Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ'

ПОКАЗАТЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ЮФО / ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКОСАНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВРАЧАМИ / УЧАСТКОВЫЕ ТЕРАПЕВТЫ / УЧАСТКОВЫЕ ПЕДИАТРЫ / SOUTHERN FEDERAL DISTRICT / PRIMARY HEALTH CARE / AVAILABILITY OF DOCTORS / LOCAL THERAPISTS / LOCAL PEDIATRICIANS

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Зоричева А.Л.

Исследование показателей и направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи в регионах РФ позволяет оценить эффективность функционирования первого и базового уровня контакта пациентов с системой здравоохранения. Цель работы исследование показателей и направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе. Материалы и методы. Выполнен теоретический анализ литературы, статистических сведений и документов, касающихся показателей и оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе. Для сравнительной оценки динамики показателей проводили расчет прироста (%). Результаты. Показатели обеспеченности участковыми терапевтами в Южном федеральном округе ниже общероссийских. Выявлено, что Республика Калмыкия, Астраханская область и Ростовская область имеют отрицательный прирост обеспеченности участковыми терапевтами за2016 и 2021 гг.: -6,1; -20,9 и -22,2% соответственно. По обеспеченности участковыми педиатрами отрицательный (9,0%) прирост отмечается только для Ростовской области. Анализ направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи показал, что в регионах Южного федерального округа реализуются программы по улучшению инфраструктурной организации и оснащения первичной медико-санитарной помощи, а также устранению кадрового дефицита медицинского персонала. Однако в отчетах указываются только показатели обеспеченности врачами на 10 тыс. населения без выделения медицинских работников первичной медико-санитарной помощи. Заключение. Ключевая проблема Южного федерального округа дефицит врачей в сфере первичной медикосанитарной помощи. Динамика состояния здравоохранения в Южном федеральном округе исследована недостаточно. Необходимо продолжение: совершенствования материально-технического оснащения отрасли, в том числе на труднодоступных территориях, проведения подготовительной работы с обучающимися в медицинских учреждениях, улучшения условий работы и предложения привлекательных для работников условий финансирования труда и организации социальной помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Зоричева А.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATORS AND DIRECTIONS FOR OPTIMIZING PRIMARY HEALTH CARE IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT

The study of indicators and directions for optimizing primary health care in the regions of the Russian Federation allows us to assess the effectiveness of the functioning of the first and basic level of contact of patients with the health care system. The purpose of the work is to study indicators and directions for optimizing primary health care in the Southern Federal District. Materials and methods: A theoretical analysis of literature, statistical information and documents related to indicators and optimization of primary health care in the Southern Federal District was performed. For a comparative assessment of the dynamics of indicators, the growth (%) was calculated. Results. The supply of local therapists in the Southern Federal District is lower than the national average. It was revealed that the Republic of Kalmykia, Astrakhan region and Rostov region have a negative increase in the provision of local therapists for 2016 and 2021: -6.1; -20.9 and-22.2% respectively. In terms of the number of local pediatricians, a negative increase (9.0%) is observed only for the Rostov region. An analysis of directions for optimizing primary health care showed that in the regions of the Southern Federal District programs are being implemented to improve the infrastructural organization and equipment of primary health care, as well as to eliminate the personnel shortage of medical personnel. However, the reports indicate only indicators of the number of doctors per 10 thousand population without highlighting primary health care workers. Conclusion. The key problem of the Southern Federal District is the shortage of doctors in the field of primary health care. The dynamics of the health care situation in the Southern Federal District have not been sufficiently studied. It is necessary to continue: improving the material and technical equipment of the industry, including in hard-to-reach areas, carrying out preparatory work with students in medical institutions, improving working conditions and offering attractive labor financing for workers and organizing social assistance.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ»

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ОС1: 10.21045/1811-0185-2023-12-25-32 УДК: 614.88

ПОКАЗАТЕЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

А.Л. Зоричева:

ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом ИКТ в здравоохранении и медицине № 2, г. Ростов-на-Дону, Россия.

ORQD: https://orcid.org/0009-0000-0207-0529

И Автор для корреспонденции: Зоричева А.Л.

