Научная статья на тему 'ПОИСК КОРРЕЛЯТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЬСКИМИ УСТАНОВКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПОИСК КОРРЕЛЯТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЬСКИМИ УСТАНОВКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
родительские установки / эмоциональный интеллект / дети дошкольного возраста / эмоциональный контакт / вербализация / интерес / активность / parental attitudes / emotional intelligence / preschool children / emotional contact / verbalization / interest / activity

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терницкая Светлана Викторовна

Рассмотрена проблема родительских установок детей дошкольного возраст через призму эмоционального интеллекта. Воспитывая ребенка в семье, родители, так или иначе, прибегают к использованию установок, связанных с выполнением родительских функций, которые и определяют успешность личностного развития ребенка в будущем. Традиционно выделяют четыре основных вида родительских установок: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека. Родительские установки подвижны, могут изменяться и трансформироваться в процессе жизнедеятельности и воспитания ребенка в соответствии с полученным жизненным опытом. В эмпирическом исследовании доказано, что уровень эмоционального интеллекта родителей влияет на конструктивность родительских установок в воспитании детей дошкольного возраста: родителям с высокими уровнями эмоционального интеллекта в большей степени характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми; отсутствие тотального контроля за поведением и действиями детей, уверенность в собственном ребенке; родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком, чаще испытывают негативные чувства к ребенку, дают низкую оценку его способностям, отсутствует интерес к стремлениям и активностям ребенка. Данные эмпирического исследования позволяют констатировать, что в школе осознанного родительства обязательно должен быть отдельный блок по развитию эмоционального интеллекта родителей, особенно родителей дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Терницкая Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR CORRELATES BETWEEN PARENTAL ATTITUDES AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FAMILIES RAISING PRESCHOOL CHILDREN

The problem of parental attitudes of preschool children is considered through the prism of emotional intelligence. When raising a child in a family, parents, one way or another, resort to using attitudes related to the performance of parental functions, which determine the success of the child’s personal development in the future. Traditionally, there are four main types of parental attitudes: acceptance and love; explicit rejection; excessive demands; excessive guardianship. Parental attitudes are mobile, can change and transform in the process of life and upbringing of a child in accordance with the life experience gained. An empirical study has proved that the level of emotional intelligence of parents affects the constructiveness of parental attitudes in the upbringing of preschool children: parents with high levels of emotional intelligence are more characterized by the desire to establish close balanced relationships with their children; lack of total control over the behavior and actions of children, confidence in their own child; parents with low emotional intelligence are not they strive to establish close balanced relationships with children, do not encourage independence, activity and initiative of children, do not seek to establish friendly relations, there is no desire to verbalize relations with the child, more often experience negative feelings towards the child, give a low assessment of his abilities, there is no interest in the aspirations and activities of the child. Thus, the empirical research data allow us to state that the school of conscious parenting must have a separate unit for the development of emotional intelligence of parents, especially preschool-age parents.

Текст научной работы на тему «ПОИСК КОРРЕЛЯТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЬСКИМИ УСТАНОВКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ПОИСК КОРРЕЛЯТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЬСКИМИ УСТАНОВКАМИ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Терницкая Светлана Викторовна

Кандидат педагогических наук, доцент, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (Севастополь), e-mail: nast_kostsova@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-49-56 Аннотация:

Рассмотрена проблема родительских установок детей дошкольного возраст через призму эмоционального интеллекта. Воспитывая ребенка в семье, родители, так или иначе, прибегают к использованию установок, связанных с выполнением родительских функций, которые и определяют успешность личностного развития ребенка в будущем. Традиционно выделяют четыре основных вида родительских установок: принятие и любовь; явное отвержение; излишняя требовательность; чрезмерная опека. Родительские установки - подвижны, могут изменяться и трансформироваться в процессе жизнедеятельности и воспитания ребенка в соответствии с полученным жизненным опытом. В эмпирическом исследовании доказано, что уровень эмоционального интеллекта родителей влияет на конструктивность родительских установок в воспитании детей дошкольного возраста: родителям с высокими уровнями эмоционального интеллекта в большей степени характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми; отсутствие тотального контроля за поведением и действиями детей, уверенность в собственном ребенке; родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком, чаще испытывают негативные чувства к ребенку, дают низкую оценку его способностям, отсутствует интерес к стремлениям и активностям ребенка. Данные эмпирического исследования позволяют констатировать, что в школе осознанного родительства обязательно должен быть отдельный блок по развитию эмоционального интеллекта родителей, особенно родителей дошкольного возраста.

