Научная статья на тему 'Региональные интернет-СМИ штата Мичиган (США) и Пермского края (РФ): сопоставительный анализ'

Региональные интернет-СМИ штата Мичиган (США) и Пермского края (РФ): сопоставительный анализ Текст научной статьи по специальности «Массовая коммуникация. Журналистика. Средства массовой информации (СМИ)»

CC BY
212
36
Поделиться
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СМИ / ОНЛАЙН-ЖУРНАЛИСТИКА / МИЧИГАН / ПЕРМСКИЙ КРАЙ / MLIVE.COM / 59.RU / "DETROIT FREE PRESS" / "ЗВЕЗДА" / "ZVEZDA"

Аннотация научной статьи по массовой коммуникации, журналистике, средствам массовой информации, автор научной работы — Пустовалов Алексей Васильевич, Березина Ирина Александровна

В статье анализируются сетевые СМИ, представляющие в интернете штат Мичиган, США, и Пермский край, РФ; выявляется их специфика, обозначаются основные пункты сходства и различия, сравниваются роль и функции электронных изданий в России и США. Объектом сравнительного анализа являются разноплановые издания: интернет-порталы, не имеющие буквального печатного аналога (ресурсы Mlive.com и 59.ru), а также крупнейшее интернет-СМИ региона, выходящее также и в бумажном варианте (на примере сайтов газет «Detroit Free Press» и «Звезда»). На основе проведенного сравнения обозначаются перспективы развития сетевых СМИ Пермского края.

The article analyses on-line media, which represent Michigan, US, and Perm region, RF, in the Internet. It reveals specificity, similarity and difference of local on-line media; the role and functions of on-line news media in the USA and Russia are compared. The object of study is a number of diverse web resources: internet portals, which do not have any print analogs (Mlive.com and 59.ru), and major local media, which do (on-line representations of "Detroit Free Press and "Zvezda"). Comparative analysis allowed predicting perspectives of on-line media developing in Perm region.

Текст научной работы на тему «Региональные интернет-СМИ штата Мичиган (США) и Пермского края (РФ): сопоставительный анализ»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2011 РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ФИЛОЛОГИЯ Вып. 1(13)

УДК 070:004.738.5(737.4:470.53)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРНЕТ-СМИ ШТАТА МИЧИГАН (США) И ПЕРМСКОГО КРАЯ (РФ): СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Алексей Васильевич Пустовалов

к. филол. н., доцент кафедры мировой журналистики

Пермский государственный университет

614990, Пермь, ул. Букирева, 15. theyareeverywhere@gmail.com

Ирина Александровна Березина студент филологического факультета Пермский государственный университет

614990, Пермь, ул. Букирева, 15. berezay@mail.ru

В статье анализируются сетевые СМИ, представляющие в интернете штат Мичиган, США, и Пермский край, РФ; выявляется их специфика, обозначаются основные пункты сходства и различия, сравниваются роль и функции электронных изданий в России и США. Объектом сравнительного анализа являются разноплановые издания: интернет-порталы, не имеющие буквального печатного аналога (ресурсы Mlive. com и 59. ru), а также крупнейшее интернет-СМИ региона, выходящее также и в бумажном варианте (на примере сайтов газет «Detroit Free Press» и «Звезда»). На основе проведенного сравнения обозначаются перспективы развития сетевых СМИ Пермского края.

Ключевые слова: интернет-СМИ; онлайн-журналистика; Мичиган; Пермский край;

Mlive.com; 59.ru; «Detroit Free Press»; «Звезда».

1. Крупнейшие информационные порталы Mlive.com и 59.ru

В последние годы активно развивается такой вид СМИ, как сетевая журналистика. Отечественные исследователи делают первые попытки теоретически осмыслить специфику труда журналиста в новых условиях (см., например: [Ких-тан 2004; Лукина 2006]). Как отмечает Г.П.Бакулев, компьютерные средства коммуникации “не являются заменой другим масс-медиа” и “не создают новые сети, а укрепляют и дополняют уже существующие” [Бакулев 2005: 141]. В данной работе сравниваются онлайн-СМИ Мичигана и Пермского края, и выбор этот неслучаен. Оба рассматриваемые в данной работе региона имеют важное значение для экономики страны в целом, в обоих уровень журналистики достаточно высок; однако новостные онлайн-ресурсы Мичигана значительно обгоняют пермские и в плане полноты представления информации, и в плане удобства пользования специфическими услугами. Сравнительный анализ инфор-

мационных интернет-ресурсов двух регионов позволит обозначить перспективы развития сетевых СМИ Пермского края, которые еще только намечаются [Шагалова 2007].

