Научная статья на тему 'ОБ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ ФОЗАЛОНА В ОБРАБОТАННЫХ ИМ ЯБЛОКАХ И ЛЮЦЕРНЕ'

ОБ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ ФОЗАЛОНА В ОБРАБОТАННЫХ ИМ ЯБЛОКАХ И ЛЮЦЕРНЕ Текст научной статьи по специальности «Биотехнологии в медицине»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ ФОЗАЛОНА В ОБРАБОТАННЫХ ИМ ЯБЛОКАХ И ЛЮЦЕРНЕ»

УДК 614.31:633/.635:615.285.7:546.185.325

ОБ ОСТАТОЧНЫХ КОЛИЧЕСТВАХ ФОЗАЛОНА В ОБРАБОТАННЫХ ИМ ЯБЛОКАХ И ЛЮЦЕРНЕ

А. X. Камильджанов, Ю. У. Хасанов

t *

Узбекский научно-исследовательский институт санитарии, гигиены и профзаболеваний

Ташкент

Фозалон рекомендован для борьбы с вредителями различных культур и весьма перспективен как заменитель ДДТ и других нерастворимых устойчивых хлорорганических инсектицидов. Он применяется также для обработки семян с целью предохранения всходов растений от повреждения вредными насекомыми и клещами. Фозалон предложен французской фирмой «Рон — Пуленк» как контактный инсектицид широкого спектра действия. Химический фозалон — белый кристаллический порошок с чесночным запахом. Практически он нерастворим в воде, хорошо растворим во многих органических растворителях. ЬД50 препарата для крыс равна 135 мг/кгу для мышей — 180 мг/кг. Фозалон в кислой среде относительно устойчив, в щелочной среде гидролиз его протекает быстро. По данным фирмы> он эффективен при использовании против многих растительноядных клещей (в том числе устойчивых к фосфорорганическим препаратам), тлей-медяниц,, земляных блошек, колорадского жука, листового люперкового слоника, гороховой зерновки, крестоцветного скрытного хоботника, рапсового пыльцида, гусениц яблоневой и грушевой плодожорок, листогры-зущих гусениц на плодовых культурах, луковой моли, луковой,, свекловичной минирующих мух. Предельно допустимая концентрация фозалона в продуктах питания не установлена1.

В связи с применением фозалона в садоводстве для опрыскивания фруктовых деревьев (яблонь) в полевых условиях Научно-исследовательским институтом садоводства, виноградарства и виноделия им. Р. Р. Шредера были изучены в динамике остаточные количества этого пестицида.

Из 35% концентрата эмульсии его готовился 0,15% рабочий раствор, которым опрыскивали растения из расчета 3 кг1га по действующему началу. Яблони подвергались двукратной обработке в период вегетации. Последнее опрыскивание произведено 18/VI 1969 г.

Для определения остаточного количества фозалона нами были взяты образцы яблок на следующий день после обработки; далее, по мере созревания, они брались через каждые 10 дней. Последний раз их брали через 46 дней с момента обработки. Для контроля использовали яблоки без обработки пестицидом. Фозалон в продуктах питания определяли методом М. А. Клисенко и Т. А. Лебедевой по общему фосфору.

В контрольных образцах фозалон не был обнаружен. В опытных образцах наибольшее остаточное количество фозалона (0,385 мг/кг) удалось найти на 2-й день после обработки растений, причем оно уменьшалось по мере увеличения срока с момента обработки. Наименьшее остаточное количество фозалона (0,015 мг/кг) выявлено через 46 дней после обработки.

Изучено содержание фозалона и в люцерне, используемой в качестве кормового средства. В литературе имеются данные, подтверждающие поступление пестицидов через корма (Ш. А. Акмалханов и соавт.). На опытных участках люцерну обрабатывали 0,15% раствором фозалона двукратно. Первую обработку люцерны пестицидом производили 14/V 1969 г. из расчета 1,5 кг/га по действующему началу. После обработки брали образцы сырой массы для определения остаточных количеств фозалона. Наибольшее количество пестицида (0,23 мг/кг) обнаружено через 10 дней после обработки, причем оно также снижалось по мере созревания; наименьшее количество фозалона (0,041 мг/кг) найдено через 30 дней после обработки. После скашивания люцерну сушили и определяли остаточное количество яда. Образцы, взятые через 10 дней после обработки, в сухой массе содержали пестицид в количестве 0,1 мг/кг, которое через 20 дней уменьшилось почти вдвое по сравнению с данными через 10 дней после обработки; через 30 дней он не был обнаружен.

26/V 1969 г. опытные участки подвергли вторичной обработке 0,15% раствором фозалона из расчета 1,5 кг/га по действующему началу. При этом остаточное количество яда (0,29 мг/кг) в образцах сырой массы после двукратной обработки выявлено через 10 дней; двукратная обработка растений фозалоном обусловливает значительное загрязнение люцерны. Следует отметить, что этот пестицид подвергается дальнейшему разложению под воздействием факторов внешней среды; через 20 дней после обработки люцерны остаточное количество ядохимиката снизилось до 0,16 мг/кг, а через 30 дней — до 0,062 мг/кг сухого вещества. В сухой массе люцерны наибольшее количество препарата (0,16 мг/кг) выявлено через 10 дней, наименьшее (0,03 мг/кг) — через 30 дней после обработки. В сухой массе остаточное количество фозалона при однократной обработке через 30 дней не определено, тогда как при двукратной обработке через 30 дней оно составляло 0,03 мг/кг. В контрольных образцах пестицид не обнаружен.