Ключевые слова: родительские установки, эмоциональный интеллект, дети дошкольного возраста, эмоциональный контакт, вербализация, интерес, активность.

SEARCH FOR CORRELATES BETWEEN PARENTAL ATTITUDES AND EMOTIONAL INTELLIGENCE IN FAMILIES RAISING PRESCHOOL CHILDREN

Ternitskaya Svetlana Viktorovna

Candidate of Pedagogical Sciences, Sevastopol Institute of Economics and Humanities (the Branch) of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Sevastopol), e-mail: svetlanatsev@mail.ru

DOI: 10.24412/1029-3388-2024-1-49-56

Abstract:

The problem of parental attitudes of preschool children is considered through the prism of emotional intelligence. When raising a child in a family, parents, one way or another, resort to using attitudes related to the performance of parental functions, which determine the success of the child's personal development in the future. Traditionally, there are four main types of parental attitudes: acceptance and love; explicit rejection; excessive demands; excessive guardianship. Parental attitudes are mobile, can change and transform in the process of life and upbringing of a child in accordance with the life experience gained. An empirical study has proved that the level of emotional intelligence of parents affects the constructiveness of parental attitudes in the upbringing of preschool children: parents with high levels of emotional intelligence are more characterized by the desire to establish close balanced relationships with their children; lack of total control over the behavior and actions of children, confidence in their own child; parents with low emotional intelligence are not they strive to establish close balanced relationships with children, do not encourage independence, activity and initiative of children, do not seek to establish friendly relations, there is no desire to verbalize relations with the child, more often experience negative feelings towards the child, give a low assessment of his abilities, there is no interest in the aspirations and activities of the child.

Thus, the empirical research data allow us to state that the school of conscious parenting must have a separate unit for the development of emotional intelligence of parents, especially preschool-age parents.

Key words: parental attitudes, emotional intelligence, preschool children, emotional contact, verbalization, interest, activity.

Введение. Основная роль в развитии личности ребенка отводится семье как главному социальному институту. Именно в семье создаются условия (социальные, культурные, экономические, мировоззренческие), влияющие на развитие личности на всех этапах социализации.

2024 год объявлен годом семьи в РФ, поэтому проблематика ценности семьи, воспитания детей - выходят на первый план.

Особенно важно влияние семьи на ребенка дошкольного возраста, поскольку именно в данный период складываются основы его личностного, познавательного, социально-психологического развития.

Для дошкольного возраста характерен ряд новообразований, среди которых: зарождение нравственного развития, распознавание социальных норм, мотивация поведения; новообразования в области волевого развития (развитие предпосылок подчинять собственные действия мотиву); в сфере самосознания (самооценка, самоидентификация). От сложившихся отношений между ребенком дошкольного возраста и родителями во многом зависит формирование его личности, прежде всего таких компонентов, как эмоциональная сфера (чувствительность, сопереживание, самооценка), познавательная сфера (мотивы, интересы, в целом функционирование всех высших психических функций). Именно в период дошкольного возраста ребенок испытывает потребность в конструктивном родительском отношении, которое возможно только при наличии адекватных родительских установок и достаточном уровне развития эмоционального интеллекта у родителей.

Интерес исследователей в последние годы привлекает проблема семейного воспитания детей дошкольного возраста и родительские установки [1; 3]. Данный интерес связан с тем, что именно детско-родительские отношения в семье можно считать главным фактором формирования полноценной личности дошкольника, на что указывают исследования таких авторов, как И.А. Аликин, Н.С. Белоусова, М.И. Буянов, Д.В. Винникотт, И.Н. Гамаюнова, И.В. Гребенников, Н.А. Довгая.

