Научная статья на тему 'Физическое развитие и работоспособность студентов факультета ЕГиТ Ленинградского университета им. А.С. Пушкина'

Физическое развитие и работоспособность студентов факультета ЕГиТ Ленинградского университета им. А.С. Пушкина Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ильин Ф. Е., Шаров А. В., Малованова А. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическое развитие и работоспособность студентов факультета ЕГиТ Ленинградского университета им. А.С. Пушкина»

ВИР, созданная при помощи модифицированного метода дроплет-витрификации, насчитывает 111 образцов. Следует отметить, что процент регенерации растений после криоразмораживания почек составляет свыше 40 % у 90 % изученных образцов (Швачко и др., 2014).

Ф. Е. Ильин, А. В. Шаров, А. М. Малованова

Физическое развитие и работоспособность студентов факультета ЕГиТ Ленинградского университета им. А.С. Пушкина

В настоящее время перед образовательными структурами и обществом в целом как никогда остро стоит проблема воспитания нового поколения здоровым, ведущим здоровый образ жизни, физически закаленным, поэтому исследования в этой области имеют особую актуальность.

Физическое развитие отражает процессы роста и развития организма на отдельных этапах постнатального онтогенеза (индивидуального развития), когда наиболее ярко происходят преобразования генотипического потенциала в фенотипические проявления.

Целью данного исследования было знакомство с методами оценки физического развития и работоспособности студентов, привитие навыков антропометрии, оценка показателей физического развития и работоспособности, в соответствии возрастным нормам.

В ЛГУ им. А.С. Пушкина проведена оценка физического развития и работоспособности студентов в половозрастном аспекте.

Длина тела юношей (I-V курсы) была выше, чем у девушек. В связи с возрастом (17-21) отмечено равномерное возрастание длины тела как у юношей, так и девушек факультета естествознания и географии. Длина тела у юношей и девушек находится в пределах физиологической нормы.

Масса тела юношей в возрасте 17-21 год имела тенденцию к возрастанию, по сравнению с девушками. Отмечено равномерное возрастание массы тела как у юношей, так и девушек факультета естествознания и географии, масса тела у юношей и девушек находятся в пределах физиологической нормы.

Окружность грудной клетки (ОГК) у юношей и девушек плавно возрастает с 17 до 21 года, у юношей данный показатель выше, чем у девушек, и этот показатель у обоих полов находится в пределах нормы.

По динамометрии кисти левой руки достоверно высокие показатели у юношей по сравнению с девушками. Сила кисти левой руки юношей и девушек возрастает планомерно с возрастом. Данный по-

403

казатель у студентов и студенток факультета естествознания и географии находятся в пределах физиологической нормы.

Сила кисти правой руки у юношей с возрастом увеличивается по сравнению с этими показателями у девушек. Данный показатель как у юношей, так и девушек в связи с возрастом увеличивается. Сила кисти правой руки юношей и девушек находится в пределах физиологической нормы.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) у юношей достоверно выше, чем у девушек. В связи с возрастом жизненная емкость легких у молодых людей и девушек имела тенденцию к возрастанию. Показатели ЖЕЛ у юношей и девушек факультета естествознания и географии находятся в пределах физиологической нормы.

Сравнительный анализ тотальных размеров тела (длина, окружность грудной клетки, масса) у обследованных студентов младших курсов выявил закономерно большие величины этих показателей у старшекурсников. Аналогичные изменения характерны и для физиометрических показателей (ЖЕЛ, силы кисти левой и правой рук).

В нашем примере рост обследуемых молодых людей и девушек оказался средним (±0,45), масса тела также средняя (±0,35), ОГК -средняя (±0,25, ЖЕЛ - средняя (±0,16), сила правой кисти - средняя (±0,36), левой - средняя (±0,17).

Таким образом, юноши и девушки факультета естествознания и географии ЛГУ им. А.С. Пушкина имеющие нормальные антропометрические и физиометрические показатели, обладают хорошим здоровьем.

В нашем эксперименте общая оценка физического развития студентов с I по V курсы факультета естествознания и географии ЛГУ им. А.С. Пушкина следующая: физическое развитие среднее, гармоничное.

Физическая работоспособность студентов факультета естествознания и географии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) у юношей первого курса факультета ЕГиТ колебался в среднем от 68 до 72 условных единиц (оценка средняя), у девушек от 64 до 72 (оценка средняя).

ИГСТ у юношей второго курса колебался от 70 до 74 (оценка средняя), девушек - от 68 до 72 (оценка средняя). Индекс Гарвардского степ-теста у юношей третьего курса колебался от 72 до 75 (оценка средняя), девушек - от 70 до 74 (оценка средняя). ИГСТ студентов четвертого курса колебался от 76 до 82 (выше среднего), студенток - от 74 до 78 (оценка средняя). Индекс Гарвардского стептеста у студентов V курса колебался от 82 до 87 (оценка хорошая), у студенток - от 78 до 82 (оценка хорошая), у студенток - от 78 до 82 (оценка хорошая).

404

Индекс Гарвардского степ-теста юношей на всех курсах превышал показатели девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей по сравнению с девушками. Нами выявлена также тенденция возрастания ИГСТ с первого по пятые курсы.

Максимальное потребление кислорода (МПК) у юношей первого курса факультета естествознания географии и туризма ЛГУ им. А.С. Пушкина в пределах от 48 до 52 (хорошая оценка), девушек -от 40 до 44 (оценка хорошая), МПК у студентов второго курса колебался от 50 до 56 (оценка хорошая), студенток - от 42 до 44 (оценка хорошая). Максимальная потребность кислорода у юношей третьего курса от 52 до 56 (оценка хорошая), девушек - от 41 до 47 (оценка хорошая). МПК студентов четвертого курса от 51 до 57 (оценка средняя), студенток - от 42 до 47 (оценка хорошая); максимальная потребность кислорода у юношей пятого курса от 52 до 57 (оценка хорошая), девушек - от 40 до 48 (оценка хорошая).

