Научная статья на тему 'Поиски героя времени в публицистике и художественном творчестве А. Платонова 1920-х годов'

Поиски героя времени в публицистике и художественном творчестве А. Платонова 1920-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
564
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАТОНОВ-ХУДОЖНИК / ПЛАТОНОВ-ФИЛОСОФ / ТЕКСТ / ОБРАЗ / МОТИВ / ИЗБРАННИЧЕСТВО / ДЕМОНИЗМ / PLATONOV-ARTIST / PLATONOV-PHILOSOPHER / TEXT / IMAGE / MOTIVE / SELECTNESS / DEMONISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Голованов Игорь Анатольевич

Анализируется своеобразие осмысления героя времени в публицистике и художественном творчестве Андрея Платонова. Утверждается, что в произведениях писателя с самого начала предстает полисемантичный и противоречивый тип персонажа, парадоксально соединяющий в себе активное и пассивно-созерцательное начала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In Search for the Hero of Time in A. Platonov’s Journalism and Artistic Skill of the 1920s

The article analyzes the uniqueness of the comprehension of the hero in Andrey Platonov journalism and artistic skill. It is asserted that in the writer’s works the polysemantic and contradictory type of character appears from the very beginning, paradoxically combining active and passive-contemplative principles.

Текст научной работы на тему «Поиски героя времени в публицистике и художественном творчестве А. Платонова 1920-х годов»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 23 (352). Филология. Искусствоведение. Вып. 92. С. 17-20.

И. А. Голованов

ПОИСКИ ГЕРОЯ ВРЕМЕНИ В ПУБЛИЦИСТИКЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. ПЛАТОНОВА 1920-Х ГОДОВ

Анализируется своеобразие осмысления героя времени в публицистике и художественном творчестве Андрея Платонова. Утверждается, что в произведениях писателя с самого начала предстает полисемантичный и противоречивый тип персонажа, парадоксально соединяющий в себе активное и пассивно-созерцательное начала.

Ключевые слова: Платонов-художник, Платонов-философ, текст, образ, мотив, избранничество, демонизм.

Особенности художественного взгляда А. Платонова в начальный период его творчества во многом были определены спецификой эпохи: в 1920-е гг. не надо было искать идею времени, она была очевидной - рождение нового мира и человека. Однако писателю важно было определиться: кто является носителем этой идеи? Кто воплотит ее в жизнь? Или в более традиционной для русской литературы формулировке: кто герой нашего времени? В поисках героя времени Платонов обращается к художественному опыту своих предшественников - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, изучает наследие отечественных и западных философов - В. Соловьева, Н. Федорова, Н. Бердяева, Ф. Ницше, О. Шпенглера и др.

Уже в первых рассказах - «Маркун», «Сатана мысли» - видна попытка писателя представить своего героя [см. подробнее: 1]. Поиски его будут продолжаться и в дальнейшем (в рассказах «Происхождение мастера», «Луговые мастера» и других). Важно подчеркнуть, что с самого начала в художественном дискурсе Платонова складывается полисемантичный и противоречивый тип персонажа, парадоксально соединяющий в себе активное (творец-кудесник, практик-преобразователь) и пассивно-созерцательное («усомнившийся», «сокровенный человек») начала. Крайнюю степень выражения двух этих начал мы обнаруживаем в русском фольклоре - в эпических сюжетах о Емеле (или Иванушке-дурачке) и о Василии Буслаеве. Сказочный Емеля предстает как выражение созерцательного, а былинный Васька Буслаев - активно-деятельностного типа поведения. В русском фольклоре при этом очевидна мысль, что и та, и другая идеи жизнестроения в равной степени присущи русскому народу, что и составляет его сущность и загадку.

Интересна в этом смысле своеобразная «помощь», которую оказал Платонову О. Шпенглер своей широко известной сегодня книгой «Закат Европы» и другими произведениями, написанными позднее и разъясняющими точку зрения автора. Как кажется, появление русского перевода в 1923 г. дало возможность писателю в заочном споре-дискуссии с западноевропейским мыслителем уточнить собственные философские взгляды на земную историю, в частности, на пути преобразования Вселенной. Действительно ли человечество в целом и человек в частности утратили способность к творчеству? Что есть технические открытия -результат силы или бессилия? Есть ли еще у человека силы для «возвращения» природной одухотворенности мира? В итоге Андрей Платонов совершает одно из значительных художественных открытий русской литературы ХХ в. - признание возможности соединения, «синтеза претворенной действительности и просветленного сознания» [3].

