УДК 371.134:373.5.38
Л. А. Лукьянова
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова,
г. Архангельск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации исследовательской деятельности учащихся, уровень готовности учителей к осуществлению этого процесса. На основе изучения опыта работы учителей г. Архангельска выявляются типичные трудности в формировании у учащихся исследовательских умений. Обосновывается необходимость организации методологического семинара по повышению уровня готовности учителей к организации исследовательской деятельности школьников.
Ключевые слова: готовность, исследовательская деятельность, организация исследовательской деятельности школьников.
Актуальность исследуемой проблемы. Важнейшей характеристикой личности учителя является его готовность к профессиональной деятельности в области организации исследовательской работы учащихся. Учитель, обладающий данной готовностью, осознает значимость осуществляемой деятельности, имеет значительный объем знаний теории и методики организации исследовательской деятельности, владеет соответствующими исследовательскими и организаторскими умениями.
В соответствии с решением Правительства Российской Федерации в 2005 году начата разработка стандарта общего образования второго поколения [13]. На сегодня созданы следующие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования. Педагог должен организовывать свою педагогическую деятельность в соответствии с этими стандартами. Одно из требований данных стандартов - организация исследовательской деятельности школьников как в урочное, так и во внеурочное время [1]. Мы разделяем точку зрения В. В. Краевского, который под исследовательской деятельностью понимал деятельность, связанную с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [3]. Однако определение, данное психологом А. С. Обуховым, как нам кажется, больше отражает характерные черты исследовательской деятельности. Вслед за ним под исследовательской деятельностью мы будем понимать «творческий процесс деятельности двух субъектов (учителя и уча-
© Лукьянова Л. А., 2016
Лукьянова Людмила Александровна - аспирант кафедры педагогики Северного (Арктического) федерального университета им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 03.11.2015
щихся) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения» [6]. Ключевые понятия, которые определяют необходимые условия для организации такого рода деятельности учащихся в школе, следующие: поиск, самостоятельность, инициатива, практическое действие, эксперимент, совместная работа, недоопреде-ленность, противоречия, разные точки зрения.
Под исследовательскими умениями в науке понимается освоенный способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения исследовательской деятельности - это способы и приемы выполнения исследования. Они предусматривают необходимость: учитывать и соотносить все данные в условии задачи, выяснять их согласованность и противоречивость; выявлять избыточные и недостающие данные; соотносить шаги поиска решения с вопросом задачи; доказывать каждый вывод; стремиться к исчерпыванию всех возможных доказательств и определять их достаточность; стремиться к исчерпыванию всех возможных выводов в соответствии с вопросом задачи; примерять решение и его соответствие требованиям задачи [2]. По мнению У. Ю. Кукар, исследовательские умения можно разделить на три группы: информационные (умение самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, структурировать и охранять ее); экспериментально-аналитические (умение формулировать проблему, определять объект, предмет, цель и задачи исследования и выдвигать гипотезу; умение анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать, сравнивать, моделировать; умение устанавливать причинно-следственные связи; умение наблюдать, проводить эксперимент, анкетирование, тестирование; умение обрабатывать данные); рефлексивные (умение анализировать; умение выстраивать перспективу; умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний) [4]. Данные умения по современным госстандартам образования учитель должен формировать у учащихся систематически, изо дня в день, на каждом уроке.
Поэтому учителю сегодня необходимо владеть большим набором средств и методов организации исследовательской деятельности. Однако прежде чем приступить к реализации запланированных в госстандарте образования действий, необходимо проанализировать, насколько сегодня учитель готов руководить исследованиями школьников. В связи с этим в данной работе нами была поставлена цель: изучить уровень готовности учителей Архангельска к организации исследовательской деятельности школьников.
Материал и методика исследований. Был проведен теоретический анализ педагогической, психологической литературы по данной проблеме, изучены федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования.
