Научная статья на тему 'Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве'

Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
822
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТРАНСПОРТНЫЙ ЦИКЛ / ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ЦИКЛ / ТРАНСПОРТНАЯ МОЩНОСТЬ / УДЕЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Пехутов Александр Сергеевич, Алдошин Дмитрий Николаевич

На современном этапе транспортный подкомплекс становится сдерживающим фактором в интенсификации сельскохозяйственного производства. Транспортные издержки в разных отраслях АПК составляют значительную часть. Доля их в общих затратах на производство сельскохозяйственной продукции, по данным различных авторов, составляет от 15% до 60%. Особенности перевозки грузов сельскохозяйственного назначения диктуют ряд специфических требований к конструкции транспортных средств, а также к организации транспортных процессов. Повышение эффективности транспортного подкомплекса сельскохозяйственного производства является актуальной задачей. Чтобы снизить потери и простои транспортных средств, необходимо провести анализ транспортных процессов путем разбивки их на ряд этапов. Каждый из этапов также делится на ряд операций. К примеру, если рассматривать этап погрузки, то он может являться суммой операций: установка под погрузку, открытие бортов, погрузка, погрузка на ходу, переезд от комбайна к комбайну, укладывание, уплотнение, увязывание, крепление груза и т.д., причем их наличие и последовательность зависят от той или иной принятой технологии перевозок. При рассмотрении всей совокупности операций и этапов выстраивается элементарный цикл перевозки, по которому определяется транспортная работа. За суточное время накапливается ряд элементарных циклов с различной по величине транспортной работой. Все рассчитанное можно представить графически. Таким образом, наглядно можно увидеть потери всего цикла и внутри каждого цикла. Далее производится расчет показателей, которые позволяют численно определить транспортную работу и сравнить эффективность транспортных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Показатели эффективности транспортных технологий в сельском хозяйстве»

УДК 656.027.4 А.С. ПЕХУТОВ

Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова Д.Н. АЛДОШИН

Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева

ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

На современном этапе транспортный подкомплекс становится сдерживающим фактором в интенсификации сельскохозяйственного производства. Транспортные издержки в разных отраслях АПК составляют значительную часть. Доля их в общих затратах на производство сельскохозяйственной продукции, по данным различных авторов, составляет от 15% до 60%. Особенности перевозки грузов сельскохозяйственного назначения диктуют ряд специфических требований к конструкции транспортных средств, а также к организации транспортных процессов.

Повышение эффективности транспортного подкомплекса сельскохозяйственного производства является актуальной задачей. Чтобы снизить потери и простои транспортных средств, необходимо провести анализ транспортных процессов путем разбивки их на ряд этапов. Каждый из этапов также делится на ряд операций. К примеру, если рассматривать этап погрузки, то он может являться суммой операций: установка под погрузку, открытие бортов, погрузка, погрузка на ходу, переезд от комбайна к комбайну, укладывание, уплотнение, увязывание, крепление груза и т.д., причем их наличие и последовательность зависят от той или иной принятой технологии перевозок. При рассмотрении всей совокупности операций и этапов выстраивается элементарный цикл перевозки, по которому определяется транспортная работа. За суточное время накапливается ряд элементарных циклов с различной по величине транспортной работой. Все рассчитанное можно представить графически. Таким образом, наглядно можно увидеть потери всего цикла и внутри каждого цикла. Далее производится расчет показателей, которые позволяют численно определить транспортную работу и сравнить эффективность транспортных технологий.

Ключевые слова: показатель эффективности, транспортный цикл, элементарный цикл, транспортная мощность, удельная транспортная работа.

Введение. Транспортные машины обладают эксплуатационными свойствами, среди которых определенное место занимают технологические и энергетические свойства. Условия перевозок в сельском хозяйстве значительно отличаются от других отраслей народного хозяйства. Номенклатура грузов сельскохозяйственных предприятий состоит из 75...80 наименований. Кроме того, для нормального функционирования хозяйств необходимы перевозки грузов, не связанных с технологией производства, номенклатура которых составляет такое же число наименований. Следствием этого являются различные способы погрузки, разгрузки и других этапов перевозочных процессов. При этом каждый из этапов транспортной технологии может состоять из различных операций.

Цель исследования. Повышение эффективности процессов перевозки грузов сельскохозяйственного назначения.

