Научная статья на тему 'ПОИСК ФОРМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА'

ПОИСК ФОРМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
59
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
успешная адаптация / социальная компетентность / социальные представления / личностный рост / социальный результат / successful adaptation / social competence / social perceptions / personal growth / social result

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сударева Елена Евгеньевна

Значимыми условиями для профессиональной успешности выпускников колледжей выступают личностные особенности студентов, мобильность, ответственность. Главным шагом к этому становится успешность адаптации студентов в социальном и профессиональном пространстве. В ходе первичного среза подтвердилась необходимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и совокупности личностных качеств. Показаны отдельные формы, развивающие социальные навыки и социальные компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEARCH FOR FORMS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SUCCESS OF COLLEGE STUDENTS

Significant conditions for the professional success of college graduates are the personal characteristics of students, mobility, responsibility. The main step towards this is the success of adapting students in the social and professional space. During the primary cut, the need was confirmed for students to develop not only professional competencies, but also a combination of personal qualities. Shows individual forms that develop social skills and social competencies of students.

Текст научной работы на тему «ПОИСК ФОРМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА»

УДК 37.03

https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3 1 Научная статья

ПОИСК ФОРМ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

Е.Е. Сударева

Колледж университета « Туран», г. Алматы, Республика Казахстан Ппепюк.че а та П. г и

44

Original article

SEARCH FOR FORMS OF DEVELOPMENT OF SOCIAL SUCCESS OF COLLEGE STUDENTS

E.E. Sudareva

Turan College, Almaty, Kazakhstan lmm<mm@,mail m

Аннотация:

Значимыми условиями для

профессиональной успешности

выпускников колледжей выступают личностные особенности студентов, мобильность, ответственность. Главным шагом к этому становится успешность адаптации студентов в социальном и профессиональном пространстве. В ходе первичного среза подтвердилась необходимость развития у студентов не только профессиональных компетенций, но и совокупности личностных качеств. Показаны отдельные формы,

развиваюгцие социальные навыки и социальные компетентности студентов.

Ключевые слова: успешная адаптация, социальная компетентность, социальные представления, личностный рост, ссщиальный резул ьтат.

Summary:

Significant conditions for the professional success of college graduates are the personal characteristics of students, mobility, responsibility. The main step towards this is the success of adapting students in the social and professional space. During the primary cut, the need was confirmed for students to develop not only professional competencies, but also a combination of personal qualities. Shows individual forms that develop social skills and social competencies of students.

Keywords: successful adaptation, social competence, social perceptions, personal growth, social result.

Для цитирования: Сударева E.E Поиск форм развития социальной успешности студентов колледжа // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2022. Т. 3. № 1. С. 44-52. https://doi.org/10.54158/27132838_2022_3_l_44

For citation: Sudareva ЕЕ. Search for forms of development of social success of college students. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2022;3(l):44-52. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838 2022 3_1 44

44

Введение. В период социально-экономических реформ, расширения информационных потоков, появления агрессивных виртуальных игр, негативного влияния на сознание подростков средств массовой информации -поколение российской молодежи заметно меняется. У части молодёжи проявляется антиобщественная позиция: неуважение к традициям, этическим нормам социума, уклонение от выполнения своего гражданского долга, социальная пассивность, эгоизм, индивидуализм, утрачиваются семейные ценности. Возраст подростков 15-16 лет психологи рассматривают как фактор риска для развития девиантного поведения, как изменение социальных норм 11]. Подобные проблемы остро обозначились в сфере среднего профессионального образования, где обучаются юноши и девушки с низкими и средними образовательными потребностями и таким же социальным статусом их семей. В начале учебного года педагогические коллективы СПО сталкиваются с проблемой вхождения в образовательную среду колледжа студентов-первокурсников, которые пришли со своим не всегда положительным социальным опытом, со своими семейными проблемами, проблемами взаимоотношений. Отмечено, что ежегодно возрастная граница правонарушителей из числа первокурсников снижается, вместе с тем увеличивается количество дисциплинарных нарушений совершённых в колледже и правовых нарушений вне его среды. Характерной чертой студентов 15-16лет, выступает невысокий уровень социальной адаптации к новым условиям, неготовность выстраивать стратегические жизненные перспективы, находить возможности самореализации [2]. Основная часть студентов СПО (примерно 75%) проживают в неполных, и проблемных семьях. Чертами таких студентов нередко являются:

- недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое влечет за собой неадаптивные формы поведения (агрессия, капризность, гнев, раздражение);

- отсутствие четкого распорядка дня и правильно организованного рабочего места;

- нежелание подчиняться общим требованиям.

Такие студенты чаще всего замечены в отклоняющемся поведении, которое проявляется в отклонениях социально-пассивного типа - стремлении ухода от личностных и социальных проблем.