Информационный портал штата Мичиган Mlive, расположенный по адресу

http://www. mlive. com, предлагает пользователю разнообразную информацию о происходящем на всей территории штата. Его специфика заключается в том, что материалы новостного и аналитического характера собраны из различных электронных источников штата и территориальных интернет-СМИ. Этот ресурс объединяет их, и пользователь может самостоятельно выбирать, какие материалы ему просматривать в зависимости от места его проживания или по какой-либо другой причине. В разделе «О нас» («About Us») говорится следующее: «Наш сайт - то место, где жители Мичигана собираются вместе, чтобы поделиться чем-то друг с другом, поспорить, сотрудничать и создавать нечто, полезное для всех. 24 часа 7 дней в неделю мы поставляем важней-

© Пустовалов А.В., Березина И.А., 2011

113

шие новости, информацию и обеспечиваем сеть социальных взаимодействий, собирая воедино множество источников, чтобы информировать, вовлекать и развлекать»1.

Рассмотрим подробнее структурные и содержательные аспекты данного информационного ресурса. На главной странице представлены различные тематические подборки последних новостей, например: «Новости в режиме реального времени» («Real-Time News»), «Спортивные события Мичигана» («Michigan Sports»), «Развлечения Мичигана» («Michigan Entertainment»), «Бизнес Мичигана» («Michigan Business»). В ленту выводятся только заголовки новостей, по сути это краткий пересказ самого информационного материала. Если посетитель ресурса хочет получить более подробную информацию по тому или иному вопросу, он может перейти к полному тексту сообщения или статьи. На главной странице сайта есть раздел «Самое комментируемое» («Most Comment»), что позволяет посетителю ориентироваться в представленном контенте.

Для каждого материала обязательно указывается автор, название электронного ресурса, откуда он был взят, дата и время публикации. Кроме того, у посетителя есть возможность с помощью системы гиперссылок обратиться к другим материалам данного автора, издания или информационным сообщениям и статьям определенного территориального образования.

Помимо материалов информационного и аналитического характера на сайте представлена разнообразная практическая информация. Например, сведения о погоде на текущий момент и долгосрочные прогнозы, обширный отдел рекламных объявлений (они также сгруппированы по тематике - объявления о купле/продаже автотранспорта, недвижимости, бизнеса, рабочие вакансии, резюме соискателей и т.д.), набор разного рода конкурсов (например, акции «Получи два билета на мюзикл “Красавица и чудовище”» и т.п.), результаты многочисленных лотерей. При этом на главной странице все вышеописанное относится к Лэнсингу, столице штата. При просмотре сообщений местной прессы опции, например, текущая температура воздуха, меняются в зависимости от выбранного города или района. Кроме того, есть возможность регистрации на сайте и, соответственно, установления определенной территориальной доминанты по умолчанию. Так, выбрав город Маунт Плэзант (Mount Pleasant), посетитель портала будет в первую очередь получать информацию о том, что происходит в этом административном образовании. То же касается и рекламных объявлений.

Говоря о содержимом данного портала, следует отметить, что здесь представлены различные по жанрам материалы. Можно встретить как короткие информационные заметки, так и проблемные статьи, интервью и биографические очерки. Кроме того, пользователю доступно достаточно большое количество фотографий и видеоматериалов. Такое разнообразие контента обусловлено спецификой ресурса Mlive.com, а именно сведением воедино материалов различных локальных интернет-СМИ.

Среди главных особенностей сетевых СМИ нужно назвать интерактивность (см., например: [Кихтан 2004: 28; Лукина, Фомичева 2005: 79]), т.е. качество электронной коммуникации, «характеризующееся возросшим контролем за процессом коммуникации со стороны как отправителя сообщений, так и получателя» [Бакулев 2005: 153]. Анализируемый нами информационный портал не только предоставляет посетителям возможность комментирования публикуемых материалов, но и имеет отдельную рубрику «Взаимодействие» («Interact»). В этом разделе возможны различные способы отслеживания новостей, появляющихся на портале. К примеру, посетитель, в зависимости от своих предпочтений и возможностей, может следить за развитием событий с помощью социальной сети Facebook, сервиса микроблоггинга Twitter, RSS-подписки, рассылки на e-mail, а также используя свой сотовый телефон (представлена ссылка на мобильную версию портала).

Портал имеет также специальный раздел, включающий в себя 72 разноплановых блога. Они сгруппированы по разделам: «Блоги новостей и мнений» («News & Opinion Blogs»), «Политические блоги» («Politics Blogs»), «Бизнес-блоги» («Business Blogs»), «Блоги об окружающей среде» («Environment Blogs»), «Блоги об образовании» («Education Blogs»), «Блоги о профессиональном спорте» («Professional Sports Blogs»), «Блоги о спорте в учебных заведениях» («College Sports Blogs»), «Блоги о спорте вооб-ще»(«General Sports Blogs»), «Развлекательные блоги» («Entertainment Blogs»), «Блоги о жизни» («Living Blogs»). Последняя категория представлена наиболее широко, блоги этого раздела содержат информацию о моде, здоровом образе жизни, кулинарии и т.д. Каждый из существующих 72 блогов ведется регулярно журналистом или экспертом в данной области, используется возможность комментирования публикуемых материалов. Представлена подробная информация об авторе блога - биографическая справка, список профессиональных достижений, «кратко о себе».

