Научная статья на тему 'Показатели физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина'

Показатели физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Агробиотехнологии»

CC BY
100
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИКЛАДНОЙ БИОЛОГИИ И БИОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ф. Е. Ильин, А. К. Захарова

Показатели физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина

В настоящее время перед образовательными структурами и обществом в целом как никогда остро стоит проблема воспитания нового поколения здоровым, ведущим здоровый образ жизни, физически закаленным, поэтому исследования в этой области имеют особую актуальность. Под физическим развитием понимается динамический процесс изменений морфологических и функциональных признаков организма, обусловленных наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды. Физическое развитие является одним из существенных показателей здоровья, его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возрастов и определяют физическую работоспособность в момент обследования инфекционных и других заболеваниях [1, 2, 3, 4, 5].

Цель работы: овладеть методами оценки индивидуального физического развития студентов факультета естествознания, географии и туризма Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу, касающуюся методов определения физического развития студентов.

2. Подобрать методы оценки физического развития студентов.

3. Оценить физическое развитие студентов по нормативным показателям.

Гипотеза. Существует определенная связь между антропометрическими и физиометрическими показателями с состоянием здоровья студентов.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученных данных медиками, валеологами для объективной оценки физического развития студентов и планирования мероприятий по сохранению их здоровья.

Научная новизна. Впервые в условиях Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина проведена оценка физи-

ческого развития студентов факультета естествознания, географии и туризма.

Объект исследования: студенты факультета естествознания, географии и туризма.

Предмет исследования: физическое развитие студентов факультета естествознания, географии и туризма.

Исследование проводилось на базе кафедры естествознания и географии в 2016-2017 учебном году. Нами было обследовано 120 студентов, обучающихся на факультете естествознания, географии и туризма.

Материал и методы исследования Физическое развитие организма характеризуют антропометрические показатели, такие как рост, масса тела, окружность головы (ОГ), окружность грудной клетки (ОГК), жизненная емкость клетки (ЖЕЛ), сила кистей и т. д.

Для работы необходимы: спирометр, сантиметровая лента, ростомер, напольные весы, ручной динамометр. Чтобы обеспечить определенную точность данных выверки инструментария, необходимо придерживаться одинаковой техники и проведения измерений [6, 7].

Измерение длины тела Антропометрические измерения лучше провести в первой половине дня, без верхней одежды и обуви. Студенты работают в парах. Измерьте рост с помощью ростомера. При измерении длины тела обследуемый должен стоять на платформе ростомера, выпрямившись, слегка выпятив грудь и вытянув живот, руки по швам, пятки вместе, носки врозь, касаясь вертикальной стойки ростомера пятками, ягодицами, межлопаточной областью, а голову держать так, чтобы верхний край уха и нижний край глазницы находились на одном уровне [6, 7].

Определение массы тела Определение массы тела производится путем взвешивания испытуемого на медицинских весах, которые перед началом взвешивания обязательно должны быть отрегулированы. При взвешивании испытуемый должен аккуратно встать на середину площадки весов [6, 7].

Измерение окружности грудной клетки Окружность грудной клетки измеряется при максимальном вдохе, максимальном выдохе и при спокойном дыхании с помощью сантиметровой ленты. Лента располагается сзади под углом лопатки, спереди - по нижнему краю около сосковых кружков. У девушек лента спереди проводится на уровне края четвертого ребра. Разность

в окружности грудной клетки при максимальном вдохе и максимальном выдохе составляет экскурсию клетки [6, 7].

Определение жизненной емкости легких Жизненная емкость легких измеряется при помощи спирометра и выражается в кубических сантиметрах. Испытуемый должен сделать максимальный вдох и затем постепенно выдыхать воздух через мундштук в спирометр. Мундштук предварительно необходимо обработать спиртом. Измерение повторить 2-3 раза, учитывается максимальный показатель [6, 7].

Измерение силы сжатия кисти Сила сжатия измеряется при помощи кистевого динамометра, который испытуемый сжимает по очереди то правой, то левой рукой. При этом рука должна быть вытянута до уровня плеча. При анализе собранного материала каждый из измеренных показателей сравнивают с физиологической нормой для данного возраста и пола [б, 7]. Статистическую обработку проводили по методу Стъюдента [6].

Результаты исследований и их обсуждение Длина тела у юношей с первого по четвертый курс выше, чем у девушек. В связи с возрастом с 17 по 20 лет отмечено равномерное возрастание длины тела как у юношей, так и у девушек факультета естествознания, географии и туризма, и они находятся в пределах физиологической нормы [6-11].

Масса тела юношей в возрасте 17, 18, 19 и 20 лет имела тенденцию к возрастанию по сравнению с девушками, данный показатель обоих полов находится в пределах нормы [6-11].

Окружность грудной клетки у юношей и девушек плавно возрастает с 17 до 20 лет, у юношей этот показатель выше, чем у девушек, и обоих полов находится в пределах физиологической нормы [6, 7].

