Научная статья на тему 'ПОИСК ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА'

ПОИСК ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Кыргызстан / обучение религии / религиозное образование / религиозная толерантность / ыйман / Kyrgyzstan / teaching religion / religious education / religious tolerance / Iyman

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С О. Базаркулов

В данной статье будет проанализирован поиск религиозного образования в школах Кыргызстана. С обретением Кыргызстаном независимости он направлен на обучение религиозным и нравственным ценностям в общем образовании. В этом контексте в первые годы религиозные и моральные ценности преподавались в некоторых школах под названием «Урок ыйман/веры» по их собственной инициативе. Впоследствии «Урок Ыйман» получил статус официального, было объявлено, что религиозные предметы в учебной программе курса являются частью культуры общества. После этого поиск разработок уроков религии и их форм в школах продолжились. В 2016 году дисциплина «История религиозной культуры» преподавалась в качестве эксперимента. Позже общественности были представлены ее стандарты. Предполагается, что в следующем году дисциплина будет введена во все школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR TEACHING RELIGION IN SCHOOLS OF KYRGYZSTAN

In this article, the search for religious education in schools in Kyrgyzstan is analyzed. With the independence of Kyrgyzstan, it is aimed to teach religious and moral values in general education. In this context, in the first years, religious and moral values were taught in some schools under the name of “Iyman lesson” according to their own initiative. However, afterwards, it was officially declared that the “Iyman course” was a moral lesson, and it was stated that the religious subjects in the curriculum of the course are a part of the society culture. After the official announcement that Iyman was a moral lesson, the demand and search for religion lessons in schools continued. In 2016, the “History of Religious Culture” course was taught with trials. Later, the standards of the course were presented to the public. It is envisaged that the course will be taught in all schools in next year.

Текст научной работы на тему «ПОИСК ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА»

Таблица 3

Результаты спецкурса «Основы учебной самоорганизации иностранного студента»

Вопросы Первое анкетирование Второе анкетирование

да нет частично да нет частично

1. Насколько успешно Вы владеете тайм-менеджментом? 30 50 20 100 0 0

2. Развит ли у Вас навык пользования библиотекой и справочными ресурсами? 40 20 40 90 0 10

3. Владеете ли Вы навыком конспектировать лекции и работать с учебными пособиями? 30 20 50 100 0 0

4. Можете ли вы самоорганизоваться для эффективной подготовки к практикумам и лабораторным занятиям? 10 20 70 90 0 10

- лекторий «Университетская библиотека»,

- экскурсию по библиотеке университета,

- посещение музея истории вуза,

- лекции по следующим темам: «Специфика получения высшего образования в России», «Тайм-менеджмент», «Учебная деятельности на лекциях, практических занятиях и лабораторных», «Учебники и справочная литературы в помощь студенту», «Основы проектной деятельности», «Развитие внимания, памяти и мышления», «Стрессоустойчивость в учебной деятельности».

Библиографический список

Курс заканчивается обсуждением полученных результатов и повторным анкетированием. Результаты апробации программы представлены в табл. 3.

Сравнение первого и второго анкетирования показало прогресс показателей личностного саморазвития и самоорганизации студентов-иностранцев учебной деятельности после прохождения спецкурса. А значит, конечные данные подтверждают, что создаваемые педагогические условия действительно влияют на адаптацию иностранных студентов к условиям обучения в российском вузе.

1. Шаламова О.О. Международное профессиональное сотрудничество в современном вузе. Ученые заметки ТОГУ. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2017; № 1-2: 227 - 234.

2. Мадорская С.М. Проблема социальной адаптации студентов к учебному процессу (конкретно-социологический анализ). Диссертация ... кандидата философских наук. Минск, 1986.

3. Шаламова О.О. Проблема мотивации профессиональной деятельности студентов старших курсов языковых факультетов. Материалы IX Международной научно-практической конференции по востоковедению. Хабаровск: Издательство: Тихоокеанский государственный университет, 2020: 36 - 40.

4. Стафеева Ю.В. Педагогическая поддержка адаптации студентов младших курсов к условиям обучения в вузе. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Петропавловск-Камчатский, 2006.

