Научная статья на тему 'Роль ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Согдийской области'

Роль ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Согдийской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
597
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система трудового воспитания / подготовка к трудовой деятельности / выбор профессии / школьная организация имени Исмоила Сомони / Центр дополнительного образования / educational labor system / training for labor activity / choice of profession / school organization after Ismoili Somoni / the center of additional education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна, Элмуродова Садбарг

В Республике Таджикистан на современном этапе в из-за экономического кризиса во многих семьях дети, особенно подростки, вынуждены подрабатывать на торговых рынках, в мастерских, на маршрутных такси, на полях и огородах дехканских хозяйств, где они работают разнорабочими. Авторами дан анализ деятельности школьной организации имени Исмоила Сомони, которая функционирует в Республике Таджикистан с 1999 года согласно решению коллегии Министерства образования, а также Центра дополнительного образования, их роль в трудовом воспитании школьников, формировании социально ценностных мотивов трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ходжаева Мубина Джалоловна, Элмуродова Садбарг

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Authors give the analysis of activity of the school organization by name Ismoili Somoni which functions in Tajik Republic since 1999 according to the decision of the Ministry of Education, and also additional education Center, their role in labour education of schoolchildren, formation socially valuable motives of labour activity of pupils in comprehensive schools.

Текст научной работы на тему «Роль ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Согдийской области»

являются: выбор места и времени встречи; определение уровня проведения переговоров; определение и согласование повестки дня.

Выбор места и времени подразумевает определение страны, в которой будут проходить переговоры, времени их проведения, соответствующего здания, поиск приемлемых условий для размещения делегаций, обеспечение делегаций связью, соответствующей техникой, транспортом, составление плана рассадки.

Определение уровня проведения переговоров предполагает обсуждение вопросов о формировании сторонами количественного и качественного состава делегаций, функций участников, их уровня (лидеры противостоящих сторон, их представители).

Определение повестки дня предполагает совместное обсуждение следующих вопросов: что включать в повестку дня, в какой последовательности обсуждать вопросы, каков должен быть регламент предстоящих переговоров, каков должен быть язык проведения переговоров.

Rizoev B.M., Nazarov A.A.

Organizational moments and conduction of negotiations

First there is given definition of negotiation. What’s negotiation? It is obvious. Negotiations are one of the numerous ways of interaction among people. There are a lot of ways of verbal and non verbal interaction among people. The main interactions are: consultation, discussion, round tables, talks, correspondence and mediation.

Paraphrasing well-known Shakespeare’s quotation that, the world is a theatre and the people are actors in them we may declare: "The whole life is a negotiation, and we all are participants".

There is also mentioned the importance of holding international negotiations, which play significant role in resolution of many problems. The author of the article considers about two principle stages of conducting negotiations: organizational and theoretical.

The main phases of organizational moment are: choise of the place and time appointment: definition of the level of negotiations: determination and agreement of agenda.

Ходжаева Мубина Джалоловна,-к.п.н., доцент кафедры русского языка ТГУПБП

Элмуродова Садбарг -ст. преподаватель ХГУ РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ЦЕНТРА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТРУДОВОМ ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Современный этап развития общества в Республике Таджикистан характеризуется глубокими социально-экономическими преобразованиями. В связи с тяжелым экономическим положением предприятий значительная часть трудового населения, в том числе и молодежи, оказалась вне производства и стала заниматься посредническим предпринимательством, которое оказало своё влияние на экономику, вытесняя труд по созданию материальных ценностей. Значительно изменилась социальная среда,