Для изучения готовности учителей к руководству исследованиями учащихся нами была разработана анкета по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся в школе». Анкета включала следующие вопросы: насколько учитель знает о необходимом минимуме исследовательских умений, которым должен владеть каждый выпускник; имеются ли у учителя документы, на основании которых он планирует развивать исследовательские умения учеников; в чем заключается важность исследовательской деятельности для ученика; как часто и какими способами учитель организует исследовательскую деятельность школьников в урочное и внеурочное время; участвовал ли учитель с учениками в исследовательских конференциях и конкурсах исследовательских работ; обучает ли учитель целеполаганию, формулированию гипотез и их проверке, планированию исследовательской работы, анализу полученных результатов и формулированию выводов; что мешает учителю вести целенаправленную работу по формированию исследовательских умений.
Весной 2014 года было проведено анкетирование учителей в четырех школах Архангельска: в МБОУ СШ № 17, МБОУ СШ № 26, МБОУ СШ № 30, ГБНОУ АО «Университетская Ломоносовская гимназия». Обследовали 85 учителей, в том числе 15 человек со стажем работы менее 5 лет, 5 человек со стажем работы от 6 до 10 лет, 8 человек со стажем от 11 до 15 лет и 57 человек со стажем более 15 лет. В этой работе нам помогали руководители школ, сами учителя путем самооценки своей деятельности.
Анкетирование показало, что типичными трудностями в организации исследовательской деятельности школьников являются недостаточный уровень знаний и умений педагогов в данной области, нехватка свободного времени как у учителей, так и у учеников. Многие учителя считают, что исследовательская деятельность невозможна без специального оборудования, которым школы пока еще не обладают. Очевидна недостаточная оснащенность школ методической литературой. Однако в целом можно сказать, что часть учителей не стремятся организовать исследовательскую работу с учениками. Анализу причин и возможных путей решения данных проблем будет посвящена следующая часть статьи.
Результаты исследований и их обсуждение. По результатам анкетирования было выяснено, что организация исследовательской деятельности учащихся соотносится, по мнению педагогов, главным образом с деятельностью учителя (так ответили 74 % респондентов), лишь потом с деятельностью образовательного учреждения (48 %), классного руководителя (28 %), администрации (25 %). Поскольку учителя из предложенных вариантов ответов выбирали именно эти, можно сделать вывод, что они осознают, что организацией исследовательской деятельности школьников должен заниматься в первую очередь учитель, понимающий необходимость данного вида учебной деятельности, однако образовательное учреждение также должно принять меры, которые могут стимулировать морально и материально педагога.
Данные анкетирования показывают, что около половины учителей знают о необходимом минимуме исследовательских умений, которым должен владеть каждый выпускник (48 %). При этом значительная часть преподавателей не уверены в том, чему именно нужно учить школьников (44 %). А 13 % учителей имеют весьма слабое представление о минимуме исследовательских умений. Данные результаты выявляют достаточно актуальную проблему: современный учитель не всегда однозначно уверен в том, каким умениям необходимо обучать школьников. Во многом данная проблема связана с тем, что часть педагогов недостаточно знакомы с документами, регламентирующими исследовательскую деятельность учащихся.
Сегодня учитель может ознакомиться с необходимым минимумом исследовательских умений учащихся в новых образовательных стандартах (ФГОС) [11]. Кроме того, преподаватель в своей работе не всегда использует методические рекомендации, учебные пособия, локальные документы и другие материалы, помогающие организовывать исследовательскую деятельность.
Анализ обеспеченности учителей данными материалами позволил сделать следующие выводы. В целом они располагают необходимыми документами, на основании которых могут планировать обучение школьников исследовательским умениям (78 %). Сравнение школ по уровню обеспеченности методическими документами показало, что данный показатель зависит от типа образовательного учреждения, в котором работает педагог. К примеру, в ГБНОУ АО «Университетская Ломоносовская гимназия» 26 учителей из 28 (93 %) имеют соответствующие методические рекомендации, поскольку тип данно-
го образовательного учреждения предполагает целенаправленную работу учителя по организации исследовательской деятельности учащихся. В этой школе уже много лет подряд проводятся Дни науки, гимназисты участвуют в различных исследовательских конференциях и конкурсах.