АННОТАЦИЯ

Исследование показателей и направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи в регионах РФ позволяет оценить эффективность функционирования первого и базового уровня контакта пациентов с системой здравоохранения. Цель работы - исследование показателей и направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе. Материалы и методы. Выполнен теоретический анализ литературы, статистических сведений и документов, касающихся показателей и оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе. Для сравнительной оценки динамики показателей проводили расчет прироста (%). Результаты. Показатели обеспеченности участковыми терапевтами в Южном федеральном округе ниже общероссийских. Выявлено, что Республика Калмыкия, Астраханская область и Ростовская область имеют отрицательный прирост обеспеченности участковыми терапевтами за 2016 и 2021 гг.: -6,1; -20,9 и -22,2% соответственно. По обеспеченности участковыми педиатрами отрицательный (9,0%) прирост отмечается только для Ростовской области. Анализ направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи показал, что в регионах Южного федерального округа реализуются программы по улучшению инфраструктурной организации и оснащения первичной медико-санитарной помощи, а также устранению кадрового дефицита медицинского персонала. Однако в отчетах указываются только показатели обеспеченности врачами на 10 тыс. населения без выделения медицинских работников первичной медико-санитарной помощи. Заключение. Ключевая проблема Южного федерального округа - дефицит врачей в сфере первичной медикосанитарной помощи. Динамика состояния здравоохранения в Южном федеральном округе исследована недостаточно. Необходимо продолжение: совершенствования материально-технического оснащения отрасли, в том числе на труднодоступных территориях, проведения подготовительной работы с обучающимися в медицинских учреждениях, улучшения условий работы и предложения привлекательных для работников условий финансирования труда и организации социальной помощи.

Ключевые слова: Южный федеральный округ, ЮФО, первичная медикосанитарная помощь, обеспеченность врачами, участковые терапевты, участковые педиатры.

Для цитирования: Зоричева А.Л. Показатели и направления оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе. Менеджер здравоохранения. 2023; 12:25-32. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-25-32

I ажность оценки состояния первичнои меди, ко-санитарной помощи (ПМСП) заключается в том, что данная структура - первый и базовый уровень контакта пациентов с системой здравоохранения [1]. Функционирование ПМСП влияет на такой показатель общества как медико-демографический потенциал и устойчивый экономический рост страны и ее регионов [2]. Повышение качества ПМСП основывается на скоординирован-ности действий в области здравоохранения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, что требует регулярной оценки состояния системы здравоохранения Российской Федерации [3].

Цель настоящей работы: исследование показателей и направлений оптимизации первичной медико-санитарной помощи в Южном федеральном округе.

Материалы проведения работы

Выполнен теоретический анализ литературы, касающейся исследования направлений оптимизации ПМСП в Южном федеральном округе (ЮФО). Поиск проведен посредством системы Yandex и специализированных баз Elibrary и Cyberleninka. Отдельно выполнен поиск документов и отчетов по оптимизации ПМСП ЮФО, в том числе

© Зоричева А.Л., 2023 г.

№12 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

->

целенаправленно на сайтах государственных структур регионов. Выполнен поиск статистики данных о состоянии ПМСП в регионах ЮФО, в том числе в базе Росстата. Для выявления динамики показателей качества ПМСП проводили расчет прироста (%). Поиск направлений оптимизации организации ПМСП был направлен на получение информации по программам снижения дефицитов кадров врачей ПМСП. При обнаружении отчетов по региональным программам организации здравоохранения использовали информацию из них. Если поиск был не результативен, то использовали для анализа региональные проекты, нацеленные на восполнение дефицита врачебных кадров ПМСП или на модернизацию ПМСП.

Результаты исследования

Эффективность работы медицинского персонала ПМСП (участковых терапевтов и педиатров, врачей общей практики) определяет возможности системы здравоохранения, в том числе остальные виды медицинской помощи. Кадровое обеспечение ПМСП является одной из основных проблем отечественного здравоохранения. В 2017 году принятие Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» было стартом вступления в силу новой модели медицинской организации ПМСП, основанной на принципах бережливого производства и оптимизации расходования

300 1

250 -

200 -

263,5

240,3

ресурсов [4, 5]. Показатели обеспеченности врачами для ЮФО в 2015 году были ниже общероссийских значений (рис. 1). В целом, в ЮФО в 2015 г. отмечался кадровый дефицит, недостаточное развитие социальной инфраструктуры, финансового и материальнотехнического обеспечения, при увеличении потребности населения в медицинской помощи по причине роста доли пожилых пациентов. Особенности южных территорий РФ включают межрегиональные диспропорции по качеству оказания и доступности ПМСП с сосредоточением современных клиник в крупных городах. Нехватка врачей и среднего медицинского персонала в регионах ЮФО была отмечена в Республике Адыгея, Ростовской области и Краснодарском крае, а недостаточная мощность амбулаторно-поликлиниче-ских учреждений - во всех южных регионах кроме Астраханской и Волгоградской областей [2].

