Научная статья на тему 'Поиск эффективной структуры национальной экономики с позиций системно-функционального подхода'

Поиск эффективной структуры национальной экономики с позиций системно-функционального подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
153
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЭФФЕКТ МАСШТАБА / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ИНВАРИАНТ / СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов П. А.

Раскрыты основные принципы системно-функционального подхода; сделана попытка применить их для анализа развития экономических моделей экономики развитых стран и России; предложены меры государственной политики, способствующие созданию эффективной структуры национального хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Search for Effective Structure of National Economy in the Context of the System Functional Approach

The author has established the main principles of the system functional approach and has made an attempt to apply them to the analysis of the development of economical models of the economy of both developed countries and Russia. The actions of the state policy that can contribute to creating an effective structure of the national economy are presented.

Текст научной работы на тему «Поиск эффективной структуры национальной экономики с позиций системно-функционального подхода»

равно 2100 • (2100 -1) = 1,606938044 • 1060. Отношение числа

необнаруживаемых ошибок к их общему числу равно 2,159770221-10 13, т. е. практически равно нулю.

ТАБЛИЦА 3. Необнаруживаемые ошибки в коде (107, 100)

Кратность ошибки к Число необнаруживаемых ошибок данной кратности

2 3,137435235 -1033

4 1,864028709-1036

5 4,722220606-1038

6 6,45032834-Ю40

10 5,40011245 -1043

12 3,00380773 -1044

14 1,71645472-1046

16 3,35039393 -1047

2-5-16 3,470616935 -1047

Заключение

Рассмотренные свойства кода с суммированием определяют

возможности его применения в схемах железнодорожной автоматики и телемеханики при организации функционального диагностирования

логических устройств.

Библиографический список

1. Основы технической диагностики / Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников. -М. : Маршрут, 2004. - 316 с. - ISBN 5-89035-123-0.

2. Salf-checking and Fault-tolerant Digital Design / Parag K. Lala, University of Arkansas, 2001. - 216 с. - ISBN 0124343708.

3. О кодах, обнаруживающих ошибки в асимметричных каналах. Теория кодирования / Д. Бергер. - М. : Мир, 1964. - С. 105-115.

4. Самопроверяемые дискретные устройства / Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников. - СПб. : Энергоатомиздат, Санкт-Петербургское отделение, 1992. - 224 с. - ISBN 5-283-04605-2.

5. О свойствах кода с суммированием в схемах функционального контроля / Д. В. Ефанов, Вал. В. Сапожников, Вл. В. Сапожников // Автоматика и телемеханика. -2010. - № 6. - С. 155-162.

Статья поступила в редакцию 07.05.2010

УДК 338.242.4

П. А. Соколов

ПОИСК ЭФФЕКТИВНОЙ СТРУКТУРЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ С ПОЗИЦИЙ СИСТЕМНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА

Раскрыты основные принципы системно-функционального подхода; сделана попытка применить их для анализа развития экономических моделей экономики развитых стран и России; предложены меры государственной политики, способствующие созданию эффективной структуры национального хозяйства.

экономическая система, эффект масштаба, функциональный инвариант, смешанная экономика.

Введение

Российская экономика сегодня сталкивается с двумя сложными задачами. С одной стороны, нужно завершить институциональные преобразования и избавиться от диспропорций в структуре национального хозяйства, с другой - войти в мировое экономическое сообщество в качестве его полноправного участника.

В поисках системной модели для российской экономики написано множество книг и статей. Либеральная модель развития экономики делает акцент на создание цивилизованной законодательной рамки для предпринимательства и невмешательство государства в дела бизнеса. Сторонники модели государственно-корпоративной экономики считают создание крупных транснациональных и национальных корпораций основным фактором развития мировой экономики [1, с. 3]. В модели «сравнительных преимуществ» предполагается вовлечение экспортноспособных сегментов российского хозяйства в начальные звенья международных технологических цепочек.

На наш взгляд, использование системно-функционального подхода к анализу экономических систем позволяет выдвинуть альтернативный перечисленным моделям путь развития страны.

