Научная статья на тему 'Поисково-исследовательская деятельность в школе'

Поисково-исследовательская деятельность в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4790
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УМЕНИЕ УВИДЕТЬ И РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ / УРОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕУРОЧНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭТАПЫ: ДИАГНОСТИКА / ВЫБОР АКТУАЛЬНОЙ ТЕМЫ / ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ / ЗАЩИТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Надежда Михайловна

В данной статье автор рассматривает способы организации поисково-исследовательской деятельности школьников, ее актуальность и личностную значимость, а также предъявляет собственный опыт работы в этом направлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Поисково-исследовательская деятельность в школе»

В данной статье автор рассматривает способы организации поисково-исследовательской деятельности школьников, ее актуальность и личностную значимость, а также предъявляет собственный опыт работы в этом направлении.

Якушева Надежда Михайловна,

учитель истории, обществознания и право МОУ «Покровская средняя общеобразовательная школа №2» Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия)

^Н ^■ ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ШКОЛЕ

Как правильно организовать поисково-исследовательскую деятельность в школе?

Ключевые слова: исследовательская деятельность; умение увидеть и решить проблему; урочная исследовательская деятельность; внеурочная исследовательская деятельность; этапы: диагностика, выбор актуальной темы, выполнение работы, защита.

Тот, кто совершает открытие, Видит то, что видят все, но Думает то, что никому не приходит в голову

В современном обществе стало очевидным успешность и востребованность человека эрудированного, умеющего аргументировать, доказывать свою точку зрения, имеющего творческий потенциал. Современная жизнь предъявляет социально активному человеку особые требования. В условиях рыночной экономики, конкуренции в различных сферах деятельности нам необходимо учиться взаимодействию, освоить творческий опыт работы, научиться доводить намеченное дело до логического завершения, воплощать в дела свои самые дерзкие мечты.

Надо готовить учащихся к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически. Научноисследовательская деятельности в школе это не только способ расширить свой кругозор, углубить знания по предмету, но и возможность определить свою способность проводить научное исследование, проверить себя в умении выступать в незнакомой обстановке.

Что есть, по сути, научное исследование? Это умение увидеть проблему, и найти оптимальное решение на основе собранной информации. Не этого ли так часто требует от нас жизнь? Таким образом, правильно сформированный исследовательский подход и практика научной деятельности могут служить для учащихся положительным опытом, который несомненно пригодится в будущей взрослой жизни независимо от избранной сферы профессиональной деятельности.

Сегодня старшеклассники - это завтрашний студент, поэтому подобные навыки получаемые в школе могут сослужить хорошую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗЕ. Может оказаться так, что кто-то продолжит изучение выбранной в школе темы и в дальнейшем она выльется в хорошую курсовую или дипломную работу.

Исследовательская работа с учащимися предъявляет особые требования и к учителю. Педагог, решивший всерьёз заниматься с учениками исследовательской деятельностью, несомненно, должен иметь положительное отношение к учащимся, проявлять уважения к личности и поддерживать чувство собственного достоинства в каждом, признавать право каждого ученика быть непохожим на других, способность предоставить школьнику свободу выбора и уважать его мнение, учитывать индивидуально- психологические особенности детей. Кроме того, учитель сам должен быть заинтересован в научной практике, иметь кругозор, далеко выходящий за рамки его профессиональных обязанностей.

Исследовательская деятельность в школе включает в себя:

1. урочную исследовательская деятельность, которая состоит в проведении проблемных уроков, семинаров, практических уроков, работы с источниками.

2. внеурочную исследовательскую деятельность, это реферативная работа, подготовка сообщений и докладов, участие в научных конференциях школьников, например в программе «Шаг в будущее» и других.

Работа состоит из нескольких этапов:

1этап Диагностика. Выявление детей предрасположенных к исследовательской работе, например в ходе

урочной исследовательской деятельности. На этом этапе взаимодействие учителя и ученика наиболее тесно, роль учителя доминирует.

2 этап Выбор актуальной темы - самый сложный этап. Успех этого этапа зависит от широты кругозора как учителя, так и ученика, информированности учителя о существующих научных направлениях и достижениях науки в избранной области знания. На этом этапе учитель выступает в роли консультанта, учитель и ученик действуют на паритетных началах с некоторым преобладанием учителя, как более опытного и знающего партнера.