Помимо популярного сейчас блог-сервиса основной онлайн-ресурс штата Мичиган имеет собственный форум. Точнее, различные форумы, также разбитые по рубрикам: «Новости»

(«News»), «Развлечения» («Entertainment»), «Бизнес» («Business»), «Местное» («Local»), «Жизнь» («Living»), «Спорт» («Sports»), «Спорт высших учебных заведений» («High School»). Все эти большие разделы содержат узкоспециализированные рубрики. Можно заметить, что некоторые темы форумов дублируют разделы в блог-сервисе. Разница в том, что за заполнение форума отвечают сами пользователи, а не профессиональные журналисты или эксперты в какой-либо области. Кроме комментирования содержимого блогов и участия в различных форумах, посетителям портала предоставляется возможность самостоятельно формировать контент сайта. В рамках проекта существует раздел «Стань репортером» («Be a Reporter»), который позволяет размещать материалы, фото и видео, созданные непрофессионалами.

Все вышеперечисленные сервисы и опции посвящены только локальным новостям. Региональная специфика прослеживается в каждой новости, в каждом материале. Информация федерального масштаба почти не публикуется на портале. Зато подробно освещаются, к примеру, местные криминальные новости; большое внимание уделяется спортивной жизни штата. Рубрикация спортивных разделов и подразделов достаточно разветвлённая. Таким образом, можно говорить об информационном портале регионального уровня, созданном в первую очередь для жителей штата Мичиган и охватывающем все сферы их интересов и жизнедеятельности в целом.

Обратимся теперь к интернет-порталам Пермского края (они не так давно стали предметом научного исследования, см. например: [Шагалова 2007; Свизева 2010]). Сразу заметим, что аналогов описанного выше ресурса Mlive. com в крае не существует. Мы имеем в виду отсутствие электронного ресурса, который предоставлял бы информацию о контенте городских и районных СМИ региона. Конечно, существует, например, информационный портал «Репортер» по адресу http://www.reporter.perm.ru. Здесь представлены новостные материалы и материалы прочих жанров сразу нескольких пермских изданий - «Досье 02», «Новости города. Пермь», «Вечерняя Пермь», «Новости культуры. Пермь». Но стоит заметить, во-первых, что данные издания являются чисто пермским продуктом, т.е. новости малых муниципальных образований представлены очень скупо, основное место отводится собы-

тиям, произошедшим в краевом центре. А во-вторых, выбор изданий определяется тем, что их учредителем является ООО «Медиакомпас».

Тем не менее ресурс также имеет на главной странице ленту новостей, разбитую на тематические блоки: «Новости дня», «Новости» («Городское хозяйство», «Культура», «Край», «Здоровье», «Общество», «Политика», «Происшествия», «Спорт», «Технологии», «Экономика»). На главной странице представлен только анонс новости, а узнать более подробную информацию посетитель может, кликнув на заголовок заметки, который является гиперссылкой. При этом некоторые сообщения, по-видимому, являются собственностью портала, а под некоторыми размещено примечание «Источник: gorodperm.ru». Что же касается материалов четырех вышеперечисленных изданий, то выдержки из них публикуются справа от ленты новостей. Можно также прочитать материал целиком, кликнув по названию. Помимо выбранного материала посетитель имеет возможность ознакомиться с выпуском в целом.

Итак, мы видим, что данный ресурс предлагает читателю только электронный вариант печатного выпуска того или иного издания и ленту последних новостей. Конечно, ценно, что на главной странице можно ознакомиться с материалами сразу нескольких известных газет, оформить RSS-подписку, узнать, какая погода в Перми на текущий момент, но в целом данный сайт не отвечает требованиям интернет-пользователей. Не предусмотрено никакой обратной связи, кроме письма в редакцию, нет возможности комментирования статей и уж тем более нет блог-сервиса или сети форумов. Мультимедиа-контент не представлен практически совсем, основное место занимают тексты. К тому же излишняя серьёзность текстового контента среднего интернет-пользователя скорее отпугнёт, чем привлечёт: всё же общая тенденция Рунета сегодня - на доступность, развлекательность [см., например: Карпова 2010: 70]

Выше было отмечено, что данный проект, хотя и содержит статьи нескольких разноплановых изданий, но по сути является всего лишь электронным переложением печатного первоисточника, дополненным лентой новостей.

Обращаясь к вопросу функционального соответствия какого-либо пермского интернет-ресурса американскому Mlive.com, стоит рассмотреть известный региональный информационный портал 59.ru. О его популярности говорит, в первую очередь, статистика посещений. Так, в течение мая 2010 г. сайт посетили 795 968 человек.

Известно, что это не наш местный проект, его контролирует компания «RUgion» из Челябинска. В интернет-бизнесе эта компания с 1996 г., и сегодня в ее составе еще 40 региональных информационных порталов, подобных 59.ru, а также 53 тематических портала2.

Самые известные проекты «RUgion» - городские сайты Chelyabinsk.ru и Chel.ru; тематические проекты Au^^elm, MyChel.ru,

DomChel.ru, 2074.ru, Chelfm.ru и Cheldiplom.ru; региональные интернет-порталы 63.ru (Самара), 59.ru (Пермь), 72.ru (Тюмень), Ekat.ru (Екатеринбург).

