УДК 73.081 ББК 54.8
Халфина Регина Робертовна
кандидат биологических наук, доцент г. Уфа
Емелева Татьяна Федровна
кандидат биологических наук, доцент г. Уфа
Халфин Рауль Магруфович
соискатель г. Уфа
Khalfina Regina Robertovna
Candidate of Biology,
Assistant Professor Ufa
Emeleva Tatyana Fedorovna
Candidate of Biology,
Assistant Professor Ufa
Khalfin Raul Magrufovich
Applicant for a Degree Ufa
Показатели эффективности анализа зрительно информации при зрительном утомлении у банковских служащих Analysis Efficiency Indicators of Visual Information at Bank Employees’ Visual
Exhaustion
В данной статье представлены данные об изменении эффективности анализа зрительной информации при зрительном утомлении и в ходе реабилитационных мероприятий, направленных на восстановление зрительных функций у пользователей персональными компьютерами.
The article presents data on changing the efficiency of visual information analysis at visual exhaustion and during the rehabilitation actions aimed at restoration of personal computer users’ visual functions.
Ключевые слова: зрительное утомление, аудиовизуальная стимуляция, массаж, офтальмотренинг, пользователи персональным компьютером.
Key words: visual exhaustion, audiovisual stimulation, massage,
ophthalmotraining, personal computer users.
Введение. Повседневная профессиональная деятельность банковских
служащих сопряжена с высокой активностью познавательных психических процессов, и сопровождается высоким психоэмоциональным напряжением и представляет собой постоянный, интенсивный и длительный умственный труд.
Наиболее важной особенностью пользования персональными компьютерами является необходимость оперировать большим объемом информации, что предъявляет повышенные требования к психофизиологическим механизмам, обеспечивающим селективное (избирательное) зрительное внимание [1].
Учитывая вышеизложенное, возникает большая необходимость в оценке и коррекции психоэмоционального состояния офисных служащих непосредственно на рабочем и, в конечном счете - простота, надежность и удобство поддержания работоспособности офисных служащих.
В рамках этих мероприятий важное место принадлежит применению высокоэффективных современных способов и методик психофизиологической коррекции. В этом смысле перспективными представляются мероприятия с применением методов навязывания ритма по биорезонансному принципу, в частности, аудиовизуальной стимуляции [2].
Методы исследования. Исследование проводилось на базе амбулатории Национального банка Республики Башкортостан (НБ РБ).
Для фиксирования характера и выраженности субъективных компонентов зрительного утомления у пользователей компьютерами нами была разработана специальная форма анкеты, состоящая из 2-х частей на основе методики Сорокина Д.Д. (1998) [3].
Первая отражала качество зрительного здоровья и включала паспортные и анамнестические данные (стаж пользования, соблюдение гигиенических и эргономических норм при пользовании ПК, виды работы на ПК и нарушения со стороны зрительного анализатора). Вторая - основная, состояла из вопросов, направленных на определение индекса зрительного дискомфорта (ИЗД), который обобщает частоту и выраженность 9 симптомов: 1) жжение в глазах, 2) зуд в глазах, 3) ощущение «песка» в глазах, 4) повышенная чувствительность к свету. 5) резь в глазах, 6) покраснение глаз, 7) слезотечение, 8) сухость глаз, 9) ощущение «пелены перед глазами».
Эффективность обработки зрительной информации регистрировались с помощью компьютерной программы «Landolt» (свидетельство об официальной
регистрации №2000610097 Российского агентства по патентам и товарным знакам от 07.02.2000) [4].
С целью выявления наиболее эффективного метода восстановления зрительной работоспособности каждая группа была разделена на подгруппы - в первой подгруппе для коррекции зрительного и умственного утомления применялся курс физических средств реабилитации (массаж и офтальмотренинг), во второй подгруппе применялся курс аудиовизуальной стимуляции.
Для аудиовизуального воздействия (АВС) использовался портативный программно-аппаратный комплекс «Voyager XL», который выпускается серийно, разрешен для медицинского применения. В состав комплекса входят аппаратные средства, общее и специальное программное обеспечение.
Физические средства реабилитации (ФСР) включали в себя - офтальмотренинг (специально разработанная гимнастика для глаз, направленная на восстановление зрительных функций при зрительном утомлении) проводился способом малых групп, после чего испытуемым проводился сеанс массажа, курс массажа на шейно-воротниковую зону в количестве 10 сеансов.
