и труда, занятость, здоровье, образование и др. Потребность «любить» присуща всем. Это и необходимость общаться с другими людьми (социального контакта), и необходимость образования социальных идентичностей. Каждый человек стремится к дружескому общению с другими людьми, чтобы делиться положительными эмоциями и радостью, получать поддержку с их стороны, когда это нужно; подобным образом осуществляется социализация, т. е. проникновение в общественные структуры. Потребность «в бытии» выражается в своеобразной интеграции в обществе и жизни, в гармонии с природой, политической активности, досуге и т. д. Согласно подходу М. Сирги, Г. Самли и А. Мидоу, в наиболее развитых обществах есть люди, занятые удовлетворением потребностей низшего порядка (биологических и экзистенциональных). Качество жизни определяется в терминах уровня иерархий потребностей большинства членов общества
[1, с. 101]. Чем выше уровень удовлетворения потребностей, тем выше качество жизни. Общественные институты предназначены для удовлетворения потребностей своих граждан и соответственно относятся к качеству жизни общества. Таким образом, основной целью качества жизни является удовлетворение человеческих потребностей как в локальном обществе, так и в обществе в целом. В исследованиях, относящихся к социально-психологическому подходу, подчеркивается, что эффективное функционирование общества сопровождается движением в направлении удовлетворения потребностей высшего порядка (т. е. потребности в самореализации). Большинство исследователей считают, что успешное удовлетворение потребностей низшего порядка обеспечивает возможность удовлетворения потребностей высшего порядка. Создается определенная база, которая позволяет развиваться и самореализовываться.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нугаев, Р.М. Качество жизни в трудах социологов США [Текст] / Р.М. Нугаев, М.А. Нугаев // Со-циол. исследования. — 2003. — № 6. — С. 100—105.
2. Шалыто, А.А. Заметки о мотивации [Электронный ресурс] / А.А. Шалыто. — Режим доступа: http://is.ifmo.ru/beUetristic/_zametki_o_motivacii.pdf (дата обращения: 29.03.2012).
3. Морев, Д.А. Амартия Сен и ограниченность утилитаризма [Электронный ресурс] / Д.А. Морев. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/2011/04/27/1268028019/7.pdf.
4. Актуальные проблемы практической психологии и социальных технологий [Электронный ресурс] // Вестн. Балт. пед. акад. — 2008. — Вып. 81. — Режим доступа: http://www.baltacademy. ru/download/Vyp.81-2008.pdf (дата обращения: 30.03.2012).
5. Allardt, E. Having, loving, being: an alternative to the Swedish model of welfare research [Electronic resource] / E. Allardt. — Режим доступа: http://www. oxfordscholarship.com/view/10.1093/0198287976.001. 0001/acprof-9780198287971-chapter-8.
УДК 07:303.6 (571.150)
O.B. Копылов
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ КОНТЕНТЕ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ВОЗМОЖНОСТИ, УГРОЗЫ
Развитие информационных технологий многое изменило в практике журналистики. Современные информационные технологии сделали возможным участие в процессе создания информационного продукта, наряду со специалистами, широкого круга людей. Но-
вый способ отстранения через цифровых посредников создает новую коммуникативную ситуацию в журналистике, меняет формы ее существования.
Редакция, использующая в своей работе современные информационные технологии, — это
открытая система, характерной чертой которой является включенность публики в действие, событие. На этом этапе журналистика оказалась в точке собственной бифуркации, когда прежние технологии работы теряют эффективность и для перехода на новый уровень организации системы СМИ приходится тестировать новые способы работы с массовыми потребностями.
При поиске и производстве информации СМИ перешли от технологии инсорсинга (редакция сосредоточена на полном жизненном цикле продукта) к краудсорсингу, когда задача вбрасывается в буквальном смысле в толпу, в сеть. В данной работе под термином «крауд-сорсинг» применительно к журналистике мы понимаем новую модель партнерства между информационной площадкой, имеющей некоторую цель, и широкой публикой, могущей быть ресурсом, помогающим достичь этой цели. В контексте журналистики у краудсорсинга есть более конкретные приложения, а именно когда аудитория приобщается к сбору информации.
Результаты использования краудсорсинга в ряде редакций превзошли все ожидания. Передовой пример — американское интернет-СМИ Huffington Post, на которое работают 186 штатных сотрудников и армия из 6000 неоплачиваемых блогеров. Быстро развивающийся HufiPo вынудил традиционные СМИ от «New York Times» и «Washington Post» до «News Corp» и «Forbes» переосмыслить фундаментальные правила журналистики, касающиеся создания и распространения контента [1].