В МБОУ СШ № 17 94 % учителей имеют соответствующие документы. Это связано с тем, что в данном образовательном учреждении учителями также активно и уже давно проводится работа по организации исследовательской деятельности. Ученики целенаправленно занимаются исследованиями и занимают призовые места в различных конкурсах.
В других школах ситуация иная. К примеру, в МБОУ СШ № 26 12 учителей из 21 (57 %), в МБОУ СШ № 30 13 учителей из 19 (68 %) имеют документы по организации исследовательской деятельности школьников. Не столь высокая степень обеспеченности материалами, таким образом, может быть связана с тем, что эти школы совсем недавно стали активно внедрять исследовательскую деятельность в учебный процесс. В МБОУ СШ № 26 лишь в 2012 году было создано научное общество обучающихся [8], в то время как в МБОУ СШ № 17 подобное объединение учащихся действует с 2007 года. Конечно, наличие научных обществ обучающихся может помочь образовательному учреждению активизировать исследовательскую деятельность школьников.
Нами было проанализировано отношение учителей к тому, для чего учащимся необходимо заниматься исследовательской деятельностью. Было выяснено: важность исследовательской деятельности ученика, по мнению педагогов, заключается, прежде всего, в том, что она помогает ему реализовать свой потенциал (54 %), способствует развитию исследовательских умений (41 %), личностному росту ученика (40 %), и только 10 человек (12 %) считают, что исследовательская деятельность содействует росту успеваемости учащегося. Полученные данные дают основание сказать: учителя осознают, что исследовательская деятельность, безусловно, помогает учащемуся развивать исследовательские умения. К таким умениям мы относим целеполагание, формулирование гипотез и их проверку, планирование исследовательской работы, анализ полученных результатов и формулирование выводов и др. Главное - учителя понимают, что исследовательская деятельность важна для ученика и исследовательские умения могут потребоваться в будущем. Поэтому 81 % учителей организуют исследовательскую деятельность достаточно часто во время преподавания предмета.
Анализ использования различных способов организации исследовательской деятельности в процессе преподавания предмета позволяет сделать вывод о том, какие из них сегодня учителя используют в большей степени, а на какие стоит обратить особое внимание.
Итак, самым популярным способом организации исследовательской деятельности является подготовка учениками реферата (75 %). Реферат - самый понятный и доступный способ организации самостоятельной работы учащихся в данном направлении. Однако беседы с учителями, анализ работ учащихся говорят о том, что необходимо более ответственно подходить к использованию этого способа. Дело в том, что многие преподаватели не требуют от учеников проведения собственно исследования в рамках написания реферата, поэтому учителям необходимо ориентировать учащихся на выполнение исследовательской работы в процессе написания реферата, иначе этот способ обучения теряет свою ценность.
Вторым по популярности способом организации исследовательской деятельности учащихся является консультирование по написанию исследовательской работы по теме (разделу) (54 %). Чаще всего консультирование осуществляется в рамках подготовки школьников к участию в учебно-исследовательских конференциях и конкурсах. В Архангельске ежегодно проводится городская конференция «Юность Архангельска», где учащиеся представляют свои исследовательские работы. Также ученики вместе с учителями принимают участие в городском конкурсе исследовательских работ и проектов младших школьников «Я - исследователь», в областной учебно-исследовательской конференции «Юность Поморья», которая проводится в нашем регионе с 1997 года, в областном конкурсе письменных краеведческих работ «Малые Иоанновские чтения». Не первый год школьники участвуют в исследовательских конференциях Северного (Арктического) федерального университета, к примеру в региональной научно-практической конференции «Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики», целью которой является развитие познавательного интереса школьников и стимулирование их участия в исследовательской работе в области математики, прикладной математики и информатики [10]. Архангельские школьники также принимают участие в международном конкурсе «Математика и проектирование» и других международных конференциях.
