Научная статья на тему 'Региональный аспект рассмотрения экстремистской деятельности в его связи с религией'

Региональный аспект рассмотрения экстремистской деятельности в его связи с религией Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
318
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / РЕЛИГИЯ / ИДЕОЛОГИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ / EXTREMISM / RELIGIOUS EXTREMISM / RELIGION / IDEOLOGY / REGIONAL ASPECT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябченко Елена Владимировна

Статья описывает феномен формирования экстремистской деятельности и экстремистской идеологии в различных регионах, а также историко-политическую базу возникновения религиозного экстремизма. Автор предлагает к рассмотрению основные принципы профилактики экстремистской религиозной идеологии в современной социокультурной ситуации в отдельном регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regional aspect of consideration of extremist activity in its communication with religion

Article describes a phenomenon of formation of extremist activity and extremist ideology in various regions, and also historical and political base of emergence of religious extremism. The author offers to consideration the basic principles of prevention of extremist religious ideology in a modern sociocultural situation in the certain region.

Текст научной работы на тему «Региональный аспект рассмотрения экстремистской деятельности в его связи с религией»

Рябченко Елена Владимировна

кандидат юридических наук, доцент,

старший преподаватель кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России

(тел.: +78612583516)_

Региональный аспект рассмотрения экстремистской деятельности в его связи с религией

Статья описывает феномен формирования экстремистской деятельности и экстремистской идеологии в различных регионах, а также историко-политическую базу возникновения религиозного экстремизма. Автор предлагает к рассмотрению основные принципы профилактики экстремистской религиозной идеологии в современной социокультурной ситуации в отдельном регионе.

Ключевые слова: экстремизм, религиозный экстремизм, религия, идеология, региональный аспект.

E.V. Ryabchenko, Master of Law, Assistant Professor, Senior Teacher of a Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516. Regional aspect of consideration of extremist activity in its communication with religion Article describes a phenomenon of formation of extremist activity and extremist ideology in various regions, and also historical and political base of emergence of religious extremism. The author offers to consideration the basic principles of prevention of extremist religious ideology in a modern sociocultural situation in the certain region.

Key words: extremism, religious extremism, religion, ideology, regional aspect.

М

ногоаспектность и разноплановость исследований, посвященных феномену экстремизма и экстремистской деятельности, является объективным показателем места данного явления в жизни современного социума. При этом создание теоретического концепта «экстремизм в современном мире (обществе)» невозможно без анализа конкретных проявлений экстремистской деятельности определенных социальных групп и организаций. Так, например, сущность экстремизма в северокавказском регионе невозможно адекватно понять и описать вне анализа важнейших признаков и истории кавказской горской цивилизации. Это образование возможно рассматривать как многосоставную социокультурную систему, неустойчивое равновесие которой нарушалось в периоды иноземных нашествий, а затем модернизационных импульсов Х1Х-ХХ вв. В результате диалога культур, обмена импульсами и достижениями в различных сферах происходит взаимная адаптация и возникает новое равновесие, которое определяется изменившимся соотношением элементов и их модифицированной сопряженности.

Экстремизм на Северном Кавказе после присоединения к Российской империи проявлялся

и по вертикали, и по горизонтали как форма насильственного разрешения конфликтов между народами и этническими группами на Северном Кавказе. Причинами экстремизма были бурные миграционные процессы, которые вели к быстрому изменению этнодемографической и конфессиональной ситуации на Северном Кавказе, резкой социальной дифференциации, в том числе по этнорелигиозному принципу.

Наряду с отмеченными формами, экстремизм проявлялся как эффективное идеологическое прикрытие в борьбе за собственность (грабежи, похищение людей, территориальные споры), которая часто перерастала в вооруженные погромы. Строго дифференцировать эти преступления по уголовному или этническому составу чрезвычайно сложно или практически невозможно .

Социальную базу экстремизма составляют маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные. Как феномен экстремизм дуалистичен в том смысле, что, с одной стороны, вызывает понимание и порой сочувствие, а с другой -неприятие и осуждение. В религии это значение

98

подразумевает похожую удаленность от основы в вероубеждении, мыслях и поведении; экстремизм возможен только тогда, когда человек удаляется (отказывается) от основных принципов-источников, установленных Богом. Главное последствие экстремизма - отсутствие баланса и безопасности в жизни отдельной личности, семьи, общества. Экстремизм принято разделять на два вида: рациональный и иррациональный, представляющий собой поведенческие акты, логически труднообъяснимые [1].

Пытаясь определить истинные причины возникновения этнорелигиозного экстремизма, необходимо признать, что не существует одного изолированного фактора, ответственного за развитие и распространение экстремизма. Напротив, радикализм является сложным феноменом с различными взаимосвязанными, прямыми и косвенными причинами и предпосылками, часть из которых берет начало в далеком прошлом, часть - в современности.

