Научная статья на тему 'Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве'

Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ГРУЗОВАЯ МОЩНОСТЬ / ТРАНСПОРТНАЯ МОЩНОСТЬ / УДЕЛЬНАЯ ГРУЗОВАЯ РАБОТА / УДЕЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА / EFFICIENCY INDICATOR / CARGO CAPACITY / TRANSPORT CAPACITY / SPECIFIC CARGO WORK / SPECIFIC TRANSPORT WORK

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пехутов А. С.

В статье приведена система параметров для оценки эффективности технологий перевозок грузов в условиях производства сельскохозяйственной продукции. Разработанная система основана на показателях грузовой и транспортной мощности. Приведены выражения для определения этих параметров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Parameters system for estimation of cargo transportation technologies efficiency in the conditions of agricultural products production is given in the article. The developed system is based on the indicators of cargo and transport capacity. Formulas to determine these parameters are given.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве»

УДК 656.027.4 А.С. Пехутов

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

В статье приведена система параметров для оценки эффективности технологий перевозок грузов в условиях производства сельскохозяйственной продукции. Разработанная система основана на показателях грузовой и транспортной мощности. Приведены выражения для определения этих параметров.

Ключевые слова: показатель эффективности, грузовая мощность, транспортная мощность, удельная грузовая работа, удельная транспортная работа.

A.S. Pekhutov INDICATORS OF TRANSPORT TECHNOLOGIES EFFICIENCY IN THE AGRICULTURE

Parameters system for estimation of cargo transportation technologies efficiency in the conditions of agricultural products production is given in the article. The developed system is based on the indicators of cargo and transport capacity. Formulas to determine these parameters are given.

Key words: efficiency indicator, cargo capacity, transport capacity, specific cargo work, specific transport

work.

В работе [1] рассмотрены показатели элементарного цикла транспортной технологии при производстве сельскохозяйственной продукции. Реальные технологии перевозочных процессов состоят из множества операций и этапов. Если взять только этап погрузки, то он может являться суммой таких операций, как установка под погрузку, открытие бортов, погрузка, погрузка на ходу, переезд от комбайна к комбайну, укладывание, утаптывание (уплотнение), увязывание, крепление груза и т.д. Причем их наличие и последовательность зависят от той или иной принятой технологии перевозок. Такая же картина наблюдается и по другим этапам.

В графических изображениях [1] даны также величины грузовой и транспортной работы для элементарного цикла. В реальных перевозочных процессах за суточное время выполняется несколько транспортных циклов, каждый из которых имеет свои параметры. На рис. 1 показаны грузовая и транспортная работы в разрезе суточного времени при выполнении шести различных циклов: С1, с2, сз, с4, 05, сб. Они имеют определенные параметры по фактической загрузке кузова: qф ф, q2, qз, q4, q5, qб; по скорости погрузочноразгрузочных работ Vпр. VI, V2, Vз, V4, V5, Vб; по продолжительности времени цикла ^, t2, tз, t4, t5, tб.

С учетом этого грузовая работа в разрезе суточного времени определится как

п

<1>

1

транспортная работа в разрезе суточного времени:

п

АР =Х%^\'ТШ' (2)

1 '

где i - порядковый номер цикла; п - число циклов.

Система параметров технологического процесса перевозок грузов, представленная в графическом виде, имеет хорошую визуальную информативность. Здесь четко видны потери всего процесса, а также внутри каждого цикла (незатемненные участки параллелепипедов). Однако для анализа любой проектируемой или применяемой технологии перевозок необходимо было разработать параметры для их оценки. В связи с этим была поставлена задача создания системы показателей для определения эффективности того или иного технологического процесса в целом или по каждому этапу и операции. Ниже приведены эти показатели, разработанные на основе работы [1].

а)

У Уг У V4 7з V

> /

^ чГчГч

V

б)

унт ун уг у у: у ут

1

С1 С 2 С, 1 С4 С5

/ V Ь-г"!

4 Чг Чъ 44 д/

> I

Рис. 1. Графическое изображение объемов работы при выполнении шести различных циклов за суточное время: а) грузовая работа; б) транспортная работа

Когда известны величина номинальной грузовой работы А и расчетная величина А, то можно определить расчетный коэффициент использования номинальной грузовой работы:

Ао

КI = -5- .

(3)

Аналогично можно определить расчетный коэффициент использования транспортной работы:

Ар

Кр =

р Л '

(4)

Определить показатель эффективности использования транспортного средства по грузовой работе можно по (5):

У, =

по транспортной работе:

4 4’ Ч'

лФ у; Ф Л-р лр

Лр -“77“

удельная грузовая работа определяется как

(5)

(б)

(7)

Ч

Ч

и

н

Данный показатель характеризует величину грузовой работы, приходящуюся на единицу грузовой мощности.

Аналогично определится и удельная транспортная работа, характеризующая величину транспортной работы на единицу транспортной мощности:

Ъ=1Г = Кг-П.ч. (8)

Н

Поскольку из (7) и (8) следует, что А(2=т(2-И11 и Ар = гр ■ Рн, то показатель эффективности по грузовой работе, определенный ранее по (5), будет выглядеть как:

_ Л* _ г* • Л^н _ г*

(2 ~~ Ар ~ тр ■ N ~ тр ' ^

^(2 ‘'ч ” н

где г* - фактическое значение времени полезного использования номинальной грузовой мощности транспортной машины за суточное время;

Гд - расчетное значение времени полезного использования номинальной грузовой мощности транспортной машины за суточное время.