Благополучие детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста, зависит от психологического благополучия родителей, имеющихся у них представлений о ребенке и родительских установок, которые представляют собой готовность родителей к конкретному типу взаимодействия с ребенком. Это подтверждается в исследованиях таких авторов, как Е. Н. Анашкина, А. А. Бесчасная, Г. Р. Жамалетдинова, А.И. Захаров, О. Н. Истратова, И.Н. Кириленко, Е. В. Котова, В. П. Кузьмина, Т.Л. Кузьмишина, Л. А. Николаева, С. А. Расчетина, Е.А. Сорокоумова, Ю.А. Токарева.

Одним из важных компонентов в благоприятных детско-родительских отношениях, в воспитании детей и общении с ним является взаимопонимание, умение родителей понять, прочувствовать, осознать, сопереживать своему ребенку. Способность понять эмоциональное состояние, рефлексивно осмыслить проблемы ребенка, эмоционально откликнуться на них - важное качество, без которого невозможно полноценное общение и взаимодействие с детьми [2; 4]. Данное качество определяется уровнем эмоционального интеллекта, подразумевающего под собой интеллектуальное и эмоциональное развитие родителя. Наличие высокого эмоционального интеллекта позволяет личности успешно справляться с состояниями эмоциональной нестабильности, управлять своими эмоциями и адекватно воспринимать эмоции окружающих.

Цель статьи - эмпирическое исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и особенностей выбора семейных установок родителями детей дошкольного возраста.

Эмпирические: наблюдение, тестирование с помощью психодиагностических методик: методика PARI (в адаптации Т.В. Нещерет); тест эмоционально-

го интеллекта (Н. Холл); математическая обработка результатов эксперимента с использованием непараметрического критерия ранговой корреляции Спирмена.

В рамках исследования была выдвинута научная гипотеза: предполагается, что эмоционального интеллекта родителей детей дошкольного возраста взаимосвязан с родительскими установками.

База исследования: для организации исследования подобраны 40 испытуемых (родители детей дошкольного возраста, в возрасте 26-40 лет). Исследование проводилось на базе ГБДОУ «Детский сад № 111» г. Севастополя в течение 2023 года.

В исследовании приняли участие испытуемые, имеющие 1 и более детей: имеют 1 ребенка - 12 человек; имеют 2 детей - 16 человек; имеют 3 и более детей - 2 человека.

Результаты исследования.

Первоначально с родителями детей дошкольного возраста было организовано исследование, направленное на определение уровней эмоционального интеллекта с помощью методики тест эмоционального интеллекта (Н.Холл).

100% -,-

90% -

80%--

70%

Рисунок 1 - Обобщенные результаты диагностики по методике «Тест эмоционального интеллекта Холла»

Результаты исследования показали, что общий уровень эмоционального интеллекта у родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста, в основном средний.

Дальнейшая задача исследования состояла в определении родительских установок испытуемых с различными уровнями эмоционального интеллекта. Исследование проводилось с помощью методики PARI (в адаптации Т.В. Неще-рет).

Дадим характеристику результатам в каждой из групп родителей с различным уровнем эмоционального интеллекта.

Для родителей с высокими показателями эмоционального интеллекта характерны средние и высокие уровни вербализации (74,1% и 28,6%), партнерских

отношений с детьми (52,3% и 47,6%), стремление к развитию активности своего ребенка (57,1% и 42,9%), уравненные отношения (61,9% и 38,1%). При этом низкие показатели ни по одному из показателей оптимального эмоционального контакта у родителей данной группы определены не были. Можно констатировать, что для родителей с высокими показателями эмоционального интеллекта характерно стремление устанавливать близкие уравненные отношения со своими детьми. Эти родители стремятся всячески поощрять самостоятельность, активность и инициативность своего ребенка, устанавливают с детьми доброжелательные отношения, вербализируют их.

Показатели шкалы «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» у родителей с высокими уровнями эмоционального интеллекта преимущественно низкие: низкая раздражительность определена у 57,1% родителей данной группы, излишняя строгость на низком уровне проявляется у 52,4%, уклонение от контакта не свойственно 81,9% родителей с высоким интеллектом. Отсюда следует вывод, что родители с высокими показателями эмоционального интеллекта, как правило, не склонны демонстрировать раздражительность в отношении своих детей, проявляют стремление к контакту, эмоциональная дистанция отсутствует.