Кроме того, этот ресурс создается собственной командой профессиональных журналистов, а не собирает информацию из региональных интернет-СМИ. Однако же данный портал представляет в основном информацию из регионального центра, он и рассчитан на рядового пермяка. Жителю других муниципальных образований Пермского края здесь будет попросту неинтересно. Однако местный, городской, контент представлен очень полно и охватывает все сферы жизни пермяка.

На главной странице присутствует лента коротких новостных сообщений, которые при желании можно прочитать целиком. Рядом с некоторыми новостями стоит значок, предупреждающий о том, что полный текст содержит фото-или видеоматериалы. Вообще, мультимедийная «начинка» сайта прекрасно проработана, фотографии и видеоролики встречаются очень часто (подробнее о видеоконтенте 59.ru см.: [Свизева 2010]).

Что касается жанрового содержания, то сайт уделяет большое внимание не только коротким новостным заметкам, но и репортажам и особенно интервью.

Все материалы поделены на рубрики. Так, ресурс 59.ru включает в себя большие разделы:

• «Город Онлайн»» («Новость дня», «Персона недели», «Социальная ответственность», «Новости бизнеса», «Sport time» и т.д.) - информация о последних событиях и тенденциях в Перми;

• «Dengi59.ru» («Лента новостей», «Фин. Технологии», «Консультации», «Курсы валют», «Финграмота», «Банкоматы» и т.д.) - все о финансовых вопросах;

• «Avto59.ru» («Лента новостей», «Автостоп», «Тест-драйв», «Автокатастрофы», «Фотосессия», «Сводка ГИБДД» и т.д.) - пермский автосайт;

• «Kvartira59.ru» («Лента новостей», «Домострой», «ДомЭксперт», «Дизайн-проект» и

т.д.) - строительство и обустройство недвижимости;

• «Afisha59.ru» («Сегодня в Перми», «Фильм недели», «Звезды говорят», «Мимоходом», «Афиша» и т.д.) - все о развлечениях в Перми;

• «Doctor59.ru» («Новости медицины», «Медицинская практика», «Лидеры медицины» и т.д.) - все о медицине в Перми;

• «Работа» («Вакансии», «Резюме», «Как я нашел работу на 59.ru» и т.д.) - все о работе в Перми.

Помимо обозначенных подрубрик, большие разделы обязательно включают такие пункты, как, например, «Консультация» (посетители сайта могут задать свой вопрос специалисту в данной области»), «Опрос» (общественное мнение относительно какой-то важной проблемы). Обязательно имеется справочная информация, например, различные рейтинги, адреса и телефоны нужных организаций и т.д.

Что касается прикладных сервисов, то здесь их огромное количество. Есть раздел объявлений от частных лиц, разбитый по рубрикам, прогноз погоды на ближайшие 10 дней, справочник пермских фирм и т.п. В зависимости от тематики раздела можно найти различную интересную и полезную информацию, например, календарь прививок («Doctor59.ru»), штрафы ГИБДД («Avto59.ru») и мн. др. На портале проводятся конкурсы и различные акции, предоставляется возможность выиграть билеты в кино, театры или на выставки или получить значительную скидку на какой-нибудь товар или услугу.

Посетители данного интернет-ресурса активно комментируют появляющиеся материалы, зачастую оставляют в комментариях не только свои мнения, но и пожелания по организации работы сайта и размещению того или иного материала.

Помимо широких возможностей для комментирования, портал предоставляет своим читателям доступ в собственную социальную сеть «Живая Пермь». Здесь в рамках форума представлено множество различных сообществ, более 1700, где можно обсуждать какие угодно темы. Кроме того, есть сервис под названием «Блоги». Это площадка для ведения собственного интернет-дневника (т.е. практики в жанре, который, по отзывам специалистов, «объединяет свойства личного и общественного документа» [Карпова 2010: 72]. Но нет блогов, которые велись бы профессиональными журналистами или экспертами в какой-либо области.

Существует также мобильная версия сайта по адресу http://rn.59.ru и возможность оформить RSS-подписку.

Итак, при сравнении основного информационного портала штата Мичиган и самого популярного информационного сайта пермского интернет-ресурса 59.ru выяснилось следующее:

1. Принципы сбора информации коренным образом различаются: если пермский портал имеет собственную разветвленную сеть корреспондентов, после имени автора под материалом всегда идет подпись «Специально для 59.ru», то портал штата Мичиган содержит информацию, собранную из различных региональных интернет-СМИ. При этом нельзя назвать данный ресурс просто дайджестом, т.е., согласно одному из определений, «информационным продуктом (издание, статья, подборка), который содержит краткие аннотации и основные положения статей или в котором сжато передается содержание самых интересных публикаций за какой-то период »3, так как портал не просто публикует все имеющиеся материалы региональных онлайн-СМИ в сокращенном варианте. Ресурс предоставляет полную, исчерпывающую информацию о штате Мичиган в целом и об отдельных территориальных образованиях этого штата в частности.