5. Бранден Н. Шесть столпов самооценки. Москва: Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2021.

References

1. Shalamova O.O. Mezhdunarodnoe professional'noe sotrudnichestvo v sovremennom vuze. Uchenye zametki TOGU. Habarovsk: Izdatel'stvo TOGU, 2017; № 1-2: 227 - 234.

2. Madorskaya S.M. Problema social'nojadaptaciistudentov kuchebnomuprocessu (konkretno-sociologicheskijanaliz). Dissertaciya ... kandidata filosofskih nauk. Minsk, 1986.

3. Shalamova O.O. Problema motivacii professional'noj deyatel'nosti studentov starshih kursov yazykovyh fakul'tetov. Materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakiicheskoj konferenciipo vostokovedeniyu. Habarovsk: Izdatel'stvo: Tihookeanskij gosudarstvennyj universitet, 2020: 36 - 40.

4. Stafeeva Yu.V. Pedagogicheskaya podderzhka adaptacii studentov mladshih kursov k usloviyam obucheniya v vuze. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Petropavlovsk-Kamchatskij, 2006.

5. Branden N. Shest' stolpov samoocenki. Moskva: Izdatel'stvo «Mann, Ivanov i Ferber », 2021.

Статья поступила в редакцию 24.03.21

УДК 372.82

Bazarkulov S.O., PhD in Religious Studies, senior lecturer, Department of Religious Studies and General Education, Osh State University (Osh, Kyrgyz Republic),

E-mail: [email protected]

SEARCH FOR TEACHING RELIGION IN SCHOOLS OF KYRGYZSTAN. In this article, the search for religious education in schools in Kyrgyzstan is analyzed. With the independence of Kyrgyzstan, it is aimed to teach religious and moral values in general education. In this context, in the first years, religious and moral values were taught in some schools under the name of "lyman lesson" according to their own initiative. However, afterwards, it was officially declared that the "lyman course" was a moral lesson, and it was stated that the religious subjects in the curriculum of the course are a part of the society culture. After the official announcement that lyman was a moral lesson, the demand and search for religion lessons in schools continued. In 2016, the "History of Religious Culture" course was taught with trials. Later, the standards of the course were presented to the public. It is envisaged that the course will be taught in all schools in next year.

Key words: Kyrgyzstan, teaching religion, religious education, religious tolerance, Iyman.

С.О. Базаркулов, д-р философии по религиоведению, доц., Ошский государственный университет, г. Ош, Е-mail: [email protected]

ПОИСК ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В ШКОЛАХ КЫРГЫЗСТАНА

В данной статье будет проанализирован поиск религиозного образования в школах Кыргызстана. С обретением Кыргызстаном независимости он направлен на обучение религиозным и нравственным ценностям в общем образовании. В этом контексте в первые годы религиозные и моральные ценности преподавались в некоторых школах под названием «Урок ыйман/веры» по их собственной инициативе. Впоследствии «Урок Ыйман» получил статус официального, было объявлено, что религиозные предметы в учебной программе курса являются частью культуры общества. После этого поиск разработок уроков религии и их форм в школах продолжились. В 2016 году дисциплина «История религиозной культуры» преподавалась в качестве эксперимента. Позже общественности были представлены ее стандарты. Предполагается, что в следующем году дисциплина будет введена во все школы.

Ключевые слова: Кыргызстан, обучение религии, религиозное образование, религиозная толерантность, ыйман.

Сегодня в демократических странах преподавание религии в школах считается компонентом общего образования, и проводятся исследования, посвященные ее педагогическому вкладу в развитие ребенка. Основная проблема в преподавании религии заключается в том, какие разделы следует преподавать в классе, кто определяет эти разделы и как донести это содержание до ученика.

Сегодня цель педагогики - раскрыть врожденные возможности человека и в достаточной мере удовлетворить его естественные потребности. Задача и миссия школы - не оставлять без ответа вопросы, касающиеся религии, не допускать, чтобы ребенок спонтанно находил ответы на интересующие его религиозные вопросы. Это является важным фактором формирования полноценного человека. Школа должна преподавать религию так, чтобы дать ребенку объективную возможность получить правильные ответы на свои вопросы о ней. Родители ждут от школы, что она поможет сформировать у детей их собственные убеждения и мировоззрение. Это считается их законным правом.

