Научная статья на тему 'Речные грузовые перевозки как элемент единого политранспортного процесса Польши'

Речные грузовые перевозки как элемент единого политранспортного процесса Польши Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
265
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ТРАНСПОРТНЫЙ УЗЕЛ / ПОЛИТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА / ЕДИНИЦА ГРУЗА / TRANSPORT / TRANSPORT JUNCTION / POLY-TRANSPORT SYSTEM / CARGO UNIT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пасевич Веслав

Политранспортный объект как многоэлементная мультимодальная система (политранспортные коридоры) ясно показывает, что различные виды транспорта в cвоих сочетаниях по доставке грузов могут дать значительных эффект как по времени, так и по стоимости. В работе приведен анализ этой проблемы для задач транспортной верификации Польши.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пасевич Веслав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Poly-transport object as many-element, multimodal system (poly-transport corridors) shows clearly that different modes of transport in their combination for cargo delivery can give a considerable effect in time and cost. Analysis of the problem for the tasks of transport verifi cation in Poland is given.

Текст научной работы на тему «Речные грузовые перевозки как элемент единого политранспортного процесса Польши»

УДК 656.62.073 Пасевич Веслав,

канд. физ.-мат. наук, ст. преподаватель, Институт математики Западно-Поморского технологического университета (Польша, Щецин)

РЕЧНЫЕ ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ЕДИНОГО ПОЛИТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА ПОЛЬШИ

RIVER CARGO TRANSPORTATION AS AN ELEMENT OF UNITED POLY-TRANSPORT PROCESS IN POLAND

Политранспортный объект как многоэлементная мультимодальная система (политранспортные коридоры) ясно показывает, что различные виды транспорта в cвоих сочетаниях по доставке грузов могут дать значительных эффект как по времени, так и по стоимости. В работе приведен анализ этой проблемы для задач транспортной верификации Польши.

Poly-transport object as many-element, multimodal system (poly-transport corridors) shows clearly that different modes of transport in their combination for cargo delivery can give a considerable effect in time and cost. Analysis of the problem for the tasks of transport verification in Poland is given.

Ключевые слова: транспорт, транспортный узел, политранспортная система, единица груза.

Key words: transport, transport junction, poly-transport system, cargo unit.

Введение

Содержание

Изменения в характере экономических связей в условиях глобализации мировой экономики за последние десятилетия предъявили новые требования к организации и управления транспортными процессами в регионах. Совре-меные представления в этой области ориент-прованы на модели выбора варианта мультимодального коридора, где генеральными критериями являются минимум времени и минимум стоимости доставки единицы груза. В этих условиях возможности речного транспорта для общих схем доставки товаров на значительные расстояния за пределами транспортных узлов (более 100 км) в евразийском регионе оказываются важным элементом достижения максимального эффекта транспортной работы.

По своим геополитическим показателям Польша занимает транзитное положение в товарообмене Восток-Запад Европы, где сходятся основные транспортные магистрали Азии, Европы, Средиземноморья и Скандинавии. В этих условиях развитие и эксплуатация всех видов мультимодального транспортного процесса является для Польши важнейшей социально-экономической задачей [1]. Оценка состояния транспортных возможностей страны сегодня невозможна без анализа общей европейской системы грузовых перевозок. В табл. 1 даны основные показатели этой системы, приведенные К [2, 8. 1-15].

Таблица 1

Характеристики грузовой работы материкового транспорта ЕЕ

Вид показателя/ К V G М С

транспорт (km/g) (ton) (л.с./кВт) ($/t-km)

Речной 19,47 12,7 1300 816/600 0,006

Железнодорожный 14,15 45,5 2400 6120/4500 0,02

Автомобильный 2,2 55,5 18 272/200 0,055

Выпуск 3

— V — технологическая скорость;

— G — грузоподъемность;

— М — паспортная мощность энергетической установки (двигателя);

— C — цена перевозки единицы груза. Состояние и перспективы развития

речного флота Польши связаны с необходимостью формирования полноценной инфраструктуры водных путей, гидротехничес-

Сравнительный анализ речного

кого строительства, создания сетей водных коммуникаций и средств современной навигации (судопропуска) [3]. Эта проблема давно решена в Европе и ряде регионов мира, где территориальный (региональный) грузооборот весьма высок и требует совмещения различных видов транспорта для минимизации времени и стоимости перемещения единицы груза по Кэ (табл. 2).

Таблица 2

транспорта в грузовых перевозках

№ Страна Грузооборот (млрд т-км) Доля РТ в перевозках (%) Доля РТ в грузообороте (%)

1 США 423,0 11,5 10,5

2 Китай 310,0 24,8 22,1

3 Россия 136,0 6,3 2,9

4 Германия 54,8 6,7 21,7

5 Нидерланды 34,8 33,5 45,2

6 Польша 0,88 0,68 0,65

Таким образом, выявляются две главных проблемы речного флота Польши для полноценного вхождения в евразийскую по-литранспортную систему:

1. Проектирование и формирование адекватного парка подвижного состава речного флота.

Опыт показал, что включение Польши в единую водную систему путей Европы требует соответствующего парка подвижного состава (судов), как грузовых, так и танкеров на уровне грузоподъемности в 1200-2000 т при осадке 0,7-1,2 м [4]. Существующий парк грузовых и танкерных судов устарел (средний срок эксплуатации 23 года) либо требует реновации в соответствии с современными требованиями Европейского речного регистра.

