Научная статья на тему 'Идеология экстремизма как средство социального управления'

Идеология экстремизма как средство социального управления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1018
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭТНОРЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / EXTREMISM / ETHNORELIGIOUS EXTREMISM / RELIGION / IDEOLOGY / NORTH CAUCASUS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рябченко Елена Владимировна

Статья описывает основные положения теории формирования экстремизма и экстремистской идеологии в ее современной интерпретации, а также исторические основы возникновения религиозного экстремизма на Северном Кавказе. Автор предлагает к рассмотрению основные принципы профилактики экстремистской религиозной идеологии в современной социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ideology of extremism as mean of social management

The article describes basic provisions of the theory of formation of extremism and extremist ideology in its modern interpretation, and also historical bases of emergence of religious extremism in the North Caucasus. The author offers to consideration the basic principles of prevention of extremist religious ideology in a modern sociocultural situation.

Текст научной работы на тему «Идеология экстремизма как средство социального управления»

Рябченко Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент, старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583516)

Идеология экстремизма как средство социального управления

Статья описывает основные положения теории формирования экстремизма и экстремистской идеологии в ее современной интерпретации, а также исторические основы возникновения религиозного экстремизма на Северном Кавказе. Автор предлагает к рассмотрению основные принципы профилактики экстремистской религиозной идеологии в современной социокультурной ситуации.

Ключевые слова: экстремизм, этнорелигиозный экстремизм, религия, идеология, Северный Кавказ.

E.V. Ryabchenko, Master of Law, Assistant Professor, Senior Lecturer of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.

Ideology of extremism as mean of social management

The article describes basic provisions of the theory of formation of extremism and extremist ideology in its modern interpretation, and also historical bases of emergence of religious extremism in the North Caucasus. The author offers to consideration the basic principles of prevention of extremist religious ideology in a modern sociocultural situation.

Key words: extremism, ethnoreligious extremism, religion, ideology, North Caucasus.

В противодействии современному экстремизму как идеологии и экстремистской деятельности как практической реализации этой идеологии важная роль принадлежит дискредитации попыток националистических и радикальных конфессиональных организаций распространять, пропагандировать идеологию экстремистского толка как духовную основу терроризма - одного из самых опасных и кровавых явлений современности. В XXI в. эти угрозы представляют собой реальный вызов человеческой цивилизации и с помощью современных средств массовой коммуникации и информирования приобретают все более разнообразные формы. Так, на расширенном заседании Совета безопасности Российской Федерации, состоявшемся в ноябре 2014 г., Президент России В.В. Путин отметил, что «...именно в молодежной среде лидеры экстремистских организаций пытаются вербовать своих последователей, вести свою пропаганду прежде всего через мировую сеть Интернет. Идеология экстремизма набирает силу в виртуальном пространстве, причем набирает, буквально выстреливая в реальную жизнь».

При рассмотрении проекта Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. на том же заседании Совбеза РФ отмечалось, что «.никому не надо доказывать,

насколько опасна сама природа экстремизма, насколько разрушительна его идеология, идеология нетерпимости, разжигания ненависти, вражды. Во всех своих проявлениях экстремизм имеет агрессивный, подстрекательский, а нередко насильственный характер, связанный с террором. Он посягает на права и свободу граждан, а подчас прямо на их жизнь, несет угрозу национальной безопасности, способен кардинально разбалансировать политическую, экономическую и социальную системы. Наиболее опасен и для общества, и для государства такой вид экстремизма, как национализм, религиозная нетерпимость, политический экстремизм. Каждое преступление такой направленности. может спровоцировать массовые нарушения общественного порядка» [1].

Один из аспектов противодействия терроризму связан с проблематикой, относящейся к деструктивному влиянию экстремистской идеологии радикально-конфессиональной и националистической направленности, которая в современной ситуации представляет реальную угрозу Российскому государству, целостности страны и развитию нормальных общественных отношений.

