УДК 061.3:622.684:656.13 © А.Б. Исайченков, А.С. Довженок, А.А. Степанов, В.В. Роженко, 2018
Поиск новых возможностей повышения безопасности и эффективности автотранспортных подразделений АО «СУЭК»
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-20-23
ИСАЙЧЕНКОВ Александр Борисович
Канд. техн. наук, начальник отдела технического обеспечения и технологии ОГР АО «СУЭК»,
115054, г. Москва, Россия e-mail: [email protected]
ДОВЖЕНОК Александр Сергеевич
Доктор техн. наук, ведущий научный сотрудник ООО «НИИОГР», 454048, г. Челябинск, Россия, тел.: +7 (351) 216 17 92, e-mail: [email protected]
СТЕПАНОВ
Александр Александрович
Начальник АТЦ АО «Разрез Березовский», 662305, г. Шарыпово, Россия
РОЖЕНКО Виктор Викторович
Начальник
автотранспортного цеха РУ «Новошахтинское» ООО «Приморскуголь», 692656, пос. Новошахтинский, Приморский край, Россия, тел.: +7 (42346) 25845, доб. 3-03
23-27 октября 2017 г. состоялось шестое ежегодное совещание автомобилистов СУЭК по повышению безопасности и эффективности производственных процессов на транспорте, которое в этот раз проходило на заводе БелАЗ. Важным аспектом было обсуждение конструктивных доработок карьерных автосамосвалов, поскольку СУЭК является стратегическим партнером завода. Ключевой темой совещания руководителей и специалистов была проработка концепции программы развития автотранспортного подразделения как системы, являющейся важным звеном в технологической цепи угледобычи. Такой подход позволил увидеть новые возможности повышения безопасности и эффективности производства. Ключевые слова: совещание автомобилистов, безопасность и эффективность производства, автотранспортная система угледобывающего предприятия, концепция программы развития, рейтинги.
ВВЕДЕНИЕ
С 23 по 27 октября 2017 г. состоялось шестое ежегодное совещание автомобилистов СУЭК по повышению безопасности и эффективности производства, которое проходило в Республике Беларусь (г. Жодино). Участниками совещания были представители головного офиса компании СУЭК, руководители и специалисты автотранспортных подразделений производственных единиц, руководители сервисных предприятий и партнеров СУЭК, сотрудники НИИОГР - всего более 50 человек.
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ СОВЕЩАНИЯ
Проведено ознакомление с заводом БелАЗ, по завершении которого с заместителями генерального директора, главного конструктора и начальниками конструкторских бюро (13 чел.) были обсуждены слабые конструктивные места, выявленные на автосамосвалах БелАЗ в процессе их эксплуатации на предприятиях СУЭК и предложения по улучшению качества машин. Представители завода вынесли на обсуждение конструктивные изменения в автосамосвалах грузоподъемностью 130-220 т, осуществленные в период 2012-2017 гг.
Состоялось рассмотрение семнадцати докладов руководителей автотранспортных участков и цехов СУЭК о результатах улучшений в своих подразделениях за 2017 г. В выступлениях участников отмечен высокий уровень внимания со стороны Компании к обеспечению средствами механизации вспомогательных и трудоемких процессов, а также позитивная динамика в росте культуры производства и результатах деятельности [1, 2]. В выступлениях руководителей сторон-
них сервисных предприятий (четыре доклада) были даны предложения по сотрудничеству, обеспечивающие взаимную выгоду сторон.
Дискуссия в отношении мер по повышению качества рабочих процессов при эксплуатации и ремонте машин наглядно показала участникам, что основные резервы сосредоточены в управлении производством. Если величину этих резервов принять за 100%, то, по мнению участников, по функциям управления: планирование (П), организация (О), мотивация (М) и контроль (К) резервы распределяются следующим образом: П - 20%, О - 50%, М и К - по 15%. Основные резервы - 70% - в планировании и организации производства.