2. Ориентация клиентов (производителей и потребителей) на перевозки речным

флотом генеральных грузов по территории Европы с включением потенциальных возможностей Польши при максимальной длительности доставки груза (неделя) и стоимости этой доставки, согласно сложившимся на сегодня ценам. В первую очередь это генеральные грузы: жидкости (нефть, сжиженные горючие материалы, плыны), сыпучие смеси (уголь, гравий, песок), строительные материалы и негабаритные конструкции [4].

Для иллюстрации предложенных теоретических положений в табл. 3 показан пример организации политранспортных перевозок на региональном уровне по возвратному принципу (Я2ерт-Кояап-82С2ест-Ко^,о-

gard-Rzepin), из которого видна значительная роль снижения стоимости перевозки товара (контейнера) речным судном в мультимодальном варианте [1; 2].

Tаблица 3

Пример логистической таблицы политранспортых перевозок*

№п/п Tрасса Tранспорт V. (^^) ь. Пункт назначения Время оборота тары Т. (ч) ' Погрузка- разгрузка контейнера (ч) Тариф ($/т-км)

1 Жепин- Косьцян автомобиль 60 47 Порт Кошалин 6 1,5 ** 0,055

Tаблица 3 (Продолжение)

2 Косьцян- Щецин баржа речная 18 128 Порт Щецин 5 — 0,006

3 Щецин- Новогард вагон 50 53 Ж/д станция Ново-гард 4 — 0,02

4 Новогард- Жепин автомобиль 60 218 Терминал Шепин 2 1 0 *** 0,055

* — Стоимость погрузки-разгрузки в ТУ включена в стоимость перевозки последующим видом транспорта;

** — погрузка контейнера или партии тары; *** — разгрузка контейнера или партии тары. Сложившийся на сегодня в Польше явный приоритет для автомобильных перевозок в ущерб остальным видам транспорта совершенно не учитывает не только потерю экономической выгоды (упущенная выгода), но и противоречит требованиям экологии по всем показателям. Водный путь является естественным дополнением к существующей коммуникационной системе. В то же время прокладка любой другой магистрали требует

Финансирование развития транспорта

не только значительных сроительных работ, но и нарушения экологического природного баланса. Примером может служить проблема прокладки автомобильной магистрали по районам, прилегающим к Августову. В итоге грузовая транспортная система Польши в последнее десятилетие приобретает однобокий характер. Если принять общее финансирование развития автомобильного транспорта за единицу (100 %), то все остальные виды транспорта в перспективе оказываются либо в неизменном состоянии (железнодорожный), либо на статичном технико-экономическом уровне (морской). Речной транспорт в таких условиях явно обречен на деградацию (табл. 4, 5).

Taблица 4

на территории Польши (млн злотых)

№ п/п Вид транспорта Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Автомобильный 69 75 78 78 75 80

2 Железнодорожный 14 12,5 10 12 15,5 13

3 Морской 14 10,5 10 8 8 6

4 Речной 3 2 2 2 1,5 1

Сравнительное финансирование транспорта на территории Польши в % от автомобильного (млн злотых)

Taблица 5

№ п/п Вид транспорта Год 2003 2004 2005 2006 2007 2008

1 Автомобильный 100 100 100 100 100 100

2 Железнодорожный 21 16 13,5 13 20 15

3 Морской 20 14 12 10 10 6

4 Речной 4 3 2,5 2 2 1,5

Выпуск 3

Здесь важно заметить, что, в отличие от других видов грузового транспорта, которые строго ориентированы на две генеральные государственные задачи организации доставки товара и решение сопуствующих социально-экономических проблем (трудоустройство населения, коммуникативность, безопасность, производство), речной транспорт является вторичным системным элементом как часть территориального водного хозяйства. Создание водного пути, водохранилищ, плотин, запруд в первую очередь преследуют интересы сельского хозяйства (орошение, сохранение лесных угодий), промышленности и безопасности (накопление технического и стратегического запаса воды), экологии (устранение последствий наводнений, засух, реализация досуга), получение эффективной и дешевой энергии (гидроэлектростанции). Речной флот как объект транспортной эксплуатации появляется только в конце этого списка региональных задач.

Выводы

В условиях роста товарообмена между районами и территориями Европы, связан-

ным с программой реализации задач глобалистики этого региона (единой Европы) требуется развитие и совершенствование материковых мультимодальных перевозок. Снижение стоимости и скорости доставки грузов, эффективность транспортного процесса в этих условиях должны базироваться на комплексной организации элементов по-литранспортной системы Европы. Одной из составляющих частей этой системы является речной транспорт, который по ряду основных показателей, экологическим и эксплуатационным характеристикам превосходит автомобильный и железнодорожный грузовой транспорт.

Полноценное включение речного флота Польши в единый европейский транспортный комплекс как одного из обязательных элементов экономики является первоочере-ной задачей не только в направлении собственно реализации грузоперевозок, но и в решении сопуствующих проблем охраны среды, экологии, безопасности отдельных районов страны от природных катаклизмов.

Список литературы

1. Arefyev I. Stan i perspektywy ZS polski w systemie transportowym regionu morza baltyckiego / I. Arefyev. — Wroclaw, 2010. — Cz. 7: Znaczenie rzek dla rozwoju miast metropolitalnych w XXI wieku. MWSLiT. — Pt 7.

2. Arefyev I. Przyklady i rozwi^zania zadan w elementach multimodalnego transportu terenowe-go / I. Arefyev. — Szczecin: AM, ВЕ. 2010.

3. Клавдиев А. А. Адаптивные технологии информационно-вероятностного анализа транспортных систем / А. А. Клавдиев, В. Пасевич. — СПб.: СЗТУ, 2009. — 305 с.

4. Ежегодный бюллетень европейской статистики (транспорт) / ЕЭК. — Нью-Йорк, 20002010.

£

С

2

GQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.