Научная статья на тему 'Погребальный обряд населения лесостепного Подонья в скифскую эпоху: история изучения и Актуальные проблемы'

Погребальный обряд населения лесостепного Подонья в скифскую эпоху: история изучения и Актуальные проблемы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
361
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКИФСКОЕ ВРЕМЯ / SCYTHIAN TIME / ЛЕСОСТЕПНОЕ ПОДОНЬЕ / КУРГАНЫ / BURIAL MOUNDS / ГОРОДИЩА / ПОГРЕБЕНИЯ / BURIALS / FOREST-STEPPE DON / ANCIENT SETTLEMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белая Наталья Николаевна

В статье рассматриваются основные периоды и направления в изучении погребального обряда населения лесостепного Подонья в скифскую эпоху, анализируются результаты работы Центрального статистического комитета Русского археологического общества, Воронежской Ученой архивной комиссии, Императорской археологической комиссии, экспедиций Воронежского государственного университета и государственного педагогического университета, Института археологии РАН. Этнокультурная принадлежность среднедонского населения скифского времени с середины XX в. являлась предметом дискуссий среди ведущих ученых. В настоящее время преобладают два научных подхода: выделение лесостепных племен в скифоидные по своему внешнему облику, но нескифские и убеждение о единстве Скифии, которая простиралась от Дона до Днепра. Это представление вылилось в концепцию о том, что в Лесостепи сосуществовали две группы населения, имевшие значительные различия в материальной и духовной культуре. До 80-х гг. XX века памятники изучались неравномерно, раскапывались преимущественно курганные могильники. В основе исторических выводов лежали материалы погребальных памятников. С расширением сведений о субкультуре местного оседлого населения, полученных в результате раскопок городищ и поселений, с выявлением грунтовых погребений скифской эпохи все большую актуальность приобретает изучение альтернативного, бескурганного погребального обряда. В настоящее время на территории Лесостепного Подонья известно десять курганных могильников и более ста грунтовых погребений скифской эпохи, по-прежнему остаются актуальными вопросы их этнокультурной интерпретации, хронологии, соотношения погребальных и поселенческих памятников, взаимосвязи с синхронными памятниками Степи и Лесостепи, изучение погребального обряда оседлого населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBSEQUIES OF THE POPULATION OF THE FOREST-STEPPE DON IN THE SKITHIAN PERIOD: THE HISTORY OF STUDY AND THE TOPICAL PROBLEMS

The article describes the main periods and directions in researching the funeral rite of the forest-steppe population in Don during the Scythian era, analyzes the results of work which was carried out by the Central Statistical Committee of the Russian Archaeological Society, the Voronezh Accounting Archive Commission, the Imperial Archaeological Commission, the expeditions of the Voronezh State University and the State Pedagogical University, and the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences. Ethno-cultural belonging of the Middle-Don people of Scythian time was the subject of discussions among leading scientists from the middle of the XX century, and now there predominate two scientific approaches: the first part believes in the unity of Scythia, which stretched from the Don to the Dnieper and the separation of the forest-steppe tribes into scythoid according to their appearance, but non-Scythian. This idea gave birth to the conception that two groups of the population coexisted in the Forest-Steppe, having significant differences in material and spiritual culture. Until the 1980th monuments were not studied equally, firstly the burial mounds were dug up, and the materials of funerary monuments were the foundation of historical researches. With the expansion of information on the subculture of the local sedentary population, which was a result of excavations of hillforts and settlements, with the discovery of soil burials of the Scythian era, the study of an alternative, moundless funeral rite becomes increasingly important. Nowadays ten burial grounds and more than one hundred burial grounds of the Scythian epoch are known on the territory of the Forest Steppe Don, but the questions of their ethnocultural interpretation, chronology, correlation of funerary and settlement monuments, interrelations with synchronous monuments of Steppe and Lesostepi, the study of funeral rites of sedentary people are still of current interest.

Текст научной работы на тему «Погребальный обряд населения лесостепного Подонья в скифскую эпоху: история изучения и Актуальные проблемы»

АРХЕОЛОГИЯ

Белая Н.Н.