В течение ряда лет за рубежом и в Российской Федерации проведено множество научных исследований, которые свидетельствуют о том,

305

что идеология экстремистского толка, ее распространение националистическими и экстремистскими организациями в различных слоях населения в причинном комплексе терроризма играют все более заметную роль, поскольку она содержит и решительное квазиосуждение, и псевдоразоблачение действительных или мнимых причин социальных потрясений, и одновременно предлагает жесткие (как правило, неправомерные) пути восстановления справедливости.

В этой связи в борьбе с терроризмом важное значение приобретает работа по дискредитации экстремистской идеологии как духовной основы терроризма - одного из кровавых средств достижения политических, экономических, идеологических и иных целей.

Человеконенавистническая сущность идеологии экстремизма, распространяемая радикально-конфессиональными и националистическими организациями, заключается в изначальном названии этого кровавого явления, произошедшего от латинского слова «terror», что в переводе означает страх, ужас. Главная цель любого террористического акта - это запугивание людей их массовой гибелью, создание атмосферы страха, наведение ужаса. В этом смысле террор опасен даже не тем, что несет смерть людям, а тем, что поселяет страх в души людей, превращает человека в животное и позволяет как угодно манипулировать его действиями.

Кровавая сущность идеологии экстремизма - это обесцененная человеческая жизнь и страдания людей, это кровавый путь заказчиков и исполнителей теракта по головам людей к намеченной цели, это всегда вызов обществу, т.к. путем давления на общество через крайние меры создания постоянного страха экстремисты идут к достижению своих целей и устремлений.

Наиболее опасна идеология духовного экстремизма, поскольку формируется она в области индивидуального опыта, где ощущения и оценки предельно субъективированы и, следовательно, усложняется процесс выдвижения разумных или положительных альтернатив. Духовный экстремизм создает идейные предпосылки для террористической деятельности одиночек, которая рассматривается как следствие психической ненормальности, хотя действия многих террористов-одиночек носят вполне осмысленный характер и они несут в полном объеме уголовную ответственность за свои кровавые дела.

Кровавой сущностью характеризуется и идеология, распространяемая националистическими организациями, в частности националистами-сепаратистами Северного Кавказа. В основе их идеологии лежат идеи радикального

ислама - ваххабизма, а также религиозный этно-национализм, спекулирующий на своеобразии северокавказского региона и особенностях его исторического развития (Кавказские войны Х1Х столетия, принудительное переселение части населения в период Великой Отечественной войны и т.д.). Особая опасность ваххабизма заключается в том, что он проповедует строгое деление всех людей на правоверных мусульман и кафиров - «неверных» (якобы не являющихся полноценными людьми) и обязывает всех мусульман вести против них священную войну - джихад.

Однако любая идеология и широкое сочувствие, поддержка ее в обществе представляют лишь моральную основу идеологической деятельности, необходимую для поддержания личного энтузиазма ее членов. И только материальная поддержка обеспечивает достаточный размах и эффективность действий сколько-нибудь значительной идеологической организации. Так, например, рост и международное распространение экстремистских ваххабитских организаций не в последнюю очередь обусловлены финансовыми вливаниями, исходящими из Саудовской Аравии и Кувейта. «Для поддержания экстремизма в форме ваххабизма и его деятельности в мировом масштабе эти страны расходуют миллиардные суммы» [2].

Естественно, что успешность формирования и развития экстремистских организаций определяется не только внутренней привлекательностью и стройностью лежащих в их основе идеологий, но и обстоятельствами самой жизни, которые могут либо усиливать, либо, наоборот, ослаблять влияние этих идеологий и, следовательно, способствовать или препятствовать формированию и развитию экстремистских организаций в конкретных условиях данной страны или общества.

Говоря об экстремизме на Северном Кавказе, нужно учитывать тот факт, что Северный Кавказ и его народы постоянно испытывали на себе влияние мировых религий, империй и культур, глобальных процессов. В этнологии выделяют северокавказскую культурную область как сложную, но системную этнорелигиозную и этнокультурную целостность.