Выводы

1. Минимальное количество инсектицида фозалона (0,015 мг/кг) в яблоках обнаруживается на 46-й день после обработки яблонь 0,15% раствором его.

2. Содержание остаточного количества фозалона обнаруживается более продолжительно в сырой массе люцерны по сравнению с сухой массой.

1 В 1970 г. в период подготовки статьи к печати принято предельно допустимое оста" точное количество фозалона в продуктах растительного происхождения, составляющее 0,2 мг/кг. — Ред.

ЛИТЕРАТУРА

Акмалханов Ш. А., Мирхидоятов М., Атабаев Ш. Т. и др. Животноводство, 1969, № 7, с. 55. — К л и с е н к о М. А., Л е б е д е в а Т. А. Определение малых количеств ядохимикатов в воздухе, продуктах питания, биологических и других средах. Киев, 1964, с. 24.

Поступила 23/111 1970 г.

УДК 612.2-053.5-06:371.218.8

ПОКАЗАТЕЛИ ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ УЧАЩИХСЯ

ШКОЛ С ПРЕПОДАВАНИЕМ РЯДА ПРЕДМЕТОВ

НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Канд. мед. наук 3. Е. Романова

Кафедра гигиены детей и подростков Ленинградского санитарно-гигиенического медицинского института

В системе народного образования получили широкое распространение школы с углубленным изучением иностранного языка. Учебная нагрузка в этих школах выше, чем в обыч-ныхэ тогда как время, затрачиваемое учащимися на физические упражнения, пребывание на свежем воздухе и другие виды двигательной деятельности, заметно уменьшено (Н. Б. Бушанская и Н. Н. Рундальцева, и др.). По данным ряда авторов, в «языковых» школах отмечается более высокая заболеваемость учащихся. Это послужило основанием для изучения показателей внешнего дыхания учащихся таких школ.

Под наблюдением находился 161 учащийся 2-го и 5-го классов «языковой» и обычной школ. В начале и конце 1968/69 учебного года у наблюдаемых изучены показатели внешнего дыхания и газообмена в покое и в ответ на дозированную нагрузку — бег на месте в течение 3,5 мин. с максимальным ускорением в последние 30 сек. Использованная нами функциональная проба отличается от общепринятой методики применения дозированных нагрузок тем, что в конце ее при выполнении работы от испытуемого требуется максимальное напряжение. Мы руководствовались указаниями В. С. Фарфеля и В. В. Михайлова о характере применяемой работы при определении максимального потребления кислорода.

Анализ полученных результатов показал, что в состоянии покоя существенных различий у учащихся обоих типов школ не было. Сдвиги показателей внешнего дыхания в ответ на максимальную нагрузку имеют отчетливую разницу. Более низкие показатели отмечены у учащихся «языковой» школы. Так, если в обычной школе минутное потребление кислорода при максимальной работе составляет 1260 мл у мальчиков и 1005 мл у девочек 5-го класса (начало учебного года), то в «языковой» оно равно соответственно 1038 и 897 мл. Известно, что более высокие сдвиги в потреблении кислорода соответствуют интенсивности выполняемой работы, что в свою очередь свидетельствует о лучшем уровне функциональных возможностей организма.

К концу учебного года разница в анализируемых показателях еще более увеличивается. Так, в обычной школе потребление кислорода при максимальной работе составляет 1274 мл у мальчиков и 1044 мл у девочек, в «языковой» — 970 и 852 мл. Различия обнаруживаются и в показателях потребления кислорода на 1 кг веса и на 1 сердечное сокращение. Полученные показатели свидетельствуют о более слабой интенсивности окислительно-восстановительных процессов учащихся «языковой» школы.

Функциональную способность аппарата внешнего дыхания в известной степени характеризует определение максимальной вентиляции легких (МВЛ) и пневмотахометрии (ПТМ) (В. Н. Рязанов и Т. А. Долженко; В. С. Кокин). Более низкие показатели МВЛ и ПТМ зарегистрированы у учащихся школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке (см. таблицу).

Таким образом, среди учащихся 5-го класса обычной и «языковой» школ выявлены существенные различия в функции внешнего дыхания.

У учащихся 2-го класса обоих типов школ показатели, полученные в начале учебного года, имеют менее выраженные различия по сравнению с учащимися 5-го класса, хотя статистически эти различия недостоверны.

Однако к концу учебного года обнаруживается заметная разница в сдвигах показателей потребления кислорода при нагрузке у учащихся «языковой» и обычной школ. Так, если сдвиг потребления кислорода во время нагрузки по отношению к должным величинам в обычной школе составляет 580%, то в «языковой» — 400%; по отношению к фактическим величинам — соответственно 340 и 308%. Эти данные свидетельствуют о некотором снижении к концу учебного года функциональных возможностей системы внешнего дыхания учащихся 2-го класса «языковой» школы.

Полученные материалы позволяют сделать вывод о том, что у учащихся школы с преподаванием ряда предметов на иностранном языке показатели функционального состояния системы внешнего дыхания хуже. Эти данные свидетельствуют о более низкой физической тренированности организма учащихся таких школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.