окружающая школьников общеобразовательных школ. Негативное влияние на формирующуюся личность оказывают подростки группы риска, неблагополучные семьи, часть программ средств массовой информации и видеопродукции. Все указанные факторы существенно влияют на формирование у детей и подростков взглядов на труд. Поэтому в настоящее время необходимо усиление системы трудового воспитания молодежи. Выдающийся педагог А.С.Макаренко в своих сочинениях проанализировал смысл и значение трудового воспитания в семье. Он указывал, что ребёнок -член трудового общества, следовательно, его значение в этом обществе, ценность его как гражданина будет зависеть исключительно от того, насколько он в состоянии будет принимать участие в общественном труде, насколько он к этому труду будет подготовлен.1 При этом трудовое воспитание школьников имеет особую значимость, так как этот возраст является сензитивным для формирования личностных качеств. Исследование позволяет утверждать, что формирование отношения к трудовой деятельности в современных условиях является социально-педагогической проблемой. Большинство учебных заведений утратило возможность организации труда и практики школьников на производственных предприятиях разных форм собственности, школам не оказывается материально-техническая помощь оборудованием, инструментами и расходными материалами для трудового обучения. Не налажены в полной мере необходимые контакты школ со службами занятости. Профориентационная работа оказалась либо свернутой, либо потеряла предметное содержание и социально-производственные ориентиры. Поэтому учащиеся общеобразовательных школ недостаточно информированы о рынке труда, целесообразности будущего поступления в соответствующие профессиональные заведения, а затем на работу с учетом региональных перспектив занятости населения. Трудовое воспитание учащихся общеобразовательных школ в целом ставит перед собой ряд задач, обусловленных, прежде всего, подготовкой всесторонне развитой личности.

Л.М. Фридман отмечает, что трудовое воспитание является важнейшим фактором формирования личности. Особо важное место среди задач трудового воспитания занимает подготовка школьников к трудовой деятельности и к выбору профессии2.

В Республике Таджикистан на современном этапе в из-за экономического кризиса во многих семьях дети, особенно подростки, вынуждены подрабатывать на торговых рынках, в мастерских, на маршрутных такси, на полях и огородах дехканских хозяйств, где они работают разнорабочими (мардикорами). Проведенные нами опросы среди детей и подростков Согдийской области, в городах Худжанд, Истаравшан,

1 Макаренко А.С.Сочинение в 7 томах. - М. ,1957. - с.395-397.

2 Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение,1988.- с. 12-13.

Спитамен, Канибадам, а также Гафуровского, Джаббар Расуловского, Ганчинского районов показали, что большинство учащихся как городских, так и сельских школ работают в летний период. Нами были опрошены двести школьников, им были заданы вопросы:

1. В какой школе ты учишься?

2. Что побудило тебя работать на летних каникулах?

3. Хорошо ли оплачивается твой труд?

4. Нравиться ли тебе подрабатывать?

5. Знаешь ли ты технику безопасности?

6. Твои мечты и пожелания.

Проведенные наши исследования и анализ показали, что большинство детей учатся в общеобразовательных школах. На второй вопрос они ответили, что у каждого их них были свои мотивы для работы: нехватка денег, помощь родителям, все мои друзья работают, чем я хуже, проявил самостоятельность. Но почти все они не информированы о правилах техники безопасности. В конце они рассказали о своих мечтах и высказали свои пожелания: чтобы их родители не выезжали за пределы Республики Таджикистан, чтобы их обеспечили работой в своей стране, чтобы были организованы бесплатные курсы по изучению иностранных языков, курсы компьютерной грамотности, в будущем они желают получить высшее образование в престижных вузах страны.

В процессе исследования были выявлены некоторые негативные стороны в постановке вопроса трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ. Это свидетельство того, что в ряде школ работа по формированию социально-ценностных мотивов трудовой деятельности подрастающего поколения поставлена слабо.

Поэтому возникла необходимость возобновления и функционирования реально действующих ученических организаций и дополнительных учреждений, которые окажут самое серьезное влияние на уровень всей воспитательной работы в школах.

В сложившихся условиях решение многих задач трудового воспитания школьников требует активного участия существующих ныне школьных ученических организаций и Центра дополнительного образования, функционирующих в Республике Таджикистан. В настоящее время назрела необходимость искать такие формы, методы, содержание работы со школьниками, которые, с одной стороны, отвечали бы их потребностям и интересам, а с другой - были бы адекватны новым целям организации школьников. Поэтому и была создана школьная организация имени Исмоила Сомони. Согласно решению коллегии Министерства образования Республики Таджикистан от 26 февраля 1999 года №215 «Положение ученических организаций образовательных учреждений (в школах) Республики Таджикистан», был утвержден Устав организации. Днём рождения организации считается 26 февраля 2000 года, когда состоялась первая Республиканская конференция. Главной целью школьной ученической