Кавказская горская цивилизация типологически отличается от российской по многим признакам, вследствие чего форсированное поглощение одной цивилизационной системы другой приобрело конфронтационный характер своего рода столкновения локальных цивилизаций в контексте глобального процесса модернизации, начавшегося в России с рубежа ХУ!!-ХУ!!! вв. [3].

306

Отсутствие правильного понимания целей и внутренней системы религии приводит к недостаткам религиозного воспитания и ущербной нравственности, способствует проявлению негативных качеств характера: раздражительности, агрессивности, злословию, высокомерию, подозрительности, ненависти. Слепая убежденность в своей правоте в союзе с гордыней и тщеславием создает опасную смесь и приводит к бездумному буквализму и начетничеству. Подобное невежество проявляется различными путями и наиболее распространенный из них -безотчетное следование буквальному смыслу текста и пренебрежение глубинной сущностью и стратегическим назначением религии. Современные фундаменталисты отказываются применять рациональный метод как в понимании сути ритуальных положений религии, так и в вопросах организации жизнедеятельности общества и цивилизации. Примером рационализации основ исламской религии может служить следующее рассуждение: ритуальное поклонение в исламе (вера, молитва, благотворительность, пост, паломничество) несет в себе глубокий теоретический и практический смысл. Основной целью пяти перечисленных столпов-ритуалов ислама является воспитание в человеке чувства богоприсутствия и построение на его основе твердого морально-нравственно-идеологического стержня гражданской ответственности [3]. Радикальное фундаменталистское религиозное сознание отвергает саму возможность подобной рациональной расшифровки принципов ислама и приводит к интеллектуальному застою и пассивному традиционализму в среде молодежи. Это, в свою очередь, создает благоприятные условия для идеологических манипуляций со стороны внешних сил (сепаратистских политических течений, радикальных террористических группировок, спецслужб иностранных государств).

За последнее время происходит значительное снижение среднего возраста участников бандформирований на Северном Кавказе, ускоряется процесс привлечения молодежи в их ряды. Происходит это, по заключению экспертов, по причине целенаправленной обработки молодежи националистическими и экстремистскими организациями тлетворными идеями религиозного экстремизма. По сути дела, России навязывается борьба за умы и души новых поколений, вступающих в активную жизнь. И если эти идеи в полной мере овладеют умами молодых людей, то мир на Северном Кавказе, в частности, будет окончательно взорван.

Поэтому сейчас духовное воспитание молодежи, повышение ее общеобразовательного и культурного уровня заслуживает особого вни-

мания. Одним из стратегических направлений противодействия экстремистской идеологии в этом плане является, безусловно, реализация политики государства, основные направления которой изложены в статье Владимира Путина «Россия: национальный вопрос» [4].

Рассматривая проявления религиозного экстремизма, необходимо отметить, что главным признаком этнорелигиозного экстремизма являются фанатичные нетерпимость и жесткость. Они заставляют человека слепо следовать исключительно своим собственным мнению и предрассудкам и не позволяют экстремисту принимать во внимание интересы окружающих людей, объективные обстоятельства и стратегические цели религии. Подобное отношение препятствует установлению конструктивного диалога и объективному сравнению точек зрения по спорным моментам.

Отсутствие целостного и глубинного понимания сути и целей религии в совокупности с недостатками нравственности (отсутствие самоконтроля, высокомерие, агрессивность) приводит экстремиста к отказу от умеренного и беспристрастного подхода в решении возникающих проблем, установленного в Коране в качестве обязательного [3].

Последствия такого радикального подхода были бы менее губительными, если бы экстремисты признавали за своими оппонентами право иметь собственное мнение. Однако этого не происходит, и людей, придерживающихся умеренной, сбалансированной точки зрения, экстремисты обвиняют во всех грехах, запретном нововведении и даже в открытом неверии.

Фанатизм является непреодолимым препятствием к взаимопониманию, ибо договоренности можно достичь, только если обе стороны занимают сдержанные позиции. Вместо этого экстремист, наталкиваясь на несогласие, начинает обвинять собеседника в неточности, отступлении от основ веры, греховности и неверии. Такой интеллектуальный шантаж является предшественником прямых действий экстремистской направленности.

