Научная статья на тему 'ПОИСК СУЩНОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА'

ПОИСК СУЩНОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
242
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ЭКСТРЕМИЗМА / ЛИЧНОСТЬ ЭКСТРЕМИСТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонян Юрий Миранович

Дается определение экстремизма, его основные виды и формы, рассмотрены личностные особенности рецидивистов, подчеркивается актуальная значимость этнорелигиозного экстремизма, раскрываются его основные черты. Особое внимание уделено терроризму, показаны его наиболее существенные особенности. Исследуются криминологические последствия миграции, предлагаются некоторые пути профилактики экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR THE ESSENCE OF EXTREMISM

The definition of extremism, its main types and forms are given, the personal characteristics of repeat offenders are considered, the actual significance of ethno-religious extremism is emphasized, its main features are revealed. Special attention is paid to terrorism, its most significant features are shown. The criminological consequences of migration are investigated, and some ways of preventing extremism are proposed.

Текст научной работы на тему «ПОИСК СУЩНОСТИ ЭКСТРЕМИЗМА»

Научная статья УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-l-14-21 NIION: 2015-0066-1/22-201 MOSURED: 77/27-011-2022-01-400

Поиск сущности экстремизма

Юрий Миранович Антонян

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия

Аннотация. Дается определение экстремизма, его основные виды и формы, рассмотрены личностные особенности рецидивистов, подчеркивается актуальная значимость этнорелигиозного экстремизма, раскрываются его основные черты. Особое внимание уделено терроризму, показаны его наиболее существенные особенности. Исследуются криминологические последствия миграции, предлагаются некоторые пути профилактики экстремизма.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, миграция населения, причины экстремизма, личность экстремиста Для цитирования: Антонян Ю. М. Поиск сущности экстремизма // Вестник экономической безопасности. 2022. № 1. С. 14-21. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-14-21.

Original article

Search for the essence of extremism

Yuryi M. Antonyan

All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

Abstract. The definition of extremism, its main types and forms are given, the personal characteristics of repeat offenders are considered, the actual significance of ethno-religious extremism is emphasized, its main features are revealed. Special attention is paid to terrorism, its most significant features are shown. The criminological consequences of migration are investigated, and some ways of preventing extremism are proposed.

Keywords: extremism, terrorism, population migration, causes of extremism, extremist personality For citation: Antonyan Yu. M. Search for the essence of extremism. Bulletin of economic security. 2022;(1): 14-21. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-1-14-21.

Экстремизм представляет собой такое же древнее явление, как и само порождающее его человечество. Он является выходом за пределы, принятые и одобренные обществом и государством, общечеловеческой морали, за рамки закона, обычая, традиций, правил поведения.

Можно утверждать, что человечество никогда не жило без экстремизма, который представляет собой неисчезающую часть его существования, природы, социальной жизни. Экстремизм можно обнаружить, или чаще он сам себя покажет в любой сфере общества, начиная с высокой политики и кончая семьей, в призывах к разрушению психически нездорового человека до фанатичной толпы, громящей все на своем пути. Он может проявиться в любой форме - в идеологических учениях, индивидуальной крайне агрессивной позиции, террористических актах, клеветнических измышлениях о каком-либо народе и т. д.

© Антонян Ю. М., 2022

Экстремизм, как можно полагать, возникает тогда, когда человек, группа людей, народ, нация или государство сталкиваются со сложной проблемой, понимаемой ими как угроза их чести, достатку, статусу и т. д. При этом вполне возможно, что на самом деле никакой опасности нет, но сложившаяся ситуация им, этим субъектам экстремизма, представляется именно угрожающей. В других случаях те же субъекты стремятся отстоять свои убеждения, распространить их в ближайшей среде или во всем мире, стать гегемоном, бесспорным руководителем либо хотя бы повысить свой статус, желаемую значимость. Экстремизм способен произрастать из каких-то биологических особенностей человека, не облагороженных социумом; он может возникать и у группы, народа или нации как некоторый итог их истории, архетипов, символов, национального характера.

Так, германский нацистский экстремизм появился на свет не только потому, что люто разбойничал

нехороший человек Гитлер. Он, конечно, очень много сделал для того, чтобы одна из самых просвещенных наций на Земле создавала освенцимы, но нацистская агрессия вытекает еще из всей истории германского народа с древних времен, когда его воины мужественно сопротивлялись римлянам, и постепенно сформировались культ войны и военных, идея о том, что «Германия превыше всего», архетип белокурой бестии, агрессивной и беспощадной. Но необходимо отметить, что Освенцим показал не только то, на что способны нацисты, но и то, на что вообще способны люди. Это самое страшное.