Платоновские персонажи по-настоящему становятся понятны тогда, когда мы видим в них русский «извод» общечеловеческих стихий, пороков и страданий. Судьба русского народа такова, что многие из его внутренних сил, возможностей и органических способностей не получили настоящей реализации. Русский человек всегда доверял (и доверяет?) знанию, науке, поэтому находится в постоянном поиске (скитании, странничестве). Отсюда и ключевое противоречие русской личности: быть «соборным», признавать право большинства и одновременно проходить путь «блудного сына». Отсюда склонность разрушить всё «до основания», всё подвергнуть сомнению (Васька Буслаев) - нет абсолютной истины, нет непререкаемых авторитетов, вплоть до принятия идеи «Бога нет» или даже - «Бог умер». Человеку

лишь на определенном этапе своего жизненного пути (и не обязательно в старости) дано понять, что он имеет, наследником какого редкого богатства он является.

В статьях 1920 г. «Христос и мы» и «Да святится имя твое» вполне в соответствии с логикой философской концепции обновления или «воскрешения» (по Н. Федорову) мира Платонов обращается к образу Христа, наполняя его своими, новыми для традиционного сознания смыслами: «Мертвые молитвы бормочут в храмах служители мертвого Бога» [6. С. 592]. Для А. Платонова Христос - великий пророк гнева и надежды, а не проповедник «покорности слепому миру и озверевшим насильникам». В первой из названных статей полемически утверждается, что главный завет Христа - «царство божие усилием берется». Для автора это означает «борьбой, страданием и кровью, а не покорностью, не тихим созерцанием зла». А. Платонов, таким образом, признает идеал героического бытия и избранничества.

Идеи этой статьи о необходимости зла, но понятого по-особенному, по-платоновски, будут реализованы в его художественном творчестве. «Тут зло, но это зло так велико, что выходит из своих пределов и переходит в любовь - ту любовь, ту единственную силу, творящую жизнь, о которой всю свою жизнь говорил Христос и за которую пошел на крест. Не вялая, бессильная, бескровная любовь погибающих, а любовь-мощь, любовь-пламя, любовь-надежда, вышедшая из пропасти зла и мрака, - вот какая любовь переустроит, изменит, сожжет мир и душу человека» [6. С. 592].

Рассмотрим несколько аспектов проблемы преодоления демонизма в творчестве Андрея Платонова. Первый связан с расширением самой проблемы демонизма. Герой А. Платонова соединяет в себе черты, которые у писателей-предшественников были распределены по нескольким персонажам (ср., например, Фауст и Мефистофель у Гете). И если Лермонтов соединил в Демоне рефлексию, скепсис и бунт, то Платонов пошел дальше, но, как часто бывает у этого писателя, «не вперед», а «назад», к началу, к исходному, изначальному смыслу. Его демонические герои преодолевают демонизм, отказываясь от похоти и физической любви, стремясь сохранить силы для великих свершений.

В словаре В. И. Даля слово демон определяется следующим образом: «злой дух, дьявол, сатана, бес, черт, нечистый, лукавый» [2. Т. 1. С. 427]. Все в одном ряду, все персо-

нажи близки в своей принадлежности к миру зла, но что-то не дает нам назвать героя поэмы Лермонтова сатаной или дьяволом. Культурная память и традиция употребления этих имен в художественной литературе должна бы снять эту проблему: существует определенный ряд русских и западноевропейских произведений XIX в., основанных на вариациях сюжета о падшем ангеле, восставшем против бога (см., например: «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Каин» Дж. Байрона, «Фауст» Гете, стихотворения «Демон», «Ангел» А. С. Пушкина и др.). Как отмечают исследователи, поэт «вполне оригинален и в разработке сюжета, и в трактовке главного образа, который как бы совмещает человеческие искания Фауста с мефистофельским отрицающим началом и с мятежностью героев Мильтона и Байрона [4. С. 130-131].

Демон у Лермонтова «усомнился», он находится в состоянии рефлексии духовного поиска (стремится узнать прежде всего связь индивидуального бытия с судьбами человечества и законами мироздания), для него характерен бунт против бога (неприятие коренных, незыблемых законов мироздания), он вопрошает и обвиняет. По мысли автора, человеческая душа несовершенна, так как несовершенен мир. Переплетение в поэме символических мотивов - космической (вселенской) мифологии, язычества и христианства, с одной стороны, и социально-исторических мотивов, связанных с особенностями эпохи 20-30-х гг. XIX в. - с другой, весьма характерно. Индивидуально-личностный аспект этой проблемы определен «апофеозом и трагедией свободной страсти» [4. С. 131].

Платонов избирает другое имя для своего героя - сатана. По В. И. Далю, сатана «кто во лжи, по кичливости духа; дьявол, кто во зле по самотности; демон, кто в похотях зла, по любви к мирскому» [2. Т. 4. 427], то есть желает зла из-за любви к земному, к людям.