(Москва)

УДК 902/904

ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД НАСЕЛЕНИЯ ЛЕСОСТЕПНОГО ПОДОНЬЯ В СКИФСКУЮ ЭПОХУ: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В статье рассматриваются основные периоды и направления в изучении погребального обряда населения лесостепного Подонъя в скифскую эпоху, анализируются результаты работы Центрального статистического комитета Русского археологического обгцества, Воронежской Ученой архивной комиссии, Императорской археологической комиссии, экспедиций Воронежского государственного университета и государственного педагогического университета, Института археологии РАН. Этнокультурная принадлежность среднедонского населения скифского времени с середины XX в. являлась предметом дискуссий среди ведущих ученых. В настоягцее время преобладают два научных подхода: выделение лесостепных племен в скифоидные по своему внешнему облику, но нескифские и убеждение о единстве Скифии, которая простиралась от Дона до Днепра. Это представление вылилось в концепцию о том, что в Лесостепи сосуществовали две группы населения, имевшие значительные различия в материальной и духовной культуре. До 80-х гг. XX века памятники изучались неравномерно, раскапывались преимущественно курганные могильники. В основе исторических выводов лежали материалы погребальных памятников. С расширением сведений о субкультуре местного оседлого населения, полученных в результате раскопок городищ и поселений, с выявлением грунтовых погребений скифской эпохи все большую актуальность приобретает изучение альтернативного, бескурганного погребального обряда. В настоягцее время на территории Лесостепного Подонъя известно десять курганных могильников и более ста грунтовых погребений скифской эпохи, по-прежнему остаются актуальными вопросы их этнокультурной интерпретации, хронологии, соотношения погребальных и поселенческих памятников, взаимосвязи с синхронными памятниками Степи и Лесостепи, изучение погребального обряда оседлого населения.

Ключевые слова: скифское время, лесостепное Подонье, курганы, городигца, погребения

The article describes the main periods and directions in researching the funeral rite of the forest-steppe population in Don during the Scythian era, analyzes the results of work which was carried out by the Central Statistical Committee of the Russian Archaeological Society, the Voronezh Accounting Archive Commission, the Imperial Archaeological Commission, the expeditions of the Voronezh State University and the State Pedagogical University, and the Institute of Archeology of the Russian Academy of Sciences. Ethno-cidtural belonging of the Middle-Don people of Scythian time was the subject of discussions among leading scientists fr от the middle of the XX century, and now there predominate two scientific approaches: the first part believes in the unity of Scythia, which stretched fi"от the Don to the Dnieper and the separation of the forest-steppe tribes into scythoid according to their appearance, but non-Scythian. This idea gave birth to the conception that two groups of the population coexisted in the Forest-Steppe, having significant differences in material and spiritual culture. Until the 1980th monuments were not studied equally, firstly the burial mounds were dug up, and the materials of funerary monuments were the foundation of historical researches. With the

expansion of information on the subculture of the local sedentary population, which was a result of excavations of hillforts and settlements, with the discovery of soil burials of the Scythian era, the study of an alternative, moundless funeral rite becomes increasingly important. Nowadays ten burial grounds and more than one hundred burial grounds of the Scythian epoch are known on the territory of the Forest Steppe Don, but the questions of their ethnocultural interpretation, chronology, correlation of funerary and settlement monuments, interrelations with synchronous monuments of Steppe and Lesostepi, the study of funeral rites of sedentary people are still of current interest.

Key words: Scythian time, forest-steppe Don, burial mounds, ancient settlements, burials

DOI: 10.24888/2410-4205-2018-14-1-8-15

История изучения древности скифской эпохи в лесостепном Подонье начинается в конце XIX века. Первые сведения о памятниках этого периода мы получили благодаря деятельности Центрального статистического комитета Русского археологического общества, Воронежской Ученой архивной комиссии, Императорской археологической комиссии. В начале XX века силами ВУАК осуществляются первые раскопки могильников скифского времени у с. Мастюгино и «Частые курганы», проводится учет городищ и курганных могильников. На XII Археологическом съезде JI.M. Савелов представляет доклад, посвященный описанию памятников Коротоякского уезда. Н.Е. Макаренко публикует результаты раскопок курганов у с. Мастюгино и обследования Архангельского городища [36, с. 159; 15, с. 78]. Древности скифской эпохи изучаются сотрудниками Воронежского областного краеведческого музея Н.В. Валукинским и Д.Д. Леоновым. В 1927 г. В.А. Городцов доисследовал ряд насыпей могильника «Частые курганы», которые оказались основательно разграбленными [5]. Таким образом, в дореволюционный период и первые десятилетия XX в. раскапывались только курганные могильники скифского времени. В обобщающих работах А.А. Спицына и М.И. Ростовцева погребальные комплексы «воронежской группы» рассматривались как часть единой скифской культуры [39; 35].