Следует отметить, что экстремизм относится к числу самых популярных тем в мифологии. Так, в библейской мифологии иудео-христианский бог Яхве очень агрессивен, он пытается уничтожить все человечество путем всемирного потопа, на врагов избранного народа обрушивает всевозможные беды (например, на египтян), но и свой народ, когда посчитает нужным, тоже очень строго карает. Яхве способен принять экстремальные агрессивные меры против одного человека, ни в чем не виновного, причем только для того, чтобы показать свою бескрайнюю силу, - я имею в виду несчастного Иова [5] (см. «Книга Иова» Ветхого Завета).

Это одна из причин победы учения Христа, который олицетворяет доброту, прощение и милосердие, может считаться основоположником идеологии ненасилия. Но даже Новый Завет содержит крайне свирепый и жестокий Апокалипсис - «Откровение Святого Иоанна Богослова», ставший синонимом беспощадной агрессии и разрушения.

Знание личности экстремиста имеет огромное научное и практическое значение. Поскольку экстремизм многолик, проявляется в разных формах и разных сферах жизни, здесь будет дана лишь общая личностная характеристика экстремистов-преступников. Им свойственны такие качества: ригидность (застреваемость), которая весьма способствует фанатичному поведению, в частности; эмоциональная неустойчивость, которую чаще можно заметить среди экстремистов в быту, в повседневной жизни; психопатия, которая поражает в человеке совесть, жалость, сочувствие, ее можно обнаружить у большинства террористов, что относимо к убийцам вообще, особенно к серийным; черно-белое видение мира, в котором важно и ценно лишь «мое», «наше»; высокая тревожность, которой отличаются в первую очередь преступные «вожди» (главари тоталитарных режимов) и фанатичные личности, совершающие агрессивные преступления, сюда надо отнести и страх смерти; некрофилия, влечение к смерти, мощное желание сделать живое неживым, причем некрофилия может быть амбивалентной, т. е. влечение к ней может сочетаться со страхом, даже ужасом в отношении нее.

Некрофилами были Гитлер [4, с. 319-409], Сталин, Пол Пот и другие тираны мировой истории.

Можно предложить такую типологию наиболее опасных видов экстремизма:

- политический, возникающий в ходе борьбы за власть партий и движений, а также отдельных личностей против государства и его учреждений. Очень опасен политический экстремизм толпы, он может носить крайне разрушительный характер, причем толпа часто не знает, что, собственно, ей нужно, кроме грабежа под прикрытием политики;

- государственный, заключающийся в преследовании государством своих противников, причем не в рамках закона, а попирая его, выходя за пределы общечеловеческой цивилизованной морали. В широком смысле слова сюда можно отнести и нападения на другие страны и их захват. Это тоже делает государство;

- этнорелигиозный, представляющий собой весьма опасную форму экстремизма в современном мире. Это, как правило, вооруженная борьба, террористические акты националистических групп и групп из стран, отстающих в культурном развитии, которые считают, что названная борьба и терроризм дают им возможность быстро установить желаемые ими порядки на религиозной основе. Из этой группы этнорелигиозных экстремистов в современном мире наиболее опасными являются этнорелигиозные фанатики. Этнорелигиозный экстремизм опирается якобы на ислам, но на самом деле не имеет с ним ничего общего и даже противоречит ему. «Этно» потому, что его представляют люди из исламских стран;

- националистический, опирающийся на «бесспорное» и безоговорочное признание превосходства своей нации над всеми другими, отсюда презрение и пренебрежение ко всем другим. Нередко националистический и этнорелигиозный экстремизм действуют сообща, в одном союзе;

- «религиозный» основывается на ложно понятом христианстве, а также иных верованиях, на современных модных течениях, подчас не имеющих ничего общего с религией. Поэтому название этого направления религиозным является условным, и взято нами в кавычки. В эту группу можно включить и неоязычество.

По данным И. Ю. Сундиева, наиболее резонансные преступления - ритуальные убийства людей и животных - совершаются членами сатанинских сект, общее количество которых по стране превышает несколько тысяч человек. На порядок больше «гот-тов», поклонников «готического» направления в рок-музыке и потенциальных неофитов сатанинских сект. Благодаря средствам массовой коммуникации широкую известность приобрели секты «Южный крест», «Черный ангел», «Хабратц Хэрее Хэор Бохер». Сата-

нисты имеют свои интернет-форумы, интернет-конференции, активно пользуются информационными технологиями, координируют свои действия с единомышленниками за рубежом. Молодежь в сатанинские секты привлекает не только атмосфера тайны, особая атрибутика, но, в первую очередь, противодействие всему, что наиболее привычно в обыденной жизни: нормам морали, сложившейся системе отношений между людьми, понятиям Добра и Зла. Среди других значимых причин участия в их деятельности адептами называется ощущение принадлежности к суперэлите и возможность магического получения Власти над другими людьми.