По данным одного из исследователей, первым из известных случаев употребления термина «религиозный экстремизм» является заметка «Пивовары Огайо» в газете «Сент-Пол Дэйли Глоуб» (Миннесота) от 16 мая 1883 г. В ней описывалось собрание пивоваров, протестующих против позиции некоторых представителей местного духовенства, обвинивших производителей алкоголя в аморальности и отступлении от христианских истин [2, с. 178]. В течение нескольких лет термин получил распространение первоначально в публицистике США для обозначения весьма широкого круга явлений: от выступлений за трезвость до самоубийств в состоянии религиозного исступления. В первые годы XX столетия, когда в понятие «религиозный экстремизм» стали включать явления, имеющие специфически политический характер (в частности, идеологию и деятельность радикальных групп индийского национально-освободительного движения, чьи религиозные убеждения, образ жизни принципиально не отличались от позиций большинства индусов и т.д.), дополнительных терминологических уточнений осуществлено не было. В результате и по настоящее время в литературе под религиозным экстремизмом зачастую понимаются весьма отличающиеся друг от друга явления, сущностное разнообразие которых в полной мере не отражается. Например, посредством одной категории «религиозный экстремизм» описывались и политически пассивные, эскапистские христианские деноминации, и такие активные группы, как «Братья-мусульмане» или ольстерские «ультра» [3, с. 499].

Внутренняя разнородность элементов объема понятия «религиозный экстремизм» при недостаточной проработке вопросов классификации его видов в определенной степени явилась фактором развития дискуссии относительно содержания данной категории политического анализа. В настоящее время можно говорить о сосуществовании в отечественной науке нескольких подходов к пониманию сущности религиозного экстремизма, которые выделяют следующие существенные признаки этого феномена: прежде всего - применение насилия, которое напрямую связано с осуществлением противоправной деятельности, направленной на слом существующей социальной структуры либо изменение темпов и/или направления развития общества; пропаганда ксенофобии и интолерантности, а также практика реализации подобных убеждений в социально-политическую жизнь; антидемократизм, контрплюрализм, отрицание прав и свобод человека в целом [4, с. 108].

Большинство исследователей отмечают, что экстремистские действия и экстремистская деятельность имеют существенно общие свойства социально-психологического характера - в их основе лежит определенная идеология, являющаяся для субъектов этой деятельности их моральным оправданием. Но экстремистские действия могут носить спонтанный и неуправляемый, неорганизованный характер, тогда как экстремистская деятельность осуществляется, как правило, в рамках особых (более или менее массовых) организаций единомышленников, создаваемых на основе экстремистских идеологий. Такие организации имеют своих духовных авторитетов, своих лидеров, свой управляющий центр, планирующий экстремистскую деятельность и ее материальное обеспечение, и своих рядовых исполнителей. При этом формирование таких экстремистских организаций проходит в своем развитии следующие этапы.

Зародившаяся новая идеология начинает расширять круг своего влияния, т.е. приобретать более или менее обширные круги сторонников, приверженцев, которые усваивают новые взгляды идеологов-основоположников и начинают отстаивать и пропагандировать их в кругу людей, озабоченных морально-теоретическими проблемами общества. На данном этапе «экстремисты» - это уже достаточно широкие круги (десятки и сотни людей), интенсивно обсуждающие и проповедующие новые идеи. Но развитие здесь все еще ограничивается кругами «интеллектуалов», не имеющих выходов к широкой, массовой аудитории.

99

Далее новые идеи начинают овладевать массами (не десятками и сотнями, а уже тысячами людей), чему способствует деятельность популяризаторов и проповедников новых идей. Если на первом и втором этапах обсуждение новой идеологии происходит в достаточно узких кругах, в специальных журналах для специалистов, то теперь обсуждение этих идей выносится уже в широкие массы - «на улицу», «на площадь», «на рынок», в массовую литературу и в средства массовой информации.

Затем новая идеология воспринимается уже не только идеологами, но и практическими деятелями, создающими на ее основе соответствующие конкретные планы и программы переустройства общества в соответствии с новыми идеями. Под эти планы и программы они начинают вербовать уже не просто сторонников и приверженцев новых взглядов, а реальных исполнителей, готовых посвятить себя делу реализации этих планов и программ. Разрабатываются стратегия и тактика достижения поставленных целей, устанавливаются источники финансирования возникающей организации. Из идеологической и теоретической областей экстремистские взгляды переносятся уже на практическую почву.

Наконец, на последнем этапе развития феномена экстремизма уже сформировавшиеся практические организации, набравшие достаточное число активистов и «боевиков», переходят к конкретным действиям экстремистского толка. Их деятельность протекает уже в изменившейся социальной среде, в которой они находят достаточное число сочувствующих и способствующих реализации их планов. При этом решающую роль здесь начинает играть поддержка сформировавшейся организации финансовыми и вообще материальными средствами [5].

Развивая мысль о существовании политической разновидности религиозного экстремизма, российский исследователь М. И. Ефремов предлагает в рамках религиозного экстремизма выделять также его религиозно-психологический вид, относя к последнему идеи и организации, не преследующие политических целей [6, а 26]. В качестве примера приводится секта «Горный Иерусалим», последователи которой в ноябре 2007 г. ушли в созданное ими укрытие под землей для молитв в ожидании «конца света», не выдвигая никаких требований.