В 2015 г. обеспеченность населения врачами всех специальностей в регионах ЮФО составила от 37,6 до 60,6 (рис. 2). По приведенным данным за 2015 г. видно, что худшие показатели (1,64-2,72) обеспеченности терапевтами на 10 тыс. населения выявляются для Республики Крым, а также Астраханской и Ростовской областей.

Более детальный анализ доступности основных врачей ПМСП проведен посредством сравнения данных за 2016-2021 гг. для ЮФО и его регионов. Сравнение данных по общей численности врачей

□ РФ НЮФО

45,9 41,7

05,8

96,6

3,02 2,96

2

3

Рис. 1. Показатели системы здравоохранения в ЮФО. 1 - число больничных коек, 2 - посещений в смену (мощность амбулаторно-поликлинических организаций), 3 - численность врачей всех специальностей, 4 - численность среднего медицинского персонала, 5 - обеспеченность населения врачами-терапевтами участковыми. Составлено по данным других исследователей и службы государственной статистики [1, 6]

Менеджер / Мепедег №12

г^в\юос1!гвпвп1е 2023

здравоохранения

I

ф ^

ф и

0

1

и

0

1

70 60 50 40 30 20 10 0

Рис.

60,6

□ Всего врачей 43,7

1,95 тага

40,4

Е Терапевты

38,0

52,9

3,3

2,99

43,1

4,29

37,6

1,64

д™

2,72

Астраханская Волгоградская Краснодарский Республика Республика Республика Ростовская область область край Адыгея Калмыкия Крым область

2. Обеспеченность врачами всех специальностей по регионам ЮФО в 2015 г.

Составлено по данным Единой межведомственной информационно-статистической системы и Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения [7, 8]

ЮФО и среднероссийских показателей показало более низкий (в 1,1 раз) уровень обеспеченности врачами (рис. 3).

Уровень прироста к 2021 году по сравнению с 2016 составляет 0 и 3,4% по обеспеченности участковыми терапевтами и педиатрами на 10 тыс. населения ЮФО соответственно.

По данным обеспеченности участковыми терапевтами за 2016 и 2022 гг. по регионам ЮФО (рис. 4) выявлено, что Республика Калмыкия, Астраханская область и Ростовская область имеют отрицательный прирос данного показателя: -6,1;

50,0

ш 40,0 -ш си и

I 30,0 -

у

н

О

О X

с

20,0 -10,0 -0,0

А

42,0 43,2 43,6 43,3

44,6

Всего -О врачей

44.8

8,8 9,1 9,1 9,2 9,2 •-•-•-1-•—

2,8 2,9 2,9 2,8 2,8

2016 2017 2018 2019 2020 2021

60,0 50,0 40,0 30,0

Педиатры 20,0 9.1

К 10,0

1ерапевты ' • 2,8

0,0

Б

46,4 47,5 47,9 48,7

50,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Всего врачей

51,0

3,7 9,1 9,1 9,3 9,5

¿,0 ¿,0 ¿,0

3,1 3,3 •-ё—

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Рис. 3. Динамика обеспеченности врачами специальностей ПМСП (участковых терапевтов и участковых педиатров) для ЮФО (А) и России (Б). Составлено по данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения [8-11]

-20,9 и -22,2% соответственно. По обеспеченности участковыми педиатрами все регионы ЮФО в 2021 г. по сравнению с 2016 г. имеют положительную динамику, отрицательный (9,0%) прирост отмечается только для Ростовской области (рис. 5).

По оптимизации системы здравоохранения в регионах ЮФО организованы государственные программы и на их основе - региональные проекты:

• Республика Адыгея. В 2019 отмечен дефицит 315 человек среди врачей ПМСП, в том числе участковых педиатров и терапевтов. Заключены договора (90 шт.) обучения в клинической ординатуре.

