норм и среднероссийских показателей потребления.
Результаты межрегионального сравнительного анализа продуктового набора питания населения России показали необходимость детального рассмотрения данного вопроса по
республикам, областям, автономным округам и краям для осуществления дифференцированного подхода к первоочередным профилактическим мерам с учетом системного подхода на базе этнических, экономических, пищевых предпочтений и других региональных особенностей.
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЬНОГО ПИТАНИЯ
М.Н. Бойко, И.И. Новикова, А.С. Крига, O.A. Савченко Управление Роспотребнадзора по Омской области, Новосибирский НИИ гигиены Роспотребнадзора
Проблема организации питания школьников в настоящее время является одной из важнейших задач, направленных на создание здорового молодого поколения. Решение стратегических задач государства в сфере образования и здравоохранения требует обратить самое пристальное внимание на состояние вопросов организации питания в общеобразовательных учреждениях. Сегодня в школах России большинство детей еще не получают необходимого питания с учетом возраста, состояния здоровья, умственной и физической нагрузки, режима функционирования образовательного учреждения, а также территориальных особенностей региона. Комплекс проблем в этой сфере - медицинских, управленческих, технических, финансовых и социальных - требует скорейшего и комплексного решения [Кучма В.Р. с соавт., 2009].
Нерациональное школьное питание в период получения основного общего образования может привести к расстройствам жизнедеятельности организма, в том числе возникновению и прогрессированию различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, органов кровообращения и кроветворения, изменениям со стороны эндокринной, иммунной, костно-мышечной систем, различных отделов нервной системы, кожи и подкожной клетчатки, органа зрения. На сегодняшний день продолжается рост распространенности алиментарно-зависимых заболеваний у учащихся, напрямую связанных с нарушениями питания [Новикова И.И., 2006; Кучма В.Р., Скоблина Н.А., 2008].
Учитывая важность проблемы, было принято решение о проведении научно-исследовательской работы по данному направлению. Период наблюдения - 2006-2010 гг. Программа исследования предусматривала изучение организации питания, медицинского обслужи-
вания и здоровья школьников, установление закономерностей и региональных особенностей воздействия на здоровье школьников, реализуемых моделей в рамках Федерального проекта по улучшению школьного питания, научное обоснование индикаторов эффективности системы школьного питания и разработку мониторинга питания и здоровья школьников.
В настоящее время в системе образовательных учреждений существует несколько форм организации школьного горячего питания - столовые, работающие на сырье, столовые-догото-вочные, буфеты-раздаточные и вариации «бортового» питания.
Для того чтобы правильно определить стратегию, формы и методы развития системы школьного питания, необходимо правильно оценить ее современное состояние и перспективы развития рынка школьного питания. Для нашего региона наиболее оптимальной формой организации питания является форма, предусматривающая автономизацию процесса приготовления пищи в каждой отдельно взятой школе. Для этого приемлема только форма столовых, работающих на сырьевом цикле, при этом на практике обеспечивается: приоритет свежеприготовленным непосредственно на пищеблоке готовым блюдам и кулинарным изделиям; максимальное разнообразие рациона; механизмы удешевления рациона питания при сохранении его физиологической полноценности; отсутствует постоянная зависимость организации питания от поставок продукции с короткими сроками годности.
С целью улучшения системы школьного питания в Омской области за анализируемый период в рамках выполнения предписаний и планов-заданий были существенно изменены технологические возможности пищеблоков посредством планомерного улучшения их
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ. 2013. № 2 (9) СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК
материально-технической базы, что позволило существенно разнообразить рацион школьного питания и добиться повышения показателя охвата школьников горячим питанием.
Показатель охвата школьников горячим питанием за анализируемый период повысился с 62 до 83 %, что отмечалось как по сельским, так и городским школам. Причем по школам, участвующим в эксперименте, показатель в 2009/10 и 2010/11 учебных гг. составил 100 %.
С целью совершенствования материально-технической базы пищеблоков, работающих на сырьевом цикле, была обоснована необходимость дальнейшей детализации и классификации школьных пищеблоков по степени надежности технологического цикла: первая - это пищеблоки, не имеющие ограничений в ассортименте и объеме выпускаемой продукции; вторая - это пищеблоки, не имеющие ограничений в ассортименте выпускаемой продукции, но имеющие ограничения в объеме выпускаемой продукции; третья - это пищеблоки, работающие на сырьевом цикле, имеющие ограничения в ассортименте выпускаемой продукции.
Следовательно, при планировании развития материально-технической базы системы школьного питания необходимо исходить из решения следующих вопросов, какой планируется режим работы пищеблока и ассортимент выпускаемых блюд; соответствует ли ассортимент имеющейся материально-технической базе пищеблока или нет; необходимо ли улучшать материально-техническую базу пищеблока с учетом потребностей в ассортименте выпускаемых блюд.
Подтверждением необходимости улучшения структуры школьного питания явились результаты комплексной оценки влияния качественных показателей школьного питания на здоровье школьников. В результате анализа, проведенного для данной совокупности показателей, были выделены положительные связи с уровнем заболеваемости болезнями нервной системы, анемиями, патологией зрения, болезнями эндокринной системы.
В 2009 г. Омская область принимала участие в реализации Федерального проекта школьного питания. С учетом результатов социологического опроса было составлено типовое стратегическое меню, позволяющее обеспечить физиологическую потребность в пищевых и биологически активных веществах, рекомендованное для составления цикличного меню общеобразовательным учреждениям.