Педагоги применяют и иные методы организации исследовательской деятельности учащихся. Они часто используют анализ статистических данных для развития исследовательских умений учащихся (38 %), совместно с учениками или ученики самостоятельно проводят эксперименты (36 %), анализируют результаты анкетирования (33 %), пишут эссе (32 %). Достаточное количество учителей проводят семинарские занятия (32 %), на которых можно использовать элементы исследовательской работы. Семинарское занятие, на наш взгляд, при умелой организации и подготовке может стать прекрасным способом вовлечения учеников в исследовательскую деятельность, именно на семинаре можно выслушать результаты проведенного исследования, соответствующего теме занятия. Учащиеся под руководством учителей выполняют исследовательские работы, результаты которых представляют на различных конкурсах исследовательских работ школьников.
Одним из доступных способов организации исследовательской деятельности на уроке учителя считают анализ документов, особенно эффективно данную работу можно использовать на уроках истории, обществознания, географии и др. Однако этот способ лишь на первый взгляд может показаться простым. Если работа с документом тщательно подготовлена учителем, учтены все правила проведения исследования, то ученики могут получить реальную пользу от данного методического приема.
Реже учителя Архангельска организуют круглые столы (11 %). Это связано с недостаточным пониманием важности организации данного мероприятия и того, как круглый стол может помочь ученикам решать исследовательские задачи. Однако использование некоторыми учителями этого метода работы говорит о том, что круглые столы могут развивать исследовательские умения учащихся, однако не все педагоги пока готовы применять их в своей работе.
Учителя чаще организуют исследовательскую деятельность учащихся в процессе преподавания предмета на уроке или в ходе выполнения учениками домашнего задания, меньшее количество учителей используют исследовательскую деятельность во внеурочное время (22 % - используют очень часто, 52 % - время от времени, 20 % - очень редко, но используют, 6 % - не используют). Данные результаты показывают, что учитель сего-
дня осознает значимость исследовательской деятельности во время урока и во внеурочное время, однако организовывать исследование с учениками во внеурочное время готовы не все учителя. На наш взгляд, это связано с тем, что многие школы специально не поощряют организацию исследовательской деятельности учителя во внеурочное время. Если школы будут больше внимания уделять поощрению учителей, а также учеников за проведение исследований вне уроков, то большее количество учителей и учеников станут заниматься данной работой.
Исследуя использование способов развития исследовательских умений во внеурочное время, мы выяснили, что чаще всего учителя во внеурочное время проводят консультации с учениками по написанию исследовательских работ (72 %). Кроме того, преподаватели часто проводят консультации по созданию исследовательских проектов (60 %) и организовывают факультативные занятия (59 %). Многие учителя уже сегодня создают с учениками исследовательские проекты, поскольку новый ФГОС среднего (полного) общего образования вводит в старшей школе особую форму организации деятельности обучающихся - «индивидуальный проект (учебное исследование или учебный проект), который выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)» [12, с. 23-24].
Учителя используют и другие способы развития исследовательских умений учащихся: организацию дискуссий (21 %), конференций (18 %), круглых столов (11 %), консультирование по написанию статьи для публикации материалов ученических исследований (18 %). Вышеперечисленные способы организации исследовательской деятельности сегодня не так популярны по ряду причин, одной из которых является то, что учителям приходится затрачивать на организацию конференции или круглого стола достаточно много времени, однако не всегда данные затраты эффективны и дают желаемые результаты. Однако, по мнению В. В. Краевского, школьная учебная конференция приближает обучающихся к научным формам деятельности, поскольку учащиеся самостоятельно выбирают тему докладов, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению [7].