организации является освоение опыта предшествующих поколений, перспективы интересной жизни, в которой каждый ищет дело по душе, становится взрослее, имеет возможность стать более подготовленным к тому, чтобы увереннее плыть в океане жизни. В «Положении общеобразовательных ученических организаций образовательных учреждений (в школах) Республики Таджикистан» содержатся основные задачи школьной организации: воспитать детей в духе патриотизма, гуманизма, осознанного отношения к труду и общественному имуществу, уважение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, других наций и народностей. Она защищает их права, выявляет и развивает интересы и способности, помогает в развитии творческой личности и готовит истинных граждан своей Родины.

Работа ученической организации строится по трём ступеням:

1. « Ахтарон» (1-4 кл.).

2. «Ворисони Сомониён» (5-9 классы).

3. «Сомониён» (10-11 классы).

На каждой ступени работают по определённым направлениям.

В настоящее время в Согдийской области почти во всех школах функционируют школьные ученические организации. Об этом мы узнали из результатов анкетирования, где был задан вопрос учителям общеобразовательных школ: знакомы ли Вы с ученическими организациями? В анкетировании участвовали 77 учителей общеобразовательных школ.

№ Города, районы Согд. области. Знакомы ли Вы с ученическими организациями?

количество опрошенны х ответ Да Ответ Нет Частично колич. опрошен. ответ ы

1 Худжанд 7 7

2 Спитамен 7 7

3 Б.Гафуровский р-н 6 6

4 Аштский р-н 6 6

5 Шахристан. р-н 5 5

6 Дж.Расуловск. р-н 11 11

7 Исфара 10 10

8 Канибадам 8 8

9 Истаравшан 5 5

10 Адрасман 5 5

11 Ганчин. р-н. 7 7

Итого: 77

Из этого следует сделать следующий вывод: почти во всех школах функционируют школьные ученические организации.

Особенно чётко прослеживается деятельность ученических организаций в городах и районах области: городах Худжанд, Исфара, Истаравшан, а также в Джаббар Расуловском, Г анчинском районах.

Деятельность школьной организации определяется следующими основными принципами:

- добровольность вступления в организацию;

- активное участие в её делах;

- самостоятельность школьников в сочетании с педагогическим руководством;

-учёт возрастных и индивидуальных особенностей и интересов каждого ребёнка.

Наряду с общественными ученическими организациями в Республике Таджикистан существует Центр дополнительного образования. Центр дополнительного образования утверждён Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном на основании приказа № 348 от 30 июня 2007 года «Об утверждении Устава дополнительного образования Республики Таджикистан» и приказом Министерства образования Республики Таджикистан №1278 от 31.07.07.

И с 21.12.07. совместно функционируют по единому плану Центр дополнительного образования и Совет школьных ученических организаций Согдийской области. Работа Центра дополнительного образования осуществляет самую разнообразную работу по различным направлениям: техническую, художественно - эстетическую, эколого-биологическую, туристско-краеведческую, работу Малой академии наук, военнопатриотическую, физкультурно-спортивную и др. В городах и районах Согдийской области насчитывается 27 Центров дополнительного образования.

Центры дополнительного образования при поддержке Международной организации ЮНИСЕФ привлекают трудновоспитуемых детей к кружкам кройки и шитья, компьютерной грамотности, юных корреспондентов, технические кружки и кружки домашнего хозяйства. За последнее время руководители кружков совместно с сотрудниками органов внутренних дел проводят с детьми, состоящимися на учёте в милиции, различные беседы, привлекают их в различные кружки.

На основании приказа Управления образования области №24 от 07.02.08., 26 февраля 2008 года во Дворце молодёжи г.Худжанда прошла вторая конференция Союза ученических организаций области. В конференции участвовали 470 участников из 16 городов и районов области. Это руководители учебных секций, члены Ворисони Сомониён, Сомониён, заместители директоров школ по воспитательной работе, классные руководители, заведующие отделами образования, представители Комитета по работе с молодёжью, а также представители Исполнительного комитета государственного хукумата Согдийской области, Управления по делам молодёжи и туризма области, работники телевидения и радиовещания, журналисты.