Вплоть до 40 - 50-х гг. XX века интерес к изучению среднедонских скифских древностей угасает. В 50-е гг. А.Ф. Шоков обобщает материалы раскопок погребальных памятников и еще раз подтверждает основную на тот момент концепцию единства скифской культуры [40]. Первые раскопки поселенческих памятников скифской эпохи провела А.Н. Москаленко, исследовав городища Архангельское, Титчиха и ряда поселений [21]. Тогда же для раскопок могильника «Частые курганы» в Воронеж впервые приезжает П.Д. Либеров. Эти работы положили начало планомерному изучению скифского периода на Среднем Дону. В 1954 году начинает работу Воронежская лесостепная экспедиция ИА АН СССР под руководством П.Д. Либерова. За почти двадцатилетний период деятельности экспедиции были раскопаны крупнейшие городища и курганные могильники, проводились активные разведки. Результаты этих исследований отражены в диссертациях П.Д. Либерова и А.И. Пузиковой, а также в многочисленных публикациях, которые определили основные направления деятельности последующих исследователей [12; 27]. Завершила свою деятельность экспедиция в 1987 г., когда А.И. Пузикова доисследовала курганный могильник у с. Дуровка и позднее опубликовала ряд обобщающих работ [28; 29]. Приоритетным направлением деятельности Воронежской лесостепной скифской экспедиции ИА АН СССР являлось изучение курганных некрополей. Несмотря на то, что было выявлено значительное количество поселенческих памятников, лишь некоторые из них исследовались широкой площадью. Наиболее масштабные раскопки проводились на Волошинском городище, которое П.Д. Либеров считал остатками города Гелона, описанного Геродотом [14, с. 23-25]. Обобщая результаты своих работ, ученый впервые выдвинул тезис о местной принадлежности

среднедонской культуры, скифоидной по внешнему облику, но относящейся к финно-угорскому этносу [14, с 5-26]. Вопрос о соотношении курганов и городищ Среднего Дона решался П. Д. Либеровым и А.И. Пузиковой в рамках концепции единства среднедонской культуры. Курганные могильники связывались с близлежащими городищами, при этом зачастую не учитывались ни значительное расстояние между ними, ни особенности топографии местности [12, с. 258-267].

Этнокультурная принадлежность среднедонского населения с середины XX в. являлась предметом дискуссий среди ведущих ученых. До 1952 года преобладало убеждение о единстве Скифии, которая простиралась от Дона до Днепра. Эти взгляды разделяли A.A. Спицын, Н.Е. Макаренко, В.А. Городцов, В.А. Ильинская,

A.И. Тереножкин и др. На Всесоюзной конференции 1952 г. Б.Н. Граков и А.И. Мелюкова впервые предложили разделить Степь и Лесостепь, назвав все лесостепные племена «нескифскими» [6, с. 90; 19, с. 47]. Многие исследователи лесостепных памятников, отмечая их своеобразие, разделяли данную концепцию, предпринимая попытки найти археологические подтверждения геродотовскому описанию народов, населявших Скифию. Б.Н. Граков считал землями будинов всю Днепро-Донскую лесостепь [7, с. 151164]. Б.А. Шрамко объявил Вельское городище городом Гелоном [41, с. 65-85]. Либеров искал подтверждения тому, что Волошинские городища - прообраз легендарного города [14, с. 23-25]. В наши дни сходных взглядов придерживается А.П. Медведев, считая название «меланхлены» греческим экзоэтнонимом части народа будинов, проживавших на Северском Донце, а саму территорию будинов распространяет на междуречье Дона и Северского Донца [18, с. 39]. Ряд исследователей продолжают рассматривать территорию Среднего Дона как часть единой Скифии [28, с. 263-266; 9, с. 11]. «Воронежскими скифами» считает А.Ю. Алексеев население, оставившее среднедонские курганы [1].

До 80-х гг. территория лесостепного Подонья в скифскую эпоху изучалась достаточно неравномерно, в научный оборот широко вводились погребальные комплексы, а материальная культура населения городищ оставалась слабо изученной. В историографии этого периода синхронные погребальные и поселенческие памятники традиционно рассматривались как принадлежащие единой этнокультурной группе, а подкурганные захоронения считались единственным способом погребения [9, с. 8; 28, с. 263-266].

В 1980 - 1990-е гг. изучением памятников скифского времени активно занимались воронежские археологи. Экспедиция Воронежского государственного университета под руководством А.П. Медведева проводила планомерные разведки и раскопки многослойного Пекшевского городища [16]. Под руководством А.Д. Пряхина и М.В. Цыбина исследовалось Семилукское городище [24; 25]. Экспедиция Воронежского государственного педагогического университета проводила масштабные раскопки городищ Мостище и Аверино [37], могильника у хут. Дубовой [3, с. 138-148], курганного могильника у с. Ближнее Стояново [23]. С 1989 г. и до настоящего времени на Среднем Дону ведет работу Донская (Потуданская) экспедиция ИА РАН под руководством

B.И. Гуляева, исследовательский интерес которого связан преимущественно с погребальными памятниками. Им проводятся раскопки курганных могильников Терновое-Колбино, Горки I, Девица V. Небольшие по площади раскопки велись на городищах Россошки I и Большое Сторожевое [10].