Организация исследовательской деятельности школьников не ограничивается работой на уроке и во внеурочное время. Учителя целенаправленно работают с конкретными учениками по написанию исследовательских работ, для того чтобы представить результаты данных работ на конференциях и конкурсах. Участие учителя в конференциях и конкурсах исследовательских работ вместе с учениками является большим достижением, которое учитывается при присуждении учителю соответствующей квалификации. Анализ ответов показывает, что больше половины опрошенных учителей участвовали с учениками в конкурсах исследовательских работ (59 %).
Школы, в которых мы проводили анкетирование, имеют научные общества учеников. В школе № 17 создано научное общество учащихся (НОУ) «Созвездие», в котором они совершенствуют свои знания в определенной области науки, искусства, техники, приобретают навыки научно-исследовательской работы [9]. В соответствии с Положением Министерства образования один раз в год, в январе, проводится школьная научно-исследовательская конференция. В МБОУ СШ № 26 создано научное общество обучающихся и каждый год проводится конференция «Первые шаги», в ГБНОУ АО «УЛГ» - гимназическая конференция в рамках Дня науки, в МБОУ СШ № 30 - школьные Дни науки.
Опрошенные учителя активно участвуют вместе с учащимися в городских, областных и всероссийских конференциях и конкурсах, однако стоит отметить, что результаты по разным школам не одинаковы. Так, в 17 -й школе 14 из 16 чел. (87 %) участвовали в конкурсах, в гимназии «УЛГ» - 17 из 28 чел. (61 %), в 30-й школе - 10 из 19 чел. (53 %), в 26-й школе - 9 из 21 чел. (43 %). Результаты анкетирования позволяют сказать, что степень участия школы в различных конкурсах зависит от стажа педагогических кадров. Так, в ГБНОУ АО «УЛГ» в среднем педагогический стаж учителей -29 лет, в 17-й школе - 21 год, в 30-й школе - 14, в школе № 26 - 12 лет. Конечно, это не единственное объяснение данного факта, поскольку существует много молодых учителей, готовых заниматься со школьниками исследовательской деятельностью.
В ходе нашего исследования мы узнали, обучают ли учителя школьников основным исследовательским умениям. К таким умениям мы вслед за А. И. Савенковым относим умение выдвигать гипотезы, анализировать, делать выводы и умозаключения [10], а также умение планировать достижение целей исследовательской деятельности [5].
Мы получили следующие результаты. В ходе организации исследовательской деятельности учителя обучают учащихся целеполаганию, формулированию гипотез и их проверке («да» - 51 %, «скорее да, чем нет» - 40 %, «скорее нет, чем да» - 9 %, «нет» - 0 %), планированию исследовательской работы («да» - 46 %, «скорее да, чем нет» - 46 %, «скорее нет, чем да» - 7 %, «нет» - 1 %), анализу полученных результатов и формулированию выводов («да» -66 %, «скорее да, чем нет» - 32 %, «скорее нет, чем да» - 1 %, «нет» - 1 %).
Данные исследования выявляют противоречие: чуть меньше половины учителей знают о необходимом минимуме исследовательских умений, которым должен владеть каждый выпускник, однако обучают данным умениям почти все учителя.
Анализ результатов анкетирования учителей по вопросам организации исследовательской деятельности учеников в урочное и внеурочное время позволяет говорить о том, что сегодня большинство учителей Архангельска осознают важность данной работы и уже активно используют многие способы организации исследовательской деятельности учащихся. Несмотря на то что они занимаются организацией исследовательской деятельности школьников, существуют препятствия, которые, по их мнению, мешают им вести целенаправленную работу по формированию у учащихся исследовательских умений. К ним можно отнести недостаток времени на уроке (56 %), большую нагрузку учащихся (55 %), большую собственную нагрузку (40 %), отсутствие методических рекомендаций (24 %), оборудования (20 %), критериев оценки исследовательских работ (9 %). Кроме того, были названы такие причины, как «лень учащихся», «возраст учащихся» (отметил учитель начальной школы).
Учителя готовы использовать элементы исследовательской деятельности на уроке, но не могут из-за того, что некоторые из них придерживаются пока что знание -ориентированной парадигмы. Многим учителям сложно перестроить урок так, чтобы ученики сами добывали знания, информацию с помощью специально организованных методов исследовательской работы на уроке.