2. Зона географического покрытия, а следовательно, и аудитория данных ресурсов значительно различаются. Портал Mlive.com предназначен для всех жителей штата Мичиган, в то время как 59.ru может быть интересен только жителям Перми. Соответственно, последний не выполняет той объединяющей, консолидирующей функции, для выполнения которой предназначается мичиганский ресурс. То есть ресурс нацелен на обслуживание информационных нужд одного конкретного города.

3. Функциональное возможности и контент рассмотренных выше онлайн-ресурсов имеют много общего. Это, например, постоянно обновляемая лента новостей, в которой сообщения разбиты по рубрикам, мультимедиа-контент (широкий спектр фото- и видеоматериалов), тематические разделы, касающиеся различных сфер жизни, сервисы прикладного характера -прогноз погоды, объявления частных лиц, конкурсы, справочная информация и т.д.

4. Оба портала имеют возможность комментирования всех материалов посетителями, оба содержат собственные форумы с богатым набором тем для обсуждения. Следовательно, в обоих случаях мы имеем дело с интерактивными ресурсами.

2. Онлайн-версии крупнейших региональных газет (на примере изданий «Detroit Free Press» и «Звезда»)

Помимо информационных порталов и разного рода интернет-ресурсов, не имеющих печатного аналога, в интернете обширно представлены онлайн-версии известных традиционных СМИ. Уместным будет рассмотреть функционирование крупнейших газет изучаемых регионов в сети.

Ежедневная газета «Detroit Free Press», основанная в 1831 г., имеет тираж 308,944 тыс. экз., а по воскресеньям - 606,374тыс. экз.4 Главным редактором является Пол Энгер (Paul Anger). Официальный сайт издания находится по адресу http://freep.com. Обратимся к данному электронному ресурсу.

На главной странице, как и следовало ожидать, представлены последние опубликованные в издании материалы, практически все сопровождаются фотографиями или видеороликами. Есть новостная лента, раздел «Последние заголовки» («Latest Headlines»). На главной странице излагается лишь суть новостного сообщения или анонс статьи, прочитать полную версию можно, кликнув на заголовок, который является гиперссылкой.

Новости и материалы сгруппированы по рубрикам: «Новости» («News») - рубрика включает не только новости региона ( Детройта), но и национальные и даже мировые; «Автомобили и бизнес» («Autos & Business»); «Развлечения и жизнь» («Entertainment & Life») - данная рубрика повествует о новостях в кино, музыке, жизни знаменитостей; «Спорт» («Sports»).

Особый интерес представляет рубрика «Мнение» («Opinion»), имеющая два больших раздела

- «Редакционные статьи» («Editorials») и «Письма редактору» («Letters to Editor»). В англоязычной журналистской традиции новостные материалы принято делить на news, т.е. собственно новость, которую стремятся подать максимально объективно, и opinion - буквально мнение, т.е. события и факты в авторской интерпретации, новость, субъективно откомментированная. В этой рубрике как раз и можно ознакомиться с такими личностно окрашенными материалами -в подаче журналистов и в изложении читателей.

Неотъемлемой частью любого западного издания является наличие большого количества блогов непосредственно на сайте этого издания. «Detroit Free Press» также имеет специальный раздел «Штатные блоги» («Staff Blogs»), в котором содержится 15 разнонаправленных «дневников». Среди них «Blog: Mike Brookbank», «Edito-

rial Blog: Ron Dzwonkowski», «Editorial Page Blog», «Blog: O Street», «Blog: Mike Thompson», «Browser», «Lions blog», «MSU sports blog», «Pis-tons blog», «Tigers blog», «Red Wings blog», «U-M sports blog», «Auto racing blog», «Outdoors blog», «Olympic sports blog».

Отдельная рубрика отведена колумнистам («Columnists»), коих в издании насчитывается 10: Митч Албом (Mitch Albom), Рон Дзвонковски (Ron Dzwonkowski), Брайан Дикерсон (Brian Dickerson), Стивен Хендерсон (Stephen Henderson), Марк Фелан (Mark Phelan), Рошель Рили (Rochelle Riley), Майкл Розенберг (Michael Rosenberg), Дрю Шарп (Drew Sharp), Сьюзан Том-пор (Susan Tompor), Том Волш (Tom Walsh). Кроме этих журналистов, в «Detroit Free Press» в разделе «Дополнительные комментарии и критика» («More Commentary & Criticism») представлены и другие колумнисты.

Отметим, что интернет-версия издания предлагает читателям более обширную информацию, чем печатный аналог. Помимо публикуемых в газете колонок, здесь можно читать блоги, просматривать аудио- и видеоролики, принимать участие в комментировании всех представленных материалов.