Динамометрия кисти левой руки показала достоверно высокие показатели у юношей по сравнению с девушками в 17, 18, 19 и 20 лет. Сила кисти левой руки юношей и девушек возрастает планомерно с 17 до 20 лет и находится в пределах норм [6, 7].

Сила кисти правой руки у юношей в возрасте 17, 18, 19 и 20 лет увеличивается по сравнению с девушками. Данный показатель как у юношей, так и девушек в связи с возрастом увеличивается и находится в пределах физиологической нормы [6, 7].

Жизненная емкость легких в возрасте 17, 18, 19 и 20 лет у юношей достоверно выше, чем у девушек, и имела тенденцию к возрастанию. ЖЕЛ у студентов обоих полов находится в пределах физиологической нормы [6-11].

Сравнительный анализ тотальных размеров тела (длина тела, окружность головы и грудной клетки, массы тела у обследованных

студентов) показали более высокие данные у студентов по сравнению со студентками. Аналогичные изменения характерны и для физиомет-рических показателей (ЖЕЛ и силы кистей левой и правой рук).

Выводы

1. При проведении антропометрического исследования обследованных студентов с первого по четвертый курс (бакалавриат, направление География, биология) были выявлены различия по длине тела: закономерно большие показатели имели студенты старших курсов по сравнению с младшими. Данный показатель был выше у юношей, чем у девушек.

2. При исследовании окружности грудной клетки выявлено, что прирост данного показателя у юношей больше, чем у девушек, что может отражать естественное физиологическое явление большего потребления кислорода организмом человека с большой массой тела. ОГК у юношей превышала по сравнению с девушками.

3. Сила кистей левой и правой рук у юношей и девушек находится на уровне физиологической нормы. Отмечено увеличение силы кисти у молодых людей по сравнению с девушками. В связи с возрастом отмечено увеличение силы кистей как у юношей, так и у девушек.

4. Жизненная емкость легких у юношей выше, чем у девушек. В связи с возрастом отмечено увеличение ЖЕЛ обоих полов. Жизненная емкость легких у студентов и студенток факультета естествознания, географии и туризма находится на физиологическом уровне.

5. Масса тела у студентов старших курсов превышает по сравнению студентами младших курсов. Данный показатель выше у юношей, чем у девушек, и находится в пределах физиологической нормы.

Список литературы

1. Агаджанян Н.А., Телль А.З., Циркин В.И. Физиология человека. - М.: Мед. кн. - Н. Новгород: НГМА, 2003. - 528 с.

2. Башкиров П.Н. Учение о физическом развитии человека. - М., 1962. -339 с.

3. Бунак В.В. Физическое развитие детей. - М.: Мир, 1940. - 360 с.

4. Безруких М.М., Санькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология. - М.: Академия, 2002. - 223 с.

5. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки. - Л., 1985. - 288 с.

6. Гуминский А.А., Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Руководство к лабораторным занятиям по общей и возрастной физиологии. - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.

7. Гора Е.П. Экология человека: практикум. - М.: Дрофа, 2008. - 127 с.

8. Ильин Ф.Е., Даринский Ю.А. Общая и возрастная физиология. - СПб., 2004. - 126 с.

9. Ильин Ф.Е. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: учеб. пособие.

- СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2015. - 132 с.

10. Лысова Н.Ф., Айзман Р.И. Возрастная анатомия и физиология: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 352 с.

11. Сапин М.Р., Брыкина З.Г. Анатомия и физиология детей и подростков.

- М.: Академия, 2000. - 456 с.

В. С. Смирнова Экологические проблемы современности

Успехи научно-технической революции, бурный рост промышленности и развитие экономики, которыми ознаменовалась вторая половина ХХ в., лишь на короткий период были восприняты с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе «покорения» природы. Очень скоро ясно обозначилась угроза надвигающегося экологического кризиса. Загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, неконтролируемый рост народонаселения в некоторых регионах обозначились серьезными проблемами.

Глубокое понимание этих проблем может быть сформировано в обществе и государстве на основании научных достижений в области естественных наук, совершенствования методов исследования, анализа результатов изучения природных объектов, процессов и явлений в аграрном и промышленном производстве. В число естественных наук в ХХ в. экология вошла как самостоятельная наука о взаимоотношениях организмов между собой, а также между организмами и средой обитания. Экология раскрывает конкретные взаимоотношения между популяциями разных видов в природе, между организмами и окружающей средой. Среда обитания представляет собой сложный комплекс разных элементов, так называемые экологические факторы, которые взаимодействуют с организмами. Изменение среды обитания под воздействием антропогенного фактора может оказывать серьезное влияние на биологические объекты [1].

Антропогенное воздействие - это непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешел к охоте и земледелию. С середины XIX в. начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу XX в. влияние человеческой деятельности на атмосферу, гидросферу и литосферу прогрессировало с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В атмосферу ежегодно поступает более 200 млн т оксида и диоксида углерода, 150 млн т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.