Тема магического обретения Власти над людьми, нарастающими темпами внедряется в молодежные субкультуры уже более 20 лет, но в последние три года она явно превалирует над остальными [3]. Причем речь идет о неформальной, не государственной власти.

Как уже отмечалось выше, экстремизм может иметь место в различных сферах жизни. Поэтому можно говорить о семейном экстремизме, который обычно выражается в терроре мужа против детей и жены, причем он нередко является садистом. Экстремизм (нередко под иными названиями) имеет место в учреждениях, предприятиях, спорте, даже науке, иногда обеспечивая ее прорыв. Наше внимание будет сосредоточено сейчас на этнорелигиозном и «религиозном» экстремизмах, наиболее опасных в современном мире, часто выступающих в форме терроризма.

В целом можно сказать, что экстремизм - понятие универсальное, оно включает в себя как опасные, даже крайне общественно опасные явления, так и полезные, преодолевая некие границы и показывая новые рубежи человеческих возможностей, которые потом могут стать нормой. Такое весьма вероятно в спорте, в научных изысканиях, основанных на эксперименте и опытах. Однако экстремизм и национализм в политике, например, и дальнейшем развитии человечества, может поставить его на грань катастрофы.

Основные черты этнорелигиозного и националистического экстремизма.

1. Этнорелигиозный экстремизм постоянно ставит перед собой цели, которые могут представляться труднодостижимыми или даже недостижимыми.

2. Экстремистские организации могут сами бороться за политическую власть либо их могут использовать в борьбе за политическую власть какие-либо сообщества.

3. Для таких организаций свойственно разделение мира на своих и чужих, на черное и белое, достаточно четкие представления врага, но в основном его внешних признаков и проявлений, которые вызывают зависть и чувство несправедливости. Враг - постоянная, непреходящая фигура, архетип.

4. Неуважительное отношение к другим культурам, которые представляются ненужными, вредными, подлежащими уничтожению или, во всяком случае, взятию под полный и жесткий контроль.

5. Постоянная озабоченность приобретением сторонников и союзников, во всяком случае, единомышленников из числа людей толпы, но толпы, не сборища людей, скажем, перед футбольным матчем, а толпы - массы народа, малограмотного, простодушного, доверчивого, в основном из среднего и низшего социальных слоев населения. Для этого экстремисты используют все доступные им средства массовой информации, Интернет, информационные сети.

Толпа-масса является главным творцом и хранителем этнорелигиозной и националистической мифологии. Толпа сама может спровоцировать и осуществить экстремистское насилие.

6. Самой благоприятной почвой для этнорелигиозного и националистического экстремизма является кризисное общество, но экстремизм может появиться и в благополучном обществе, стремясь к тому, чтобы сделать его кризисным, особенно если он получает помощь извне.

7. Если иметь в виду исламский этнорелигиозный (чаще религиозный) экстремизм, то следует отметить, что сам ислам утвердился на 6-7 веков позднее, чем, например, христианство. Следовательно, ислам - более молодая религия и, соответственно, созданная им культура. То, что сейчас делают экстремисты, основываясь на ложно понятых и извращенных положениях своей религии, особенно фанатики, 6-7 веков тому назад совершали христианские экстремисты (вспомним Варфоломеевскую ночь в средневековой Франции).

8. Технологическая оснащенность, свободное владение современными средствами связи, позволяющие вступать в борьбу с государственными органами связи и получать необходимую для террористов информацию.

Одной из причин значимости экстремизма в современной России является его длинный путь в истории нашей страны, причем в весьма опасной форме терроризма.

Дооктябрьский российский терроризм составил особую строку в мировой истории - современный террор ведет свое начало с выстрела Каракозова 4 апреля 1862 г., возвестившего, что эпоха терроризма началась. С тех пор для Запада и России он стал вполне приемлемым и универсальным средством решения практически всех конфликтов и проблем, возникающих в обществе и государстве, более того, самым простым, не требующим ни интеллектуальных усилий, ни опоры на нравственные ценности, ни дипломатического искусства, ни экономических затрат. Особенно разрушительными оказались последствия

террористических десятилетий, конечно, для России, в которой общество, свыкшись с обильной кровью, без помех вошло в большевистский террор. В послеста-линские годы он значительно ослаб, но переместился в другие страны, а теперь бумерангом вернулся к нам. Поэтому не нужно столь бурно возмущаться нынешними демократическими порядками, а честно признать, что Россия была страной террора, где он свирепствовал почти полтора десятилетия, и нет никаких признаков, свидетельствующих о возможности снижения уровня экстремизма (терроризм является его крайней формой, наиболее жестокой) в обозримом будущем. Вероятно, Клио, муза истории, с содроганием окидывает взглядом эти годы, вплоть до 1991 г.