С

«КС

9,4 Педиатры

3,3 Терапевты

№12 Мападег

2023 2с1гв^/оос1-1гвпеп1а

/Менеджер

здравоохранения

6,0 -, 5,0 -

Ф

8 4,0Н

0

1

у

0

1

3,0 2,0 -1,0 -0,0

3,27

3,3

□ 2016 н 2022

3,0 3,1

5,2

4,5

4,3

3,4

1,6 1,6

2,7

2,1

Астраханская Волгоградская Краснодарский Республика Республика Республика Ростовская область область край Адыгея Калмыкия Крым область

Рис. 4. Обеспеченность участковыми терапевтами по регионам ЮФО за 2016 и 2021 гг. Составлено по данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения [8, 11]

5 12 0

Ф ^

Ф и о

т

у

0

1

8 6 4 2 0

9,72

0,2

□ 2016 №022

9,3 9,4

9,12

9,8

8,38

7,8

8,84

9,45

6,85 7,2

8,6

Астраханская Волгоградская Краснодарский Республика Республика область область край Адыгея Калмыкия

Республика Крым

Ростовская область

Рис. 5. Обеспеченность участковыми педиатрами по регионам ЮФО за 2016 и 2021 гг. Составлено по данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения [8, 11]

Планируется увеличение числа специалистов посредством применения непрерывного медицинского образования и дистанционных технологий [12, 13].

• Республика Калмыкия. Реализованы: денежные выплаты студентам и ординаторам; меры социальной поддержки медицинских кадров по оплате коммунальных услуг и аренды жилого помещения; улучшение технологического оснащения аккреди-тационно-симуляционного центра. В 2022 г. показатель обеспеченности врачами составил 39,8 на 10 тыс., что выше, чем по РФ и ЮФО в 2021 г. (37,7 и 33,9 соответственно). Организованы целевые места (необходимость работы в медицинской организации не менее 3 лет после обучения). Реализована программа «Земский доктор/Земский фельдшер» [14, 15].

• Астраханская область. Реализуется строительство новой участковой больницы, планируется оснастить будущую организацию современным оборудованием. Приобретены фельдшерско-акушерские пункты и врачебные амбулатории (9 шт.), оборудование и автомобильный транспорт (75 и 27 ед. соответственно) [16, 17].

• Волгоградская область. Поставлена проблема отсутствия системы удерживания кадров, наставничества и сопровождения новых специалистов. Реализованы: выплаты по программе «Земский доктор/земский фельдшер» 432 средним медицинским работникам. Планируется активизация мер по поиску сотрудников, активная работа со студентами/ выпускниками и центрами трудоустройства, внедрение системы наставничества [18, 19].

Менеджер / Мапедег №12

здравоохранения / 2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023 .

• Краснодарский край. Обеспеченность врачами на 10 тыс. населения увеличилась с 33,9 до 35,8 за 2019-2023 гг. [20, 21].

• Республика Крым. Реализовано строительство и капитальный ремонт помещений, приобретение автомобильного транспорта и медицинского оборудования согласно планам за 2022 г. [22, 23].

• Ростовская область. За полгода 2023 г. достигнута обеспеченность врачами 33,5 на 10 тыс. населения, реализуются выплаты переехавшим на работу в сельские территории, выданы бюджетные субсидии на приобретение (строительство) жилья [24, 25].

Заключение

В целом динамика состояния здравоохранения в Южном федеральном округе в области исследована недостаточно. Необходимо продолжение

совершенствования материально-технического оснащения отрасли, в том числе в труднодоступных территориях южных регионов. Ключевой проблемой Южного федерального округа является дефицит врачей в сфере первичной медико-санитарной помощи. Это возможно посредством подготовительной работы с обучающимися в медицинских учреждениях, улучшения условий работы и предложения привлекательных для работников условий финансирования труда и организации социальной помощи в основных жизненно важных сферах. Важны также организация наставничества для новых специалистов в Медицинских учреждениях и реализация непрерывного профессионального образования, в том числе посредством симуляционных и дистанционных современных технологий. Важным моментом является улучшение инфраструктуры и структуры организации медицинской помощи.

1. Сененко А.Ш., Сон И.М., Гажева А.В., Купеева И.А., Гармаева А.Б. К созданию новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь: характеристика врачебных кадров участкового звена // Менеджер здравоохранения. 2018; (3). - С. 32-42.