Широкомасштабные раскопки и разведки 1980 - 1990-х гг., позволили по-новому взглянуть на соотношение поселенческих и погребальных памятников. Экспедиции ВГУ, ВГПУ и ИА РАН выявили значительное количество новых памятников. А.П. Медведев, исследуя многослойное Пекшевское городище, которое появилось в самом начале раннего железного века, пришел к выводу об этническом своеобразии оставившего его населения, а также о том, что в лесостепном Подонье сосуществовали две группы населения, имевшие значительные различия в материальной и духовной культуре. Городища

оставило оседлое население, занятое земледелием и придомным скотоводством, а курганы являлись некрополями аристократической верхушки скотоводов-кочевников [16, с. 103125]. В.Д. Березуцкий пришел к аналогичным выводам, связывая подкурганные захоронения с воинской знатью, и говорил о возможности существования погребальной традиции рядового населения [2, с. 53-57].

До сих пор однозначно не решен вопрос о месте среднедонских курганных могильников в системе расселения скифоидных племен на территории Днепро-Донского междуречья. В.И. Гуляев, признавая локальную специфику памятников, считал среднедонские племена носителями общескифских культурных традиций, а Средний и Нижний Дон - восточной окраиной Великой Скифии [9, с. 14]. А.П. Медведев, сравнивая курганный обряд населения Среднего Дона, отмечал его близость памятникам Северского Донца У-ГУ вв. до н.э. Курганные могильники этого хронологического периода топографически не связаны с архаичными курганами, они демонстрируют явное сходство погребального обряда со среднедонскими (столбовые конструкции, наличие погребений с трупосожжением, сопутствующие погребения лошадей) [18, с. 34-36]. А.П. Медведев отмечал, что в Лесостепи курганные некрополи появляются не одновременно. Так, например, в Посулье крупные некрополи известны с VII в. до н.э., а на Среднем Дону не раньше, чем с конца VI в. до н.э.; неравномерно и соотношение курганных могильников и городищ в различных районах Лесостепи, а также степень участия местного оседлого населения в субкультуре населения, оставившего курганы. Все это позволило ему предполагать, что население, оставившее курганные могильники на Среднем Дону, является пришлым субстратом из западных районов Лесостепи [17, с. 89-98].

Вопрос об альтернативном погребальном обряде оседлого населения лесостепного Подонья не ставился вплоть до 1980-х гг, так как этого не позволяла источниковая база, в то время было известно только одно грунтовое захоронение у с. Русская Тростянка, да и то П.Д. Либеров был склонен рассматривать его как остатки разрушенного кургана [13, с. 64].

Новый взгляд на погребальную традицию населения Лесостепного Подонья принесли раскопки Семилукского городища, где в котлованах построек были захоронены его обитатели. Некоторые костяки были помещены с соблюдением определенных обрядовых признаков, другие выглядели как случайно сброшенные в ямы, ряд костяков состоял из разрозненных частей [24; 25]. Погребения Семилукского городища до сих пор трактуются исследователями неоднозначно. Ряд ученых отмечает, что поселок подвергся военному нападению, а его погибшие жители были наскоро захоронены без соблюдения принятого обряда [16, с. 145-152; 10, с. 322-323; 8, с. 110; 29, с. 266-267 и др.]. Иной точки зрения придерживались исследователи, которые предлагают рассматривать семилукские погребения как специфический, но все же грунтовый могильник оседлого населения [26, с. 252; 33, с. 99-105; 34, с. 102-120]. В пользу этой точки зрения говорят и данные антропологов, которые, проанализировав костяки, пришли к выводу об их существенном отличии от захороненных в курганах современников [11, с. 45-50]. Вскоре после этого на территории лесостепного Подонья стали открываться новые грунтовые погребения скифской эпохи. Пять захоронений было найдено на городище Мостище [37, с. 150-152], одно на городище у с. Каменка [4, с. 189], два погребения на поселении у с. Кулаковка, одно погребение найдено у с. Бузенки [30, с. 165-169], фрагментированные человеческие останки найдены в хозяйственной постройке на поселении 2 у хут. Титчиха [20, с. 85], наконец, в 2008-2010 гг. был открыт и исследован грунтовый могильник у с. Ксизово, где было найдено более десятка погребений скифского времени [22, с. 183-195]. Таким образом, число грунтовых погребений, найденных в лесостепном Подонье, не считая семилукских, достигло более двух десятков. Опираясь на материалы раскопок в Приднепровье, где бескурганный обряд погребения известен и признан уже давно [38, с. 62-64], грунтовые могильники рассматриваются Ю.Д. Разуваевым как мало изученная

погребальная традиция местного населения, аналогичная синхронным памятникам всей Днепро-Донской лесостепи [31, с. 81-85; 32, с. 159-162].