Герои платоновских рассказов и повестей 1920-х гг. (Маркун, Вогулов, Кирпичников, Жох, Жмых и др.) - образы-персонажи, соединяющие в себе смысловые уровни мифологии, фольклора и литературы. Например, образ Маркуна в одноименном рассказе Платонова - воплощенная идея избранничества, необыкновенной участи того, кто, пройдя цепь испытаний, достигает поставленной цели, невзирая на жертвы и потери. Эта же (мифологическая по происхождению и фольклорная по наиболее последовательной реализации) идея оказывает-

Поиски героя времени в публицистике и художественном творчестве А. Платонова.

19

ся плодотворной и в рассказе «Потомки солнца». С первых строк названного рассказа Платонов заставляет читателя увидеть в «нежном, печальном ребенке» будущего героя, предназначение которого - сделать то, «что невозможно и чего не может быть на земле, но чего хочется» [5. С. 32]. В еще не сформированном сознании этого персонажа соединились символы реального и метафизического: поле, небо, колокольный звон и рев паровозного гудка.

Заданные писателем два плана - мифологический (метафизический) и реальный - получают развитие в мотиве странничества, который лишь намечен - отдельными неразвернутыми строками: «Но он рос во сне»; «...днем было только солнечное пламя, ветер и тоскливая пыль на дороге» [5. С. 32]. Проходит время - и инженер Вогулов, «тот самый нежный мальчик», который видел «радостные сны» [5. С. 33], руководит перестройкой земного шара.

Семантика родового имени героя отсылает к преданиям о древнем народе вогулах, который был способен перемещаться на большие расстояния ради сохранения себя и обретения гармонии с природой. Вогулов - это и есть «дитя» народа-странника, которое выросло и теперь готово работать «бессменно, бессонно, с горящей в сердце ненавистью, с бешенством, с безумием и беспокойной неистощимой гениальностью» [5. С. 33]. Мотив безумства двоится: сама земля с развитием человечества «становилась всё более неудобна и безумна», и человек, взявшийся за переустройство земли, оказывается безумен (это безумие фольклорного Иванушки-«дурачка»!), так как взялся, с точки зрения обыденного сознания, за нечеловеческую миссию: «План Вогулова был очень прост» - нужно было лишь покорить силы ветра и направить их в необходимом человеку направлении: «это стало необходимостью, это стало вопросом дальнейшего роста человечества» [5. С. 33].

Так в огне и пламени энтузиазма, доведенного до предела и преодолевшего его (о чем говорят постоянные, диссонирующие с основной идеей характеристические детали утраты сознания: «раскалил свой мозг», «бессонница», «ненависть», «бешенство», «безумие» и «беспокойство»), и существует герой. В такие минуты спасительной для него оказывалась социальная идентификация: «и пел, чтоб опомниться, рабочие песни - других он не знал». Другой важный смысловой аспект - «возвращение»

героя к человеческому. Первая часть рассказа рифмуется своим смыслом с последней. В начале рассказа - мальчик, еще не «отпавший» от матери и отца, от человеческого сообщества, в финале - «сатана мысли», у которого есть боль в сердце - память о любимой девушке («Он двадцати двух лет полюбил девушку, которая умерла через неделю после их знакомства»).

Нечеловеческие страдания и боль привели к тому, «что не мог уже умереть» [5. С. 40]. Гибель души героя - смысловая, онтологическая неудача человека, но герой существует на уровне вечности, теперь он живет не «теплокровным божественным сердцем» и не душой, а мозгом «невиданной, невозможной, неимоверной мощи» [5. С. 40]. Герой существует в зеркальном, метафизическом мире, где «любовь стала мыслью, и мысль в ненависти и отчаянии истребляла тот мир.» [5. С. 40]. Так любовь, которая созидает, в художественной концепции А. Платонова оборачивается своей онтологической противоположностью - ненавистью, а жизнь меняется местом со смертью.

Особенностью словесного дискурса А. Платонова является единство процесса эстетического осмысления действительности, в котором через созерцание, отбор, монтаж писатель приходит к синтезу и художественному открытию. Становится ясным, что нравственные ценности существуют, даже если они не соответствуют реальной действительности. И сверхзадача писателя - создать художественный образ-гештальт претворенной реальности.

При этом его волнует проблема избранничества. Избранничество - это в контексте нашего разговора вид демонизма, предназначение, принятое программой поведения личности, поколения, народа, человечества в качестве «внутренней формы» судьбы. Оно может мотивироваться авторитетом Традиции, личной одержимостью (= гордыней) или трансцен-дентно - внушением Откровения, знаменова-нием фактов мистического опыта, метаистори-ческим сценарием родовой вины или Божьего попущения, сакральным указанием благословляющего жеста ангела, жреца, учителя, духовника, родителя.