1 Общие принципы и законы организации систем в тектологии А. А. Богданова. Эффекты масштаба как фактор развития системы экономики

Общие принципы и положения системного подхода были изложены советским ученым А. А. Богдановым в его «Тектологии». Он предложил рассматривать любое явление или процесс с точки зрения его организации, изучать любую систему с точки зрения связей между ее элементами и связей с внешней средой. Ученый выделил основные организационные механизмы формирования и регулирования систем. К формирующим механизмам относятся конъюгация (соединение комплексов), ингрессия (вхождение элемента одного комплекса в другой) и дезингрессия (распад комплекса). Универсальный регулирующий механизм Богданов обозначил

термином отбор («подбор»), заимствуя это понятие из биологии и распространив на процессы сохранения и разрушения всех видов систем.

В экономике роль отбора играет конкуренция между фирмами на внутреннем и внешнем рынках, а также механизмы государственного регулирования. Отбор может быть положительным или отрицательным -он действует при развитии комплексов и в процессе их относительного упадка. Положительный отбор усложняет формы, увеличивает разнородность бытия; отрицательный отбор упрощает, упорядочивает это бытие, устраняя из него все непрочное, нестройное, противоречивое, внося в его связи однородность и согласованность [2, с. 110].

Большое значение имеет сформулированный Богдановым принцип организационного равновесия, являющегося непременным условием сохранения систем во времени под действием отбора. Ученый высказал идею, согласно которой организационное равновесие в любой системе (в том числе экономической) определяется равенством затрат энергии в системе и поступлений энергии извне, а развитие, соответственно, -превышением последними первых.

Равновесие (пропорциональность отраслей общественного хозяйства), по мнению ученого, «.. .возможно тогда, когда каждый его элемент путем распределения получает все необходимые средства для выполнения своей социально-производительной функции». В реальности часто происходит так, что управляющий центр системы (государство) осуществляет свои цели, задачи, не считаясь с отдельными элементами, часто жертвуя ими. Тем самым система ослабляет себя, теряет много полезной энергии и в конце концов разрушается.

Устойчивость равновесия можно определять, пользуясь законом наименьших, согласно которому устойчивость системы зависит от крепости самого слабого звена, что имеет особое значение для обеспечения пропорциональности и сбалансированности различных сторон, сфер и отраслей народного хозяйства. Примером применения этой концепции на практике может служить распространенный в США метод сетевого планирования и управления (PERT), суть которого состоит в определении «критического пути» управляемого процесса через «слабейшие точки» каждого его этапа [2, с. 25]. Укрепление «слабейших точек» за счет ресурсов других, менее напряженных «событий и работ» сокращает время на прохождение всего пути и соответствует тектологическому принципу пропорциональности между элементами системы.

Развитием такого подхода являются практические меры и теоретические положения, направленные на опережающее развитие некоторых отраслей и производств, представляющих собой «узкие места», сдерживающие социально-экономический прогресс страны в целом. Именно туда надо направлять рабочие силы и средства труда из отраслей, наименее отстающих, до достижения «нормы равновесия».

Эти законы Богданов считал едиными для любых объектов - принцип изоморфизма, позже ставший фундаментом таких наук, как общая теория систем и кибернетика. Ученый рассматривал вселенную как нечто непрерывно изменяющееся, текучее, находящееся в постоянной борьбе. В результате взаимодействия изменяющихся объектов можно выделить различающиеся по степени организованности комплексы. Организованный комплекс определяется в тектологии на основе принципа «целое больше суммы своих частей» - принципа сверхаддитивности. Чем больше целое отличается от суммы своих частей, тем в большей степени оно организованно. В неорганизованных комплексах целое меньше суммы своих частей, в нейтральных - равно сумме своих частей [2, с. 4].

В экономике принцип сверхаддитивности выражается в эффектах масштаба, проявляющихся при разделении и кооперации труда. С одной стороны, с увеличением размеров экономической системы растут возможности по привлечению новых ресурсов, появляются новые способы их применения в процессе производства. С другой стороны, постоянно нарастают управленческие и организационные проблемы.

■ Увеличенное время принятия решений: часто верное решение оказывается запоздавшим, что сводит к нулю его эффективность.