Таким образом, несмотря на более чем вековую историю изучения, погребальный обряд населения ставит все больше вопросов перед своими исследователями. В настоящий момент на территории лесостепного Подонья известно десять курганных могильников и более ста грунтовых погребений скифского времени. Но по-прежнему остаются актуальными вопросы их этнокультурной интерпретации, соотношения погребальных и поселенческих памятников, взаимосвязи с синхронными памятниками Степи и Лесостепи. С открытием новых источников перспективным представляется изучение погребального обряда оседлого населения.

Список литературы

1. Алексеев А.Ю. Хронография Европейской Скифии VII-IVвеков до н.э. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2003. - 416 с.

2. Березуцкий В. Д. Курганы скифского времени лесостепного Дона (к реконструкции социальных отношений). - Воронеж: ВГПИ, 1995. - 73 с.

3. Березуцкий В.Д. Курганы скифского времени у хутора Дубовой на Среднем Дону (раскопки 2004 г.) // Археологические памятники Восточной Европы. - Вып. 12. -Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2006. - С. 138-148.

4. Бирюков И.Е., Разуваев ЮД. Городище скифского времени у с. Каменка на Верхнем Дону // Археологические памятники бассейна Дона. - Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2004. - С. 181-191.

5. Городцов В. А. Раскопки Частых курганов близ Воронежа в 1927 г. // С А. -1947. Вып. IX. - С. 13-28.

6. Граков Б.Н., Мелюкова А.И. Об этнических и культурных различиях в степных и лесостепных областях Европейской части СССР в скифское время // Вопросы скифо-сарматской археологии. —М.: ИА АН СССР, 1954. - С. 39-93.

7. Граков Б.Н. Скифы. Научно-популярный очерк. —М.: МГУ, 1971. - 200 с.

8. Гречко Д.С. Населения скифсъкого часу на С1верському Дтци - К: Изд-во ИА НАН Украины, 2010. - 286 с.

9. Гуляев В.И. Еще раз к вопросу об этнокультурной ситуации в Среднем Подонъе в скифское время // Археология Среднего Дона в скифскую эпоху: Труды Донской (б. Потуданской) археологической экспедиции ИА РАН. Сб. ст. - М.: ИА РАН. 2004. -С. 7-24.

10. Гуляев В.И. На восточных рубежах Скифии (древности донских скифов). —М.: ИА РАН, 2010. - 344 с.

11. Козловская М.В. Об образе эюизни среднедонского населения скифского времени) // Скифы и сарматы в VIII-III вв. до н.э.: палеоэкология, антропология и археология. -М., 2000. - С. 45-50.

12. Либеров П.Д. Памятники скифского времени на Среднем Дону // Свод археологических источников. Вып. Д1-31. —М.: Наука, 1965. - 111 с.

13. Либеров П.Д. Древняя история населения Подонья: дис. ... д-ра ист. наук. -М., 1971. Ч. II. Архив ИА РАН. Р-2. № 2088, 2089.

14. Либеров П.Д. Проблема будинов и гелонов в свете новых археологических данных //Материалы и исследования по археологии СССР. -М., 1969. —№ 151. - 143 с.

15. Макаренко НЕ. Археологические исследования 1907-1909 гг. // Известия Императорской археологической комиссии. - Вып. 43. - СПб.: Тип. Главного Управления Уделов, 1911.

16. Медведев А.П. Ранний железный век лесостепного Подонья. Археология и этнокультурная историяIтысячелетия до н.э. —М.: Наука, 1999. - 160 с.

17. Медведев А.П. Курганы лесостепной Скифии: к истории исследования феномена и его интерпретации на материалах Днепро-Донского междуречья Воронеж Археология восточноевропейской лесостепи. - Воронеж: ВГУ, 2004. - С. 89-98.

18. Медведев А.П. Курганные некрополи скифского времени на Среднем Дону и Северском Донце: итоги сравнительного изучения Вестник Воронежского государственного университета. Серия: история. Политология. Социология. - 2010. -№ 1. - С. 32-41.

19. Мелюкова А.И. Скифы и нескифские племена степи и лесостепи Восточной Европы в VII-ITI вв. до н.э. Степи евразийской части СССР в скифо-сарматское время».

