек не может игнорировать предлагаемые ему элементы содержания образования. В содержании образования предусматриваются различные элементы, которые способствуют накоплению личного опыта пользования знаниями, усвоенными в обучении.
Учитывая важную роль образования в жизнедеятельности человека, мы хотели бы рассмотреть педагогические аспекты нравственности, то есть те свойства нравственности, которые являются объектом педагогического влияния.
В первую очередь, речь идет о наполнении определенных элементов содержания образования этическими знаниями, для того чтобы повысить осведомленность учащихся в области морали, ведь образовательный процесс - это специально созданные условия, в
которых учащиеся имеют возможность формировать свое мировоззрение и нравственную направленность. Если до обучения те или иные знания существовали как общественная ценность, то в образовательном процессе конкретная информация приобретает особую значимость для учащихся, пополняя арсенал его убеждений. Таким образом, содержание образования, направленное на становление нравственности студентов, наполненное в определенной степени этическими знаниями, способствует «присвоению» социальных норм жизни и определяет социальный компонент мировоззрения личности, в котором доминантой является нравственность. Игнорирование этических знаний личностью учащегося, предложенных ему в элементах содержания образования, ведет к нарушению моральных норм, что влечет за собой дисгармонию в его взаимоотношениях с социумом.
В качестве следующего педагогического аспекта нравственности мы выделяем взаимодействие учащихся с субъектами образовательного процесса: преподавателями, сокурсниками, товарищами по группе. В процессе данного взаимодействия происходит воспитание отношения учащихся к себе, к окружающим, к образованию в частности. Речь идет о развитии в рамках образовательного процесса навыков самореализации, способностей к эмпатии, к толерантному отношению к окружающей действительности.
Нравственное отношение к себе и к окружающему миру являются одним из показателей социального здоровья человека. Социально здоровые люди, чье поведение соответствует универсальным нравственным нормам, являются условием социального здоровья общества, которое позволяет судить о развитии общества.
Выявление педагогических аспектов нравственности позволяет выдвинуть воспитание нравственности студентов в качестве задачи образовательного процесса вуза. К характеристикам нравственности отнесем осведомленность, эмпатию и гуманность.
Общий результат образования рассматривается нами как образованность. Образованность - некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения им какой-то частью социального опыта, а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности. Определив педагогические аспекты нравственности,
Основания педагогики: методология, понятия, теории
имеет смысл рассматривать нравственность в качестве аспекта образованности. В связи с этим предлагаем сопоставить характеристики образованности, предложенные Г.Н. Сериковым: осведомленность, сознательность, действенность и умелость, с характеристиками нравственности.
Осведомленность характеризует те аспекты образованности человека, которые могут проявляться им посредством воспроизведения овладеваемой в процессе образования частью социального опыта. В нашем исследовании осведомленность проявляется в информированности студентов о нормах морали, социальных ценностях, ценностных ориентациях личности, правилах речевого этикета.
Сознательность - мера воздействия усваиваемого человеком социального опыта на его способность выражать собственное отношение к себе и к окружению. Нравственные аспекты сознательности проявляются в том, как соотносятся усвоенные знания с действительным отношением человека к себе и к окружающему его миру. Сознательность проявляется в том, расходятся ли у человека слова и дела, рассуждения и поступки, куда направлены усилия по применению этических знаний.
Действенность подразумевает меру воздействия осведомленности и сознательности образовывающегося человека не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию различных аспектов своей жизнедеятельности. Основным показателем действенности является активность индивида. Нравственность человека проявляется в его отношении к себе, окружающей действительности, образованию, что реализуется в его делах и поступках. Именно в нравственной деятельности проявляется нравственная зрелость личности.
Умелость - мера способностей человека выражать свои актуализированные потребности, пользоваться знаниями в процессе жизнедеятельности посредством обоснованных действий. Умелость человека в какой-либо сфере жизнедеятельности зависит от способности применять полученные знания. С этим компонентом образованности соотносится умение человека регулировать свое поведение, ориентируясь на нормы морали, умение строить взаимоотношения с окружающими согласно принципов гуманизма.