Ежегодно Центр дополнительного образования проводит конкурсы национальных игр, в которых участвуют дети из 15 городов и районов области.

На данном этапе анализ работы школьных ученических организаций и Центра дополнительного образования по формированию социально -ценностных мотивов трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ позволяет сделать следующие выводы:

1. Они активно включают учащихся в реальную жизнь, делая цели и задачи, стоящие перед ними, близкими и понятными, лично значимыми для каждого из них.

2. Воспитывают и развивают физические и духовные силы, укрепляют здоровье, учит мыслить, вырабатывают ценные нравственные качества.

3. Работа школьных ученических организаций и Центра дополнительного образования должна быть глубоко содержательной, идейнонасыщенной, целеустремлённой, одухотворённой высоконравственными общественными целями. Нужно добиваться дальнейшего развития и укрепления как школьной ученической организации имени Исмоила Сомони, так и Центра дополнительного образования, неразрывно связанных между собой.

Ключевые слова: система трудового воспитания, подготовка к трудовой деятельности, выбор профессии, школьная организация имени Исмоила Сомони, Центр дополнительного образования.

Key words: educational labor system, training for labor activity, choice of profession, school organization after Ismoili Somoni, the center of additional education.

Список использованной литературы:

1. Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М. :Г ардарики, 2004.

2. Макаренко А.С. Сочинения в 7 томах. - М.,1957.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе.- М.,1999.

4. Немов Р.С. Психология. Учебник. -М.: Просвещение.Владос,1995.

5. Орлова Р.А., Мирзоев М.С. Школьная организация имени Исмоила Сомони. - Душанбе, 2006.

6. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. Т. 1./Под редакцией В.А.Ротенберг. - М.: Педагогика, 1981.

7. Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Просвещение,1988.

Ходжаева М.Д., Элмуродова С.Х. Роль ученических организаций и Центра дополнительного образования в трудовом воспитании учащихся общеобразовательных школ Согдийской

области

В Республике Таджикистан на современном этапе в из-за экономического кризиса во многих семьях дети, особенно подростки, вынуждены подрабатывать на торговых рынках, в мастерских, на маршрутных такси, на полях и огородах дехканских хозяйств, где они работают разнорабочими.

Авторами дан анализ деятельности школьной организации имени Исмоила Сомони, которая функционирует в Республике Таджикистан с 1999 года согласно решению коллегии Министерства образования, а также Центра дополнительного образования, их роль в трудовом воспитании школьников, формировании социально

- ценностных мотивов трудовой деятельности учащихся общеобразовательных школ.

Hodjaeva M. D., Elmurodova S. Kh.

Role of the pupil’s organization activity and the additional education Center ofpupil’s labour education in comprehensive schools of Sogd region

Authors give the analysis of activity of the school organization by name Ismoili Somoni which functions in Tajik Republic since 1999 according to the decision of the Ministry of Education, and also additional education Center, their role in labour education of schoolchildren, formation socially - valuable motives of labour activity of pupils in comprehensive schools.

Сохибназаров Мирзоназар Давлатович, -

младший научный сотрудник Таджикского технического университета имени академика М. Осими, г. Худжанд. ПОИСКИ МЕСТА ОБНАРУЖЕНИЯ АМУДАРЬИНСКОГО КЛАДА

Сведения о том, как и где был найден амударьинский клад, противоречивы. Яркую картину поисков клада рисует рассказ Ф. Бартона, английского капитана пограничной службы в долине Тезина (в трёх переходах от Кабула). Он рассказывает, как трое купцов из Бухары — Вази-ад-дин, Гулям Мухаммад и Шукер Али - на пути из Кабула в Пешавар были ограблены местными кочевыми племенами и только благодаря смелому вмешательству Ф. Бартона получили обратно украденные у них, зашитые в кожаные мешочки, золотые и серебряные вещи. Вещи были приобретены купцами у жителей Кабадиана, нашедших эти сокровища в обмелевшей реке.

Капитан Ф. Бартон сообщил о том, как он с двумя ординарцами внезапно появился среди ночи в пещере, где были грабители (они были заняты дележом добычи, ссорились между собой, четверо из них уже лежали там же раненые), и обратил их в бегство. Затем, опасаясь засады, он не стал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.