■ Оппортунистическое поведение элементов системы; каждый элемент системы имеет собственные интересы, зачастую расходящиеся с целью и задачами системы в целом. При усложнении иерархии сильно ослабляется контроль центра за ситуацией на местах. Каждый отдельный служащий пытается использовать деловую информацию в своих интересах в ущерб интересам системы. Попытки усиления контроля порождают дальнейшее разрастание аппарата управления.

■ Наличие целого ряда инструкций, директив, приказов, иногда противоречащих друг другу, мешает развитию инициативы и творческого подхода к решению задач у работника.

Негативные последствия роста масштабов можно уменьшить с помощью изменения структуры управления. Для этого необходимо произвести изменения в управлении системой, дать низшим уровням, элементам больше самостоятельности в принятии решений, сделать их автономными, произвести замену вертикальных связей типа «приказ» горизонтальными типа «сотрудничество». Эффекты масштаба сильно различаются в разных сферах экономической деятельности. В капиталоемких отраслях (в добывающей промышленности, металлургии, на железнодорожном транспорте) часто наблюдается ситуация монополии или олигополии. Так, железнодорожный транспорт в России сегодня относится к так называемым естественным монополиям - отраслям, в которых благодаря длинным положительным эффектам масштаба издержки монополии на единицу продукции оказываются меньше, чем в случае существования двух и более фирм. Это обусловлено целым рядом факторов, среди которых на первом месте стоит необходимость

колоссальных вложений в инфраструктуру с долгим сроком окупаемости. В трудоемком сельском хозяйстве часто более эффективным оказывается малый бизнес из-за преобладания отрицательного эффекта масштаба (так называемые внутрифирменные трансакционные издержки). Нейтральный эффект масштаба имеет место в случае, когда в отрасли существуют и успешно конкурируют крупные, средние и малые предприятия (торговля).

Воздействие отрицательного эффекта масштаба ощущает на себе и отрасль железнодорожного транспорта. В естественных монополиях на первое место почти всегда ставится вопрос эффективности управления, так как в крупных предприятиях сильно осложняется контроль за оппортунистическим поведением работников, растут временные издержки принятия решений, нерационально используются человеческие, финансовые и материальные ресурсы. Реформа железнодорожного транспорта, ставящая условием повышения эффективности монополии выделение конкурентного сектора, может снизить издержки управления, связанные с чрезмерной его централизацией. Однако в ходе реформирования необходимо принять во внимание возможную потерю части положительного эффекта от масштаба из-за разделения компании и появления рисков, связанных с новым характером взаимодействия монопольной и конкурентной составляющих ранее единого перевозочного процесса.

2 Структура экономики как функциональный инвариант.

Становление смешанной экономики как наиболее жизнеспособной системы организации экономических отношений

Отрасли народного хозяйства являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Отставание ряда отраслей влечет за собой застой во всех связанных с ними сферах экономики, в то же время быстрое развитие отдельных отраслей приводит к росту предпринимательской активности в смежных областях экономической деятельности. Например, без целостной системы железных дорог невозможно представить сегодня современную российскую экономику. Железнодорожный транспорт в России позволяет осуществлять перевозки грузов и пассажиров в самые отдаленные области нашей страны и в стратегическом плане представляет собой один из главных «локомотивов» экономического роста.

Инвестиции в развитие железнодорожного транспорта за счет синергетического эффекта приведут к росту в целом ряде отраслей, ускорят процессы движения капитала в экономике, благотворно повлияют на социальную мобильность населения и т. д.

Структура экономики предстает в виде совокупности горизонтальных и вертикальных связей между ее элементами. Управляющим центром здесь выступает государство. Оно задает вектор экономического развития, создает условия для эффективного функционирования экономики, а также во многом определяет ее отраслевую структуру. Таким образом,

государство выполняет две важные функции: во-первых, организует, упорядочивает экономическую систему, во-вторых, осуществляет управление этой системой [3, с. 24].