Участниками отмечено, что у автомобилистов возрастает уровень заинтересованности в объединении усилий в области повышения безопасности и эффективности функционирования автотранспортных подразделений.
Ключевой аспект совещания - обсуждение концепции программы развития автотранспортной системы угледобывающего предприятия.
В 2013 г. СУЭК была разработана и принята стратегия по развитию автотранспорта. Для улучшения деятельности по освоению стратегии на совещании была предложена и обсуждена концепция программы развития автотранспортной системы как важнейшего звена в технологической цепи угледобывающего предприятия [3]. Обсуждение этой концепции позволило участникам уяснить, что главным в ней является развитие профессионализма персонала, в первую очередь руководителей автотранспортных цехов, до уровня, обеспечивающего требуемую динамику безопасности и эффективности производства [4, 5].
ТРАДИЦИОННЫЙ АСПЕКТ СОВЕЩАНИЯ -
ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЙТИНГОВ
Расчет рейтингов предприятий показал высокий интерес к этому этапу работы совещания, поскольку позволяет увидеть результаты функционирования своих подразделений среди других.
По принятым на предыдущих совещаниях ключевым показателям соревнования: удельные затраты труда, чел.-ч/ маш.-ч на линии; удельная производительность автосамосвалов, тыс. т/авто-тонну и тыс. т-км/авто-тонну; удельные затраты на 1 м3 перевезенной горной массы и 1 т-км, руб./м3 и руб./т-км; травматизм - количество несчастных случаев и их тяжесть определен рейтинг автотранспортных подразделений разрезов [6]. Места распределились следующим образом (табл. 1).
Рейтинги
КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ автотранспортной системы угледобывающего предприятия
Автотранспортная система - это важнейшее звено угледобывающего предприятия в его технологической цепи. Она включает подсистемы эксплуатации и ремонта автосамосвалов, функционирование и развитие которых обеспечивают руководители, специалисты и операторы.
Предназначение автотранспортной системы - обеспечение безопасных и эффективных грузопотоков на основе рационального использования ресурсов предприятия.
Цель программы - формирование устойчиво и динамично развивающейся автотранспортной системы на основе роста профессионализма персонала и прежде всего руководителей.
Критерии результативности - требуемая динамика повышения качества транспортной услуги и обеспечение снижения ее стоимости в сравнении с конкурентами.
Основные положения:
- привлекательность автотранспортной системы для руководства Компании, РПО и ПЕ достигается наилучшим сочетанием цены и качества транспортной услуги на основе формирования высокой культуры производства и динамики развития автотранспортной системы;
- привлекательность для ее работников обеспечивается высокой культурой производства, возможностями удовлетворения своих профессиональных и социально-экономических потребностей;
- основное требование к каждому руководителю, специалисту, оператору - постоянное развитие своего профессионализма.
Этапы:
• социально-экономические улучшения - усиление мотивации к безопасному, эффективному и производительному труду, улучшение связи «результат - оплата» по всем категориям работников;
• организационное развитие - улучшение отношений к труду, предприятию; совершенствование функций и взаимодействия персонала по уровням управления; повышение культуры производства;
• технико-технологическая модернизация в эксплуатации и ремонте - обеспечение надежности оборудования, механизация трудоемких операций и процессов.
Результаты - высокая динамика развития автотранспортной системы с приемлемым уровнем:
- безопасности, производительности труда персонала и автосамосвалов;
- удельной себестоимости автоперевозок;
- культуры производства.
Таблица 1
2016 г. 9 мес. 2017 г.
№ места 1 Предприятие № места 1 Предприятие
1 Разрез «Березовский» 1 Разрез «Березовский»
2 Разрез «Восточно-Бейский» 2 Разрез «Восточно-Бейский»
3 Разрез «Тугнуйский» 3 Разрез «Тугнуйский», Разрез «Харанорский»
4 Разрез «Изыхский» 4 Разрез «Изыхский»
5 Разрез «Харанорский» 5 РУ «Новошахтинское»
6 РУ «СУЭК-Кузбасс» 6 РУ «СУЭК-Кузбасс», Разрез «Черногорский»
7 Разрез «Черногорский» 7 АО «Ургалуголь», Разрез «Апсатский»
8 АО «Ургалуголь» - -
9 РУ «Новошахтинское» - -
10 Разрез «Апсатский» - -
Таблица 2
Основные результаты совещаний автомобилистов за 2012-2017 гг.