Еще одним признаком экстремизма является показная и постоянная чрезмерность в религиозном поведении, а также агрессивные намерения заставить других поступать так же. Экстремизм приводит к намеренной чрезмерности в совершении религиозных ритуалов и поведении, как в обязательных, так и в дополнительных и добровольных аспектах поклонения. Подобное отношение к выполнению религиозных предписаний и в особенности принуждение к нему других людей абсолютно неприемлемы и создают в обществе недопустимый уровень социальной напряженности (между представителями

307

различных религий, внутри конфессий, между молодым и старым поколением, родителями и детьми) [5].

Религиозность должна стабилизировать духовную жизнь личности и общества на всех уровнях и вносить позитивный элемент в отношения между людьми. Качества грубости, жесткости, категоричности, присущие религиозным экстремистам, ведут к противоположному результату. Очень часто этим качествам сопутствуют патологическая подозрительность и недоверие. Экстремист склонен немедленно обвинять людей в ошибках и преступлениях, несмотря на общепринятый принцип «невиновен, пока вина не доказана». Свое мнение фанатик строит на подозрениях, а не фактах и сразу осуждает человека, вместо того чтобы попытаться найти объяснение. Такой подход туманит способность объективно оценивать факты: малейшая ошибка превращается в страшный грех, а грех - в неверие [6].

Подводя итог, хотелось бы отметить, что переходный период, отягощенный тяжелым экономическим кризисом, создал в российском

обществе условия социального противостояния, сформировал для отдельных слоев населения особое состояние сознания, для которого характерна неадекватная оценка реальной действительности, широкое распространение получили настроения неуверенности, неоправдавшихся ожиданий, социального страха, озлобленности и агрессивности. Проблемы экономического спада 1990-х гг., в частности, вызвали раскол общества на группы с различным экономическим положением (бедные и богатые), углубление национальных, религиозных и иных конфликтов, разрушение сложившейся в советское время системы социальных гарантий жизни населения. Все это привело к формированию очагов социальной напряженности и противоборства, способных легко перейти в стадию открытого конфликта с обществом. Таким образом, результатом работы по дискредитации попыток экстремистских и националистических организаций в распространении деструктивной идеологии должно стать сформированное мировоззрение по устойчивому неприятию обществом идеологии экстремизма.

1. Речь Президента Российской Федерации на расширенном заседании Совета безопасности 20 нояб. 2014 г. URL:http://www.kremlin.ru/

2. Наматов Н. Религиозный экстремизм в Центральной Азии. URL: http://www.ca-c.org/ datarus/namatov.shtml

3. Мусин А. Религиозный экстремизм: причины, последствия, исцеление. URL: http:// www.zonakz.net/

4. Новик А. Экстремистская идеология -духовная основа терроризма. URL: http://www. peacekeeper.ru/ru/?module=news&action=view& id=17441

5. Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации // Рос. юстиция. 2002. № 5.

6. Понкин И. В. Экстремизм: правовая суть явления. URL: http://www.oodvrs.ru/article/index. php?id_site=2&id_page=63

1. The speech of the President of the Russian Federation on enlarged meeting of Security council on Nov. 20, 2014. URL: http://www.kremlin.ru/

2. Namatov N. Religious extremism in Central Asia. URL: http://www.ca-c.org/datarus/namatov. shtml

3. Musin A. Religious extremism: reasons, consequences, healing. URL: http://www.zonakz. net/

4. Novick A. Eхtremists ideology - a spiritual basis of terrorism. URL: http://www.peacekeeper. ru/ru/?module=news&action=view&id=17441

5. Ustinov V. Eхtremism and terrorism. Differentiation and classification problems // Russian justice. 2002. № 5.

6. Ponkin I.V. Eхtremism: legal essence of the phenomenon. URL: http://www.oodvrs.ru/article/ index.php?id_site=2&id_page=63

308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.