УДК 612.84:612821 ББК 56.7:88.3
Халфина Регина Робертовна
кандидат биологических наук БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Емелева Татьяна Федоровна
кандидат биологических наук БГПУ им. М. Акмуллы г. Уфа
Тимченко Татьяна Валентиновна
кандидат биологических наук, доцент
Башкирский институт физической культуры (филиал) УралГФУК
г. Уфа
Khalphina Regina Robertovna
Candidate of Biology Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmully
Ufa
Emeleva Tatyana Fedorovna
Candidate of Biology Bashkir State Pedagogical University named after M.Akmully
Ufa
Timchenko Tatyana Valentinovna
Candidate of Biology,
Assistant Professor Bashkir Institute of Physical Training Branch of the Ural State University of Physical Training
Ufa
Методы оценки и восстановления зрительной работоспособности пользователей персональными компьютерами Methods of Personal Computer Users’ Visual Performance Evaluation
and Recovery
В данной статье рассматривается проблема влияния длительной работы за персональным компьютером на зрительную работоспособность и способы коррекции зрительной работоспособности различными современными неинвазивными методами.
The article considers the problem of influence of the long work at personal computer on visual performance and ways of visual performance correction by various modern non-invasive methods.
Ключевые слова: зрительное утомление, компьютерный зрительный синдром, пользователи персональными компьютерами, эффективность обработки зрительной информации.
Key words: visual exhaustion, computer visual syndrome, personal computer users, efficiency of visual information processing.
Зрительное утомление привлекает всё больший интерес среди специалистов различных областей (гигиенисты, физиологи, психофизиологи, офтальмологи и др.) и обусловлен он, прежде всего беспрецедентным увеличением нагрузки на зрительную систему.
Одним из наиболее успешных в оценке физиологических механизмов утомления при различных видах зрительно-напряженной работы является так называемый локализационный подход, учитывающий не только механизм, но и локализацию зрительного утомления [3]. С этих позиций наиболее хорошо исследованы аккомодационно-рефракционные и конвергентные компоненты, объединенные общим понятием «миогенное» зрительное утомление. Единичные работы посвящены вопросам снижения зрительной работоспособности и ухудшения эффективности анализа зрительной информации в процессе работы на персональном компьютере (ПК) [4]. Между тем, исследование именно психофизиологических особенностей зрительного утомления представляет наибольший интерес как в теоретическом, так и в практическом плане, поскольку имеет непосредственное отношение к диагностике и профилактике компьютерного зрительного синдрома (КЗС).
Организация исследования. Исследование проводилось на базе амбулатории Национального банка Республики Башкортостан (НБ РБ).
Для установления распространения умственного утомления было проведено анкетное обследование офисных служащих (п=157).
По результатам первоначального скрининга группы были разделены по принципу наличия жалоб на зрительное утомление.
В анкетировании приняли участие 192 офисных служащих. Средний возраст обследованных 35,7±7,4 лет. Женщин - 124 человека (64,5%), мужчин -68 (35,4%). Стаж пользования составил в среднем 8,3±2,8 лет, среднее время пользования в день 6,8±2,05 часа.
По интенсивности жалоб испытуемые были подразделены на 2 группы:
- группа А, пользователи ПК со слабовыраженными астенопическими жалобами (п=76);
- группа Б, пользователи ПК с сильно выраженными астенопическими жалобами (n=79).
С целью выявления наиболее эффективного метода восстановления зрительной работоспособности каждая группа была разделена на подгруппы. В первой подгруппе для коррекции зрительного и умственного утомления применялся курс массажа и офтальмотренинга, во второй подгруппе - аудиовизуальная стимуляция.
Для аудиовизуального воздействия использовался портативный программно-аппаратный комплекс «Voyager XL», который выпускается серийно, разрешен для медицинского применения. В состав комплекса входят аппаратные средства, общее и специальное программное обеспечение.
Офтальмотренинг проводился мало групповым способом, после чего назначался массаж шейно-воротниковой зоны.
Методы исследования. Оценка зрительного утомления по Сорокину. Количественная оценка функционального перенапряжения органа зрения производится по величине индекса зрительного дискомфорта (ИЗД), обобщающего частоту и выраженность следующих 9 симптомов: 1) жжение в глазах, 2) зуд в глазах, 3) ощущение «песка в глазах», 4) повышенная чувствительность к свету, 5) резь в глазах, 6) покраснение глаз, 7) слезотечение, 8) сухость глаз, 9) ощущение «пелены перед глазами».