Год и место Количество участников Результаты
Предприятий Человек
16-17.10.2012 г., Разрез «Восточно-Бейский» 6 17/15 Скорректирован стандарт работы экскаваторно-автомобильного комплекса на разрезе «Восточно-Бейский». Участники продемонстрировали заинтересованность в проведении подобных форумов для продуктивного обмена опытом и совместного решения общих проблем
21-25.10.2013 г., 9 34/32/1* Разработан проект положения о соревновании автотранспортных цехов Разрез «Тугнуйский» (участков). Участники увидели на предприятии много интересных улучшений
6-11.10.2014 г., Разрез «Березовский» 11 19/17/1 Начался реальный обмен опытом - ряд полезных улучшений руководители внедрили у себя на производстве без привлечения дополнительных инвестиций. Оценена деятельность автотранспортных цехов (участков) за прошедший период, что вызывает соревновательный эффект и позволяет руководителям обоснованно сравнивать себя с другими руководителями аналогичных подразделений
14-18.09.2015 г., 11 25/24/1 Расширяется внедрение полезных улучшений. ОАО «Приморскуголь» Принято, что необходимо освоение всем персоналом автотранспортных подразделений безопасной культуры производства как основы его эффективности. Подведены итоги соревнований автотранспортных цехов, что усиливает интерес к проведению совещаний
24-29.10.2016 г., АО «СУЭК-Кузбасс» 18 40/27/3 Продемонстрировано освоение безопасной культуры производства в мобильном ремонтном боксе на основе повышения уровня чистоты, порядка и организации процессов. Уяснено, что необходимо перейти к системе непрерывных улучшений в цехах
23-27.10.2017 г., 19 50/34/15 С руководством завода БелАЗ проведено совещание по конструктивным Минск, завод БелАЗ улучшениям карьерных автосамосвалов. Обсуждена Концепция развития автотранспортных подразделений на основе роста профессионализма персонала и прежде всего руководителей,** которая принята как Программа
* - 34/32/1 - 34 (всего участников), 32 (в том числе представители СУЭК), 1 (в том числе представители ГО). **- Среди соискателей ученых степеней кандидата и доктора наук автомобилистов нет.
Необходимо отметить, что с 2015 г. в тройке передовиков сохраняют свои позиции разрезы «Березовский», «Восточно-Бейский», «Тугнуйский» [7, 8].
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОВЕЩАНИЙ
ЗА 2012-2017 гг.
Компанией ведется целенаправленная работа по сплочению руководителей автотранспортных подразделений в регулярно функционирующую организационную структуру по эффективному обмену опытом, идеями и замыслами, по совместному поиску методов решения общих проблем [9]. Значимое место в формируемой структуре занимает ежегодное совещание автомобилистов, которое позволяет подвести итоги и наметить план на будущее. Основные результаты этой работы за период с 2012 по 2017 г. представлены в табл. 2.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Осуществление стратегии компании «СУЭК» по развитию карьерного автотранспорта предопределяет необходимость ускоренного повышения профессионализма персонала, и прежде всего руководителей транспортных цехов, до уровня, обеспечивающего требуемую динамику безопасности и эффективности производства на осно-
ве подготовки и освоения соответствующей Программы. Участники совещания пришли к выводу, что для формирования устойчиво и динамично развивающейся автотранспортной системы целесообразно каждому заинтересованному руководителю автотранспортного подразделения подготовить и реализовать такую Программу.