М.: Наука, 1989. - 464 с.

20. Меркулов А.Н. Поселение 2 у хутора Титчиха на Среднем Дону (исследования 2016 года) //История: факты и символы. - 2017. -№ 2(11). - С. 77-85. DOI: 10.24888/ 2410-4205-2017-11-2-77-85

21. Москаленко А.Н. Памятники древнейшего прошлого Верхнего и Среднего Дона. - Воронеж, 1955. - 76 с.

22. Обломский A.M., Разуваев ЮД. Грунтовые погребения скифского времени у с. Ксизово на Верхнем Дону /Краткие сообщения института Археологии РАН. - 2013. -№ 231. - С. 183-195.

23. Погорелое В.И. Курганы эпохи бронзы Стояновского могильника //Российская археология. - 1996. -№> 1,-С. 145-158.

24. Пряхин АД., Разуваев ЮД. Погребения на Семилукском городище позднескифского времени (раскопки 1986 г.) Археологические памятники раннего железного века Окско-Донского междуречья. - Рязань: НПЦ, 1993. - С. 74-94.

25. Пряхин А.Д., Разуваев ЮД. Погребения на Семилукском городтце позднескифского времени (раскопки 1987-1990 гг.) Древние памятники Окского бассейна. - Рязань: НПЦ, 1993а. - С. 13-30.

26. Пряхин АД., Разуваев ЮД. К интерпретации захоронений на Семилукском городтце скифского времени Скифы и сарматы в VIII III вв. до н.э.: палеоэкология, антропология и археология. М.: ИА РАН, 2000. — С. 249-257.

27. Пузикова А.И. Поселения Среднего Дона //Население Среднего Дона в скифское время/МИА. -№ 151. М: Наука, 1969. - 143 с.

28. Пузикова А.И. Городища и курганные могильники Среднего Подонъя: к вопросу об их этнокультурном единстве Скифы и сарматы в JHI-III вв. до н.э.: палеоэкология, антропология и археология. М.: ИА РАН, 2000. - С. 258-267.

29. Пузикова А.И. Курганные могильники скифского времени Среднего Подонъя (Публикация комплексов). М,: Индрик, 2001. - 272 с.

30. Разуваев ЮД. Грунтовые погребения скифского времени у с. Кулаковка на Среднем Дону Восточноевропейские древности: Вестник Острогожского историко-художественного музея им. И.Н. Крамского. - Вып. 2. - Воронеж: Научная книга, 2012. -С. 165-169.

31. Разуваев ЮД. Грунтовые могильники скифского времени в Днепро-Донской лесостепи: историографический обзор исследований Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. - Белгород, 2014. -С. 81-85.

32. Разуваев Ю.Д. О захоронениях и останках людей на поселениях лесостепной Скифии Труды IV (XX) Всероссийского археологического съезда в Казани. - М.: Отечество, 2014. - С. 159-162.

33. Разуваев Ю.Д. Раскопки на Семилукском городтце в 2014 году Известия ВГПУ. -№2.- Воронеж, 2015. - С. 99-105.

34. Разуваев Ю.Д Захоронения и останки людей на поселениях лесостепной Скифии: состояние источников Российская археология. - 2016. -№ 3. - С. 102-120.

35. Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России /Вступ. ст., коммент. и примеч. A.B. Арсентьева. —М.: Издательский дом «Книжная находка», 2002. - 160 с.

36. Савелов Л.М. Расположение курганов и городищ в Коротоякском уезде // Труды Воронежской губернской ученой архивной комиссии. - Вып. 1. - Воронеж, 1902.

37. Синюк А.Т., Березуцкий В.Д. Мостищенский комплекс древних памятников (эпоха бронзы - ранний железный век). - Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2001. -191 с.

38. Скорый С.А. Скифы в Днепровской Правобережной Лесостепи (проблема выделения иранского этнокультурного элемента). - Киев: ИА НАНУ, 2003. - 197 с.

39. Спицын A.A. Курганы скифов-пахарей // Императорской Археологической комиссии. Вып. 65. -/7г., 1918. - 121 с.

40. Шоков А.Ф. Скифы на Среднем Дону. Воронеж: Обл. кн. изд-во, 1952. - 40 с.

41. Шрамко Б. А. Некоторые итоги раскопок Вельского городища и гелоно-будинская проблема // Советская археология. - 1975. —№ 1. — С. 65-85.

References

1. Alekseev A.Ju. Hronografija Evropejskoj Skifii VII-IV vekov do n.je. - SPb.: Izd-vo Gos. Jermitazha, 2003. - 416 s.

2. Berezuckij V.D. Kurgany skifskogo vremeni lesostepnogo Dona (k rekonstrukcii social'nyh otnoshenij). - Voronezh, 1995. - 73 s.