Терроризм второй половины XIX - начала ХХ вв. отличали следующие весьма существенные черты: 1) необоснованно расширительное представление о насилии со стороны власти и господствующих групп населения, включение сюда экономического и социального неравенства, а поэтому оправдание своего террора упомянутым насилием; 2) характерное для многих революционеров черно-белое видение мира, разделение людей на своих и чужих и обоснование в этой связи возможности физического уничтожения вторых; 3) типичная для многих революционеров и революционных теорий примитивизация общественных отношений, игнорирование сложнейших взаимоотношений в обществе, противоречивых и внутренне конфликтных явлений и процессов, психологических факторов, природы человека; 4) доведение критики существующего права и основных правовых институтов до абсурда, до отрицания права вообще, а на основе этого формулирование положения о допустимости нарушения любых правовых норм при забвении того, что многие из них базируются на извечной и общечеловеческой морали; 5) стремление к нравственному оправданию терроризма ссылками на аморализм господствующих классов; 6) вера в то, что цель оправдывает средства и создание культа насилия; 7) убежденность в возможности построить желаемое общество справедливости, невзирая на конкретные исторические условия и исторический опыт человечества; 8) максимальная нетерпимость и мессианские претензии многих лидеров революционно-террористического движения, ненависть ко всем людям, к жизни вообще значительной части террористов. Необходимо отметить, что практически все эти особенности были унаследованы большевиками и современными левыми экстремистами.

Оценивая терроризм тех лет в критериях нравственности, следует поставить такой непростой вопрос: допустимо ли убийство тирана, притом весьма жестокого и коварного? Например, марксизм, причем позднейший, более гуманистической поры, не предполагал огульного и внеисторического осуждения

всех политических покушений вне конкретных условий. Я полагаю, что убийство тирана - монарха или «пожизненного» президента - не может быть справедливо, во-первых, потому, что любое убийство (а не казнь по суду) порицаемо в принципе. Во-вторых, одно исключение для верховного правителя повлечет цепь других: действительно, если можно уничтожить его, то почему нельзя убрать местного начальника полиции, но если можно убить начальника полиции, то почему нельзя рядового полицейского, который ему во всем помогает, и т. д.

После октября 1917 г. начался ленинский террор, затем сталинский, унесший миллионы жизней. В по-слесталинский период экстремизм и терроризм продолжались, но уже не в прежних масштабах, причем эти явления были направлены против народа. Одним словом, насилие стало привычным способом разрешения проблем.

Наша страна, как известно, является многонациональной и многоконфессионной, что может создавать благоприятную почву для проявления экстремизма. Но и в этом случае никакой экстремизм может не возникнуть, если представители разных наций и вероисповеданий сосуществуют в добрых отношениях, сотрудничают друг с другом и помогают; очень сближает совместный труд на предприятиях и стройках, даже если это люди разных наций, поклоняются разным богам и имеют неодинаковый материальный достаток.

Россия, если иметь в виду ее историческое прошлое, далека от этой идиллической картины. В дореволюционной России все было иначе, это была страна со слабыми миграционными потоками; города, в которых все могли перемещаться, росли медленно. Промышленность только начала развиваться, хотя перспективы для нее были отличными. Но даже это было почти полностью разрушено Октябрьским большевистским переворотом, бизнес исчез вообще и преследовался в уголовном порядке вплоть до последних дней советской власти. Люди работали очень плохо, особенно после того, как бесследно пропал первоначальный послеоктябрьский энтузиазм.

Нищенская оплата труда, невозможность с его помощью добиться материального достатка сформировали особо циничное отношение к работе, когда государство делало вид, что она оплачивается, а люди -что работают. Это породило множество анекдотов, частушек, поговорок. Общегосударственная ситуация в сфере оплаты труда была основной причиной пьянства и алкоголизма в стране. Эта причина существует и сейчас и будет существовать, пока не изменится положение населения.