Религия - одна из основных потребностей каждого человека и общества. Удовлетворение этой естественной потребности - естественное явление. Если потребность не удовлетворена должным образом и в достаточной степени, человек поспешит ее восполнить, хотя и неформально. Поэтому место и роль религии в достижении целей общего образования также важны.

Сегодня в мировой практике утратил популярность аргумент о невозможности религиозного образования в государственных школах. Преподавание религии в системе общего образования - это демократическое право, и страны выполняют эту обязанность в школах по-разному. В одних странах дается конфессиональное образование, в других - внеконфессиональное религиозное образование. В Кыргызстане вопрос преподавания религии в школах стал решен только после долгих споров.

В Кыргызстане до Октябрьской революции 1917 года общее образование давалось в школах и медресе. Образование в школах было религиозным и тесно связано с исламом. Школы и медресе - это учреждения, которые играют важную роль в формировании кыргызской культуры и религиозных представлений. Выполняли важную функцию в процессе достижений определенных успехов кыргызской интеллигенцией, государственных служащих, историков, поэтов и педагогов в целом.

Основной целью школ была подготовка учеников для медресе, поэтому они часто читали Коран и обучали основным принципам и правилам поклонения исламу. Уроки вели имамы мечетей. Задача имама заключалась в том, чтобы повысить грамотность детей в его районе и научить их религиозным правилам. С другой стороны, медресе - это учреждения, которые обучают мусульман законам, обязанностям, шариату и исламу.

Распространение медресе в Кыргызстане восходит к середине 19 - началу 20 века. В 1841 году Алымбек Датка построил в Оше медресе Ак-Медресе. В 1892 году в Оше было официально зарегистрировано 7 медресе. С развитием Кохонского ханства ислам получил широкое распространение среди киргизов, а с XIX века и далее начали расти мечети и медресе [1, с. 38]. Хорошо известно, что согласно идеологии советской эпохи религия в школах не преподавалась. Наоборот, в школе существовала антирелигиозная идеология.

После обретения Кыргызстаном независимости в 1991 году процесс возвращения к национальным и религиозным ценностям в образовании возродился. В результате стал обсуждаться вопрос преподавания религии в школах. С 1991 по 2003 год по инициативе администрации школы проводился «Урок веры». В этот период по-разному формировался предмет ыйман/веры сабагы, в некоторых школах рассматривалась дисциплина национальной этики, в других - преимущественно преподавались предметы религии.

В 2003 году была разработана и официально введена в действие учебная программа «Урок ыйман/веры» для 1 - 11 классов. С официальным введением «Урока ыйман/веры» возникли проблемы с предметами этого курса. Он был переименован Министерством образования и науки в «Урок этики/адеп» из-за того, что религиозные лидеры настаивали на том, чтобы понятие «ыйман/вера» толковалось только в исламском контексте и имело религиозное содержание [2, с. 155].

В то время вопрос преподавания религии в школах рассматривался с идеологической точки зрения, несовместимой с конституционным порядком, а религиозная деятельность была запрещена на том основании, что религиозные организации отделены от государства. В результате в школах были запрещены религиозные предметы и религиозное обучение. Это был пережиток старой идеологии. По сути, оптимально эта проблема должна была решаться на научно-педагогической основе.

Страны, которые сегодня принимают секуляризм, также имеют религиозное образование в своих государственных школах. Здесь урок религии воспринимается как основное право гражданина, и государство назначает учителей из соответствующих религиозных организаций. При анализе основных прикладных подходов, связанных с религиозным образованием в школе, четыре фактора имеют приоритетное значение. Их можно сформулировать следующим образом [3]:

• форма взаимоотношений религии и государства,

• религиозное устройство страны (где принята одна или несколько религий),

• роль религии в истории и традициях страны,

• восприятие и ожидания от религиозного образования.