3. Berezuckij V.D. Kurgany skifskogo vremeni и hutora Dubovoj na Srednem Donu (raskopki 2004 g.) // Arheologicheskie pamjatniki Vostochnoj Evropy. Vyp. 12. - Voronezh: Izd-vo VGPU, 2006. - S. 138-148.

4. Birjukov I.E., Razuvaev Ju.D. Gorodishhe skifskogo vremeni и s. Kamenka na Verhnem Donu // Arheologicheskie pamjatniki bassejna Dona. - Voronezh.: Izd-vo VGPU. 2004. - S. 181-191.

5. Gorodcov VA. Raskopki Chastyh Kurganov bliz Voronezha v 1927 g. // SA. - 1947. -Vyp. IX. - S. 13-28.

6. Grakov B.N., Meljukova A.I. Ob jetnicheskih i kul'turnyh razlichijah v stepnyh i lesostepnyh oblastjah Evropejskoj chasti SSSR v skifskoe vremja // Voprosy skifo-sarmatskoj arheologii. -M.:IA AN SSSR, 1954. - S. 39-93.

7. Grakov B.N. Skify. Nauchno-populjarnyj ocherk. - M.: MGU, 1971. - 200 s.

8. Grechko D.S. Naselennja skifs'kogo chasu na Sivers'komu Dinci. - K.: Izd-vo I A NAN Ukrainy, 2010. - 286 s.

9. Guljaev V.l. Eshhe raz k voprosu ob jetnokul'turnoj situacii v Srednem Don'e v skifskoe vremja // Arheologija Srednego Dona v skifskuju jepohu: trudy Donskoj (b. Potudanskoj) arheologicheskoj jekspedicii IA RAN. Sbornik statej. - M. : Institut arheologii RAN, 2004. - S. 724.

10. Guljaev V.l. Na vostochnyh rubezhah Skifii (drevnosti donskih skifov). -M.: IA RAN, 2010. - 344 s.

11. Kozlovskaja M.V. Ob obraze zhizni srednedonskogo naselenija skifskogo vremeni) // Skify i sarmaty v VIII-III vv. do n.je.: paleojekologija, antropologija i arheologija. -M., 2000. -S. 45-50.

12. Liberov P.D. Pamjatniki skifskogo vremeni na Srednem Donu // SAI. - Vyp. Dl-31. -M. : Nauka, 1965.-S. 111.

13. Liberov P.D. Drevnjaja istorija naselenija Don'ja: Dis. ... d-ra ist. nauk. -M., 1971. Ch. II. Arhiv IA RAN. R-2. № 2088, 2089.

14. Liberov P.D. Problema budinov i gelonov v svete novyh arheologicheskih dannyh // MIA. -M., 1969. -№ 151. - 143 s.

15. Makarenko N.E. Arheologicheskie issledovanija 1907-1909 gg. // Izvestija Imperatorskoj arheologicheskoj komissii. Vyp. 43. Spb: Tip. Glavnogo Upravlenija Udelov, 1911.

16. Medvedev A.P. Rannij zheleznyj vek lesostepnogo Don'ja. Arheologija i jetnokul'turnaja istorija I tysjacheletija do n.je. - M.: Ncaika, 1999. - 160 s.

17. Medvedev A.P. Kurgany lesostepnoj Skifii: k istorii issledovanija fenomena i ego interpretacii na material ah Dnepr o-Donskogo mezhdurech'ja Voronezh Arheologija vostochnoevropejskoj lesostepi. - Voronezh: VGU, 2004. - S. 89-98.

18. Medvedev A.P. Kurgannye nekropoli skifskogo vremeni na Srednem Donu i Severskom Donee: itogi sravnitel'nogo izuchenija Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: istorija. Politologija. Sociologija. - Voronezh, 2010. -ML-S. 32-41.

19. Meljukova A. I. Skify i neskifskie plemena stepi i lesostepi Vostochnoj Evropy v VII -III vv. do n. je. //Stepi evrazijskoj chasti SSSR v skifo-sarmatskoe vremja». M.: Nauka, 1989. -464 s.

20. Merkulov A.N. Poselenie 2 u hutora Titchiha na Srednem donu (issledovanija 2016 goda) Istorija: fakty i simvoly. № 2 (11). 2017. - S. 77-85. DOI: 10.24888 / 2410-4205-201711-2-77-85

21. Moskalenko A.N. Pamjatniki drevnejshego proshlogo Verhnego i Srednego Dona. -Voronezh, 1955. - 76 s.

22. Oblomskij A.M., Razuvaev Ju.D. Gruntovye pogrebenija skifskogo vremeni u s. Ksizovo na Verhnem Donu //KSIA. - 2013. - № 231. - S. 183-195.

