Научная статья на тему 'Оценка физической работоспособности учащихся 5–11 классов лицея № 389 Кировского района Санкт-Петербурга с помощью нагрузочных проб'

Оценка физической работоспособности учащихся 5–11 классов лицея № 389 Кировского района Санкт-Петербурга с помощью нагрузочных проб Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка физической работоспособности учащихся 5–11 классов лицея № 389 Кировского района Санкт-Петербурга с помощью нагрузочных проб»

Таким образом, почвы парка Сосновка загрязнены никелем, цинком, марганцем и медью. Почвы Юнтоловского заказника и Удельного лесопарка - свинцом, медью и цинком, а Новоорловского лесопарка - свинцом и медью. В корке сосны обыкновенной обнаружено накопление никеля, свинца, хрома, кадмия, цинка. Обнаружено загрязнение экосистем лесопарков и Юнтоловского заказника сульфатами.

Лесопарки и особо охраняемые природные территории служат барьером, защищающим городскую среду от загрязнения, с другой стороны, эти территории сами испытывают техногенную нагрузку.

Ф. Е. Ильин, И. В. Сомова, А. Е. Дружков

Оценка физической работоспособности учащихся 5-11 классов лицея № 389 Кировского района Санкт-Петербурга с помощью нагрузочных проб

Под термином «физическое развитие» понимают комплекс морфофункциональных признаков, характеризующих возрастной уровень биологического развития человека. Физическое развитие является одной из сторон развития индивидуума и представляет собой биологический процесс, детерминированный средовыми и генетическими факторами.

Физическое развитие - это один из существенных показателей здоровья, его параметры отражают степень соответствия биологического и паспортного возраста и определяют физическую работоспособность в момент обследования. Исследованиями установлено, что современные школьники обладают более низкой физической работоспособностью, чем их сверстники второй половины 50-х годов. Основная причина этих негативных явлений - снижение двигательной активности детей, поэтому определение показателя Гарвардского степ-теста у детей школьного возраста приобретает практическое значение, так как дает возможность в каждой возрастной группе выделить детей с низкими показателями и принимать соответствующие профилактические меры.

Цель работы: овладеть методикой определения величины Гарвардского степ-теста у детей и подростков.

Задачи исследования:

1) проанализировать научно-методическую литературу, касающуюся использования методов Гарвардского степ-теста для оценки физической работоспособности детей и подростков;

2) подобрать методы физической работоспособности для определения параметров физического развития;

227

3) оценить физическую работоспособность детей и подростков лицея № 389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга по нормативным показателям.

Материалы и оборудование: тонометр (сфигмоманометр), фонендоскоп, секундомер, вычислительная техника, скамейка высотой 0,35-0,5 м. Статистическую обработку материала проводили по методу Стьюдента с использованием электронного калькулятора SHARP EL - 506P.

Методика определения Гарвардского степ-теста

Гарвардский степ-тест заключается в повторных подъемах на скамейку фиксированной высоты (43 см - для женщин, 50 см - для мужчин, 35 см - для подростков) в течение определенного времени (3 или 5 мин). Темп восхождения постоянный и равняется 30 циклам в минуту. Каждый цикл подъем - спуск состоит из четырех шагов: 1й шаг - правую ногу поставить на ступеньку, 2-й - левую, 3-й -правую ногу поставить на пол, 4-й шаг - левую. После завершения теста испытуемый садится на стул и подсчитывается его пульс в течение первых 30 с, 2, 3 и 4-й минут восстановления

соответственно (ЧСС1, ЧСС2, ЧСС3). По полученным данным находят индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ)

100 х t

ИГСТ=------------------------

2 х (ЧСС1 + ЧСС2 + ЧСС3)

где t - время восхождения на ступеньку в заданном темпе (300 с при полностью выполненной пробе за 5 мин); ЧСС1, ЧСС2, ЧСС3. -частота пульса за первые 30 с соответственно 2, 3 и 4-й минуты восстановительного периода. ИГСТ больше 90 - отлично; 80-89 -хорошо; 71-79 - выше среднего; 65-70 - среднее; 55-64 - ниже среднего; меньше 55 - плохо.

Работа проводилась в лицее № 389 Центра экологического образования Кировского района Санкт-Петербурга в 2009-2010 уч. г. Проведено исследование 160 детей и подростков. В исследовании участвовали учащиеся 5 класса (17 мальчиков и 10 девочек), 6 класса (11 мальчиков и 12 девочек), 7 класса (10 мальчиков и 11 девочек), 8 класса (16 мальчиков и 25 девочек), 9 класса (8 мальчиков и 18 девочек), 10 класса (9 юношей и 13 девушек).

Результаты исследований и обсуждение

В последние годы в общеобразовательных, высших и средних учебных заведениях Российской Федерации при проведении занятий по физической культуре применяют разнообразные спортивные оборудования (велоэргометры, третбан, степ-тестовая лесенка и т. д.). Вопросы физической работоспособности всегда занимали одно из ведущих мест в подготовке спортсмена. В большинстве случаев физическую работоспособность определяют тремя основными

228

методами: индексом Гарвардского степ-теста, максимальным потреблением кислорода и PWC - 170. По уровню физической работоспособности можно судить о состоянии кардиореспираторной системы и о восстановительных процессах после прекращениях дозированной мышечной нагрузки. Из перечисленных методов определения физической работоспособности детей и подростков чаще всего используют Гарвардский степ-тест. Результаты исследований, проведенных за последние годы, показали, что уровень физической работоспособности достаточно высокий у лыжников, легкоатлетов, и средний у гимнастов, волейболистов, баскетболистов и футболистов.

Индекс Гарвардского степ-теста у мальчиков 5 класса лицея № 389 ЦЭО Кировского района Санкт-Петербурга колебался в среднем от 66 до 70 усл. ед. (оценка средняя), у девочек - от 65 до 70 (оценка средняя); у мальчиков 6 класса - от 72 до 78 (оценка выше среднего); у девочек - от 66 до 69 (оценка средняя); у мальчиков 7 класса колебался от 66 до 68 (средняя), у девочек - от 72 до 78 (оценка вышесреднего). У девочек 7 класса в этом возрасте отмечено увеличение роста и веса, по сравнению с мальчиками; у мальчиков 8 класса индекс Гарвардского степ-теста колебался в пределах 72-77 (оценка выше среднего); у девочек - от 82 до 97 (оценка хорошая); у мальчиков 9 класса ИГСТ колебался от 81 до 97 (оценка хорошая); у девочек - от 66 до 68 (оценка средняя); у юношей 10 класса индекс Гарвардского степ-теста колебался в среднем от 82 до 98 (оценка хорошая), у девушек от 72 до 77 (оценка выше среднего). В данном возрастном периоде у юношей отмечено увеличение массы тела и длины тела, жизненной емкости легких и силы кистей по сравнению с девушками. В нашем опыте у детей и подростков, занимающихся спортом, отмечено увеличение индекса Гарвардского степ-теста, этот показатель колебался от 90 и более. Антропометрические и физиометрические показатели детей, занимающихся спортом, были выше, чем у неспортсменов.

В. Г. Сотник, Ю. Н. Назарова

Видовое разнообразие лишайников на территории Ленинградской области

Усиление антропогенного фактора на природу заставляет исследователей тщательно изучать видовой состав лишайников, который довольно разнообразен.

На территории Ленинградской области отмечено 722 вида лишайников (Заварзин и др., 1999). Из них в Красную книгу природы включено 49 видов (Цвелев, 2000) .

229

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.