На сайте можно ознакомиться с печатной версией свежего номера газеты в формате pdf, но эта опция доступна только зарегистрированным пользователям. Публикуется также информация

о подписке, ценах на размещение рекламы и т.д. Отдельные рубрики посвящены объявлениям частных лиц, присутствует раздел «Некрологи» («Obituaries»). Материалы данного раздела можно охарактеризовать скорее как портретные очерки, героями которых становятся недавно ушедшие из жизни люди. Обычно такие материалы пишут люди, лично знавшие покойного.

Узнавать об обновлениях читатель может с помощью различных сервисов: RSS-подписка, Twitter, Facebook и пр. Существует мобильная версия сайта.

Теперь обратимся к крупнейшему общественно-политическому изданию Пермского края - газете «Звезда». Она была основана в 1917 г., имеет тираж 9 тыс. экз. в будни (вторник и четверг) и 35 тыс. экз. в пятницу. Главный редактор «Звезды» - Сергей Трушников. Раньше газета публиковалась в веб по адресу http://nevod.ru/zvezda/, но недавно сайт сменил адрес «прописки» и теперь это http://zwezda.perm.ru.

Итак, на главной странице располагается кликабельная лента новостей, отсортированных по рубрикам: «Спорт», «Криминал», «События», «Происшествия», «Ну и ну!», «Общество», «Биз-

нес» (прочитать новость полностью можно, кликнув по самой новости). Есть раздел «Самое обсуждаемое» - рейтинг новостей, которые наиболее активно комментируются посетителями. Также представлены свежие материалы, каждый из которых относится к определенной рубрике -«Скажите, люди», «Встречи в редакции», «Скандалы», «Пресс факт», «Эхо дня» и т.д. На главной странице вывешиваются фотографии, связанные с тем или иным описываемым событием. Кроме того, есть отдельный раздел «Фоторепортажи», в котором работы штатного фотографа Владимира Бикмаева рассортированы по темам и доступны к просмотру в хорошем качестве.

Газета «Звезда» освещает не только жизнь краевого центра, она представляет и новости небольших территорий. Новости национального масштаба практически не представлены, а если изредка и появляются, то в качестве короткой комментированной новости («Пресс Факт») или выступают информационным поводом для высказывания собственного мнения («Прямая речь»).

Вообще, рубрика «Прямая речь» является своеобразной визитной карточкой «Звезды». По жанровой и стилистической направленности материалы в данной рубрике можно охарактеризовать как материалы колоночного типа (соответствующие понятию opinion в западной журналистике). Обычно в качестве авторов выступают журналисты самого издания или профессионалы в какой-либо области, например депутаты. На электронной версии сайта «Прямая речь» материал может излагаться и читателем. Можно предположить, что перед публикацией информация проходит отбор и рецензирование, т.е. это не блог-сервис; тем не менее, у читателя появилась возможность высказать свое мнение и поделиться им с аудиторией издания.

Что же касается возможности ведения блогов, то здесь дело обстоит иначе, чем в западных сетевых СМИ. На главной странице есть вкладка «Живой журнал газеты “Звезда”», отправляющая к одному-единственному общему блогу. Он ведется, как понятно из названия, на платформе Livejournal.com. При этом посты публикуются просто в порядке очередности, у журналистов нет отдельных блогов. Содержание данного живого журнала - это либо обращение к читателям по какому-либо поводу (например, «А каково ваше мнение?..»), либо более обширный вариант статьи, опубликованной на сайте и в печатном издании. Материалы, не дублирующие контент сайта, встречаются весьма редко.

Все представленные на сайте и в живом журнале материалы могут быть прокомментированы.

Правда, комментарии сначала просматриваются модератором и поступают на сайт только после его одобрения. К сожалению, комментировать, кроме текстов и редко обновляемой фотоподборки, особенно нечего: видео- и аудиоматериалы в электронной версии издания не представлены совсем.

На сайте можно скачать печатную версию свежего издания в формате PDF. Для этого нужно отправить СМС-сообщение на номер 7515. Его стоимость варьируется от 3.42 до 4.13 руб. (с НДС) в зависимости от оператора.

Следить за обновлениями на сайте теперь можно с помощью все той же RSS-подписки и ресурса Twitter.

Из всех сервисов прикладного характера, свойственных описанному выше изданию «De-troit Free Press», пермское издание предлагает только оповещение о текущей температуре воздуха и прогноз погоды на ближайшие дни.

Таким образом, проанализировав крупнейшие (и наиболее популярные) издания штата Мичиган и Пермского края, которые имеют не только сетевые, но и печатные версии, отметим следующее:

1. Безусловно, территория и население штата Мичиган в несколько раз превышают территорию и население Пермского края. Поэтому естественно, что будничный тираж «Detroit Free Press» почти в 10 раз больше, чем пятничный тираж «Звезды».

2. Западная пресса имеет более давнюю традицию представления СМИ в интернете, в отличие от российских газет, которые стали обзаводиться интернет-версиями гораздо позже (отсюда же - их различные «слабые места» [Кихтан 2004: 12]). Поэтому и в данном случае западное издание имеет более качественный уровень представления, более объёмный архив и соответственно более развитые технологии.