Люди оказались разделены еще и, так сказать, по административным причинам, когда «мудрые» вожди рассортировали нации. Очень «хорошие» получили статус союзных республик, «просто хорошие» -

автономных, далее следовали автономные округа и т. д. Это породило зависть и националистические отношения людей разных этносов между собой, однако верховная государственная власть старалась подавлять их. Но как только она ослабла, ненависть и вражда буквально захлестнули отдельные районы СССР (например, Среднюю Азию), а после его распада - некоторые бывшие союзные республики (например, Грузию).

С распадом СССР и по настоящее время труд еще не стал полем сплочения людей, его оплата не возросла намного, а малый и средний бизнес, несмотря на все призывы и усилия руководства страны, не стал локомотивом экономики. Это означает низкий материальный достаток населения, что признает и Президент России. А в целом - благодатный плацдарм для возникновения и развития экстремистских и даже фашистских настроений. У нас сейчас сложилась примерно такая же социальная ситуация, как в Германии после окончания Первой мировой войны, когда страны Антанты буквально задушили ее. Поэтому в России, которая столько претерпела от нацизма, его идеи получают все большее распространение, а некоторая, пусть и малая часть молодежи, поклоняется его символам.

Когда люди бедствуют, они очень тревожны и ищут причины своего неблагополучия. И здесь самое простое - обвинить тех, кто говорит на другом языке или молится другому богу, потому что эти другие совсем рядом, их легко достать, унизить, вытолкнуть и даже уничтожить.

Здесь действует человек толпы - низколобый, примитивный и злобный, наделенный способностью лишь черно-белого видения мира. Ему нужны готовые решения, и он будет действовать; такие люди есть во всех странах. Особую ненависть у него вызывают неграждане России, они чужие, виновники «наших» бед или, в лучшем случае, козлы отпущения, на которых можно вылить свою злобу.

Одним словом, труд и в постперестроечной России не стал ареной сближения людей, их сотрудничества и взаимопомощи, поэтому и не произошло формирования единой социальной общности - россиян, как и до этого - советских людей.

Приходится сказать об особой роли русских национально-религиозных традиций. В народе, прежде всего, среди крестьянства всегда был популярен призыв к тому, чтобы люди довольствовались малым и не стремились бы к значительным экономическим успехам, одним словом, жили бы в пределах самого необходимого. Во всяком случае, воздерживались от существенного материального достатка, а ведь его можно добиться только упорным трудом. Такая идеология во многом проложила дорогу большевизму, который тоже призывал к бедности и воздержанию ради светлого будущего - коммунизма, церковным

аналогом которого было блаженство души в раю. Иными словами, большевикам не нужно было «переделывать» народ, он и так был беден, был убежден в праведности бедности. Таким образом, мы видим, что подобная идеология разобщала народ, объективно создавая условия для экстремизма.

К сожалению, для очень многих россиян воздержание от экономических выгод обернулось в советские годы повальным пьянством, что ощущается и сейчас. Я хочу сказать, что пьянство и алкоголизм в основном порождаются неумением и нежеланием работать, отсутствием стремления к экономической выгоде, а отсюда - бедность, ощущение выброшенности из жизни и собственной ненужности, озлобление на весь мир.

Таки образом, мы видим, что сплачивающий людей труд является едва ли не главным средством борьбы с экстремизмом и, думается, что и с терроризмом тоже.

В западных странах тоже наличествует экстремизм, и, следовательно, имеются его причины. Но они несколько иные, что совершенно естественно. Часть из них активны и в России, но все-таки главным здесь остается разъединение людей из-за отсутствия общей, сближающей и объединяющей трудовой деятельности, из-за бедности основной части населения. Все это создает специфическую атмосферу озлобленности, в том числе среди молодежи. Ненависть к «нашим врагам» проявляется не только в уличных погромах и убийствах беснующихся молодых людей, но и, с позволения сказать, в публицистических и политических сочинениях, в которых с умным видом прославляются одни нации в ущерб другим, поднимаются идеи вождизма и т. д.

Социальная неудовлетворенность и полпытки преодолеть ее незаконными способами продолжаются. Приобретение материальных и духовных благ, даже если они достигнуты упорным и добросовестным трудом, воспринимаются обездоленными слоями населения как приобретенные за их счет или путем обмана. По большей части здесь имеют место бессознательный перенос своих недостатков на других и отношение к ним как к носителям таких недостатков. Однако ненависть к другим в наших условиях практически никогда не приводит к повышению материального статуса и расширению социальных возможностей, по существу, исключенных из общества и оказавшихся на обочине экономического развития лиц.