Результаты и их обсуждение.
В анкетировании приняло участие 195 офисных служащих. Средний возраст обследованных 35,7±7,4 лет. Женщин - 127 человек (64,5%), мужчин - 68 (35,4%). Стаж пользования составил в среднем 8,3±2,8 лет, среднее время пользования в день 6,8±2,05 часа.
Жалобы на зрительный дискомфорт 74,1% опрошенных, при этом показатель эффективности анализа зрительной информации (ЭАЗИ) на началном этапе исследований, до реабилитационных мероприятий, был несколько снижен относительно «нормальных величин», принятых большинством авторов и составили в-0,47±0,07 ус.ед., (табл. 1.)
После проведения реабилитационных мероприятий наблюдается повышение данного показателя относительно первоначальных величин в обеих группах. Примечательно, что в подгруппе, где применялся курс аудиовизульной стимуляции показатели эфективности анализа зрительной
информации были значительно выше. Таким образом, привлекает вниание то, что после АВС произошло более значительное повышение эффективности обработки зрительной информации.
Таблица 1
Показатели эффективности обработки зрительной информации (ус.ед).
Этап М±т P
До реабилитации 0,47±0,07
После ФСР 0,654±0,053 <0,05
После АВС 0,77±0,06 >0,05
Эффективность обработки зрительной информации, оцениваемой по тесту Уэстона, зависит от количества правильно отмеченных, ошибочно отмеченных и пропущенных знаков.
Таблица 2
Показатели обработки зрительной информации в ходе исследований
Этап ВП ПОЗ ООЗ ПЗ
До реабилитации 104,16± 5,14 10,87±0,77 5,16±0,10 2,47±0,04
После ФСР 105,7±5,12 11,72±0,41 4,75±0,21 2,24±0,26
После АВС 111,44±5,49 12,36±0,35 2,04±0,32 2,16±0,28
После курса офтальмотренинга и массажа показатель общего количества просмотренных знаков возрос до 105,7±5,12знаков (при р=0,05 по ^критерию Вилкоксона).
После курса аудиовизуальной стимуляции произошел более значительный рост: среднее значение общего количества просм отренных знаков возросло и составило - 111,44±5,49 знаков (при р=0,037 по ^критерию Вилкоксона).
После реабилитационных мероприятий наблюдаются достоврено значимые межгрупповые различия, т.к. в подгруппе, которой применялся курс аудиовизуальной стимуляции количество просмотренных знаков возросло в более значительной степени (при р=0,012).
Количество правильно отмеченных знаков (КПОЗ)на начальном этапе исследования составило - 10,87±0,77 знаков. После проведения курса массажа и офтальмотренинга количество правильно отмеченных знаков повысилось до 11,72±0,41 знака (при р=0,051 по t критерию Вилкоксона).
Эффективность применения аудиовизуальной стимуляции для реабилитации зрительного и умственного утомления подтвердилась повышением показателя до 12,36±0,35 знаков (р=0,013 по ^критерию Вилкоксона).
Среднее значение ошибочно отмеченных знаков (ООЗ) до начала реабилитационных мероприятий составило 5,16±0,98 знаков. После курса массажа и офтальмотренинга статистически значимых изменений не произошло, так в конце курса данный показатель составил - 4,75±0,21 (при р=0,0052 по ^критерию Вилкоксона). После реабилитационных мероприятий с применением аудиовизуальной стимуляции произошло значительное снижение среднего значения количетсва ошибочно отмеченных знаков до 2,04±0,32 знаков (при р=0,001 по ^критерию Вилкоксона), применение АВС значительно влияет на снижение количества совершаемых ошибок.
Количество пропущенных знаков (ПЗ) в ходе реабилитационных мероприятий значительных изменений не претерпел.
Для установления влияния зрительного утомления на эффективность анализа зрительной информации нами был проведен корреляционный анализ (по Спирмену) полученных данных. До начала реабилитационных мероприятий была обнаружена сильная положительная связь (г=0,75) между индексом зрительного утомления и ошибочно отмеченными знаками, также ИЗД отрицательно связан с эффективностью обработки(г= -0,52), с нарастанием утомления ухудшаются когнитивные процессы.
После реабилитационных мероприятий корреляционные связи пропали.
