Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ '

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ »

ЛИТЕРАТУРА

Акмалханов Ш. А., Мирхидоятов М., Атабаев Ш. Т. и др. Животноводство, 1969, № 7, с. 55. — К л и с е н к о М. А., Л е б е д е в а Т. А. Определение малых количеств ядохимикатов в воздухе, продуктах питания, биологических и других средах. Киев, 1964, с. 24.

Поступила 23/111 1970 г.

УДК 612.2-053.5-06:371.218.8

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ

НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Канд. мед. наук 3. Е. Романова

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В системе народного образования получили широкое распространение школы с углубленным изучением иностранного языка. Учебная нагрузка в этих школах выше, чем в обыч-ныхэ тогда как время, затрачиваемое учащимися на физические упражнения, пребывание на свежем воздухе и другие виды двигательной деятельности, заметно уменьшено (Н. Б. Бушанская и Н. Н. Рундальцева, и др.). По данным ряда авторов, в «языковых» школах отмечается более высокая заболеваемость учащихся. Это послужило основанием для изучения показателей внешнего дыхания учащихся таких школ.

Под наблюдением находился 161 учащийся 2-го и 5-го классов «языковой» и обычной школ. В начале и конце 1968/69 учебного года у наблюдаемых изучены показатели внешнего дыхания и газообмена в покое и в ответ на дозированную нагрузку — бег на месте в течение 3,5 мин. с максимальным ускорением в последние 30 сек. Использованная нами функциональная проба отличается от общепринятой методики применения дозированных нагрузок тем, что в конце ее при выполнении работы от испытуемого требуется максимальное напряжение. Мы руководствовались указаниями В. С. Фарфеля и В. В. Михайлова о характере применяемой работы при определении максимального потребления кислорода.

Анализ полученных результатов показал, что в состоянии покоя существенных различий у учащихся обоих типов школ не было. Сдвиги показателей внешнего дыхания в ответ на максимальную нагрузку имеют отчетливую разницу. Более низкие показатели отмечены у учащихся «языковой» школы. Так, если в обычной школе минутное потребление кислорода при максимальной работе составляет 1260 мл у мальчиков и 1005 мл у девочек 5-го класса (начало учебного года), то в «языковой» оно равно соответственно 1038 и 897 мл. Известно, что более высокие сдвиги в потреблении кислорода соответствуют интенсивности выполняемой работы, что в свою очередь свидетельствует о лучшем уровне функциональных возможностей организма.

К концу учебного года разница в анализируемых показателях еще более увеличивается. Так, в обычной школе потребление кислорода при максимальной работе составляет 1274 мл у мальчиков и 1044 мл у девочек, в «языковой» — 970 и 852 мл. Различия обнаруживаются и в показателях потребления кислорода на 1 кг веса и на 1 сердечное сокращение. Полученные показатели свидетельствуют о более слабой интенсивности окислительно-восстановительных процессов учащихся «языковой» школы.

Функциональную способность аппарата внешнего дыхания в известной степени характеризует определение максимальной вентиляции легких (МВЛ) и пневмотахометрии (ПТМ) (В. Н. Рязанов и Т. А. Долженко; В. С. Кокин). Более низкие показатели МВЛ и ПТМ зарегистрированы у учащихся школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке (см. таблицу).

Таким образом, среди учащихся 5-го класса обычной и «языковой» школ выявлены существенные различия в функции внешнего дыхания.

У учащихся 2-го класса обоих типов школ показатели, полученные в начале учебного года, имеют менее выраженные различия по сравнению с учащимися 5-го класса, хотя статистически эти различия недостоверны.

Однако к концу учебного года обнаруживается заметная разница в сдвигах показателей потребления кислорода при нагрузке у учащихся «языковой» и обычной школ. Так, если сдвиг потребления кислорода во время нагрузки по отношению к должным величинам в обычной школе составляет 580%, то в «языковой» — 400%; по отношению к фактическим величинам — соответственно 340 и 308%. Эти данные свидетельствуют о некотором снижении к концу учебного года функциональных возможностей системы внешнего дыхания учащихся 2-го класса «языковой» школы.