3. В региональной российской прессе до сих пор существует мнение о том, что электронная версия - всего лишь цифровой аналог печатной. В то время как электронная версия «Detroit Free Pres» - это не просто немного расширенная и дополненная печатная версия того же издания. Это качественно другой продукт. Да, порой некоторые материалы повторяются, такова политика редакции. Но, помимо этого, существуют различные блоги на платформе самого издания, материалы в них никогда не дублируют содержания материалов, представленных на сайте . Даже сам журналист в блоге работает в другом формате, нежели на страницах издания.

4. Мультимедийное наполнение ресурса способствует созданию нового, отличного от печат-

ной версии формата. Заметим, что в региональной прессе Пермского края, т.е. в рассматриваемой нами газете «Звезда», видео- и аудиоматериалы не представлены вообще, издание опирается в основном на текст. Это придает электронной версии «Звезды» большую степень аналитичности, чем та, которая характерна для западных СМИ.

Итак, подробно рассмотрев онлайн-версии средств массовой информации, различных по содержанию, освещаемой территории и функциональной направленности штата Мичиган (США) и Пермского края (РФ), мы пришли к следующим выводам.

Во-первых, западная интернет-журналистика имеет более долгую историю, чем российская. Этим обусловлен тот факт, что российские региональные СМИ пока не в полной мере переняли все разнообразие сервисов и технологий, представленных в зарубежных онлайн-СМИ (до сих пор можно говорить о серьезном торможении в этой области, хотя исследователи отмечали его уже давно [Кихтан 2004: 12; Лукина 2006]). Так, ведение блогов на платформе собственно сетевой версии какого-либо издания в Пермском крае только начинает набирать обороты. Некоторые пермские газеты, например «Новый компаньон», «Звезда», имеют блоги, но они расположены в блог-хостинге Livejournal.com. Только не так давно появившийся в крае проект «Соль» (http://saltt.ru) предлагает читателям довольно большое количество разнонаправленных блогов, существующих на платформе самого издания.

Тем не менее стоит отметить, что технологии RSS-рассылок, слежения за появлением свежих новостей с помощью сервиса микроблоггинга Twitter вполне успешно освоены региональными журналистами края (в частности, редакцией газеты «Звезда»).

Во-вторых, Пермский край не имеет собственного информационного портала, подобного мичиганскому Mlive, который содержал бы материалы из различных интернет-ресурсов региона и выполнял бы консолидирующую функцию для жителей всех образований края. Это представляется нам следствием недостаточного развития интернет-технологий в малых населенных пунктах, а также - следствием существования определенного стереотипа о том, что пермяку, как жителю «столицы», не нужны и не интересны новости региона в целом. Поэтому внимание на крупнейшем интернет-портале Перми 59.ru уделено почти исключительно жизни пермяков.

В-третьих, российские региональные СМИ, имеющие электронную версию своего издания, до сих пор воспринимают ее как несколько рас-

ширенный и дополненный вариант печатного варианта, просто существующий в несколько другой форме. Региональные издания штата Мичиган, как локальная, небольшая газета «The Morning Sun», так и крупнейшая в регионе «De-troit Free Press», представлены в интернете не столько в качестве дополненной печатной версии, сколько в виде нового по формату издания, сочетающего в себе тексты (те, которые входят в печатную версию издания, и те, которые просто невозможно представить на страницах бумажной версии, например, экспрессивный контент журналистских блогов), мультимедиаресурсы (фото, видео, аудио), разного рода сервисы прикладного характера (информация о погоде, объявления), обширную систему гиперссылок (можно просмотреть похожие материалы, материалы данного автора, осуществляется навигация по тэгам и т.д.). К сожалению, контент российских региональных СМИ (рассмотренных нами «Звезды» и «Искры») вообще не содержит видеороликов, или хотя бы аудиороликов; редакция ограничивается выкладыванием фотографий. (И это в то время, когда уже не только апологеты новых медиа, но даже серьёзные специалисты по газетной стилистике как о немалом достоинстве говорят о технической возможности в интернете "оперировать с устной речью так же легко, как и с письменной", "потреблять речевую продукцию СМИ в условиях, когда одинаково легко доступны письменный и устный варианты текста" [Коньков 2009: 16]!)

В-четвертых, специфика текстов, новостных сообщений и аналитических статей зависит от того, по какому территориальному признаку сгруппирована аудитория. Местные новости интересуют жителей гораздо больше, чем новости национального масштаба. В этом отношении можно говорить о подобии материалов на интернет-ресурсах. Разве что американские посетители уделяют локальным новостям спорта больше внимания, чем российские. Жителей же Пермского края больше интересует так называе-мая«социалка», материалы, напрямую связанные с их жизнью.

Но главный вывод, сделанный нами в процессе исследования, таков: онлайн-СМИ Пермского края продолжают развиваться. Они постепенно совершенствуются, и со временем этот прогресс

- все заметнее (ср., например: [Шагалова 2007; Свизева 2010]; нельзя здесь не подчеркнуть общую тенденцию количественного и качественного роста аудитории интернет-СМИ Рунета в 2000-х гг. [Лукина, Фомичева 2005: 57]).