Г осударство концентрирует власть, санкционирует существование всех других негосударственных институтов, формулирует принципы и организует формы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии, формируя организационно-управленческую структуру системы, ее функциональный инвариант. Инвариантность (лат. invarians, invariantis - неизменяющийся) - свойство некоторых существенных для системы отношений сохраняться при определенных преобразованиях [4, с. 211]. Функциональный инвариант представляет собой набор основных (жизнеобеспечивающих) функций системы. Именно он определяет характер осуществляемых в стране правоотношений собственности, которые учеными-экономистами обычно считаются главным критерием типологии экономических систем.

Даже в условиях чистого капитализма роль государства очень велика. Это обеспечение безопасности, соблюдения законов участниками рыночных отношений, базовый набор социальных обязательств и т. п. Основной установкой здесь является принцип невмешательства государства в частный сектор экономики и минимизация его роли как экономического субъекта - экономический либерализм. Экономический либерализм стал экономической идеологией стран Западной Европы и США, способствовавшей увеличению предпринимательской активности и инициативы.

Как противоположность рынку обычно выделяют командно-административную систему, при которой рынок искажается вследствие замены горизонтальных связей между элементами вертикальными. Пример Советского Союза показал, что такая система полного государственного монополизма в управлении хозяйством является более устойчивой в чрезвычайных условиях, однако менее эффективно справляется с решением повседневных задач.

И «чистый рынок», и командно-административная система на практике доказали свою непригодность в качестве оптимальной модели экономического развития. В результате синтеза этих типов хозяйственных «организаций», в одном из которых экономическая власть в наибольшей степени концентрирована, в другом - рассредоточена, возник новый тип экономической системы - смешанная экономика, сочетающая в себе два разных типа управления - эквифинальный и полифинальный, дополняющих друг друга при решении различных экономических задач. Ее «промежуточный» функциональный инвариант позволяет управляющей структуре оперативно усиливать те или иные возможности системы согласно изменяющимся обстоятельствам. С точки зрения системного

подхода смешанная модель экономики является оптимальной в сравнении с рыночной или командной экономикой.

Со второй половины ХХ века все более или менее успешные в экономическом развитии страны применяют смешанную модель экономики, сочетающую преимущества рыночных отношений с активной ролью государства в экономике (разрешение так называемых «провалов» рынка - его слабой способности стимулировать производство общественных благ, учитывать общественные издержки от частного потребления; антициклическое регулирование, борьба с инфляцией и безработицей). Смешанной можно считать модель экономик Японии, Швеции, Китая, социально ориентированные хозяйства ФРГ, Австрии.

3 Изменение типа экономической системы России в 1990-х и 2000-х гг. Кризис как индикатор структурных проблем национального хозяйства. Необходимость кейнсианских методов государственного регулирования экономики

Процесс образования смешанных экономик описывается многими экономистами как цикл с затухающими колебаниями между рыночным и нерыночным способами хозяйствования. Все экономические реформы в той или иной степени были направлены либо на усиление, либо на ослабление роли государства в регулировании (регламентировании) деятельности экономических агентов [5, с. 198], начиная с «невидимой руки рынка» Адама Смита, отвергающей активное вмешательство государства в экономику, до идей Д. М. Кейнса о необходимости государственного регулирования, «нейтрального» государства президента США Гувера и «нового курса» президента Ф. Д. Рузвельта, «рейганомики» с ее «дерегулированием» экономики, французского «дирижизма» и английского «тэтчеризма», наконец, планового централизованного управления экономикой в СССР, а также либеральных реформ Л. Эрхарда в Г ермании и Е. Т. Г айдара в России.

Наиболее сложным является определение целесообразной степени вмешательства государства в экономику в период кардинальных преобразований в экономической, политической и идеологической сферах, то есть в период перехода к новым экономическому, государственному и общественному порядкам. Этот период называется переходным периодом, а состояние экономической деятельности - переходной экономикой.

Процесс реформирования в каждой стране осуществлялся по-разному, причем положительные результаты наблюдались там, где реформы затрагивали в первую очередь организационную структуру экономики и только потом реформировались экономические институты. В противном случае «сопротивление» системы реформам создавало такие трансакционные издержки, при которых провал был неизбежен.

