Научная статья на тему 'Поиски места обнаружения амударьинского клада'

Поиски места обнаружения амударьинского клада Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
283
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амударьинский клад / Ф.Бартон / П. Гарднер / профессор А. А. Семёнов / слияние Вахша с Пянджем / городище Тахти-Кувад / Amudaryo's treasure / F.Barton / P.Gardner / professor A. A.Semyonov / Kabadian / merge of Vakhsh to Pjandzhem / a site of ancient settlement of Tahti-Kuvad

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сохибназаров Мирзоназар Давлатович

Сведения о том, как и где был найден амударьинский клад, противоречивы. Яркую картину поисков клада рисует рассказ Ф. Бартона, английского капитана пограничной службы в долине Тезина (в трёх переходах от Кабула). Более точные данные об обстоятельствах и месте находки встречаются в рассказе П. Гарднера. Автор статьи приводит также рассказы П. Гарднера, А. Каннингема, профессора Семенова и других свидетелей, имевших сведения о кладе. На основании анализа многочисленных архивных данных автор обосновывает мнение о том, что амударьинский клад, вероятнее всего, был обнаружен на древнем городище Тахти Кувад, которое находится на правобережье Аму Дарьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How and where has been found Amudaryo treasure'sversion is still contradicting. The obvious scene of treasure prospection was descrided in English captain of frontier servicein Tezin valley F.Barton. More exact data about circumstances and prospecting places are met in P.Gardner's stories. The author of article brings passages from P.Gardner's, A.Kanningema's, professor Semenova's and other witnesses stories who had known about treasure. On the basis of analysis of numerous archivious records the author proves groundless of Amudaryo's treasure, most likely, which has been found out in an ancient settlement of Tahti Kuvad which is situated on the right bank of Amu Darya.

Текст научной работы на тему «Поиски места обнаружения амударьинского клада»

7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение,1988.

Ходжаева М.Д., Элмуродова С.Х. Роль ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Согдийской

области

В Республике Таджикистан на современном этапе в из-за экономического кризиса во многих семьях дети, особенно подростки, вынуждены подрабатывать на торговых рынках, в мастерских, на маршрутных такси, на полях и огородах дехканских хозяйств, где они работают разнорабочими.

Авторами дан анализ деятельности школьной организации имени Исмоила Сомони, которая функционирует в Республике Таджикистан с 1999 года согласно решению коллегии Министерства образования, а также Центра дополнительного образования, их роль в трудовом воспитании школьников, формировании социально - ценностных мотивов трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ.

Hodjaeva M. D., Elmurodova S. Kh.

Role of the pupil’s organization activity and the additional education Center ofpupil’s labour education in comprehensive schools of Sogd region

Authors give the analysis of activity of the school organization by name Ismoili Somoni which functions in Tajik Republic since 1999 according to the decision of the Ministry of Education, and also additional education Center, their role in labour education of schoolchildren, formation socially - valuable motives of labour activity of pupils in comprehensive schools.

Сохибназаров Мирзоназар Давлатович, -

младший научный сотрудник Таджикского технического университета имени академика М. Осими, г. Худжанд. ПОИСКИ МЕСТА ОБНАРУЖЕНИЯ АМУДАРЬИНСКОГО КЛАДА

Сведения о том, как и где был найден амударьинский клад, противоречивы. Яркую картину поисков клада рисует рассказ Ф. Бартона, английского капитана пограничной службы в долине Тезина (в трёх переходах от Кабула). Он рассказывает, как трое купцов из Бухары — Вази-ад-дин, Гулям Мухаммад и Шукер Али - на пути из Кабула в Пешавар были ограблены местными кочевыми племенами и только благодаря смелому вмешательству Ф. Бартона получили обратно украденные у них, зашитые в кожаные мешочки, золотые и серебряные вещи. Вещи были приобретены купцами у жителей Кабадиана, нашедших эти сокровища в обмелевшей реке.

Капитан Ф. Бартон сообщил о том, как он с двумя ординарцами внезапно появился среди ночи в пещере, где были грабители (они были заняты дележом добычи, ссорились между собой, четверо из них уже лежали там же раненые), и обратил их в бегство. Затем, опасаясь засады, он не стал

возвращаться с драгоценностями, брошенными грабителями, и просидел до утра в укрытии.

Наутро грабители сами явились к Ф. Бартону в лагерь с большей частью добычи, испуганные угрозой капитана двинуть против них войска, а благодарные купцы, как рассказал Ф. Бартон, в знак признательности попросили его приобрести у них золотой браслет.