Анализ факторов внешней среды, психо лого-физиологических особенностей возраста, особенностей профессионально-образовательной среды СПО позволил выявить следующие противоречия:

- имеющимися ценностными ориентациями у несовершеннолетних и ценностными ориентациями общества;

- наличие опыта неуспешного поведения у студентов и их нежеланием что-либо менять в своей жизнедеятельности, отсутствием каких либо личных интересов;

- необходимостью формирования социальной успешности студентов СПО и не разработанностью инструментов формирования социальной успешности.

В педагогике проблемы и перспективы развития социальной успешности молодежи рассмотрены в работах Н.Б. Крыловой «Конструирование ситуаций успеха для участников педагогического процесса как условие их самореализации» (г. Кострома 2002 г.), А.Р. Тугушева «Особенности образа социально успешного человека в представлениях молодежи» (г. Саратов, 2006 г.), Е.В. Ерофеевой «Факторы профессионально-педагогической успешности» (г. Саратов, 2001 г.). Авторы утверждают, проблема реализации социальных функций образования разработана недостаточно, и по прежнему актуален вопрос исследований о механизмах ее реализации.

46

Для процесса социализации и социальной успешности важно, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится человек, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде

Материалы и методы: анализ теоретических источников и педагогического опыта, наблюдение, систематизация.

Результаты исследования и их обсуждение. Преподавателями Колледжа университета «Туран» было проведено входное диагностическое исследование, целью которого явилось изучение удовлетворенности студентами своими личными качествами и пониманием стратегии личного выхода на рынок труда Для этого использовалось включенное наблюдение, метод тестовых ситуаций, опросные методы. Так, в начале 2021 года в опросе участвовали студенты 3-4 курсов (160 человек). Им необходимо было ответить на вопросы: Как Вы оцениваете свои личностные качества и перспективы на рынке труда? Как вы считаете, выпускники вашего коллектива подготовлены к жизни и труду в современных условиях и адаптации в других коллективах и на рынке труда? Анализ результатов показал, что:

- 86% студентов знают и понимают, что сегодня на рынке труда к ним предъявляются высокие требования, однако свои социальные навыки и компетентности оценивают как недостаточные;

- 70% студентов считают, что выпускники колледжа подготовлены более всего к работе на производстве и труду и менее - к самостоятельным решениям, и также не готовы к жизненным трудностям.

Это значит, что существует высокая потребность в развитии социальных навыков студентов, умений и навыков общения, в том числе сотрудничества, работы в команде; способности к работе с различными источниками информации; умений действовать и принимать ответственные решения в нестандартных и неопределенных ситуациях и условиях влияния

стрессогенных факторов [3]. Необходима организация такого социально-психологического процесса, который бы приводил личность к новым социальным результатам, позволял достигать более высокую степень соответствия психических возможностей личности (когнитивных, поведенческих и личностных) требованиям общества. Такой процесс, безусловно, должен носить многоуровневый характер и ориентировать студента на самооценку качества своей образовательной деятельности; позволять максимально студенту быть успешным и реализовать свои потенциалы и возможности на всех этапах обучения в колледже. Задача педагогов состоит в том, чтобы обогатить имеющиеся целевые программы и проекты, реализуемые в колледже (например, Программу социальной защиты и поддержки студентов, Программу развития студенческого самоуправления) новыми формами, имеющими цель - оказание помощи студентам в преодолении трудностей социального и образовательного характера, погружение студентов в ситуацию социальной успешности. Прежде всего, мероприятия в рамках программа были дополнены новыми формами и видами деятельности (проектной, благотворительной, квазипрофессиональной).

Одной из внедряемых форм на часах общения стал тренинг. Тренинги отличаются от других форм обучения тем, что студент быстро осваивает новые виды деятельности и получает необходимые для этого коммуникативные навыки. Тренер (педагог-психолог или приглашенный специалист) должен иметь психологическое образование. Перед началом тренинга конкретизируется его цель, например, выход из конфликтных ситуаций. Тренинги различаются по продолжительности проведения: от 1-2 ч. Численность группы может варьироваться от 6 до 10 человек. Наиболее эффективен тренинг-тренировка - он подразумевает формирование и отработку умений и навыков эффективного поведения. При такой форме работы

участники получают ответы на то, как действовать в ситуациях, отрабатывают до автоматизма нужные формы поведения. Методы, которые используют в тренинговых группах - дискуссии, игровые методы, моделирование ситуаций, техники развития сенсорной чувствительности и медитативные техники.