2. Мащенко Ю.А. Инфраструктурные ограничения формирования медико-демографического потенциала регионов юга России // Демографический потенциал стран ЕАЭС: VIII Уральский демографический форум. Том II. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2017. - С. 153159.

3. Рыков М.Ю. Анализ некоторых показателей, характеризующих качество медицинской помощи детям с онкологическими заболеваниями в Южном федеральном округе Российской Федерации: результаты экологического исследования. // Онкопедиатрия. 2018; 5(4). С. 238-247.

4. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения». Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286834/

5. Министерство здравоохранения Российской Федерации Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Федеральный проект «Бережливая поликлиника». Применение методов бережливого производства в медицинских организациях. Открытие проектов по улучшениям. Методические рекомендации. - 43 с. Режим доступа: https://28gp4.ru/wp-rantent/upbads/2021/11/Методические-рекомендации-Федеральный-проект-Бережливая-поликлиника.pdf

6. Регионы России. Социально-экономические показатели, 2016 г. / Стат. сб. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/B16_14p/Main.htm

7. Единая межведомственная информационностатистическая система (ЕМИСС). Государственная статистика. Численность врачей всех специальностей (физических лиц) в организациях, оказывающих медицинские услуги населению, на конец отчетного года. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/31547

8. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I Часть (Медицинские кадры). - 277 с. Режим доступа: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/ statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god

9. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I Часть (Медицинские кадры). Москва, 2019. - 281 с. Режим доступа: https://org.gnicpm.ru/wp-content/ uploads/2019/01/14_Resursyi_i_deyatelnost_meditsinskih_organizatsiy_zdravoohraneniya_. Meditsinskie_kadryi_2018-4.pdf

10. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. I Часть (Медицинские кадры). Москва, 2020. - 283 с. Режим доступа: https://mednet.ru/images/

•КС

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranania

/Менеджер

здравоохранения

та1ег1а1з/з1а11з11ка/2021 /sborniki_2020/14_resursy_i_deyаteljnostj_medicinskih_orgаnizаciy_zdrаvoohrаneniyа_. medicinskie_kadry_2020.docx

11. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. Медицинские кадры: статистические материалы / Е.Г. Котова, О.С. Кобякова, В.И. Стародубов, Г.А. Александрова, Н.А. Голубев, А.А. Латышова, Н.Я. Несветайло, Е.В. Огрызко, А.В. Поликарпов, Е.А. Шелепова. М.: ЦНИИОИЗ Минздрава России, 2022. Часть 1. - 284 с.

12. Министерство здравоохранения Республики Адыгея. Паспорт регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». 01.01.2019-31.12.2021. -7 с. Режим доступа: https://minzdrav.adygheya.gov.ru/documents/regionalnye_proekty.php

13. Министерство здравоохранения Республики Адыгея. Региональный проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Новости проекта. Режим доступа: http://адыгея.рф/prioritetnye-natsionalnye-proekty-v-respublike-adygeya/zdravookhranenie/ministerstvo-zdravookhraneniya/realizatsiya/regionalnyy-proekt-obespechenie-meditsinskikh-organizatsiy-sistemy-zdravookhraneniya-kvalifitsirovan/

14. Постановление Правительства Республики Калмыкия от 07.12.2018 № 372 (ред. от 11.12.2020) «О государственной программе Республики Калмыкия «Развитие здравоохранения Республики Калмыкия»». - 147 с. Режим доступа: http://ssmp08.ru/attachments/article/12/Развитие_здравоохранения_Респу-блики_Калмыкия.pdf

15. Министерство здравоохранения Республики Калмыкия. Годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Республики Калмыкия «Развитие здравоохранения Республики Калмыкия» за 2022 год. - 126 с. Режим доступа: http://minzdrav.kalmregion.ru/upload/iblock/d57/svod_godovoy_ otchet_gosprogrammy_za_2022_god.pdf

16. Правительство Астраханской области. Постановление от 15 декабря 2020 года № 577-П «О региональной программе «Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Астраханской области» на 2021-2025 годы» (с изменениями на 18 ноября 2022 года). - 240 с. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/ document/574609179

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Министерство здравоохранения Астраханской области. Отчетность. Региональный проект «Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Астраханской области» (по состоянию на 20.09.2023). Режим доступа: https://minzdrav.astrobl.ru/napravleniya-deyatelnosti/otchetnost