Из литературы известно [5] что при пользовании ПК нарушения селективного внимания носят разнообразный характер и проявляются в рассеянности, истощаемости, сужении объема внимания. В итоге происходит нарушение способности длительно сохранять направленность внимания, ухудшается сосредоточение, внимание становится неустойчивым. При общем, умственном и зрительном переутомлении человек не в состоянии длительно сосредотачиваться на определенном виде деятельности, преобладает непроизвольное внимание. Происходит прогрессирующее ослабление его интенсивности в процессе работы, хотя изначально была достаточно высокая степень сосредоточения. В силу этого резко падает продуктивность работы, становится невозможной углубленность, поглощенность деятельностью.
Таким образом, установлено, что до применения функциональной коррекции зрения обнаружены сниженные значения эффективности анализа зрительной информации относительно показателей, полученных другими авторами аналогичным методом. Более детальное рассмотрение данных показало, что в исходном состоянии у наших наблюдаемых - пользователей компьютерами эффективность анализа зрительной информации была снижена как за счет ошибок перового рода (ошибочно отмеченные знаки), так и ошибок второго рода (пропущенные знаки). Это обстоятельство является принципиально важным психофизиологическим фактом, так как свидетельствует о включении в процесс умственного и зрительного утомления разных механизмов, обеспечивающих избирательность зрительного внимания.
Проведенные меры функциональной коррекции зрения показали избирательное воздействие на различную локализацию и механизмы зрительного утомления. Физические методы реабилитации, включающие офтальмотренинг с использованием глазодвигательных упражнений, упражнений на раскачку аккомодационного аппарата, а также методы офтальмологической релаксации в сочетании с массажем шейно-воротниковой, мимической и параорбитальной зон достоверно повысили эффективность анализа зрительной информации.
Также значимое, но более существенное повышение эффективности анализа информации произошло после аудиовизуальной стимуляции, причем за счет снижения ошибок первого порядка. Такую динамику исследованных параметров селективного зрительного внимания у пользователей компьютерами мы объясняем за счет усиления обратной афферентации с глазодвигательных и внутриглазных мышц на активирующую систему мозга в первом случае. При АВС происходит прямая активация восходящей активирующей системы мозга, что и вызывает повышение эффективности анализа информации.
Библиографический список
1. Ахмадеев Р.Р. Тупиев И.Д. Сагадатова Н.М. Опыт применения компьютерной программы «Landolt» в диагностике зрительной работоспособности пользователей компьютеров (тезисы). Юбилейная конф. «Офтальмология в начале XXI века». - Саратов, 2002. - С. 118-121.
2. Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) // Журн. Высшей нервной деятельности. -2003. - Т. 53, № 2. - С. 133-150.
3. Васильев В.Н. Опыт применения аудио-визуальной стимуляции в коррекции стресса // Проблемы медико-социальной реабилитации участников "локальных" конфликтов: тез. докл. / Регион, науч.-практ. конф., Томск. 1997.- С. 17-20.
4. Сорокин Г.А. Интегральная оценка субъективных симптомов для выявления хронического зрительного, двигательного и неспецифического переутомления работающих // Медицина труда и промышленная экология. - № 11, 1998. - С. 15-19.
5. Солсо Р.Л. Внимание. Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 590-629.
Bibliography
1. Akhmadeev, R. R., Tupiyev, I.D., Sagadatova, N. M. Experience of Landolt Computer Program Application in Diagnostics of Computer Users’ Visual Efficiency (Theses). Anniversary Conf. «Ophthalmology at the Beginning of the XXI Century». - Saratov, 2002. - P. 118-121.
2. Machinskaya, R. A. Neurophysiological Mechanisms of Active Attention (Analytical Review) // Journ. of Higher Nervous Activity. - 2003. - V. 53, No. 2. - P. 133-150.
3. Solso, R. L. Attention. Attention Psychology / Edit. by Yu.B. Gippenreiter, V.Ya. Romanov. - M.: Chero, 2001. - P. 590-629.
4. Sorokin, G. A. An Integrated Assessment of Subjective Symptoms for Identification of Chronic Visual, Impellent and Nonspecific Overfatigue Working // Labour Medicine and Industrial Ecology. - No. 11. - 1998. - P. 1519.
5. Vasilyev, V. N. Experience of Audiovisual Stimulation Application in Stress Correction // Problems of Medico-Social Rehabilitation of the "Local" Conflicts Participants: Thes. of Reports from Scientific-and-Practical Conference. -Tomsk, 1997. - P. 17-20.