Уровень преступности, экстремизма, алкоголизма, наркомании и самоубийств в России есть закономерный и неизбежный результат непомерного разрыва уровня и качества жизни сверхбогатого меньшинства (10-12 % населения) и бедного, полунищего большинства. Некоторые публицисты связывали подобный разрыв только с уродливым развитием капи-

тализма в России в 90-х годах прошлого века. Но это совсем не так: в коммунистическом СССР основная масса населения была очень бедна по сравнению с номенклатурой (партийно-государственной верхушкой). Но и это уходит корнями в глубину российской истории, когда тоже был огромный разрыв в материальном обеспечении между безграмотными и закрепощенными массами, в основном крестьянством, и феодально-купеческой элитой. Кстати, русские писатели, в том числе крупнейшие, очень редко выражали сострадание своим сородичам-рабам и столь же редко призывали покончить с рабством.

Несомненно, этот разрыв был той почвой, которая взрастила российский экстремизм еще в XIX в., а затем на много поколений он достался и нам.

В числе факторов, которые стимулируют экстремизм, следует выделить небывалый ранее поток мигрантов в Россию. Это вполне современное явление, его не было в СССР, но и тогда была ненависть к другим социальным группам - дворянам, купечеству, врагам народа, капиталистам и т. д. Иными словами, в СССР и России всегда находились те, кого следовало ненавидеть на государственном, обывательском и государственно-обывательском уровнях. Сейчас среди российских обывателей существует стойкое мнение о повышенной криминогенности мигрантов. Это совершенно не соответствует действительности, поскольку количество совершенных ими преступлений невелико и проявляет тенденцию к снижению: если в 2016 г. на долю мигрантов приходилось 43 933 преступления, то в 2020 г . - 34 400 (снижение на 21,7 %). В западных странах их много больше, например, в Германии мигрантами совершается около 20 % всех преступлений.

Мало кто задумывается о том, что люди других стран приезжают к нам не от хорошей жизни у себя на родине, что большинство из них у нас честно и добросовестно работают, часто выполняя грязную и неквалифицированную работу, от которой отказываются местные жители. Между тем, местные власти нередко дискредитируют мигрантов и тем самым натравливают на них население. Впрочем, во всем этом нет ничего нового: чужого боялись и ненавидели всегда. Это архетип.

Вообще мигранты, даже в родной стране, переехавшие, например, из деревни в город, могут чувствовать себя в чужой сфере неуютно, опасаясь агрессии. Поэтому они сами агрессивны, готовы к отпору, настороженны и тревожны. В первую очередь это относится к молодым людям, в том числе подросткам, приехавшим в Россию из-за рубежа, из бедных стран. Их положение, взрослых тоже, усугубляет плохое знание или незнание русского языка, сужая возможности адаптации. Школьники могут стать предметом насмешек и даже оскорблений. В силу таких обсто-

ятельств приезжие (мигранты) могут создавать экстремистские организации, которые стали бы для них защитой.

Мигранты из национальных окраин России и из-за рубежа, став жителями город России, не способны расстаться с прежними обычаями и традициями и отстаивают их в новых местах проживания. Это еще больше усиливает их изоляцию и оторванность от актуального микроокружения и толкает их на объединение с другими такими же мигрантами. Их союз способен приобрести экстремистский характер.

В условиях глобализации не только в России, но и во всем мире будут усиливаться потоки миграции. Социальные последствия этого явления двоякие. С одной стороны, развитие страны вырабатывает у себя толерантное отношение к приезжим и осуждает их преследование на почве национальной, расовой и/или религиозной вражды, а с другой, - растут ксенофобия, неприятие приезжих и их дискриминация. А это приводит к экстремизму.

Наблюдаемые сейчас обострение национальных чувств и подъем на этой волне националистических настроений во многом оказываются ответом на вызовы культурного глобализма. Изменение культурных профилей связывается в массовом сознании с потоками инокультурной информации и иммиграции, которые воспринимаются как угроза не только экономическому и социальному благополучию, но и традиционным символам и смыслам. В повседневной жизни потребность в национальной целостности и единстве обеспечивается, в том числе насильственным путем, эффективность которого крайне низка.

Ненависть не только к приезжим, но и к любым другим людям вследствие их расовой, национальной или религиозной принадлежности представляет собой реальную угрозу существованию России.

Между тем, было бы грубой ошибкой считать, что экстремизм может быть проявлен лишь со стороны национальных или религиозных меньшинств. Экстремистами вполне могут стать и лица самой многочисленной нации или наиболее распространенного вероисповедания. Именно среди них возможны такие личности, которые по объективным или субъективным причинам недовольны существующими порядками, своим материальным положением и отсутствием перспектив в жизни, просто неудачами; среди них могут быть и те, у которых имеются расстройства психики. В числе таких людей вполне возможны любители поорать, пошуметь, пограбить, подраться, даже стать жертвой; другие создают конспиративные засекреченные организации для совершения экстремистских действий против власти - центральной или местной. Но те и другие часто не знают, что им, собственно, нужно, что конкретно им следует требовать, каковы их главные или конечные цели. Свои экстре-

мистские действия они могут оценивать как серьезный шаг вперед.