3 этап. Выполнение работы. На этом этапе учитель является консультантом, учащимся предоставляется максимальная самостоятельность. Тем не менее, успех этого этапа зависит в первую очередь от правильности действий педагога, сумевшего вовремя порекомендовать учащимся нужную, литературу, обсудить с ними ход и возникающие трудности исследования и ненавязчиво направить его в нужное русло.

4 этап. Защита. Это звездный час юного исследователя, здесь учитель должен быть способен отойти на второй план и остаться в роли неравнодушного заинтересованного наблюдателя, морально поддерживать, но не подавлять и не прерывать ученика.

Как учебный, так и внеучебный исследовательский проект может быть: монопредметным (на материале конкретного предмета или отрасли науки); межпредметным (интегрируется смежная тематика нескольких предметов: история и литература, иностранный язык и история, иностранный язык и литература, экономика и информатика и др. или различные отрасли знания); надпредметным (выходящим за рамки конкретного учебного предмета или научной дисциплины, например «Дом, в котором я хочу жить»).

Учебный исследовательский проект кроме того может быть: итоговым (оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала); текущим (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса лишь часть содержания обучения).

Учащиеся выбирают (с помощью учителя или самостоятельно) тему проекта, форму выполнения (групповая, индивидуальная), форму презентации реферат, конференция, спектакль, создание журнала и т.д.)

Учитель дает методические рекомендации или инструкции, указывает, где найти необходимую литературу, помогает определить конкретные задания на начальном этапе. Задания должны быть четкими и посильными. Необходимо ознакомить учащихся с требованиями к качеству проекта.

Самое сложное для учителя - это роль независимого консультанта, так как трудно удержаться от подсказок. Надо отвечать только на возникающие у школьников вопросы. Можно провести семинар-консультацию, рассмотреть проблемы, возникающие у значительного числа учащихся.

В основе проектирования лежит самостоятельное усвоение новой информации и роль педагога здесь состоит в том, чтобы помочь учащимся:

• намечать ведущие и промежуточные цели и задачи;

• искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

• осуществлять и аргументировать выбор;

• предусмотреть последствия выбора;

• действовать самостоятельно, без подсказки;

• сравнивать полученное с требуемым;

• корректировать деятельность с полученным результатом;

• объективно оценивать процесс и результат проектирования;

Работа над проектом и последовательность его выполнения представлена в табл.1.

В работе должны быть следующие составляющие;

• поставлена проблема или сформулирован вопрос;

• поставлены цели и задачи

• раскрыты пути их решения;

• представлен фактический материал

• сформулированы выводы, содержащие результат исследования.

Таблица 1

Последовательность выполнения проекта

Этапы Задачи Деятельность учащихся Деятельность учителя

I. Целеполатание Определение темы, выявление одной или нескольких проблем Выбор рабочих групп Уточняют информацию, обсуждают задание, выявляют проблемы. Мотивирует учащихся, объясняет цели, наблюдает

II. Планирование Анализ проблемы выдвижение гипотез Выдвигают гипотезы обоснование каждой из этих гипотез, формируют задачи Помогает в анализе и синтезе, наблюдает

III. Выбор методов Обсуждение методов проверки принятых гипотез возможных источников информации. Обсуждают методы проверки принятых гипотез, выбирают оптимальный вариант, определяют источники информации. Наблюдает, консультирует, советует (по просьбе)

IV. Выполнение Поиск необходимой информации, подтверждающей или опровергающей гипотезу. Выполнение_проекта Работают с информацией, синтезируют и анализируют идеи, проводят исследование, оформляют проект Наблюдает, направляет процесс анализа

V. Защита проекта Представление результатов проектирования. Оценка результатов Защищают проект, участвуют в коллективной оценке результатов деятельности Участвует в коллективном анализе и оценке результатов

Сказанное в полной мере относится к обоим видам исследовательской деятельности, однако внеурочное исследование имеет и ряд особенностей. Научная работа, представляемая на конференцию школьников, должна, кроме прочего, быть актуальной, исследовательской ( в отличие от урочной, которая может быть и реферативной), иметь практическую или научно - теоретическую значимость и содержать научную новизну. Здесь педагоги встречаются с рядом трудностей, некоторые пути решения которых хотелось бы рассмотреть подробнее.