Более точные данные об обстоятельствах и месте находки встречаются в рассказе П. Гарднера.

П. Гарднер, со слов А. Гранта, сообщает, что клад «был найден в восьми переходах за Оксом в старой крепости, на мысу, образованном двумя сливающимися реками», не приводя названий этой крепости и рек.

Более подробные сведения собраны А.Каннингэмом: находка была сделана «на северном берегу Окса, около города Тахти-Кувад, против Хульма (Таш-Курган), в двух днях пути от Кундуза. Место также называется, - добавлял А. Каннингэм,- Кават и Кавадион, и я не сомневаюсь, что это Кабадиан».

В мае 1880 г. Ф. Бартон описал этот эпизод так: один из купцов - Вази-ад-дин - сделал в английском лагере заявление: «Мулы не былы взяты, но вьючные сумки срезали и унесли. В них содержались золотые и серебряные украшения, несколько сосудов из золота, серебряный идол и золото, также большое украшение, напоминающее браслет. Большинство вещей было найдено в Кандиане, который впадает в Окс. В определённое время года, когда река пересыхает, люди копают и находят среди древних развалин города Кандиан ценные золотые вещи.

Мои компаньоны и я купили эти вещи, опасаясь вести с собой деньги, так как Абдаррахман (будущий эмир Афганистана, в то время претендент на трон) находился тогда в Кундузе и взимал со всех путешественников и купцов налог на свою армию. Нам сказали, что идол и браслет - времени Александра Великого и что они были найдены в тот же раз, когда было найдено украшение, которое, я слышал, было послано в Индию — Буре Лорду Сахибу.

Общая стоимость всего сокровища - восемьдесят тысяч рупий, а благодаря вашему вмешательству мы возвратили из похищенного грабителями пятьдесят две тысячи: я желаю, чтобы вы приобрели этот золотой браслет. Серебряный идол, с тех пор как был украден, побывал в огне и часть серебра на нём расплавилась».

Считая «Кандиан» вполне допустимым искажением названия «Кабадиан», О.Дальтон отдавал предпочтение именно этой версии обстоятельств находки.

Новые детали собраны А. Каннингэмом. В 1883 году он пишет, что место находки расположено на полпути между Хульмом (Таш-Курган) и Кабадианом и является одной из наиболее оживлённых переправ через Окс на пути в Самарканд.

Человек, встреченный А. Каннигэмом в Симле, якобы несколько раз побывал на месте, где был найден клад; оно расположено в одном переходе на север от Окса и называется Кавадиан; это большой древний город.

А. Каннингэм заключает: «Догадка арабских географов, что местом находки был древний город Кабадиан, сделанная мной в моей первой статье об этих древностях, оказалась правильной».

М. М. Дьяконов делает вывод, что город Кабадиан расположен не на берегу Аму-Дарьи, а значительно севернее, и это главное препятствие, не позволяющее вслед за О. Дальтоном считать его местом находки клада. М.М. Дьяконов высказал новую точку зрения на археологические работы в долине Кофарнигана: «Вещи эти происходят вообще с территории

Кабадианского бекства», они скапливались постепенно из разных мест, и нет никаких оснований полагать, что амударьинский клад является единовременной находкой.

Помочь могли бы только сведения, исходящие от жителей Кабадианского бекства - если не свидетелей, то современников находки. Но надежд на появление таких данных было, естественно, немного.

Сохранился рассказ об амударьинском кладе профессора А. А. Семёнова: «В 1917 г. бывший Кубадианский бек, Мирза-Мехдибай, рассказывал мне о замечательных здесь (в развалинах близ Кабадиана) находках (в одном из подмытых рекою холмов старого города, состоявших из металлических вещей, судя по описанию, Ахеменидской или Сасанидской эпохи») (Семёнов, 1925, с.114, примеч.). А.А.Семёнов не связывает услышанное им с амударьинском кладом.

Новые сведения связаны с деятельностью Самарской учёной экспедиции для исследования направления Среднеазиатской железной дороги. В 1879 г. экспедицию возглавлял Н. А. Маев, путешественник и исследователь, редактор первой русской газеты в Средней Азии -«Туркестанские ведомости». В статье «Верхнее течение Аму-Дарьи», опубликованной в этой газете весной 1880 г., сообщается, между прочим, что во время вынужденного сидения в ожидании лодок экспедиция осмотрела развалины древнего города Тахти - Кувад и, наняв несколько рабочих, произвела там однодневную «раскопку наудачу, в нескольких местах».