Новый инструментарий позволил по-другому взглянуть на процесс получения информации. Журналисты стали активно использовать в своей работе мультимедийные методы получения информации. Применительно к данной работе мы понимаем «мультимедийные методы получения информации» как способы, которые подразумевают участие аудитории в сборе и репрезентации информации, взаимодействуя каким-либо образом со средством отображения мультимедийных данных, т. е. с использованием современных технических и программных средств, которые могут объединять текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
В основе рассматриваемых методов лежит процесс самопроизводства контента аудиторией. Согласно концепции, получившей название
user generated content (контент, генерируемый пользователями), большое количество пользователей способно самоорганизоваться и формировать содержание той или иной информационной площадки. В результате расширяется объект управления редакционным процессом. Он выходит за «географические» рамки собственно редакции и потенциально охватывает всю массу пользователей/читателей данного СМИ, которые из аудитории-потребителя трансформируются в аудиторию-соработника и сопоставщика информации.
Руководитель группы внутренних сервисов интернет-компании «Яндекс» К. Коломеец выделяет пять функций мультимедийных методов: 1) эффективный сбор информации, необходимой для подготовки качественного журналистского материала; 2) организационная: эффективные инструменты позволяют снизить затраты на производство медийного продукта, организовать работу редакции и повысить скорость информационного обмена внутри редакционной команды; 3) с помощью мультимедийных инструментов можно качественно и интересно упаковать медиапродукт с учетом интереса пользователя; 4) разнообразные способы доставки медиапродукта потребителям; 5) обеспечение авторов и редакторов качественной и стабильной обратной связью [2, с. 56].
Текущий уровень развития пользовательских интернет-сервисов предоставляет журналисту доступ к целой группе мультимедийных методов получения информации. Перечислим некоторые из них.
Первый метод — это подписка на RSS-ка-налы (фиды), т. е. на поисковые запросы пользователя. В основе сервиса лежит следующий механизм: когда в поле зрения поисковой системы попадают новые сайты или страницы, соответствующие заданным пользователем поисковым запросам, система может пользователя об этом уведомить.
Второй метод предполагает общение на специализированных интернет-форумах. Чем форум может быть полезен журналисту? Прежде всего это доступ к мнениям узкоспециализированных групп по интересам, что позволяет быть в курсе событий, повестки дня в той или иной области. В некоторой степени пользователи форума могут выполнить за журналиста работу по поиску темы, ее первичной разработке.
Журналист может получить информацию также с помощью поиска по блогам. Блог как продукт деятельности потребителей массовой информации нередко называют основным конкурентом профессиональных СМИ. Самые популярные блогеры на платформе livejournal.com могут иметь ежедневную аудиторию в 60 тыс. человек, что сравнимо с тиражами популярных изданий, и тем самым составлять конкуренцию традиционным СМИ. Но блоги также могут стать оперативным источником новостей.
Отдельно выделим в данной категории микроблоги, в которых пользователи оставляют только короткие сообщения (до 140 символов). Самый распространенный — Twitter.
Возможности сервиса были наглядно продемонстрированы во время теракта в московском аэропорту «Домодедово». Первые несколько часов после происшествия электронные СМИ транслировали пользовательское видео и сообщения очевидцев из Twitter. Тогда многие поспешили назвать 24 октября 2010 года днем окончательной смерти телевидения и традиционных СМИ как источника оперативной информации в кризисной ситуации [3]. Пользователи Интернета даже подсчитали скорость распространения информации во время тех событий: Twitter ~ 5 минут, радио ~ 30 минут, новостные ленты ~ 1 час, ТВ ~ 2 часа [4].
Работа с соцсетями — еще один мультимедийный метод поиска информации для журналиста. Как и блоги, социальные сети заполняются пользовательским контентом. «Ключевым отличием социальных сетей от блогосферы является цель сервиса. Если в блогосфере это самовыражение, то в социальной сети — коммуникация», — отмечает исследователь А. Шаляпин [5, c. 2].
В данной работе под социальными сетями в качестве медиа подразумевается многозначный термин, используемый для описания новых форм коммуникации производителей контента с его потребителями, для которых определяющее значение имеет фактор сопроизводства контента самими пользователями конечного продукта, когда каждый пользователь сервиса, например, может выполнять функции комментатора, репортера, фотокорреспондента или редактора.