18. Комитет здравоохранения Волгоградской области. Паспорт регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами (Волгоградская область)». 01.01.2019-31.12.2024. - 95 с. Режим доступа: https://oblzdrav.volgograd.ru/norms/acts/pravovye-akty-po-realizatsii-natsionalnykh-proektov-zdravookhranenie-i-demografiya/Obespechenie_meditsinskih_organizatsiy_ sistemy_zdravoohraneniya_kvalifitsirovannymi_kadrami.pdf

19. Проблемы кадрового обеспечения системы здравоохранения Волгоградской области средним медицинским персоналом. Показатели регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами». Докладчик: Тронева Виктория Евгеньевна, заместитель председателя комитета здравоохранения Волгоградской области. - 16 с. Режим доступа: https://vmk1.ru/ news/10.11.2023/01%20Доклад%20Тронева%20В.Е..pdf

20. Министерство Здравоохранения Краснодарского края. Паспорт регионального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Краснодарского края квалифицированными кадрами». 01.01.201931.12.2024. - 81 с. Режим доступа: https://dirmsp.krasnodar.ru/pasports/zdrav/РП%20Медицин-ские%20кадры.pdf

21. Министерство Здравоохранения Краснодарского края. Паспорт регионального проекта Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Краснодарского края квалифицированными кадрами. Показатели, 2023. Режим доступа: https://np.krasnodar.ru/projects/detail.php? Ю=12

22. Постановление Совета министров Республики Крым от 15 декабря 2020 года № 791 «Об утверждении Региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения Республики Крым на 20212025 годы». Режим доступа: https://rk.gov.ru/documents/dddd5bf8-ee06-46b5-8c77-1a1179457068

23. Итоги за 2022 год и планы на 2023 год. Региональная программа модернизации первичного звена здравоохранения Республики Крым на 2021-2025 годы. Режим доступа: https://mzdrav.rk.gov.ru/structure/7182b894-38df-4d2b-94e7-9fa43ff423e2

24. Правительство Ростовской области. Постановление от 17 окт. 2018 № 654. Действующая редакция с изменениями от 07.08.2023 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения»». Режим доступа: https://www.donland.ru/documents/9749/

25. Отчет об исполнении плана реализации государственной программы Ростовской области «Развитие здравоохранения». По итогам 6 месяцев 2023 года. Режим доступа: https://www.donland.ru/result-report/1879/

—1 30

Менеджер

здравоохранения /

Мапедег№ 12

2с1гв\/оосЬгвпвп'1в 2023

ORIGINAL PAPER

INDICATORS AND DIRECTIONS FOR OPTIMIZING PRIMARY HEALTH CARE IN THE SOUTHERN FEDERAL DISTRICT A.L. Zoricheva E

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Rostov State Medical University» of the Ministry of Health of the Russian Federation, Department of Healthcare Organization and Public Health with the course of ICT in healthcare and medicine No. 2, Rostov-on-Don, Russia.

El Corresponding author: Zoricheva A.L.

ABSTRACT

The study of indicators and directions for optimizing primary health care in the regions of the Russian Federation allows us to assess the effectiveness of the functioning of the first and basic level of contact of patients with the health care system. The purpose of the work is to study indicators and directions for optimizing primary health care in the Southern Federal District. Materials and methods: A theoretical analysis of literature, statistical information and documents related to indicators and optimization of primary health care in the Southern Federal District was performed. For a comparative assessment of the dynamics of indicators, the growth (%) was calculated. Results. The supply of local therapists in the Southern Federal District is lower than the national average. It was revealed that the Republic of Kalmykia, Astrakhan region and Rostov region have a negative increase in the provision of local therapists for 2016 and 2021: -6.1; -20.9 and -22.2% respectively. In terms of the number of local pediatricians, a negative increase (9.0%) is observed only for the Rostov region. An analysis of directions for optimizing primary health care showed that in the regions of the Southern Federal District programs are being implemented to improve the infrastructural organization and equipment of primary health care, as well as to eliminate the personnel shortage of medical personnel. However, the reports indicate only indicators of the number of doctors per 10 thousand population without highlighting primary health care workers. Conclusion. The key problem of the Southern Federal District is the shortage of doctors in the field of primary health care. The dynamics of the health care situation in the Southern Federal District have not been sufficiently studied. It is necessary to continue: improving the material and technical equipment of the industry, including in hard-to-reach areas, carrying out preparatory work with students in medical institutions, improving working conditions and offering attractive labor financing for workers and organizing social assistance.