Список литературы
1. Bowers M.R., Hall J.R., Srinivasan M.M. Organizational culture and leadership style: The missing combination for selecting the right leader for effective crisis management // Business Horizons. 2017. Vol. 60. Issue 4, p. 551-563.
2. Pollard J., Heberger J., Dempsey P.G. Maintenance and repair injuries in US mining //Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2014. Vol. 20. Issue 1, pp. 20-31. doi: 10.1108/ JQME-02-2013-0008.
3. Кулецкий В.Н., Жунда С.В., Галкин А.В. Формирование эффективной системы производственного контроля на разрезе «Тугнуйский» для устранения условий труда, при которых возможны групповые, смертельные и тяжелые травмы // Уголь. 2017. № 2. С. 23-28. URL: http://www. ugolinfo.ru/Free/022017.pdf (дата обращения: 15.01.2018).
4. Роль руководителя и персонала в обеспечении безопасности производства / В.Б. Артемьев, В.В. Лисов-
ский, А.И. Добровольский и др. Отдельная статья Горного информационно-аналитического бюллетеня. М.: Горная книга, 2017. 48 с. (Сер. «Б-ка горного инженера-руководителя». Вып. 32).
5. Phakathi S.T. Production, Safety and Teamwork in a Deep-Level Mining Workplace: Perspectives from the Rock-Face. Emerald Publishing Limited, 2017. 259 p.
6. Совещание автотранспортников ОАО «СУЭК» / В.Н. Кулецкий, А.В. Горохов, И.Б. Строгий, А.С. Довженок // Уголь. 2013. № 12. С. 14-16. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/122013.pdf (дата обращения 15.01.2018).
7. Повышение безопасности и эффективности функционирования автотранспортных подразделений АО «СУЭК»
/ Ю.В. Примачев, А.В. Дьяконов, В.В. Роженко и др. // Уголь. 2015. № 11. С. 30-32. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/112015.pdf (дата обращения 15.01.2018).
8. Повышение эффективности и безопасности функционирования автотранспортных подразделений ОАО «СУЭК» / А.С. Мануильников, А.А. Степанов, И.Б. Строгий и др. // Уголь. 2014. № 12. С. 48-49. URL: http://www.ugolinfo.ru/ Free/122014.pdf (дата обращения 15.01.2018).
9. Franco Jefferds dos Santos Silva, Herbert Ricardo Garcia Viana, André Nasser Aquino Queiroz. Availability forecast of mining equipment // Journal of Quality in Maintenance Engineering. 2016. Vol. 22. Issue 4, pp. 418-432. doi: 10.1108/ JQME-12-2015-0067.
TRANSPORT
UDC 061.3:622.684:656.13 © A.B. Isaychenkov, A.S. Dovzhenok, A.A. Stepanov, V.V. Rozhenko, 2018 ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, № 2, pp. 20-23
Title
SUEK, JSC TRANSPORTATION COMPANIES IN SEARCH FOR NEW SAFETY AND EFFICIENCY OPPORTUNITIES
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2018-2-20-23
Authors
Isaychenkov A.B.1, Dovzhenok A.S.2, Stepanov A.A.3, Rozhenko V.V.4 ' SUEK, JSC, Moscow, 115054, Russian Federation
2 Institute of efficiency and safety of mining production ("NIIOGR" LLC), Chelyabinsk, 454048, Russian Federation
3 "Berezovsky" Open-pit mine, JSC, Sharypovo, 662305, Russian Federation
4 RU "Novoshahtinskoe" of "Primorskugol" LLC, Novoshahtinskoe village, Primorsky Krai, 692656, Russian Federation
Authors' Information
Isaychenkov A.B., PhD (Engineering), Head of Department of surface mining, e-mail: [email protected]
Dovzhenok A.S., Doctor of Engineering Sciences, Leading Scientific Assistant, tel.: +7 (351) 216-17-92, e-mail: [email protected] Stepanov A.A., Head of Department of transport
Rozhenko V.V., Head of Department of transport, tel.: +7 (42346) 2-58-45, ex. 3-03
Abstract
The sixth annual meeting of SUEK automotive specialists, was held on October 23-27, 2017, to improve safety and efficiency of transportation production processes; this time the meeting took place at the BelAZ plant. Mine dump trucks meaningful modifications was an important aspect of discussions, as SUEK is a strategic partner of the plant. The key topic of the managers and specialists meeting was the elaboration of the program concept for the development of road transport unit as an important coal mining process chain component. This approach highlighted new opportunities for safety and production efficiency improvement.