Сообщение в статье имеет прямое отношение к амударьинскому кладу: «На самом слиянии Вахша с Пянджем находятся развалины очень древнего города Тахти - Куват. Сопровождавшие нас туземцы рассказывали, что в этих развалинах прежде находили разные древние вещи, даже однажды нашли в груде мусора вылитого из золота тигра и разные золотые вещи. Все эти вещи были проданы в Бадахшан индийцам за дорогую цену. Раскопками в Тахти-Кувате занимаются преимущественно туркмены, живущие по Вахшу».

Экспедиция Н.А. Маева посетила городище Тахти-Кувад в 1879 году, это было через год - два после находки амударьинского клада, до того три

купца встретились с Ф. Бартоном. Автор статьи, ничего не зная об истинной ценности этой находки и её дальнейшей судьбе, рассказывает о ней попутно, передавая слова своих информаторов.

Русский офицер Н.И. Покотилло в 1889 г. писал о городище Тахти-Кувад следующее: «Несмотря на пустынность места, там постоянно копаются несколько десятков человек, отыскивая клады: по преданию, какой-то человек закопал там золотого идола в рост человека», те. находка уже успела обрасти легендами. Сведения Ф. Жукова и Н.И. Покотилло о кладоискательских раскопках на городище хорошо согласуются со сведениями А. Каннингэма: «владелец земли», т.е. кабадианский бек, сперва запретил другим людям всякие самовольные раскопки, намереваясь организовать работы сам, но затем продал право искать клады в этих развалинах местным «счастливчикам».

Городище Тахти-Кувад точно соответствует тому, что известно о месте находки по данным А. Каннингэма и отчасти А. Гранта. Что же касается сведений Ф. Бартона и дополнительной информации А.Каннингэма, то их противоречивость становится кажущейся, если допустить, что название всего бекства и название города - т. е. в обоих случаях Кабадиан - оказались в сообщениях перепутанными. Городище Тахти-Кувад действительно лежит на полпути между Хульмом и Кабадианом, который в двух днях пути от Кундуза, на самом берегу Аму-Дарьи, у оживлённой переправы и действительно находится в Кабадиане (т. е. на территории бывшего Кабадианского бекства), но на значительном расстоянии от города Кабадиана.

Оно расположено несколькими километрами ниже слияния Вахша с Пянджем и неоднократно обследовалось археологами. Примерно на четверть оно смыто Аму-Дарьей и занимает площадь около 1 кв. км. Чёткий рельеф объясняет, почему оно могло быть опознано как «развалины старой крепости» информаторами А. Каннингэма.

Поверхность городища занята современными постройками и перекопана, и раскопки там невозможны. Его верхний слой датируется, по моим наблюдениям, временем раннего средневековья (на поверхности найдены монеты VI — VIII вв. и соответствующая керамика). Наиболее ранние из обнаруженных материалов относятся к кушанскому времени (фрагменты керамики в обрезах и на поверхности). Конечно, не исключено, что подстилающие слои (в том числе и в смытой части городища) могли относиться ко времени сокрытия амударьинского клада.

Уже после предложения отнести находку клада к городищу Тахти-Кувад (Зеймаль, 1962) было высказано мнение, что клад найден на другом городище (условное название в археологической литературе — «Каменное», но на карте 1885 года оно называется Утеркала - см. Дьяконов, 1953, с. 254, 255), которое находится на 5 км выше по течению Аму-Дарьи, т. е. несколько ближе к месту слияния Вахша с Пянджем.

Но, во-первых, рельеф «Каменного» не позволяет принять его за «развалины старой крепости», и оно не подмывается Аму-Дарьей; во-вторых, местные жители не распространяют на это городище название Тахти-Кувад.

Видимо, слова А. Маева о расположении Тахти-Кувада «на самом слиянии» двух рек следует понимать не в буквальном, топографическом смысле, а в более широком, географическом. Экспедиция 1879 г. была, по существу, первой научной рекогносцировкой в этой части Средней Азии.

Итак, сопоставление всех сведений об обстоятельствах находки, которыми мы располагаем, с хорошо изученной теперь археологической топографией правобережья Аму-Дарьи позволяет считать городище Тахти-Кувад наиболее вероятным местом находки амударьинского клада.