Так, описанный нами портал 59.ru по функциональности не уступает порталу Mlive. com, а в

техническом отношении отстоит от него совсем не далеко. Сетевые версии газет «Звезда» и «Искра» пока еще в начале пути, но заметные изменения есть. Достаточно вспомнить прошлую интернет-версию «Звезды», которая располагалась по адресу http://nevod.ru/zvezda/. В этой версии отсутствовал даже удобный поиск по сайту, не говоря уже о других важных опциях.

Можно говорить о появлении в Перми как сетевых изданий абсолютно нового формата (газета «Соль»), так и о совершенствовании уже имеющихся в крае онлайн-версий известных газет. С повсеместным распространением интернета и воспитанием в молодых журналистах сознания того, что интернет-журналистика - такой же полноценный вид журналистики, как и ТВ-, радио- или печатная журналистика, за который платят деньги, шансы возникновения в Пермском крае такого же насыщенного и качественно наполненного интернет-пространства, как в рассмотренном нами штате Мичиган, существенно повышаются.

Примечания

1 About US // Michigan Local News, Breaking News, Sports & Weather - MLive.com. URL: http://www.mlive.com/aboutus/ (дата обращения:

15.12.2010).

2 Статистика // Группа компаний "RUgion".

URL: http://rugion.ru/stat/ (дата обращения:

02.03.2011).

3 Дайджест // Википедия, свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Дайджест (дата обращения: 17.12.2010).

4 Detroit Free Press // Wikipedia, the free encyclopedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/

Detroit_Free_Press (дата обращения: 15.12.2010).

Список литературы

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005.

Карпова Т.Б. Досуговый ресурс Рунета // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2010. Вып. 2 (8). С. 70-76. URL: http://rfp.psu.ru/archive/2.2010/karpova.pdf (дата обращения: 09.10.2011).

Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 155 с.

Коньков В. И. Стилистические явления в речевой практике СМИ // Вестн. Перм. ун-та. Российская и зарубежная филология. 2009. Вып. 6. С.14-18. URL: http://rfp.psu.ru/archive/6.2009/ konkov.pdf (дата обращения: 07.10.2011).

Лукина М.М., Фомичева И.Д. СМИ в пространстве Интернета: учеб. пособие. М.: Ф-т

журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. 87 с. // Библиотека факультета журналистики Московского государственного университета. URL: http: //www .journ.msu. ru/study/handouts/texts/ smi_internet.pdf (дата обращения: 05.11.2011).

Лукина М.М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету (по результатам мониторинга интернет-СМИ) // Медиаскоп, 2006. URL: http://www.mediascope.ru/index.php?option=com_c ontent&task=view&id=59&Itemid=46 (дата обращения: 02.08.2010).

Свизева В.А. Видеоконтент 59.ru через призму Пермнета // Acta Diurna. 2013. №6. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_6/svi_permnet_ vid.htm (дата обращения: 09.01.2011).

Шагалова О.В. Интернет-СМИ Пермского края: типология и описание // Acta Diurna. 2007. №3. URL: http://psujourn.narod.ru/vestnik/vyp_3/ shag_permnet.html (дата обращения: 19.12.2010).

Специфика российской интернет-

журналистики // Информационно-

дискуссионный портал «NewsLand». URL: http://www.newsland.ru/News/Detail/id/95093/cat/6 5/ (дата обращения: 02.12.2010).

Информационный портал «Репортер». URL: http://www.reporter.perm.ru (дата обращения: 20.12.2010).

Информационный портал 59.РУ. URL: http://59.ru/ (дата обращения: 20.12.2010).

Пермская краевая газета «Звезда». URL: http://zwezda.perm.ru/ (дата обращения:

20.12.2010).

Michigan Local News, Breaking News, Sports & Weather - MLive.com. URL:

http://www.mlive.com/ (дата обращения:

20.12.2010).

Detroit Free Press. Detroit news, community, entertainment, yellow pages and classifieds. Serving Detroit, Michigan. freep.com. URL: http://www.freep.com/ (дата обращения:

20.12.2010).

LOCAL ONLINE MEDIA OF MICHIGAN, USA, AND PERM REGION, RF:

COMPARATIVE ANALYSIS

Alexey V. Pustovalov

Senior Lecturer of Journalism Department

Perm State University

Irina A. Berezina Student of philological faculty Perm State University

The article analyses on-line media, which represent Michigan, US, and Perm region, RF, in the Internet. It reveals specificity, similarity and difference of local on-line media; the role and functions of on-line news media in the USA and Russia are compared. The object of study is a number of diverse web resources: internet portals, which do not have any print analogs (Mlive.com and 59.ru), and major local media, which do (on-line representations of "Detroit Free Press and "Zvezda"). Comparative analysis allowed predicting perspectives of on-line media developing in Perm region.

Key words: on-line media; on-line journalism; Michigan; Perm region; Mlive.com; 59.ru; “Detroit Free Press”; “Zvezda”.