Keywords: Southern Federal District, primary health care, availability of doctors, local therapists, local pediatricians.

For citation: Zoricheva A.L. Indicators and directions for optimizing primary health care in the Southern Federal District. Manager Zdravookhranenia. 2023; 12:25-32. DOI: 10.21045/1811-0185-2023-12-25-32

REFERENCES

1. Senenko A.Sh, Son I.M., Gazheva A.V., Kupeeva I.A., Garmaeva A.B. Towards the creation of a new model of a medical organization providing primary health care: characteristics of local medical personnel // Manager Zdravoochranenia. 2018; (3). - P. 32-42.

2. Mashchenko Yu.A. Infrastructural restrictions on the formation of the medical and demographic potential of the regions of southern Russia // Demographic potential of the EAEU countries: VIII Ural Demographic Forum. Volume II. Ekaterinburg: Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017. - P. 153-159.

3. RykovM.Yu. Analysis of some indicators characterizing the quality of medical care for children with cancer in the Southern Federal District of the Russian Federation: results of an environmental study. // Oncopediatrics. 2018; 5(4). P. 238247.

4. On approval of the state program of the Russian Federation "Healthcare Development". Decree of the Government of the Russian Federation of December 26, 2017 No. 1640. Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_286834/

5. Ministry of Health of the Russian Federation State Atomic Energy Corporation Rosatom. Federal project "Lean Clinic". Application of lean manufacturing methods in medical organizations. Opening improvement projects. Guidelines. -43 p. Access mode: https://28gp4.ru/wp-content/uploads/2021/11/Methodological-recommendations-Federal-project-Lean-polyclinic.pdf

6. Regions of Russia. Socio-economic indicators, 2016 / Stat. Sat. Access mode: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/ B16_14p/Main.htm

7. Unified Interdepartmental Information and Statistical System (EMISS). State statistics. The number of doctors of all specialties (individuals) in organizations providing medical services to the population at the end of the reporting year. Access mode: https://fedstat.ru/indicator/31547

8. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part I (Medical personnel). - 277 p. Access mode: https://minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2016-god

9. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part I (Medical personnel). Moscow, 2019. - 281 p. Access mode: https://org.gnicpm.ru/wp-content/uploads/2019/01/14_Resursyi_i_deyatelnost_meditsinskih_organizatsiy_ zdravoohraneniya_.Meditsinskie_kadryi_2018-4.pdf

10. Resources and activities of medical healthcare organizations. Part I (Medical personnel). Moscow, 2020. -283 p. Access mode: https://mednet.ru/images/materials/statistika/2021/sborniki_2020/14_resursy_i_deyateljnostj_ medicinskih_organizaciy_zdravoohraneniya_.medicinskie_kadry_2020.docx

8l

•КС

№ 12 Manager

2023 Zdravoochranenia

/Менеджер

здравоохранения

зЯо

11. Resources and activities of medical healthcare organizations. Medical personnel: statistical materials / E.G. Kotova, O S. Kobyakova, V.I. Starodubov, G.A. Aleksandrova, N.A. Golubev, A.A. Latyshova, N. Ya. Nesvetailo, E.V. Ogryzko, A.V. Polikarpov, E.A. Shelepova. M.: TsNIIOIZ of the Ministry of Health of Russia, 2022. Part 1. - 284 p.

12. Ministry of Health of the Republic of Adygea. Passport of the regional project "Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel." 01/01/2019-31/12/2021. - 7 p. Access mode: https://minzdrav.adygheya. gov.ru/documents/regionalnye_proekty.php

13. Ministry of Health of the Republic of Adygea. Regional project "Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel." Project news. Access mode: http://adygea.rf/prioritetnye-natsionalnye-proekty-v-respublike-adygeya/zdravookhranenie/ministerstvo-zdravookhraneniya/realizatsiya/regionalnyy-proekt-obespechenie-meditsinskikh-organizatsiy-sistemy-zdravookhraneniya-kvalifitsirovan/

14. Decree of the Government of the Republic of Kalmykia dated December 7, 2018 No. 372 (as amended on December 11, 2020) "On the state program of the Republic of Kalmykia "Health Development of the Republic of Kalmykia"". 147 p. Access mode: http://ssmp08.ru/attachments/article/12/Development_of_health_of_the_Republic_Kalmykia.pdf