Учителя абсолютно справедливо утверждают, что современные школьники настолько загружены уроками, выполнением домашних заданий и другими делами, что просто физически не могут заниматься исследовательской деятельностью. Думается, что данная проблема постепенно должна перестать быть настолько острой, поскольку нагрузка учеников по новым ФГОС должна несколько снизиться, однако это не дает уверенности в том, что все ученики будут заниматься исследованиями. Учителям стоит уделять более пристальное внимание мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью. Только тогда,
когда ученик осознает важность исследовательской деятельности, он начнет ею целенаправленно заниматься. Однако нельзя перекладывать ответственность лишь на учителей школы, родители также должны развивать исследовательские умения своих детей с раннего возраста и стимулировать занятие исследованием в школе.
Резюме. В ходе исследования нами были выделены три группы учителей школ Архангельска по уровню готовности к организации исследовательской деятельности учащихся. К первой группе (с низким уровнем готовности) мы отнесли тех преподавателей, которые слабо владели теорией и методикой организации этой работы, у них не были сформированы умения организации исследовательской деятельности в урочное и внеурочное время, они не стремились вовлекать учащихся в исследовательскую деятельность. Учащиеся их классов лишь от случая к случаю занимались исследовательской деятельностью. Учителя данной группы практически не участвовали с учениками в исследовательских конкурсах и конференциях. По данным исследования, к данной группе можно отнести 30 % учителей.
Средним уровнем готовности обладали те учителя, которые понимали и стремились организовывать исследовательскую деятельность школьников, но из-за недостаточного знания теории и методики организации этого процесса, недостаточно сформированных собственных исследовательских умений не добивались желаемого результата (54 % респондентов).
К третьей группе учителей, с высоким уровнем готовности (16 % респондентов), мы отнесли тех педагогов, которые владели теорией и методикой организации исследовательской деятельности, умело вовлекали учащихся в исследовательскую деятельность как во время, так и вне урока, добивались заметных успехов в работе. Учителя данной группы активно участвуют в различных конкурсах, в которых занимают призовые места.
Анализ результатов проведенного исследования также позволяет обозначить следующие противоречия. Во-первых, учителя понимают необходимость обучения школьников исследовательским умениям, но им неясно, каким образом данное обучение должно быть организовано. Во-вторых, учителя активно используют разнообразные способы организации исследовательской деятельности учащихся, однако не всегда использование этих способов эффективно по ряду причин. В-третьих, педагоги активно занимаются с учениками исследовательской работой, но не всегда имеют возможность для показа собственных достижений. И, в-четвертых, почти все учителя обучают учащихся исследовательским умениям, но не все из них знают о необходимом минимуме исследовательских умений.
Опыт преподавателей первой группы стал для нас ориентиром в нашей работе с учителями школ, позволил разработать авторскую программу курса семинаров-практикумов для учителей и классных руководителей по этой проблеме. Темы семинаров-практикумов касаются следующих вопросов: понятие «исследовательская деятельность школьников»; способы мотивации учащихся к занятию исследовательской деятельностью; способы организации исследовательской деятельности школьников на уроках и во внеурочное время; оценивание исследовательской деятельности учащихся; возможности образовательной среды.
Итак, полученные в ходе исследования данные убедили нас в необходимости повышения уровня готовности учителей к организации исследовательской деятельности учащихся. Перечисленные противоречия и проблемы требуют разрешения в рамках дальнейшего изучения процесса формирования готовности педагога к организации исследовательской деятельности школьников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 24-33.
2. Кожухова М. Ю. Формирование исследовательских умений старшеклассников в научном обществе учащихся : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Оренбург, 2004. - 22 с.
3. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 352 с.
4. Кукар У. Ю. Развитие исследовательских умений старшеклассников в учреждении дополнительного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Магнитогорск, 2010. - 23 с.
5. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. - 2015. - № 3. - С. 292-307.
6. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 158-161.
7. Положение о конкурсе научно-исследовательских работ учащихся [Электронный ресурс] // Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики. - Режим доступа : http://itprojects.narfu.ru/konf_school/polog.php.
8. Положение о научном обществе обучающихся МБОУ СШ № 26 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://arh26.ucoz.ru/NOO/polozhenienoo26.docx.
9. Положение о НОУ «Созвездие» МБОУ СШ № 17 г. Архангельска [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.29arhangelsk-17.edusite.ru/p80aa1.html.
10. Савенков А. И. Эффективная организация исследовательского обучения школьников // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 156-163.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://минобрнауки.рф/документы/938.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : Ы1р://минобрнауки.рф/документы/2365.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт ФГОС [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=221.
UDC 371.134:373.5.38
L. A. Lukyanova
READINESS OF TEACHERS TO ORGANIZE PUPILS' RESEARCH ACTIVITY
M. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia
Abstract. The article deals with the organization of pupils' research activity, the level of readiness of teachers to implement this process. On the basis of Arkhangelsk teachers' experience the author reveals the typical difficulties in forming their research skills; substantiates the necessity of organization of methodological seminars to raise the level of readiness of teachers to organize pupils' research activity.
Keywords: readiness, research activity, organization of pupils' research activity.
© Lukiyanova L. A., 2016
Lukyanova, Lyudmila Aleksandrovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics, M. Lomonosov Northern (Arctic) Federal University, Arkhangelsk, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on November 03, 2015
REFERENCES
1. Alekseev N. G., Leontovich A. V., Obuhov A. S., Fomina L. F. Koncepcija razvitija issledovatel'skoj deja-tel'nosti uchashhihsja // Issledovatel'skaja rabota shkol'nikov. - 2002. - № 1. - S. 24-33.
2. Kozhuhova M. Ju. Formirovanie issledovatel'skih umenij starsheklassnikov v nauchnom obshhestve uchashhihsja : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Orenburg, 2004. - 22 s.
3. Kraevskij V. V., Hutorskoj A. V. Osnovy obuchenija. Didaktika i metodika : ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij. - 2-e izd., ster. - M. : Akademija, 2008. - 352 s.
4. Kukar U. Ju. Razvitie issledovatel'skih umenij starsheklassnikov v uchrezhdenii dopolnitel'nogo obra-zovanija : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Magnitogorsk, 2010. - 23 s.
5. Lazarev V. S. Proektnaja dejatel'nost' v shkole: neispol'zuemye vozmozhnosti // Voprosy obrazovanija. -2015. - № 3. - S. 292-307.
6. Obuhov A. S. Issledovatel'skaja dejatel'nost' kak sposob formirovanija mirovozzrenija // Narodnoe obra-zovanie. - 1999. - № 10. - S. 158-161.
7. Polozhenie o konkurse nauchno-issledovatel'skih rabot uchashhihsja [Jelektronnyj resurs] // Nauchno-issledovatel'skaja dejatel'nost' shkol'nikov v oblasti matematiki, prikladnoj matematiki i informatiki. - Rezhim dostu-pa : http://itprojects.narfu.ru/konf_school/polog.php.
8. Polozhenie o nauchnom obshhestve obuchajushhihsja MBOU SSh № 26 [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://arh26.ucoz.ru/NOO/polozhenienoo26.docx.
9. Polozhenie o NOU «Sozvezdie» MBOU SSh № 17 g. Arhangel'ska [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.29arhangelsk-17.edusite.ru/p80aa1.html.
10. Savenkov A. I. Jeffektivnaja organizacija issledovatel'skogo obuchenija shkol'nikov // Shkol'nye tehnologii. - 2011. - № 5. - S. 156-163.
11. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf/dokumenty/938.
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart srednego (polnogo) obshhego obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://minobrnauki.rf/dokumenty/2365.
13. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart FGOS [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http : // standart. edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=221.