Исследование зрительной работоспособности. Психофизиологическое исследование с помощью компьютерной программы «Landolt» включало в себя исследование объема, скорости и качества обработки зрительной информации (свидетельство об официальной регистрации №2000610097 Российского агентства по патентам и товарным знакам от 07.02.2000). Данная методика относится к группе поведенческих методов, а именно к подгруппе психометрических тестов для оценки когнитивных и сенсомоторных функций. Методика относится к группе корректурных тестов. Тест позволяет оценить общую работоспособность человека и ее составляющие: продуктивность, скорость, точность, выносливость и надежность [7].
Результаты и их обсуждение. По предварительным анкетным данным группы были разделены на слабовыраженный зрительный дискомфорт и сильно выраженный зрительный дискомфорт.
Среднее значение ИЗД в группе А до начала реабилитационных мероприятий составило - 23,9 балла, в группе Б - 27,6. Согласно Сорокину, у исследуемых со значениями ИЗД 22 и более баллов отмечается:
- пониженный уровень зрительной работоспособности - меньшая эффективность и меньшая выносливость в тестах со зрительными нагрузками;
- снижение объема аккомодации и остроты зрения для близи;
- более раннее наступление общего утомления по ходу рабочего дня и затягивание в 1,5-2 раза периода восстановления после рабочей смены;
- вынужденный уход через 1-2 года после поступления на работу всех недостаточно пригодных к высокой зрительной нагрузке [5].
После проведения курса массажа и офтальмотренинга в группе А произошло значительное снижение ИЗД до 16,3 балла, после курса аудиовизуальной стимуляции данный показатель снизился до 21,7 балла. В группе Б после курса массажа и офтальмотренинга ИЗД снизился до 17,8 баллов, в подгруппе, где применялся курс аудиовизуальной стимуляции данный показатель снизился до 22,4 баллов. Можно сделать вывод о том, что эффективность курса массажа в комплексе с офтальмотренингом более выражено влияет на субъективные проявления зрительного утомления, т.е. после проведенного курса жалобы на зрительный дискомфорт практически исчезают.
Эффективность анализа зрительной информации складывается из правильно отмеченных, ошибочно отмеченных и пропущенных знаков. Данное соотношение позволяет вычислить эффективность обработки зрительной информации. Показатели эффективности анализа зрительной информации в исследуемых группах до и после курса реабилитации представлены на рис. 1.
Показатели эффективности обработки зрительной информации до начала исследований в группе А составил - 0,47±0,07 усл.ед., в группе Б - 0,58 усл.ед. Данные показатели значительно снижены относительно нормальных величин.
После проведения реабилитационных мероприятий в группе со слабовыраженным зрительным утомлением, где в качестве реабилитационных мероприятий использовался массаж и офтальмотренинг, показатели эффективности анализа зрительной информации (ЭАЗИ) повысились до
0,56±0,06 усл.ед., в группе, где применялся курс аудиовизуальной стимуляции до 0,65±0,05 усл.ед. (Рис. 1).
Рис.1. Показатели эффективности анализа зрительной информации в исследуемых группах до и после курса реабилитации
В группе с сильно выраженными астенопическими жалобами до начала реабилитационных мероприятий среднее значение показател ЭАЗИ составило -
0,58±0,05 усл.ед. После проведения 10-дневного курса массажа среднее значение в данной подгруппе статистически значимо повысилось до 0,74±0,04 усл.ед. В подгруппе, где в качестве реабилитационных мероприятий применялась аудивизуальная стимуляция, также произошло статистически значимое повышение данного показателя до 0,77±0,06 усл.ед. (при р=0,021 по Б критерию Фишера).
До начала исследовани статистически значимых различий между группами не было выявлено.
Так, в группе с менее выраженными астенопическими жалобами до начала реабилитационных мероприятий среднее значение составило 102,16±5,18 знака.
После проведения курса массажа разной направленности и офтальмотренинга показатель общего количества просмотренных знаков возрос до 106,3±4,89 знаков, в то же самое время после примения курса аудиовизуальной стимуляции в качестве коррекции зрительного утомления среднее значение общего количества просмотренных знаков возросло на 10,22 знаков и составило - 112,38±5,37 знаков.
В группе с ярко выраженными астенопическими жалобами в начале исследований среднее значение показателя общего количества просмотренных знаков составило - 104,16±5,14 знака, межгрупповых различий до начала курса реабилитации не было выявлено. После проведения курса реабилитации с использованием массажа с частью испытуемых не произошло статистически значимых изменений - 105,7±5,12 знаков. Однако, в группе, где применялась аудиовизуальная стимуляция произошло значительное повышение количества просмотренных знаков до 111,44±5,49 знаков (при р=0,001 по Б критерию Фишера).