• Запуск волонтёрской деятельности. На базе колледжей была создана студенческая консалтинговая фирма «Дари добро». Деятельность фирмы направлена на оказание услуг по запросам ближайшего социума: Совет ветеранов Центрального административного округа г. Омска; Союз пенсионеров 16 Военного городка; сотрудники Детских городских больниц № 2 и № 4 , где находятся дети от 0 до трёх лет, оставшиеся без попечения родителей; Центр социальных услуг «Пенаты».

• Организация проектной деятельности на основании социального заказа. В рамках проектной деятельности создано Молодёжно-добровольческое объединение «Новая молодежь» как центр общественной деятельности, которое включает студенческие фирмы: Информационно-аналитический центр «Студент.ру», Студенческое конструкторское бюро «Рост», Фото-видео-студия «Эльбрус». В процессе работы консалтинговой фирмы появляется обширная и постоянно обновляющаяся сеть лиц и организаций, нуждающихся в помощи волонтеров. Деятельность позволяет активизировать развитие добровольческого движения в профессионально-образовательной среде колледжа, внедрить новые механизмы привлечения и мотивации студентов, популяризовать добровольческую деятельность среди студенчества, создать позитивный имидж волонтера, содействовать формированию корпоративной культуры студента.

• Организация конкурсов профессионального мастерства как важного средства формирования опыта творческо-конструкторской деятельности. Задания на конкурс включают практическое выполнение типичной производственной работы по профессии или специальности, а также устные

вопросы и письменные задания интегративного характера (гуманистического, социального, этического характера). Таким образом, конкурс рассматривается как форма внеучебной работы с целью поддержки студентов.

Таким образом, участие в конкурсной, тренинговой, благотворительной деятельности позволяет обозначить широкий круг личностных, социальных проблем студентов, помогает их осмыслить и обсудить. В результате реализации новых форм работы наблюдаются первые эффекты:

- эффект инициативности - студенты сами предлагают проекты по социально значимой тематике;

- эффект лидерства - появление фактов тьюторства и самоорганизации;

- эффект активности - студенты включаются в проектную деятельность, способны к самоорганизации своей деятельности;

- эффект престижности - создаётся ситуация социального успеха, личностного развития, удовлетворения собственной деятельностью;

- эффект квазипрофессионального моделирования;

- эффект каскадного тиражирования - студенты мультиплицируют личный опыт на разновозрастных обучающихся и различных направлениях подготовки.

Заключение. Анализируя первичный опыт, полагаем, что необходимо дальнейшая работа по созданию эмоционально-насыщенного пространства взаимодействия студентов, способствующего формированию социальной успешности; поиск ценностно-смысловых учебных ситуаций, создающих необходимость актуализировать личностные значимые ценности и ценности социальной коммуникации. Также важно разработать программу диагностики, с валидными критериями реальных достижений студентов и действий в социальном контексте.

50

Список литературы

1. Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities // Revista ESPACIOS. 2017. Vol. 38, no 56. P. 27-34.

2. Костина JIM., Писаренко И.А., Карпова M.A. Факторы психологической безопасности личности в образовательной среде школы // Наука и практика в образовании: электронный научный журнал. 2021 № 3 (5). С. 55-60. https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55

3. Руднева Т.Н. Профессиональное развитие - фактор профессиональной успешности // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27. № 2. С. 61-65. https://doi.org/10.18287/2542-0445-2021-27-2-61-65

References

1. Latypov Z., Ziyatdinov A., Demidova L., Gerasimov V., Zaostrovtseva M. The problem of adaptation of foreign students studying in Russian universities. Revista ESPACIOS. 2017;38(56):27-34.

2. Kostina LM, Pisarenko IA, Karpova MA. Personal psychological safety factors in the educational environment of the school. Science and Practice in Education: Electronic Scientific Journal. 2021;(3);55-60. (In Russ.). https://doi.org/10.54158/27132838_2021_3_55

3. Rudneva T.I. Professional development - factor of professional success. Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology. 2021;27(2):61-65. (In Russ.). https://doi.org/10.15829/1560-4071-2019-10-58-65

Автор прочитал и одобрил окончательный The author has read and approved the final вариант рукописи | manuscript

Информация об авторе Information about the author

Сударева Елена Евгеньевна, заместитель директора по научно-методической работе, Колледж университета «Туран» (500013, г. Алматы, ул. Сатпаева, 16А, Республика Казахстан), email: Mtienioiiseajvail.rii

Elena Е. Sudareva, Deputy Director for Scientific Work, Turan College (16A Sataeva Str., Almaty 500013, Kazakhstan), email: linemoiise ajvail.ni

Поступила 03.12.2021; одобрена после рецензирования 15.01.2022; принята к публикации 20.01.2022. Submitted 03.12.2021; approved after reviewing 15.01.2022; accepted for publication 20.01.2022.

© 1 Attribution с by Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.

52

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.