зом:

Показатель эффективности по транспортной работе при раскрытии (6) выразится следующим обра-

Ар г* • Р г*

~~ Ар ~ тр ■ Р ~ тр ' ^

ЛР *Р 1 Н ^Р

где Гр - фактическое значение времени полезного использования номинальной транспортной мощности за суточное время;

Тр - расчетное значение времени полезного использования номинальной транспортной мощности за суточное время.

По расчетам удельных грузовой и транспортной работы можно определить потери перевозочных технологий по различным параметрам, в том числе и по технологическим свойствам транспортных машин. Определение значений т осуществляется согласно выражениям (7) и (8):

г = ЛГ,-7> Я^/Т • Г ,ч. (11)

Ниже приведены формулы определения величин времени полезного использования номинальной

грузовой мощности (ВПИНГМ). Максимальное значение т за сутки:

а •Кпр -Т

------ • Гс = Гс, ч. (12)

а • У1^ - Т

Чя ^ н с

Величина ВПИНГМ за суточное время:

г,(13)

с

за эксплуатационное время:

Т Т

= К, ■ Г, = К. ■ К, ■ тс = -5*. • ■ Тс = Г.,, ч; (14)

1 э 1 с

за сменное время:

Т Т Т

■ тс„ = К,„ ■ К„ ■ К, ■ Тс = -=■ -=■. ■ Г, = Г„,, ч; (15)

1 см 1 э 1 с

по технологическому времени:

т т т т

Г„ = к„ ■ г_ = К„ ■ К_ ■ К_ ■ = —2—• -2- ■Т=Т , ч;

ц ц тех ц тех см э с

Т Т Т Т

тех см э с

по цикловому времени:

V

пр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7-ПР = ]{ПР . т = -і!- . т Ч'

<■ V V *'ц --™ 1Ч ’ ’

т^пр ц

' н

по использованию грузоподъемности:

г =к„-т? = ^т“р,ч.

%

Чи

(16)

(17)

(18)

На рисунке 2 показана грузовая работа А в зависимости от величин т. Площадь первого прямоугольника представляет фактическое значение грузовой работы Лц, а сумма всех прямоугольников - номинальное значение грузовой работы за сутки.

N

N

Ап

аА\

аа:

аАчо

аА"

аА“

аА\

^тех

Рис. 2. Грузовая работа в зависимости величин т

По значениям т определяются потери технологического процесса перевозок грузов по различным параметрам: лА4 - потери от недоиспользования грузоподъемности; аА1' - потери по цикловой скорости по-

грузочно-разгрузочных операций; &А£ - технологические потери; дДГ* _ сменные потери; лА™ - эксплуатационные потери; аА^ - суточные потери.

Аналогично определяются значения т - величины времени полезного использования номинальной транспортной мощности (ВПИНТМ).

Максимальное значение г за сутки:

. дв-Кт-те

а -¥т -Т

1 н н с

£ Н Н С

' 1 с - с .

г Т 'Т' с с

£ н г н ^ с

Величина ВПИНТМ за суточное время:

Г

<=Яэ.гс=Яэ-Гс=^.Гс=Гэ1ч;

(19)

(20)

за эксплуатационное время:

т т

см э

■Тс =гси, ч;

СМ СМ Э СМ Э С гр гр С СМ 1

1 э 1 с

за сменное время:

г... г.

гр — іґ . т — іґ . V" . V" . т — 2 тех * см * э

' тех тех см тех см э с

т т т

см э с

по технологическому времени: _р

т т т т

к=ки-т^=ки-к^-к0ш-к-т0 =——— Гс =Т. ч;

Ц Ц ТЄХ Ц ТЄХ СМ Э С грт грт рі рі С Ц 1 1

тех см э с

по цикловому времени:

(21)

(22)

0

Тэ Тс

Т

Т

см

V

тт — ]^{т ■ т — —— ■ т Ч'

1У ы уТ ‘ц>м>

* н

по использованию грузоподъемности:

гр = К

. Т т =

V

%

Чп

(24)

(25)

На рисунке 3 показана транспортная работа Ар в зависимости от величин т. Площадь первого прямоугольника представляет фактическое значение транспортной работы Ар, а сумма всех прямоугольников -номинальное значение этого показателя за сутки. После прямоугольника А? следуют потери: лАр - потери от недоиспользования грузоподъемности; дЛр - потери по цикловой скорости движения; лАр - технологические потери; д/4ртех - сменные потери; аА™-эксплуатационные потери; лАр - суточные потери.

Р

АР дА% да ; дАцР дА™Р дАсмР дАэР

Рис. 3. Транспортная работа в зависимости величин т

Из рисунков 2-3 определяются выражения для номинальных значений грузовой и транспортной работы:

(26)

Ар = Ар + УА , ткм.

гн г- Тг’пптрлт, >

<потерь Р потерь '

(27)

Выводы

1. Разработана система показателей для определения эффективности транспортных технологий при производстве сельскохозяйственной продукции с наглядной графической визуализацией.

2. Система позволяет определить потери транспортной технологии по любому из ее параметров и тем самым дает возможность выявлять слабые места в производственном цикле.

Литература

1. Пехутов А.С. Технологический процесс перевозок грузов в сельском хозяйстве и его показатели // Вестн. КрасГАУ. - 2008. - Вып. 3. - С. 258-264.

Т

т

0

Т

Т

Т

Т.

Т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т

см

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.