Таким образом, максимальное потребление кислорода у юношей на всех курсах превышало показатели девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей по сравнению с девушками. Нами выявлена также тенденция возрастания МПК с первого по пятые курсы.

Показатели по субмаксимальному тесту PWC170 у студентов колебались от 12 до 17 кгм/мин (оценка удовлетворительная), у студенток - от 8 до 12 (также удовлетворительная); PWC170 у юношей второго курса - от 14 до 18 кгм/мин (оценка хорошая), девушек - от 8 до 13 (оценка хорошая). Субмаксимальный тест PWC170 у студентов третьего курса - от 14 до 18 кгм/мин (оценка хорошая), студенток - от 10 до 13 (оценка хорошая); у юношей четвертого курса - от

12 до 20 кгм/мин (оценка хорошая), девушек - от 10 до 12 (оценка хорошая); у студентов пятого курса - от 14 до 21 кгм/мин (оценка отличная), данный показатель у студенток колебался от 10 до

13 кгм/мин (оценка хорошая).

Таким образом, показатели субмаксимального теста PWC170 на всех курсах у юношей превышали эти показатели у девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей. Нами также выявлена тенденция возрастания показателей субмаксимального теста PWC170 с первого по пятые курсы факультета естествознания и географии ЛГУ им. А.С. Пушкина.

Максимальное потребление кислорода у юношей на всех курсах было выше, чем у девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей по сравнению с девушками. Нами выявлена также тенденция возрастания МПК с первого по пятые курсы.

405

Выводы

1. Изучена и анализирована научно-методическая литература, касающаяся методов определения физического развития и работоспособности студентов.

2. Подобраны методы оценки состояния физического развития и работоспособности студентов.

3. При проведении антропометрического исследования обследованных студентов с I по V курсы были выявлены различия по длине тела: закономерно большие показатели имели студенты старших курсов по сравнению с младшими. Данный показатель был выше у юношей, чем у девушек.

4. Исследование окружности грудной клетки (ОГК) выявило, что прирост данного параметра у молодых людей был выше, чем у девушек, что может отражать естественное физиологическое явление большего потребления кислорода организмом человека с большой массой тела. Окружность грудной клетки у юношей больше по сравнению с девушками.

5. Сила кистей левой и правой рук у юношей и девушек находилась на уровне физиологической нормы, отмечено увеличение этого показателя у молодых людей по сравнению с девушками. В связи с возрастом отмечено увеличение силы кистей как у юношей, так и у девушек.

6. Жизненная емкость легких у юношей была выше по сравнению с девушками. В связи с возрастом отмечено увеличение жизненной емкости легких. Данный показатель у студентов находится в пределах физиологической нормы.

7. Исследование адаптационных возможностей студентов выявило, что у большинства исследуемых она была удовлетворительной, что говорит об отсутствии развития патологических процессов.

8. Масса тела у студентов (юношей) старших курсов больше, чем у студенток младших курсов.

9. Индекс Гарвардского степ-теста юношей на всех курсах превышал показатели девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей по сравнению с девушками. Выявлена тенденция возрастания ИГСТ с первого по пятые курсы.

10. Максимальное потребление кислорода у юношей на всех курсах превышало показатели девушек, что свидетельствует о лучшей физической работоспособности юношей по сравнению с девушками. Выявлена тенденция возрастания МПК с первого по пятые курсы.

11. Показатели субмаксимального теста PWC170 на всех курсах были выше у юношей по сравнению с девушками. Выявлена тенденция их возрастания с первого по пятые курсы.

406

12. Показатели физического развития (рост, масса, окружность головы, жизненная емкость легких, сила кистей левой и правой рук) и работоспособности (максимальное потребление кислорода, индекс Гарвардского степ-теста, субмаксимальный тест PWC170) у студентов с первого по пятые курсы находятся в пределах физиологической нормы.

13. Результаты исследования могут быть использованы в работе медиков для выделения групп риска и разработки корригирующих программ по охране здоровья студентов и на учебных занятиях по биологии в образовательных структурах.

В. С. Смирнова

Требования к составу почвы и воздуха атмосферы декоративных растений, используемых для дизайна

садов и парков

Трудно переоценить значение различных растений в формировании эстетических, нравственных взглядов и влияние их на эмоционально-психологическое состояние человека; человек и окружающая среда представляют собой единое целое и находятся в гармонии. Немаловажным является создание качественной и безопасной окружающей среды. Сады, парки - творение человеческой воли и труда, модель экосистемы, которая зависит от деятельности человека. Он должен со знанием дела реализовывать свои идеи с учетом природно-климатических условий при закладке сада, корректировать облик сада в дальнейшем, используя минимальные силы, применяя их в нужном месте и в нужное время.

Для решения этих проблем немаловажное значение имеет соответствующий подбор ассортимента декоративных растений. При создании садов и парков используют широкий ассортимент древесно-кустарниковых, цветочно-декоративных, плодовых, овощных, пряных, лекарственных растений.

Важнейшими экологическими факторами, влияющими на древесно-кустарниковые и цветочно-декоративные растения, являются механический состав, влажность и кислотность почвы и состав воздуха. Грамотное размещение растений с учетом их биологических свойств - важнейшее условие для произрастания древеснокустарниковых, цветочно-декоративных растений, что позволит многие десятилетия быть украшением садов и парков.

Растения, выдерживающие тяжелые почвы. Создание сада на глинистом пустыре или на участке с нарушенной почвой, например, после работы тяжелой строительной техники, явление частое. Их

407

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.