Keywords
Automotive specialists meeting, Production safety and efficiency, Coal mining enterprise motor transportation system, Development program concept, Ratings.
References
1. Bowers M.R., Hall J.R. & Srinivasan M.M. Organizational culture and leadership style: The missing combination for selecting the right leader for effective crisis management. Business Horizons, 2017, Vol. 60(4), pp. 551-563.
2. Pollard J., Heberger J., Dempsey P.G. Maintenance and repair injuries in US mining. Journal of Quality in Maintenance Engineering, 2014, Vol. 20(1), pp. 20-31. doi: 10.1108/JQME-02-2013-0008.
3. Kuletsky V.N., Zhunda S.V. & Galkin A.Val. Formirovanie effektivnoy sis-temy proizvodstvennogo kontrolya na razreze «Tugnuyskiy» dlya ustraneniya
usloviy truda, pri kotorykh vozmozhny gruppovye, smertel'nye i tyazhelye travmy [Efficient production monitoring system arrangement in"Tugnuisky" open-pit mine for elimination of the labor conditions, raising the possibility of group, fatal and severe injuries]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2017, No. 2, pp. 23-28. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022017.pdf (accessed 15.01.2018).
4. Artemiev V.B., Dobrovolskiy A.I., Lisovskiy V.V., Galkin V.A., Makarov A.M., Kravchuk I.L., Kaledina N.O., Vorobyova O.V. & Galkin A.V. Rol rukovoditelya i personala vobespecheniibezopasnostiproizvodstva [Manager's and personnel role in production safety provision]. Separate article in the Mining Information and Analytical Bulletin. Moscow, Gornaya Kniga Publ., 2017, 47 p. (Mining Engineer-Manager's Library series, issue 32)
5. Phakathi S.T. Production, Safety and Teamwork in a Deep-Level Mining Workplace: Perspectives from the Rock-Face. Emerald Publishing Limited, 2017, 259 p.
6. Kuletsky V.N., Gorokhov A.V., Strogiy I.B. & Dovzhenok A.S. Soveshchanie avtotransportnikov OAO "SUEK" [Meeting of"SUEK" company motor transport unit employees]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2013, No. 12, p. 14-16. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/122013.pdf (accessed 15.01.2018).
7. Primachev Yu.V., Dyakonov A.V., Rozhenko V.V. & Dovzhenok A.S. Povy-shenie bezopasnosti i effektivnosti funktsionirovaniya avtotransportnykh podrazdeleniy AO "SUEK" [Improving Safety and Efficiency of Operation of SUEK's Motor Divisions]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2015, No. 11, pp. 30-32. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/112015.pdf (accessed 15.01.2018).
8. Manuilnikov A.S., Stepanov A.A., Strogiy I.B. & Dovzhenok A.S. Povysh-enie effektivnosti i bezopasnosti funktsionirovaniya avtotransportnykh podrazdeleniy OAO "SUEK" [Improving the Efficiency and Safety of the Motor Transport Departments of "SUEK" JSC]. Ugol' - Russian Coal Journal, 2014, No. 12, pp. C. 48-49. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/122014.pdf (accessed 15.01.2018).
9. Franco Jefferds dos Santos Silva, Herbert Ricardo Garcia Viana, André Nasser Aquino Queiroz. Availability forecast of mining equipment. Journal of Quality in Maintenance Engineering, 2016, Vol. 22(4). pp. 418-432. doi: 10.1108/ JQME-12-2015-0067.