15. Ministry of Health of the Republic of Kalmykia. Annual report on the progress of implementation and assessment of the effectiveness of the state program of the Republic of Kalmykia "Health Development of the Republic of Kalmykia" for 2022. - 126 p. Access mode: http://minzdrav.kalmregion.ru/upload/iblock/d57/svod_godovoy_otchet_ gosprogrammy_za_2022_god.pdf

16. Government of the Astrakhan region. Decree of December 15, 2020 № 577-P "On the regional program "Modernization of primary health care in the Astrakhan region" for 2021-2025" (as amended on November 18, 2022). - 240 p. Access mode: https://docs.cntd.ru/document/574609179

17. Ministry of Health of the Astrakhan Region. Reporting. Regional project "Modernization of primary health care in the Astrakhan region" (as of September 20, 2023). Access mode: https://minzdrav.astrobl.ru/napravleniya-deyatelnosti/ otchetnost

18. Health Committee of the Volgograd Region. Passport of the regional project "Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel (Volgograd region)." 01/01/2019-31/12/2024. - 95 p. Access mode: https://oblzdrav.volgograd.ru/norms/acts/pravovye-akty-po-realizatsii-natsionalnykh-proektov-zdravookhranenie-i-demografiya/Obespechenie_meditsinskih_organizatsiy_sistemy_zdravoohraneniya_kvalifitsirovannymi_kadrami.pdf

19. Problems of staffing the healthcare system of the Volgograd region with paramedical personnel. Indicators of the regional project "Providing medical organizations of the healthcare system with qualified personnel." Speaker: Victoria Evgenievna Troneva, Deputy Chairman of the Volgograd Region Health Committee. - 16 p. Access mode: https:// vmk1.ru/news/10.11.2023/01%20Report%20Troneva%20VE.E..pdf

20. Ministry of Health of the Krasnodar Territory. Passport of the regional project "Providing medical organizations of the healthcare system of the Krasnodar Territory with qualified personnel". 01/01/2019 12/31/2024. - 81 p. Access mode: https://dirmsp.krasnodar.ru/pasports/zdrav/RP%20Medical%20cadres.pdf

21. Ministry of Health of the Krasnodar Territory. Passport of the regional project "Providing medical organizations of the healthcare system of the Krasnodar Territory with qualified personnel". Indicators, 2023. Access mode: https:// np.krasnodar.ru/projects/detail.php? ID=12

22. Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated December 15, 2020 No. 791 "On approval of the Regional Program for the Modernization of Primary Health Care of the Republic of Crimea for 2021-2025." Access mode: https://rk.gov.ru/documents/dddd5bf8-ee06-46b5-8c77-1a1179457068

23. Results for 2022 and plans for 2023. Regional program for the modernization of primary health care in the Republic of Crimea for 2021-2025. Access mode: https://mzdrav.rk.gov.ru/structure/7182b894-38df-4d2b-94e7-9fa43ff423e2

24. Government of the Rostov region. Resolution dated 17 Oct. 2018 No. 654. Current edition with amendments dated 08/07/2023 "On approval of the state program of the Rostov region "Health Development"". Access mode: https://www.donland.ru/documents/9749/

25. Report on the implementation of the plan for the implementation of the state program of the Rostov region "Health Development". Based on the results of 6 months of 2023. Access mode: https://www.donland.ru/result-report/1879/

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / ABOUT THE AUTHORS

Зоричева Александра Леонидовна - аспирант ФГБОУ ВО «Ростовский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, кафедра организации здравоохранения и общественного здоровья с курсом ИКТ в здравоохранении и медицине № 2; ведущий специалист отдела лечебной помощи взрослому населению Министерства здравоохранения Ростовской области, г. Ростов-на-Дону, Россия.

Alexandra L. Zoricheva - graduate student of the Rostov State Medical University, Department of Health Organization and Public Health with the course of ICT in Health Care and Medicine No. 2, Leading Specialist of the Department of Medical Care for Adults of the Ministry of Health of the Rostov Region, Rostov-on-Don, Russia. E-mail: a.zori4eva@yandex.ru. ORCID: 0009-0000-0207-0529

Менеджер

здравоохранения /

Maneger № 12

ZdrevoochreneniB 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.