23. Pogorelov V.I. Kurgany jepohi bronzy Stojanovskogo mogil'nika RA. - 1996. -ML-S. 145-158.

24. Prjahin A.D., Razuvaev Ju.D. Pogrebenija na Semilukskom gorodishhe pozdneskifskogo vremeni (raskopki 1986 g.) Arheologicheskie pamjatniki rannego zheleznogo veka Oksko-Donskogo mezhdurech'ja. -Rjazan', 1993. -S. 74-94.

25. Prjahin A.D., Razuvaev Ju.D. Pogrebenija na Semilukskom gorodishhe pozdneskifskogo vremeni Drevniepamjatniki Okskogo bassejna. Rjazan', 1993a. - S. 13-30.

26. Prjahin A.D., Razuvaev Ju. D. K interpretacii zahoronenij na Semilukskom gorodishhe skifskogo vremeni //Skify i sarmaty v VIM III vv. do n.je.: paleojekologija, antropologija i arheologija. -M.: IA RAN, 2000. - S. 249-257.

27. Puzikova A.I. Poselenija Srednego Dona Naselenie Srednego Dona v skifskoe vremja (MIA. № 151). - M.: Nauka, 1969. - 143 s.

28. Puzikova A.I. Gorodishha i kurgannye mogil/niki Srednego Don'ja: k voprosu ob ih jetnokiiTturnom edinstve //Skify i sarmaty v VIII-IIIvv. do n.je.: paleojekologija, antropologija i arheologija. - M.: IA RAN, 2000. - S. 258-267.

29. Puzikova A.I. Kurgannye mogil/niki skifskogo vremeni Srednego Don'ja (Publikacija kompleksov). -M.: Indrik 2001. - 272 s.

30. Razuvaev Ju. D. Gruntovye pogrebenija skifskogo vremeni u s. Kulakovka na Srednem Donu Vostochnoevropejskie drevnosti: Vestnik Ostrogozhskogo istoriko-hudozhest\>ennogo muzeja im. I.N. Kramskogo. - Vyp. 2. — Voronezh: Nauch. hi., 2012. -S. 165-169.

31. Razuvaev Ju.D. Gruntovye mogH'niki skifskogo vremeni v Dnepro-Donskoj lesostepi: istoriograficheskij obzor issledovanij Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Istorija. Politologija. - Belgorod, 2014. - S. 81-85.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32. Razuvaev Ju.D. O zahoronenijah i ostankah ljudej na poselenijah lesostepnoj Skifii Trudy IV (XX) Vserossijskogo arheologicheskogo s#ezda v Kazani. - M.: Otechest\>o, 2014. -S. 159-162.

33. Razuvaev Ju.D. Raskopki na Semilukskom gorodishhe v 2014 godu //Izvestija VGPU. -№ 2.-2015. -S. 99-105.

34. Razuvaev Ju.D Zahoronenija i ostanki ljudej na poselenijah lesostepnoj Skifii: sostojanie istochnikov //RA. - 2016. -№ 3.-S. 102-120.

35. Rostovcev M.I. Jellinstvo i iranstvo na juge Rossii / Vstup. st., komment. i primech. A. V. Arsent'eva. —M.: Izdatel'skij dorn «Knizhnaja nahodka», 2002. - 160 s.

36. Savelov L.M. Raspolozhenie kurganov i gorodishh v Korotojakskom uezde / Lrudy Voronezheskoj gubernskoj uchenoj arhivnoj komissii. - Vyp. 1. - Voronezh, 1902.

37. Sinjuk A.T., Berezuckij V.D. Mostishhenskij kompleks drevnih pamjatnikov (jepoha bronzy - rannij zheleznyj vek). - Voronezh: Voronezhskij gospeduniversitet, 2001. - 191 s.

38. Skoryj S.A. Skify v Dneprovskoj Pravoberezhnoj Lesostepi (problema vydelenija iranskogo jetnokul'turnogo jelementa). - Kiev: IA NANU, 2003. - 197 s.

39. Spicyn A.A. Kurgany skifov-paharej // IAK, Vyp. 65. Pg. 1918. - 121 s.

40. Shokov A.F. Skify na Srednem Donu. Voronezh: Ohl. m. izd-vo, 1952. - 40 s.

41. Shramko B. A. Nekotorye itogi raskopok Bel'skogo gorodishha i gelono-budinskaja problema //SA. - 1975. Xü 1. S. 65-85.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.