Нужно особо выделить людей с психическими расстройствами или акцентуациями характера. Можно полагать, что к экстремизму более склонны люди с психопатией, нарушениями центральной нервной системы, возбудимые и тревожные [1].

Можно выделить вопрос о тайных помещениях, в которых могут скрываться экстремисты, собираться там для совещаний, хранения оружия, литературы и других предметов, необходимых для экстремистской деятельности. Такие помещения имеют несомненную стимулирующую силу, убеждают в стабильности, возможности отступления и укрытия. Очень нужны помещения для деструктивных сект, где их члены могут осуществлять свои манипуляции, скрываться от властей и официальной церкви, даже от населения. Важно, что в тайных помещениях можно хранить экстремистскую литературу, которая позволяет приобрести новых сторонников, особенно среди молодежи. Литература самоценна и по той причине, что в ее текстах заключаются поучения о «единственно» верном пути, который способен привести всех к долгожданному благополучию.

Финансы, поступающие в экстремистские сообщества, в том числе из-за рубежа, имеют существенное, не только материальное значение, но и вселяют уверенность, что экстремисты делают важное дело. Иными словами, финансирование обладает немалой стимулирующей силой.

И. Ю. Сундиев справедливо выделяет из числа экстремистов, так называемых, пиарщиков - организаторов и исполнителей информационных акций. Эти люди обеспечивают соответствующее освещение терактов в средствах массовой коммуникации, создание необходимого заказчику образа экстремиста или террориста (борца за свободу своего народа, мстителя за гибель семьи от рук федерального правительства, любящего отца, «идейного» борца за свободу и т. п.), противодействие правительственным органам путем их дискредитации, организацию давления на правительство в целом со стороны международных организаций и структур и, наконец, координацию и корректировку деятельности террористов путем прямой демонстрации конкретных действий контртеррористических сил (типичный пример - ситуация с «Норд-Остом»). Этот компонент составляют владельцы (реальные или номинальные) средств массовой коммуникации, журналисты, владельцы интернет-сайтов. Их мотивация, как правило, многосторонняя. Владельцы СМИ и интернет-сайтов получают щедрые инвестиции и пожертвования, позволяющие, в том числе выплачивать журналистам высокие гонорары. Передаваемая террористами информация (требования, интервью) позволяет выходить с эксклюзив-

ными репортажами и статьями, повышающими рейтинг и статус самого СМИ. И у владельцев СМИ, и у журналистов возникает иллюзия прямого влияния на власть (власть вынуждена с ними сотрудничать), причастности к принятию судьбоносных решений, собственной исключительности (избранности). Это состояние сродни наркотическому опьянению - эйфория, искаженное восприятие реальности, отчуждение от других (простых) людей, возрастающая зависимость от источника наслаждения (возможности получать и передавать эксклюзивную информацию, повышающую статус и гонорары).

Если разделить данную группу на подгруппы, то их будут составлять: а) пишущие; б) снимающие; в) сценаристы. Все эти подгруппы объединяет общая интенция - способность к творчеству, незаурядная фантазия и максимальное отсутствие морально-нравственных ограничений. Эти их качества обладают высочайшей ценностью для представителей экстремистских и террористических организаций. Основными «крючками» при вербовке представителей СМИ являются слава, иллюзия власти и деньги. В качестве полей для поиска подобных кандидатов могут выступать радикальные интернет-издания, блоги и сообщества [2, с. 56].

Можно слышать утверждения, что экстремизм возникает в бедных странах и бедных слоях населения. Это не так или совсем не так. Экстремизм появляется и в самых богатых и развитых странах, например, в США, где в настоящее время возникло весьма нелепое и вредное трансгендерное движение и ряд других аналогичных течений, выбивающихся из общечеловеческого культурного кода. Это глупое выращивание нового «сорта» людей - тоже экстремизм, но относительно безобидный. Но таким заевшимся странам опасность грозит из-за рубежа, поскольку там считают, что первые жиреют за их счет.

Вместе с тем, бедность действительно является мощным криминогенным фактором. Люди возмущаются ею и ищут выход из создавшегося положения, они становятся лидерами соответствующих движений, формируют желания и требования, которые станут сердцевиной идеологического учения, которое всегда было основанием экстремизма. Идеология, идеалы (обычно не осуществимые) являются важной причиной экстремизма и должны быть объектом продуманных профилактических усилий.