Наконец, источником новостей могут стать комментарии к публикациям информационной
площадки. Проведенный в рамках данной работы количественный анализ информационных ресурсов, входящих в топ-50 авторитетного рейтинга mail.ru, показал, что в категории «Газеты» 42 информационных ресурса (из 50) поддерживают сервис комментариев [6], в категории «Информационные агентства» — 39 ресурсов [7].
Насколько вышеперечисленные методы могут быть полезны и эффективны для журналиста? Чтобы получить ответ на поставленный вопрос, в рамках данной работы был проведен SWOT-анализ, применяемый при исследовании процессов, которым присуща динамичность, нелинейность, управляемость, зависимость внутренних и внешних факторов функционирования, цикличность развития. Традиционно метод используется в социально-экономических исследованиях, но, поскольку SWOT-ана-лиз в общем виде не содержит экономических категорий, его можно применять для построения стратегий в самых разных областях деятельности.
Данный метод состоит из анализа данных по внешней и внутренней среде и установления связей между ними с последующим сведением их в единое целое. Такое детальное изучение влияния на организацию различных факторов необходимо для приспособления организации к изменяющимся возможностям и угрозам внешней среды. По методологии этого анализа проводится распределение факторов, характеризующих предмет исследования по этим четырем составляющим:
• strengths — сильные стороны,
• weaknesses — слабые стороны,
• opportunities — возможности,
• threats — угрозы.
Использование специально подготовленных и отобранных экспертов позволяет повысить эффективность этого метода. Поэтому на первом этапе исследования было проведено полуформализованное анкетирование сотрудников объединенной мультимедийной редакции барнаульского издательского дома «Алтапресс», где с 2009 года внедряются принципы мультимедийной журналистики.
Опрос проведен в 2012 году, анкеты были анонимными — из персональных данных указывались только возраст и должность. Всего опрошено 18 человек, среди которых корреспонден-
ты, линейные редакторы отделов и редакторы информационных продуктов. В ходе второго этапа исследования ответы были проранжиро-ваны в соответствии с четырьмя составляющим и занесены в общую матрицу.
Результаты исследования следующие. Наиболее эффективным мультимедийным методом сбора информации признано общение на форумах: в своей работе этот инструмент использует примерно 61 % респондентов. Для редакторов форумы — это инструмент экономии ресурсов. «Из автомобильных форумов мы берем информацию о ДТП в городе, фотосвидетельства очевидцев. Это читаемая и посещаемая рубрика. Заполнять ее своими силами было бы накладно — для этого нужен отдельный корреспондент с фотокамерой, который мог бы в течение всего дня курсировать по городу» (редактор информационного продукта, 38 лет).
Большое число опрошенных (52 %) использует в своей работе также поиск по блогам. Однако эффективность метода респонденты оценивают не так высоко. «Местное блогер-ское сообщество представляется достаточно неразвитым, поэтому вряд ли его представителей можно назвать поставщиками городских новостей. Федеральные блоги представлены более широкой тематикой, но наших читателей в большей степени волнуют местные новости и мнения» (линейный редактор, 36 лет).
Около 34 % опрошенных считают эффективным источником информации социальные сети. Преимущество социальных сетей — быстрота реакции. «Мы не можем так оперативно реагировать, потому что: а) вынуждены тратить время на проверку информации, б) журналист не может находиться в десятке мест одновременно. А масса пользователей может» (корреспондент, 26 лет).
RSS-каналы (фиды) признали эффективными около 22 % опрошенных. Основная причина низкой эффективности — невысокий КПД.
Однако несколько респондентов сочли, что RSS-ленты облегчают доступ к тематическим новостям, помогают фильтровать информацию. «У меня нет необходимости полностью читать все деловые издания. Я настроила ленту только на рубрику „ритейл" и теперь получаю своеобразный дайджест, постоянно нахожусь в курсе происходящего в курируемой мной отрасли» (корреспондент, 29 лет).
Комментарии к своим публикациям читают практически все опрошенные, однако этот метод журналисты считают малоэффективным и почти не доверяют достоверности информации в комментариях. «Большая часть комментариев анонимна — информации и мнениям в них нельзя доверять. В основном комментарии оставляют интернет-хамы, которые создают агрессивную среду» (корреспондент, 32 года).