После официального объявления о том, что адеп/этика не является религиозным предметом, в обществе снова поднялся вопрос о преподавании религии.

В результате концепции религиозной демократии и чрезмерного либерализма в Кыргызстане возникают угрозы миру в обществе. Было отмечено, что религия - это не только фактор развития общества, но и фактор разделения и ненависти. Стало ясно, что религиозное образование играет важную роль в развитии терпимости среди верующих и неверующих в обществе. Нет разницы между крайней преданностью религии и крайней ненавистью к религии.

В 1991 году был принят первый Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике», который направлен на построение демократического, социального и правового государства. Принятие закона открыло дорогу свободе вероисповедания в стране. Под влиянием гибкого закона религии со всего мира соревновались в распространении своей веры. Эта ситуация привела к проблемам с религиозной ситуацией в стране. Со временем религиозная ситуация не только в стране, но и в других странах стала актуальной и превратилась в серьезную проблему в повседневной жизни граждан.

Для решения и предотвращения таких проблем в религиозной сфере правительство в 2008 году внесло поправки в Закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике». Правительство сосредоточило внимание на необходимости «искоренить религиозную грамотность» будущих поколений как на одном из способов решения проблем. В связи с этим статья 6 пункт 8 нового Закона «Об образовании и религии» гласит: «Преподавание религиоведческих дисциплин, имеющих общеобразовательный характер, если это не противоречит законодательству Кыргызской Республики, может включаться в программы государственных учебных заведений» [4].

Открыт легальный доступ к религиозному образованию в школах, подготовлены и представлены проекты для общественного обсуждения гражданским обществом и соответствующими государственными органами, Министерством образования и науки [5; 6; 7]

Первой из разработанных программ по уроку религии является проект «История религии» [5]. Курс «История религии» был разработан в 2009 году общественным фондом поддержки образования «Калем». В проекте предусмотрено, что курс истории религии будет преподаваться в 7, 8 и 9 классах. Потому что утверждается, что дети этого возраста (от 14 лет) подходят для обработки и анализа вопросов о религии с точки зрения психологии развития и педагогической психологии.

Цель состоит в том, чтобы передать информацию о месте и роли религии в формировании истории человечества и цивилизации. Кроме того, он должен предоставить информацию о возникновении, развитии и распространении мировых традиционных религий, чтобы побудить будущие поколения принять гуманные национальные и религиозные ценности, соответствующие тому времени, улучшить их религиозное признание и помочь молодым людям быть терпимым к другим религиям. Следовательно, цель курса «История религии» - способствовать развитию духовного мира смысла человеческой жизни путем понимания ценностей традиционных мирских религий [5].

Другой учебный план, разработанный для урока религии, был подготовлен комиссией Министерства образования по концепции «Религиоведение» и опубликован в газете «Кутбилим» [7]. В вышеупомянутой концепции курс «Религиоведение» преподается с 1 по 11 классы. В этой концепции обсуждаются принципы преподавания, философия и подходы к религии в светской государственной школе. Целью преподавания религии является развитие толерантных социальных отношений. Он направлен на улучшение различий в понимании религиозного и светского образования в стране, устранение недоверия друг к другу на основе терпимости [7]. К сожалению, эти проекты были проигнорированы из-за политических и социальных изменений в стране.

Попытки преподавать религию в школах вновь возникли только в 2016 году. Это связано с тем, что Концепция государственной политики в религиозной сфере Кыргызской Республики, принятая Советом Безопасности в 2014 году, рассматривает вопрос преподавания религии в школах как приоритетный [8].

Министерство образования и науки разработало предметные стандарты и учебные программы для курса «История религиозной культуры». Согласно стандарту, курс «История религиозной культуры» является неотъемлемой частью социально-гуманитарного образования, а также мультидисциплинарной частью.

Вмешательство религиозных организаций в определение содержания курса, религиозное образование и продвижение религиозных учений не допускается. В процессе обучения и воспитания школа нейтральна по отношению к религии и не ставит своей целью формирование определенного отношения к религии. Цель - предоставить историческую информацию о религиях [9].