Таким образом, сопоставление обобщенных характеристик образованности и нравственности позволяет нам сделать вывод о том,
что нравственность, действительно, является аспектом образованности.
Наряду с развитием образованности, в образовательном процессе вуза происходит становление нравственности студентов. Нравственное развитие личности студента в образовательном процессе мы рассматриваем с точки зрения системного подхода, как процесс, имеющий стадиальный характер, что позволяет нам говорить о генетическом аспекте нравственности.
По нашему мнению, к моменту начала учебы в вузе все студенты, хотя и в разной степени, уже обладают моральными ориентирами. Задача образовательного процесса вуза, сориентированного на становление нравственности студентов, состоит в развитии нравственности учащихся до уровня, который был бы достаточным для жизнедеятельности студентов вообще и в профессиональной сфере в частности.
В «недрах» общего образования зарождается и профессиональная образованность учащихся. Становление профессиональной образованности происходит в сфере среднего и высшего профессионального образования. Профессиональная образованность специалиста с высшим образованием достаточна для компетентной самореализации человека в сфере профессиональной деятельности. Профессиональная образованность сориентирована на получение образовывающимся человеком профессии и, как личностная характеристика, включает в свой состав нравственный аспект. Поэтому в процессе высшего профессионального образования имеет смысл акцентировать внимание на профессиональном аспекте нравственности.
Профессиональная образованность любого уровня удостоверяется присвоением человеку соответствующей профессиональной квалификации. По сути же профессиональная квалификация является свидетельством того, что профессиональная образованность, развившаяся у человека, достигла такого состояния, при котором он способен самостоятельно трудиться по соответствующему профилю и уровню в определенной сфере социального производства.
Профессиональная нравственность, являясь, по мнению Г.Н. Серикова, компонентом квалификации специалиста, - это способность специалиста проявлять духовность в процессе исполнения своих профессиональных компетенций. Таким образом, про-
фессиональная деятельность специалиста должна быть пронизана «тканью» нравственного отношения специалиста к исполнению своих компетенций.
Исполнение профессиональных компетенций специалистом в процессе профессиональной деятельности происходит разнопланово, но профессиональная нравственность актуализируется в каждом из них. Во-первых, это касается взаимоотношений специалиста с коллегами, будь то руководство или подчиненные. Во-вторых, нравственность специалиста обнаруживается в его взаимодействии с различного рода оборудованием, необходимым для осуществления профессиональной деятельности. В-третьих, нравственность проявляется в отношении к себе как субъекту профессиональной деятельности, находя выражение в профессиональной самореализации, стремлении к самосовершенствованию в профессиональной сфере.
Таким образом, определив субъективный характер нравственности, выделив ее педагогические аспекты, мы рассмотрели в данной статье нравственность как педагогическое понятие. Нравственность, как личностная характеристика, имеет свойство развиваться в образовательном процессе, проявляя себя в качестве аспекта образованности. Данное положение позволяет выдвинуть воспитание нравст-
венности студентов в качестве важной задачи образовательного процесса. Следовательно, подготовка будущих специалистов в вузе, наряду с приобщением к знаниям, не может игнорировать нравственное становление личности студента.
Литература
1. Кутейникова, И.Х. Педагогическое содействие становлению профессиональной нравственности будущих педагогов: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук /И.Х. Кутейникова. - Челябинск, 2006. -17 с.
2. Крутова, О.Н. Мораль: сознание и поведение / О.Н. Крутова; отв. ред. Н.А. Головко; АН СССР, Ин-т философии. - М.: Наука, 1986.-207 с.
3. Смоленцев, Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия / Ю.М. Смоленцев. -М.: Изд-во МГУ, 1989. - 199 с.
4. Сериков, Г.Н. Образование: Аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. - Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. - 464 с.
5. Сериков, Г.Н. Образование и развитие человека / Г.Н. Сериков. - М.: Мнемозина, 2002.-416 с.
6. Шемшурина, А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. -М.: ВЛАДОС, 1992. - 110 с.