Таким образом, ни один инструмент не вызвал абсолютного доверия со стороны журналистов. Самые популярные мультимедийные инструменты едва достигли оценки эффективности в 50—60 %. Наиболее эффективными названы интернет-форумы, социальные сети. Менее востребованы блоги, RSS-ленты, комментарии пользователей.
В то же время журналисты обладают инструментами для повышения эффективности работы данных методов. Для понимания возможностей и угроз, характерных для мультимедийных методов сбора информации, ответы респондентов были проанализированы и внесены в SWOT-матрицу
SWOT-анализ мультимедийных методов поиска информации
8 — Сильные W — Слабые
• Оперативность • Новизна формы • Простота доступа к информации • Большой массив разнообразных данных • Бесплатный контент • Попадание в интересы аудитории • Сомнения в верифици-руемости источника • Низкая степень содержательности • Истерия и панические настроения аудитории • Недоверие со стороны журналистов
О — Возможности Т — Угрозы
• Получение новых источников информации • Экономия ресурсов журналистов • Анализ повестки дня аудитории • Получение бесплатного мультимедийного контента • Партнерство с аудиторией • Переход от баз данных к базам знаний • Снижение профессионального уровня журналистов • Ухудшение качества производимой информации • Снижение уровня достоверности полученной информации • Конкуренция с непрофессиональными создателями контента (борьба за аудиторию)
Одна из основных угроз, по мнению опрошенных, в том, что новые технологии снижают общий профессиональный уровень журналистов, так как для поиска информации в мультимедийной среде журналист прилагает минимум усилий. При этом журналисты не всегда проверяют полученную легким путем информацию. В результате вместо комплексного интеллектуального блюда читатель рискует получить информационный фаст-фуд. В то же время контент, поставляемый пользователями, открывает для журналистов набор новых возможностей. Среди прочих преимуществ отметим, что эти технологии, несущие с собой новые комплексные способы получения, структурирования, хранения, передачи и обработки информации, позволяют перейти к более эффективным фор-
мам организации работы СМИ и могут сыграть большую роль в изменении господствующих сегодня технологий в профессии.
Однако без участия СМИ пользовательский контент не может стать самостоятельным информационным продуктом. «Любое СМИ в силу своего статуса, репутации, профессиональной ответственности и поэтому, все еще верится, легитимного доверия — добавляет единичному факту объем, наращивает авторитетность источника, обобщает, ставит проблему, наконец, способствует ее решению. Наша новая задача не только собрать, получить и изложить информацию с помощью разных возможностей мультимедиа, а предложить контекст и объяснить людям новости», — резюмирует А. Качка-ева [8, с. 8].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Спирс, Э. Собственное мнение [Текст] / Э. Спирс // Forbes. - 2010. - № 12.
2. Коломеец, К. Практикум: создание своего СМИ в Интернете [Текст] / К. Коломеец // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Качкаевой. — М.: Фокус-медиа, 2010.
3. Сайт Livejournal.com [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://navalnylivejournal.com/5453 52.html.
4. Сайт ya.ru [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://samarskii.ya.ru/replies.xml?item_no=3717.
5. Шаляпин, А. Социальные сети [Текст] / А. Шаляпин // Материалы Междунар. молодежно-
го науч. форума «ЛОМОНОСОВ-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский и др. — М.: МАКС Пресс, 2010.
6. Рейтинг Mail.ru — «Газеты» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://top.mail.ru/Rating/ MassMedia-Newspapers/Today/Visitors/.
7. Рейтинг Mail.ru — «Информационные агентства» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// top.mail.ru/Rating/MassMedia-News/Today/Visitors/.
8. Качкаева, А. От редактора. Заметки на полях [Текст] / А. Качкаева // Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А. Качкаевой. — М.: Фокус-медиа, 2010.
УДК 316.773.2
К.Э. Лявданский
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО КАК НОВАЯ ФОРМА ПУБЛИЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Вследствие процессов глобализации и информатизации современная публичная коммуникация в начале XXI века претерпела серьезную структурно-функциональную трансформацию: возросло значение сетевого взаимодействия государства, бизнеса и гражданского общества. Последняя информационная революция существенно преобразует современное общество. Термин «информа-
ционное общество» или «общество знания» становится не только концептуальной разработкой ученых-теоретиков, но постепенно находит свое практическое воплощение в различного рода проектах. Например, в создании электронного правительства, «которое выступает не только технологическим инструментом решения ряда задач управления, но и формирует виртуальное пространство, обес-