Либерализацию российской экономики в 1990-х гг. можно понимать в узком смысле как замену планового ценообразования свободным и в более широком - как устранение и замену всеобъемлющего государственного распределительного механизма горизонтальными рыночными связями. Политика либерализации политической и общественной сфер при Горбачеве, а затем при Ельцине показала пагубность ожидания того, что в условиях слабой политической власти рынок проявит свои лучшие стороны. В реформах Гайдара либерализация власти и общества проводилась без соответствующей ее децентрализации.

Отсутствие, отказ от регулирования при ослабленном государственном аппарате привели к хаосу в системе и отсрочили действительное освобождение экономических агентов от влияния государства. Механизмы управления через принуждение не разрушались, а

принимали еще более уродливые формы, приспосабливались к изменению правовых и экономических основ общества, уходили в тень, в неформальные связи, криминализировались [6, с. 120]. В России это обернулось колоссальными трансакционными издержками, связанными с неисполнением законов, злоупотреблением своим положением государственных служащих, несоблюдением прав собственников и т. п.

В целом период 1990-х гг. можно рассматривать как время нестабильности экономической системы России. Попытки применения шоковой терапии, быстрого перехода в новое качество потребовали больших издержек, выразившихся в потерях ВВП, социальных потрясениях. Некоторые положительные результаты в реформировании рынка были достигнуты еще в 90-е: либерализация цен, открытие экономики, создание финансовых институтов. Однако многие проблемы новой рыночной экономики, связанные с ее криминализацией, фактическим захватом власти в стране близкой к президенту Ельцину группы лиц, нарастанием социальной напряженности, требовали стабилизации сложившейся системы экономических отношений.

Начиная с 2000 г. в отношении государственного участия в экономике РФ действует новый приоритет - обеспечение экономической стабильности (прежде всего - в финансовой сфере). В качестве цели в 2003 г. ставилось удвоение реального ВВП России за 10 лет [7]. Таким образом, в среднем производство благ должно было увеличиваться темпами 10 % в год. Основным способом достижения поставленных целей стало усиление участия государства в экономике, создание «единой вертикали власти», сосредоточение в руках аппарата чиновников контроля над наиболее выгодными финансовыми потоками и рынками.

В то же время изменения в механизмах государственного управления, способствовавшие централизации власти, не затрагивали вопросов качества управления. Например, новый порядок назначения губернаторов ослабил сопротивление региональной власти «директивам центра», однако он подтачивает принципы федерализма, демократии и препятствует формированию сильных, инициативных губернаторов, думающих не о мнении Кремля, а о нуждах своих избирателей.

В итоге необходимо признать, что административная реформа в России 2000 гг. не имела целью рост качества бюрократического аппарата и снижение его давления на бизнес. Реальные реформы, требующиеся для снижения высокой монополизации российской экономики, повышения эффективности предприятий, создания многоукладной экономики, оставались на заднем плане. К этим реформам следует отнести в первую очередь пересмотр бюджетной и налоговой политики, оптимизацию административного аппарата, обеспечение прозрачности и понятности условий ведения бизнеса.

В сфере денежно-кредитной и бюджетной политики с 1990-х гг. прочно утвердились принципы монетаризма, ограничивающего влияние

государства на рыночный механизм регулированием денежного обращения. Первостепенной задачей в экономике власти считали борьбу с инфляцией, видя основную ее причину в росте денежной массы. В результате главными мерами в борьбе с инфляцией стало недопущение дефицита государственного бюджета, регулирование курса рубля ЦБ, а также накопление и отвлечение из экономики высоких в периоды благоприятной конъюнктуры нефтегазовых доходов (Стабилизационный фонд, впоследствии разделенный на Резервный фонд РФ и Фонд национального благосостояния).

Данные методы встречают много критики и в нашей стране, и за рубежом. Так, с одной стороны, подчеркивается немонетарный характер российской инфляции, связанный с ростом тарифов компаний монопольного сектора. Это говорит о том, что необходимы и иные механизмы регулирования, альтернативные существующим мерам контроля за денежной массой: антимонопольная, налоговая, кредитная политика, развитие государственно-частного партнерства и т. п. С другой стороны, стерилизация экономики путем накопления части доходов в резервных фондах, размещаемых за рубежом, усиливает «инфляцию издержек»: снижение количества денег заставляет фирмы закладывать в издержки растущую стоимость заемного капитала [8, с. 82].