Результаты анкетирования педагогов и школьников свидетельствовали о наличии позитивных составляющих организации
школьного питания. Реализация проекта позволила добиться 100 % охвата школьников горячим физиологически полноценным питанием в школах-участниках проекта. Все школьники были условно поделены на две группы: группа № 1 - школьники, обучающиеся в школах, не входящих в Федеральный эксперимент и группа № 2 - школьники, обучающиеся в школах-участниках Федерального эксперимента.
Показатели числа школьников с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием свидетельствовали об эффективности выбранного в Омской области сценария Федерального эксперимента улучшения по оптимизации системы школьного питания и возможности использования данного показателя в качестве одного из критериев эффективности реализации проекта и эффективности организации школьного питания.
Оценка распространенности хронических заболеваний на 100 осмотренных, свидетельствовала об увеличении данного показателя при переходе от одной возрастной группы к другой равнозначно выраженной как в подгруппе «мальчики - юноши», так и в подгруппе «девочки - девушки». По школьникам, участвовавшим в реализации Федерального эксперимента по оптимизации системы школьного питания, динамика показателей имела менее выраженную тенденцию.
Результаты оценки адаптационных возможностей школьников, свидетельствовали о более высоких суммарных показателях адаптационного потенциала у школьников, участвующих в Федеральном проекте. В данной группе на протяжении всего учебного года школьников со срывом адаптации не было. Среди школьников, обучающихся в школах, не охваченных экспериментом, регистрация школьников со срывом адаптации отмечалась, начиная с третьей четверти.
Таким образом, в ходе нашего исследования были обоснованы целевые показатели эффективности организации школьного питания в современных условиях. Установлено, что сценарий развития системы школьного питания, предусматривающий организацию работы пищеблоков школ на полном технологическом цикле, является наиболее эффективным для Омской области. Предложена гигиеническая классификация типов пищеблоков работающих на сырьевом цикле. Получены данные, подтверждающие на региональном уровне роль нерационального питания по «белково-углеводному» и «витаминно-минеральному» компонентам в формировании повышения риска заболеваемости школьников болезнями нервной и эндокринной систем, анемий, патологии зрения.
В Омской области реализуется долгосрочная целевая программа Омской области «Развитие системы образования Омской области (20102014 годы)». Мероприятия программы предусматривают выделение дотаций из регионального бюджета на организацию питания для всех обучающихся общеобразовательных учреждений. Доля софинансирования на организацию горячего питания за счет средств муниципального бюджета составляет 50 %.
Правительством Омской области в рамках реализации государственной политики в области здорового питания и Доктрины продовольственной безопасности за последние пять лет проведена большая работа по модернизации системы школьного питания. Многое удалось решить, есть положительные наработки, требующие более широкого практического внедрения. Есть и отдельные отрицательные результаты, которые также нужно учитывать в практике стратегического планирования развития региональной системы школьного питания. Действующий индикативный показатель охвата горячим питанием школьников по итогам 2012 г. составил 88,6 %, что на 3,6 % выше уровня прошлого года. Наибольшее повышение показателя охвата школьников горячим питанием отмечалась по г. Омску - 2012 г. -79 %, против 57,3 % в 2011 г.
Средняя стоимость завтрака в 2012 году составила 16,4 рубля (в сельских районах) и 33 рубля в г. Омске), обеда - 25 рублей (в сельских районах) и 40 рублей в г. Омске).
С целью дальнейшего улучшения системы организации питания необходимо:
- внесение корректив в ФЗ-94 в части приоритетов в детском организованном питании цены над качеством продукции - приоритет должен быть отдан качеству продукции и качеству услуги общественного питания, для чего должны быть определены критерии, которыми нужно руководствоваться в проведении конкурсов;
- пересмотр действующих документов и выработка современных научно обоснованных подходов к нормативам обеспечения общеобразовательных школ педиатрами и средним медицинским персоналом, с учетом того, что в функции медицинских работников входит контроль за организацией питания в учреждении;
- обобщение опыта регионов в определении механизма установления размеров дотаций на питание, подбора контингентов, охватываемых дотациями, а также социально-экономическая эффективность данных мероприятий;
- разработка индикаторов эффективности системы организованного детского питания и научно-методическое сопровождение организации питания.
ПРОБЛЕМА ОСТРЫХ ОТРАВЛЕНИЙ СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИЕЙ КАК ПОСЛЕДСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЕМ
И.Г. Винокурова, Н.В. Резанова, А.С. Федоров Центр гигиены и эпидемиологии в Омской области
В Омской области сложилась неблагополучная обстановка со злоупотреблением спиртосодержащей продукцией. Злоупотребление алкоголем является причиной накопления демографических и социальных проблем.
Число зарегистрированных лиц с проявлениями злоупотребления алкоголем в 2012 г. составило 1,4 % населения Омской области. Уровень заболеваемости хроническим алкоголизмом за последние пять лет составил 36,9 на 100 тыс. населения, алкогольным психозом - 32,2 на 100 тыс. населения.
Среди причин смерти как в Омской области, так и в целом по России третье место занимает смертность в результате последствий злоупотребления алкоголем: убийства, самоубийства, дорожно-транспортные происшествия, производственный травматизм, воздействие высоких и низких температур и т. п. До 2005 г. смертность от случайных отравлений алкоголем в Омской области соответствовала среднероссийскому показателю; в дальнейшем начался рост, и уже в 2009 г. этот показатель превысил среднероссийский на 62,5 %.