Самой первой проблемой, с которой и учителя и школьники сталкиваются при подготовке исследовательской работы это выбор темы исследования. В первую очередь она должна обладать актуальностью, то есть необходимостью изучения. В работах по истории часто можно встретить объяснение актуальности прошедшей или приближающейся знаменательной датой, личным интересом, неинформи-рованностью молодежи и т.п. По личному наблюдению, такие формулировки производят неблагоприятное впечатление на экспертов, так как принижают в их глазах актуальность темы исследования. Узнать, какие научные направления и проблемы актуальны в современной российской науке, поможет знакомство (даже поверхностное) с научными журналами или интернет-публикациями по избранной научной дисциплине. Для историков, например это «Вопросы истории», «Отечественная история», электронные журналы «Сибирская заимка», «Одиссей», сайты «Хронос», «Археология.ру» и др. Эффективным способом решения этой проблемы является обращение за консультацией в научно-исследовательские институты или на кафедры ВУЗов по профилю предполагаемого исследования.

Кроме того, тема исследования в первую очередь должна быть интересна самому юному исследователю и доступна его пониманию, так как именно понимание обеспечивает качество самой работы и успешное выступление учащегося. Для школьников младших классов это, как правило, темы о явлениях природы, знакомых им животных, известных исторических событиях. Младшему школьнику можно также поручить решение узкой задачи в рамках исследовательского проекта старшеклассников. Например, для учеников 11 класса В. Лебедевой и И. Анисимова была избрана тема «Надгробные памятники инородцев Хангалас-ского улуса конца XIX - начала XX в.», а для ученика

4 класса П. Шинкаренко на том же материале - более узкая тема «Изображение якоря на надгробных памятниках инородцев Хангаласского улуса к. XIX - XX в.» доступная его пониманию. Постановка проблемы для малышей должна быть сформулирована в виде простого вопроса: «почему?», «для чего?» и т.п. так, чтобы ребенок мог попытаться ответить на него самостоятельно. Например, для ученика первого класса проблема по такому своеобразному направлению как хронология была сформулирована так: «Мы знаем, что г. Якутск основан в 1632 г., а почему здесь (в документе - Н.Я.) написана другая?» Поиски ответа на этот вопрос привели ребенка к знакомству с действующими в России двумя календарными системами.

Таким образом, успешный выбор темы исследования определяется знаниями и интересами педагога, интересами школьника, доступностью темы для понимания учащегося, и, кроме того, нужно обратить внимание на доступность литературы и материалов по теме исследования.

Следующим шагом к успеху работы должно стать изучение доступной литературы по теме исследования. Это необходимо в первую очередь для определения новизны исследования - необходимого критерия его оценки. Новизной исторического исследования может стать не только принципиально новая тема, что в школьном исследовании сделать трудно, хотя возможно, но и новый подход к старой проблеме, ее необычный ракурс, новый способ решения, обнаруженный документ, предмет или фотография, какой-либо оригинальный вывод. К сожалению, встречаются случаи, когда незнание литературы, в первую очередь учителем, приводит либо к «изобретению велосипеда», либо к выбору «неблагодарной» темы, в изучение которой ребенку чрезвычайно трудно, а подчас и невозможно внести что-то новое. У историков это, как правило, работы о биографиях известных людей, ранней или европейской истории и т.п. Во-вторых, работа с литературой поможет определить методы работы, необходимые для решения поставленной проблемы, получить какой-либо фактический материал, расширить кругозор по предмету исследования и сформулировать достойные выводы.

Изучение литературы самый длительный и трудоемкий этап, роль научного руководителя здесь заключается в том, чтобы составить список необходимой литературы имеющейся в школьной или другой доступной для ребенка или его родителей библиотеке, а также со всей доступной ему информацией по теме исследования (Интернет, пресса). Проследить, чтобы учащийся ознакомился с ней и понял содержание и смысл прочитанного. Такая же работа с младшими школьниками требует больше усилий и времени, так как педагогу приходится часть литературы изучать самостоятельно и доводить до ребенка в доступной форме. К сожалению учителя, из-за недостатка времени часто пренебрегают работой с литературой, что приводит к снижению качества самого исследования, отсутствию новизны, отсутствию у учащегося теоретических знаний, понимания значения объекта его исследования.