Полученные материалы позволяют сделать вывод о том, что у учащихся школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке показатели функционального состояния системы внешнего дыхания хуже. Эти данные свидетельствуют о более низкой физической тренированности организма учащихся таких школ.

Показатели пневмотахометрии и максимальной вентиляции легких учащихся 5-го класса

« языковой » и обычной школ

П ериод обследования Пол Исследуемая группа Число учащихся ПТМ (в л/сек) вход 1 выход М±т МВЛ (в л)

Начало учебного года Мальчики ^^ * • «Языковая» школа Общая школа 67 37 2,50 ± 0,05 2,80±0,14 2,54 ±0,06 2,90 ±0,11 45,8±1,4 50,0 ±1,9

• Девочки • «Языковая» школа Общая школа 42 62 2,40 ±0,09 3,00 ±0,07 2,40 ±0,07 3,20 ± 0,06 33,1 ±1,4 41,4± 1,1

Конец учебного года # Мальчики «Языковая» школа Общая школа 55 36 2,84 ± 0,07 3,24 ± 0,06 2,99 ±0,07 3,37 ± 0,06 47,0 ±2,4 65,0±2,2

• Девочки «Языковая» школа Общая школа 41 56 2,80 ± 0,06 3,11± 0,07 2,95 ±0,06 3,27±0,06 36,2± 1,9 53,4 ±2,0

В целях улучшения функционального состояния организма при организации режима для учащихся школ с преподаванием ряда предметов на иностранном языке необходимо уделить особое внимание увеличению элементов двигательной активности как в учебное, так и в неучебное время.

При выборе вида внеклассных кружковых занятий рекомендуется ориентировать учащихся «языковых» школ прежде всего на участие в работе спортивных секций.

ЛИТЕРАТУРА

Бушанская Н. Б., Ру ндал ьдева Н. Н. Сов. здравоохр., 1968, № 12, с. 37. — К о к и н В. С. Педиатрия, 1964, № 6, с. 50. — Р я з а н о в В. Н., Д о л -ж е н к о Т. А. В кн.: Возрастно-половые нормы показателей некоторых функций детского организма. Горький, 1968, с. 72. — Ф арфе ль В. С., Михайлов В. В. В кн.: Кислородный режим организма и его регулирование. Киев, 1966, с. 254.

Поступила 17/1II 1970 г.

УДК 614.898:614.876:546.73.02.60

К ВОПРОСУ О ДЕЗАКТИВАЦИИ КОЖИ ОТ Со00

А. М. Воробьев

%

Наряду с использованием Со60 в качестве источника внешнего облучения он широко применяется и как радиоактивный индикатор в виде открытых препаратов — порошков, растворов и т. п. в черной и цветной металлургии, машиностроении, химической и нефтехимической промышленности, а также в научных исследованиях (В. И. Синицын). Со60 является основным компонентом радиоактивного загрязнения теплоносителя и отложений на поверхности оборудования при нормальной работе атомной электростанции (А. П. Весел-кин соавт.). Поэтому не исключена возможность загрязнения различными соединениями Со60 кожных покровов. Вместе с тем данные литературы о дезактивации кожи человека от этого изотопа отсутствуют. Нашей целью было изыскание средств для очистки кожных покровов от Со60.

Методика работы. Со60 в виде солянокислого «бессолевого» раствора с pH 6 раствора в 8 н. раствора HCl, в 4 н. раствора КОН, в кислых и щелочных растворах, насыщенных KCl, а также в виде «контактного» загрязнения наносился на ладонные поверхности кистей рук. Количество наносимого кобальта — от 1000 до 2000 ß-частиц с 1 см2 поверхности ладони, время контакта радиоактивного соединения с кожей — 5 мин. В этих условиях доза облучения кожи была в десятки раз меньше предельно допустимого уровня. С учетом разработанных нами ранее принципов подбора рецептур моющих средств для очистки кожи от радиоактивных загрязнений (A.M. Воробьев) для дезактивации ее от Со60 были выбраны комплексообразователи и паста И6. В качестве комплексообразователей использовали 5%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.