Основная цель курса «История религиозной культуры» - помочь ученикам понять роль религиозной и духовной культуры в общественном развитии, историю, обычаи, национальную самобытность и уникальность своего народа, формирование толерантной, грамотной личности, уважения к религии как неотъемлемой части человеческой культуры, гражданской и культурной идентичности всего Кыргызстана [9].

Основной задачей курса «История религиозной культуры» является духовное и нравственное воспитание учеников, формирование уважения к правам и

основным свободам человека, свободе выражения мнений, вероисповедания или атеизма, свободы религии и убеждений, независимо от расы, пола, языка, знакомство обучающихся с разнообразием религий и культурных традиций прошлого и настоящего мира [9].

Основные задачи курса в области познания:

- в этом курсе студенты узнают о разнообразии религий, культурных традиций и духовных ценностей прошлого и настоящего в мире, которые повлияли на развитие общества и цивилизации.

В поведенческой сфере:

- способность учащихся использовать современное многокультурное, многоэтническое и многоконфессиональное общество в отношениях с людьми, уважать права человека и основные свободы: свободу выражения мнений и убеждений, вероисповедания или атеистических взглядов, выбор религии независимо от расы, пола, языка; формирование уважительного отношения.

В аффективной (эмоционально-ценностной) среде:

- гармонизировать свои действия и действия других людей с национальными и общечеловеческими ценностями и нормами социальных правил, становление взглядов на основе исторически сформированных культурных, религиозных и национальных традиций, моральных и социальных правил [9].

Сегодня в стране существует давняя традиция религиозной науки, имеются случаи отсутствия опыта общественной жизни, попытки использовать религиозный фактор в политических и личных интересах. Также следует отметить, что «религиозное» незнание и низкий уровень информированности нерелигиозного населения о религии способствуют возникновению «нерелигиозного» радикализма.

Библиографический список

В целях предотвращения угроз в сфере религии государство вводит «Историю религиозной культуры» как самостоятельный курс в государственный стандарт общего среднего образования.

Предмет «История религиозной культуры» Министерства образования и науки в 2016 году преподавался в 10 школах на конкурсной основе для 9-х классов. С 2018 года он прошел апробацию в 56 школах по всей стране. Ожидается, что в следующем учебном году его будут преподавать во всех школах. Пока рано говорить, каково будет общественное мнение о цели и содержании курса, поскольку он преподается не во всех школах.

Обсуждение курса религии в школе вновь будет рассматриваться между религиозным образованием и обучением религии. Мусульмане, составляющие большинство общества, естественно, захотят получить образование в соответствии с религией, в которую они верят. Когда это произойдет, будет конфессиональное религиозное образование, затем государство начнет продвигать идею о том, что должно быть религиоведческое образование. В результате можно преподавать урок религии между теологией и педагогикой, не нарушая светскости, улучшая знания учащихся о религии.

В заключение отметим, что преподавание религии в школах, находящихся под надзором Министерства образования и науки, - рациональный подход. Это будет полезно для обеспечения целостности страны и религиозной терпимости в Кыргызстане с демократическим, социальным, мультикультурным и религиозным множеством. Но ограничиться предоставлением информации о курсе будет недостаточно. Учитывая, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, урок религии должен выполнять функцию воспитания. Преподавая религию в соответствии с требованиями критического мышления, можно будет сформировать у ученика рациональное отношение к религии.

1. Фуров В.Г. Мектеб. Большая советская энциклопедия. Москва, 1974.

2. Адеп сабагы. Государственные стандарты предметного образования в школах Кыргызской Республики Ответсвенный редактор А. Абдиев. Бишкек: Билим куту, 2006: 154 - 172.

3. Hull J.M., The Contribution of Religious Education to Religious Freedom: A Global Perspective. Religious Education in Schools: Ideas and Experiences from around the World,. IRARF, Oxford, 2001: 1 - 8. Available at: http://www.iarf.net/REBooklet/Hull.htm

4. О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике. Закон Кыргызской Республики от 31 декабря 2008 года № 282. Available at: http:// cbd.minjust.gov. kg/act/view/ky-kg/202498/50?cl=ru-ru&mode=tekst

5. «Дин тарыхы» окуу предметинин концепциясы. Кутбилим газетасы. 2009; 9 октября, № 35 (10351): 14 - 16.