Основная часть исследовательской работы это продукт не только самостоятельной интеллектуальной деятельности учащихся, но и творческого содружества учителя и ученика. На этом этапе научный руководитель должен помочь сформулировать конкретные цель и задачи исследования и в дальнейшем контролировать процесс их выполнения. Нельзя забывать - задачи исследования должны соответствовать возрасту, интерес к работе и посильность во многом определяет успех.

Если тема исследования сложна или предполагает большое количество исследований, то целесообразно проводить его коллективно. Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом группе могут одновременно быть силь-

ный ученик, средний, слабый. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте. В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в добывание знания.

Овладевая культурой выполнения исследовательских заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовать усвоенные им средства и способы работы. Формируется конструктивное критическое мышление, которому трудно научиться при обычной «урочной» форме обучения, поэтому даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. У учащихся вырабатывается свой аналитический взгляд на информацию и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это верно, а это неверно». Школьники сами выбирают способы и виды деятельности, углубляются и закрепляются полученные при обучении теоретические и практические знания. Главную задачу учителя здесь мы видим в передаче методики и методологии, способов работы, теоретических, а не конкретных знаний.

В заключительной части исследовательской работы необходимо сформулировать выводы. Они должны вытекать непосредственно из основного материала работы и быть результатом анализа приведенных фактов или результатов эксперимента. Выводы должны носить обобщающий характер, содержать решение поставленной в начале исследования проблемы и соответствовать цели и задачам исследования. Например, если «целью работы является показать жизнь русского крестьянства Якутии 2-й половины XIX - 1-й половины XX веков на примере крестьян деревень Витимской волости», то основной вывод будет звучать так: «Подводя итог всей исследовательской работы, я пришел к основному выводу, что русские крестьяне в условиях отдаленной окраины России сохранили свою изначальную веру - христианство, традиционный быт и культуру, в то же время, перенимая опыт у местного населения, играли ведущую роль в общественно-экономическом развитии деревень и станков Иркутско-Якутского почтового тракта». Ни в коем случае не нужно включать в выводы сведения о практической деятельности - издании брошюр, проведении мероприятий, это, как правило, вызывает нарекания экспертов

Последним этапом работы является подготовка презентации исследования. Это может быть бумажный стенд и компьютерная презентация, необходимость подготовки сразу двух видов вызвана тем, что условия проведения конференций не всегда дают возможность демонстрировать компьютерные презентации. Конечно презентации более предпочтительный вид демонстрации результатов исследования, так как позволяют представить работу ярче и интереснее. В электронном приложении представлены презентации участников исторической секции - лауреатов и дипломантов республиканского этапа программы «Шаг в будущее». Основным требованием к оформлению пре-

зентаций любого вида является небольшое количество текста и преобладание иллюстративного материала - изображений, фотографий, диаграмм и пр.

Работа педагога на этапе подготовки презентации состоит в помощи учащимся в подборе необходимых элементов стенда или презентации. Кроме того, научный руководитель должен научить школьника технике выступления и работы со стендом (презентацией). Хорошее впечатление на экспертов или жюри производят выступающие самостоятельно, без бумажки, легко ориентирующиеся в материалах стенда (презентации), но не читающие с него докладчики. Этого можно добиться не заучиванием текста (что, как правило, не эффективно), а путем формирования у учеников в ходе работы над проектом глубокого понимания предмета, способности своими словами изложить основные положения исследования. Такое понимание помогает школьнику и успешно отвечать на задаваемые ему вопросы.

Таким образом, основные этапы подготовки исследовательского проекта можно представить в виде табл. 2.

Представить результаты как урочной так и внеурочной исследовательской деятельности школьников позволяют следующие формы занятий: конференции, презентации, заседание кафедры, выставка достижений, средства массовой информации, школьный пресс-центр, выступления для определенной аудитории (классный коллектив, параллельный класс, родительская общественность).