Выделение неполитической разновидности религиозного экстремизма сочетается с результатами изучения ряда апокалипсических культов, ожидание «конца света» для которых сделало политическую деятельность лишенной смысла. Профессор факультета социологии

Университета Калифорнии Д.Р. Халл пишет, что ни Джим Джонс (лидер «Храма народов»), ни Давид Кореш («Ветвь Давидова») не старались создать «рай на земле», а масштабные акты насилия, ознаменовавшие прекращение деятельности данных групп (имеются в виду коллективное самоубийство членов «Храма народов» в 1978 г., погибли 909 человек, включая 270 детей, и осада силами правоохранительных органов поместья «Маунт Кармел» в Техасе, в ходе которой в 1993 г. погибло 79 членов «Ветви Давидовой» и не менее 4 сотрудников органов правопорядка), явились результатом не внутренней логики их развития, а следствием внешнего вмешательства «оппонентов, которые, вольно или невольно, способствовали формированию и осуществлению возникающего апокалипсического видения секты» [7, а 44].

Дальнейшая проработка вопросов различения видов религиозного экстремизма, их типологии призвана не только способствовать углублению теоретического анализа проблематики экстремизма, но и обеспечить обретение новых ориентиров для антиэкстремистских мер государственной политики, залогом успешности которой не в последнюю очередь является подбор как общих, так и специфических для каждой из разновидностей религиозного экстремизма мер противодействия при надлежащем воплощении в жизнь конституционной свободы совести и вероисповедания.

Говоря о законодательном противодействии феномену экстремизма, в том числе и этнорегигиозного, необходимо отметить, что разрозненные правовые акты не в состоянии успешно противостоять эскалации экстремизма, порождаемого комплексом серьезных социально-культурных, экономических и политических обстоятельств. Не случайно многие исследователи подчеркивают необходимость комплексного подхода к правовому регулированию противодействия экстремизму, но настаивают на конкретизации в правовых актах самого понятия «экстремистская деятельность» (экстремизм), которая исключала бы опасность его использования для борьбы с демократическим плюрализмом мнений в обществе. В открытом демократическом обществе экстремистскими считаются лишь такие взгляды, которые основаны на идеологии нетерпимости к оппонентам и признают необходимость насильственного их подавления, ставят своей целью установление режима монополии власти.

Все это с необходимостью будет служить базой для совершенствования законодательства в указанной сфере с учетом исторических,

100

политических и этнокультурных особенностей региона; проведения организационно-политических мероприятий, включающих организацию соответствующих государственных структур;

широкой культурно-просветительской работы, направленной, прежде всего, на формирование общественного мнения, ориентированного на противодействие экстремизму.

1. Яхъяев М.Я. Истоки и причины существования экстремизма как негативного социального явления. М., 200д.

2. Рязанов Д.С. Религиозный экстремизм, религиозно-политический экстремизм и религиозный фундаментализм: общее, особенное, единичное // Изв. Иркутск. гос. ун-та. 2014. Т. Y. Сер. «Политология. Религиоведение».

3. Атеистический словарь / под общ. ред. М.П. Новикова. М., 19дд.

4. Экстремизм как цивилизационный вызов: коллективная монография / науч. ред. В.Ш. Сабиров; Новосибирск. гос. архитектурно-строительный ун-т. Новосибирск, 2012.

5. Современный политический экстремизм: сб. работ. М., 2009. URL: http://www. ekstremizm.ru/biblioteka/item/190-sovremennyy-politicheskiy-ekstremizm

д. Ефремов М.И. Политический терроризм как форма этнического и религиозного экстремизма // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер. «Социальные науки». 2010. № 2(1д). С. 23-29.

Y. Hall J.R., Schuyler P.D., Trinh S. Apocalypse observed: religious movements and violence in North America, Europe, and Japan. L., 2000.

1. Yakhjyaev M.Ya. Sources and reasons of existence of extremism as negative social phenomenon. Moscow, 2006.

2. Ryazanov D.S. Religious extremism, religiouspolitical extremism and religious fundamentalism: the general, special, single // News of Irkutsk state university. 2014. T. 7. Ser. «Political science. Religious studies».

3. Atheistic dictionary/gen. ed. by M.P. Novikov. Moscow, 1986.

4. Extremism as civilization call: collective monograph / sci. ed. V.Sh. Sabirov; Novosibirsk state architectural and construction university. Novosibirsk, 2012.

5. Modern political extremism: coll. works. Moscow, 2009. URL: http://www.ekstremizm.ru/ biblioteka/item/190-sovremennyy-politicheskiy-ekstremizm

6. Efremov M.I. Political terrorism as a form of ethnic and religious extremism // Bull. of N.I. Lobachevsky university of Nizhny Novgorod. Ser. «Social sciences». 2010. № 2(18). P. 23-29.

7. Hall J.R., Schuyler P.D., Trinh S. Apocalypse observed: religious movements and violence in North America, Europe, and Japan. L., 2000.

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.