6. Дин таануу сабагы - Жалпы билим беруучу мектептердин 1 - 11-класстары учун сынак окуу программасы. Бишкек 2009. Available at: http://www.religion. kg/?show=article&id=182

7. Кыргыз Республикасынын Дин таануучулук билим беруу Концепциясы. Кутбилим газетасы. 2011; 7 января, № 1 (10411): 14 - 16.

8. Концепция государственной политики Кыргызской Республики в религиозной сфере на 2014 - 2020 годы. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/68294

9. «Дин маданиятынын тарыхы» курсу боюнча предметтик стандарт. Бишкек, 2017: 1 - 26. Available at: https://www.edu.gov.kg/media/files/489b2745-e75d-4b93-a631-6f7a34a7ff5d.pdf

References

1. Furov V.G. Mekteb. Bol'shaya sovetskaya 'enciklopediya. Moskva, 1974.

2. Adep sabagy. Gosudarstvennye standarty predmetnogo obrazovaniya v shkolah Kyrgyzskoj Respubliki Otvetsvennyj redaktor A. Abdiev. Bishkek: Bilim kutu, 2006: 154 - 172.

3. Hull J.M., The Contribution of Religious Education to Religious Freedom: A Global Perspective. Religious Education in Schools: Ideas and Experiences from around the World,. IRARF, Oxford, 2001: 1 - 8. Available at: http://www.iarf.net/REBooklet/Hull.htm

4. O svobode veroispovedaniya ireligioznyh organizaciyah v Kyrgyzskoj Respublike. Zakon Kyrgyzskoj Respubliki ot 31 dekabrya 2008 goda № 282. Available at: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ky-kg/202498/50?cl=ru-ru&mode=tekst

5. «Din taryhy» okuu predmetinin koncepciyasy. Kutbilim gazetasy. 2009; 9 oktyabrya, № 35 (10351): 14 - 16.

6. Din taanuu sabagy -Zhalpy bilim beryychy mektepterdin 1 - 11-klasstary ychyn synakokuuprogrammasy. Bishkek 2009. Available at: http://www.religion.kg/?show=article&id=182

7. Kyrgyz Respublikasynyn Din taanuuchuluk bilim beryy Koncepciyasy. Kutbilim gazetasy. 2011; 7 yanvarya, № 1 (10411): 14 - 16.

8. Koncepciya gosudarstvennoj politiki Kyrgyzskoj Respubliki v religioznoj sfere na 2014 - 2020 gody. Available at: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/68294

9. «Din madaniyatynyn taryhy» kursu boyuncha predmettik standart. Bishkek, 2017: 1 - 26. Available at: https://www.edu.gov.kg/media/files/489b2745-e75d-4b93-a631-6f7a34a7ff5d.pdf

Статья поступила в редакцию 20.03.21

УДК 378

Bobrovnitskaya O.S., English teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia),

Email: [email protected]

COLLABORATIVE WORK ON A GLOSSARY AS A WAY TO MASTER PROFESSIONALLY-ORIENTED VOCABULARY BY STUDENTS AT FINANCIAL AND ECONOMIC FACULTIES. In the article the author considers benefits of students' collaborative work on an interactive glossary, which can be well integrated in the course of professionally oriented English included in the curriculum of the Financial University. A practice-oriented glossary is looked upon as an effective way to classify and organize the terminology that students encounter in educational texts. This method of learning helps students to quickly remember a great variety of new lexical units, as well as to enlarge their active and passive vocabulary. Collaborative work on a glossary also requires linguistic creativity, which helps to develop the students' soft skills, including self-management and teamwork. A glossary can also be used for improving the students' communication skills. The author shares her practical experience, giving an example of a glossary compiled in the classroom, considers the advantages and possible disadvantages of this method of learning.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: terminology, glossary, contextual usage, translation, mastering economic and business vocabulary, communicative skills, non-linguistic university, soft skills.

О.С. Бобровницкая, преп., Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва,

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.