Результаты исследования. Для достижения поставленной цели необходимо на основе анализа

процессов транспортного цикла разработать методику оценки эффективности перевозок. Рассмотрены [1, 2] показатели элементарного цикла транспортной технологии при производстве сельскохозяйственной продукции. Реальные технологии перевозочных процессов состоят из множества операций и этапов. Если взять только этап погрузки, то он может являться суммой операций: установка под погрузку, открытие бортов, погрузка, погрузка на ходу, переезд от комбайна к комбайну, укладывание, уплотнение, увязывание, крепление груза и т.д., причем их наличие и последовательность зависят от той или иной принятой технологии перевозок. Такая же картина наблюдается и на других этапах [3].

На рисунке 1 показаны величины транспортной работы для элементарного цикла. В реальных перевозочных процессах за суточное время выполняется несколько транспортных циклов, каждый из которых имеет свои параметры. Представлена транспортная работа в разрезе суточного времени при выполнении 6 различных циклов: с1, с2, с3, с4, с5, с6. Они имеют определенные параметры по фактической загрузке кузова дф: д1, д2, д3, д4, д5, д6; по скорости погрузочно-разгрузочных работ V: Vт, V?, К3Т, V/, V*, VI; по продолжительности времени цикла Тц: Т1, Т2, Т3, Т4, Т5, Т6. С учетом этого транспортная работа в разрезе суточного времени определится как

ткм.

(1)

где I - порядковый номер цикла; п - количество циклов.

V1

> I

Рис. 1. Графическое изображение объемов транспортной работы при выполнении шести различных циклов в течение суток

Система параметров технологического процесса перевозок грузов, представленная графически, имеет хорошую визуальную информативность. Здесь четко видны потери всего процесса, а также внутри каждого цикла (светлые участки параллелепипедов). Однако для анализа любой проектируемой или применяемой технологии перевозок необходимо было разработать параметры для их оценки. В связи с этим была поставлена задача создания системы показателей для определения эффективности того или иного технологического процесса в целом или по каждому этапу и операции.

Когда известны величина номинальной транспортной работы А„ и расчетная величина Ар, то можно определить расчетный коэффициент использования номинальной транспортной работы:

= ТТ

(2)

Определить показатель эффективности использования транспортного средства по транспортной работе

ч

н

можно по формуле:

= (3)

р а; Кр у '

Удельная транспортная работа, характеризующая величину транспортной работы на единицу транспортной мощности:

= (4)

н

Поскольку из выражения 4 следует, что Ау = тр ■ 1'и. то показатель эффективности по транспортной работе при раскрытии формулы 3 выразится следующим образом:

/)ф ТФ . р ТФ

х = (5)

Ар тр • Р тр

ЛР ТР Гп ТР

где тф- фактическое значение времени полезного использования номинальной транспортной мощности в течение суток; т^ - расчетное значение времени полезного использования номинальной транспортной мощности в течение суток.

По расчетам удельной транспортной работы можно определить потери перевозочных технологий по различным параметрам, в том числе и по технологическим свойствам транспортных машин.

Определение значений т осуществляется согласно выражениям 4:

а-У-Т

^ = 4 -Тв, ч. (6)

Ниже приведены выражения для определения величин времени полезного использования номинальной транспортной мощности (ВПИНТМ).

Максимальное значение т за сутки:

■V? -Г

. .ут -Т (7)

н н с

1 н н с

С с

Величина ВПИНТМ в течение суток:

г1=Кэ-хс=Кэ-Тс=^-Тс=Тэ, ч.; (8)

■ с

за эксплуатационное время

<м = К^-К3-Те =тсм, ч.; (9)

э с

за сменное время

т т т

Ттсх =-К"тех-Тсм = К тех ' К см ' К э ' Т с = ^ " ' ^ " ^с = Т ^ Ч-; (10)

см э с

по технологическому времени

т т т т

< = кц'х™ =КЦ■Ксм-К, =Тц,, ч.; (11)

" тех см э с

по цикловому времени

К1

гтг=К.гц=-^-гц,ч- (12)

н

по использованию грузоподъемности

тр =К -тт =^-тт ч

q q 1Г 1Г>

На рисунке 2 показана транспортная работа АР в зависимости от величин т. Площадь первого прямоугольника представляет собой фактическое значение транспортной работы АР, а сумма всех прямоугольников - номинальное значение этого показателя за сутки. После прямоугольника АР следуют

потери: &Ар- потери от недоиспользования грузоподъемности, - потери по скорости погрузочно-разгрузочных работ, &Ар - потери по цикловой скорости движения, \А|'сч - технологические потери, &А™-сменные потери, &Ар - эксплуатационные потери.

P

P

Л

AÄq

А

AÄ"

J?'