Ключевые слова: амударьинский клад, Ф.Бартон, П. Гарднер, профессор А. А. Семёнов, слияние Вахша с Пянджем, городище Тахти-Кувад.

Key words: Amudaryo’s treasure, Kabadian, F.Barton, P.Gardner, professor A. A.Semyonov, merge of Vakhsh to Pjandzhem, a site of ancient settlement of Tahti-Kuvad.

Список использованной литературы:

1. Зеймаль Е. В. Амударьинский клад /Каталог выставки.-Л.: Искусство, 1979. - 94с.

2. Сохибназаров М. Из истории золотодобычи и ювелирных изделий Таджикистана.- Худжанд, 2010.- 308с.

3. Сохибназаров М. Золото: валютный металл, сырьё для ювелирных изделий, промышленности. -Худжанд, 2010.- 28с.

4. Холджураев Х.,Сохибназаров М. История золота в трудах русских исследователей, послов и купцов. // На материалах о Средней Азии в XVI - XIX вв. - Худжанд, 2010.- 88с.

Сохибназаров М.Д.

Поиски места обнаружения амударьинского клада

Сведения о том, как и где был найден амударьинский клад, противоречивы. Яркую картину поисков клада рисует рассказ Ф. Бартона, английского капитана пограничной службы в долине Тезина (в трёх переходах от Кабула). Более точные данные об обстоятельствах и месте находки встречаются в рассказе П. Гарднера. Автор статьи приводит также рассказы П. Гарднера, А. Каннингема, профессора Семенова и других свидетелей, имевших сведения о кладе. На основании анализа многочисленных архивных данных автор обосновывает мнение о том, что амударьинский клад, вероятнее всего, был обнаружен на древнем городище Тахти -Кувад, которое находится на правобережье Аму - Дарьи.

Sohibnazarov M. D.

Prospecting of Amudaryo treasure detection

How and where has been found Amudaryo treasure ’sversion is still contradicting. The obvious scene of treasure prospection was descrided in English captain of frontier servicein Tezin valley F.Barton.

More exact data about circumstances and prospecting places are met in P.Gardner's stories. The author of article brings passages from P.Gardner’s, A.Kanningema's, professor Semenova’s and other witnesses stories who had known about treasure. On the basis of analysis of numerous archivious records the author proves groundless of Amudaryo’s treasure, most likely, which has been found out in an ancient settlement of Tahti - Kuvad which is situated on the right bank of Amu Darya

Усмонов Нематджон Насимович,-соискатель ТГУПБП АРАВИЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НАКАНУНЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСЛАМА И В ПЕРВЫЕ ГОДЫ АРАБСКОГО ХАЛИФАТА

Востоковед В.В. Бартольд ещё на заре XX в. писал, что «третья и последняя из мировых религий возникла при иных условиях, чем первые, и имела иную судьбу».1 Ему принадлежит и другая мысль, весьма актуальная в условиях исламского фактора. Он, в частности, писал: «История ислама показывает, что он умеет приспосабливаться к новым условиям; несомненно, что им, вопреки Корану и сунне, будет выполнено и основное требование, предъявляемое современным культурным прогрессом ко всякой религии; быть только религией, без притязания подчинить себе всю государственную и общественную жизнь». 2

Тот же В.В. Бартольд ставил возникновение ислама в широкий контекст религиозно - политического движения, охватившего, как он доказывал, Аравийский полуостров в конце VI - первом десятилетии VII в., которое характеризовалось как «борьба между язычеством и единобожием», и эта «борьба велась только в области религиозных идей, но больше всего в области социальных отношений». 3

Аравийский полуостров расположен между европейским и африканским континентами. Красное море отделяет его от Африки, а Персидский залив - от Ирана. Аравия расположена на широте Сахары. Климат жаркий. Площадь полуострова составляет около 3 млн.кв.км.4 Внутренние области Аравии приблизительно наполовину состоят из солончаковых пустынь, остальная же территория является скалистой и гравийной степью. Наиболее оседло - земледельческими районами являются южные области Аравии, получившие позже название Яман, или Йемен. Источники упоминают о существовании плотины Мариба, которая во второй раз прорвалась в 450г.5 Территория была завоевана сасанидским Ираном, и в

1 Бартольд В.В. Соч. Т.6. - М., 1966. -с. 81.

2 Там же. - с. 137.

3 Там же. -с. 561.

4 Аравия. Материалы по истории открытия. - М., 1981. -с. 17.

5 Там же. -с. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.