Показатели по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» у родителей данной группы следующие: 47,6% не проявляют чрезмерную заботу, такому же числу родителей характерен средний уровень ее проявления, лишь 4,7% чрезмерно заботливы в отношении собственных детей. Стремятся подавлять волю 28,6% родителей с высоким эмоциональным интеллектом, не склонны к подобному подавлению большинство - 38,1%. 42,9% не проявляют переживаний по поводу возможности обидеть своего ребенка, подавление агрессивности, сексуальности, чрезмерное вмешательство в мир ребенка у большинства на низком (по 38,1) и среднем (по38,1%) уровне. Можно констатировать, что отношения родителей с высоким уровнем интеллекта к своим детям в основном гармоничные, излишняя концентрация на ребенке у большинства отсутствует.

Далее рассмотрим результаты у родителей, которые имеют средние уровни эмоционального интеллекта. По шкале «Оптимальный эмоциональный контакт» родители преимущественно показали средние уровни вербализации, партнерских отношений, стремления развивать активность ребенка, уравненных отношений. Однако, часть родителей (12,5% по показателю «вербализация» и по 25% по остальным шкалам), имеют низкие показатели эмоционального контакта. В целом можно говорить о том, что эмоциональный контакт с детьми у родителей со средними уровнями эмоционального интеллекта в основном оптимальный, однако наблюдается некоторая тенденция к его снижению. По шкале «эмоциональная дистанция с ребенком» у родителей данной группы результаты также преимущественно средние. Однако, 12,5% родителей проявляют излишнюю строгость в отношении собственных детей. По шкале «Излишняя концентрация на ребенке» высокие показатели наблюдаются у некоторых родителей со средним уровнем эмоционального интеллекта относительно чрезмерной заботы

(50%) подавления воли детей (25%), опасения обидеть, подавления агрессивности, сексуальности, вмешательство в мир ребенка (по 37,5%). Большинство родителей по всем параметрам данной шкалы имеют средние результаты.

У родителей, имеющих низкие уровни эмоционального интеллекта были определены преимущественно средние и низкие уровни эмоционального контакта с детьми. Наиболее низкие показатели отмечаются пол шкале «Партнерские отношения» - у 63,3% родителей, «Развитие активности ребенка» - 63,3%, «уравненные отношения» - 45,5%. Следовательно, родители с низким эмоциональным интеллектом не стремятся устанавливать близкие уравненные отношения с детьми, не поощряют самостоятельность, активность и инициативность детей, не стремятся устанавливать доброжелательные отношения, отсутствует стремление вербализировать отношения с ребенком.

Результаты по шкале «Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком» также показывают, что многие родители данной группы проявляют раздражительность (36,4%), уклонение от контакта с ребенком (27,3%). Это говорит о наличие эмоциональной дистанции родителей с низким уровнем эмоционального интеллекта с их детьми.

Результаты по шкале «Излишняя концентрация на ребенке» демонстрируют, что родители с низким эмоциональным интеллектом проявляют чрезмерную заботу о детях (63,3%), стремятся подавить волю ребенка (36,4%), его агрессивность (36,4%), сексуальность (27,3%), акцентируют внимание на ускорении развития ребенка (45,5).

С целью определения взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и родительскими установками использован метод ранговой корреляции (критерий Спирмена). С помощью данного критерия определялась взаимосвязь между: результатами теста эмоционального интеллекта (Н.Холл) и результатами методик на определение родительских установок (РАШ (в адаптации Т.В. Нещерет) (Таблица 1).

Результаты корреляционного анализа определили, что существует положительна корреляционная взаимосвязь (при р< 0,05) между показателями родительских установок и показателями эмоционального интеллекта:

-положительная связь между уровнями эмоционального интеллекта и принятием родителем ребенка, социальной желательностью, стремлением к сотрудничеству, проявлениями заинтересованности в делах ребенка;

-отрицательная взаимосвязь между показателями эмоционального интеллекта с контролированием родителями поведения ребенка, демократичностью в отношениях с ним, степенью отношения к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

Таким образом, результаты проведенной психологической диагностики позволили определить некоторые особенности родительских установок и эмоционального интеллекта у родителей воспитывающих детей дошкольного возраста. Результаты доказывают, что уровень эмоционального интеллекта родителей детей дошкольного возраста влияет на выбор родительских установок: родители

с высокими показателями эмоционального интеллекта имеют адекватные родительские установки, родители с низкими показателями эмоционального интеллекта прибегают к менее адекватным родительским установкам.