Динамика показателей ошибочно отмеченных знаков в группах обследованных представлена на рис. 2.
Рис. 2. Количество ошибочно отмеченных знаков в исследуемых группах до и
после курса реабилитации Так, в группе с менее выраженными астенопическими жалобами до проведения реабилиационных мероприятий среднее значение данного показателя составило - 4,91±0,96 знака. В группе со сильновыраженными жалобами на зрительный дискомфорт среднее значение ошибочно отмеченных
знаков до начала реабилитационных мероприятий составило - 5,16±0,98 знаков.
В группе А после применения курса массажа и офтальмотренинга статистически значимых изменений не произошло, так в конце курса данный показатель составил - 4,31±0,32 знака. Зато после проведения курса аудиовизуальной стимуляции количество ошибочно отмеченных знаков снизилось до 2,31±0,41 знаков (при р=0,0013 по F критерию Фишера).
В группе с сильно выраженными астенопическими жалобами после проведения курса массажа статистически значимых изменений не произошло, наблюдается лишь тенденция к снижению данного показателя до 4,75±0,21 знаков (при р=0,0052 по t критерию Стьюдента).
После реабилитационных мероприятий с применением аудиовизуальной стимуляции произошло значительное снижение среднего значения количества ошибочно отмеченных знаков до 2,04±0,32.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на фоне стабильных значений правильно отмеченных знаков в группах, где в качестве реабилитационных мероприятий применялась аудиовизуальная стимуляция произошло значительное снижение количества ошибочно отмеченных знаков, тем самым это влияет на показатели эффективности анализа зрительной информации.
Библиографический список
1. Восстановительная офтальмология / А.Н. Разумов и др. М.: Медицина, 2006. С. 96.
2. Казановская И.А. Механизмы саморегуляции мозга и переработка зрительной информации / Латв. НИИ эксперим. и клинич. медицины. Рига: Зинатне, 1990. 189 с.
3. Корнюшина Т.А. Физиологические механизмы развития зрительного утомления при выполнении зрительно-напряженных работ // Вестник офтальмологии. 2000. № 4. С. 33-36. 53
4. Ланцбург М.Е. Мойкин Ю.В., Розенблюм Ю.З. Зависимость степени зрительного утомления от сменной деятельности работы с видеотерминалами и оценка эффективности мер его профилактики // Гигиена труда и профессиональные заболевания. 1992. № 4. С. 12-15.
5. Охременко О. Р. Особенности зрительного утомления, развивающегося в процессе выполнения прецизионных работ // Офтальмологический журнал. 1989. № 5. С. 272-275.
6. Профилактика зрительного утомления при работе с видеотерминалами (дисплеями): методические рекомендации МНИИГБ им. Гельмгольца /
сост.: Ю.З. Розенблюм [и др.]. М.: МНИИГБ, 1993. 20 с.
7. Шамшинова А.М. Компьютерная техника в тестировании зрительных
функций // Актуальные проблемы офтальмологи: материалы
конференции, посвященной 70-летию КазНИИГБ. Алматы, 2003. С. 323327.
Bibliography
1. Kazanovskaya, I.A. Brain Self-Regulation Mechanisms and Visual Information Processing / Latvian Scientific Research Institute of Experimental and Clinical Medicine. -Riga: Zinatne, 1990. - 189 p.
2. Kornyushina, T.A. Physiological Mechanisms of Visual Exhaustion Developing While Doing Visually-Hard Works // Herald of Ophthalmology. - 2000. -No. 4. - P. 33-36, 53.
3. Lantsburg, M.E., Moykin, Yu.V., Rozenblyum, Yu.Z. Visual Exhaustion Degree Dependence on Shift Working with Video Terminals and Efficiency Evaluation of Its Prevention Measures // Occupational Health and Diseases. -1992. - No. 4. - P. 12-15.
4. Okhremenko, O. R. Features of the Visual Exhaustion Developing in the Course of Fine Work Carrying Out // Ophthalmological Journal. - 1989. - No. 5. - P. 272-275.
5. Regenerative Ophthalmology / A.N.Razumov, et al. - Moscow, 2006. - P. 96.
6. Shamshinova, A.M. Computer Equipment in Visual Functions Testing // Topical Problems of Ophthalmology: Materials of the Conference Devoted to the 70th anniversary of KazRI of Eye Disorder. - Almaty, 2003. - P. 323-327.
2. Visual Exhaustion Prevention While Working with Video Terminals (Dis-
plays): Methodical Recommendations of MRI Eye Disorder / Comp. by Yu.Z.Rozenblyum [et al.]. - M.: MRI Eye Disorder, 1993. - 20 p.