В экстремизм верят (или веруют) далеко не только бедные, и не только бедные пополняют ряды экстремистских организаций, но и неудачники, неуверенные в себе, люди среднего достатка, желающие лучшей жизни, а также все те, которые жаждут такого слова, которое выведет их на правильный путь. Наконец, в идеалы экстремизма могут и не поверить или не поверить в него до конца, как многие авантюристы

и люди, не нашедшие своего места в жизни, но все они способны примкнуть к экстремистам.

В борьбе с экстремизмом особого внимания заслуживает молодежь в силу своей доверчивости, неопытности, прежде всего, в политике, готовности верить на слово, подчинения старшим в некоторых культурах. Молодые люди часто выступают в качестве исполнителя, еще движимые любопытством, жаждой игры и приключений. В силу религиозной дезорганизации, социальной незащищенности, уровня криминализации такие люди легко воспринимают пришедшие извне экстремистские идеи. Отсюда быстрая и достаточно легкая исламизация некоторых молодых людей, в том числе в местах лишения свободы. Люди вообще меняют вероисповедание по той причине, что прежняя представляется им недостаточно эффективной именно для них, и ищут новое слово, в итоге нередко попадая в экстремистские сети. Поэтому идеологическая «охрана» молодых людей является актуальной профилактической мерой.

Важна работа по выявлению и привлечению к уголовной ответственности лидеров и активных членов террористических группировок, осуществляющих вербовку граждан России и СНГ, в основном, молодых для участия в вооруженных конфликтах на стороне, например, международных террористических организаций «Исламское государство» и «Джаб-хат ан-Нусра», а также установление маршрутов переправки рекрутов.

Кроме того, в 2020 году деятельность радикальных «джамаатов» пресекалась в республиках Дагестан, Калмыкия и Татарстан, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областях, г. Москве.

Сеть Интернет по-прежнему остается основной площадкой не только для экстремистских проявлений, но и для совершения преступлений террористического характера.

Сказанное позволяет думать, что одно только повышение материального благосостояния людей в нашем глобализированном мире недостаточно, чтобы успешно бороться с экстремизмом или даже ограничить его до минимальных размеров. То же самое

можно сказать и о наиболее опасной форме экстремизма - терроризме. Поэтому улучшение жизни миллионов граждан должно всегда сочетаться с воспитательной, разъяснительной работой, с помощью и поддержкой. Людям, особенно молодым, необходимо иметь моральные идеалы и цели. Цели должны быть понятными и достижимыми, а не расплывчатыми и неуловимыми; им необходимо соответствовать цивилизованной общечеловеческой морали.

Список источников

1. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев : Вища школа, 1981. 390 с.

2. Сундиев И. Ю. Экстремизм и терроризм в условиях развертывания глобального кризиса (экспозиция антикризисного инструментария) // Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование. М. : Российская криминологическая ассоциация, 2009. С. 51-63.

3. Сундиев И. Ю. Экстрим и экстремизм современной России. URL: https://spkurdyumov.ru/ forecasting/ekstrim-i-ekstremizm-sovremennoj-rossii/ (дата обращения: 12.01.2022).

4. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности. М. : Республика, 1994. 448 с.

5. Юнг К. Г. Ответ Иову. М. : Канон, 1995. 352 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Leonhard K. Accentuated personalities. Kiev : Vishcha shkola, 1981. 390 p.

2. Sundiev I. Y. Extremism and terrorism in the context of the global crisis unfolding (exposition of anticrisis tools) // New criminal situation: assessment and response. Moscow: Russian Criminological Association, 2009. P. 51-63.

3. Sundiev I. Y. Extreme and extremism of modern Russia. URL: https://spkurdyumov.ru/forecasting/ ekstrim-i-ekstremizm-sovremennoj-rossii/ (accessed 12.01.2022).

4. Fromm E. Anatomy of human destructiveness. M. : Republic, 1994. 448 p.

5. Jung K. G. The answer to Job. M. : Canon, 1995. 352 p.

Информация об авторе

Ю. М. Антонян - главный научный сотрудник ВНИИ МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР.

Information about the author Yu. M. Antonyan - Senior Researcher of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Scientist of the RSFSR.

Статья поступила в редакцию 13.01.2022; одобрена после рецензирования 15.02.2022; принята к публикации 01.03.2022.

The article was submitted 13.01.2022; approved after reviewing 15.02.2022; accepted for publication 01.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.