Таблица 1

Результаты ранговой корреляции Спирмена (п= 40)

Особенности отношения матерей к разным сторонам семейной жизни (методика РАШ;

Вербализация 0.427*

Партнерские отношения 0.464*

Развитие активности ребенка 0.596

Уравненные отношення 0.499*

Раз др ажите льнос ть -0.452*

Излишняя строгость -0.324*

Уклонение от контакта -0.47*

Чрезмерная забота -0.408*

Подавление воли 0.049

Опасение обидеть -0.294

Исключение внутрисемейных -0.257

влиянии

Подавление агрессивности -0.091

Подавление сексуальности -0.228

Чрезвычайное вмешательство в мир -0.024

ребенка

Стремление ускорить развитие -0.045

ребенка

* связь достоверна на уровне значимости р=0,05

На основе данных, полученных в рамках эмпирического исследования, можно сделать следующий вывод о том, развивая эмоциональный интеллект родителей дошкольников, можно повысить эффективность взаимоотношений в диаде «родитель - ребенок».

Литература

1. Гришина, А. В. Влияние типа семейных отношений на самооценку у подростка: результаты эмпирического исследования / А. В. Гришина, М. В. Косцова, В. В. Григорьева // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 5. - С. 51-63. - EDN SQYSZB.

2. Гришина, А. В. Исследование эмоционального интеллекта с разным уровнем когнитивной флексибильности (на примере подросткового и студенческого возрастов) / А. В. Гришина, М. В. Косцова, М. Е. Степанова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 1. - С. 21-32. - EDN Е1ВВАА.

3. Гришина, А. В. Понятие детско-родительских отношений / А. В. Гришина, В. В. Григорьева, М. В. Косцова // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2021. - № 5. - С. 43-50. - EDN ZJNIWW.

4. Косцова, М. В. Стили управления будущих менеджеров в контексте из-

учения эмоционального интеллекта / М. В. Косцова, А. В. Гришина // Развитие финансового рынка и предпринимательских структур в современных условиях : Материалы Всероссийской научно-практической конференции, проводимой в рамках Всемирной недели предпринимательства, Волгоград, 10-12 ноября 2021 года. - Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью «Сфера», 2022. - С. 11-16. - EDN LZMPPX.

References

1. Grishina, A.V. Vlijanie tipa semejnyh otnoshenij na samoocenku u podrostka: rezul'taty jempiricheskogo issledovanija [The influence of the type of family relations on self-esteem in adolescents: the results of an empirical study]. A.V Grishina, M. V. Kostsova, V. V. Grigorieva. Psychology and pedagogy in the Crimea: ways of development. 2021. No. 5. pp. 51-63. EDN SQYSZB.

2. Grishina, A.V. Issledovanie jemocional'nogo intellekta s raznym urovnem kognitivnoj fleksibil'nosti (na primere podrostkovogo i studencheskogo vozrastov) [The study of emotional intelligence with different levels of cognitive flexibility (on the example of adolescence and student age)] A.V Grishina, M. V. Kostsova, M. E. Stepanova. Psychology and pedagogy in the Crimea: ways of development. 2021. No. 1. pp. 21-32. EDN EIBBAA.

3. Grishina, A.V. Ponjatie detsko-roditel'skih otnoshenij [The concept of child-parent relations]. A.V. Grishina, V. V. Grigorieva, M. V. Kostsova. Psychology and pedagogy in Crimea: ways of development. 2021. No. 5. pp. 43-50. EDN ZJNIWW.

4. Kostsova, M. V. Stili upravlenija budushhih menedzherov v kontekste izuchenija jemocional'nogo intellekta [Management styles of future managers in the context of the study of emotional intelligence]. M. V. Kostsova, A.V. Grishina. Development of the financial market and entrepreneurial structures in modern conditions : Materials of the All-Russian scientific and practical conference held within the framework of the World Entrepreneurship Week, Volgograd, November 10-12, 2021. Volgograd: Limited Liability Company «Sphere», 2022. pp. 11-16. EDN LZMPPX.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.