аЛ

¿с]

аЛ

аЛэ,

0 Ту тц Ттех Тсм Тэ Тс

Рис. 2. Транспортная работа в зависимости от величин т

По рисунку 2 определяется выражение для номинального значения транспортной работы:

Д>„ = Д, потерь. ТКМ-

(14)

н

P

P

P

P

P

Выводы

1. Разработана система показателей для определения эффективности транспортных технологий при производстве сельскохозяйственной продукции с наглядной графической визуализацией.

2. Она позволяет определить потери транспортной технологии по любому из ее параметров и тем самым дает возможность выявлять слабые места в производственном цикле.

Библиографический список

1. Пехутов А.С. Моделирование технологического процесса перевозок грузов / Н.В. Алдошин, А.С. Пехутов // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. Агроинженерия. 2012. Выпуск 2(53). С. 41-44.

2. Пехутов А.С. Технологический процесс перевозок грузов в сельском хозяйстве и его показатели / А.С. Пехутов // Вестник КрасГАУ. Вып. 3. Красноярск: Издательство КрасГАУ, 2008. С. 258-264.

3. Пехутов А.С. Улучшение технологических свойств автомобилей для сельского хозяйства / А.С. Пехутов // Вестник Бурятской государственной сельскохозяйственной академии. №1(18). Улан-Удэ: Изд-во БГСХА, 2010. С. 66-73.

Пехутов Александр Сергеевич - к.т.н., доцент, заведующий кафедрой технического сервиса автотракторной техники Бурятской государственной сельскохозяйственной академии имени В.Р. Филиппова; 670034, г. Улан-Удэ, ул. Пушкина, 8; тел.: 44-72-69; e-mail: techservice@bgsha.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Алдошин Дмитрий Николаевич - аспирант кафедры автомобильного транспорта РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева; 127550, г. Москва, ул. Тимирязевская, 49; тел.: +7-903-971-73-27; e-mail: cxm.msau@yandex.ru.

Статья поступила 5.06.2015

INDICATORS OF TRANSPORT EFFICIENCY TECHNOLOGIES IN AGRICULTURE A.S. PEKHUTOV

Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Filippov D.N. ALDOSHIN

Russian Timiryazev State Agrarian University

At the present stage of the transport sub becomes a limiting factor in the intensification of agricultural production. Transport costs in different sectors of agriculture are a significant part. Their share in the total production costs of agricultural products, according to different authors ranges from 15 to 60%. Especially the transport of goods for agricultural purposes dictates a number of specific requirements for construction of vehicles, as well as to the organization of transport processes. The efficiency of the transport sector of agricultural production is an urgent task. In order to reduce losses and downtime of vehicles it is necessary to analyze the transport processes by dividing them into a number of stages. Each stage is also divided into a number of operations. For example, if we consider the stage of loading, it may be the sum of operations: installation for loading, open sides, loading, loading on the go, moving from the combine to the combine, stacking, seal, linking, attaching of the cargo, etc., and their presence and sequence depends on the particular adapted transportation technologies. Considering the totality of the operations and stages, to build the elementary cycle carriage on which a transport job is defined. For daily time accumulates a number of elementary cycles with different size in transport work. Everything is designed so data can be represented graphically. Thus, you can clearly see the loss of the entire cycle, and within each cycle. Next is the calculation of indicators that allow numerically determining the transport operation and comparing the efficiency of transportation technologies.

Key words: the efficiency, transport cycle, the basic cycle, the transport capacity, the unit of transport work.

References

1. Pekhutov A.S. Modeling of the technological process of cargo transportation / N.V. Aldoshin, A.S. Pekhutov // Bulletin MSAU. Agroengineering. 2012. Issue 2(53). P. 41-44.

2. Pekhutov A.S. Technological process of cargo transportation in agriculture and its performance / A.S. Pekhutov // Bulletin of the Council. Vol. 3. Krasnoyarsk: Publishing House Of Council, 2008. P. 258-264.

3. Pekhutov A.S. Improving the technological properties of vehicles for agriculture / A.S. Pekhutov // Bulletin of Buryat state Academy of agriculture. № 1(18). Ulan-Ude: Publishing house of the BSAA, 2010. P. 66-73.

Pekhutov Aleksandr Sergeevich - PhD in Engineering Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Technical Service of Automotive Equipment, Buryat State Academy of Agriculture named after V.R. Filippov; 670034, Ulan-Ude, Pushkina street, 8; tel.: 44-72-69; e-mail: techservice@bgsha.ru.

Aldoshin Dmitriy Nikolaevich - PhD-student of the Department of Automobile Transport, Russian Timiryazev State Agrarian University; 127550, Moscow, Timiryazevskaya street, 49; tel.:+7-903-971-73-28; е-mail: cxm. msau@yandex. ru.

Received 5 June 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.