Кризис обострил существующие структурные проблемы национального хозяйства России, порождающие его неконкурентоспособность в сравнении с экономиками развитых стран: недостаток высоких технологий и низкая их коммерциализация, дешевизна человеческих ресурсов, отсутствие среднего класса мелких собственников и предпринимателей. Для улучшения ситуации необходимы конкретные действия по развитию конкуренции на внутреннем рынке: реформирование естественных монополий, создание условий для свободного развития малого и среднего бизнеса, эффективные механизмы государственно-частного партнерства.

В кризисный период власть должна не бояться применять кейнсианские рецепты «лечения» экономики: способствовать перетоку финансовых ресурсов в реальный сектор экономики; увеличивать внутренний спрос; уменьшать налоговую нагрузку на малый и средний бизнес; снижать уровень процентной ставки; вводить режимы налогообложения, стимулирующие предпринимателей развивать производство на новой технологической основе.

Заключение

Проведенный в статье анализ структуры российской экономики с использованием системно-функционального подхода позволяет сделать несколько важных выводов и замечаний.

Во-первых, самым эффективным на сегодняшний день является смешанный тип экономических систем, сочетающий гибкость рынка с

государственным регулированием. Это подтверждается в ходе естественного исторического процесса эволюции хозяйственных систем во всем мире.

Во-вторых, наиболее важным на сегодняшний день является повышение эффективности и конкурентоспособности российской экономики через разрешение противоречий и снятие диспропорций в ее структуре, проявлявшихся еще в советский период и усилившихся при переходе к рынку: недостаточно развитый малый и средний бизнес, засилье монополий, слабо развитые механизмы государственно-частного партнерства.

Сегодня поздно говорить о профилактических мерах и рыночном саморегулировании. Государству придется «оздоравливать» российскую экономику в условиях глобальной неопределенности, вызванной мировым экономическим кризисом. Наиболее подходящими для этого являются меры, предложенные Дж. М. Кейнсом и его последователями: бюджетноналоговая и кредитная политика, направленные на стимулирование внутреннего спроса.

Библиографический список

1. Государственно-корпоративный сектор и его развитие / А. Смирнов // Экономист. - 2008. - № 1. - С. 3-14. - ISSN 0869-4672.

2. Тектология: всеобщая организационная наука. Т. 1 / А. А. Богданов; отв. ред. Л. И. Абалкин. - М. : Экономика, 1989. - 304 с. - ISBN 5-282-00538-7.

3. Типы и особенности функционирования экономических систем / А. А. Лапинскас. - СПб. : НИИ химии СПбГУ, 2001. - 380 с. - ISBN 5-7997-0320-0.

4. Философский энциклопедический словарь / ред. С. С. Аверинцев и др. - М. : Советская энциклопедия, 1989. - 815 с. - ISBN 5-85270-030-4.

5. Национальная экономика / А. П. Градов. - СПб. : Питер, 2005. - 240 с. - ISBN 5-469-00747-2.

6. Дни поражений и побед / Е. Т. Гайдар. - М. : Вагриус, 1997. - 367 с. - ISBN 5-7027-0497-5.

7. За десятилетие мы должны как минимум удвоить валовой внутренний продукт страны [электронный ресурс] / сайт В. В. Путина / URL. - Режим доступа : http://www.putin2004.ru/ programm/vvp (дата посл. обращения 11 марта 2010 г.).

8. Инфляционные процессы в России на фоне мирового финансового кризиса / Т. В. Коцофана // Материалы международной научной конференции 12-13 ноября 2009 г. «Мировой экономический кризис и Россия: причины, последствия, пути преодоления». - СПб. : ЭФ СПбГУ, 2009. - 218 с. - ISBN 978-5-4210-0006-8.

Статья поступила в редакцию 11.03.2010;

представлена к публикации членом редколлегии А. Н. Ефановым

УДК 628.3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.