Бытовая интуиция избранничества чревата сомнением в исполнимости, более того - в не-угаданности его смысла: на этой почве вероисповедный образ Промысла незаметно подменяется языческим стереотипом Судьбы (в реплике Печорина: «Верно, было мне назначение высокое <...> Но я не угадал этого назна-

чения»). М. Лермонтову принадлежит исходная модель русского отношения поколений. В «Думе» («Печально я гляжу на наше поколенье...», 1838) «я» автора-героя то противостоит современникам, то включается в поколенче-ское «мы», то свершает немыслимое - смотрит на поколение 30-х гг. «из будущего».

Н. Фёдоров обосновывает гипотезу вторичного рождения отцов детьми как единственный и необходимый путь спасения человечества и Вселенной. Если «человек не произведение только природы, но и дело или создание искусства», то в союзе человека и искусства с Натурой есть обетование рукотворного Преображения.

А. Платонов был убежден, что правда приходит в форме лжи (это форма ее самозащиты); например, если читать Ф. Ницше «наоборот», мы увидим картину утверждения положительного идеала через их отрицание.

Статья «Преображение», впервые опубликованная А. Платоновым 1 мая 1920 г., уже в заголовке содержит скрытую игру «старыми» и «новыми» смыслами. В христианской традиции Преображение Господне - один из двунадесятых церковных праздников православной церкви (6/19 августа), когда апостолам открывается божественная сущность Иисуса, в широком смысле - Истина предназначения, момент ее узнавания. А 1 мая - день Весны и Труда, солидарности трудящихся во имя великой цели - построения первого в мире справедливого государства рабочих и крестьян. Это праздник высвобождающейся энергии природы, направленной на уничтожение старого и воплощение нового проекта жизнеустройства.

Масштабность авторских задумок обусловливает необходимость обращения писателя к грандиозному сюжету библейского мифа сотворения земли и всего сущего. К этой «древней книге» отсылает читателя эпиграф: «Земля была темна и неустроена» [6. С. 589] (ср. Быт. 1:2). Андрею Платонову, учившемуся в церковно-приходской школе, конечно, была известна и очевидно близка важная идея из Нового Завета - идея новотворения мира (ср. Рим. 5:17). При этом обновление мира, как и его первотворение, сконцентрировано вокруг человека (1 Кор. 15:45-49; ср. Быт. 1:26): «Через тьму, хаос, зверя из земных глубей пронесся огонь чистого желания и вспыхнул непога-

сающим светом в душе последнего создания - человека. Вспыхнул со страшною разрушающей мощью, ибо человек - великий творец. Он одинаково радуется и при разрушении, и при созидании: ведь разрушение - начало творения, а в конце творения уже оживает семя разрушения...» [6. С. 589]. Платонов подчеркивает, что обновленный мир требует нового человека, обладающего творческой энергией: «И он преобразил Землю, чтобы так же было здесь свободно и прекрасно, как в далекой небесной мечте о рае» [6. С. 590]. Заканчивается статья гимном человеку, перед которым открывается величественная историческая перспектива преобразования Вселенной.

Рождение бога-человека, сына человеческого (по Н. Федорову) «сильнейшего из детей земли», изменило расстановку сил: человек почувствовал себя единственным повелителем вселенной. «Человек и труд овладели друг другом» [6. С. 590]. Человек, по примеру Христа, осознал себя, «обручился с трудом», «труд стал смыслом жизни вселенной, когда стал смыслом человека». Завершается статья прославлением труда: «Труд - истинная мать жизни. Да святится же имя Его!»

Таким образом, А. Платонов в своем творческом наследии отстаивал философию «бытия как деяния» (Н. Федоров), его герой - не с неба, а «из грязи», от земли.

Список литературы

1. Голованов, И. А. Мифо-фольклорные мотивы в рассказе А. Платонова «Маркун» // Че-ляб. гуманитарий. 2011. № 3 (16). С. 16-20.

2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1-4. М., 1989-1991.

3. Дырдин, А. А. Андрей Платонов и Освальд Шпенглер: смысл культурно-исторического прогресса [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/proza/platonov_a/dyrdin3. html.

4. Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В. А. Мануйлов. М., 1981.

5. Платонов, А. Усомнившийся Макар : рассказы 1920-х гг.; стихотворения / вступ. ст. А. Битова. М., 2009.

6. Платонов, А. Фабрика литературы: Литературная критика, публицистика / сост., ком-мент. Н. В. Корниенко. М., 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.