Таким образом, цель научно-исследовательской работы в школе состоит в развитии творческих способностей и повышения общего уровня учащихся их подготовки на основе индивидуального подхода и усиление самостоятельной творческой деятельности, применении активных форм и методов обучения. Демонстрация научных достижений школьников позволяет повысить мотивацию не только самих юных исследователей, но и других учеников, пробуждая в них не только стремление к знаниям, но и здоровые амбиции. Успех во всех формах исследовательской деятельности достигается совместными усилиями учителей, родителей, учащихся и администрации школы.

Более 10 лет я занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися. На своем собственном опыте, я убедилась, что привлекая детей к этой работе, учитель не только приводит к успеху в области исследования, но «научивает» как отыскать путь решения стоящей проблемы. А это является одной из важнейших компетенций современного школьника.

Анализируя дальнейшую успешную учебную и профессиональную деятельность своих питомцев, которые активно занимались исследования в различных областях, я испытываю чувство удовлетворения. Одной из первых учениц, с которой я начинала занятия была Трунина Саша. Окончив с красным дипломом юридический факультет ЯГУ, она стала аспиранткой Московской академии права. Теперь она член судейской коллегии РФ.

Основательной была работа Ахменова Айрата, ученика 5 класса «Судьба моей семьи в судьбе стра-

Таблица 2

Структура исследовательской деятельности

1. Выбор темы исследования Какими могут быть темы? Ответь на вопросы: Что мне интересно больше всего? Чем я хочу заниматься в первую очередь? Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? По каким учебным предметам я получаю лучшие отметки? Что из изученного в школе хотелось бы узнать более глубоко? • Экспериментальные • Теоретические • Изобретательские

2. Цель и задачи исследования Определить цель исследования - значит ответить на вопрос о том, зачем ты его проводишь. Цель указывает общее направление, а задачи описывают основные шаги. Задачи исследования уточняют цель.

3. Гипотеза исследования Формулируется словами «предположим», «допустим», «возможно», «что, если»

4. Организация исследования • Самостоятельно ответить на вопросы: Что я знаю об этом? Какие суждения я могу высказать по этому поводу? Какие выводы можно сделать из того, что уже известно о предмете исследования

• Просмотреть книги по теме Запиши важную информацию, которую узнал из книг.

• Спросить у других людей Запиши интересную информацию, которую узнал от других людей.

• Использование Интернета Запиши то новое, что ты узнал с помощью компьютера

• Наблюдение Запиши интересную информацию, полученную с помощью наблюдений, удивительные факты и парадоксы

• Провести эксперимент Запиши план и результаты эксперимента

5. Подготовка к защите исследовательской работы 1. Выделить основные понятия и дать им определения: 2. Классифицировать основные предметы, процессы, явления и события. 3. Выявить и обозначить все замеченные тобою парадоксы. 4. Ранжировать основные идеи по важности. 5. Сделать выводы и умозаключения. 6. Указать возможные пути изучения. 7. Подготовить текст доклада 8.Сделать схемы, чертежи, макеты, подобрать иллюстрации

ны». Этот доклад был отмечен дипломом 1 степени улусного тура НПК «Шаг в будущее». И, конечно же, к высоким достижениям могу отнести успешное участие в 2008, 2009 годах на Всероссийских научнопрактических конференциях в г. Москва и Санкт-Петербург Лебедевой Вари и Анисимова Вани.

Безусловно, первые шаги в исследования необходимо делать с начальных классов, приобщать к сотрудничеству родителей. В нашей школе эта работа ведется планомерно, учителя начальных классов активно включаются в этот вид деятельности.

Еще одним шагом в решении данной задачи стал Школьный симпозиум информационных проектов «Из истории развития науки, техники и технологии». В этом году он будет проводиться уже четвертый раз. Это является подготовительным этапом в проведении

уже более значимых проектов, имеющих исследовательскую составляющую.

В настоящее время проводятся много различных научно-практических конференций. Все они создают условия для развития интеллектуальных способностей, привитие навыков научной деятельности учащимся. В этом плане у учителя возникает дополнительная задача: приобщить школьников к данному виду деятельности. Самым сложным для учителя является определение темы исследования. На первый взгляд, кажется, что уже все вопросы исследованы до нас, что ничего нового нельзя найти. Но в любой теме есть те грани, которые еще не исследованы, точки зрения, с которых она еще не рассматривалась. Поэтому, я думаю, что не надо бояться и смело браться за исследования в любой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.